Окончив, он сказал ученику своему Михею: «бодрствуй, чадо,– мы будем иметь чудное посещение». Едва произнёс он эти слова, как услышан был голос: «Пречистая грядёт». Он поспешил из кельи в сени, и его осиял великий свет, ярче солнечного. Он узрел Богоматерь, сопровождаемую Апостолами Иоанном и Петром... Сергий пал на землю. Благая Матерь коснулась его и сказала: «не бойся, избранник Мой! молитва твоя об учениках твоих и о месте сем услышана; при тебе и после тебя Я неотступна буду от обители твоей и буду покрывать её». Сказав сие, стала невидимой. Святой, придя в себя, нашёл ученика своего от страха полумёртвым и поднял его. Скажи, отче (спрашивал несколько пришедший в себя Михей), что это за чудное видение? Душа моя едва не разрешилась от тела». Но Сергий не мог ещё говорить, только лицо его сияло радостью. Спустя несколько минут, велел он призвать двух благоговейных братий и рассказал им что было. Все вместе совершили молебное пение Богоматери; святой же всю ночь пробыл без сна, размышляя о милости небесной. Это было в пост Рождества Христова, в пятницу. В 1388г. благоговейный племянник святого Сергия, Феодор, святитель Ростовский, на молитве удостоен был таинственного видения, вследствие которого основал в Ростове обитель в честь Рождества Богородицы и написал икону Её, в память видения (Ноября 28) Около 1394 года преподобный Кирилл, живя в старом Симонове, молился ко Пречистой, чтобы Она указала ему путь спасения. В глубокие вечера имел он обычай петь акафист Богоматери. В одну из таких ночей, когда молился он и пел акафист пред Её образом и когда дошёл до места: «Странное рождество видевше, устранимся мира»,– вдруг он услышал голос, говорящий ему: «Кирилл! иди отсюда на Белоозеро: там уготовано Мной тебе место, в котором ты можешь спастись». И вместе с тем озарилась вся его келья. Он отворил оконце и увидел свет великий, сияющий к полунощным странам Белоозера. Всю эту ночь провёл он в радости от сего голоса и видения, и была эта ночь для него светлым днём. Через несколько времени он с той же иконой Богоматери отправился на Белоозеро и увидел то место, которое в видении назначено было для его пребывания, и пал благодарной душой пред Пречистой.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

святителя Алексия, поставил церковь Рождества Богородицы и основал общежительный монастырь, известный доныне под именем Симонова. 164 Отличаясь не только привлекательной наружностью, но и добродетелями иноческими и обширным умом, новый игумен приобрел себе всеобщее уважение. Великий князь Дмитрий Донской избрал его духовником своим и часто поручал ему дела церковные. Так в 1381 году Димитрий посылал Феодора в Киев, чтобы пригласить в Москву митрополита Киприана, а в 1383 г. отправлял его с поручениями в Царьград к патриарху Нилу, который, беседуя с Феодором, весьма полюбил его, посвятил в сан архимандрита и возвел монастырь его на степень патриаршей ставропигии. Наконец, в 1388 году, преп. Феодор снова путешествовал в Царьград с поручением великаго князя, который писал, что желает видеть его на святительской кафедре. Патриарх рукоположил Феодора в сан архиепископа в Ростов, где до того времени были епископы; но утомленный трудами, понесенными для всем Русской Церкви во время долгих и опасных путешествий, блаженный святитель недолго правил Ростовской церковью: 165 он преставился 28 ноября 1394 года. 166 Другой ученик, «спостник и собеседник великаго Сергия», 167 преп. Мефодий, проведший несколько лет под руководством великого наставника иноческой жизни, в 1361 году удалился, по благословению его, искать безмолвия. За р. Яхромою, в дубовом лесу, на месте окруженном болотами и лесами, он поставил себе келью и жил в совершенном уединении. Но вскоре подвижническая жизнь его сделалась известной и начала собирать к нему ревнителей пустынножительства. Преп. Сергий, посетив любимого ученика, дал ему совет построить обитель и храм на другом, более сухом и обширном месте, и благословил то самое, где ныне стоит обитель. 168 Преп. Мефодий сам трудился при построении храма во имя чудотворца Николая, пеш нося деревья через речку. 169 Обитель Мефодиева была и остается обителью трудолюбия; основатель ее был первым между братией по неутомимым подвигам труда, поста, молитв и нищелюбия. Иногда, как любитель безмолвия, он удалялся для молитвы за 2 версты от обители. Сюда же приходил к нему для духовной беседы богоносный Сергий. 170 Блаженный игумен Мефодий переселился в вечную жизнь 14 июня 1392 года. 171

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Статус церкви возрос после конфликта из-за великокняжеского стола братьев первого Нижегородско-Суздальского великого князя Константина Васильевича - Дмитрия и Бориса (в 1365 г.), когда в ходе мирных, а затем и военных действий, между ними было заключено соглашение: старший Дмитрий Константинович стал великим Нижегородско-Суздальским князем, а младший Борис получил от него в удел Городец. После того как 11 апреля 1368 г. весенняя молния зажгла «на Городци соборную церковь святаго Михаила», Борис на следующий год вновь восстановил ее - «постави церковь соборную во имя святаго Архангела Михаила». Сообщения важны не только как фиксация в Городце XIV в. Михайло-Архангельского собора, но и отражают особое к нему отношение удельного князя, высоко чтившего своих предков по линии рода Александра Невского. Во время очередного отъезда Бориса Константиновича в Орду летом 1386 г. Михайло Архангельский собор сгорел и был восстановлен уже после его смерти (1394 г.) новым владельцем Городца, Тверским великим князем Михаилом Александровичем уже каменным. Храм был освящен Тверским епископом Арсением 8 ноября 1399 г. В ходе нашествия на Русь полчищ Эдигея в 1408 г., выжегшего «Городец и волости многы поймаша и множество людии изгыбоша», жизнь в Городце замерла на века. Обгоревший, оставшийся без должного надзора каменный собор во имя Архангела Михаила был разобран местными жителями на кирпич. В 1618 г. вместо каменного величественного великокняжеского собора стоял «на пустом городище погост: на церковной земле храм дреревян во имя Архистратига Михаила да придел Рожества Ивана Предотечи». Церковь была клетской с прирубом придела, с небольшой трапезной, папертью и всходом-крыльцом на них простейшим, наиболее распространенным на рубеже XVI и XVII в.в. в Нижегородском Поволжье типом рубленого храма. В XVII в., оказавшись в глубоких тыловых районах Русского государства, на оживленной Волжской водно-транспортной магистрали, Городец стал быстро развиваться. Активно заселялась территория совсем недавно называвшегося «пустым» городища.

http://sobory.ru/article/?object=08985

Преподобный Феодор, в миру Иоанн, родной племянник Преподобного Сергия, в юности постриженный им, был одним из самых усердных и любимых его учеников. Удостоенный сана священства, он возымел желание основать свой общежительный монастырь и открыл свою мысль богомудрому дяде-наставнику. Преподобный Сергий благословил его на это дело и даже сам пришел осмотреть избранное им на высоком берегу Москвы-реки место для обители. Это было около 1370 года. Слава о святой жизни Феодора скоро собрала около него много братий. Великий князь избрал себе Феодора в духовники и посылал с поручениями по делам церковным к Вселенскому Патриарху; Митрополит Алексий относился к нему с отеческою любовью, и Киприан писал ему послания вместе с Преподобным Сергием. Высокое положение, в какое был поставлен Феодор, тревожило его святого дядю, который «болезновал о чести и славе его» и молился, «во еже совершити ему течение без преткновения». Великий отец иноков почитал обитель Симоновскую родственною о Христе своей Радонежской обители, и когда потребность и польза вызывали его в Москву, он приходил прямо в Симонов монастырь, где для него устроена была даже особая келья. Любитель смирения и труда, он и здесь вместе с братиею возделывал собственными руками землю для огородов, насаждал деревья, копал пруды и кладязи. И теперь еще видны здесь плоды его труженической жизни: недалеко от монастыря на ровном возвышенном песчаном месте находится обширный (в окружности до 150 сажен) и глубокий (на средине до 6 аршин) пруд, обнесенный валом и обсаженный березами. Общее предание Москвы уверяет, что этот пруд ископан руками первых святых подвижников на Симонове и что в сих трудах принимал живое участие Преподобный Сергий. Оттого и зовут этот пруд Сергиевым. И московские старожилы говорят, что многие страждущие, несмотря на время года, погружаясь в воду сего пруда с верою и молитвою об исцелении, получали просимое. С древних лет в день Преполовения Пятидесятницы сюда бывает крестный ход для освящения воды. Преподобный Феодор впоследствии был Архиепископом в Ростове, где, несмотря на кратковременное управление паствою, оставил по себе вековечный памятник основанием Богородице Рождественского женского монастыря. Он скончался 28 ноября 1394 года.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Преподобный Кирилл, игумен Белоезерский Преподобный Кирилл, игумен Белоезерский (в миру Косма) родился в Москве у благочестивых родителей. В юные годы он остался сиротой и жил у своего родственника, боярина Тимофея Васильевича Вельяминова, окольничего при дворе великого князя Димитрия Донского (1363-1389). Светская жизнь тяготила юношу. По просьбе преподобного Стефана Махрищского († 1406; память 14 июля) боярин отпустил Косму в Симонов монастырь, где он и принял постриг от святого Феодора († 1394, память 28 ноября) с именем Кирилл. Иноческие послушания преподобный Кирилл исполнял под руководством старца Михаила, впоследствии епископа Смоленского. Ночью старец читал Псалтирь, а преподобный Кирилл клал поклоны, но по первому удару колокола шел к утрени. Он просил у старца дозволения вкушать пищу через 2-3 дня, но опытный наставник не разрешил этого, а благословил есть каждый день с братией, только не до сытости. Послушание преподобный Кирилл нес в хлебопекарне: он носил воду, колол дрова, раздавал хлеб. Когда преподобный Сергий Радонежский приходил в Симоновскую обитель, то прежде прочих посещал и с любовью беседовал с преподобным Кириллом. Из хлебопекарни преподобного Кирилла перевели в поварню, и святой говорил себе, смотря на пылающий огонь: " Смотри, Кирилл, не попасть бы тебе в вечный огонь " . Девять лет трудился в поварне преподобный Кирилл и стяжал такое умиление, что не мог без слез вкушать хлеб, благодаря Господа. Избегая славы человеческой, преподобный временами стал юродствовать. В наказание за нарушение благочиния настоятель назначил ему в пищу на 40 дней хлеб и воду; преподобный Кирилл с радостью понес это наказание. Но как ни таил святой свою духовность, опытные старцы понимали его и против воли заставили принять сан иеромонаха. В свободное от служения время преподобный Кирилл ставил себя на чреду послушника и занимался тяжелыми работами. Когда святой Феодор был посвящен в архиепископа Ростовского, братия в 1390 году избрала преподобного Кирилла архимандритом обители.

http://patriarchia.ru/db/text/910770.htm...

Феодор муч. † около 250 г., 10 апр. Феодор Трихина V в., 20 апр. Феодор Сикеот † 613 г., 22 апр. Феодор Освящен. † 368 г., 16 мая. Феодор, кн. Муром., XIII в., 21 мая. Феодор Ярославич князь † 1233 г., 5 июня. Феодор, еп. Рост., † 1023 г., † 8 июня, 23 мая и 23 июня. Феодор, еп. Киринейск., † 310 года, 4 июля. Феодор Едесский IV в., 9 июля. Феодор варяг, м. † 983 г., 12 июля. Феодор, пр. Печер., † 1098 г., 11 авг. Феодор, кн. Остр., † 1435 г., 28 авг. Феодор, кн. Ярославский, 19 сент. Феодор боярин † 1244 г., 14 фев. 20 сентября. Феодор Печерский, 18 февраля и 28 августа. Феодор, пр. Рост., † 1409 г., 22 окт. Феодор муч. † 298 г. 7 ноября. Феодор Студит † 826 г., 11 нояб. Феодор Антиохийский, 23 ноября. Феодор, еп. Рост., † 1394 г., 28 нояб. Феодор начертан. † 833 г., 27 дек. Феодосий, Углицк. архиеп., † 1696 г., 5 февр. и 9 сентября. Феодосий Великий † 529 г., 11 янв. Феодосий Тотем. † 1568 г., 28 янв. Феодосий пр. † 1362 г., 17 февр. Феодосий, игум. Печер., † 1074 года, мая. Феодосий пр. XIV в., 5 июля. Феодосий Глушицкий XV в., 12 окт. Феодосия муч. † 311 г., 31 янв. Феодосия, мать Ал. Невск., † 1244 г., 5 мая. Феодосия муч. † 308 г., 29 мая. Феодосия Цареградская, 29 мая. Феодота, мать Косьмы и Дамиана, 2 января, 1 ноября и в сырную седмицу. Феодотия муч. II в., 4 июля. Феодотия муч. † 304 г., 29 июля. Феодотия (с Анастасией) 22 дек. Феодот, еписк. Киринейск., † около 325 г., 2 марта. Феодот (из Кизич. муч.), 29 апр. Феодот Анкирский † 303 г., 18 мая, 7 июня и 6 ноября. Феодот (из Мелит. муч.), 25 июля. Феодот муч. † IV в., 15 сентября. Феодот муч. † 298 г., 7 ноября. Феодула Тверская † 410 г., 25 июля. Феодула Тавен. † 410 г„ 25 июля. Феодулия муч. IV в., 5 февраля. Феодул, пр. Синайский, 14 января Феодул муч. † около 309 г., 16 февр. Феодул чтец муч. † 303 г., 5 апр. Феодул (с Еспером) II в., 2 мая. Феодул муч. 1 в., 18 июня. Феодул м. (и Иерон и др.), 7 ноябр. Феодул (из Крит. муч.), 23 дек. Феозва диаконисса † 375 г., 10 янв., 8 мая. Феоклета Азийская † 840 г., 21 авг.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

144 Pertz 5, 870. О пожаре 1017 г. говорит и Нестор: «Ярослав иде в Киев и погореша церкви». Собр. л. 1, 62. В святцах Синод. Апостола 1307 г. под 11 мая: «священие святые Софыя в Кыеве в л. 6460 (952)». Без сомнения, здесь разумеется освящение Софийского храма 957 г. Освящение Ярославова Софийского храма доставлено здесь под 4 ноября. 145 В Сербском прологе XIN в.: «в тыжде день светою мученику, Рушкою царю, Борыса и Хлеба» (Экзар. 91, прим. 10). Племянник в. кн. Ольги, по словам имп. Константина, был с ней в Константинополе. Стриттера Изв. Визант. III, 53. 146 Иаков мних в похвале св. Владимиру пишет: «взыска спасение и прия от бабы своей Олзе, како прияла св. крещение... То все слышав от бабе своей Олзе... тоя и житие подража... то слышав и разгшется Св. Духом сердце его, хотя св. крещения». Степ. кн. 1, 87. Владимир скончался в глубокой старости (decrepitæ statis. Димаратр VII, 52); а от смерти Ольги (969 г.) до кончины Владимира (1015 г.) прошло только 46 лет. Четь-минея июл. 11. И Нестор пишет, что в 968 г. во время приступа Печенегов к Киеву «затворися Валга в граде со унуки своими, Ярополком и Ольгом и Владимиром, в граде Киеве». Собр. л. 1, 27. 148 Надпись нынешнего креста и часовня древнего места креста – у гр. Толстого: святыни и древности Пскова, стр. 29. 30. 73. 74. О кресте Ольги говорит и Василий. Степ. кн. 1, 30. 149 Дер. Ольги городок и Житник – у устья р. Великой. Другие памятники пребывания Ольги в Псковской стороне: Ольгины ворота, Ольгины слуды (подводные каменные плиты в одном из рукавов р. Великой), несколько ниже с. Выбутина или погоста Лыбуты; ниже Ольгиных ворот место Буденик – древнее с. Будятино. В летописи (собр. л.4:194) под 1394 г. Ольгина гора. Толстого древн. Пскова, стр. 76. 78. 151 О крестах Василий в ркп. кратком житии Ольги: «нача требища и кумиры сокрушати по многим местам и в местах нача кресты Христовы поставляти; кресты же те Христовы знамения и чудеса творят и до сего дне, иде же святая поставила». То же говорит он в пространном житии, степ. кп. 1, 30.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

1382 Лавсаик. С. 117. 1383 См.: Иосиф Флавий. Иудейские древности. 7, 4, 2. Т. 1. С. 337. 1384 Там же. 1385 Василий Великий, преподобный. Беседа 1. О посте. С. 7. 1386 Никита Стифат. Вторая сотница, 94/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 432 (разрядка наша. – иг. Ф.) 1387 См.: 1Кор.13:1—13. 1388 «Человеческое призвание в основе своей заключается в том, чтобы все сотворенное Богом освятить, приобщить к Божественной жизни, превратить в святыню. Каждый из нас это может сделать над самим собой, но только совместным трудом мы можем это произвести со всем миром. Церковь — это удел Божий, это союз людей, которые услышали, что они призваны воссоздать мир таким, чтобы в нем был простор и для человека, выросшего в полную меру своего достоинства, и для Самого Бога, соединившегося с людьми. Мы все, и верующие, и неверующие, вместе должны строить град человеческий, земной град, это град, который человеческими силами можно построить только как город, в котором всем выносимо жить... — и этот град слишком мал для всего роста человеческого. Человек должен строить град, который его превышает. Град человеческий должен стать градом Божиим, то есть таким градом, первым гражданином которого мог бы быть Господь наш Иисус Христос» (Антоний, митрополит Сурожский. Труды. С. 183—184; ср.: С. 408). 1389 Каллист Катафигиот, 75/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 541. 1390 2Цар.16:20—21. 1391 Иосиф Флавий. Иудейские древности. 7, 9, 8. Т. 1. С. 361. 1392 Так характеризует Иуду Искариота богослужебная литература Церкви; см., например: на утрени Великого пятка антифон 3, глас 2. 1393 См. в Великий четверток и в Великий пяток на утренях в тропаре «Егда славнии ученицы» , глас 8. 1394 См. прим. 15 к песни 6. 1395 См.: 3Цар.3:13—14; Иосиф Флавий. Иудейские древности. 8, 2, 1. Т. 1. С. 393. 1396 Иосиф Флавий. Иудейские древности. 8, 7, 5. Т. 1. С. 422. 1397 «И сказал Господь [Моисею]: прощаю по слову твоему; но жив Я, и славы Господней полна вся земля: все, которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, и искушали Меня уже десять раз, и не слушали гласа Моего, не увидят земли, которую Я с клятвою обещал отцам их; все, раздражавшие Меня, не увидят ее; но раба Моего, Халева, за то, что в нем был иной дух, и он совершенно повиновался Мне, введу в землю, в которую он ходил, и семя его наследует ее; Амаликитяне и Хананеи живут в долине; завтра обратитесь и идите в пустыню к Чермному морю.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

1391. Быт. 1. 24. 1392. Мысли сей статьи заимствованы из Записок на Книгу Бытия преосвященного митрополита Московского Филарета. 1393. 2 Пет. 1. 13; 2 Кор. 5. 1–4. 1394. Слово 5, глава 6. 1395. Точное изложение Православной веры, книга 2, глава 12, о человеке. 1396. Быт. 1. 27, Мф. 19. 4. 1397.  Руки Твои сотворили меня и устроили меня (Пс. 118. 73). 1398. Я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою (2 Кор. 11. 2). 1399. Евр. 3. 6. 1400.  …чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий (Иак. 1. 18). 1401. Беседа 49, глава 4. 1402. Книга 2, глава 12, о человеке. 1403. По объяснению блаженного Феофилакта Болгарского. 1404.  Примите Духа Святого (Ин. 20. 22). 1405. Деян. 2. 2. 1406. Так именуется первый человек. Впрочем, на еврейском языке, которому принадлежит это слово, оно — нарицательное имя, и «Адам» значит «Человек» вообще. 1407. Беседа 12, гл. 8. 1408. Быт. 2. 21–22. 1409.  И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть (Быт. 2. 21–24). 1410.  …я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя (Пс. 50. 7). 1411. Быт. 2. 19. 1412. Беседа 12, гл. 6 и 8. 1413. Святой Исаак Сирский и другие святые Отцы называют состояние человека по падении чрезъестественным. Это слово с точностию выражает сущность дела. Слово 4. По переводу Паисия Нямецкого. 1414.  …к Богу живому (Пс. 83. 3). 1415.  И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились (Быт 2. 25). 1416. Слово 4, глава 3. 1417.  …одежды кожаные (Быт. 3. 21). 1418. Точное изложение Православной веры. Кн. 3, гл. 1. 1419. Там же. Кн. 2, гл. 12. 1420. «Душа наша проста некако сущи и блага, тако от благого Владыки своего создавшись и проч. Преподобного Исихия Слово, глава 43. Добротолюбие. Ч. 2. 1421–1422. Точное изложение Православной веры преподобного Иоанна Дамаскина. 1423. Слово 5, гл. 6. 1424. Беседа 7, гл. 7. 1425.  Есть тела небесные и тела земные (1 Кор. 15. 40).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

1391. Быт. 1. 24. 1392. Мысли сей статьи заимствованы из Записок на Книгу Бытия преосвященного митрополита Московского Филарета. 1393. 2 Пет. 1. 13; 2 Кор. 5. 1–4. 1394. Слово 5, глава 6. 1395. Точное изложение Православной веры, книга 2, глава 12, о человеке. 1396. Быт. 1. 27, Мф. 19. 4. 1397. Руки Твои сотворили меня и устроили меня (Пс. 118. 73). 1398. Я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою (2 Кор. 11. 2). 1399. Евр. 3. 6. 1400. …чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий (Иак. 1. 18). 1401. Беседа 49, глава 4. 1402. Книга 2, глава 12, о человеке. 1403. По объяснению блаженного Феофилакта Болгарского. 1404. Примите Духа Святого (Ин. 20. 22). 1405. Деян. 2. 2. 1406. Так именуется первый человек. Впрочем, на еврейском языке, которому принадлежит это слово, оно — нарицательное имя, и «Адам» значит «Человек» вообще. 1407. Беседа 12, гл. 8. 1408. Быт. 2. 21–22. 1409. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть (Быт. 2. 21–24). 1410. …я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя (Пс. 50. 7). 1411. Быт. 2. 19. 1412. Беседа 12, гл. 6 и 8. 1413. Святой Исаак Сирский и другие святые Отцы называют состояние человека по падении чрезъестественным. Это слово с точностию выражает сущность дела. Слово 4. По переводу Паисия Нямецкого. 1414. …к Богу живому (Пс. 83. 3). 1415. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились (Быт 2. 25). 1416. Слово 4, глава 3. 1417. …одежды кожаные (Быт. 3. 21). 1418. Точное изложение Православной веры. Кн. 3, гл. 1. 1419. Там же. Кн. 2, гл. 12. 1420. «Душа наша проста некако сущи и блага, тако от благого Владыки своего создавшись и проч. Преподобного Исихия Слово, глава 43. Добротолюбие. Ч. 2. 1421–1422. Точное изложение Православной веры преподобного Иоанна Дамаскина. 1423. Слово 5, гл. 6. 1424. Беседа 7, гл. 7. 1425. Есть тела небесные и тела земные (1 Кор. 15. 40).

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010