490. Василий Романович, князь ярославский, третий из шести сыновей Романа Васильевича, князя ярославского, основателя города Романова ). – Именуется только в родословных, из которых видно, что он жил в исходе XIV в. н оставил сына Василия, князя Ярославского, не бывшего уже удельным. 491. Василий Святославич 491. Василий Святославич, князь смоленский, младший из шести сыновей Святослава Ивановича, князя смоленского ), от брака с неизвестной, – Именуется только в родословных, из которых видно, что он лишился отца, убитого Литовцами, под Мстиславлем, на берегах р. Вехри, 29 апреля 1386 г., по взятии Смоленска Витовтом, великим князем литовским, сделался подручником Литвы, в 1404 г., и оставил единственного сына. Дмитрия, прозванием Кропотка князя Смоленского, но уже не удельного, родоначальника князей Кропоткиных . 492. Василий Семенович 492. Василий Семенович, княжич московский, старший из двух сыновей Симеона Ивановича Гордого, в иночестве Созонта, великого князя московского 176), от первого брака с Анастасией Гедиминовной, до принятия св. крещения Айгустой, княжной литовской 16). – Род. – быть может, в Можайске или Коломне, князем которых считался его отец, ещё не сидевший на великом княжении, – 12 апреля 1337 г.; ум., также неизвестно где, в 1338 г. Место погребения тела его – не указывается. 493. Василий Семенович 493. Василий Семенович, князь пинский, единственный сын князя Семена Олельковича (Александровича), по отцу, праправнук Ольгерда, великого князя литовского, и внук Анастасии Васильевны княгини киевской 278), сестры Василия Васильевича Тёмного, великого князя московского 44). – Именуется только в летописной родословной князей литовских, из которой видно, что он жил в исходе XV и ум. в начале XVI в., бездетным. 494. Василий Семенович 494. Василий Семенович, князь стародубский (Стародуба-северского, в нынешней черниговской губернии), единственный сын Семёна Ивановича, князя стародубского ), младший из двух внуков и, Ивана Андреевича, князя можайского ), бежавшего в Литву в 1454 г., праправнук Дмитрия Ивановича Донского, великого князя московского 71). – Именуется летописно однажды, в числе «служебных» князей, которые по мирному договору между Василием Ивановичем, великим князем московским 46), и Сигизмундом I, королём польским, перешли, и с вотчинами, от стороны литовской на московскую, 19 сентября 1508 г. – Был женат на дочери боярина Юрия (Георгия) Константиновича Сабурова, неизвестной по имени, родиой сестре Соломонии Юрьевны (Георгиевны), в иночестве Софии, великой княгини московской 178), первой, ; разведен ой, жены великого князя Василия (см. выше). – Потомства его, в родословных, не видно. 495. Василий Семенович

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Вскоре благоверная супруга Лазаря княгиня Милица удалилась в монастырь, а перед смертью приняла великую схиму с именем Ефросиния. Сын великомученика, князь Стефан Лазаревич в 1403 или 1404 году пришел на Косово поле и в память о своем отце и сербских мучениках, погибших с ним, установил здесь большой каменный столб из мрамора. На нем была написана похвала, посвященная подвигу царя Лазаря и сербских воинов. Такие и подобные похвалы святому великомученику Лазарю написал не только его сын Стефан, но и другие его современники и позднейшие писатели. Весь сербский народ почитал царя Лазаря как святого Христова великомученика. Дивную похвалу написала святому князю и благодарная монахиня Ефимия, вышив ее золотыми и серебряными буквами на шелковом покрывале для раки с его мощами. Мощи святого Лазаря почивали в Раваницком Вознесенском храме вплоть до великого переселения сербов во главе с патриархом Арсением III (Черноевичем) в 1690 году, когда монахи, спасаясь от турок, покинули монастырь и перенесли тело святого князя в Сент-Андрею. В 1697 году святые мощи были перенесены на Фрушку гору, где монахи обновили монастырь Врдник и назвали его Новой Раваницей. В Врднике тело святого великомученика Лазаря почивало вплоть до Второй мировой войны. 14 апреля 1942 года профессор Богословского факультета Радослав Груич перенес мощи в кафедральный собор в Белграде и тем самым спас его от поругания хорватским фашистами-усташами. Тогда же были спасены и перенесены в Белград мощи святого царя Уроша V и князя Стефана Штильяновича. Почти полвека мощи святого царя Лазаря находились в кафедральном соборе св. Архангела Михаила в Белграде. В 1989 году, во время празднования 600-летия Косовской битвы, мощи святого князя Лазаря были торжественно пронесены по всей Сербии и вновь были перенесены в Раваницу. Преподобный отец XX века, Иустин (Попович), так говорит о подвиге святого Лазаря и его месте в жизни сербского народа: «Святосавский всенародный идеал «Все за Христа – Христа ни за что» никто не осуществил в такой полноте как святой великомученик царь Лазарь. Он воплотил этот всенародный идеал, избрав Царство Небесное и принеся себя в жертву на Косово, а с собой и весь сербский народ».

http://pravicon.com/info-2763

И сам Павел IV, когда в бреве Regimini universalis заботится относительно епископов „законно и правильно поставленных“, ничего не требует относительно формы поставления пресвитеров (см. ниже Приложение в конце). VII. Вторым, но едва ли более твёрдым основанием папской мысли о практике курии является решение Климента XI по делу Иоанна Гордона, некогда епископа Галловейского, произнесённое в четверг 17 апреля 1704 года в общей конгрегации Инквизиции или, как обыкновенно говорят, Священной Канцелярии. Об этом деле мы отвечаем здесь кратко, ибо, по причине тьмы, окружающей Священную Канцелярию и посланием Папы мало разъяснённую, оно не может быть ясно рассмотрено. Что может быть полнее сказало, мы отнесли в Приложение. Преимущественно по четырём причинам дело это представляется шатким и слабым основанием суждения Папы. Во-первых, поскольку сам Гордон по собственному побуждению просил принять посвящение по Римскому обряду, но дело его не было услышано другой стороной. Во-вторых, его просьба основанием имела басню о гостинице и загрязнена ложью относительно нашего обряда. В-третьих, новые документы „непогрешительной достоверности“, указанные Папою, доселе закрыты темнотой, и он сам рассуждает, как неуверенный относительно их духа и смысла 1404 . В-четвёртых, определение Священной Канцелярии, если мы и признаём его согласным с суждением Папы, едва может быть примирено с ответом Священной Канцелярии относительно поставлений Абиссинцев, который, как говорят, был издан за восемь дней до того и Римскими богословами даже до 1893 года публикуем был, как авторитетный документ. Итак, должны быть обнародованы —392— все документы сего рода, если о предмете хотят судить по справедливости. Наконец, должно заметить, что Гордон никогда не возшёл в церкви Римской далее низших священных чинов. Ибо он удовлетворился тем, чтобы получать на пропитание пенсию из некоторых бенефиций 1405 . VIII. Воистину хорошо сделал Папа, что не успокоился на этих решениях столь не твёрдых, но решил, что дело должно быть вновь пересмотрено, хотя сделал пересмотр этот более по виду, чем на самом деле.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

74 . Сильвестр Обнорский, основатель упраздненного Воскресенского Обнорского монастыря, который находился в Любимском уезде Ярославской губернии, скончавшийся 25-го Апреля 1379-го года. Местное празднование памяти началось не позднее второй половины XVI-ro века 295 . 75 . Пахомий Нерехотский, основатель упраздненного Троицкого Сыпанова монастыря, который находился в Костромской губернии, близ города Нерехты, скончавшийся 23-го Марта 1384-го года. «Почитание» памяти с устроением гробницы над могилою и написанием иконы началось еще при жизни учеников преподобного 296 . За «почитанием», вероятно, скоро последовало и местное празднование. 76 .   Михей, ученик преп. Сергия Радонежского, скончавшийся 6-го Мая 1385-го года. О начале местного празднования ему в Троицкой Сергиевой лавре ничего не может быть сказано. Судя по тому, что канон ему читается в Лаврской рукописи лишь исхода XVIII-ro века 297 , нельзя думать, чтобы установление празднования было очень давнее. В книге своей: Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра мы неправильно говорим о преп. Михее, что он есть не канонизованный святой, а только почитаемый усопший, – стр. 192: на самом деле онесть настоящий местный святой, неизвестно нам когда признанный или канонизованный. 77 . Феодор, юродивый Новгородский, скончавшийся 19-го Января 1392-го года. О времени установления местного празднования ничего не может быть сказано 298 . 78 . Мефодий Песношский, основатель Николаевского Песношского монастыря, который находится в Дмитровском уезде Московской губернии, скончавшийся 14-го Июня 1892-го года. Древнейший известный список службы ему относят к kohцy XVII beka; до 1732-го года мощи его находились в деревянной часовне, а в сем последнем году сооружена над ними церковь во имя преп. Сергия Радонежского и его самого 299 . По сейчас указанному начало местного празднования ему с вероятностью может быть относимо к концу XVII – началу XVIII века. 79 . Андроник Московский 300 , построивший по поручению св. митрополита Алексия Московский Спасо-Андроников (по его имени) монастырь, бывший первым игуменом монастыря и скончавшийся между 1374–1404-м годами, и

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В 1341 г лифляндцы осаждали Изборск, но по пятидневной осаде, не взяв оного, отступили. В 1343 г. изборяне под предводительством своего наместника князя Евстафия, вместе со псковичами ходили на лифляндцев к городу их Медвьжьей Голове (Одемне) и пять суток там разоряли, но на возвратном пути, близ Нейгаузена (Нового городка ) сами претерпели от неприятелей поражение. В 1348 г., во время отсутствия изборян на помощь новогородцам, лифляндцы опустошили окрестности Изборские, но крепости не взяли. В 1349 году лифляндцы приступали к Изборску и разоряли окрестности, но изборяне отражали их вылазками. В 1354 г. изборяне с Евстафием, князем и наместником своим, и со псковичами ходили под Полотск и многие места опустошили. В 1360 г. князь Евстафий с двумя сыновьями своими, Карпом и Алексеем, скончался от моровой язвы. В 1363 г. изборяне работали при разбирании Псковского Троицкого Собора, тогда разрушившегося. В 1367 г. лифляндцы от Изборска до Пскова все селения опустошили. В 1369 г. опять лифляндцы нападали на Изборск и, стояв под оным 18 дней, разбивали стены; но с помощью новогородцев прогнаны. В 1390 г. при походе псковичей на лифляндцев заключен в Изборске с Ганзеатическими северными городами торговый договор по-прежнему. В 1404 г. при бывшей в Пскове моровой язве изборский бывший наместник князь Григорий Евсеевич февраля 2 принял монашеский чин, а скончался в Снетогорском монастыре 1417 г. и там погребен в притворе на правой стороне. Он с 1395 года жил уже в Пскове в должности княжего наместника. 1503 г., лифляндский орденмейстер Плетенберг осенью нападал на Изборск, но безуспешно, а на возврате от Изборска разбит псковскими и изборскими войсками. 1510 г., Изборск вместе с Псковом присоединен Московским Великим князем Василием Ивановичем к Московскому Великому Княжеству. 1513 т. апреля 25 погорел Изборск весь. 1547 т. Царь Иван Васильевич, проезжая в Печерский монастырь, был в Изборске с братом своим Юрьем. 1607 г., во времена самозванцев, изборяне, приняв их сторону, возмутились и с оружием пошли на псковичей, но были разбиты, и после соединились с воеводой Плещеевым, вооружившимся также за самозванца, но вскоре успокоились.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Это произошло 1–го апреля 1404 года. Великое горе постигло обитель и град Суздаль! С подобающей честью братия погребла преподобного Евфимия в том самом каменном гробу, который он сам себе приготовил при заложении храма. Близость духа учат свв. отцы, не измеряется расстоянием местопребывания и временем, но зависит от мысли, желания, любви, созерцания, молитвы и веры. Вера нас сближает с умершими наставниками, почти также как живущими. Наконец, вера посредством молитвы приобретает их сильную помощь. Если бы братия преподобного знала вперед, что тело его не истлеет, то она не провожала бы его в могилу с хвалебными песнопениями, прославляющими Бога. Поэтому нам ли горевать, что имеем теперь в преподобном Евфимии еще более совершенного молитвенника и наставника, чем первоначальная братия его. Он наш утешитель в скорбях, целитель в болезнях тела и духа, заступник и ходатай пред Богоматерью и Сыном Божиим Иисусом Христом! VII. Чудеса преп. Евфимия и последующая краткая история монастыря. Открытие св. мощей Преподобный Евфимий, разлучаясь со своею обителью телесно, не переставал покровительствовать ей и за гробом. Так, один из преемников его, соименный ему настоятель, приняв управление монастырем, сделался не пастырем добрым, а наемником, хулил и позорил христоименитое стадо, некоторым из братии наносил тяжкие побои. Наконец, видя явное нерасположение оскорбленной братии, решился похитить монастырские сокровища и ночью бежал из обители; но, отойдя недалеко, заснул тяжким немощным сном. В ту же ночь святой Евфимий, явясь некоторым монахам в сновидении, указал место спящего хищника, и последний тогда же был найден, одержимый огненною болезнью. Больного привели в церковь , где он принес раскаяние в грехах от юности своей, и после Евангелия во время литургии, получив исцеление от недуга, счел за лучшее удалиться из обители, как недостойный преемник настоятельской власти. Другой опыт покровительства св. Евфимия явлен в следующем событии. В 1501 году при архимандрите Константине обитель пострадала от пожара. Настоятель впал в сердечное тяжкое сокрушение, предполагая, что обитель пострадала за его грех, что он волею или неволею оскорбил угодника Божия. Блаженный Евфимий опять является в сновидении одному из иноков и повелевает сказать Константину: «ничтоже имею нань». Вскоре братские келлии были воздвигнуты щедрым даянием христолюбцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

На 88 году Господь призвал к Себе непорочную душу Евфимия. Кончина его последовала в день 1 апреля 1404 года, а через сто с небольшим лет обретены были нетленные останки преподобного. И в 1511 году в боковом придел главного монастырского храма устроен был престол во имя Св. Евфимия. За время своего почти 600-летнего существования Евфимиева обитель подвергалась неоднократным нападениям со стороны неприятелей, а также страдала и от других бедствий. Татары насколько раз разоряли монастырь, а происшедший в 1501 году пожар истребил почти все монастырские строения. Шайки гетмана Лисовского также опустошали монастырь. Но заступление преподобного основателя обители спасало ее в годину бедствий и испытаний. И теперь Спасо-Евфимиева обитель отличается и красотой своего местоположения, и прекрасным своим благоустройством. Кроме упомянутых трех храмов, в обители есть еще две церкви. Одна из них – Благовещенская – помещается над святыми вратами обители. А другой храм – тюремный, посвященный Корсунской иконе Божией Матери. Главную святыню Спасо-Евфимиевой обители составляют мощи преподобного ее основателя Св. Евфимия. Обретенные в 1507 году, они с тех пор почивают в монастыре, в соборном монастырском храме, в серебряной раке. В этой же церкви находится и другая святыня обители – древняя Корсунская икона Божией Матери. Образ этот привезен был из Греции первым епископом Суздальским Феодором. Из многих достопримечательностей монастыря застуживает внимания усыпальница над бренными останками князя Пожарского, бывшего родом из Суздаля. Вход в нее огражден бронзовыми дверями с орнаментами и надписями. При обители замечательна еще и ризница с древней утварью и вещами, а также библиотека с многими старинными рукописями и книгами. Ежегодно в Евфимиевом монастыре в 9-ое воскресенье после Пасхи совершается крестный ход вокруг стен обители. Управляет обителью архимандрит. Проезд в обитель совершается по железной дороге до станции Юрьевско-Ивановской железной дороги «Гаврилов Посад», находящейся в 25 верстах от монастыря, и через г. Владимир, в 33 верстах от обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

На примере собора Симонова монастыря мы могли увидеть, что московские постройки середины XVI в. и в этом сохранили преемственность с храмами первой трети XVI в. Кроки и чертежи П.Н. Максимова позволяют нам судить о дробности многочастных профилей собора Симонова монастыря. Обилие мелких двойных лестелей, чередующихся с крупными полочками и обломами разных размеров, создают мягкую рельефность ордерных деталей. В соборе Симонова монастыря компоновка тонких валиков, полочек и подобных мелких членений с крупными формами создавала ритм вертикального развития элементов декора. Небольшой вынос профилей образовывал плавные полутени, что придавало структуре декора мягкую пластичность. Дмитрий Александров http://www.rusarch.ru/aleksandrov1.htm Церковь Успения Пресвятой Богородицы – главный храм Симонова монастыря. Строился монастырь с 1379 г., освящен 1 октября 1404 г. В 1476 г. молния разбила купол, после чего к 31 мая 1477 г. мастером из Венеции сооружена была световая глава. При царе Федоре Алексеевиче было обновление храма, прибавлены четыре глухих главы, стены получили снаружи пестрые архитектурные украшения, пробито по второй двери в южную и северную паперти, а окна удлинены сверху вниз. Крыша была «по закаморам» до 1737 г. В 1834 г. с севера была пристроена ризница, с юга – придел Казанской Божией Матери; галерея была переделана. При обновлении 1892 г. средняя глава получила металлическое покрытие новой формы. Иконостас сохранил характер конца XVII ст., но несколько изменен в XVIII ст.; иконы в нем, большею частью, значительно обновлены. Стенопись новая. Симонов монастырь процветал до XVIII ст. Из него выходили многие великие деятели нашей истории, напр. св. Иона митрополит, св. Кирилл Белозерский, св. Ферапонт Лужецкий, патриархи Иов и Иосиф. Царь Михаил Федорович выстроил нынешние стены и башни; царь Федор Алексеевич возводил новые постройки и обновлял старые. В XVIII ст. по распоряжению 17 мая 1788 г. монастырь был закрыт; его постройки назначены были под госпиталь. 4 апреля 1795 г.

http://sobory.ru/article/?object=39881

Так и занимайте ум... Еще пусть лежит пред глазами развернутое Евангелие и Апостол. Прочитайте стишек и старайтесь всякое слово обратить в предмет разсуждения. Если Бог подаст мысль запишите ее. Пусть лист лежит на столе... И другия добрыя мысли записывайте. Благослови вас Господи и всякого вам утешения желаю. Ваш доброхот Еп. Феофан. К Вел. посту 1893 г. 1401 письмо 32 вып. 1 стр. 70) Молитва об избавлении от болезни Насилу-то вы отозвались! Очень жалею, что немощь ваша все длится, и еще расширяет свое владычество; даруй Господи вам избавиться от этой болести. Хотя у Господа, посылающего недуги, всегда имеется в виду наше благо; – однакоже мы не без соизволения Божия молимся об избавлении от них, как бы отвращаясь от блага, сим путем нам обещаемого. – Ибо может быть и того чает от нас Господь при сем, чтобы мы усерднее молились Ему. Тогда молитва наша совпадает с намерениями Божиими. 1398 письмо 976 вып. 6 стр. 48) Молиться о выздоровлении нет греха. Но надо прибавлять: «аще волиши Господи!» Полная покорность Господу, с покорным принятием посылаемого, как блага, от Господа благого, и мир душе дает... и Господа умилостивляет... И Он: или оздоровит, или утешением исполнит, не смотря на прискорбность положения. 25 апреля 1893 г. 1406 письмо 35 вып. 1 стр. 77) Молитва о болящей У вас на душе впереди всего стоит болезнь дочери. Болите о ней и болезненно взывайте ко Господу, и дочери тоже внушите, и всем своим тоже скажите. Тогда все молитвы о ней сторонния сольются с вашею и составят трубный глас, сильный привлечь внимание Господа... Да избавит ее Господь от ея немочи... 1404 письмо 461 вып. З стр. 131) Во время болезни довольно домашней молитвы Да поможет вам Бог ! Болезни – вместо эпитимий идут. Терпите благодушно: оне будут как мыло у прачек. В церковь не ходите... (По болезни). Дома почаще взывайте к Богу! Что вы не можете, это не значит, что вы пасынок. Вот вам Паломник (Для чтения полегче). Еп. Феофан 22 ноября 1890 г. 1402 письмо 29 вып. 1 стр. 73) Об одновременном при болезни обращении к святым и Богу

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Сергий, но есть особенно счастливо одаренные натуры, исполненные такого обаяния, что клевета, злоречие, месть, всякая злоба отскакивают от них, не повреждая их и даже не примечаемая ими. Таков был Серафим Саровский , таков был и блаженный Евфимий. Благодать Божия так преисполняла его любвеобильное сердце, что всем соприкасающимся передавалось радостное чувство умиления при виде его. Не мог столь яркий светильник укрыться от внимательного взора Печерского настоятеля препод. Дионисия, ставшего впоследствии архиеп. Суздальским, и когда князь Городецкий Борис пожелал построить в Суздале обитель, Дионисий предложил ему в настоятели её Евфимия, которому очень не хотелось удаляться от любимого наставника, но пришлось повиноваться. И в новом сане игумена Евфимий продолжал быть примером смирения, нестяжания, кротости, неусыпной заботливости о меньшей братии. Не тратя на себя ничего, Евфимий употреблял все богатые приношения князей и бояр на сооружение великолепных построек: нескольких храмов, странноприимницы, больницы. Он особенно желал, чтобы у него в монастыре все было общее, чтоб никто не привязывался к вещам, а каждый инок отдавал все своё внимание на развитие в себе любви к ближнему и безмолвия. Одежда самого настоятеля состояла из овчинного тулупа, которого он не снимал и летом, изнуряя себя еще и тяжелыми веригами. Обитель его постоянно давала приют странным, больным, нищим, но и ещё Евфимий выручал должников из тюрьмы, сам платил за них, не требовал обратно денег с тех, кто у него занимал, не позволяли судьям обижать вдов и сирот, а всеми мерами их защищал. 52 года управлял Евфимий своею обителью, почувствовав приближение кончины, он собрал иноков, причастился, передал братии последнее наставление и мирно отошёл ко Господу 1 апреля 1404 г. Когда построенный Евфимием храм Преображения сгорел, настоятель монастыря велел копать ров для постройки новой церкви и при этом мощи преподобного обретены были нетленными. Даже лицо было светлое и ризы совсем новые. Это было слишком сто лет спустя после его кончины в 1507 году и с тех пор у мощей его не перестают совершаться бесчисленные чудеса.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/nastol...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010