В течение 1920-х годов в Псковской губернии были закрыты все 14 монастырей. Такая участь не коснулась только Псково-Печерского монастыря, который оказался на эстонской территории, за рубежом. Первая пятилетка 1928 года была названа пятилеткой безбожия – проходили антиколокольные кампании, закрывались храмы и перестраивались в мастерские, артели и т. п. Новый виток репрессий против духовенства на Псковской земле начался в начале 1930-х годов и длился почти до начала Великой Отечественной войны. В 1935 году закрыли Троицкий собор, а в 1939 открыли в нем антирелигиозный музей. В январе 1941 года закрыли последний храм в Пскове – церковь Димитрия Мироточивого в Поле. Всего за период 1918-1940 годов в Псковской епархии, по неполным сведениям, было расстреляно 250 священнослужителей, к разным срокам лишения свободы приговорено около 1000 священноцерковнослужителей, монашествующих и мирян. За время войны, благодаря деятельности Псковской духовной миссии в условиях немецкой оккупации церковная жизнь возродилась и существование Псковской епархии продолжилось в изменившихся послевоенных условиях. Благодаря деятельности митрополита Псковского Иоанна (Разумова), управлявшего епархией более 30 лет, в ее пределах сохранилось около 80 действующих храмов и монастырь – исключительный случай в СССР. Новое возрождение церковной жизни Псковщины последовало с конца советского периода. За годы владычества митрополита Евсевия к концу 2000-х годов в епархии было построено и восстановлено более 100 храмов и часовен, владыка совершил около 250 рукоположений во пресвитера и во диакона. Возрождена монашеская жизнь в Святогорском, Мирожском, Снетогорском, Крыпецком, Никандровском, Спасо-Елеазаровском, Творожковском, Введенском и Симанском Спасо-Казанском монастырях. Дальнейшее развитие получил Псково-Печерский монастырь, который по-прежнему является духовным центром не только Псковской епархии, но и всей России. 25 декабря 2014 года из состава Псковской епархии выделена самостоятельная Великолукская епархия, после чего в ведении первой остались город Псков, Гдовский, Дедовичский, Дновский, Островский, Палкинский, Печорский, Плюсский, Порховский, Псковский, Пыталовский и Струго-Красненский районы на северо-востоке Псковской области. Одновременно Псковская епархия была включена в состав новообразованной Псковской митрополии

http://pravoslavie.ru/148514.html

Однако руководитель Миссии был не в силах сдержать распад румынской церковной структуры. По мере приближения фронта отток миссионеров в Румынию стал неминуем. Митрополит создавал им различные препятствия, продолжал настаивать перед духовными и светскими властями на направлении в Транснистрию все новых групп румынских клириков. Однако и сам Владыка уже хотел покинуть «Заднестровье». В ноябре 1943 г., когда советская армия освободила Киев, он обратился к Антонеску с просьбой разрешить ему выехать на лечение за границу, но маршал не дал ответа. 1 декабря Владыка Виссарион направил Антонеску новое письмо, в котором фактически подвел неутешительный итог своей деятельности в Транснистрии. Он признал, что Дубоссарская семинария прекратила существование, поскольку «немногие семинаристы, набранные из старых дьяконов и певчих, из страха большевистского вторжения в Транснистрию разбежались по домам». Румынские священники дюжинами подавали прошения о предоставлении «отпусков», мотивируя это болезнями родственников. В конце послания Владыка писал: «Считаю мой годовой мандат завершенным, дабы не продолжать его в условиях, меня компрометирующих, и дабы не остаться командующим без офицеров, без войск и без оружия, прошу о возвращении меня в мою келью в монастыре Нямц (скит Введения), где я мог бы позаботиться о здоровье и об утешении хотя бы моей души». [vii] Руководитель Миссии был снят со своего поста не по своей просьбе, а из-за действий его недоброжелателей в гражданской администрации Транснистрии и в церковных структурах. Меры Владыки Виссариона по налаживанию добрых отношений с верующими, особенно использование им русского языка за богослужением и в общении с клириками и прихожанами, прежде рассматриваемые церковными и светскими властями как тактические уловки, осенью 1943 г. были истолкованы как нежелание считать первоочередной задачей Миссии румынизацию «Заднестровья». 14 декабря 1943 г., когда стало очевидным недовольство И. Антонеску итогами деятельности митрополита, он был отозван по подозрению в русофильстве и удалился на покой в Бухарест. Следующим руководителем Миссии был назначен давний противник митрополита, активный сторонник румынизации архимандрит Антим (Ника). Он являлся уроженцем Бессарабии, но окончил университет в Яссах и преподавал на богословском факультете Бухарестского университета. [viii]

http://bogoslov.ru/article/656598

С.А. и Е.А. Строльманы сделали все возможное, чтобы у детей сохранилась память об отце. По словам дочери Каппеля Татьяны Владимировны, они видели тайно полученную фотографию памятника на могиле отца в Харбине. Хранить такую фотографию было опасно, поэтому со временем она была сожжена12. В 1930-е годы семье Строльманов - Каппелей пришлось пережить тяжелые времена - репрессии не обошли ее стороной. Очевидно, что сказалось как происхождение, так и прошлое членов семьи. Первым в 1937 году органами НКВД был арестован брат Ольги Сергеевны - Константин Сергеевич. Работавшему заместителем начальника строительного участка станции Пермь II К.С. Строльману в октябре 1937 года было предъявлено обвинение в организации диверсий и шпионаже в пользу Германии. Постановлением Особого совещания НКВД СССР от 17 мая 1938 года К.С. Строльман был приговорен к расстрелу (приговор привели в исполнение 29 июня 1938 года)13. Очевидно, что смерть спасла от ареста отца О.С. Строльман - Сергея Алексеевича, преподававшего в Индустриальном техникуме (ныне - Пермский авиационный колледж им. А.Д. Швецова). Еще 3 сентября 1936 года в докладе на общегородском собрании профактива по обсуждению процесса Верховного суда над троцкистко-зиновьевским террористическим центром председатель Пермского горпрофсовета Анишев назвал С.А. Строльмана среди " врагов рабочего класса, срывающих стахановское движение " 14. 30 декабря 1937 года была арестована Ольга Сергеевна. Ей было предъявлено обвинение в том, что, работая по возвращению в Пермь машинисткой в управлении Мотовилихинского завода, она " давала секретные сведения о мобилизационном плане резиденту японской разведки инженеру Прозину " . Обвинение было предъявлено несмотря на то, что годы ее работы на заводе не совпадали с предъявленными в обвинении. Угроза ареста детей вынудила Ольгу Сергеевну подписать показания. Постановлением Особого совещания НКВД СССР от 4 марта 1940 года О.С. Строльман как социально опасный элемент была приговорена к пяти годам наказания в исправительно-трудовых лагерях. Виновной она себя не признала. Ей приписывалась и связь с В.О. Каппелем, о смерти которого уже давно было известно. Свое наказание Ольга Сергеевна отбывала в Усольлаге. Срок заключения по постановлению считался с 30 декабря 1937 года (два с половиной года до подписания приговора О.С. Строльман просидела в Перми, в тюрьме N 1), но в 1942 году его продлили15.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

«1925 год. 6 октября . Ничего не читаю, кроме нудных, однообразных газет. Можно отметить новость. Разрешена продажа 40-градусной водки, которая была запрещена еще царем в 1914 году. От этого снова появилось невероятное количество пьяных». «1928 год. 14 мая . Кругом отчаянная безработица. Это как-то странно для нашей эпохи «строительства». Теперь пока в ходу новое слово «самокритика». Но пока плодов ее не видно». « 22 июня . Я уже писал: провозглашен лозунг «самокритики». И вот идет раскрытие всех видов преступлений. Арестовываются прокуроры, судьи и всякие должностные лица. Но система, способствующая такому порядку, остается без изменений». И все же изменения были - с конца двадцатых годов начинает меняться облик родного города. «1929 год. 24 июня . На нашей улице прокладываются новые водопроводные трубы. Заканчивается строительство большого дома напротив Липок - для служащих банков». «1931 год. 3 мая . Вчера ходил на Увек. Смотрел, как строится мост через Волгу. Он - давняя мечта жителей Саратова. О нем мы мечтали более 30 лет». « 20 ноября . В Саратове на Соляной улице заканчивается строительство 5-этажного дома для водников. На углу Никольской и Большой Кострижной (ныне - улицы Радищева и Сакко и Ванцетти - Авт.) завершают строительство 4-этажного дома для работников ГПУ. Уже более двух лет не едим белый хлеб. Базары сейчас почти пустые. Там очень высокие цены. мануфактуры и обуви нет. С церквей снимают последние колокола». Дневник заканчивается декабрем 1931 года. Примечательно, что на протяжении всех четырнадцати лет, что охватывают записи, их автор в конце декабря каждый раз выражал надежды на то, что новый год принесет долгожданные изменения. «Хочется все же надеяться, что грядущий, 1931 год, возможно, улучшит нашу серую жизнь»,- написано на последней страничке... ...Саратовца Владимира Николаевича Ситникова - это его дневниковые записи мы с вами читали - арестовали в 1940 году по доносу. Найденный при обыске дневник сочли антисоветским. Суд приговорил его к семи годам лишения свободы за «контрреволюционную пропаганду».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

А теперь о самих Сталинских ударах. 1 удар. Ленинградско-Новгородская операция (14 января – 1 марта 1944 г.). Ленинградский фронт (Л. Говоров) при поддержке Балтийского флота (В. Трибуц) наступал с севера, от Ленинграда, Волховский (К. Мерецков) и 2-й Прибалтийский (М. Попов) фронты с востока. 900 тысячам советских солдат и офицеров противостояли 760 тыс. войск немецкой группы армий «Север» (Г. Кюхлер, затем В. Модель). Бои шли в тяжёлых условиях. За два с половиной года немцы сумели создать мощные, хорошо оснащённые в инженерном отношении оборонительные сооружения, условия местности – множество водных преград и незамёрзшие болота – затрудняли массированное применение танков, а частая непогода ограничивала действия авиации. В результате победоносного наступления наши войска вышли к берегам Нарвы, Чудского и Псковского озёр, линия фронта отодвинулась на 220 км к западу от Ленинграда и на 320 км к югу. Была полностью снята блокада Ленинграда с юга (частично снятая в январе 1943 г., когда была пробита «Дорога Победы»), освобождены вся Ленинградская область и западная часть Калининской, железнодорожная магистраль Москва – Ленинград, города Новгород, Старая Русса, Гатчина, Гдов и десятки других, нанесены тяжёлые поражения 18-й и 16-й армиям группы армий «Север», уничтожены 3, разгромлены 26 дивизий противника. К северу от Ленинграда, на Советско-финской линии фронта, боевых действий не было, если не считать несколько «показательных» бомбёжек пустынных окраин Хельсинки, которые возымели своё действие. Уже в марте финны сделали зондаж: как заключить мир с СССР с наименьшими потерями? Советские условия – восстановление границы 1940 г., интернирование немецкой армии и выплата репараций – их не устроили, и они решили из войны не выходить. В обмен на сохранение верности Германия даже выделила финнам тяжёлое вооружение. 2 удар. Днепровско-Карпатская операция (24 декабря 1943 г. – 17 апреля 1944 г.). Операцию на южном фланге Советско-Германского фронта против групп армий «Юг» (Э.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/23/de...

К мысли о побеге подтолкнула встреча с соузником по харьковской тюрьме Евгением Жалмировским 131 , который вместе с двумя товарищами отбывал наказание в 14 километрах к северо-западу от монастыря, в штрафной командировке Белужье, где до революции велся звероловный промысел, а в лагерный период – добыча плавника и водорослей. Их бегство, основной причиной которого стала безысходность положения («все пропадать, давай попытаем счастья, авось и наша кобыла вывезет»), нельзя идентифицировать ни с одним документально подтвержденным событием. Если источник сообщает правду, то это пока единственный из известных нам случаев удачного побега с Большого Соловецкого острова за все время существования лагеря. Достоверность сведений, приведенных рассказчиком, трудно подтвердить или опровергнуть. Не секрет, что за границей перебежчиков принимали с подозрением, считая невозможным бегство из СССР без негласной санкции властей. И действительно, переход советской границы «сущее чудо, невероятный жест, ниспосланный благосклонной судьбой всего лишь нескольким счастливчикам из десятков тысяч простых смертных» 132 . Осознавали это и наши беглецы («ну и везет нам»). Похитив карбас, они прошли под парусом несколько десятков миль штормовым морем. Один из участников побега погиб неподалеку от материка в перестрелке с преследовавшими их чекистами, остальные смогли высадиться на карельский берег и добраться до железной дороги, по которой уже 7 декабря в товарном вагоне прибыли в Лодейное Поле. Заканчивается повествование упоминанием Званки. Скорее всего, имеется в виду рабочий поселок, который в 1933 г. был переименован в Волховстрой, а в 1940 г. стал городом Волхов. Но не исключено, что речь идет о селе в Псковской области или притоке р. Лжа, берущей начало в Латвии и образующей на одном из участков границу с Россией, которую в том или ином месте пересек как минимум один из участников побега («до границы я добрался благополучно»). 122 История Государственного архива Российской Федерации: документы, статьи, воспоминания/[сост. О. Н. Копылова (отв. сост.) и др.] М.: РОССПЭН, 2010. С. 131–143.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Реставрация Белой вежи была проведена лишь в 1903–1905 годах, когда удалось изыскать средства, которые приказал выделить для этих работ Николай II. Строительство же каменного Симеоновского храма было осуществлено лишь в 1912–1914 годах – в ознаменование 300-летия династии Романовых. 14 сентября 1914 года состоялось освящение нового храма. Церковь была построена в ретроспективно-русском стиле, использующем формы московской архитектуры XVIII века: высокая башня с шатровым завершением, пятикупольный свод. В 1920-х годах в храме был установлен трехъярусный иконостас, изготовленный в Варшаве в начале XIX века из резного темного мореного дуба для бокового придела варшавского собора Александра Невского. Собор этот был варварски взорван польским правительством в 1926 году, но его иконостас уцелел и был куплен жительницей деревни Пруска Феодосией Трайчук в память о сыне-летчике, погибшем в 1918 году во Франции; помог ей осуществить покупку регент хора храма Семен Корнелюк. 1930-е безбожные не пощадили каменецких святынь: был разрушен Благовещенский храм на горке Кладуче, где некогда пребывал Каменецкий образ Богоматери; уничтожили древнее кладбище и большой поклонный крест, а на их месте построили сараи, дома, разбили огороды. Сама чудотворная Каменецкая икона была предана забвению. Но… В 1998 году во вторник Страстной недели в алтаре Симеоновской церкви Г. Матусевичу была явлена икона. Древняя, с потемневшей краской и потертыми краями. На иконе имелась надпись: «С копии чудотворной иконы Божией Матери, находящейся в алтаре Каменец-Литовской соборной церкви» (так Каменец назывался до 1940 года, чтобы не путать его с Каменец-Подольском на Украине). Внизу иконы были изображены храмы Каменца и Белая вежа. Стало ясно, что это старинная копия-список (вероятно, второй половины XVI века). О ней, возможно, знал храмовый клир, но не прихожане. Настоятель храма отец Геннадий Сидорук благословил ее передачу на реставрацию каменецкому иконописцу М. Максимовичу. Отреставрированную икону поместили 3 декабря 2000 года на аналой в среднем нефе Симеоновского собора. М. Максимович сделал еще один, большего размера, список, который тогда же был водружен на колонне перед солеей.

http://pravoslavie.ru/60523.html

Заслушав сообщение Святейшего Патриарха Алексия о проходивших в Москве с 24 по 31 января 2003 года XII Международных Рождественских образовательных чтениях, Священный Синод постановил образовать Координационный комитет по подготовке очередных Международных Рождественских образовательных чтений под председательством управляющего делами Московской Патриархии митрополита Калужского и Боровского Климента, которому было поручено представить на утверждение Святейшему Патриарху список членов Координационного комитета. Заслушав доклад Митрополита Минского и Белорусского Филарета, сопредседателя комиссии по проведению празднования, посвященного 250-летию со дня рождения преподобного Серафима Саровского, Священный Синод постановил возложить ответственность за проведение этого празднования в городе Курске на архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна. Священный Синод одобрил доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя синодальной Комиссии по канонизации святых, о новых материалах, касающихся прославления новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в различных епархиях Русской Православной Церкви, и постановил включить в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века имена подвижников, материалы о которых представлены: от Астраханской епархии: священника Григория Хлебунова (1873 — 6 марта 1930); от Екатеринбургской епархии: священника Феодора Располова (1891 — 8 (21) июля 1918); от Московской епархии: архимандрита Серафима (Щелокова; 1877 — 21 октября 1937), протоиерея Николая Заболотского (1876 — 15 декабря 1937), протоиерея Александра Виноградова (1884 — 22 сентября 1942), священника Сергия Гусева (1886 — 31 октября 1937), священника Евгения Васильева (1892 — 24 ноября 1937), священника Иоанна Соловьева (1894 — 9 августа 1941), священника Александра Лихарева (1876 — 17 марта 1938), священника Алексия Никонова (1881 — 29 октября 1938), священника Феодора Грудакова (1889 — 26 ноября 1940), священника Тимофея Ульянова (1900 — 23 июня 1940), священника Василия Протопопова (1886 — 8 июля 1940), иеромонаха Илии (Вятлина; 1867 — 5 апреля 1938), диакона Иоанна Смирнова (1887 — 18 августа 1939), Петра Игнатова (1904 — 14 ноября 1941), послушницы Параскевы (Макаровой; 1878 — 7 марта 1938); от Петрозаводской епархии: протоиерея Николая Богословского (1875 — 4 ноября 1937); от Санкт-Петербургской епархии: священника Викторина Добронравова (1889 — 28 декабря 1937); от Саратовской епархии: священника Космы Петриченко (1869 — 16 ноября 1937).

http://e-vestnik.ru/church/sostoyalos_oc...

послушницы Антонины (Новиковой; 1880 — 20 марта 1938), послушницы Надежды (Кругловой; 1887 — 20 марта 1938), послушницы Евдокии (Архиповой; 1886 — 14 марта 1938), послушницы Ольги (Жильцовой; 1887 — 14 марта 1937), Иоанна (Чернова; 1880 — 10 апреля 1939), Иоанна (Васильева; 1869 — 6 декабря 1932), Василия (Архипова; 1876 — 14 марта 1938), Пелагии (Балакиревой; 1901 — 30 июня 1943); от Мурманской епархии: иеромонаха Моисея (Кожина; 1868 — 7 сентября 1931), послушника Федора (Абросимова; 1897 — 14 октября 1940); от Нижегородской епархии: священника Иакова (Гусева; 1887 — 26 декабря 1937); от Псковской епархии: священника Пантелеймона (Богоявленского; 1881 - 1918), священника Александра (Гривского; 1874 - 11 (24) октября 1918), священника Василия (Триумфова; 1848 - 26 февраля 1919), священника Гавриила (Преображенского; 1878 - 26 февраля 1919), священника Василия (Розанова; 1872 – 27 ноября 1937); от Санкт-Петербургской епархии: протоиерея Григория (Поспелова; 1877 — 1921), протоиерея Григория (Сербаринова; 1881 — 8 января 1938); от Саранской епархии: священника Виктора (Европейцева; 1885 — 30 января 1931); от Тамбовской епархии: протоиерея Сергия (Лаврова; 1872 — 18 января 1934). 3). Сообщить имена этих святых Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей для включения их в святцы. ЖУРНАЛ 32: СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Сопредседателя подготовительного комитета по подготовке и проведению Дней славянской письменности и культуры, о проведении в этом году в г. Воронеже Дней славянской письменности и культуры в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. ПОСТАНОВИЛИ: 1). Доклад принять к сведению. 2). Выразить удовлетворение проведением в Воронеже Дней славянской письменности и культуры в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. 3). Сердечно благодарить руководство Воронежской области, государственные и общественные организации и Преосвященных архипастырей, принявших участие в этом празднике, за труды и содействие в его проведении.

http://sedmitza.ru/lib/text/429520/

После закрытия храма в 1940 г. (последним из храмов Улан-Удэ) здесь находился склад кинопроката. Затем, после уничтожения кладбища и создания горсада, к алтарю церкви пристроили танцплощадку. Планировалось создать музей архитектуры, но в итоге храм оставили в бесхозном состоянии. С лета 1990 года члены православной общины и представители общественности начали ремонтные и реставрационные работы. Храм передан Русской Православной Церкви постановлением Совета Министров Бурятской АССР за 6 от 18 января 1988 г. и приказом по Министерству культуры РБ за 137 от 15 июня 1991 г. Первое богослужение было проведено 28 декабря 1991 г., когда освятили северный придел в честь Покрова Божией Матери. Первый двухметровый крест был установлен на храме в 1992 г. в канун Пасхи. Новый набор из девяти колоколов улан-удэнцы впервые услышали 14 сентября 1994 г. Изначально Троицкая церковь имела всего 5 колоколов, причем вес самого большого из них был всего 32 пуда. Храм стал центральным в республике: здесь располагалось управление Бурятским благочинием Читинской и Забайкальской епархии. В 1996 г. территория горасада (бывшего кладбища) была возвращена храму. 9 декабря 2000 года, Преосвященнейший Евстафий, епископ Читинский и Забайкальский, освятил придел во имя святителя Иннокентия Иркутского. 2 марта 2002 года было совершено великое освящение главного престола церкви полным архиерейским чином. В 2009 г. была образована Улан-Удэнская епархия, управление которой расположено при Одигитриевском кафедральном соборе, где уже несколько лет располагалась канцелярия Бурятского благочиния Читинской епархии. Троицкий храм остается важным административным и духовным центром епархиального града, планируется дальнейшее развитие инфраструктуры прихода в интересах всей епархии. Останки из захоронений на территории храма, потревоженные в результате различных земляных работ, в настоящее время собраны в часовню-склеп. После завершения благоустройства планируется открыть эту мемориальную часовню для общего доступа — заупокойного богослужения и молитвенного поминовения всех, покоящихся на старом городском кладбище. Современное состояние [ править править код ] Архитектура [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Троицкий_храм_...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010