Евфимии Всехвальной, по коей и монастырь назывался Евфимьиным, а в народе и Евфимьевым с приделами: а) с южной стороны во имя Благовещения Божьей Матери; б) с северной во имя Преображения Господня В этой церкви находилась часть Св. мощей Евфимии Всехвальной. 2) Колокольня каменная же; 3) КЕЛЬИ; деревянные 4) ОГРАДА деревянная. До учреждения в 1764 году Духовных Штатов было за монастырём сим 390 душ крестьян, и настоятельство Игуменское, по Штатам же положен во 2 класс степенью первым. В 1786 году соединён он с Сокольницким и переведён в Духов монастырь, в котором как часть Св. мощей Евфимии Всехвальной, так и всё церковное и монастырское имущество, а наконец в 1807 и 1808 годах и самые строения разобраны и перенесены. Ныне видны одни только развалины того Евфимиина монастыря. Добавление из VI тома Евфимиев Суздальский монастырь См. ниже, Спасо-Евфимиев Суздальский. Евфимиев или Спасо-Евфимиев монастырь Владимирской Епархии 2 класса мужской, находится внутри города Суздаля на берегу реки Каменки. Построен в 6860/1352 году при Великом Князе Борисе Константиновиче Новгородском и Суздальском и при Архиепископе Суздальском Иоанне. При заложении в сем 1352 году каменной церкви во имя Преображения Господня сам Великий Князь присутствовал и поручил строение оной вытребованному из Нижегородского Печерского монастыря иноку Евфимию, под смотрением которого и совершена она в 6865/1357 году и освящена помянутым Архиепископом Иоанном в присутствии Великого Князя, а инок Евфимий произведён в Иеродиакона, потом вскоре в Иеромонаха, и наконец в Архимандрита новоустроенной обители, и поручено ему же от Великого Князя продолжение дальнейшего строения, келий и ограды, что им и окончено, а монастырь по имени строителя и первого начальника наименован Евфимиевым, по главной же церкви – Спасским. Пр. Евфимий преставился в 6912/1404 году, Апреля 1. В 7009/1501 году при Архимандрите Константине весь этот монастырь выгорел; но вскоре иждивением доброхотных дателей и тщанием сего Архимандрита возобновлён; преемник его Кирилл, продолжая возобновление этой обители, усмотрел, что и Соборная церковь , в 1357 году устроенная, обветшала и требовала также возобновления; почему с благословения Преосв.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Житие преподобного Евфимия священно–архимандрита суздальского чудотворца. Составил настоятель Спасо–Евфимиевского монастыря Архимандрит Серафим (Чичагов) ко дню 500–летия кончины преподобного Евфимия (1404 г. 1–го апреля 1904 г.) Память о преподобном Евфимии, суздальском чудотворце, названном современниками «великим», почти исчезла. Житие его, составленное иноком Григорием и, по преданию, тем самым Отрепьевым – самозванцем, жившим послушником в суздальском Спасо – Евфимиевском монастыре, весьма кратко и далеко не напоминает русским людям всех подвигов и заслуг преподобного – друга, собеседника и сподвижника, великого молитвенника за землю Русскую преподобного Сергия и, несомненно, заслуживающего быть причисленным также к печальникам земли Русской. Рукописное житие инока Григория хранится в архиве монастырском. Хотя, действительно, источников для составления более подробного жизнеописания Евфимия не сохранилось, но, однако, существует, кроме предания суздальского, несколько исторических указаний на участие преподобного в событиях того времени и в судьбе суздальских и нижегородских князей. Преп. Сергий и Евфимий одновременно основали две знаменитые лавры и при том последний на северном конце древней и обширной столицы, которая служила одновременно крепостью, для защиты Суздаля от врагов. Евфимиева лавра быстро разрослась, украсилась и возвеличилась, потому что она была сердечною заботою суздальского князя Бориса, всех знаменитейших бояр и жителей обширного, богатого города. Уже на основании всего этого можно понять, какое значение имели в истории Суздальского края Евфимиева лавра и сам преподобный, который приобрел всеобщую любовь строгою жизнью, подвижничеством, даром прозорливости и совета. Влияние его на современников было громадно. Но падение Суздаля, возвеличение Владимира и Москвы, перенесение центров торговли, а за наше время обход Суздаля всеми путями сообщения, окончательно разорили город, заставив жителей и купечество искать убежища и деятельности в иных городах, а развивавшееся, к прискорбию, в современных людях равнодушие к отечественной истории довело знаменитый Суздаль с его святынями до положительного забвения и запустения.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

В приход входили деревни Некрасово, Большое Лановщино, Задорье. В деревнях Некрасово, Большое Лановщино, Задорье находились часовни. Л.А. Курикова «Приходское духовенство Маловишерского края в XIX – начале XX веков», 2015  Никольский Папоротский монастырь был, вероятно, основан в самом начале XV в. Под 1403 (1404) г. новгородские летописи упоминают о строительстве Порфирием Инамским (в другом варианте - Камским) деревянной церкви св.Николая и об основании им монастыря. Согласно синодику, хранившемуся в Никольской церкви в начале XX в., существовавший до Великой Отечественной войны каменный храм был выстроен в 1522 г. В документах начала XX в. упоминается и заказчик Папоротской церкви - храм был выстроен " тщанием старца Игнатия, строителя Папоротского монастыря " . На одном из колоколов Папоротской церкви была надпись, датирующая его 1526 г. Вероятно, уже в первой трети XVI в. при храме существовала колокольня. В Писцовых книгах Папоротский монастырь впервые упоминается под 1583 г.: в Писцовой книге Обонежской пятины он фигурирует под именем Патороцкого. По переписи 1615 г. в нем были каменные церкви: 1) Николая Чудотворца; 2) Преподобного Варлаама Хутынского с трапезой; 3) на посаде во имя св.Троицы и св.Апостола Петра и Павла деревянная. В переписи же 1620 г. сказано, что Никольская церковь разорена, а Варлаамиевская и Троицкая разрушены; келья одна, в которой жил тогда строитель с монахом, а 20 сожжено шведами. В 1686 г. Никольский монастырь был приписан к Новгородскому Архиерейскому Дому, а в 1764 г. упразднен. К 1804 г., очевидно, относится крупный ремонт храма, во время которого, видимо, в храме появился придел св.Троицы. Однако уже в 1819 г. храм был закрыт. В 1823 г. о храме доносили в Синод: " Церковь Святителя Николая, что в селе Папоротне, праздна с 1819 года за выведением прихожан по военному поселению к другим церквам. " Утварь, иконы и книги передали в Николаевскую Городненскую церковь Новгородского уезда. Все церковное имущество, кроме иконы св.Троицы, сгорело вместе с означенной церковью в 1844 г. Упраздненная Никольская церковь пришла в ветхость, потрескались стены и своды здания, потолки, полы и крыша обвалились, на сводах храма выросли три березы, кругом поднялся непроходимый лес. Богослужения в храме возобновились в 1866 г., при этом храм был отремонтирован, увеличены размеры некоторых окон, а в 1867 г. освящен и придельный храм св.Троицы, находившийся в каменном притворе с западной стороны Никольского храма. Был ли этот притвор построен еще в начале XIX в. или его возведение относится к 60-м гг. XIX в. - пока не ясно. В 1875 г. с западной стороны здание завершил деревянный притвор и деревянная же колокольня. В таком виде Папоротский храм сохранялся вплоть до Великой Отечественной войны. В начале века рядом с храмом находились деревянные дома священника и псаломщика. В 1913 г. 29 апреля случился большой пожар и оба дома сгорели, но уже в следующем году их восстановили.

http://sobory.ru/article/?object=38439

Космин монастырь, коим заочно управлял игумен Амвросий, находился в 40 верстах от Владимира близ большой Юрьевской дороги. Он основан в 1404 году препод. Космой, уроженцем Владимирским, коего мощи почивают здесь под спудом. Монастырь этот, кроме своей древности, замечателен еще тем, что в нем около 10 лет (1666–1675 г.) настоятельствовал, в сане игумена, св. Митрофан, впоследствии первый епископ Воронежский. С его собственноручной подписью (1666 года) сохраняется доныне в монастыре напрестольное Евангелие 41 . На сырной неделе 1836 года товарищ и приятель мой Рождественский вздумал ехать в Космин монастырь. Может быть, отец поручил ему посмотреть, как братия вверенной ему обители проводят дни сырной недели и удостовериться в целости бутылок с разными наливками, во множестве хранившихся в монастырском подвале. Рождественский пригласил и меня с собой. Я рад был подышать свежим воздухом и посмотреть древнюю, но убогую обитель. Мы пробыли там не более суток. Кроме Рождественского, я имел более тесную дружбу, которая потом никогда не прекращалась, со следующими товарищами: Михаилом Граменицким, Иваном Валединским и Василием Богородским. В марте 1836 года мне исполнилось 17 лет. В это время во мне начало пробуждаться чувство приличия в отношении к одежде, тем более, что наше казенное платье было очень непрочно и не изящно. Выданный мне, при поступлении моем в бурсу, нанковый сюртук с брюками через полтора года так затерся, несмотря на мою бережливость, что мне совестно было в нем показаться, не говоря уже о церкви, в дом моего родственника, помянутого выше земляка Аверкиева; между тем как на некоторых из своих сверстников – бурсаков я видел даже суконные сюртуки. Имея в виду принадлежавший мне и хранившийся у моего опекуна и дяди Петра Ивановича небольшой капитал, я решился попросить у него немного денег для приобретения сколько-нибудь приличного платья. Об этом я написал ему 20 марта и письмо послал с одним из земляков-товарищей, отправлявшихся на Пасху домой. Просьба моя была удовлетворена; но вот при сем какое получил я назидательное наставление от своего отца крестного в письме от 5 апреля:

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

находил что-либо свое, подвергал епитимии. Строго запрещал разговоры в храме и в трапезе повелевал хранить молчание; из трапезы в келлию надлежало идти также молча и не заходя ни к кому. После 52-летнего настоятельства, блаж. старец преставился 88 лет 1 апреля 1404 года. Мощи преп. Евфимия, прославленные многими чудотворениями, почивают открыто в соборном храме обители, освященном в честь Преображения Господня. Этот храм заложен в 1509 году, причем были обретены нетленные мощи преп. Евфимия. По освящении храма в 1511 году, прежняя монастырская церковь , также Преображенская, построенная самим основателем обители, освящена вновь во имя преп. Евфимия и сохранилась до нашего времени, как замечательный и весьма редкий памятник зодчества XIV века. Мощи открыты и прославлены в 1507 году («Пут. письма из древн. Сузд. области», стр. 73–74). Житие написано иноком Спасо-Евфимиева монастыря Григорием (Ключевский, стр. 284). 387. Святая и преподобная княжна инокиня Евфросиния, яже у Риз Положения в монастыре, Суждальская чудотворица преставися в лето 6750 месяца сентября в 25 день Суздальская Ризоположенская женская обитель основана около 1207 года. Спустя 20 лет поселилась здесь преп. Евфросиния (в мире Феодулия), старшая дочь Черниговского князя Михаила Всеволодовича, в последствии мученика. С детства отличалась она искренним благочестием. Когда родители хотели выдать ее замуж за жившего в Суздале князя Мину, одного из потомков благочестивого Варяжского князя Шимона, покорная дочь не противилась воле отца и матери, но тайно молила Господа сохранить ее в девстве. Она отправилась в Суздаль для вступления в брак, но жених скончался прежде прибытия невесты. Тогда княжна решилась не возвращаться в родительский дом и приняла иноческое пострижение в Ризположенской обители с именем Евфпрсинии. Здесь провела она жизнь в подвигах, в посте и молитве, была настоятельницею монастыря и завела в нем примерный порядок и благочиние. В 1238 году Батый явился со своими полчищами в Суздале; свирепая орда предавала все огню и мечу, но обитель преп. Евфросинии, по молитвам ее, осталась невредимою, как свидетельствует современный летописец. После непродолжительной болезни, блаж. княжна-игумения преставилась 25 сентября 1250 года. При гробе ее совершались чудеса, но мощи обретены не ранее конца XVII века. По

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

И братия повиновалась ему во всем, точию ангелу Божию». В память о трудах преподобного Евфимия остались выкопанный его руками колодец, а также пчельник. Нищие и убогие находили в обители преподобного Евфимия пропитание, больные – мирное пристанище и покой; за должников он часто выплачивал долги; несправедливо притеснявшиеся судом или знатными людьми могли полагаться на его бескорыстное покровительство и защиту. Шествуя скорбным и узким спасительным путем, достиг блаженный Евфимий преклонной старости. Когда он почувствовал завершение земной жизни, то созвал монастырскую братию. Они же, видя его в изнеможении, начали скорбеть: «Отче! Оставляешь нас сиротствовать, и когда не станет тебя с нами, оскудеет место сие». Святой же отвечал им, ободряя и утешая: «Не скорбите, увидите, когда обрету дерзновение к Богу, не оскудеет место сие, если сохраните любовь». И многое поведал братии монастыря в утешение. Все приходили к нему, целовали со слезами и просили последнего благословения. Он всем дал благословение, всех простил и у всех сам испросил прощения. 1 апреля 1404 года, причастившись Святых Таин, преподобный Евфимий мирно преставился ко Господу в 88-летнем возрасте. Более полувека управлял он своей обителью. После кончины преподобный Евфимий прославился у Господа многими чудесами и исцелениями. Келарь обители Киприан нарушил монастырский обычай, запрещавший братии вкушать вне общей трапезы. Преподобный Евфимий явился ему во сне с жезлом и горящей свечой в руках. В ужасе покаялся келарь, но скоро забыл свое обещание. После вторичного посещения святой Евфимий наказал его расслаблением всех членов. Только у гробницы преподобного получил Киприан исцеление, исповедав перед всеми свой грех . В 1501 году при архимандрите Константине Спасо-Евфимиев монастырь пострадал от сильного пожара. Благочестивый настоятель смущался мыслью: не оскорбил ли чем преподобного Евфимия, основателя обители, не преступил ли устава монастырского. Преподобный Евфимий сказал, явившись одному из братий: «Передай архимандриту Константину, что я ничего на него не имею».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В Суздале принял его св. епископ Иоанн, первопрестольник 239 Суздальский, ревностный архипастырь, сеявший семя слова Божия на новой ниве, между дикой Мордвою, 240 бескорыстный и сердобольный, облегчивший повинности крестьян – жителей церковных земель, и устроивший богадельни для больных и престарелых. Он сам указал место для обители, вблизи города, на берегу реки Каменки, рукоположил Евфимия в сан архимандрита и освятил новопостроенный храм в честь Преображения Господня. 241 При самом построении храма, преп. Евфимий приготовил в нем место для своего погребения и своими руками обтесал камни для гроба. К смиренному подвижнику собралось до трех сот братий. Он посещал иногда преп. Сергия Радонежского и подражал равноангельной жизни его, раздавал пищу бедным, успокаивал больных, платил долги за должников и защищал угнетаемых. После 52-летняго настоятельства, блаж. Старец преставился 88 лет 1-го апреля 1404 года. 242 Память преп. Евфимия прославлена многими чудотворениями. К числу друзей великаго чудотворца Сергия принадлежит также св. Стефан богомудрый просветитель и апостол земли Пермской. Уроженец Великого Устюга, сын благочестивых родителей, он еще в юных летах отличался необыкновенными дарованиями и любознательностью. В сердце его загорелось желание посвятить жизнь свою просвещению диких обитателей севера – Зырян, которых встречал на торгу в родном своем городе. Для приготовления себя к святому и великому делу, он пошел в Ростов и постригся в Григорьевском монастыре, 243 где было много книг. Здесь он выучился по-гречески, 244 занимался языком Зырян (который знал еще на родине), составил Зырянскую азбуку и перевел на этот язык несколько церковных книг. Решаясь на подвиг апостольский, он упражнялся в смирении, кротости , терпении и любви, чтобы переносить все неприятности и скорби для Господа, без вреда великому делу и своей душе. В 1379 году блаженный Стефан явился в Москву к Герасиму, епископу Коломенскому, управлявшему делами митрополии. 245 «Благослови меня, владыко, – говорил Стефан. – идти в страну языческую, Великую Пермь; хочу учить вере людей неверных, привести их ко Христу, или пострадать за Христа моего». Епископ увидел в Стефане особенное призвание Божие, удостоил его священства, снабдил антиминсами и святым миром, а великий князь дал ему охранную грамоту.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

В Суздале его с любовью и радостью встретил князь Борис и архиепископ Иоанн (память его 15 окт.). Немедленно для будущей обители было избрано место, на котором прп. Евфимий и основал общежительный монастырь во имя Преображения Господня, известный до наших дней под именем  Спасо-Евфимиевского. Под его мудрым руководством и ревностным надзором монастырь этот стал образцовым. Современники говорят о строгом порядке, благочестии и трудолюбии, царивших в нем.  В тяжкое время подвизался прп. Евфимий: Русь страдала тогда не только от татарских набегов и княжеских усобиц, но и от засух, недородов, чумы, от которой умер в 1353 г. и вел. князь московский Симеон. Наконец, по кончине митрополита Алексия (память его 12 февр.) вспыхнула церковная смута. В нее был вовлечен и архиепископ Суздальский Дионисий, бывший наставник прп. Евфимия. Сам преподобный участия в мирских делах не принимал. Он прежде всего был инок, но все эти события его сильно огорчали: родина его, Суздаль, боролась с Москвой.  Прп. Евфимий наряду с прп. Димитрием Прилуцким (память его 11 февр.) и некоторыми другими иноками именуется «собеседником прп. Сергия Радонежского» (память его 25 сент.), он был его другом и не раз его посещал. Обитель прп. Евфимия была по Божию устроению расположена около большого города, на распутье среди проезжих дорог. Обездоленные, нищие, бездомные, вдовы, сироты, изгнанные, обидимые толпами ходили тогда по Руси, и врата ее были широко открыты для них всех. Печальник народных злоключений, прп. Евфимий помогал страждущим, ободрял их словом и молитвой. Он не щадил для них средств обители: щедрость его доходила до расточительности. Не раз он обличал неправду, одним своим словом спасал неправедно осужденных, выкупал должников. Он не любил, чтобы знали о его добрых делах. Когда его спросили, какая добродетель наивысшая, он ответил: «Та, которая творится тайно!»  Перед кончиной своей он отечески простился с братией, каждого благословил, поцеловал и приласкал. Все рыдали. Он предсказал, что обитель процветет, если братия будут иметь любовь между собою. Когда он предал дух свой Господу, келья его наполнилась благоуханием и лик его был более светел, чем у живого. Скончался он в 88 лет, 1 апреля 1404 г. Погребли его в гробнице, изготовленной его руками. При жизни своей он был чудотворец — исцеления от его святых мощей не прекращались и по его кончине. В 1507 г. они были обретены нетленными, и прп. Евфимий был причислен к лику святых. Князь Димитрий Михайлович Пожарский был родом из Суздаля и перед походами своими всегда молился у раки преподобного и его заступничеству приписывал свои победы. Князь Пожарский был погребен в 1642 г. в Спасо-Евфимиевском монастыре, в своей родовой усыпальнице. Женская усыпальница княгинь и княжон Пожарских находилась в основанном прп. Евфимием  Покровском Суздальском женском монастыре (см. житие прп. Софии — 16 дек.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Литература: 1 . Барсуков Н. Источники русской агиографии. СПб., 1882. 2 . Георгиевский В. Святой благоверный великий князь Андрей Боголюбский. СПб., 1900. 3 . Леонид (Кавелин) , архимандрит. Святая Русь. СПб., 1891. 4 . Настольная книга священнослужителя, т. 3. М., 1979, с. 514–519. 5 . Хойнацкий А. Ф., протоиерей. Патерик Волыно-Почаевский. М., 1888. 6 . Святые земли Русской. Журнал Московской Патриархии, 1980, 8, с. 61–68. Обретение мощей преподобнаго Евфимия, Суждальскаго чудотворца (Службу зри 1 апреля) Тропарь, глас 3: Яко светозарная звезда,/пришел еси от востока на запад,/оставив отечество твое, Нижний Новград,/и, дошед богоспасаемаго града Суждаля,/в нем обитель сотворил еси,/и собрал еси монахов множества,/и, прием дар чудес от Бога, отче Евфимие,/был еси о Христе собеседник/и спостник преподобному Сергию./С нимже у Христа Бога испроси нам здравие, и спасение,/и душам нашим велию милость. Кондак, глас 2. Подобен: Вышних ища: Волнений множество невлажно преходя,/безплотныя враги струями слез твоих погрузил еси,/Богомудре Евфимие преподобне,/тем и чудес дар приял еси,/моли непрестанно о всех нас. Обретение мощей преподобного отца нашего Евфимия, Суздальского чудотворца. Преподобный Евфимий принял монашеский постриг в Нижегородском Печерском монастыре, впоследствии был архимандритом Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале. В 1352 году князь Суздальский Борис Константинович пригласил его в Суздаль для надзора за постройкой заложенного в том же году каменного храма в честь Преображения Господня. Храм был отстроен и освящен в 1357 году. В продолжение этого времени преподобный Евфимий был сначала иеродиаконом, затем иеромонахом, а по окончании строительства ограды и келлий возведен в сан архимандрита новоустроенной обители. После многих лет подвижнических трудов преподобный Евфимий преставился в 1404 году, 1 апреля, на 88-м году жизни и был погребен в созданном им монастыре, на месте, им самим устроенном.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Так и занимайте ум… Еще пусть лежит пред глазами развернутое Евангелие и Апостол. Прочитайте стишек и старайтесь всякое слово обратить в предмет разсуждения. Если Бог подаст мысль запишите ее. Пусть лист лежит на столе… И другия добрыя мысли записывайте. Благослови вас Господи и всякого вам утешения желаю. Ваш доброхот Е. Феофан. К Вел. посту 1893 г. 1401 письмо 32 вып. 1 стр. 70)   Молитва об избавлении от болезни Насилу–то вы отозвались! Очень жалею, что немощь ваша все длится, и еще расширяет свое владычество; даруй Господи вам избавиться от этой болести. Хотя у Господа, посылающего недуги, всегда имеется в виду наше благо; — однакоже мы не без соизволения Божия молимся об избавлении от них, как бы отвращаясь от блага, сим путем нам обещаемого. — Ибо может быть и того чает от нас Господь при сем, чтобы мы усерднее молились Ему. Тогда молитва наша совпадает с намерениями Божиими. 1398 письмо 976 вып. 6 стр. 48)   Молиться о выздоровлении нет греха. Но надо прибавлять: «аще волиши Господи!» Полная покорность Господу, с покорным принятием посылаемого, как блага, от Господа благого, и мир душе дает… и Господа умилостивляет… И Он : или оздоровит, или утешением исполнит, не смотря на прискорбность положения. 2 апреля 1893 г. 1406 письмо 35 вып. 1 стр. 77)   Молитва о болящей У вас на душе впереди всего стоит болезнь дочери. Болите о ней и болезненно взывайте ко Господу, и дочери тоже внушите, и всем своим тоже скажите. Тогда все молитвы о ней сторонния сольются с вашею и составят трубный глас, сильный привлечь Внимание Господа… Да избавит ее Господь от ея немочи… 1404 письмо 461 вып. З стр. 131)   Во время болезни довольно домашней молитвы Да поможет вам Бог! Болезни — вместо эпитимий идут. Терпите благодушно: оне будут как мыло у прачек. В церковь не ходите… (По болезни). Дома почаще взывайте к Богу! Что вы не можете, это не значит, что вы пасынок. Вот вам Паломник (Для чтения полегче). Е. Феофан 2 ноября 1890 г. 1402 письмо 29 вып. 1 стр. 73)   Об одновременном при болезни обращении к святым и Богу

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=716...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010