3 ноября 1936 г. Воскресенская церковь была закрыта. В 1937 г. была предпринята попытка разрушения церкви. Но снесена была лишь церковная ограда. В конце 1930-гг. в помещении церкви находился гараж для машин, затем зерносклад. В 1940-е годы в здании Воскресенской церкви разместился Центральный государственный архив РСФСР Дальнего Востока. Советское правительство приняло решение о переводе архивов Хабаровского и Приморского краев, частично Читинской области в Томск. Документы из Владивостока поступали в 1935, 1941 и 1942 гг. Так, в августе 1943 года, в Томске был создан Центральный государственный архив РСФСР Дальнего Востока. Первоначально архив располагался в здании бывшего ломбарда (ул. К. Маркса, 26), а позднее в помещении Воскресенской церкви, где и разместилась основная часть его фондов. Архив Дальнего Востока занимал оба этажа. http://pravoslavie.tomsk.ru/ Воскресенская церковь - почти ровесница Томска. Первоначальный деревянный храм был построен в 1622 году и находился восточнее нынешнего каменного, на территории Свято-Успенского мужского монастыря. В 1626 году монастырь был закрыт и Воскресенская церковь стала приходской. Двухэтажное каменное здание нынешнего храма было заложено 14 февраля 1789 года. Нижний придел в честь Успения Божией Матери был освящен 18 октября 1803 года. Через несколько дней деревянный Воскресенский храм был разобран и вывезен на берег р. Томи со всей утварью, где его полностью сожгли, а прах развеяли по ветру над рекой - таков был обычай. 16 июня 1807 года был освящен верхний престол храма - в честь обновления храма Воскресения Господня в Иерусалиме. С 1892 года при церкви действовало попечительство о бедных. В 1896 году была открыта церковно-приходская школа. 19 декабря 1897 года на отдельно стоящую к западу от храма каменную звонницу был поднят большой Воскресенский колокол, отлитый в Ярославле на заводе Оловянишникова. Колокол, украшенный горельефами евангелистов, имел диаметр более 4-х метров, а его общий вес составлял 16640 кг. Горожане нарекли его " Томским Царь-колоколом " . В 1930 году колокол был снят, разбит на куски и вместе с колоколами других Томских церквей пошел на переплавку.

http://sobory.ru/article/?object=03543

4 октября 1937 года были замучены и затем расстреляны архимандрит Маврикий (Полетаев), Василий Кондратьев и Владимир Правдолюбов за «контрреволюционную деятельность и распространение религиозного дурмана». 2 ноября 1937 года расстреляны священники: Иоанн Родионов, Зосима Пепенин, Иоанн Ганчев, Иоанн Речкин, Леонид Никольский, Николай Фигуров, Петр Кравец, Александр Орлов, диакон Михаил Исаев и Павел Бочаров «за антисоветскую настроенность и монархическую церковность». 12 ноября 1942 г. умер замученный трудом протодиакон Матфей Казарин. 14 ноября 1937 г. приговорены были к расстрелу: архиепископ Сергий (Зверев), священник Василий Адаменко, священник Василий Краснов, священник Григорий Шпак, священник Николай Романовский. Все они обвинены «врагами советской власти постоянно ведущими контрреволюционную и антисоветскую деятельность, которая заключалась в нелегальных молитвенных собраниях, устраиваемых в помещениях лагеря, имели связь с заграницей, люто ненавидели и не признавали Советскую власть». 17 ноября 1941 г. был расстрелян священник Исмаил «за принадлежность к контрреволюционной церковно-монархической группировке». 10 декабря 1937 года по решению тройки УНКВД КО был расстрелян священник Иоанн Глазков «за принадлежность к церковно-монархической организации и за антисоветскую деятельность». 11 января 1938 г. в лике мучениц Карагандинских просияли святые жены Агриппина Киселева, Анна Боровская, Анна Попова, Варвара Деревягина, Евдокия Назина, Евдокия Гусева, Ефросиния Денисова, Матрона Наволокина, Наталия Сундукова, Наталия Силуянова, Наталия Васильева. Все они приговорены были решением Карагандинского облсуда при Карлаге НКВД к расстрелу. Не устраивала советскую власть их вера в Бога и принадлежность к Церкви. 9 февраля 1940 года умер священник Павел, приговоренный к 8 годам заключения в ИТЛ за то, что «являлся активным участником контрреволюционной организации церковников, высказывал резкие повстанческие и террористические настроения против руководителей ВКП (б) и советского правительства».

http://pravoslavie.ru/2266.html

4 октября 1937 года были замучены и затем расстреляны архимандрит Маврикий (Полетаев), Василий Кондратьев и Владимир Правдолюбов за «контрреволюционную деятельность и распространение религиозного дурмана». 2 ноября 1937 года расстреляны священники: Иоанн Родионов, Зосима Пепенин, Иоанн Ганчев, Иоанн Речкин, Леонид Никольский, Николай Фигуров, Петр Кравец, Александр Орлов, диакон Михаил Исаев и Павел Бочаров «за антисоветскую настроенность и монархическую церковность». 12 ноября  1942 г . умер замученный трудом протодиакон Матфей Казарин. 14 ноября   1937 г . приговорены были к расстрелу:  архиепископ Сергий (Зверев), священник Василий Адаменко, священник Василий Краснов, священник Григорий Шпак, священник Николай Романовский. Все они обвинены «врагами советской власти постоянно ведущими контрреволюционную  и антисоветскую деятельность, которая заключалась в нелегальных молитвенных собраниях, устраиваемых в помещениях лагеря, имели связь с заграницей, люто ненавидели и не признавали Советскую власть». 17 ноября  1941 г . был расстрелян священник Исмаил  «за принадлежность к контрреволюционной церковно-монархической группировке». 10 декабря 1937 года  по решению тройки УНКВД КО был расстрелян священник Иоанн Глазков «за принадлежность к церковно-монархической организации и за антисоветскую деятельность». 11 января 1938 г. в лике мучениц Карагандинских просияли святые жены Агриппина Киселева, Анна Боровская, Анна Попова, Варвара Деревягина, Евдокия Назина, Евдокия Гусева, Ефросиния Денисова, Матрона Наволокина, Наталия Сундукова, Наталия Силуянова, Наталия Васильева. Все они приговорены были решением Карагандинского облсуда при Карлаге НКВД к расстрелу. Не устраивала советскую власть их вера в Бога и принадлежность к Церкви. 9 февраля 1940 года умер священник Павел, приговоренный к 8 годам  заключения в ИТЛ за то, что «являлся активным участником контрреволюционной организации церковников, высказывал резкие повстанческие и террористические настроения против руководителей ВКП (б) и советского правительства».

http://pravoslavie.ru/put/060504182013.h...

http://http://stal-nevsky.ru/ Храм Вознесения Господня в Казацкой слободе (1964 г. слобода Казацкая вошла в состав городской черты) расположен на холме. Закладка храма происходила в 1870 г. главным мастером – крестьянином Сергеем Ефимовичем Симоновым. Освящение состоялось 1 мая 1882 года. Правый придел освящен в честь Архангела Михаила, левый – в честь великомученика и целителя Пантелеимона. Из метрики за 1887 г. о первом священнослужителе известно, что при Вознесенской церкви служил приходской священник. К 1887 г. он уже 11 лет находился на должности. В «Историко-статистическом и археологическом очерке Старого Оскола» И. Токмакова за 1894г. сказано, что на должности священника с 14 июля 1889 г. состоял Фёдор Михайлович Мильский. Согласно Справочной тетради о церквях Курской епархии за 1898 г., при храме имелись библиотека, 2 земских школы. К началу ХХ в. в слободе открылась церковно-приходская школа, начальное обучение в которой могли получить дети из крестьянских семей. Здание церковно-приходской школы сохранилось до сих пор. В нем находилась школа В Справочной Книге о церквях, приходах и причтах Курской епархии за 1908 г. читаем: «При Вознесенской церкви нёс послушание настоятеля священник Фёдор Фёдорович Косминский». В 1903 г. отец Фёдор награждён скуфьею. Псаломщиком при храме числился Фёдор Петрович Чекрыгин. С 1903 г. обязанности дьякона при храме исполнял Андрей Васильевич Федоровский. В 1905 г. он состоял учителем местной церковно-приходской школы. 7 декабря 1919 г. диакон Андрей рукоположен в сан священника и назначен к Вознесенской церкви для исполнения пастырских священнодействий. 30 октября 1922 г. по прошению и желанию прихожан Курским Епархиальным управлением утверждён штатным священником. В 1938 г. в связи с арестом отца Андрея Федоровского церковь считалась бездействующей. Здание церкви властью использовалось под ссыпку зерна. Заявления группы верующих Вознесенской церкви о неправомочных действиях со стороны местной власти дошли до Верховного Совета РСФСР. 11 октября 1938 г. Старооскольский районный исполком постановил: «Обязать управляющего конторой Заготзерно в месячный срок освободить здание церкви из-под зерна, предоставить церковь верующим». В Справке райисполкомов о действующих молитвенных заведениях по районам области указывается, что церковь Казацкой слободы того же с/совета на сентябрь 1940 г. является бездействующей.

http://sobory.ru/article/?object=16230

В 14 лет он стал монахом и получил имя Никита, а два года спустя принял великую схиму. В монашестве Господь дал ему дар прозорливости. В девятнадцать лет монах Никита очень тяжело заболел и был вынужден покинуть Святой Афон. Он возвратился на Эвбею, где поселился в монастыре Святого Харалампия. Год спустя, когда ему было 20 лет, владыка Фостин и архиепископ Синайский Порфирий III рукоположили монаха Никиту во диаконы в праздник святой Параскевы и во священники — в день праздника святого Пантелеймона. Архиепископ дал ему свое имя Порфирий ( Обычно изменение имени происходит с принятием монашеского пострига и великой схимы. Здесь описан исключительный случай, когда новое имя монах получил при рукоположении в священники. Об этом старец Порфирий рассказал в своей автобиографии ). В 22 года он стал духовником ( В Греции священники должны получать специальное благословение на то, чтобы исповедовать людей и осуществлять духовное руководство . (Примеч. пер.), а немного позднее — архимандритом. Некоторое время преподобный был настоятелем прихода в деревне Цакеи на Эвбее. На Эвбее преп. Порфирий прожил двенадцать лет в монастыре Святого Харалампия, подвизаясь в духовническом служении и исповедуя людей, и три года в заброшенном монастыре Святителя Николая в Ано-Ватия. В 1940 году преподобный переехал в Афины, где принял обязанности настоятеля и духовника в храме Афинской поликлиники. Как он сам говорил, прожил он там 33 года как один день, неутомимо совершая духовное делание и облегчая душевную боль и телесные болезни людей. В 1955 году он переехал в Калисье и поселился в уединенном месте у храма Святителя Николая недалеко от монастыря Пендели. В последние годы своей земной жизни преп. Порфирий стал готовиться к кончине. Он хотел удалиться на Святую Гору в свои любимые Кавсокаливии, где отдал бы свою душу ее Небесному Жениху тайно и незаметно — так, как он и жил. Много раз слышали, как он говорил: «Я и сейчас, состарившись, стремлюсь подняться на Святую Гору и умереть там». Преподобный принял святую кончину в Кавсокаливиях, в своей каливе, утром 2 декабря 1991 года. Последними его словами были слова первосвященнической молитвы Господа, которые он особенно любил и часто повторял: Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе ( Ин.17:21 ).

http://azbyka.ru/deti/slova-o-vospitanii...

В РСХД Никифоров-Волгин познакомился с Михаилом Ридигером, жителем Таллина, участником богословско-пастырских курсов, которые открыл в 1930е годы протоиерей Иоанн Богоявленский (будущий епископ Таллинский Исидор). Как свидетельствует архивная фотография, Василий Акимович был знаком и с сыном М.А. Ридигера, будущим Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. К середине 1930х годов В.А. Никифоров-Волгин — уже известный писатель. Журнал «Иллюстрированная Россия» награждает его первой премией за рассказ «Архиерей». В таллинском издательстве «Русская книга» публикуются два сборника рассказов Никифорова-Волгина — светлая книга «Земля именинница» в 1937 году и, годом позже, трагический «Дорожный посох». Стиль произведений В.А. Никифорова-Волгина необычен — в простой, почти современный язык вплетаются «молнии слов светозарных» — возвышенные церковнославянские слова и множество полузабытых выражений из глубины народной, «деревенской» речи. Это виртуозное владение богатством русского языка не имеет ничего общего с эстетским самолюбованием; лексическое разнообразие этих рассказов сочетается с их доступностью для самого широкого читателя. Тематика творчества В.А. Никифорова-Волгина достаточно разнообразна, но о чем бы он ни писал — о детских шалостях, старинных обычаях или страшных бедствиях, каждая его строчка проникнута любовью к России — вроде бы такой близкой, но при этом бесконечно далекой и недоступной. России, которую мы потеряли. Летом 1940 года в Эстонии была установлена советская власть. Вскоре В.А. Никифоров-Волгин был арестован НКВД и отправлен по этапу в Киров. 14 декабря 1941 года Василий Акимович Никифоров был расстрелян «за издание книг, брошюр и пьес клеветнического, антисоветского содержания». Точное место его захоронения на Петелинском кладбище, где покоятся жертвы красного террора, неизвестно. Произведения В.А. Никифорова-Волгина в этом сборнике разделены на три части. К первой из них — «Ключи заветные от радости» — относятся рассказы, в которых писатель с неподражаемой искренностью и простотой говорит о первом духовном и житейском опыте ребенка. Тексты расположены не в порядке их написания, а в порядке взросления и воцерковления их юного героя.

http://azbyka.ru/fiction/kljuchi-zavetny...

Может, приозерская церковь и получилась такой оригинальной, потому что в ней органически и не противореча друг другу слились ампирные и русско-византийские архитектурные элементы, а в дополнение к итальянским и вепсским ноткам её каменной симфонии добавились ещё и московские с елецкими? Новый однопрестольный каменный собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы был освящен местным причтом 11 декабря 1847 года. Вот как его почти три десятилетия спустя (в 1875 г.) описывал священник Василий Ильтонов: «Длина храма с колокольнею – 11 сажень и 1 аршин (24,14 м), ширина – 5 сажень (10,65 м), высота с куполом – 9 сажень (19,17 м). В нём трое дверей – с севера, юга и запада. 8 окон в куполе, 8 между арками и 8 – внизу, с железными решетками; три печи: из них две кафельных при западном входе, и одна железная – в алтаре. Внутри храм оштукатурен и окрашен желтой краской. В куполе – на восточной стороне – изображен лик Господа Вседержителя, на западной образ Божией Матери, восходящей на небо; на парусах – четыре Евангелиста. Крыльцо храма из тесаной плиты». Достопримечательностью храма был один из его колоколов, отлитый в 1649 г. в Стокгольме и доставшийся взявшим Кексгольм войскам Брюса в качестве военного трофея. Он весил 992 кг (62 пуда), а по его поверхности шло несколько надписей по латыни. Например, «Кто против нас, если за нас Бог». За свою историю церковь дважды перестраивалась. Первый раз в 1898 году, второй - в 1933-36 гг. После окончания советско-финской, или Зимней войны 1939-40 гг. Карельский перешеек, а вместе с ним и Приозерск, отошли Советскому Союзу. Церковь закрыли, а её здание использовали под интендантский склад. В 1941 г. в ходе войны-продолжения Финляндия вернула себе утраченные территории, и богослужения в храме возобновились. Они продолжались до 1944 года. 19 сентября 1944 г. между Финляндией и СССР было подписано Соглашение о перемирии, одно из условий которого обязывало стороны вернуться к границам 1940 г. Приозерск снова стал советским, а его Рождественскую церковь опять закрыли. В её здании последовательно располагались музей, дом пионеров и школьников, типография, комбинат бытового обслуживания.

http://sobory.ru/article/?object=02440

Нынешнее решение Священного Синода Румынской Церкви продолжает и усугубляет антиканоничность его прежнего постановления от 19 декабря 1992 года о «возобновлении деятельности в Республике Молдова митрополии Бессарабии». Данное образование ранее было учреждено Румынской Православной Церковью в 1918 году, когда после занятия румынскими войсками области между Днестром и Прутом Кишиневская епархия, с 1813 года учрежденная Святейшим Синодом Русской Православной Церкви, была произвольно, в одностороннем порядке включена в состав Румынской Церкви под наименованием «Бессарабской митрополии», причем несогласные с таким постановлением православные архиереи были изгнаны из Бессарабии. Дважды в 1918 году Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России, в своих посланиях Священному Синоду Румынской Церкви выражал решительный протест против этого незаконного деяния, призывая решить спорный церковный вопрос путем надлежащих канонических сношений между Русской и Румынской Церквами и при участии клира и церковного народа самой Кишиневской епархии, однако этот братский призыв святителя-исповедника остался без ответа. И лишь в 1940 году Кишиневская епархия была восстановлена в лоне Русской Православной Церкви. Деятельность «Бессарабской митрополии» в ведении Румынской Церкви на недолгое время была возобновлена в годы нацистской оккупации страны (1941-1944), после чего вновь вступила в свои права Кишиневская епархия в составе Русской Православной Церкви. 14 мая 1945 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I и Блаженнейший Патриарх Румынский Никодим обсудили на встрече в Бухаресте вопрос о статусе Православия в Молдавии, причем юрисдикционные права Русской Православной Церкви отнюдь не оспаривались, как и в последующие сорок семь лет. Это обстоятельство не оставляет сомнений в канонической противоправности решения о возобновлении деятельности «Бессарабской митрополии» в 1992 году, поскольку по истечении тридцатилетнего срока не могут возбуждаться новые споры о принадлежности приходов, согласно 17 правилу IV Вселенского Собора.

http://patriarchia.ru/db/text/318310.htm...

СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного Митрополита Минского и Белорусского Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, Сопредседателя комиссии по проведению празднования, посвященного 250-летию со дня рождения преподобного Серафима Саровского. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Возложить ответственность за проведение празднования, посвященного 250-летию со дня рождения преподобного Серафима Саровского в городе Курске, на Преосвященного Архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна. СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, о материалах, поступивших в Комиссию, касающихся прославления новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в различных епархиях Русской Православной Церкви. СПРАВКА: Архиерейский Юбилейный Собор 2000 года определил: «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной Комиссией по канонизации святых» (пункт 14 Деяния о Соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия. 2. Включить в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века имена подвижников, материалы о которых представлены: от Астраханской епархии: священника Григория Хлебунова (1873 — 6 марта 1930); от Екатеринбургской епархии: священника Феодора Располова (1891 — 8 (21) июля 1918); от Московской епархии: архимандрита Серафима (Щелокова; 1877 — 21 октября 1937), протоиерея Николая Заболотского (1876 — 15 декабря 1937), протоиерея Александра Виноградова (1884 – 22 сентября 1942), священника Сергия Гусева (1886 — 31 октября 1937), священника Евгения Васильева (1892 — 24 ноября 1937), священника Иоанна Соловьева (1894 — 9 августа 1941), священника Александра Лихарева (1876 — 17 марта 1938), священника Алексия Никонова (1881 — 29 октября 1938), священника Феодора Грудакова (1889 — 26 ноября 1940),

http://mospat.ru/archive/86334-zhurnaly-...

СПРАВКА: Архиерейский Юбилейный Собор 2000 года определил: «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной Комиссией по канонизации святых» (пункт 14 Деяния о Соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия. 2. Включить в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века имена подвижников, материалы о которых представлены: от Владимирской епархии: священника Константина (Твердислова; 1881 — 1 октября 1937), протоиерея Александра (Крылова; 1892 — 8 января 1938); от Вологодской епархии: протодиакона Иоанна Преображенского (1880 — 11 июня 1938); от Московской епархии: протоиерея Сергия (Успенского; 1878 — 19 декабря 1937), священника Владимира (Покровского; 1871 — 26 февраля 1938), протоиерея Петра (Успенского; 1863 — 23 января 1930), протоиерея Иоанна (Лебедева; 1869 — 9 сентября 1937), протоиерея Николая (Соколова; 1877 — 31 октября 1937), протоирея Петра (Никотина; 1889 — 21 октября 1937), диакона Григория (Самарина; 1893 — 12 июля 1940), Виктора (Фролова; 1913 — 21 октября 1937), Иоанна (Рыбина; 1898 — 21 октября 1937), Елизаветы (Курановой; 1877 — 21 октября 1937), Николая (Кузьмина; 1899 — 21 октября 1937), Елизаветы (Крымовой; 1877 — 31 октября 1937), Димитрия Вдовина (1883 -23 июня 1942); от Петербургской епархии: священника Иоанна Петтайя (1894 — 29 января 1919); от Нижегородской епархии: инокини Марфы (Тестовой; 1883 — 26 апреля 1941); от Тобольской епархии: Феодора (Иванова; 1895 — 11 сентября 1937). 3. Сообщить имена этих святых Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей для включения их в святцы. ЖУРНАЛ 68 В заседании Священного Синода под председательством ПАТРИАРХА СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного Кирилла, митрополита Смоленского и Калининградского, председателя Отдела внешних церковных связей, об избрании и интронизации нового Предстоятеля Православной Церкви в Америке.

http://mospat.ru/archive/86344-zhurnaly-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010