С 20-х гг. XX в. церковную архитектуру М. анализировали как проявление художественных тенденций своего времени, часть общей градостроительной картины города, его художественного, эстетического облика, как область применения строительных технологий, а также как вариант народного, почти фольклорного, искусства. С 60-70-х гг. XX в. меры по сохранению памятников и исторических ансамблей, а также развитие искусствоведения позволили составлять своды памятников, в т. ч. московских. Одним из первых таких сводов стал четырехтомник П. Г. Паламарчука «Сорок сороков» (П., 1988-1990; М., 1992-19952), включивший сведения по утраченным храмам города (наибольшие утраты в церковной архитектуре М. после 1917 и до 70-х гг. XX в.), затем появилась серия «Памятники архитектуры Москвы» (М., 1982-2015. 10 кн.). Церковная архитектура средневек. М. стала предметом научных изысканий мн. ученых, использующих различные методы ее исследования (М. А. Ильин, В. П. Выголов, С. С. Подъяпольский, А. Л. Баталов, С. С. Попадюк и мн. др.). Новейшие методы анализа истории М. как совокупности археологических и архитектурных объектов базируются на конкретно-исторических исследованиях отдельных церковных памятников и зон. Применение новых методов началось в 80-90-х гг. XX в. на основе продолжающегося и в наст. время сбора и анализа неопубликованных церковно-археологических материалов, таких как Ладанные книги, описи, антиминсы и др. Возобновившийся интерес к иконографии архитектуры обозначил проблему символики ансамблей. Метод тотального сбора и анализа материалов по церковной топографии М. был применен для изучения исторических (т. е. изменяемых) форм сакрального пространства города - сложной структуры, к-рая раскрывается через историю возникновения и перемещения престолов внутри храма, мон-ря, города; унификацию церковного быта (в т. ч. маршруты передвижений священства, связанные с деятельностью в городе, вне храма); воспроизведение евангельской топографии и главных святынь христианства путем создания и использования в литургической практике их «копий»; церковные процессии, когда городская структура, церковные здания и элементы литийного богослужения образуют сложное пространственное единство; топографию кладбищ (приходских и монастырских некрополей), изменение их места в городе, организацию их внутреннего пространства, формы погребального обряда, посещения кладбищ и сохранения памяти.

http://pravenc.ru/text/2564186.html

Уникальное место в истории рецепции наследия Н. К. в России занимают труды А. Ф. Лосева (1893-1988), к-рый обратился к изучению сочинений Н. К. во 2-й пол. 20-х гг. XX в. в сложных условиях складывавшегося в этот период в СССР тотального господства офиц. марксистской диалектики и материалистической философии. К кон. 20-х гг. Лосев, используя неопубликованный перевод Н. Ю. Фиолетовой, подготовил собственный рус. перевод трактата «О неином» (1-й полный перевод к.-л. из сочинений Н. К. на рус. язык), а также начал работу над масштабным исследовательским проектом, предполагая рассмотреть широкий историко-философский контекст (от Платона до средневек. схоластов), повлиявший на формирование представленной в трудах Н. К. платонической диалектики Единого. Кн. «Николай Кузанский и средневековая диалектика» была в 1929 г. сдана в типографию, однако осталась неизданной из-за ареста и ссылки Лосева; хотя чистовая рукопись работы утрачена, содержание удалось в значительной мере восстановить по сохранившимся в архивах авторским черновикам. После возвращения из лагерей Лосев вновь обратился к работе с текстами Н. К., подготовив к публикации комментированный перевод 3 его философских произведений. Перевод был издан (см.: Николай Кузанский. Избр. философские соч. 1937), однако по цензурным соображениям все комментарии были отвергнуты редакцией. В 70-х гг. XX в. Лосеву удалось публично представить нек-рые принципиальные положения собственного прочтения философии Н. К. в статье о Н. К., включенной в 3-е издание Большой Советской Энциклопедии (БСЭ. 1974. Т. 18. С. 12), и в соответствующем разделе кн. «Эстетика Возрождения» (1978). Полностью масштаб и интенсивность работы Лосева с текстами Н. К. стали очевидны лишь после публикации в XXI в. 2-томного научного издания под редакцией Е. А. Тахо-Годи, в которое были включены все посвященные Н. К. архивные мат-лы и публикации Лосева с 20-х по 80-е гг. XX в. ( Лосев. 2016). В философии Н. К. Лосев видел кульминацию развития средневек. платонизма, характеризуя ее как «виртуозное балансирование на философско-эстетическом и культурно-историческом острие», отделяющем объективный универсализм средневековья от субъективизма Ренессанса (Там же. Т. 2. С. 430-431). Он высоко оценивал диалектические конструкции Н. К., в к-рых многовековая традиция платонического осмысления соотношения единого и многого соединилась с антропоцентричным мировоззрением Ренессанса, с желанием человеческой личности «все видеть и осязать, все измерять, все геометрически оформлять и в то же самое время постоянно стремиться в бесконечные дали» (Там же. С. 415; анализ интерпретации Лосевым идей Н. К. см.: Тахо-Годи. 2016. С. 20-56).

http://pravenc.ru/text/2566118.html

К нач. июля 2017 г. в регионе легально действуют 10 религ. орг-ций методистов, в т. ч. одна централизованная - «Методистское собрание в России». Баптисты и евангельские христиане В 1918 г. в Московской губ. действовали 9 общин баптистов и евангельских христиан . В 20-х гг. XX в. в ближнем Подмосковье продолжалась регистрация новых общин баптистов и евангельских христиан и проводилась перерегистрация старых. Так, в 1925 г. была перерегистрирована община евангельских христиан в Мытищах (ЦГАМО. Ф. 65. Оп. 1. Д. 141). Были зарегистрированы общины в Перове (ныне в черте Москвы, община имела 2 молитвенных помещения), в Люберцах, Подольске, Серпухове, Ивантеевке. К кон. 30-х гг. XX в. все общины М. о. были упразднены. Сразу после Октябрьской революции глава Союза евангельских христиан И. С. Проханов выступил с инициативой создания в Центр. России трудовых коммун евангельских христиан. Большинство коммун действовало в Тверской обл., отдельные коммуны были организованы в Подмосковье. В 1918-1919 гг. упоминается земледельческая коммуна евангельских христиан, основанная в сент. 1918 г. в бывш. имении Ф. С. Савельева в Вельяминовской вол. Серпуховского у., при ней учрежден приют для стариков и детей. На окраине Москвы существовала трудовая артель евангельских христиан «Честный труженик». Отдельные коммуны и артели создавались евангельскими христианами совместно с толстовцами, они упоминаются в советских документах, как «смешанные сектантско-толстовские». Такой статус имели 2 коммуны, основанные в нач. 20-х гг. XX в. евангельскими христианами-трезвенниками в Коломенском у.: в с. Каледине (ныне Коледино Ступинского р-на) и в с. Борзецове Верховлянской вол. (ныне в черте пос. Малино Ступинского р-на). Все колонии и артели просуществовали до нач. 30-х гг. 1 марта 1945 г. Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ) обратился в Московский облисполком с просьбой зарегистрировать общины в тех местах региона, где существовали закрытые молитвенные здания евангельских христиан и баптистов.

http://pravenc.ru/text/2564194.html

В 80-х гг. XIX в. адвентисты седьмого дня появились в нем. колониях в Донском окр., Астраханской и Саратовской губерниях. В нач. XX в. группы адвентистов действовали в Камышине, в слободе Николаевской, в колонии Кано Николаевского у., в с. Н. Добринка. В 1908 г. Саратовский губернатор разрешил ежегодные собрания адвентистов в Камышине и в 1909 г. в Царицыне. В нач. 1934 г. в Камышине появилась адвентистская община, просуществовавшая, видимо, недолго. В 1977 г. были зарегистрированы общины в Волгограде и в пос. Петров Вал. В нач. 90-х гг. в В. о. действовали 5 общин, к 2005 г. зарегистрировано 17 общин адвентистов. Иудаизм 17 окт. 1888 г. в Царицыне открылась синагога, в 1911 г. в центре города построили хоральную синагогу, община просуществовала до кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. В 1993 г. в В. о. была зарегистрирована иудейская община. В наст. время насчитывается 9 иудейских общин. Они исповедуют ортодоксальный иудаизм (в подчинении Конгресса еврейских религиозных орг-ций и объединений России и Федерации еврейских общин России) и реформированный иудаизм. Ислам К сер. XIX в. в Царицыне действовали 2 мечети, в июне 1919 г. открылась 3-я. В 20-х гг. XX в. после закрытия этих мечетей мусульм. центром области стала мечеть в с. М. Чапурники (ныне Светлоярского р-на), к-рая действовала до 1941 г. и вновь открылась в мае 1946 г. В нач. 80-х гг. были зарегистрированы мусульм. общины в Волгограде, Палласовке, селах Маляевка и Бахтияровка Ленинского р-на, Латошинка Старополтавского р-на; началось строительство мечетей. В В. о. к 2005 г. зарегистрировано 17 мусульм. общин, действует Волгоградское региональное духовное управление мусульман, входящее в Центральное духовное управление мусульман России (центр в Уфе). Большинство мусульман области живут в Волгограде, Волжском, а также в Суровикинском, Светлоярском, Среднеахтубинском, Ленинском, Быковском, Палласовском, Старополтавском р-нах. Все местные орг-ции относятся к традиционному исламу - суннизму ханафитского мазхаба . Буддизм

http://pravenc.ru/text/155148.html

Нек-рые нукутские буряты были буддистами: дацан существовал в с. Бутукей. Часть прибайкальских лам на рубеже XIX и XX вв. перешла в Православие. После издания в 1905 г. манифеста «Об укреплении начал веротерпимости» деятельность лам в Прибайкалье немного активизировалась, но она не шла ни в какое сравнение с деятельностью лам в Забайкалье, где немалая часть бурят перешла из Православия в буддизм. В нач. 20-х гг. XX в. советская власть поощряла деятельность лам, в 1923 г. был построен Муринский дацан (совр. Эхирит-Булагатский р-н). В 30-х гг. большая часть лам была физически уничтожена. В кон. 80-х гг. XX в. с возрождением буддизма началась его экспансия на территории, где он ранее не был представлен. В И. о. буддизм исповедует часть верующих бурят преимущественно в Аларском р-не. К Буддийской традиц. сангхе России (БТСР) относятся следующие общины: «Дари» и «Манла» в Иркутске, «Ваджра» в Ангарске, «Чодтен» в Усть-Илимске, усть-ордынская окружная община буддистов, буддийская община г. Усть-Илимска. В пос. Усть-Ордынском (адм. центр Усть-Ордынского Бурятского окр.) действует Абатанатский дацан, идет строительство дацана в Иркутске. Помимо орг-ций, относящихся к БТСР, в Иркутске действует буддийский центр «Алмазный путь» школы Карма-кагью , входящий во всемирную сеть центров этого направления. Шаманизм (тенгрианство) Традиц. верованиями прибайкальских бурят, тофаларов и эвенков являются семейно-родовые и промысловые культы, а также шаманизм. Если эвенки, приняв Православие, продолжают его исповедовать, то для мн. бурят и тофаларов крещение, принятое в XVIII-XIX вв., было формальным, и в 1905 г. большинство вернулось к традиц. культам. В нач. 90-х гг. XX в. в Прибайкалье началось возрождение шаманских традиций, возникли объединения преимущественно профессиональных шаманов (Совет шаманских общин Прибайкалья). В Усть-Ордынском Бурятском окр. действует орг-ция шаманистов «Сахилгаан» (Молния). Новые религиозные движения В И. о. представлены рядом орг-ций и групп, таких как «Белое братство» , 4 группы об-ва «Сознание Кришны», сообщество «Вера Бахаи» (см.

http://pravenc.ru/text/674057.html

В кон. 30-х - нач. 40-х гг. XX в. баптисты продолжали молиться в частных домах. В Ст. Руссе они собирались даже во время Великой Отечественной войны. С 1947 г. общины Боровичей (лидеры - Ф. Ф. Сорокин и В. Т. Девяткин) и Ст. Руссы (Г. Н. Спиридонов) предпринимали попытки официальной регистрации, но добиться ее община евангельских христиан-баптистов (ЕХБ) в Боровичах смогла лишь в 1967 г. В Новгороде в 50-60-х гг. XX в. молитвенные собрания баптистов проходили в основном на квартирах членов общины. Затем община арендовала дом в с. Бронница Новгородского р-на, а в 1971-1980 гг.- дом 29 по ул. Большевиков в Новгороде, принадлежавший активной латышской баптистке, члену церкви с 1920 г. Е. К. Козловой. Одновременно верующие неск. раз предпринимали попытки зарегистрировать общину в Новгороде, к 1970 г. она насчитывала более 50 чел. 14 дек. 1973 г. члены городской общины обратились в Новгородский горисполком и к уполномоченному Совета по делам религий при СМ СССР по Новгородской обл. Д. Н. Игнатову с просьбой зарегистрировать общину ЕХБ, но получили отказ. В окт. 1976 г. новгородская община направила еще одно ходатайство о регистрации через Всесоюзный Совет ЕХБ непосредственно в Совет по делам религий при СМ СССР. На основании решения Совета по делам религий при СМ СССР от 28 дек. 1976 г. (протокол 11) религ. объединение верующих ЕХБ в Новгороде все же было зарегистрировано. С кон. 70-х гг. XX в. были зарегистрированы баптист. общины в Пестове, Парфине, Крестцах. В 1981 г. новгородской общиной был приобретен Дом молитвы в пос. Деревяницы (ныне в черте г. Вел. Новгород), где и совершались богослужения. 20 янв. 1999 г. зарегистрировано Региональное объединение евангельских и баптистских церквей Н. о., входящее в состав Российского союза евангельских христиан-баптистов. В 1994-2000 гг. возведен храм Христа на ул. Кочетова в Вел. Новгороде, 9 июля 2000 г. состоялось его освящение. В региональное объединение входят 8 религ. орг-ций в городах Боровичи, Вел. Новгород, Ст. Русса, поселках Крестцы, Парфино, Пестово и Шимск, дер. Чечулино Новгородского р-на; ранее в него входила также орг-ция в М. Вишере (зарегистрирована 19 дек. 1991, снята с регистрации 5 февр. 2016). Кроме того, под юрисдикцией объединения действуют 9 незарегистрированных групп. Баптисты Н. о. ведут активную социально-культурную деятельность: организуют концерты, научные конференции, участвуют в подготовке и проведении праздников в Н. о., реализации социальных программ.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

Среди нем. населения К. значительную часть составляли меннониты . Наиболее известные колонии меннонитов - Карасан (основана в 1862, ныне с. Ровное Красногвардейского р-на) и Спат (основана в 1882, ныне пос. Гвардейское Симферопольского р-на). Среди крымских меннонитов возникло неск. толков, из них наиболее значительными были вюстизм и гюпферство. Основателем 1-го толка был бывш. лютеран. пастор Э. Вюст, создавший в 40-50-х гг. XIX в. среди нем. колонистов в Таврической губ. неск. сепаратистских общин. В 1855 г. из группы вюстовцев, живших на р. Молочной, выделилась секта гюпферов (прыгуны, танцующие меннониты), заканчивавших моления радениями с плясками. Гюпферы положили начало сформировавшейся в 1860 г. меннонитской братской общине (новоменнониты). В 1874-1875 гг., после утверждения нового устава о воинской повинности, мн. крымские меннониты эмигрировали в США. В 1882 г. от меннонитов отделились «последователи истинной христианской веры», или «апостольские христиане», которых среди крымских немцев было немного. В 1894 г. их центром было с. Темир-Булат Перекопского у. В Спате часть меннонитов в 90-х гг. XIX в. перешла к баптистам. В нач. XX в. в К. насчитывалось 29 меннонитских и 10 т. н. сепаратистских общин общей численностью ок. 4 тыс. чел. В авг. 1911 г. состоялся съезд меннонитов Таврической губ., в работе к-рого участвовало 147 делегатов. На съезде были рассмотрены вопросы о меннонитских общинах, о нем. уч-щах, о препятствиях к вступлению в брак, о направлении меннонитов за границу для получения церковного образования, о содействии брит. об-ву меннонитов. К 1924 г. в К. насчитывалось 5500 меннонитов. Они жили в Джанкойском, Симферопольском, Феодосийском и Евпаторийском уездах. Значительная часть меннонитов покинула СССР в 20-х гг. XX в. В 90-х гг. XX в. общины меннонитов появились в Запорожской обл. Украины, откуда их активность распространилась и на К. В кон. XIX - нач. ХХ в. в Таврической губ. получил распространение штундизм , вскоре трансформировавшийся в баптизм (см.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

Законодательный совет, имевший ограниченные консультативные полномочия. Развитие системы плантационного хозяйства сопровождалось захватом земель у местного населения, созданием для него резерваций и использованием принудительного труда на общественных работах. Африканцы могли селиться на землях европейцев в качестве арендаторов, их наделы не превышали 1 га. Предусматривалась обязательная регистрация рабочей силы с выдачей удостоверений (кипанди) мужчинам-африканцам. Подобные меры вызвали протесты среди ряда миссионеров: так, в 1919 г., когда губернатор У. К. Норти начал практиковать систему принудительного труда, Альянс протестант. миссий подверг его критике за жестокое обращение с африканцами. В связи с этим секретарь Конференции брит. миссионерских об-в Дж. Х. Оулдем отправил брит. правительству протест против угнетения африканцев в К. В 1923 г. принята девонширская «Белая книга», в к-рой было заявлено, что интересы африканцев должны считаться первостепенными. Однако подобное мнение разделяли далеко не все миссии: зависимость миссионеров от брит. правительства влияла на их позицию. Католич. ц. св. Иосифа в Мутитуни. XX в. Католич. ц. св. Иосифа в Мутитуни. XX в. В 1920 г. Восточноафриканский протекторат был расформирован. К. стала брит. колонией, ее территория включала внутренние континентальные районы, протекторату отошла прибрежная часть Уганды. В 20-х гг. XX г. зародилось организованное политическое движение африканцев. Первые политические партии возникали на этнической основе, прежде всего у народов, наиболее пострадавших от земельных экспроприаций и трудовых мобилизаций. В 1924-1925 гг. была создана Центральная ассоциация кикуйю (ЦАК), требовавшая возвращения земель африканцам, отмены принудительных работ и выдачи кипанди. Эти процессы сказались на религиозно-церковной жизни: в 20-х гг. XX в. у большей части миссионерских церквей в данном регионе было много прихожан из местных жителей и их влияние в общинах являлось определяющим. Вскоре члены миссионерских церквей стали требовать расширения прав прихожан из коренного населения, это движение могло привести к расколу в миссиях.

http://pravenc.ru/text/1684185.html

В 1944-1945 гг. стихийно возникшие после освобождения региона от фашистов иудейские общины краткое время владели синагогами в городах Саврань и Котовск (ныне Подольск) и состояли на учете у уполномоченного как зарегистрированные до войны. В 1945 г. синагоги были изъяты у общин. В 1945 г. поставлены на учет общины в Одессе и Балте, в Измаильской обл.- в Белгороде-Днестровском, Болграде и Тарутине (2 последние сняты с регистрации в 1946). Нелегально действовали иудейские общины с раввинами в Измаиле, Килии и Арцизе, они были разгромлены властями в 1949 г. В том же году закрыта синагога в Белгороде-Днестровском, в 1962 г. упразднена синагога в Балте. Единственная в Одессе иудейская община до 1953 г. находилась в здании старинной синагоги на ул. Пушкинской. В 1953 г. власти передали здание под спортивную школу. Община переехала на ул. Лесную (Одария) в здание бывшей синагоги грузчиков морского порта, построенное в 1890 г. Здание синагоги разрушилось в 1992 г., и в том же году иудеям была возвращена главная синагога города, расположенная на углу улиц Ришельевской и Еврейской. Также в 1992 г. иудеям возвращена бывш. синагога портных, ставшая центром хасидизма на Украине. При этой синагоге зарегистрировано Южное региональное объединение иудейских общин Украины. В наст. время в Одесской обл. насчитывается 14 иудейских общин, из них 3 общины входят в Объединение иудейских религиозных организаций Украины, действуют 2 общины прогрессивных иудеев, 6 общин хасидов, 3 независимые общины. Ислам Мечеть была известна в Хаджибейском замке при тур. крепости Хаджибей. На рубеже XIX и XX вв. в Одессе действовала татар. мечеть на ул. Старопортофранковской, в районе Чумной горы существовало мусульм. кладбище. В нач. 20-х гг. XX в. единственная в городе мусульм. община была упразднена. Создание в Одессе мусульм. общин и строительство молитвенных зданий начались в 90-х гг. XX в. В 1994 г. община кавказских мусульман оборудовала в здании бывш. детского сада мечеть «Ар-Рахма» на ул. Балковской. Затем была построена мечеть для узбекских мусульман «Аль-Фуркат» на ул. Багрицкого. С 1996 г. существует Исламский культурный центр «Аль-Масар», созданный под рук. близкой к ваххабизму всеукр. ассоциации «Аль-Раид», при нем открыта мечеть для араб. диаспоры «Аль-Масар» на Слободке (пл. Молодёжи). С 2001 г. существут мечеть «Ас-Салям» при Арабском культурном центре Одессы, основанная выходцами из Сирии. В 2005 г. зарегистрирована община тур. мусульман «Туна». В 2017-2018 гг. открыта мечеть и построен Восточный культурный центр Одессы на 10-й станции Б. Фонтана (ул. Баштанная). Без регистрации действуют молитвенные помещения при афган. землячестве Одессы и при азерб. землячестве.

http://pravenc.ru/text/2578181.html

Первые баптисты появились на территории К. к. в кон. XIX в. К 1948 г. в крае было зарегистрировано всего 3 общины Евангельских христиан-баптистов (ЕХБ) - в Красноярске, Абакане и Минусинске. Еще 19 заявлений 1 янв. 1947 г. находилось на рассмотрении, но часть общин так и не была зарегистрирована, часть получила регистрацию позже. До нач. 60-х гг. число зарегистрированных общин постоянно увеличивалось. С 1958 г. начался раскол общин. Т. н. свободные кафедры в Минусинске и Абакане выступили против регистрации как общин, так и пресвитеров и проповедников в органах власти, а также против ограничений в свободе вероисповеданий. К 1962 г. движение т. н. инициативников (с 1965 Совет церквей ЕХБ) приобрело массовый характер, произошло резкое увеличение общин. В К. к. численность членов незарегистрированных общин увеличилась за 1962 г. на 327 чел., а зарегистрированных - всего на 6. Постепенно руководители и активисты, подвергавшиеся преследованиям со стороны властей, перешли на подпольное существование. В 70-х гг. XX в. численность общин ЕХБ колебалась в следующих границах: от 1,159 до 1,327 тыс. чел. в зарегистрированных общинах и группах и от 89 до 123 - в группах «инициативников». В 80-х гг. количество зарегистрированных общин увеличилось до 20, численность членов в них - до 1458 чел., из них в незарегистрированных группах насчитывалось 198 чел. По официальным данным, в 1990-2006 гг. число только зарегистрированных организаций увеличилось с 20 до 31. Наиболее широко представлены общины Объединения церквей ЕХБ Красноярского края и Республики Тыва. Возглавляет это Объединение церквей ЕХБ еп. Александр Сиско. По данным на 2006 г., в 25 городах и поселках К. к. действовала 31 зарегистрированная религиозная организация ЕХБ (в т. ч.- 3 в Красноярске), еще в 60 населенных пунктах функционировали филиалы или религ. группы ЕХБ. Часть верующих переехала в К. к. в сер.- кон. 90-х гг. XX в. в результате гонений на христиан в республиках Ср. Азии. Еще одно направление представлено общинами Совета церквей евангельских христиан-баптистов (далее: СЦ ЕХБ), число которых в связи с отсутствием официальных данных не может быть точно определено.

http://pravenc.ru/text/2458975.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010