Однако она обнищала и запустела: число жителей сократилось до 40–50 тысяч 1287 . Баязид недолго довольствовался использованием и унижением своего устрашенного вассала, правителя Константинополя и Морей. Вскоре в обоих этих местах он перешел к открытым враждебным действиям. Перелом ознаменовался драматической встречей, на которую он зимой 1393–1394 гг. созвал в Серры своих византийских и славянских вассалов 1288 . В это время он взял в блокаду Константинополь, стремясь отрезать город от всяких сообщений с суши 1289 . Бедствия в византийской столице и продовольственный кризис, который на протяжении последних десятилетий сказывался все сильнее, достигли своей наивысшей точки. Морея также оказалась перед лицом опустошительных турецких набегов. Уже в 1393 г. крупный полководец Евренос-бей овладел Фессалией, после чего османы обратились против остальной Греции. Отсутствие единства среди владетелей, повелевавших в ней, облегчило им работу. Гоподство каталанцев в Греции было в прошлом. Уже в 1379 г. наваррская компания отняла у них Фивы. В Аттике же господствовал герцог Афинский Нерио I Аччаюоли (1388–1394), представитель флорентийской купеческой фамилии, которая с середины XIV в. играла в Греции особую роль и уже долгое время правила в Коринфе 1290 . Между Нерио и деспотом Феодором Палеологом, его зятем, преобладали дружеские отношения. Напротив, отношения обоих правителей с Венецией неоднократно испытывали осложнения, а с наваррцами в Ахайе византийский правитель Ми-стры был в непрестанном конфликте. Когда в 1394 г. Нерио умер и почти все его владения достались его второму зятю Карло Токко, графу Кефалонии, Феодор, который чувствовал себя обойденным, вступил и с ним в жесткое противостояние, стремясь вооруженным путем отнять у удачливого наследника Коринф. Тогда Карло Токко призвал на помощь осман. Войска Евренос-бея нанесли Палеологу под стенами Коринфа поражение, вторглись в византийскую Морею и заняли при активной поддержке наваррцев византийские крепости Леонтарий и Акову (начало 1395).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

cit. S. 72, Anm. 1) сообщение Мордтманна датирует его 1373 г. Во всяком случае, достойно внимания, что византийские акты этого времени, которые часто упоминают сербскую власть до 1371 г. (особ, см.: Lemerle . Actes de Kutlumus. 33 от августа 1375 г. и 34 от октября 1375 г.), ни единым словом не упоминают якобы последовавшее после этого завоевание города турками. 1274 Относительно хронологии взятия Фессалоники: Charanis . Short Chronicle. P. 359 ff.; Loenertz . M. Paléologue et D. Cydonès. P. 478 ff.; Dennis . Manuel II. P. 151 ff. Вероятно, затем Фессалоника была освобождена от турок и, как показывает Лёнерц ( Loenertz . Op. cit. P. 483), вновь была взята штурмом Баязидом 112 апреля 1394 г. Новые свидетельства того, что еще в январе 1394 г. Фессалоника была византийской, приводит М. Ласкарис: Τμος К. Αρμενοπολου. 1951. Σ. 331 π. 1276 О ходе сражения нам известно мало надежных фактов, поскольку современные сведения о нем недостаточны, а сами события вскоре обросли легендами. См. критическую разработку вопроса С. Чирковичем в: Ст . Срби и турци. 1960. С. 453 ел. Там же (с. 470) новая литература по битве на Косовом Поле. О сведениях византийских источников см. особ.: Radoji N . Die griechischen Quellen zur Schlacht am Kosovo Polje//Byz 6 (1931). P. 241–246. См. тж.: Braun M . Kosovo, die Schlacht auf dem Amselfeld in geschichtlicher und epischer Überlieferung. Leipzig, 1937. 1277 См.: И . Доходак царски. Београд, 1956. С. 54 сл.; Ostrogorsky G . Byzance, État tributaire de l " Empire turc//ЗРВИ 5 (1958). С 53–58. 1278 См.: Dölger . Johannes VII. S. 27 ff.; Charanis . Palaeologi and Ottoman Turks. P. 303 ff. Новейшее и важнейшее исследование об узурпации Иоанна VIÏ Κολας. νταρσαΙωννου Ζ, где впервые привлекается рассказ очевидца – Игнатия Смоленского. 1279 Это показывают сведения Игнатия Смоленского; см.: Κολας. νταρσα ων– νου Ζ. Σ. 39 π., 43 π. 1280 См. цитированное Зильбершмидтом ( Silberschmidt . Das orientalische Problem. S. 68) «поручение» (commissio) венецианскому послу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

соч. и Листина манастира Петре од октобра 1395 г. као извор за xpohoлorujy битке на 2 (1927). С. 293–300 La chronologie de la bataille de Rovine//RHSEE 5 (1928). P. 136–139) безупречно доказал, что 17 мая 1395 г. является датой смерти павшего в этой битве Константина Драгаша. Эта уже сама по себе неопровержимая констатация находит дальнейшее подтверждение в важных разъяснениях М. Динича (указ. соч.). Она никоим образом не теряет своей силы после аргументов Бабингера ( Babinger . Beiträge. S. 3 ff.), который высказывается в пользу 1393 г. Таким образом, Закифинос ( Zakythinos . Despotat. Vol. I. P. 153, n. 3), Лёнерц ( Loenertz . Péloponnèse. P. 175) и др. вполне справедливо присоединяются к хронологии Радойичича. Ср. тж.: Laurent V. в REB 5 (1947). Р. 180, п. 3 и 6 (1948). Р. 282. 1294 См.: Kling G . Die Schlacht bei Nikopolis im Jahre 1396. Berliner Diss. 1906; Atiya A.S. The Crusade of Nicopolis. London, 1934; Rosetti R. The Battle of Nicopolis (1396)//The Slavonic Review 15 (1937). P. 629–638. 1295 См. описание в путевых записках баварца Шильтбергера, который принимал участие в сражении при Никополе и попал в плен (ed. V. Langmantel. Tübingen, 1885. S. 7). 1296 См.: Mordtmann J.H. Die erste Eroberung von Athen durch die Türken zu Ende des 14. Jahrhunderts//BNJ 4 (1923). S. 346–350. 1298 Miklosich-Müller . Т. II. Р. 191–192. Это послание патриарха Антония (1388–1390; 1391–1397), которое в конце повреждено и потому не имеет даты, следует датировать не 1393 г., как это обычно делают, но скорее 1394–1397 гг., поскольку в нем говорится об окружении Константинополя, а блокада Баязида началась только в 1394 г. 1301 Акт о предоставлении полномочий, который он 15 августа 1397 г. Издал с этой целью для своих французских переговорщиков, издан и откомментирован С. Ламбросом в: Νος λληνομνμων 10 (1913). Σ. 248 π. 1302 Лучшее и наиболее подробное описание этого знаменитого путешествия с многочисленными ссылками на источники: Васильев. Путешествие Мануила. См. тж.: Schlumberger G . Un empereur de Byzance à Paris et a Londres//Byzance et les croisades asiens. Paris, 1927. P. 87–147,361–362. 1303 Chronicon Adae de Usk/Ed. E.M. Thompson. London, 1904. P. 57. Ср.: Васильев . Путешествие Мануила и History. P. 634. 1304 См. Barthold V. Zwölf Vorlesungen über die Geschichte der Türken Mittelasiens. 1935. P. 209 ff.; Grousset R . L " empire des Steppes. Paris, 1939. P. 486 sv. 1307 Ролофф ( Roloff G . Die Schlacht bei Angora//Historische Zeitschrift 161 (1940). S. 244–262) видит причину отхода Тимура и отказа от установления власти в Малой Азии в недостаточной силе его уменьшившегося из-за больших потерь войска, изначальную численность которого при Анкире он, в противоположность сильно преувеличенным данным источников, исчисляет двадцатью тысячами, так же, как и османское войско.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Бар Бартоломео, но не успели еще кардиналы обнародовать это имя, как ворвалась шумная толпа и разогнала конклав: Четыре оставшихся кардинала провозгласили Бартоломео папой под именем Урбана VI (1378—1389). Урбана признали папой не только итальянские, но и авиньонские кардиналы, но этот суровый, надменный и мелочный человек, враг французов, вскоре вызвал своими действиями образование враждебной ему партии. Оскорбленные Урбаном французские кардиналы удалились из Ананьи, объявили избрание его неканоническим, как несвободное, и предложили ему сложить с себя власть. Урбан попытался вступить с ними в переговоры, но неудачно, и кардиналы провозгласили вместо него папой кардинала Роберта Женевского, принявшего имя Климента VII (1378—1394). Так начался раскол в Римской Церкви, продолжавшийся до окончательной его ликвидации почти 60 лет и доведший уже давно поколебленное здание Церкви до крайней степени нравственного и материального расстройства. На папском престоле очутились двое пап, которые вступили между собой в кровавую борьбу, разделив все западное христианство на два враждебных лагеря, причем Италия, Германия и северо-восточные государства тяготели к Риму, а Франция, Неаполь, испанские государства и Шотландия— к Авиньону. Оба папы молили о восстановлении мира и единства, но не думали поступиться своими правами и сыпали проклятия и отлучения на своих противников, так что весь Запад оказался отлученным от Церкви. Среди таковой церковной разрухи папы искали поддержки светских властителей, что породило бесконечные кровавые войны, и западные народы во время папского раскола разделились на два вооруженных враждующих лагеря. Последовательно на папский престол в Риме после Урбана VI избираются Бонифаций IX (1389—1404), Иннокентий VII (1404—1406), Григорий XII (1406—1415), а в Авиньоне после Климента VII — Венедикт XIII (1394—1417), и великий раскол в Римской Церкви не только не утихает, но разгорается и приносит Церкви весьма гибельные последствия. Раскол этот также причинил огромный материальный вред Европе, разорявшейся на содержание двух расточительных папских дворов и на бесконечные войны.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=728...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАВРИИЛ митр. Фессалоникийский (1397-1416/19), визант. писатель, гомилетик. Сын священника из Фессалоники. В юности принял постриг в мон-ре Неа-Мони в Фессалонике, игумен к-рого Макарий Хумн стал его духовным отцом. С 1368 г. нередко исполнял, будучи иеромонахом, в отсутствие своего учителя обязанности игумена. После смерти игумена (1383) стал настоятелем Неа-Мони. В 1384 г. ввиду угрозы завоевания города тур. войсками султана Мурада I Г. отправился в К-поль, где был назначен игуменом мон-ря Хора , а через 5 лет избран митрополитом Халкидона (1389-1397). В нач. 1394 г., когда вновь стал игуменом Неа-Мони (1394-1397), и в нач. 1395 г. на время возвращался в захваченную турками Фессалонику. По рекомендации умирающего митр. Фессалоники Исидора Главы летом 1397 г. Г. был избран митрополитом родного города. Время его предстоятельства было тяжелым для Фессалоники как с т. зр. отношений с османами, так и из-за разногласий с К-польским Патриархатом. Однако в результате 2 посольств в 1397-1402 гг. к султану Баязиду I он добился благоприятных условий для своего города. Противоречия с К-полем были устранены после низложения патриарха Матфея I (1410), чему Г. немало способствовал. В XV в. было написано (вероятно, Макарием Макрисом ) похвальное слово Г. Вскоре после смерти Г. из 83 его проповедей был составлен сборник. Большинство из них (66) посвящены воскресным праздничным дням церковного года. В 17 др. затронуты различные моменты религ. жизни и этики. 1 из гомилий была произнесена по случаю победы Тамерлана над турками при Анкире (1402). Проповеди Г. содержат свидетельства о религ. жизни того времени, образцом для них служили сочинения св. Григория Паламы и Исидора Главы. Г. состоял в переписке с имп. Мануилом II Палеологом , к-рый адресовал ему 2 письма. Соч.: Γαβριλ Θεσσαλονκης Ομιλαι/Εκδ. Β. Λαορδας//Αθην. 1953. T. 17. Σ. 194-214. Ист.: Λαορδας Β. Ο Γαβριλ Θεσσαλονκης//Αθην. 1952. T. 56. Σ. 199-214; Συνδκα-Λαορδα Λ. Εγκμιον ες τν ρχιεπσκοπον Θεσσαλονκης Γαβριλ//Μακεδονικ. 1955-1960. Τ. 4. Σ. 352-370; Laurent V. Ecrits spirituels inédits de Macaire Choumnos//Ελληνικ. 1955. T. 14. Σ. 44-45, 52-53, 62; Lettres de l " empereur Manuel Paléoloque/Ed. E. Legrand. P., 1893. Ep. 78, 87.

http://pravenc.ru/text/161277.html

Временные успехи Мануила заставили турок направить в Южную М. большую группу войск. Важную роль в военной кампании 1383-1387 гг. сыграл военачальник Эвренос-бей. Были взяты Битола (1383), Серры, Драма, Зихна (1384), Штип, Велес, Прилеп (1385), Кастория (1385 или чуть позже), Веррия (1385-1386 или ок. 1387), Христополь (ныне Кавала) (1387). Фессалоника в 1383-1387 гг. выдерживала осаду, но в апр. 1387 г. ее жители сдались Хайреддину-паше. Вскоре византийцам удалось восстановить контроль над городом. Завоевательную политику Мурада I продолжил его сын Баязид I. После битвы на Косовом поле (1389) он направил тур. силы в М. В 1389 г. после 8-месячной осады пала Эдесса, были захвачены Китр и крепость Платамон. В 1394 г. Баязид I взял штурмом Фессалонику. В кон. 1391 - нач. 1392 г. туркам удалось завладеть Скопье, ок. 1393 г.- крепостью Сервия, к-рая оказала сильное сопротивление, в 1394 г.- Охридом. Башня крепости кор. Марко в Прилепе Башня крепости кор. Марко в Прилепе В нач. 90-х гг. XIV в. Баязид I изменил политику по отношению к христианским правителям-вассалам: они стали рассматриваться скорее как препятствие, чем как помощь в завоевании. Поэтому в некоторых местах были размещены тур. гарнизоны. Зимой 1393/94 г. была организована встреча османских вассалов в Серрах, где на них были возложены тяжелые обязательства. Не случайно братья кор. Марко - Андрияш и Дмитар оставили свои владения и уехали в Дубровник и Венгрию. Но большая часть вассалов сохранила лояльность к туркам. В 1395 г. кор. Марко и Константин Драгаш приняли участие в османском походе против валашского господаря Мирчи I Старого и венг. кор. Сигизмунда I и погибли в битве при Ровине. Их владения перешли под прямое управление султана. После поражения, нанесенного туркам в 1402 г. войсками Тимура, Палеологи отвоевали Фессалонику с окрестностями, п-ов Халкидики и побережье от устья Пиньоса до течения Стримонаса. Но в 1423 г., чтобы избежать захвата Фессалоники турками, Андроник Палеолог (сын Мануила II) вынужден был сдать город венецианцам.

http://pravenc.ru/text/2561508.html

Господари: Драгош (ок. 1347-1354); Сас (ок. 1354-1359); Богдан I (ок. 1363 - ок. 1367); Лацко (Лацку) (ок. 1367 - ок. 1375); Петру I Мушат (ок. 1375 - ок. 1391); Роман I (1392-1394); Штефан I (1394-1399); Юга (1399-1400); Александру I Добрый (чел Бун) (1400-1432); Ильяш I (1432-1433, 1435-1436); Штефан II (1433-1435, 1442-1447); Ильяш I и Штефан II (1436-1442); Роман II (1447, 1448); Петру II (1447-1448); Александру II (Алексэндрел) (1448-1449, 1452, 1454-1455); Богдан II (1449-1451); Петру III Арон (1451-1452, 1455-1457); св. П. А. Румянцев (1769-1775); господари: Константин Мурузи (1777-1782); Александр Маврокордат (Дели-бей) (1782-1785); Александр Маврокордат (Фирарис) (1785-1786); Александр Ипсиланти (1787-1788); Маноле (Эманойл) Джани-Русет (1788-1789); российское военное управление юго-вост. части М. к. (1788-1792); австрийское военное управление сев.-зап. части М. к. (1789-1791); господари: Александру Мурузи (1792-1793, 1802-1806); Скарлат Каллимаки (1812-1819); господарь Молдавии и Валахии под российским управлением: Константин Ипсиланти (1806-1807); российское военное управление (1807-1812); господари: Михаил Суцу (1819-1821); Иоан Санду Стурдза (1821-1828); российское военное управление: ген. Ф. П. Пален (1828-1829); ген. П. Д. Киселёв (1829-1834); господари: Михаил Стурдза (1834-1848); Григоре Александру Гика (1849-1853, 1854-1856); российское военное управление (1853-1854); каймакамы: Теодор Балш (1856-1857); Николае Вогориде (1857-1858); господарь объединенных княжеств Молдовы и Валахии (с 1862 - Румынии): Александру Йоан Куза (1859-1866) (Domnii rii Moldovei. 2005. P. 318-320). Ист.: Dlugossius J. Historiae Polonicae. Lpz., 1711. Vol. 1. Lib. 11; Bielski M. Kronica polska/Ed. J. Turowski. Sanok, 1856; АЮЗР. 1868. Т. 1; Hurmuzaki E. Documente privitoare la istoria românilor. Bucur., 1887-1922. 19 vol. in 31 parti. 2 Suppl. in 9 parti; Erbiceanu C. Cronicarii greci, care au scris despre români în epoca fanarioilor. Bucur., 1888; Iorga N. Acte i fragmente cu privitoare la istoria românilor.

http://pravenc.ru/text/2564044.html

Заседание Собора. Миниатюра из «Хроники...» У. фон Рихенталя (Konstanz, Rosgartenmuseum. Hs. 1. Fol. 12). Сер. XV в. Крайне сложное положение католич. Церкви в нач. XV в. было связано с обстоятельствами и последствиями схизмы, начавшейся вскоре после смерти папы Римского Григория XI (1370-1378), к-рый вернул папскую кафедру из Авиньона в Рим и завершил тем самым период «Авиньонского пленения пап» (1309-1378). В апр. 1378 г. конклав кардиналов в Риме (присутствовали 16 из 23 членов конклава), уступив давлению рим. населения, требовавшего, чтобы папой был римлянин или по меньшей мере итальянец, но не француз, избрал на Папский престол Бартоломео Приньяно, архиеп. Бари, к-рый не являлся членом конклава и не имел широкой поддержки среди кардиналов. Приняв имя Урбан VI (1378-1389), папа, отличавшийся вспыльчивым и резким характером, проводил проитал. политику и стремился любыми средствами упрочить папскую власть; этим он восстановил против себя франц., испан. и нек-рых влиятельных итал. кардиналов, а также мн. европ. правителей. В кон. 1378 г. удалившиеся из Рима кардиналы собрались в Фонди, где, пользуясь покровительством франц. кор. Карла V (1364-1380), объявили о низложении Урбана VI и избрали папой Роберта, гр. Женевского, к-рый стал антипапой Климентом VII (1378-1394) и избрал местом своего пребывания Авиньон. Т. о., в Европе появились 2 папы, к-рые подвергали друг друга церковным отлучениям и настаивали на законности собственного избрания. Европ. правители заявляли о поддержке Урбана VI или Климента VII, руководствуясь преимущественно политическими интересами; при этом изменение политической ситуации нередко приводило к отказу от признания одной папской юрисдикции и к признанию др. юрисдикции на территории отдельных гос-в, княжеств и церковных диоцезов. До 1409 г. на стороне папы Урбана VI и его преемников - Римских пап Бонифация IX (1389-1404), Иннокентия VII (1404-1406) и Григория XII (1406-1415) - оставалось большинство герм. княжеств и диоцезов Свящ. Римской империи, почти все княжества Сев. и Центр. Италии, Скандинавские страны, Польша, Венгрия, Англия, Фландрия; антипапу Климента VII и его преемника антипапу Бенедикта XIII (1394-1423) признавали Франция и зависевшие от нее земли (до 1398), Сицилийское королевство, гос-ва Пиренейского п-ова, Шотландия (см. карту и комментарий к ней: Engels O. Die Obedienzen des Abendlandischen Schismas//Atlas zur Kirchengeschichte: Die christlichen Kirchen in Geschichte und Gegenwart/Hrsg. J. Martin e. a. Freiburg i. Br., 1987. S. Karte 66; см. также: Das Konstanzer Konzil: Katalog. 2014. S. 262-263).

http://pravenc.ru/text/2057144.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРТИН V Объявление об избрании папы Римского Мартина V. Миниатюра из «Хроники...» У. фон Рихенталя. Сер. XV в. (Konstanz. Rosgartenmuseum. 1. Fol. 96r) Объявление об избрании папы Римского Мартина V. Миниатюра из «Хроники...» У. фон Рихенталя. Сер. XV в. (Konstanz. Rosgartenmuseum. 1. Fol. 96r) (25.01.1369 или 1370, Дженаццано, Лацио - 20.02.1431, Рим; до избрания папой Оддоне Колонна), папа Римский (с 11 нояб. 1417). Считается, что его избрание положило конец схизме в католической Церкви , начавшейся после переезда пап из Авиньона в Италию (1378), хотя антипапы действовали в правление этого понтифика и позднее. Происходил из влиятельного рим. рода Колонна, ветви Дженаццано; его родители - Агапито Колонна и Катерина Конти, принадлежавшая к др. ветви того же рода. Известно, что при папе Римском Урбане VI (1378-1389) Колонна занимал должности референдария (докладчика прошений) и протонотария в Римской курии, т. е. он, по-видимому, получил университетское образование в области права (вероятно, в Павии или в Перудже). В 1380-1409 гг. носил титул епископа Урбино (без епископского рукоположения); владел неск. церковными бенефициями, в т. ч. в Льежском еп-стве во Фландрии. В 1401-1405 гг. апостольский администратор субурбикарной кафедры Палестрины, древнего владения семейства Колонна. Сложное положение католич. Церкви в нач. XV в. было связано с обстоятельствами схизмы, начавшейся вскоре после смерти папы Римского Григория XI (1370-1378), к-рый вернул папскую кафедру из Авиньона в Рим и завершил тем самым период «Авиньонского пленения пап» (1309-1378). Его преемник Урбан VI стремился любыми средствами упрочить папскую власть, но, имея вспыльчивый и резкий характер и проводя проитал. политику, он восстановил против себя франц., испан. и некоторых влиятельных итал. кардиналов, а также многих европ. правителей. В кон. 1378 г. недовольные кардиналы собрались в Фонди, где объявили о низложении Урбана VI и избрали папой Роберта, гр. Женевского (антипапа Климент VII (1378-1394)), к-рый сделал местом своего пребывания Авиньон. Т. о., в Европе появились 2 папы, которые отлучали друг друга от Церкви и настаивали на законности собственного избрания. Европ. правители заявляли о поддержке Урбана VI и его преемников Бонифация IX (1389-1404), Иннокентия VII (1404-1406) и Григория XII (1406-1415) (рим. линия) или Климента VII и его преемника антипапу Бенедикта XIII (1394-1423) (авиньонская линия), руководствуясь преимущественно политическими интересами. Мн. светские правители, католич. иерархи и влиятельные университетские теологи видели главной задачей прекращение схизмы и восстановление церковного единства.

http://pravenc.ru/text/2562420.html

После перехода Нижнего Новгорода под власть Василия I в оппозицию к московскому князю встали недавние противники Бориса Константиновича – Василий и Семен Дмитриевичи, которые теперь лишались возможности самим овладеть нижегородским княжением. Новгородская I, Новгородская IV и Софийская I летописи сообщают о бегстве Семена в Орду сразу же по занятии Василием I Нижнего Новгорода 705 . Согласно Троицкой, Василий и Семен Дмитриевичи бежали в июне 1394 г., после смерти Бориса Константиновича, «из Суждаля к Орде зело вскоре и гонишадя за ними и не могоша постигнути» 706 . В данном случае нет оснований подозревать дублировку известий. С одной стороны, датировка бегства Дмитриевичей подтверждается известием 1402 г., согласно которому Семен (вернувшийся в этом году на Русь) пребывал в Орде 8 лет 707 , с другой – сообщение 1392 г. (восходящее к новгородскому своду начала XV в.) говорит о бегстве только младшего из братьев. По-видимому, Семен вначале бежал в Орду сразу после присоединения Нижнего к Москве, но вскоре вернулся (возможно, Василий Московский каким-то образом удовлетворил или пообещал удовлетворить его владельческие притязания). После же смерти Бориса Дмитриевичи, вероятно, рассчитывали на поддержку Тохтамышем их притязаний на владения умершего князя (в том числе, как показывают позднейшие действия Семена, и на сам Нижний Новгород). Василий Дмитриевич после 1394 г. упоминается всего однажды – под 6911 г.: «тое же зимы преставися князь Василиии Дмитриевичь Суждальскии, иже на Городце был» 708 . Очевидно, он примирился с московским князем и продолжал княжить в Городце до конца дней 709 . Семен же до 1402 г. служил «8 лет... в Орде не почивая четырем царем: Тохтамышу, Темир-Аксаку, Темир Кутлую, Шадибеку, а все поднимая рать на князя великого, како бы налести свое княженье» 710 . В 1395 г. в результате второго похода Тимура на Орду Тохтамыш был разгромлен; Тимур провозгласил ханом Орды Куюрчака, но вскоре тот был вытеснен Тимур-Кутлуком. Тохтамыш, вначале обосновавшийся было в Крыму, бежал в Литву. Формально власть перешла к Тимур-Кутлуку, но фактическим правителем Орды стал эмир Едигей. Он непрерывно оставался у власти до 1411 г., поставляя ханов по своему усмотрению 711 . Как и в случае с Мамаем, это хорошо осознавалось и подчеркивалось на Руси: «Едегеи... преболи всех князи ординьскых, иже все царство един держаше и по своей воле царя посгавляше, его же хотяше» 712 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010