Остролучье (Острая Лука). Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:1907. Год утраты:приблизительно 1940 Адрес: пустошь Острая Лука, Темкинский район, Смоленская область Координаты: 55.094772, 35.243802 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Острая Лука (Остролучье) - небольшая деревенька в Медынском уезде, почти полностью населенная старообрядцами. Ныне не существует. Входила в приход господствующей церкви села Ореховни, которое относится ныне к Износковскому району. Сведений о местном старообрядчестве мало. В ореховенском приходе, по данным 1915 г., старообрядцев проживало под тысячу человек (155 дворов). Община в Острой Луке была зарегистрирована 5 ноября 1907 г. Ходатайствовал об этом избранный на общем сходе крестьянин Кирилл Павлович Лебедев, он же просил и о разрешении построить в деревне церковь. Молитвенный дом в деревне был достаточно ветхим. Тогда же, в ноябре, строительство было разрешено. Храм освятили во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Первым председателем совета общины избран был Дмитрий Петрович Блинов. В 1916 г. этот пост занял (как и полагалось, на три года) крестьянин Иван Иванович Соловьев. В 1909 г. Д.П. Блинов выхлопотал разрешение об отведении отдельного кладбища при деревне. Ранее умерших хоронили в селе Ореховня. Это было далеко, и весной разлив реки отрезал село от Острой Луки. Крестьяне-старообрядцы отдали под кладбище часть своей земли. Оно было отведено в одной версте от деревни на возвышенном месте и занимало площадь в одну десятину. В приход Покровской церкви Острой Луки входило более пятнадцати окрестных деревень: Шейки, Бурково, Печурино, Огарево, Химино, Ершово, Мурыгино, Поляны и др. В середине 1920-х годов общее число прихожан превышало тысячу человек. В документах 1907 г. упоминается служивший в Острой Луке о. Никола Иванович Пирогов (9 мая 1863 г. - не ранее 1927 г.). Он родился в деревне Михеево Смоленской губернии и в 1900 г. был рукоположен в село Спас-Загорье Малоярославецкого уезда, затем переведен в Острую Луку, где прослужил, по всей видимости, до конца жизни. 14 декабря 1914 г. епископ Калужско-Смоленский Павел рукоположил к Покровскому храму его сына Ивана в сан диакона. Через год он стал священником и был направлен в Беклеши, а оттуда в Горбатово. В Острой Луке родились священники о.Глеб Власов (Дворцы), о. Маркелл Крюков (Фокино), Глеб Власов (ум. в 1963 г.). Отец Глеб примерно пятнадцать лет прослужил в деревне Дворцы, и переведен был в Острую Луку в 1929 г. В начале 1933 г. Г. Власов был арестован в Острой Луке и осужден по контрреволюционной 58-й статье на пять лет лагерей. 1 августа 1936 г. был досрочно освобожден и около двух лет, может, чуть больше, проработал в колхозе плотником.

http://sobory.ru/article/?object=40209

Священник Иван Георгиевич Разумовский (около 1810 - жил 1849) окончил Санкт-Петербургскую ДС (14 июня 1837, 2). 29 июня 1838 рукоположен во священника к церкви села Горки Лужского уезда. Жена Екатерина Ефимовна (около 1820 - жила 1889) - дочь священника села Горки Евфимия Кириллова ( - 1841) и Евдокии Михайловны. Их дочь Елизавета Ивановна (около 1849 - жила 1905) - с 1894 просфорня церкви села Горки Лужского уезда. Священник Димитрий Николаевич Быстров (20 октября 1840 - 16 января 1911) - сын священника Крестовоздвиженской церкви села Ополья Ямбургского уезда Николая Павловича Быстрова (около 1804 - Ополье Ямбургского уезда, 19 апреля 1850) и Елизаветы Федоровны (около 1808 - жила 1835). Окончил Санкт-Петербургскую ДС (1861). Надзиратель Александро-Невского духовного училища и и. д. учителя славянского языка с 16 июня 1863, 19 ноября 1868 рукоположен (митрополитом Исидором/Никольским/) во священника Знаменской церкви села Горки (Подмошье тож), Лужского уезда. Помощник благочинного 2-го Лужского округа 30 апреля 1902 – 19 июля 1902. Награжден набедренником (5 января 1876), фиолетовой скуфьей (20 апреля 1880), фиолетовой камилавкой (5 апреля 1887), золотым наперсным крестом (1899). С 9 июля 1904 за штатом. Его жена Мария Ивановна, ур. Разумовская (около 1844 - декабрь 1926), дочь священника Знаменской церкви села Горки (Подмошье тож), Лужского уезда Иоанна Георгиевича Разумовского (около 1810 - ) и Екатерины Ефимовны (около 1823 - ). В их семье родился известный подвижник благочестия архиепископ Феофан (в миру Василий Дмитриевич Быстров; 31 декабря 1872, деревня Подмошье, Лужский уезд, Санкт-Петербургская губерния — 19 февраля 1940, Лимре, Эндр и Луара, Франция) — епископ Русской Православной Церкви заграницей; бывший архиепископ Полтавский и Переяславский (1913—1919). Псаломщик Севастьев Владимир - с 1914 г. Протоиерей Алексеев Николай Константинович, 1886–11.08.1937. Родился в г. Гатчина С.-Петербургской губ. В 1908 окончил Санкт-Петербургскую ДС. 16.04.1911 определен священником Знаменской церкви с. Горки (Подмошье) Лужского у. СПб губ. Арестован 13.05.1937 и Особой Тройкой УНКВД ЛО 09.08 приговорен к ВМН. Расстрелян в Ленинграде. Как место рождения выдающегося подвижника благочестия архиеп. Феофана и место служения новомученика прот. Николая храм представляет несомненную историческую ценность.

http://sobory.ru/article/?object=09998

Удосолово. Церковь Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты Перестроена в 1859-69 гг. Закрыта в 1940 г., действовала в 1942-63 гг. Окружена кладбищем, руинирована, следов восстановления не наблюдается. Село Удосоло Ратчинской волости отстоит от Петербурга в 112 верстах. Церковь здешняя одна из древнейших в епархии, она существовала уже в XV или XVI вв. В клировых ведомостях 1798 г. сказано: «Церковь во имя архистратига Михаила с приделом св. муч. Флора и Лавра в селе Удосоле деревянная, благолепием украшена, сосуды двое серебряные, одне местами позлащенные». Нынешний храм из плиты заложен в 1805 г. протоиереем Ямбургского собора Матфеем Афанасьевым, при священнике Стефане Мещерском и построен по причине ветхости прежнего храма, постройка произведена частью – на церковные, частью – на сборные деньги. Прихожане доставляли материал. Храм освящен 1807 г. 14 октября тем же протоиереем Афанасьевым. Прежняя церковь разобрана или в конце 1807 г., или в начале 1808 г., так как в клировой ведомости 1808 г. о ней не упоминается. Церковь сделана из плиты, крыта железом, холодная. Длина ее 12 саж., ширина 5 саж. 2 арш., высота 7 арш. без сводов. К 40-м годам церковь изветшала: в восточной стене и колокольне оказались трещины, на крыше – течь; закладные рамы и переплеты очень угрожали падением; в потолке и полу появились щели; двери затворялись неплотно, и все эти неудобства усиливались особенно зимою: св. дары застывали, к металлическим предметам нельзя было прикоснуться. В церкви находилось только 19 руб. 71 коп. По просьбе причта и старосты выдана была сборная книга, и сбор продолжался до 1860 г. Церковь исправлена на средства помещиков и других благотворителей и 1 августа 1859 г. освящена протоиереем Смольного собора Филиппом Сперанским во имя Архистратига Михаила. Антиминс в церкви новый, освященный митроп. Исидором в 1876 г. 19 декабря. Иконостас одноярусный, выбеленный. Иконы работы академика В. В. Васильева устроены частью на церковные деньги, частью на пожертвования священника, старосты и прихожан… Метрические книги с 1795 г., за исключением 1798 г., ведены и писаны небрежно, с пропусками и поправками; с 1802 г. находятся в порядке. Исповедные росписи есть с 1794 г, клировые ведомости в целости и порядке с 1830 г.

http://sobory.ru/article/?object=03779

Святейший Патриарх Кирилл посетил мемориальный комплекс «Катынь» 15 июля 2012 г. 14:11 15 июля 2012 года, по окончании Божественной литургии в храме-памятнике в честь Воскресения Христова в Катыни, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил мемориальный комплекс «Катынь». На Аллее Памяти, которая объединяет российскую и польскую части мемориального комплекса, Предстоятель Русской Православной Церкви совершил литию «о упокоении душ всех, на месте сем невинно убиенных». Затем Святейший Патриарх Кирилл посетил российскую и польскую части комплекса и возложил к мемориалам цветы. Катынь — Смоленская Голгофа В 1920-1940-е гг. Катынский лес стал местом массовых расстрелов и захоронений советских и польских граждан. Здесь находится не менее 150 могильников, в которых захоронены около 10 тысяч советских граждан и более 4 тысяч пленных польских офицеров. Урочище Козьи горы в Катынском лесу служило местом казней во время репрессий: «красный террор» начался в 1918 г. (одними из первых жертв стали священнослужители), следующий виток репрессий относится к 1922 г., затем — 1929 г. — нач. 1930 г. 1937-1938 гг. — время «большого террора», когда люди уничтожались «по лимиту». Согласно декрету Н.И. Ежова, генерального секретаря госбезопасности СССР, от 5 июля 1937 г. в Смоленской области должны были быть расстреляны 1000 человек и подлежали высылке и отправке в лагеря еще 5000 человек. 8 декабря 1937 г. в Катынском лесу были уничтожены более 70 человек, в числе которых был архиепископ Смоленский и Дорогобужский Серафим (Остроумов). К 1938 г. число ежедневных расстрелов достигло 180 человек. Весной 1940 г. сотрудниками НКВД в Катынском лесу были расстреляны 4241 польских офицера — заключенные козельского лагеря. В память о трагических событиях в 2000 г. был открыт международный мемориал жертвам политических репрессий «Катынь». Условно комплекс подразделяется на российскую и польскую части . На польском мемориале находятся братские могилы, установлены поминальные кресты, памятная стела. Сюда приезжают люди из разных стран мира зажечь лампады и вспомнить своих близких. Ежегодно в апреле приезжает польская делегация.

http://patriarchia.ru/db/text/2344859.ht...

В Салониках состоялась презентация греческого издания книги Святейшего Патриарха Кирилла «Свобода и ответственность» 14 декабря 2011 г. 16:34 13 декабря 2011 года в Салониках во дворце «Мегаро Мусикис» состоялась презентация греческого издания книги Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Свобода и ответственность». Издание книги было осуществлено при поддержке Афинской Архиепископии, издательского дома «Эн пло» и благотворительного Фонда святителя Григория Богослова. На мероприятии присутствовали митрополит Фессалоникийский Анфим с представителями клира митрополии, Генеральный консул Российской Федерации в Салониках А.А. Попов, члены делегации Русской Православной Церкви, журналисты, представители общественности. С приветственным словом к собравшимся обратился митрополит Анфим. Он подчеркнул, что настоящая презентация является важным событием, «свидетельствующим об особом отношении братьев из России к греческому народу». Владыка тепло приветствовал председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона , прибывшего в Салоники специально для участия в презентации. По его мнению, сотрудничество Православных Церквей России и Греции — это верное следование Божией воле, «потому что Бог ждет такого единства». Иерарх выразил особую радость об издании книги Патриарха Кирилла на греческом языке, отметив, что уже само ее название говорит о ее актуальности. Далее выступил митрополит Иларион. Владыка рассказал о жизни и трудах Патриарха Кирилла: «Патриарх Кирилл, в миру Владимир Гундяев, родился в 1946 году в послевоенном и послеблокадном Ленинграде. Его отец и дед были священнослужителями, и оба в советские годы были репрессированы. Дед Патриарха Кирилла прошел через 46 тюрем. Сам Патриарх Кирилл родился в те годы, когда вера в Советском Союзе была гонимой. 1940-50-е годы — послевоенный период, когда гонения продолжались, хотя и несколько ослабли по сравнению с тем, в каких масштабах они осуществлялись в 1920-30-е годы.

http://patriarchia.ru/db/text/1828221.ht...

Разделы портала «Азбука веры» Индиктион (индикт) – годовой богослужебный круг , 14(1) сентября празднуется Начало индикта (церковный новый год, церковное новолетие). Гражданское новолетие совершается 1 ⁄ 14 января. – период летоисчисления в 15 лет с началом 1го сентября. В христианскую эпоху при св. равноап. Константине Великом период в 15 лет лёг в основу летоисчисления, начиная с 312 года. Великий индиктион – период времени в 532 года, называемый великим пасхальным кругом, по истечении которого даты празднования  Пасхи следуют в том же порядке, как в предшествовавший период. Индикт Изначально индикт возник как налоговый период, он был приурочен к подведению итогов хозяйственной деятельности. Византийская эра от Сотворения мира, сформировавшаяся в VII в., идеально приспособлена к счету по индиктам. Ее начало — 1 сент. 5509 г. до Р. Х. — совпадает с началом 1го года индикта, что значительно облегчает пересчет: последняя цифра года от Сотворения мира либо совпадает с цифрой индикта (напр., 6601 г. — 1й индикт; 6581 г. — 11й индикт), либо отличается от него на 5 (6590 г. — 5й индикт, 6600 г. — 15й индикт). Существует несколько видов индиктов в зависимости от того, с какого числа отсчитывается начало года. Наиболее древним является греческий индикт, с началом года 1 сентября. Этот индикт использовался в допетровском летосчислении на Руси. Кроме того, в различные периоды использовался римский, или папский, индикт (с началом 25 декабря или 1 января) , императорский индикт (с началом 24 сентября, иногда называется индиктом Беды). В литературе также порой встречаются упоминания о цикле индиктов с началом 8 сентября, называемом indictio Senensis. Великий индиктион Счет обращений великого индиктиона ведет начало от Сотворения мира и человека. По пасхальным вычислениям от Сотворения мира до Рождества Христова прошло 10 полных обращений и 188 лет из следующего 11-го обращения индиктиона. Одиннадцатое обращение завершилось в 344 году по Рождестве Христовом, в 876 году завершилось 12е обращение, в 1408 году – 13е, в 1940 году – 14е, с 1941 года идет 15е обращение, которое закончится 2472 годом, после чего начнется 16е обращение индиктиона и таким порядком будет следовать дальше. Цитаты о индикте

http://azbyka.ru/indiktion-indikt

архимандрит Таврион (Батозский) (10.08.1898–13.08.1978) Письма Проповеди и слова архимандрит Таврион (Батозский) Духовный наставник, проповедник, иконописец, духовник Спасо-Преображенской пустыни Свято-Троицкого женского монастыря (г. Рига). Биография Родился в семье казначея городской управы. Был шестым ребёнком в многодетной семье (всего в ней было десять сыновей). Получил образование в земской школе в 1906—1909 годы, затем в учительской семинарии. С восьми лет прислуживал в церкви, с детства мечтал о поступлении в монастырь. В январе 1913 года ушёл в Глинскую пустынь, где трудился в иконописной мастерской под руководством о. Серафима (Амелина), учился на миссионерских курсах. Во время Первой мировой войны был призван в армию, после её окончания вернулся в Глинскую пустынь. В 1920 году был пострижен в монашество. В 1922 году Глинская пустынь была закрыта, и монах Таврион уехал в Москву, где поселился в Новоспасском монастыре. С 1923 — иеродиакон, с 1925 года — иеромонах. Окончил в монастыре школу рисования и росписи. В 1925 году, после закрытия властями Новоспасского монастыря, был иеромонахом в Рыльском монастыре Курской епархии. С 1926 года — настоятель Маркова монастыря в Витебске в сане игумена. С 1927 года служил в Перми, где в 1929 году был настоятелем Феодосьевского храма, активно боролся против обновленческого движения. В том же году епископ Павлин (Крошечкин) возвёл его в сан архимандрита. Аресты, лагеря, ссылки Осенью 1929 года был арестован. 3 января 1930 года приговорён к трём годам лишения свободы, работал на строительстве Березниковского химического комбината в Вишерских лагерях. В 1935 году был освобождён, жил в Калуге, Курске, Липецке, работал художником. Окормлял тайные православные общины. 27 декабря 1940 года вновь арестован, находился в тюрьме в Казани. 14 марта 1941 года приговорён к восьми годам лишения свободы. Срок отбывал в Туринском лагере на северо-востоке Свердловской области, неподалеку от Тавды. Вначале находился на общих работах на лесоповале, затем был лагерным художником в культурно-воспитательной части.

http://azbyka.ru/otechnik/Tavrion_Batozs...

Отошел ко Господу почетный настоятель Спасо-Преображенского собора г. Санкт-Петербурга протоиерей Николай Гундяев 31.12.2021 12:14:58 САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 30 декабря 2021 года, на 82-м году жизни, после тяжелой продолжительной болезни отошел ко Господу почетный настоятель Спасо-Преображенского собора г. Санкт-Петербурга, профессор, ректор Ленинградской духовной академии в 1986-87 гг. протоиерей Николай Гундяев, старший брат Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Отпевание новопреставленного отца Николая состоится 2 января 2022 года. Похороны пройдут на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Будущий священник родился 18 ноября 1940 года в Ленинграде. Отец, Михаил Гундяев (1907-1974), после войны принял священный сан, мать, Раиса Гундяева (в девичестве Кучина; 1909-1984) — преподаватель немецкого языка в школе, в последние годы домохозяйка, дед — иерей Василий Гундяев (1879-1969), младший брат — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, младшая сестра — проректор по культуре СПбДА Елена Гундяева. Был женат, сын Михаил стал священником. В годы Великой Отечественной войны Николай с матерью жил в блокадном Ленинграде. В 1963 году окончил Ленинградскую духовную семинарию, в 1967-м — Ленинградскую духовную академию со степенью кандидата богословия, был оставлен в академии в качестве профессорского стипендиата. С 1972 года — доцент, с 1975 года — профессор духовной академии. До сентября 2004 года преподавал патрологию. Был рукоположен митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) в 1966 году во диакона, в 1967-м — во пресвитера. В 1971 году удостоен сана протоиерея. С 19 июля 1972 года — секретарь Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства и межцерковных сношений. С 13 февраля 1973 года по 4 апреля 1977 года — заместитель председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. С 1977 года — консультант Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. В 1976-1977 годах — заведующий аспирантурой Московской духовной академии.

http://radonezh.ru/2021/12/31/otoshel-ko...

Разделы портала «Азбука веры» 22 Дек 2022 Президент Латвии пообещал оказать государственную поддержку в укреплении статуса автокефальной Церкви В Избранное Президент Латвии Эгилс Левитс высказался в поддержку автокефалии Латвийской Православной Церкви 14 декабря 2022 года во время дискуссии «Отношения Государства и Церкви в современном мире», в которой участвовали главы традиционных латвийских конфессий, пишет gorthodox.com со ссылкой на пресс-службу Латвийской Православной Церкви. «В прошлом году исполнилось сто лет со дня создания полностью самостоятельной и независимой Латвийской Православной Церкви, что было утверждено Томосом, выданным Московским Патриархом Тихоном Архиепископу Иоанну (Поммеру). Символично, что в этом году по моей инициативе мы законодательным путем урегулировали статус Латвийской Православной Церкви, точно установив, что наша Православная Церковь является автокефальной Церковью. Она независима от любой другой церковной власти, находящейся за пределами Латвии. Теперь это чётко сказано в законе. В ходе сегодняшней беседы я ещё раз заверил Митрополита Александра, что возглавляемая им Церковь может рассчитывать на государственную поддержку в укреплении статуса автокефальной Церкви», — цитирует пресс-служба ЛПЦ слова президента Латвии. Латвийская Православная Церковь является самоуправляемой церковью в составе Московского патриархата. Летом 2022 года президент Левитс внес в парламент страны закон о независимости Латвийской Церкви. После этого он обратился к Патриарху Кириллу с просьбой предоставить Латвийской Церкви томос об автокефалии. Затем, в октябре 2022 года, собор Латвийской Церкви направил обращение к патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с просьбой предоставить ей статус независимой церкви. В Латвии проживают около 350 тысяч православных. Латвийская Православная Церковь получила автономию в составе Русской церкви в 1921 году, согласно постановлению Патриарха Тихона, которое позже было подтверждено Священным синодом и Высшим церковным советом. Первым предстоятелем Латвийской Церкви был архиепископ Иоанн (Поммер). Он выступал за сохранение канонических связей с Московской патриархией и защищал права верующих в качестве депутата республиканского Сейма. За свою мученическую кончину владыка Иоанн впоследствии был причислен к лику святых. Русская Православная Церковь почитает его как священномученика. После гибели архиепископа Иоанна Латвийская Церковь раскололась, и часть ее священнослужителей перешла в Константинопольский патриархат. В 1940 году, после присоединения Латвии к СССР, Латвийская церковь вошла в состав Русской православной церкви на правах епархии. В 1990 году, по провозглашении государственной независимости Латвии, Священный Синод РПЦ предоставил Латвийской православной церкви самоуправление. Сегодня Латвийскую Православную Церковь возглавляет митрополит Рижский и всея Латвии Александр (Кудряшов). Другие новости

http://azbyka.ru/news/prezident-latvii-p...

Разделы портала «Азбука веры» Каталог аудиокниг, песен, молитв Вознесенская Юлия Юлия Вознесенская (настоящее имя Юлия Николаевна Окулова, урождённая Тараповская) — православный русский прозаик, поэт. Родилась в 1940 г. в Ленинграде. Отец ее был военным инженером, и после войны служил в Восточном Берлине, где семья жила с 1945 по 1950 годы. Юлия Вознесенская поступает в Ленинградский институт театра, музыки и кино, занимает активную жизненную и гражданскую позицию, являясь энергичной участницей объединений неформального искусства. В 1964 году власти осуждают ее на год принудительного труда. С 1966 года она начинает издаваться, первые ее стихи публикуются сначала в периодической печати, а потом — в самиздате. В 1973 г. она приходит к вере в Бога и принимает крещение, но заниматься неформальной деятелться, первые ее стихи публикуются сначала в периодической печати, а потом — в самиздате. В 1973 г. оьностью не прекращает. Она участвовала в организации акции 14 декабря 1975 г. на пл. Декабристов (бывшей Сенатской), в ряде демонстраций и голодовке протеста художников-нонконформистов. В ее комнате в коммунальной квартире проходят литературные вечера, на которые собираются молодая питерская творческая интеллигенция. Ю. Вознесенская публикуется в журналах «Часы», «37», «Мария», в зарубежных диссидентских журналах «Грани», «Третья волна», «Вестник РХД», «Посев», также в этих журналах печатаются и ее статьи. Она участвовала в издании первого в СССР феминистского альманаха «Женщина и Россия», в подготовке журнала «Мария». Юлианна, или Игра в дочки-мачехи В третьей книге мачеха Жанна объявляет падчерицам настоящую войну, любой ценой пытаясь сжить девочек со свету и добраться до денег их отца. В этом ей помогают коллеги — «целительница» Агафья Тихоновна, экстрасенс Жора Магилиани и ведьма Ахинея. Юлианна, или Опасные игры Продолжение полюбившегося взрослым и детям бестселлера Юлии Вознесенской с музыкальным оформлением. Во втором томе приключенческой трилогии вы вновь встретитесь к полюбившимися героями, а также со множеством новых персонажей.

http://azbyka.ru/audio/1/knigi/yuliya-vo...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010