Щедроты Твоя, Боже, на люди и стадо Твое низпосли/молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих/ и нам даруй великую Твою милость. На хвалитех стихиры на 4, глас 8. Подобен: О, преславнаго чудесе: Отче Богомудре, Ионо святителю,/ты, от юности воздержанию поучаяся,/ и во бдениих, и в молитвах, и постех/Господеви приближаяся,/ и молитвенницу всегда призывая Деву Богородицу,/Еяже ради надежди не погрешил еси./Темже архиерея тя и пастыря/Церкви Своей Христос устрои,/Того моли присно о душах наших. Отче святителю Ионо Богомудре,/ты от младенства мирский мятеж оставил еси/ и молвы оттрясл еси,/ума чистотою Богу приближаяся,/сего ради тя Бог архиерея Церкви/ и людем по достоянию Божественнаго благодателя поставляет./Всегда моли о нас,/низпослати душам нашим мир/ и велию милость. Отче Богомудре, святителю Ионо,/ты, измлада Христа возлюбив,/Того любви прилепился еси/и, Пресветлаго Духа Божественными зарями/сердце твое просветив,/световиден весь воистинну был еси./Темже ко храму твоему верою притекающия/прошения, яже ко спасению, сподоби/ и моли Христа Бога спастися душам нашим. Слава, глас 6. Самогласен: Небеснаго Царя и Владыки преизрядный служитель,/святителю Ионо, был еси,/чистоту бо соблюл еси,/без неяже никтоже узрит Бога./Темже и возмездие по достоянию приял еси:/во гробе бо лежа, честное тело твое/цело и нетленно соблюдеся,/душа же к Небесным ликостоянием прейде./Сего ради Творцу всех молися присно/о всех, чтущих тя любовию,/низпослати мир и велию милость. И ныне, Богородичен. На литургии служба святителю. Святитель Иона, Митрополит Московский и всея Руси Святитель Иона, Митрополит Московский и всея Руси, родился в последней четверти XIV века в с. Одинцове близ г. Солигалича в Костромской земле. Отца будущего святителя звали Феодором. С ранних лет мальчик стремился к иноческой жизни. В двенадцатилетнем возрасте он принял монашество в одном из галичских монастырей, а затем перешел в московский Симонов монастырь. Юный инок смиренно и усердно исполнял различные послушания, неукоснительно соблюдая заветы первых игуменов обители – святого Феодора, основателя монастыря (впоследствии архиепископа Ростовского; † 1394, память 28 ноября), и преподобного Кирилла, впоследствии игумена Белоезерского († 1427; память 9 июня). Он подвизался в посте, молитве, чтении слова Божия, Святитель Фотий митрополит († 1431; память 2 июля) посетил однажды Симонов монастырь и, увидев инока Иону, пророчески предсказал, что он будет великим святителем Русской Церкви и многих обратит на путь спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Позволительно предполагать, что он получил определенную поддержку со стороны традиционных сторонников митрополии «Великой Руси»: татар, генуэзцев и турок. Что касается Феодора, то законность его посвящения никогда не подвергалась сомнению. Имя его стоит первым среди имен русских епископов, присутствовавших при торжественном возвращении митр. Киприана в Москву весной 1390 года. И на своей архиепископской кафедре он оставался до самой смерти, последовавшей 28 ноября 1394 года. Пимен не был так счастлив. Его беспокоили отношения с патриархатом. В январе 1388 года в Константинополе интронизировали нового патриарха, Антония. Пимен узнал, что он подтвердил решение Нила о его низложении, и 13 апреля того же года отправился в третье и последнее путешествие в Константинополь. Эта поездка подробно описана Игнатием Смоленским, одним из клириков епископа Михаила Смоленского, который сопровождал митрополита, и в недавно изданном послании патриарха Антония. Многочисленность непоследовательных и противоречивых решений, принятых во время патриаршества Нила, могла дать Пимену надежду на то, что и решение Антония тоже не является окончательным. По дороге Пимен остановился в Рязани, где по предварительной, очевидно, договоренности собрались русские епископы, в том числе епископ Рязанский, Савва Сарайский, Феодор Ростовский, Евфросин Суздальский, Исаакий Черниговский и Даниил Звенигородский. Их отношение к Пимену не совсем ясно, но в конце концов не только Пимен, но и Феодор, Евфросин и Исаакий отправились в Константинополь, явно надеясь раз и навсегда решить вопрос о митрополии. Когда Пимен и его спутники спускались по Дону, их задержали в Тане (Азов) генуэзцы («фрязе»), потребовавшие от митрополита уплаты долгов. Этими деньгами, вероятно, оплачивалось еще его посвящение в 1380 году, а может быть и по каким-то другим поводам московская «великорусская партия» одалживалась у генуэзцев. Генуэзцы забрали у Пимена много денег («довольну мзду приемше») и отпустили его. Именно во время пребывания в Азове кончился временный союз Пимена с Феодором Ростовским: последний был схвачен и брошен в генуэзскую тюрьму, а его имущество конфисковано.

http://sedmitza.ru/lib/text/438225/

В одну ночь, когда после домашней молитвы он сведен был в тонкий сон, явился ему преподобный Сергий и сказал: «Возвести игумену монастыря моего, что напрасно столько времени оставляет он меня покрытым землей, в которой вода утесняет (заливает) мое тело». Благочестивый муж, от видения исполнившись страха и радости, поспешил сообщить о нем игумену, которым оставался тот же ученик преподобного- Никон. Выслушав рассказ мужа, Никон возвестил о нем всему братству монастыря, все возрадовались и положили изнести тело преподобного из земли. Далеко пронеслась весть о намерении монастыря открыть мощи преподобного, и на торжество их открытия собрались многие священные лица и многие князья, между которыми первенствовали крестный сын преподобного и усердный попечитель его монастыря князь Звенигородско-галичский Юрий Дмитриевич (сын Донского и брат тогдашнего великого князя Василия Дмитриевича). «И тако,- говорит повествование об открытии мощей священный собор, открывше чудотворный гроб, вкупе благоухания и аромат духовных исполнишася и видеша чудное зрение и умиления достойно, яко не токмо честное святаго тело цело и светло соблюдеся, но и одежда его, в ней же погребен бысть, цела бяше всяко и тлению никакоже сопричастна, и вода от обою страну ковчега (гроба) стояше видима, телесе же святаго и риз его никакоже прикасаема». Торжество открытия мощей имело место 5 июля 1422 года Мы уже упоминали о двух монастырях Дубенских, построенных преподобным Сергием по поручению великого князя Дмитрия Ивановича перед Куликовской битвой и после нее. Кроме этих двух монастырей, им основаны были по поручению великого князя еще два монастыря- Московский Симонов и Коломенский Голутвин. Московский Симонов монастырь, поставленный им на берегу Москвы-реки в расстоянии от тогдашнего города верстах в 5–6 (первоначально в честь Рождества Богородицы, в настоящее время это приходская церковь в подмонастырной слободе, называемой Старым Симоновым, а потом, по перенесении монастыря на новое, нынешнее место,- в честь Успения Богородицы), был основан им около 1370 года в строители и игумены монастыря он дал великому князю, по настойчиво выраженному последним желанию, племянника своего Феодора которого великий князь избрал в свои духовные отцы, который, быв в 1384–1385 годах в Константинополе послом великого князя по делам церковным, получил от патриарха своему монастырю право ставропигии, а себе сан архимандрита, который в 1387 году был поставлен в епископы Ростовские и который с титулом архиепископа, данным ему от патриарха или митрополита и оставшимся после него и его преемникам, скончался 28 ноября 1394 года.

http://sedmitza.ru/lib/text/438558/

Великий князь Димитрий Донской избрал его духовником своим и часто поручал ему дела церковные. Так в 1381 году Димитрий посылал Феодора в Киев, чтобы пригласить в Москву митрополита Киприана, а в 1383 г. отправлял его с поручениями в Царь-град к патриарху Нилу, который, беседуя с Феодором, весьма полюбил его, посвятил в сан архимандрита и возвел монастырь его на степень патриаршей ставропигии. Наконец, в 1388 году, преп. Феодор снова путешествовал в Царь-град с поручением великого князя, который писал, что желает видеть его на святительской кафедре. Патриарх рукоположил Феодора в сан архиепископа в Ростов, где до того времени были епископы; но утомленный трудами, понесенными для Русской Церкви во время долгих и опасных путешествий, блаженный святитель недолго правил Ростовскою церковью. Там св. Феодор основал женский монастырь в честь Рождества Богородицы. Занимаясь в свободное время искусством иконописания, он написал для этой обители икону Богородицы, которая и теперь там сохраняется. Преставился 28 ноября 1394 года. Мощи его почивают под спудом в Ростовском Успенском соборе у южной стены. Память в день преставления. Учениками св. Феодора были преподобные Кирилл и Ферапонт Белоезерские (см. ниже, главы III и IV). В Симонове монастыре подвизались следующие приснопамятные лица: 31. Св. Иона, митрополит Московский и всея России, родился в Солигаличе; двенадцати лет постригся в одном из Галичских монастырей, а после перешел в Симонов монастырь и, как писал о нем в. к. Василий Васильевич, «от младенчества жил в добродетельном житии». Однажды блаж. митрополит Фотий, посетив Симонов монастырь, нашел в пекарне монастырской молодого инока Иону спящим; на лице его видно было изнурение от трудов души и тела, а правую руку держал он на главе «согбенну, яко благословляше ею». Святитель сказал окружавшим: «знайте, чада, сей инок будет великим святителем царствующему граду Москве». Возведенный в сан епископа Рязанского, блаж. Иона успел обратить ко Христу множество неверных из Мордвы и Мещеры, а по кончине митрополита Фотия, наречен был на митрополию.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Троицы, но считая твердый помысл его делом Божиим, благословляет его избрать место для особой обители. Блаж. Феодор с несколькими другими, которых отпустил с ним Сергий, нашел место на берегу р. Москвы, называемое Симоново, под Москвою. Преп. Сергий сам приходил осмотреть это место, одобрил и благословил. Тогда Феодор, с разрешения святителя Алексия, поставил церковь Рождества Богородицы и основал общежительный монастырь, известный доныне под именем Симонова. Отличаясь не только привлекательною наружностию, но и добродетелями иноческими и обширным умом, новый игумен приобрел себе всеобщее уважение. Великий князь Димитрий Донской избрал его духовником своим и часто поручал ему дела церковные. Так в 1381 году Димитрий посылал Феодора в Киев, чтобы пригласить в Москву митрополита Киприана, а в 1383 г. отправлял его с поручениями в Царь-град к патриарху Нилу, который, беседуя с Феодором, весьма полюбил его, посвятил в сан архимандрита и возвел монастырь его на степень патриаршей ставропигии. Наконец, в 1388 году, преп. Феодор снова путешествовал в Царь-град с поручением великого князя, который писал, что желает видеть его на святительской кафедре. Патриарх рукоположил Феодора в сан архиепископа в Ростове, где до того времени были епископы; но утомленный трудами, понесенными для Русской Церкви во время долгих и опасных путешествий, блаженный святитель недолго правил Ростовскою церковью. В Ростове св. Феодор основал женский монастырь в честь Рождества Богородицы. Занимаясь в свободное время искусством иконописания, он написал для этой обители икону Богородицы, которая и теперь там сохраняется. («Святыни Ростова», изд. 3-е, стр. 80). В «Сказании о святых иконописцах»: «св. Феодор, племянник св. Сергия, писаше многия св. иконы, егда был архимандритом в Симоновом монастыре на Москве; и образ написа дяди своего преподобного Сергия. И зде на Москве обретаются его письма иконы, Деисус на Болвановке у Николы святаго» (Рукопись графа С.Г. Строганова. Буслаев, «Ист. Оч.», II, 379). Ум. 28 ноября 1394 года. Мощи его почивают под спудом в Ростовском Успенском соборе у южной стены. Память в день преставления. Она чтилась еще в XV в. Тропарь и кондак помещен в сборнике Кирилло-Белозерск. 1476–1482 N 1083. (Макарий, IV, 260; VIII, 49). По «Иконописному Подлиннику»: «подобием брада поменьше Власиевой; в белом клобуке: ризы святительския, омофор и Евангелие. Неции пишут рус, аки Златоуст» (Филимонов,

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Глубокий ум и монашеские подвиги святого снискали ему всеобщую любовь, а благочестивый князь Димитрий IV Иоаннович Донской (13631389) избрал его своим духовником и часто поручал ему важные церковные и государственные дела. Так, в 1381 году князь Димитрий посылал святого Феодора в Киев в качестве посланника для приглашения святителя Киприана (†1385, память 16 сентября) на Московскую кафедру; в 1383 году с важным церковным поручением он был направлен в Константинополь к Патриарху Нилу (13781388), где Первосвятитель возвел святого Феодора в сан архимандрита, а его монастырю даровал степень Патриаршей ставропигии. В 1388 году святой Феодор вновь прибыл в Константинополь по делам Русской Церкви и возвратился в Россию в сане архиепископа Ростовского. В течение непродолжительного управления Ростовской епархией святитель Феодор основал в Ростове женский монастырь в честь Рождества Богородицы и не прекращал управления им до блаженной кончины. Святитель был хорошим иконописцем, за свою жизнь он написал множество икон, среди которых и образ Преподобного Сергия Радонежского. 28 ноября 1394 года архипастырь Ростова преставился к Богу и вскоре был прославлен в лике святых. В тойже день Священномученика митрополита Серафима Тропарь, глас 5: Воинство Царя Небеснаго/паче земнаго возлюбив,/служитель пламенный Святыя Троицы явился еси,/наставления Кронштадтскаго пастыря в сердце своем слагая,/данная ти от Бога многообразная дарования/к пользе народа Божия приумножил еси,/учитель благочестия/и поборник единства церковнаго быв,/пострадати даже до крове сподобился еси,/священномучениче Серафиме,/моли Христа Бога//спастися душам нашим. Кондак, глас 6: Саровскому чудотворцу тезоименит быв,/теплую любовь к нему имел еси,/писаньми твоими подвиги и чудеса того миру возвестив,/верныя к его прославлению подвигл еси/и благодарственнаго посещения/самаго преподобнаго сподобился еси./С нимже ныне, священномучениче Серафиме,/в Небесных чертозех водворяяся,/моли Христа Бога/серафимския радости нам причастником быти.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В одну ночь, когда после домашней молитвы он сведен был в тонкий сон, явился ему преподобный Сергий и сказал: «Возвести игумену монастыря моего, что напрасно столько времени оставляет он меня покрытым землей, в которой вода утесняет (заливает) мое тело». Благочестивый муж, от видения исполнившись страха и радости, поспешил сообщить о нем игумену, которым оставался тот же ученик преподобного- Никон. Выслушав рассказ мужа, Никон возвестил о нем всему братству монастыря, все возрадовались и положили изнести тело преподобного из земли. Далеко пронеслась весть о намерении монастыря открыть мощи преподобного, и на торжество их открытия собрались многие священные лица и многие князья, между которыми первенствовали крестный сын преподобного и усердный попечитель его монастыря князь Звенигородско-галичский Юрий Дмитриевич (сын Донского и брат тогдашнего великого князя Василия Дмитриевича). «И тако,– говорит повествование об открытии мощей 74 ,– священный собор, открывше чудотворный гроб, вкупе благоухания и аромат духовных исполнишася и видеша чудное зрение и умиления достойно, яко не токмо честное святаго тело цело и светло соблюдеся, но и одежда его, в ней же погребен бысть, цела бяше всяко и тлению никакоже сопричастна, и вода от обою страну ковчега (гроба) стояше видима, телесе же святаго и риз его никакоже прикасаема». Торжество открытия мощей имело место 5 июля 1422 года 75 . Мы уже упоминали о двух монастырях Дубенских, построенных преподобным Сергием по поручению великого князя Дмитрия Ивановича перед Куликовской битвой и после нее. Кроме этих двух монастырей, им основаны были по поручению великого князя еще два монастыря- Московский Симонов и Коломенский Голутвин. Московский Симонов монастырь, поставленный им на берегу Москвы-реки в расстоянии от тогдашнего города верстах в 5–6 (первоначально в честь Рождества Богородицы, в настоящее время это приходская церковь в подмонастырной слободе, называемой Старым Симоновым, а потом, по перенесении монастыря на новое, нынешнее место,– в честь Успения Богородицы), был основан им около 1370 года 77 ; в строители и игумены монастыря он дал великому князю, по настойчиво выраженному последним желанию, племянника своего Феодора 78 , которого великий князь избрал в свои духовные отцы, который, быв в 1384–1385 годах в Константинополе послом великого князя по делам церковным, получил от патриарха своему монастырю право ставропигии, а себе сан архимандрита, который в 1387 году был поставлен в епископы Ростовские и который с титулом архиепископа, данным ему от патриарха или митрополита и оставшимся после него и его преемникам, скончался 28 ноября 1394 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Варсонофий (Вихвелин Василий), еп. б. Никольский, вик. Вологодской епархии Родился в 1864 году в С.-Петербургской г. В 1897 году окончил Петербургскую гимназию. Воспитанный в благочестии и страхе Божием, Василий почувствовал влечение к иной жизни, для чего и поступил в С.-Петербургскую Духовную Академию. Учась в Академии, принял иноческое пострижение. В 1901 году, будучи уже в сане иеромонаха, окончил академический курс со степенью кандидата богословия и определен помощником смотрителя в Слуцкое духовное училище. В 1903 г. назначен инспектором Архангельской духовной семинарии. В 1907 г. назначен настоятелем Веркольского монастыря Архангельской епархии, с возведением в сан архимандрита. Здесь он заявил себя добрым делателем на ниве Божией и посвятил себя миссионерскому служению на нашей северной окраине. В 1910 г. в Архангельской епархии, на местные средства, открыто Кемское викариатство, на которое и определен был архимандрит Варсонофий. 26 авг.1910 г. хиротонисан во епископа Кемского, вик. Архангельской епархии. 14 фев.1913 г. – епископ Пинежский, вик. Архангельской епархии. (В ФАМ I ошибочно указан титул Пинский). С 13 ноября 1913 г. – еп. Каргопольский, вик. Олонецкой епархии. 1922-VIII.1924 г. – епископ Никольский, вик. Вологодской епархии. В 1926 г. он значится епископом Никольским, вик. Вологодской епархии, как пребывающий на покое. Скончался 6 авг.1934 года. Место погребения неизвестно. Литература: «Церк.Вед.» 1910, -«- 1913, 48,стр.527. Литература: «Приб. к «ЦВ» 1910, 29, стр.1215. -»- 1910, 37, стр.1583. Булгаков, стр.1394. ФПС I, 34, стр.2. - " - III, стр.2. ФАМ I, 50, стр.5 «Состав Св.Прав.Веер.Син. и Рос.Церк.Иерархии на 1917 год». Петроград, 1917, стр.298–299. М. Pol’skij, Novye mueniki I, 179, hier trägt er den Titel Kirillovskij, vik. Novgorodskij, wohl eine Verwechslung mit В Varsonofij Lebedev. Nach Regel‘son 390 und 537 wurde er Nov./Dez. 1925 verhaftet. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 2. Боголеп (Анцух) – Гурий (Степанов). – 420 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Варсонофий, архиепископ Архангелогородский и Холмогорский С 1720 года – архимандрит Соловецкого монастыря. 6 июля 1737 года избран членом Святейшего Синода. 13 июля 1740 года хиротонисан во епископа Архангелогородского и Холмогорского. 8 января 1741 года возведен в сан архиепископа. Скончался 8 ноября 1759 года. Погребен в Холмогорском соборе. Преосвященный Варсонофий был архипастырь строгий и своевольный. Для него характерно исключительно неприязненное отношение к лицам малороссийского происхождения. В период его архипастырского служения правительство усиленно привлекало ученых с Украины в Россию с целью развития просвещения. Личная неприязнь епископа Варсонофия перешла и на те заведения, которые открывали малороссы, в частности школы. Он был противником открытия школ в своей епархии, говоря: «Школам в здешней скудной епархии быть не надлежит». Свою нелюбовь к малороссам епископ Варсонофий высказывал не только словами, но и действиями. Святейший Синод повелел ему возвести в сан архимандрита Венедикта Галицкого. Епископ Варсонофий воспротивился указанию Синода и не только не посвятил Галицкого во архимандрита, но и поставил его в такие условия, что последний вынужден был покинуть епархию. Очень строг был епископ Варсонофий к подведомственному духовенству. Его строгость доходила до жестокости. Даже за незначительные проступки он заставлял иногда провинившихся стоять босыми на снегу по несколько часов, а некоторых наказывал и собственноручно. Такие действия архиерея стали известны Святейшему Синоду. В результате на преосвященного было заведено дело, но чем оно окончилось, неизвестно. Литература: Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. – 3-е изд. – СПб., 1911, кн. 5. – С. 528–529. Амвросий (Орнатский) , архиепископ. История Российской иерархии: в 6 ч. – М., 1807–1815, ч. 1. – С. 195. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1394. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 61.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Господь наградил Своего угодника даром прозорливости и исцелений. 22 июня. ПРАВМИР. Церковь чтит память преподобного Кирилла, игумена Белоезерского. Преподобный Кирилл, игумен Белоезерский (в миру Косма) — родился в Москве у благочестивых и знатных родителей. Оставшись   сиротой, жил у своего родственника, боярина Тимофея Васильевича Вельяминова, окольничего при дворе великого князя Димитрия Донского (1363–1389). Светская жизнь тяготила юношу. По просьбе преподобного Стефана Махрищского († 1406; память 14 июля) боярин отпустил Косму в Симонов монастырь, где он и принял постриг от святого Феодора († 1394, память 28 ноября) с именем Кирилл. Иноческие послушания преподобный Кирилл исполнял под руководством старца Михаила, впоследствии епископа Смоленского. Ночью старец читал Псалтирь, а преподобный Кирилл клал поклоны, но по первому удару колокола шел к утрени. Он просил у старца дозволения вкушать пищу через 2–3 дня, но опытный наставник не разрешил этого, а благословил есть каждый день с братией, только не до сытости. Послушание преподобный Кирилл нес в хлебопекарне: он носил воду, колол дрова, раздавал хлеб. Когда преподобный Сергий Радонежский приходил в Симоновскую обитель, то прежде прочих посещал и с любовью беседовал с преподобным Кириллом. Из хлебопекарни преподобного Кирилла перевели в поварню, и святой говорил себе, смотря на пылающий огонь: «Смотри, Кирилл, не попасть бы тебе в вечный огонь». Девять лет трудился в поварне преподобный Кирилл и стяжал такое умиление, что не мог без слез вкушать хлеб, благодаря Господа. Избегая славы человеческой, преподобный временами  юродствовал. В наказание за нарушение благочиния настоятель назначил ему в пищу на 40 дней хлеб и воду. Преподобный Кирилл с радостью понес это наказание. Но как ни таил святой свою духовность, опытные старцы понимали его и против воли заставили принять сан иеромонаха. В свободное от служения время преподобный Кирилл ставил себя на чреду послушника и занимался тяжелыми работами. Когда святой Феодор был посвящен в архиепископа Ростовского, братия в 1390 году избрала преподобного Кирилла архимандритом обители.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-p...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010