Знаменательно, что при поворотном направлении освободительного церковного движения значение и положение в ходе церковного управления представителя светской государственной власти, т. е. обер-прокуратуры, вырисовываются в ином свете, как благодетельная для рядового духовенства закономерная инстанция. Недавняя крупная перемена в синодальных сферах может также отражаться на ходе и росте противо-монашеского направления в Церкви. Как бы то ни было, но будущий историк произнесёт свой правдивый приговор, насколько благодетельной является совершившаяся оттяжка церковной ломки для дела всестороннего уяснения и правильного разрешения действительных нужд и назревших вопросов в жизни нашей Церкви. Бояться всех этих записок, воззваний, мнений и прений о церковной реформе., как бы ни были они крайни – мы не видим оснований. Наше духовенство в своём большинстве слишком устойчиво в своих традициях, чтобы бояться деморализации его через подобные „записки“, да и надо же верить в благодать священства, немощная врачующую, а мы живо и искренно верим в неё. Лишь бы в святое дело реформы Церкви не примешивались радикальные веяния времени и анархическое воздействие волков, переряжающихся в овчие одежды. Таково, напр., „христианское братство борьбы“ с его злохудожными воззваниями и прокламациями, о которых выше упоминает „православный“ москвич. Два слова об этих творениях, представляющих собой „последнее слово“ в агитаторской анархической литературе. Редакция получила несколько выпусков воззваний этого пресловутого союза или „братства борьбы“. Судя по содержанию своеобразных прокламаций братства, последнее будет правильнее назвать не христианским, а прямо социалистическим. Главная задача братства – борьба с самодержавием. В воззвании „к епископам русской Церкви“, „братство“ доказывает путём подтасовки текстов и передержки богословских понятий, изобличающих в авторе опытного богослова – схоластика, „что признание самодержавия есть скрытое (а для тех, кто сознаёт, и явное) отступление от Христа, и будто бы с христианством такое признание абсолютно несоединимо и религиозной совестью неприемлемо“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

п.) и лиц (как то: помощников епархиального миссионера, уездных и окружных миссионеров и т. п.), насаждаемых в епархии Советом по миссионерским делам или Епархиальным Братством Озерской Божьей Матери. § 6) Харьков. Епарх. миссионер по вопросам, касающимся упомянутых в § 5-м специально-миссионерских учреждений и лиц, входит со своими докладами в подлежащие учреждения, т. е. в Епархиальный Совет по миссионерским делам или в Совет Епархиал. Братства Озерянской Божией Матери. § 7) Харьков. Епарх. миссионер, состоя в непосредственном распоряжении епархиального преосвященного (§ 2) и действуя под ближайшим его руководством, исполняет поручения Епархиального Совета по миссионерским делам, утверждённые Епархиальным Преосвященным („Правила для деятельн. Совета“ § 6-й). § 8), Харьк. Епарх. миссионер, при исполнении своих обязанностей в епархии, должен руководствоваться и всеми другими пунктами утверждённых Св. Синодом „Правил“, определяющими: а) взаимные отношения миссионеров и приходских священников (пп. 9 и 10), б) ведение бесед с заблудшими (пп. 11 и 12), в) отношение к заблудшим (п. 13), г) место для бесед (п. 14), д) предметы бесед (п. 15), е) порядок бесед (п. 16) и ж) способы приглашения заблудших на беседы (п. 17-й). § 9) Харьк. Епарх. миссионер начинает свой миссионерский год с 1-го января и на время летней страды прекращает систематические публичные беседы с сектантами по епархии, как это рекомендовано и на 3-м Всеросс. Миссионер. съезде в Казани (см. „ Деяния 3 Всер. Мисс. Съезда“. Изд. В. Μ. Скворцова, 1888 г. стр. 224). Составленная в строгом соответствии синодальным „Правилам“, вышеприведённая „инструкция Харьковскому Епархиальному миссионеру“ как нельзя лучше удовлетворяет нуждам местной миссии и устраняет обычно происходящие у нас в епархиях пререкания между разными деятелями на миссионерской ниве, что гибельно отражается на делах миссии. Вот почему нельзя не приветствовать горячо забот Харьковского архипастыря об устранении этой аномалии в миссионерском деле изданием точных „правил“ и „инструкции“ В том же 1905-м году с благословения архипастыря выступают на миссионерской ниве в епархии и новые миссионерские лица и учреждения, как то: „помощник епархиального миссионера“, отдельный для Богодуховского уезда „книгоноша-собеседник“ и в Сумском уезде „Искрицковщинский Миссионерский Комитет“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Учение Иисуса Христа, постепенно распространяясь во все концы вселенной, произвело поразительный переворот в жизни человечества, оказавши неотразимое влияние на всю совокупность жизненных проявлений, на всё, чему присвоено название цивилизации. Началось с того, что неизвестные миру бедняки, посланные Христом как овцы среди волков, стали проповедовать новую заповедь любви и самоотречения на смену жестокому закону вражды и эгоизма. Кончилось тем, что евангельское слово в устах этих простых людей, встреченных пытками и гонениями, заподозренных в тайных злостных замыслах и намерениях, облагородило человечество, возвысило пригнетённую личность женщины, дало людям истинное понятие справедливости, требуя от каждого не делать другим того, чего он себе не желает, дало толчок и развитие христианской гражданственности, дало и даёт надежду на лучшую будущую жизнь. На всём отразилось воздействие Божественного учения: на обычаях, нравах, законах, искусстве, даже на самой науке. Последняя вместе с религией в сущности дела занимается одним и тем же предметом – миром во всей его целости, и человеком, как отдельным миром, включённым в пределы вселенной, подчинённым её физическим законам, но имеющим и свой особый нравственный закон. Целью науки является изучение мировых законов, по которым существует всецелость вещей; наука делает попытки узнать – как существует мир. Христианская религия, имея дело с духовно-нравственной стороной человека, определённо говорит – как ему следует жить в мире, чтобы установить на земле царство Божие 536 . У каждой своя специальная задача, при разумном решении которой не должно бы возникать пререканий между этими областями знаний, имеющими свои границы, так сказать, – свои определённые межевые признаки. Представители той и другой в искании истины должны бы идти рука об руку для выработки единства взглядов на существующее. Природа и библия, по выражению Миллера в его соч. „Бог”, – это две книги, написанные одним Верховным Существом; как произведения единого виновника, они не должны иметь взаимных противоречий. Между тем действительность показывает, что это нежелательное несогласие давно уже возникло и обострилось. В слове, произнесённом 17 янв. 1901 г. в храме Харьковского университета, епископ Иннокентий сказал, что „некоторое смущение неминуемо должен испытывать проповедник христианской истины при вступлении на церковную кафедру сего храма... Оно – в том далёком расстоянии, которое разделяет область Христовой веры и область современной науки, – в совершенном почти отсутствии точек соприкосновения между этими областями; оно в той прискорбной непримиримости и даже враждебности, которая установилась, по недоразумению, между верой и знанием в обширном смысле. Многие из истин веры и положений науки представляют собой противоположности и противоречия яркие, несогласуемые”. Учёный мир готов уже утверждать, что назрел неотложный вопрос о необходимости замены религии наукой 537 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ничего не добившись у русского консула, кроме резких и несправедливых с его стороны замечаний, – я после малого недоумения, когда увидел, что каждая минута просрочки была бы для девушки гибельна, пошёл к английскому консулу, и здесь в лице почтенного, убелённого сединой, но румяного старца – консула я встретил полное участие, понимание и быструю готовность помочь. Почтенный консул, даже не спросив моих документов, тотчас дал мне своё письмо к г. Крейчману, секретарю общества борьбы с безнравственностью. Этот г. Крейчман побывал с агентом у меня в гостинице, и через несколько часов я видел, как этот господин вместе с агентом полиции посадили в коляску Берлиявскую и японку и отвезли в убежище Рудольфа. Берлиявская вернулась домой одна, не солоно хлебавши, к моему сердечному торжеству: японка была почти отвоёвана у негодяев. Теперь решив дело вести до конца, на страх и смущение всех сутенёров Египта, я остаюсь в Александрии следить за дальнейшей участью японки, которой нужна и нравственная, и материальная помощь. Опубликую всё это дело в здешней печати по-французски. Я надеюсь, что английское правительство – по моей просьбе – усилит строгость в Коломбо по отношению „человеко-хищников“ – сутенёров, а русское правительство укажет своим вице-консулам в Египте, что их долг и обязанность употребить самые суровые репрессии по отношению к русским жидам, которые сутенёрством позорят здесь русское имя. Брат милосердия Красного Креста Михаил Сопоцько ПОЖЕРТВОВАНИЯ. В контору „Мисс. Обозр.“ поступили следующие пожертвования: От священника Покровск. ц. г. Купянска Харьковск. губ., А. Субботина, – собранные им во время чтений о Святой земле, на религиозные нужды православных русских пленных в Японии – 5 руб. От священника А. Коринеского, Нижегородской губ., в пользу пленных – 2 р. 35 к. и на усиление флота – 1 р. 50 к. Пожертвования сданы по назначению (расписка СПб. почтамта, 626, и квитанция Высочайше учреждённого Комитета по сбору пожертвований на усиление флота, 163,758). Извещение о статьях, не принятых к печати//Миссионерское обозрение.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Число последователей Тчая постоянно возрастало до 1865 года, когда гонение на католиков усилилось. В этом году Тчай был схвачен, обвинён в принадлежности к католицизму и казнён. Тонг-Шаки – последователи Тчая – приняли это имя; они исповедуют единобожие, отвергают буддистское учение о переселении душ и не признают никаких священных изображений. Вновь обращаемых приводят к священнику и ставят перед ними две зажжённые свечи, хлеб, рыбу и сладкое вино. Неофиты читают хором 24 раза молитву, преклоняют колена перед свечами и садятся после этого за общую трапезу. Тонг-Шаки молятся перед жертвенником из красной глины и извести, на который ставится чаша с чистой водой. Совершающий очередное богослужение встаёт ночью, становится на колени перед жертвенником, читает молитву и пьёт воду, которая называется „чашей небесного милосердия“. Основатель новой веры исцелился от болезни, выпив в стакане воды пепел от бумаги, на которой была написана молитва, а потому и последователи его приписывают чудодейственную силу молитвам, написанным на кусочках бумаги. – Если вы будете носить на себе такую молитву, то и сотни злых духов не причинят вам зла – говорят они. Есть молитвы, предохраняющие от смертоносного оружья, другие способствуют счастливому путешествию и т. д. В них говорится, что Тчай – великий учитель – передвигался на облаках, перескакивал через горы, разрушал здания и по желанию становился невидимым. Заимствовав из Библии понятие об едином Боге, Тонг-Тчаки не усвоили из неё учения о будущей жизни. Когда их спрашивают: „будет ли человек жить по смерти новой жизнью?“ они осторожно отвечают: „кто может то знать?“ Весной 1893 г. пятьдесят Тонг-Тчаков явились перед дворцом в Сеуле и стали писать на столе, покрытом красной скатертью, прошение императору. Они просили о том, чтобы их учитель, казнённый Тчай, был признан невинным, и о разрешении воздвигнуть ему памятник. Далее они требовали свободного исповедания своей веры и равных прав с католиками и грозили, в случае отклонения, их ходатайства, изгнать из Кореи всех иностранцев. Император обещал рассмотреть их прошение и в свою очередь попросил их не мешать дальше движению около императорского дворца. Прошение было отвергнуто и некоторые из Тонг-Тчаков арестованы. Весной следующего 1894 г. вспыхнуло восстание. Корейские солдаты бежали перед Тонг-Тчаками, которые овладевали городами, прогоняли, а иногда и казнили смертью должностных лиц, от которых раньше терпели преследования. При занятии города или деревни сектанты прежде всего отыскивали там своих единоверцев и с помощью их заставляли и остальных жителей убеждениями, а иногда и силой, присоединиться к их обществу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

216 Муджтахидами в Персии называются ученые законоведы-богословы, пользующиеся большим, авторитетом среди населения. 217 Автор, вероятно, забыл упомянуть о постройке для омовений (тахаурат-хана), без совершения которых нельзя приступать к молитве. 221 Поэтому в одной к той же мадрасе можно встретить 18-летних юношей, 35-летних мужчин и 60-летних старцев. Кажется, г. Халилов не вполне точно изложил курс персидской мадрасы. 223 Самое большое число учащихся »е мадрасе Мирза-Джафара (до 200 чел.), а в других мадрасах 40–50 чел. И большинство – бедняки. 225 Абду-р-Рауф. Рассказы Индийского путешественника. (Бухара, как она есть). Перев. С персид. яз. А. Н. Кондратьев. Самарканд 1913. Стр. 1–101. 226 Теперь от этого города остались только незначительные признаки в виде земляных бугров. См. Протоколы заседаний и сообщения членов Туркестанского кружка любителей археологии. Год семнадцатый (Ташкент, 1913). Протокол 1. Сообщение Л. А. Зимина «Развалины старого Пайкенда. 228 См. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды, В. Тизенгаузена, С.-Пб. 1884 г. и Туркестан в эпоху монгольского нашествия В. Бартольда, С.-Пб. 1900 г. 230 В настоящее время эта великолепная и величественная постройка постепенно разрушается и причисляется уже к развалинам, опасным для осмотра. 231 Мирза Улуг-Бек был старшим сыном Шахруха, сына и преемника Тимура. Улуг-Бек родился в 1394 г. по Р.Х. и начал править Самаркандом, когда ему было 19 лет – в 1419 г. по Р.Х. 232 Самария. Описание древностей и мусульманских святынь Самарканда. Сост. Абу-Тахир-Ходжа, перевел В.Л. Вяткин (Справочная книжка Самарк. обл. за 1898 г.), стр. 169 и 234. 233 На этой же площади (тысяча кв. сажен) расположены две упоминаемые ниже мадрасы – Шир-Дор и Тиллякори. Вск три мадрасы расположены по трем сторонам горизонта: на северной стороне –Тиллякори, на восточной – Шир-Дор, на западной – Улуг-Бек. 234 С величием фасада этого здания не особенно гармонировала одно время подвешенная к нему голова старшего сына Угуг-Бека – Мирзы Абдул-Латифа, который в 853 г. (1449) убил сначала младшего своего брага, а потом и отца, строителя мадрасы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Абсолютное Понятие как «всеобщая Субстанция» и в то же время как «субъект» есть Дух. 1376 Это значит, что основное свойство Понятия – «самодеятельность в самосозидании» 1377 – составляет его духовность. 1378 «Дух» есть Понятие, имеющее само себя своим объектом; 1379 именно таков всегда по существу своему спекулятивный смысл. Поэтому можно сказать, что спекулятивные понятия суть «духовные сущности» 1380 или, что Понятие есть «чистый элемент» духовного бытия 1381 – «чистая самость» Духа. 1382 Это можно выразить так, что Дух есть мыслящее себя Понятие: в нем «субъект» совпадает с «объектом», 1383 «сущность» находится в единстве с «самостью», 1384 «материя» тождественна с «формою». 1385 Дух есть стихия мышления, 1386 разума. 1387 Отсюда его всеобщность, 1388 его внутреннее негативное 1389 беспокойство 1390 и его истинная бесконечность. 1391 Дух всегда остается «в себе» и «у себя»; 1392 он имеет свой центр в самом себе, 1393 и жизнь его есть чистое самоопределение; он «есть лишь то, чем он сам себя делает, и он делает себя лишь тем, что он есть сам по себе». 1394 Дух «начинает только со своего собственного бытия и относится только к своим собственным определениям»; 1395 в этом его субстанциальность и его свобода. 1396 Для него жить значит «быть для себя» 1397 и раскрывать свою сущность. Он есть «субстанция или реальное духовное существо», 1398 сущность которого в том, что оно дает откровение о самом себе самому себе. 1399 И в этих свойствах своих Дух является самою «знающею истиной» 1400 и критерием всякой сущности: «все, что обладает ценностью и значением, имеет духовную природу». 1401 Итак, абсолютное Понятие есть живая и самодеятельная, а потому субъективная Субстанция, творческое духовное существо. В нем источник всей и всяческой деятельности. Все, чему «Понятие имманентно», 1402 все живет и действует. Оно есть «вечное творчество», 1403 и движение его есть «всеобщая абсолютная деятельность». 1404 В этой деятельности оно раскрывает себя из глубины, развертывает свое содержание или, что то же, «реализует себя». 1405

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Ilin/filo...

Col. 1268). Предметы естественные изучаются с помощью рассудка (rationabiliter), т. е. той силой ума, к-рая рассматривает конкретные предметы и тщательно исследует особые свойства вещей: что они есть, благодаря чему есть и т. п. Математические предметы изучаются с помощью наук (disciplinabiliter), т. е. здесь теоретически отвлеченно рассматривается то, что в действительности не существует в отдельности. Наконец, божественные предметы изучаются с помощью интеллекта (intellectualiter) на основании собственных принципов богословия (Ibidem). В связи с этим Г. П. настаивает на разграничении сфер философии и богословия, утверждая, что законы, руководящие естественным познанием (rationes, leges naturalium), не могут быть применяемы без ограничений к познанию богословскому (theologica speculatio). Среди научных принципов есть принципы, общие для мн. наук, и принципы частные, свойственные лишь нек-рым (Ibid. Col. 1255). Тот, кто смешивает частные принципы одних наук с другими, не проведя соответствующей коррекции, впадает в ошибки, как это имело место с арианами, савеллианами и др. еретиками (Ibid. Col. 1255-1256). В исследовании богословских вопросов, к-рые превышают познавательную силу разума, используются совершенно др. приемы, отличные от принципов как физических, так и математических наук, хотя им и не противоречащие. Так знаменитое определение человека как «животного разумного смертного» справедливо лишь в естественных науках, но не в богословии, учащем о грядущем воскресении мертвых (Com. in lib. De duab. nat.//Ibid. Col. 1394). Потому для применения терминов одного вида знания в другом Г. П. предлагает использовать метод «пропорциональной трансумпции» (proportionalis transumptio), т. е. такой соразмерной перестановки, при осуществлении к-рой происходит определенное изменение значений соответствующих терминов (Com. in lib. De Trinit.//Ibid. Col. 1281). Напр., категории качества и количества, в собственном смысле относящиеся к естественным наукам, могут применяться и в богословии, т.

http://pravenc.ru/text/164989.html

Побежденный под Брацлавом Федор Кориатович заперся в Каменце. Витовт взял Брацлав, Соколец, Смотрич, Бакоту, Скалу и Червоногородок и, после долгого сопротивления, взял Каменец. «И по всем городам своих старост посажал». Таким образом, Подолье присоединено к Литве в качестве провинции; но долго сохраняло благодарную память о князьях Кориатовичах. В то же время, вероятно по соглашении с Ягайлом, Витовт отдал (1394 г.) восточную часть Подолья, с городами Брацлавом, Сокольцем и Винницей, брату Ягайлову Корибуту (Димитрию) Ольгердовичу, в вознаграждение за взятое у него Северское княжество. После Корибута этой частью Подолья владели сыновья его Федор и Сигизмунд. Последний принял потом с 1421 г. чешскую корону против воли своих дядей – Ягайла и Витовта; но вскоре лишился короны, а Витовт отобрал у него в то же время и Подольские земли. Западная часть Подолья, с городами Каменцем, Смотричем, Скалой, Червоногородом и Бакотой, осталась за Витовтом. Витовт продал ее Ягайле за 20 тысяч (гривен). Ягайло отдал ее краковскому воеводе Спытку изъ Мельштина, который особенно старался о соединении Литвы с Польшей и о возведении Ягайла на престол польский. Переселившись на Подолье, Спытко завел у себя пышный княжеский двор; но в 1399 году погиб в битве с татарами на берегу р. Ворсклы. Ягайло предложил Витовту выкупить у Польши подольские города. Витовт послал королю выкуп и отдал Подолье Свидригайлу, надеясь тем успокоить славолюбивого королевского брата. Король, с своей стороны, надбавил ему землю Жидачевскую и область Стрыйскую в Галицкой Руси. Но, вследствие враждебных действий Свидригайла, Ягайло в 1404 г. вошел в Подолье с оружием, собрав войска со всей Польши и поставил в Подольской земле своего наместника. Частая смена наместников 59 показала что им нелегко было ужиться среди народа, враждебно относившегося к Польше и католичеству. В 1410 г. Витовт снова овладел Подольем. По этому поводу польские паны, которых много расселилось на Подолье, жаловались папе Мартину V, что король расточает земли польской короны.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Противостояние с Урбаном VI требовало от К. больших денежных затрат, поэтому ему пришлось ввести новые налоги, взимаемые с клира, что привело к снижению его популярности. К подобным мерам был вынужден прибегнуть и Урбан VI, однако папа Римский вел подчеркнуто аскетический образ жизни, в то время как расточительную жизнь авиньонского двора критиковали даже сторонники антипапы. Помимо кардиналов, принявших его сторону после начала схизмы, К. возвел в кардинальское достоинство более 20 человек, тем самым значительно увеличив коллегию кардиналов. После внезапной кончины К. (вероятно, от апоплексического удара) кардиналы в Авиньоне отказались от переговоров с Римом, собрали конклав и избрали нового антипапу Бенедикта XIII (1394-1422 или 1423); т. о., схизма в католич. Церкви продолжилась. К. был похоронен в соборе Нотр-Дам-де-Дом в Авиньоне. 18 сент. 1401 г. его останки перенесли в церковь монастыря целестинцев, возведенную по приказу К. близ могилы кард. Петра Люксембургского (беатифицирован в 1527). Надгробие К. было заказано скульптору П. Морелю (не сохр.). Ист.: Documents relatifs au Grand Schisme: Textes et analyses/Éd. K. Hanquet, U. Berlière. R., 1924, 1930. 2 vol. (Analecta Vaticano-Belgica; 8, 12); Acta pseudopontificum Clementis VII (1378-1394), Benedicti XIII (1394-1417), Alexandri V (1409-1410) et Johannis XXIII (1406-1415)/Ed. A. L. Tautu. R., 1971; Calendar of Papal Letters to Scotland of Clement VII of Avignon (1378-1394)/E. C. Burns. Edinb., 1976; Serra Estelles J. Los registros de súplicas y letras pontificias de Clemente VII de Aviñón (1378-1394): Estudio diplomático. R., 1988; idem. Un registro especial de súplicas dirigadas a Clemente VII (1378-1394) en el codice «Barb. Lat. 2101» de la Bibliotheca Apostolica Vaticana//AHPont. 1995. Vol. 33. P. 7-40. Лит.: Valois N. La France et le Grand Schisme d " Occident. P., 1896-1899. Vol. 1-2; Bess B. Frankreich und sein Papst, 1378-1394//ZKG. 1904. Bd. 25. S. 48-89; Bliemetzrieder F. P. Ein Brief des Gegenpapstes Klemens VII.

http://pravenc.ru/text/1841389.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010