В это время римляне взбунтовались против ненавистного им Урбана VI, который навязал им новую войну. Папа бежал к своим союзникам в Неаполь. Против явно нервнобольного Урбана его собственные кардиналы начали плести заговор при поддержке Карла III. Папа раскрыл заговор и в январе 1385 года в Ноцере велел схватить шесть замешанных в заговоре кардиналов и бросить в тюрьму. Когда выяснилось и соучастие короля, курия бежала в Геную, а Урбан предал анафеме своего прежнего союзника. Увезенных с собой кардиналов - за исключением одного - он велел безжалостно убить. Действия папы, недостойные главы церкви, вызвали глубокое отвращение. В 1386 году неаполитанское королевство попало в руки французских Анжу, что отрицательно сказалось на положении Урбана в Италии, но позволило ему в 1388 году возвратиться в Рим. Хаос и разруха по-прежнему продолжались в Вечном городе. Папе пришлось издать специальное постановление, которое запрещало использовать покинутые кардиналами дворцы и церкви в качестве каменоломен. И все же каждый облегченно вздохнул, когда осенью 1389 года полусумасшедший папа Урбан скончался. Многие, в том числе и сам Климент VII, считали, что тем самым будет восстановлено единство церкви и его признают единственным папой. Выяснилось, однако, что раскол был намного глубже. Римские кардиналы быстро достигли согласия - ведь большинство из них принадлежало к неаполитанской партии. Папой был избран малообразованный в области теологии выходец из обедневшей неаполитанской баронской семьи кардинал Томачелли, принявший имя Бонифация IX (1389-1404). Ему удалось добиться признания Неаполем и таким образом укрепить свои позиции также и в Центральной Италии. Понтификат Бонифация IX характерен, наряду с процветающим непотизмом, также дальнейшим упадком в области финансов, дальнейшим ростом задолженности курии. Он начал продавать за деньги должности в курии и в Церковном государстве. Смысл этих сделок состоял в том, что папа продавал определенные церковные должности «навечно» за наличные деньги, выплаченные единой суммой. Покупатель затем мог извлекать из этой должности столько дохода, сколько мог. С именем Бонифация IX связана также продажа по объявленным ценам бенефиций, подпадающих под папскую резервацию, передача в аренду банкирам или желающим нажиться церковным или светским феодалам права осуществлять сбор церковных налогов.

http://sedmitza.ru/lib/text/441638/

Конечно, здесь речь идёт о народах диких, населяющих Африку и Америку, а также и всю Азию, где главным образом распространяется священная книга на туземных языках. Сам Эллиот говорит, что „когда Библия, так сказать, создавала языки, тогда в сотнях наречий книга эта была единственным в своём роде литературным произведением. Иногда миссионерам и переводчикам приходилось создавать слова для объяснения „Бога“ и других слов, как, например, это было у негров племени Шитсуа (Sheetswa – на восточном берегу Африки), не имевших вовсе на своём языке выражения, соответствующего „Божеству“. Приход лондонского Библейского общества за 1903 год достиг 232,239 фун. стерлингов, причём больше чем наполовину поступило добровольных пожертвований. Приход американского же общества выразился в сумме 412,403 долларов. Переводя всё это на наши деньги мы получим сумму в 3.064,500 руб. Автор „отчёта“ говорит, что „пример христианской пропаганды сугубо повлиял своим святым учением на многих язычников. В Индии, например, образовалось своё Библейское общество для распространения всех священных книг, которое, не смотря на его недавнее существование, уже выпустило и распространило свыше 14 миллионов печатных экземпляров. Магометане не считают возможным печатать Коран, – они читают его в литографированном виде, и, конечно, вследствие этого, книжная пропаганда исламизма не подвигается так быстро. Впрочем, задача распространения священных книг среди диких народов всех стран ещё далеко не достигла того идеала, по которому Слово Божие должно быть общей проповедью по всему лицу земли. В одной Индии есть ещё свыше 74 миллионов жителей, говорящих на 108 наречиях, на которые пока не переведена Библия. По этому видно, какая ещё тяжёлая борьба ожидает лондонское Библейское общество. Но оно, однако, этим не смущается, и его трудовая задача на поприще своего святого дела уже достаточно выяснилась за истекшее столетие его существования. С. Глебов Хроника Вердеревская С. Из жизни инославия и из мира заграничного сектантства//Миссионерское обозрение. 1905 г. 1–6. С. 1397–1404

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1402 Арсеиия Суханова Проскинитарий, стр. 205. ερατιν. стр. 2. 45. 145 сн. Дмитриевского Εχολγια, 257, 833, 878. 1403 Древн. Российск. Вивлиоф. ч. X, стр. 68, 369, изд. 2; сн. Снегирева Памяти. Московск. древности, тетр. 3, стр. 26–27. 1404 В соборном храме архиепископов Холмогорских и Важеских архиерейское место строилось в 1720 году (Арханг. Епарх. Вед. 1893 г., части неофиц. стр. 534). Из Чиновника Нижегородского Преображенского собора видно, что нижегородские владыки становились на своём вне-алтарном месте в третьей четверти XVIII стол., и что последнее вообще продолжает ещё существовать в указанное время. 1424 И действительно социализм сделался серьёзно опасным для современной Италии. Прекрасно организованный, благоприятствуемый распространением неверия, невежеством земледельческого класса, жалкими условиями пролетариата и расовым темпераментом народа, который легко увлекается самыми странными теориями, итальянский социализм не раз доходил до насилий, и ещё живы в Италии воспоминания о беспорядках в Милане, которые несколько лет тому назад вынудили правительство прибегнуть к оружию на улицах столицы Ломбардии. Глава партии – депутат Ферри, читающий право в римском университете и представляющий из себя нечто в роде красноречивого и хвастливого трибуна. Социалистическая печать сильно развилась в Италии; главные его органы Avanti (Вперёд), ежедневная газета и Asino (Осел), еженедельный иллюстрированный журнал, который в одно и то же время борется против монархии, милитаризма и духовенства. 1431 Фома Аквинский в одном из своих сочинений пишет так: Oportuit siquidem quod cum peccato originali conciperetur, utpote quae ex utriusque sexus commixtione concepta fuit. Hoc enim privilegium sibi soli servabatur ut Virgo conciperet Filium Dei. Commixtio autem sexus, quae sine libidine esse non potest post peccatum primi Parentis, transmisit peccatum originale in prolem. Similitec etiam quia si cum peccato originali concepta non fuisset, non indigeret per Christum redimi; et sic non esset Christus universalis hominum Redemptor: quod derogat dignitati Christi.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Если же они говорят это потому, что Он открыто выражает Свою волю (το θλειν) ни в какое иное время, но только во время страдания, то пусть скажут то же самое и о Его врожденном разумении (νοσεως) и [тем самым] объявят Его неразумным – ведь не говорит же Он открыто «Я уразумел»! [То же пусть они скажут] и об обонянии, и об остальных наших природных [особенностях], о каковых Он, согласно написанному, не упоминал; или даже о самой душе пусть скажут, что она существовала не прежде, то есть с того времени как Он стал человеком, а [появилась] лишь когда Он упомянул о ней – как сказано [в Писании], Он совершил это незадолго до страдания 1403 . Или пусть скажут, что она была нарочно создана тогда по этому случаю, поскольку Он упоминал о ней не многократно и не с самого начала. Или же, если они этого не утверждают, пусть, согласно великому Афанасию, исповедуют «одновременно и плоть, и одушевленную и разумную плоть Бога Слова» 1404 ; пусть признают и то, что природная воля Спасителя как человека существовала не только во время страдания, хотя Он только тогда упомянул о ней, но сущностно принадлежала (συνουσιωμνον) Ему по природе как человеку, подобному нам; и пусть они впредь прекратят в неподобающее время выдвигать подобные темы и делать подобные выводы. Ведь наше время – это время кровопролития 1405 , а не догматов 1406 , громких плачей, дабы умилостивить Бога, а не умудренных словопрений, дабы еще больше Его прогневить. Удивляет меня и [то, что они говорят] об энергии: они учат, что она у Христа одна, как они говорят, исходя из созерцания индивидуальной [вещи] и соотнесения с ней 1407 . Я уже не буду говорить о том, что всякая из природных [особенностей] соотносится в первую очередь не с индивидуальной [вещью], а с ее природой и сущностью. Кто бы мог действовать (νεργεν) без сил, природно присущих природе? Или как бы он действовал или имел [какую-либо] силу (δνασθαι), не имея природы? Вот что я желаю спросить. Провозгласили ли они эту [единую энергию] ради упразднения природных энергий, или как-либо [иначе]? Ибо если ради упразднения, то какая, какого рода энергия это вообще будет, тогда как те, [природные] отвергнуты? Ведь равно как если нет природ, то, бесспорно, исчезает и то, что из них [слагается], то есть сложная ипостась, так и если нет природных энергий, то не будет вовсе и никакой другой.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Сам Джотто, а от него Джовани да Милано, и особенно Альтикиери и Авансо, делают смелые перспективные построения. Естественно, что эти художественные опыты, равно и традиции, отчасти почерпнутые из трудов Витрувия и Эвклида, ложатся в основу теоретической системы, в которой учению о перспективе предлежало быть изложену полно и обоснованно. Те научные основания, которые после столетия разработки дали «искусство Леонардо и Микель Анджело», были найдены и выработаны во Флоренции. До нас не дошли сочинения двух теоретиков того времени: Паоло дель Аббако (1366 г.) и более позднего – Биаджо де Парма. Но возможно, что главным образом они-то и подготовили почву, на которой с начала XV века работали главные теоретики учения о перспективе 79 , Филиппо Брунеллески (1377 – 1449) и Паоло Учелло (1397 – 1475), затем Леон Альберти, Пиеро деи Франчески (около 1420 – 1492) и, наконец, ряд скульпторов, из которых в особенности следует отметить Донателло (1386 – 1466). Сила влияний этих исследователей обусловливалась тем, что они не только теоретически разрабатывали правила перспективы, но и осуществляли свои достижения в иллюзионистической живописи. Таковы стенописи в виде памятников, изображенных с огромным знанием перспективы на стенах Флорентийского дуомо, написанные в 1436 году Учелло и в 1435 году Кастаньи; такова же декорация-фреска Андреа дель Кастаньо (1390 – 1457) в Сант-Аполлонио во Флоренции. «Весь строгий убор ее: шашки на полу, кессоны в потолке, розетки и панели по стенам – изображены с навязчивою отчетливостью для того, чтобы достичь полного впечатления глубины (мы бы сказали: «стереоскопичности»). И это впечатление достигнуто настолько, что вся сцена в ее застылости имеет вид какой-то группы из паноптикума, – разумеется из «гениального паноптикума " " 80 , – по недоразумению едко замечает сторонник перспективности и Ренессанса. Пиеро тоже оставляет руководство по перспективе, под заглавием «De perspectiva pingendi» 81 Леон Баттиста Альберти (1404 – 1472), в своем трехтомном сочинении «О живописи», написанном до 1446 года и напечатанном в Нюренберге в 1511 году, развивает основы новой науки и иллюстрирует их применением в архитектурной живописи. Мазаччио (1401 – 1429) и его ученики Беноццо Гоццоли (1420 – 1498) и Фра Филиппо Липпи (1406 – 1469) стремятся воспользоваться в живописи тою же наукою перспективы, пока, наконец, не берется за те же проблемы теоретически и практически Леонардо да Винчи (1452 – 1519) и не завершают развитие перспективы Рафаэль Санти (1483 – 1520) и Микель Анджело Буонаротти (1475 – 1564). X

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Относительно времени помещении этого идола вовнутрь Каабы арабские источники не говорят ничего, однако, можно считать довольно вероятным, что это случилось во время перестройки Каабы при Косае около 450 года по PX 1403 . Мухаммед, по свидетельству Ибн-Гишама 1404 , в день взятия Мекки вошел с Каабу и увидел здесь изображения ангелов и другие, также увидел Авраама, изображённого держащим в руке стрелы, которые употребляли при жребии. «Он сказал: да поразит Бог тех, которые заставили нашего старца (т.е. Авраама) бросать жребий стрелами. Какое дело Аврааму до стрел? Он не был ни иудей, ни христианин, но был ханиф-мусульманин; он так же не был и многобожником. Затем он дал приказание относительно всех этих идолов, и они были уничтожены». Тоже самое передает об этом и Азраки. Уже Покок 1405 изображение, названное Мухаммедом изображением Авраама, считает тождественным с идолом Гобала, в этом, по нашему мнению, не может быть, никакого сомнения в виду поразительного сходства описании Гобала и того изображения, которое Мухаммед назвал изображением Авраама. Мы уже заметили, что Гобал был у мекканцев главным идолом и Каабе. Большое чествование, оказываемое этому божеству, а также широкое распространение его культа среди арабов доказывают многие данные. Имя Гобала употребляли при более важных клятвах, как имя одного из главнейших божеств, как, это можно видеть, например, из послания Абу-Софиана к Мухаммеду 1406 . Пред этим идолом кидали, или лучше сказать, вынимали жребий в виде стрел, как свидетельствуют приведенные нами арабские мусульманские писатели. При счастливом успехе и по окончании важных предприятий к Гобалу арабы, чтившие этого идола, обращали свои благодарения. Так, например, мекканцы, после одержанной над Мухаммедом победы при Оходе, торжественно восклицали: 1407 «Да будешь ты превознесен Гобал»! Относительно чествования этого божества, все приведенные нами арабские писатели единогласно приписывают его культ корейшитам. Однако, культ его далеко не ограничивался одним только этим коленом. Что чествование его было и в других коленах, на это мы имеем много указаний. Доказательством этого могут служить собственные имена, в состав которых входит название Гобала и которые встречаются у других колен. Так Тебризи в схолиях на Хамасу 1408 приводит имя Гобал, как собственное ими одного человека, принадлежащего к колену Кельб. О таком же распространении культа Гобала и об особенном почете, каким пользовалась это божество у арабов, свидетельствует и приведенный уже нами выше стих Зейда-бну-Амру, именно:

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

102. – Палатки из листвы, которые строили Иудеи в праздник Кущей 103. – Большой светильник, который возжигали во дворе храма Иерусалимского в течение праздника Кущей Праздник Очищения За пять дней до праздника Кущей, 10-го tischri, был празднуем обряд Очищения (уот kippour). С вечера 9-го числа до вечера 10-го было запрещено работать и есть; это был день великого поста, единственного, который был предписан законом. Лишь один первосвященник отправлял службу в этот праздник; сотворив омовение и облеченный в свои первосвященнические одежды, он приносил молодого быка в жертву за грех и овна во всесожжение за себя и за священников, двух козлов за грехи народа и овна во всесожжение. Один из двух козлов был козлом отпущения, Azazel, бравшим на себя грехи всего народа; его отпускали в пустыню. В день Очищения 1434 первосвященник входил во Святое Святых. 1435 1401 О веровании евреев в будущую жизнь см. La Bible et les découvertes modernes, 6 ed., t. IV. p. 517 sq. Сл. n° 846. [На русском языке см. у проф. П. A. Юнгерова, „ Учение Ветхого Завета о бессмертии души и загробной жизни“, Казань; 1881. Пер.]. 1404 Конец этого n° дополнен нами по немецкому „Руководству библейской истории“ Schöpfer’a. Пр. пер. 1405 Les livres Saints et la critique rationaliste, 5 ed., t. IV, p. 389–404. O скинии, ее принадлежностях и священнических одеждах, рассматриваемых в смысле буквальном и таинственном, можно читать у Бэды Достопочтенного. De tabernaculo et vasis ejus , ac vestibus sacerdotum, t. XCI, col. 383–498. 1406 Ha русском языке опыт воспроизведения скинии см. в труде академика живописи В. Д. Фартусова, „План и фасад Ноева ковчега, скинии Моисеевой, первого и второго Иерусалимского храма, с рисунками их принадлежностей“, Москва, 1909. Пер. 1407 Это – так называемая Acacia seyal arabica, принадлежащая к семейству мимоз (См. рис. 91). Не следует смешивать ее с Bobinia pseudoacacia из семейства Papilionacees (мотыльковых), которую обыкновенно называют акацией. (Сл. Dictionnaire de la Bible, t. I, col. 101).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Меньше мы знаем о втором посещении Киприаном западных областей митрополии в 1404–1406 годах. Впрочем, известно, что Витовт встретил его в Вильне 1624 с большими почестями и что в течение двух недель он присутствовал при особой встрече Ягайло и Витовта в Милолюбе 1625 . По настоянию Витовта Киприан вынужден был сместить епископа Туровского Антония, обвиненного в протатарской (и, возможно, антилатинской) политике; однако виноватым Киприан его, очевидно, не считал и дал ему убежище в Москве 1626 . Таким образом, с католическими правителями западных областей митрополии Киприан вел себя дипломатом и умел сохранять с ними хорошие отношения, поддерживая в то же время постоянную связь с Константинополем, который все больше нуждался в его помощи, но мало что мог в свою очередь предложить митрополиту, чтобы поддержать его начинания. Например, из черновика письма патриарха Матфея Киприану (1400) мы узнаем, что император Мануил II и патриархат не раз обращались к московскому князю за деньгами, что Михаил Вифлеемский, на этот раз вместе с двумя важными византийскими чиновниками, вновь отправился на Русь за пожертвованиями 1627 . Послание сообщает о недавнем примирении Мануила II с Иоанном VII и о том, что Мануил поехал искать помощи во “франкские земли”. Униженный проситель, Матвей чрезвычайно хвалит митрополита Киевского: “О возлюбленнейший брат; поскольку ты проявил себя в прошлом как любящий ромеев человек, покажи себя и ныне и вели и советуй всем делать так, как мы предлагаем и предписываем. Убеди их, что жертвовать на охрану святого града лучше, чем на дела благотворительности, помощи нищим и выкуп пленных”... Неизвестно, можно ли где-нибудь еще у церковных иерархов найти подобный прейскурант христианских добродетелей, и русские и в этот раз, как и в прошлом, проявили, очевидно, большую щедрость в отношении осажденного Баязидом Константинополя. Однако город был на время спасен не западной или русской поддержкой, а победой, которую Тамерлан одержал над Баязидом в битве при Анкире (1402).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Патриарх Фотий, знакомя нас с рассматриваемым сочинением Диодора κατ εμαρμνης, довольно строго критикует содержание этого сочинения. Он упрекает Диодора и с точки зрения идей и метода, в недостатке логики и в борьбе с противниками доводами, которые имеют мало доказательной силы 1393 . Как особенно неудачные в этом смысле по аргументации, Фотий называет 25–26, 27 и 32 главы рецензируемого им произведения 1394 . Не имея пред собой самого сочинения, трудно, конечно, проверить такое впечатление знаменитого Константинопольского патриарха, но можно думать, что последний в данном случае был не совсем беспристрастным. Призрак мнимого осуждения Тарсского епископа на пятом вселенском соборе, предание о его несторианстве, к которому Фотий не нашёл сил отнестись критически, по-видимому, удерживали его сказать определённое положительное слово о приёмах апологетики разбираемого автора. Сам Фотий, в данном случае, как бы сознаёт свой личный вкус, который сказался в разборе лежавшего пред ним сочинения. Он не может скрыть, что Диодор в то же время пользуется и довольно хорошими аргументами против защитников судьбы 1395 . С особенным уважением Фотий отмечает его учёность, набожность 1396 и просит беспристрастного и благосклонного судью не обращать слишком (много) внимания на недостатки сочинения, но помнить, что поставленная сочинением задача разрешается всё же с похвалой 1397 . Понятно, что такой второй половиной своего отзыва Фотий значительно ослабляет суровость критических замечаний, делает их голословными, в общем выставляя Диодора τν νδρα τιμς κα χριτος ξιον, εγνμων κριτς, φιλομαθς κα σπουδαος κα εκρινης 1398 . Ο литературной полемике Диодора с иудеями сохраняют свидетельства несторианский писатель Бархадбешабба 1399 , Свида со слов Феодора Чтеца 1400 и несторианский писатель Ебед Иезу 1401 , причём первый указывает, что Диодор составил против иудеев две книги. Бархадбешабба 1402 патр. Фотий 1403 , Никифор Каллист 1404 , Ебед Иезу 1405 свидетельствуют большую литературную полемику Диодора против манихеев. Фотий указывает 25 книг Диодора противоманихейского содержания – в первых 7 книгах Диодор пытается опровергнуть учение манихеев о „живом евангелии”, чего он не достигает, по замечанию Фотия, ибо опровергает евангелие, написанное Аддой и называемое Μδιον, а в последних разбирает доводами Свящ. Писания аскетическое учение манихеев. По Бархадбешаббе, Диодор против манихеев составил только три книги и, кроме них, он написал ещё несколько книг против халдеев и самого Манеса 1406 . Но свидетельства о произведениях Диодора, направленных против халдеев и Манеса, нужно принимать, нам кажется, с осторожностью, ибо в данном случае, очень может быть, происходит смешение специальной противоманихейской полемики другого Диодора – пресвитера, явившегося в Персии в III веке, который, действительно, очень много и успешно боролся против халдеев и Манеса 1407 .

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

Евфимию всеобщее уважение и любовь. Когда Суздальский князь Борис Константинович обратился к пр. Дионисию с просьбой отпустить к нему одного из его учеников для устройства в Суздале монастыря, то строителем этой обители был избран пр. Евфимий, имевший «возраст мужества» и отличавшийся «старческим разумом». В 1352 г. было положено основание новой обители (см. Владим. еп.) и пр. Евфимий был назначен ее настоятелем в сане архимандрита. В заботах о благоустроена своей обители он не знал покоя и отдыха, созидая храмы, кельи и другие монастырские постройки. Всегда ревностно заботился он и о духовном преуспеянии своей братии. Вместе с этим, пламенея хританской любовью к ближним, он принимал странников, снабжал их пищей и одеждой, помогал всем бедным, выкупал должников, ходатайствовал за невинно осужденных, избавлял от разных бед впавших в несчастие, исцелял молитвой больных. Утоляя духовную жажду притекающих к нему, он услаждал их и вещественным благом – медом из устроенного им при обители пчельника. Никогда не оставлял он и своих личных подвигов молитвы, поста и воздержания, которые усугублялись еще тем, что под скудной одеждой своей он носил тяжелые железные вериги. Постоянно живя в Суздале, он только иногда путешествовал к сосветильнику и сопредстателю за русскую землю, пр. Сергию Радонежскому (см. 25 сент.), ради духовных бесед, которыми взаимно и назидались эти два друга о Христе. В течение 52 лет пр. Евфимий управлял многочисленною братией своего монастыря, поучая ее словом и собственным примером послушанию, целомудрию и бескорыстию. Скончался он в 1404 г. (88-летним старцем). Мощи его открыто почивают в его обители. В 1904 г. торжественно праздновалось 500-летие со дня его кончины. См. 4 июля. Тропарь, гл. 3. Яко светозарная звезда, пришел еси от востока на запад, оставив отечество твое Нижний Новеград, и дошед Богоспасаемаго града Суждаля, в нем обитель сотворил еси, и собрал еси монахов множества: и прием дар чудес от Бога, отче Евфимие, был еси о Христе собеседник и спостник преподобному Сергию; с нимже у Христа Бога испроси Благоверному Императору нашему Николаю Александровичу здравие и спасение, и душам нашим велию милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010