После сугубой ектении митрополит Амвросий вознес молитву о завершении строительства Спасо-Преображенского кафедрального собора г. Твери. По заамвонной молитве перед старинной вышитой пеленой с изображением святителя Арсения Тверского, ковчегом с частицей его святых мощей и мощей Тверских святых митрополит Амвросий прочитал молитву святым, затем духовенство и хор пропели величание. Глава митрополии поблагодарил всех, кто посетил в этот день восстанавливающийся монастырь, основанный святым Тверским епископом Арсением. По окончании богослужения архипастырь благословил всем молящимся трапезу на территории обители в шатре. Для паломников и гостей был организован концерт, для детей — катание на лошадях. Особо чтимыми святыми Тверской епархии являются показавший пример служения родной земле и мученического подвига святой благоверный князь Тверской Михаил Ярославич и его супруга святая благоверная княгиня Анна Кашинская, а также святитель Арсений, епископ Тверской, молитвами и трудами которого в 1394 году был основан Жёлтиков монастырь и построена деревянная церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских. Святитель Арсений был погребен в Жёлтиковом монастыре в притворе правого придела во имя образа Нерукотворного Спаса Успенской церкви, в той самой гробнице, которую изготовил своими руками. По свидетельству летописи, у гроба его совершалось много исцелений с верою приходящих. Жёлтиков монастырь был основан в 1394 году святителем Арсением, епископом Тверским, по подобию Киево-Печерского монастыря. Он находился в нескольких километрах к западу от Твери в излучине реки Тьмы, был обнесен каменной оградой длиной около 400 метров и окружен сосновым бором. Место это считалось одним из красивейших в окрестностях Твери. В начале ХХ века обитель постигла судьба многих храмов и монастырей. Монастырь был практически весь разрушен, не осталось ни одного храма. 11 ноября 2020 года на территории Жëлтикова монастыря митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил чин закладки храма в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. В основание храма была положена частица мощей преподобного Агапита Печерского, врача безмездного. За 333 дня храм был возведен, наполнен необходимой церковной утварью, на колокольню были подняты колокола.

http://patriarchia.ru/db/text/5944947.ht...

6 ноября 1390 года архиепископ Феодор торжественно въезжает в Москву в составе свиты митрополита Киприана. В течение непродолжительного управления Ростовской епархией святитель Феодор основал в Ростове женский монастырь в честь Рождества Богородицы и не прекращал управления им до блаженной кончины. Святитель Феодор был хорошим иконописцем и для монастыря написал, согласно бывшему ему видению, икону Божией Матери. Икона эта прославилась многими чудесами и до последнего времени хранилась в Рождественском монастыре. Кроме этой иконы святитель написал и ещё ряд других икон, в том числе образ своего дяди – преподобного Сергия Радонежского и «Деисус на Болвановке у Николы святого». Тексты оригинальных произведений святителя Феодора не выявлены. В посланиях митрополита Киприана сохранились лишь косвенные свидетельства о том, что игумен Феодор совместно с игуменом Сергием Радонежским написал два послания митрополиту: в июне – начале октября 1378 года и в конце 1384 – начале 1385 года. Кроме того, в 1386 году он, безусловно, принимал участие в составлении обвинительных грамот против митрополита Пимена. Святитель Феодор занимался переводами с греческого молитв патриарха Филофея Коккина и литургических произведений. 28 ноября 1394 года архипастырь Ростова скончался. Архиепископ Феодор был причислен к лику святых ещё в XV веке, и память его как святителя отмечалась в день его смерти (тропарь и кондак святителю Феодору помещён в сборнике ГПБ, Кирилло-Белозерского собрания, 1083, 1476–1483). В Подлиннике иконописном (под 30 ноября) даётся такой иконописный портрет святителя Феодора: «...подобием брада поменьше Власиевой; в белом клобуке, ризы святительския, омофор и Евангелие. Неци пишут рус, аки Златоуст». Литература: Толстой М.В. Рассказы из Истории Русской Церкви, М. 1901, стр. 164. Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых/Сост. Д.А. Эристов, М.Л. Яковлев. СПб., 1862, стр. 247–248. Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. М. 1908, стр. 399.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

7 ноября после приобщения Святых Таин он попросил усадить себя в кресло и весь день пробыл бодрствующим. На следующий день, когда ударили ко всенощной в честь праздника Архистратига Михаила, он взял в руки горящую свечу и стал вслух молиться. Во время этой молитвы лицо епископа Александра светилось необычайной радостью и оживлением, глаза сияли, на бледных щеках появился румянец. После молитвы он заснул глубоким, спокойным сном, так что окружающие думали, что он скончался. Но в девять часов вечера он проснулся и сказал сыновьям своим: «Думал я умереть во вторник, а умираю в пятницу». Затем он стал тяжело дышать и в три часа ночи 8 ноября скончался. Тело его было погребено 10 ноября в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры. Литература: Флоринский Н. И., протоиерей. Жизнеописание преосвященного епископа Александра (Павловича). – М., 1885. Богословский вестник. – 1904, т. 6. – С. 301. Схимонах Иннокентий//Русский инок. – 1911, декабрь. – С. 42. Душеполезное чтение. – 1885, ч. 2. – С. 154–178; 258–295. Христианское чтение. – СПб., 1874, август. – С. 888. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 349. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1394, 1410. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 349. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г.. т. 1. – С. 239; т. 2. – С. 1839. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т./Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского . – СПб., 1900–1911, т. 1. – С. 1091. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913, т. 1. – С. 136. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 29, 60. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том./Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

40 . Митрополит Иона, скончавшийся 31-го марта 1461-го года. По случаю перестройки Московского Успенского собора, 29-го мая 1472-го года были обретены его мощи, от которых при сем случае совершилось несколько чудес. По этому поводу и было установлено ему местное празднование 1307 . —91— 41 . Исаия, епископ Ростовский, преемник св. Леонтия, скончавшийся около 1090-го года, мощи которого были обретены одновременно с мощами Леонтия в 1164-м году. Местное празднование его памяти установил в 1474-м году Ростовский архиепископ Вассиан Рыло. В позднейших списках Несторова жития Феодосия Печерского к словам жития об Исаии, что «добрых ради прав его (он) поставлен бысть епискупъмь Ростову городу» читается приписка: «и тамо со святыми чтут его, прият бо от Бога чудотворения дар» 1308 . В приписке этой, сделанной после установления празднования Исаии, должно видеть объяснение причины, почему установлено празднование. 42 . Арсений, епископ Тверской, скончавшийся 2-го марта 1409-года. Местное празднование ему установил в 1483-м году Тверской епископ Вассиан (из князей Стригиных-Оболенских) 1309 . 43 . Феодор, архиепископ Ростовский, скончавшийся 28-го ноября 1394-го года, 44 . Стефан, епископ Пермский, скончавшийся 26-го апреля 1396-го года, и 45 . Евфимий, архиепископ Новгородский, скончавшийся 11-го марта 1458-го года, являются в богослужебных книгах как святые и называются святыми в других памятниках после 1475-го года или в последней четверти XV века 1310 . Феодор погребен в Ростовском кафедральном соборе; Стефан погребен в Москве, в бывшем придворном Спасском монастыре, теперешнем придворном Спасском соборе; Евфимий погребен в составляющем его ктиторию Вяжицком монастыре: вероятно, что местное празднование каждому из троих и началось совершаться в сейчас указанных местах их погребения. 46 . Аврамий Ростовский, живший неизвестно когда, по всей вероятности – в XIV веке 1311 , т. е. бывший современником преп. Сергия Радонежского, и —92— 47 . Никон Радонежский, скончавшийся 17 ноября 1427-го или 1428-го года, причислены к лику святых в конце XV – начале XVI века 1312 , причем память Аврамия, благодаря, как вероятно думать, обилию в его житии чудесного, по характеру своему – весьма необыкновенного, из местной скоро стала общецерковною, а празднование Никону ограничивалось до митр. Макария стенами Троицкого монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

† после 1389 г., 17 июня Прпп. два брата Алфановы, ихже имена Бог весть. Новгородские (4 мая). † 1390, 3 февраля Свт. Алексий, архиеп. Новгородский (14 июля). † ок. 1390 г., 27 октября Св. блгв. кн. смоленский Андрей. † 1391, 8 марта Прп. Лазарь Мурманский, Олонецкий. † после 1391 г. Прп. Феодосии Мурманский, Олонецкий (8 марта). † до 1392 г. Прп. Митрофан игумен-старец. Радонежский (4 июня; 6 июля – Собор Радонежских святых). † до 1392 г. Прп. Василий Сухой, Радонежский (1 января; 6 июля – Собор Радонежских святых). † 1392, 19 января Св. блж. Феодор, Христа ради юродивый. Новгородский. † 1392, 11 февраля Прп. Димитрий Прилуцкий. † 1392, 4 июня Прп. Мефодий Пешношский (14 июня). † 1392, 15 июня Св. прмч. Григорий Авнежский. † 1392, 15 июня Св. прмч. Кассиан Авнежский. † 1392, 20 июля Прп. Савва Одноокий, Стромынский (6 июля – Собор Радонежских святых). † 1392, 27 июля Св. блж. Николай, Христа ради юродивый. Кочанов, Новгородский. † 1392, 29 июля Прп. Роман Киржачский (6 июля – Собор Радонежских святых). † 1392, 25 сентября Прп. Сергий игумен. Радонежский и всея России чудотворец (5 июля). † 1392, 27 ноября Свт. Иаков, еп. Ростовский. † после 1392 г. Прп. Макарий Радонежский (19 января; 6 июля – Собор Радонежских святых). † после 1392 г. Прп. Макарий Радонежский (19 января; 6 июля – Собор Радонежских святых). † после 1392 г. Прп. Симон екклесиарх, Радонежский (10 мая; 6 июля – Собор Радонежских святых). † после 1392 г. Прп. Игнатий Радонежский (20 декабря; 6 июля – Собор Радонежских святых). † 1394, 28 ноября Свт. Феодор, архиеп. Ростовский. † ок. 1395 г.,13 июня Прп. Андроник, игумен спасский. Московский. † 1395, 12 сентября Прп. Афанасий Высоцкий, Серпуховской, младший (6 июля – Собор Радонежских святых). † после 1395 г. (?) Св. блгв. кн. Глеб Смоленский (7 июля; в неделю пред 28 июля – Собор Смоленских святых). † 1396, 26 апреля Свт. Стефан, еп. Великопермский. † 1399, 26 августа Св. блгв. кн. тверской и микулинский Михаил (в иночестве Матфей) (1-я неделя после 29 июня – Собор Тверских святых).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Когда, наконец, гроб был внесен в собор и поставлен на приготовленное место, то святителю, по обычаю, хотели вложить в руку свиток с именами тех священнослужителей, которые при жизни усопшего были им посвящены, но он, как бы живой, сам протянул руку и принял свитки... Эти три чуда вычеканены на стенах серебряной раки, в которой почивают мощи св. Игнатия, а в ногах раки стихи, прославляющие нетленности мощей святителя. На кафедру епископа ростовского св. Игнатий поставлен был в 1262 г. и управлял епархией 26 лет. Князья русские весьма любили святителя, и он участвовал во всех их семейных делах. Кончина св. Игнатия последовала в 1288 г. 28 мая; в этот день и празднуется память святителю. Св. Феодор Св. Феодор, первый архиепископ ростовский, родной племянник великого угодника земли русской – преподобного Сергия радонежского чудотворца. В мире Иоанн, он у дяди принял пострижение с наречением именем Феодора и вскоре пожелал уединиться и основать особую общежительную обитель. Получив благословение преподобного Сергия, Федор ушел к Москве и там, вблизи города, основал нынешний Симоновский монастырь с храмом во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Сделавшись известным великому князю Дмитрию Донскому, Федор, по ходатайству князя, был поставлен игуменом новой обители, а в 1383 г., во время путешествия в Царьград к патриарху Нилу, посвящен последним в сан архимандрита. Вскоре после этого Феодора назначили ростовским епископом; в 1389 г. он снова ездил в Константинополь и патриархом Антонием возведен в степень архиепископа. В Ростове святитель Федор основал Рождественский женский монастырь и после кратковременного управления епархией скончался 28 ноября 1394 года. Мощи святителя почивают под спудом в юго-западном углу Успенского собора. Народ глубоко чтит память св. Феодора и во множестве стекается в собор за богослужение 28 ноября. Достопримечательности собора Кроме святителей Леонтия, Исаии, Игнатия и Феодора, в стенах собора покоятся останки многих других ростовских владык; гробницы их расположены вдоль северной и южной стен собора. Вдоль южной стены, рядом с гробницею св. Феодора, почивают следующие иерархи: Варлаам 1-й Рогов, Иона 2 -й Прозорливый, митрополит Кирилл IV Завидов, митрополит Варлаам II и митрополит Иона Ш Сысоевич. У северной стены погребены: епископ Кирилл II, митрополит Иоасаф Лазаревич и архиепископ Иоаким, а между столбами покоится епископ Афанасий Вальховский. Кроме того, под собором погребены, но только неизвестно на каких местах: епископ Пахомий, епископ Матвей, архиепископ Вассиан I, архиепископ Вассиан II Санин и архиепископ Досиофей I; вне собора, против раки св. Леонтия, погребен ростовский архиепископ Uoha I . Под сводами алтаря находится семейная усыпальница ростовских князей, между которыми, как уже сказано выше, покоится и св. князь Василий (Василько), убитый татарами в 1238 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/r...

Парфений, епископ Архангельский и Холмогорский (Петров Пахомий) Родился в 1748 году в Нижнем Новгороде в семье священника. Образование получил в Новгородской духовной семинарии. В 1770 году определен в ней учителем. 26 ноября 1776 года пострижен в монашество. В 1777 году рукоположен во иеродиакона, а в 1778 году – во иеромонаха. 22 апреля 1778 года назначен ректором Архангельской духовной семинарии. 30 мая 1779 года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Антониево-Сийского монастыря Архангельской епархии. 26 мая 1790 года переведен в Александро-Свирский монастырь Олонецкой епархии. С 6 февраля 1800 года – настоятель Вяжищского Николаевского монастыря Новгородской епархии. С 14 июня 1802 года – настоятель Иверского Богородицкого монастыря Новгородской епархии. С 12 января 1804 года – настоятель Новгородского Юрьева монастыря. 6 июня 1809 года хиротонисан во епископа Архангельского и Холмогорского. Скончался скоропостижно 22 июля 1819 года. По случаю приезда в Архангельск императора Александра I отпевание покойного владыки было отложено на все время пребывания императора. Погребен епископ Парфений в Холмогорском Преображенском соборе. Труды: Симфония на Пятокнижие Моисея. – М., 1823. Литература: Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 202. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1394. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 202. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 571. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 48, 54, 67, 815, 821, 993. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 60.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Святитель Феодор, архиепископ Ростовский Святитель Феодор, архиепископ Ростовский, в миру Иоанн, был сыном Стефана (родного брата Преподобного Сергия Радонежского ), занимавшего важный пост при радонежском князе Андрее Иоанновиче. Овдовев, Стефан принял монашество и вместе с 12-летним сыном пришел в монастырь к Преподобному Сергию, который, провидя подвижническую жизнь отрока Иоанна, постриг его с именем Феодор (20 апреля, в день памяти преподобного Феодора Трихины ), а по достижении им надлежащего возраста благословил на пресвитерский сан. По благословению Преподобного Сергий, на берегу реки Москвы, на месте, называемом Симоново, святой Феодор построил церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы и основал обитель. Вскоре монастырь стал привлекать множество народа, и святой Феодор, построив келлию в пяти верстах от Московского Кремля, стал подвизаться в новых трудах. Сюда собрались к нему ученики. Преподобный Сергий, посетив это место, благословил основание монастыря, а митрополит Алексий благословил выстроить церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы в Новом Симонове, которая и была заложена в 1379 году. Старый Симонов монастырь остался усыпальницей иноков. Своей добродетельной жизнью и строгим подвижничеством святой Феодор приобрел известность в Москве. Святой митрополит Алексий возвел его в сан игумена, а великий князь Димитрий Донской избрал его своим духовником. По делам русской митрополии святой Феодор несколько раз ездил к Патриарху Констанинопольскому. В первую свою поездку в 1384 году, он получил от Патриарха Нила сан архимандрита, а Симонов монастырь был сделан патриаршим, ставропигиальным; в 1387 году он был рукоположен во архиепископа и занял Ростовскую кафедру. Будучи игуменом и архимандритом Симонова монастыря и несмотря на занятость общецерковными делами, святитель Феодор неослабно руководил монастырской жизнью и среди учеников своих воспитал многих великих и славных подвижников. В Симоновом монастыре приняли постриг иноки Кирилл и Ферапонт - будущие основатели двух известных Белозерских монастырей Кириллова и Ферапонтова. Известно также, что святитель Феодор занимался иконописью и украсил иконами своего письма Симоновскую обитель и многие московские церкви. В Ростове архиепископ Феодор основал Рождественский девичий монастырь. Блаженная кончина святителя наступила 28 ноября 1394 года. Мощи его находятся в ростовском Успенском соборе.

http://patriarchia.ru/db/text/912826.htm...

Нашедши одно место близ реки Москвы, Симоново, Феодор помыслил основать здесь обитель. Когда преподобный услышал о том, то пришел, благословил Феодора и похвалил его намерение. Феодор построил церковь во имя Пречистой Владычицы нашей Богородицы, в честь Ее славного Рождества; устроив здесь монастырь, Феодор и в нем ввел общежитие. Слава о добродетельной жизни Феодора стала широко распространяться, число иноков его обители всё возрастало. Сам преподобный Сергий неоднократно посещал сию обитель и принимал, по преданию, участие в трудах братии. Спустя некоторое время преподобный Феодор был возведен в сан архиепископа Ростовского и своими добродетелями светло сиял там подобно яркому светильнику до самой своей кончины, бывшей 28 ноября 1394 года. Не только в Москве, но и во многих других местах возникали обители, сии светочи истинной веры, основанные учениками преподобного Сергия или же устроенные самим великим подвижником. Так великий князь Димитрий Иоаннович, желая воздвигнуть монастырь в Коломне на месте, называемом Голутвино, усердно просил святого Сергия благословить то место и воздвигнуть церковь . Тронутый такою верою великого князя и движимый любовью к нему, преподобный отправился в Коломну пешим – он всегда имел такой обычай – благословил то место и воздвиг там церковь во имя святого Богоявления. По просьбе великого князя он дал для новой обители одного из своих учеников священноинока Григория, мужа благоговейного и благочестивого; вскоре и сия обитель, где также было установлено общежитие, Божией благодатью, процвела во славу Единого, в Троице славимого Бога 6026 . По просьбе другого князя, Владимира Андреевича, преподобный благословил место в Серпухове для монастыря в честь Зачатия Пресвятой Богородицы. В сей монастырь, называемый Высоцким, святой послал строителем одного из своих самых любимых учеников Афанасия, сильного в Божественном Писании, отличавшегося необыкновенным послушанием и другими добродетелями и много трудившегося над переписыванием книг 6027 . Так преподобный Сергий, благословляя многие обители и посылая туда своих учеников, трудился на пользу церкви и во славу святого и великого имени Господа нашего Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В 1996 году Минобороны России в нарушение Указа Президента Российской Федерации от 26 ноября 1994 г. 1221 о запрещении приватизировать культовые здания, строения с прилегающими к ним территориями, приватизировало и продало с аукциона здание бывшего Комиссаровского училища, включая 100 % площади церкви св. блгв. кн. Александра Невского, составляющей 336,5 кв. м., и являющейся неотъемлемой частью данного здания. В 2002 году  здание бывшего  Комиссаровского училища вместе с церковью было перепродано ООО «Топ Лэвел». Распоряжением Правительства Москвы от 28 июля 2005 г. 1394-РП ООО «Топ Лэвел» получило разрешение на реконструкцию здания с надстройкой и двухуровневой подземной стоянкой, что увеличивало его площадь с существующих 4345,4 кв. м. до 13769 кв. м. Этим же распоряжением (пункты 4.1.1, 5.1, 5.2, 6 и 7) была подтверждена обязанность владельца восстановить в историко-художественном облике домовый храм св. Александра Невского и передать его в собственность г. Москвы с дальнейшей передачей его Департаментом имущества г. Москвы в безвозмездное пользование Московской патриархии для размещения Патриаршего подворья. Еще в 2002 году, когда решался вопрос о выборе инвестора-застройщика, ООО «Топ Лэвел» официально обратилось в Московскую патриархию с намерением передать Церкви отреставрированный храм, в случае получения инвестиционного контракта. Патриархия, разумеется, ответила согласием, в том же 2002 г. храм получил статус Патриаршего подворья. В 2005 году  Указом Патриарха Московского и всея Руси от 28 апреля 2005 г. 2558 священник Владимир Антонов был назначен настоятелем храма св. блгв. кн. Александра Невского, зарегистрированного как Патриаршее подворье. Была создана община храма, начали проводиться богослужения. В дальнейшем бывшее здание Комиссаровского училища с домовой церковью св. Александра Невского было признано вновь выявленным объектом культурного наследия и Распоряжением Правительства Москвы от 15 июля 2009 г. 1556-РП принято на государственную охрану в качестве объекта культурного наследия регионального значения.

http://pravmir.ru/xram-na-prodazhu-1/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010