Спасо-Преображенский Белёвский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Спасо-Преображенский мужской монастырь — единственный в Тульском крае полностью сохранившийся архитектурный ансамбль, датирующийся концом XVII–XIX столетий. Монастырь является памятником архитектуры федерального значения. Рядом с монастырем находится Крестовоздвиженский Белёвский женский монастырь . Содержание История [ править править код ] Спасо-Преображенский монастырь был образован в XV веке. Окончание строительных работ относится к 1525 году. Предание гласит, что довольно продолжительное время супруги Михаил и Мария Белёвские (удельные князья и потомки князя Михаила Черниговского) не могли завести детей. Но супруги усердно молились, и у них появилось трое детей, которые, повзрослев, и заложили обитель, ставшей родовой усыпальницей. В XVI и начале XVII века монастырь страдает от набегов крымских татар, а в 1611 — 1620 годах от литовцев, поляков и украинцев. Неоднократно монастырь посещал царь Иоанн Грозный внося пожертвования для благоукрашения обители. В 1614 году монастырь имеет согласно описи 6 храмов: Преображенский собор, теплая церковь святого Иоанна Предтечи, холодна церковь святого Московского Петра, великомученика Димитрия Солунского (в документах числится как сгоревшая) и надвратная Никольская церковь. В этом же году Никольскую церковь закрывают. С 1611 по 1614 годы в монастырской слободе возводится Алексиевская церковь. В 1615 году при набеге гетмана Лисовского на Белев монастырь сожжён, потом восстановлен. В 1618 году обитель сильно пострадала от нападения польского воеводы Чаплинского. К середине XVII века в монастыре остается только 3 храма: Преображенский собор, Предтеченский храм и храм Алексия Московского . С 1643 года ведутся работы по перестройки монастыря, Предтеченский храм перестраивается, а храмы святого Московского Петра, великомученика Димитрия Солунского восстанавливаются. После пожара 1681 года на собранные пожертвования строится каменный Преображенский собор (1686), надворная церковь святого Алексия Московского (1693—1697), Введенская церковь (1698—1700), храм Дмитрия Сулинского переносится за ограду монастыря (храм сгорел в 1719 году), а на его месте возводится церковь во имя святого Иоанна Предтечи (1706—1712).

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

Статьи Пустующий шесть веков монастырь в горах Армении вновь стал действующим 26.07.2019 13:56 На юго-западе Армении, в 7 км от горняцкого города Капан, в горах, среди густого леса затерялся монастырь Ваанаванк, построенный в X веке. На территории монастыря находится усыпальница правителей средневекового армянского государства - Сюникского царства. К сожалению, в 1407 году в этих местах произошло сильное землетрясение, в результате которого монастырские сооружения были разрушены, а монастырская братия ушла. С тех пор в осиротевшем Ваанаванке не проводилось служб, и только с 1 апреля 2017 года Сюникская епархия Армянской Апостольской Церкви назначила сюда духовного настоятеля, армянина из Ирака иерея Аветика Мартиросяна. Нашим проводником к монастырю стал сотрудник Капанского краеведческого музея экскурсовод Давид Акопян. Пока мы ехали, он рассказал историю основания обители.  Ваанаванк (дословно монастырь Ваана) начал строить в 911 году первый настоятель новой братии Ваан – сын князя Дзагика. Монастырь начал строиться через пять лет после освящения Татевского монастыря, на церемонии которого присутствовали князья Сюникского царства, и сам правитель региона – армянский царь Смбат Первый Багратуни, который и решил строить возле города Капан духовный центр. Первой постройкой стала кафедральная церковь монастыря Св. Григория Просветителя с тремя несущими арками, притвором и оригинальными орнаментами на карнизах. Однако легенда гласит, что Ваан заболел «беснованием». Он ушел на несколько лет лечиться в пустынь Аристакеса, в монастырь Тандзапараха, что недалеко от монастыря Татева. Вернувшись после лечения Ваан продолжил и завершил строительство монастыря, пригласил к себе более ста монахов, основал монастырскую братию и примонастырскую школу. Здесь фактически образовался маленький городок. В общем же плане строительство монастыря длилось с 911 по 1045 год. В этот период были построены четыре храма; помимо церкви Св. Григория Просветителя это были храмы св. Сиона, св. Первомученика, св. Воскресенья, а немного позже в 1086 году сюникской царицей Софией и ее сестрой Катой была построена двухэтажная церковь Пресвятой Богородицы с притвором. Соавторы постройки этого храма не имели наследников. Они строили церковь с мольбой к Господу о детях. С тех пор в народе укоренилась традиция приходить в церковь Св. Богородицы с молитвой о зачатии.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Храм великомученицы Ирины в Покровском (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Великомученицы Ирины (Троицы Живоначальной) в Покровском — православный храм в Москве. Входит в состав Богоявленского благочиния Московской городской епархии Русской Православной Церкви. Имеет статус Патриаршего подворья с Представительством Белорусского Экзархата в России. Содержание История [ править править код ] История храма начинается с 1635 года, когда к храму святителя Николая чудотворца была пристроена придельная церковь. Название церкви дано в честь св. великомученицы Ирины, покровительницы дочери царя Михаила Федоровича и Евдокии Лукьяновны — Ирины Михайловны. Она родилась в Покровском 22 апреля 1627 года и была первенцем царской четы. Именины Ирины Михайловны приходились на 18 мая по новому стилю, в этот же день был престольный праздник храма вмц. Ирины. Немецкая слобода, сейчас это Басманный район, было местом поселения иностранцев в Москве. Район возникает вдоль Покровской дороги, которая шла от Фроловских ворот Кремля на северо-восток во владимирские земли. С XIV века вдоль Покровской дороги начали заселять окрестности и возводить православные храмы. Село Покровское появляется в это время под названием Рубцово, так как Рубцовы являлись его первыми владельцами. В 1586 году эта территория переходит во владение к Федору Никитичу Романову, а название села со временем становится Покровское. Согласно древней традиции, придельная церковь была дополнительной и самостоятельной по отношению к первоначальной, т.е. имела свой алтарь, престол, священные сосуды, богослужебные книги, иконостас и своего священника. Церковь св. великомученицы Ирины была поставлена поблизости от храма свят. Николая чудотворца на земле церковного погоста у Покровской дороги, которая сейчас носит название Бакунинской улицы. Церковь св. вмц. Ирины благоустраивалась в первую очередь благодаря царской семье Романовых. В 1631 году село Покровское перешло во владение Ирины Михайловны. Царевна подолгу здесь проживала, вникая во все дела и поддерживая благолепие храмов. После несостоявшейся попытки выдать замуж Ирину Михайловну за Датского принца Вольдемара, который не захотел принять православную веру, она посвящает себя богоугодным делам и молитве ради спасения души. Скончалась царевна мирно на 52-м году жизни 8 февраля 1679 года и была погребена в Новоспасском монастыре в родовой усыпальнице Романовых.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_великомуч...

Храм равноапостольной Марии Магдалины (Веймар) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Святой равноапостольной Марии Магдалины — православный храм на историческом кладбище города Веймара. Храм относится к Восточному благочинию Берлинской и Германской епархии Русской православной церкви. Настоятель — протоиерей Михаил Рар (с 2000 года). Содержание История [ править править код ] Первые храмы [ править править код ] Первый православный храм в Веймаре был устроен для принцессы Саксен-Веймарской Марии Павловны, дочери императора Павла I Домовая церковь Святой равноапостольной Марии Магдалины была освящена 6 (18) декабря 1804 года на первом этаже особняка фон Штейн. В храме часто бывал Гёте, проявлявший живой интерес, к древнерусскому иконописанию и церковному пению, императоры Александр I и Николай I. Протоиерей Никита Ясновский, совершавший богослужения в этом храме, был библиотекарем Марии Павловны и известен как первый переводчик Православной литургии со славянского языка на немецкий. Ежегодно, 11 (23) марта в храме служилась панихида по Павлу I. После кончины Елены Павловны церковь перешла на содержание русскому Министерству иностранных дел и стала считаться храмом при Императорской российской миссии в Веймаре. Церковь действовала до начала XX века. В 1835 году на втором этаже северного флигеля замка была освящена «зимняя» церковь Святой Марии Магдалины, которая действовала до смерти герцогини, произошедшей в 1859 году. Современный храм [ править править код ] После смерти герцогиню, по её воле, погребли по чину Православной церкви. Гроб с телом поместили в герцогскую усыпальницу. Отдельный православный храм был заложен 8 (20) июля 1860 года рядом с усыпальницей. Прежде начала возведения стен под будущий храм была привезена в больших объёмах земля из России. Руководил строительством местный архитектор Фердинанд фон Штрейхган, автора проекта, выполненного в Москве, установить не удалось. 24 ноября (6 декабря) 1862 года церковь была освящена духовником герцогини протоиереем Стефаном Сабининым. Тогда же гроб герцогини был перенесён в крипту.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_равноапос...

Донской ставропигиальный мужской монастырь Дата создания: 1591 г. Описание: История Монастырь основан в 1591 г. в память чудесного избавления Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея, в том же году был построен первый каменный собор во имя Донской иконы Божией Матери. Возобновлен царями Михаилом Феодоровичем и Алексеем Михайловичем. Каменные стены и башни были возведены в 1686 г., в 1693 г. был освящен новый собор в честь Донской иконы Божией Матери. В 1745 г. монастырь был причислен к ставропигиальным. С конца XVII в. монастырь являлся усыпальницей московской знати. На монастырском кладбище, крупнейшем из сохранившихся в Москве, похоронен цвет московского дворянства, многие деятели русской культуры — П.Я. Чаадаев, В.Ф. Одоевский, В.О. Ключевский, О.И. Бове и др., в Сретенском храме находится усыпальница грузинских царей и царевичей, в Михайловском храмеусыпальница князей Голицыных. В 1914 г. был освящен храм на новой территории кладбища, примыкающей к монастырю. В 1922-25 гг. в монастыре находился под стражей Святейший Патриарх Всероссийский Тихон , в 1925 г. в Малом соборе монастыря свт. Тихон был погребен. В 1926 г. монастырь был закрыт. До конца 1920-х гг. в обители продолжалась монастырская жизнь. Затем монастырские помещения были заняты под антирелигиозный музей, под интернат, курсы, молочную ферму. В 1927 г. храм прп. Серафима Саровского и блгв. кн. Анны Кашинской на новом кладбище был перестроен в первый в Москве крематорий (архитектор Д.П. Осипов). В 1929 г. все монастырские храмы были закрыты, с 1934 г. в монастыре находился Музей архитектуры, на территорию обители свозились фрагменты сносимых московских храмов. Сейчас в монастыре находятся шесть скульптурных фрагментов, снятых со стен взорванного Храма Христа Спасителя , части убранства Триумфальной арки, храмов Успения Богородицы на Покровке, свт. Николая «Большой Крест» и др. Богослужение в Малом соборе было возобновлено в 1949 г. После возвращения собора в его трапезной выложена мироварная печь для приготовления святого мира для всех приходов Русской Православной Церкви. В начале ноября 1982 г. Л.И. Брежнев подписал приказ о передаче монастыря Московской Патриархии для размещения в нем резиденции Патриарха, однако последовавшая через несколько дней смерть Генерального секретаря приостановила исполнение этого решения, и в мае следующего года Патриархии был отдан Даниловский монастырь .

http://patriarchia.ru/db/text/261308.htm...

Битягово. Серафимо-Знаменский скит. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Архитектурный стиль: Неорусский стиль Год основания:1912. Архитектор:Л.В. Стеженский Ссылки:   Адрес: Россия, Московская область, Домодедовский район, село Битягово, Серафимо-Знаменский скит, женский монастырь Координаты: 55.387521, 37.749783 Проезд:до ст. Домодедово Павелецкой ж/д, далее авт. 31, 32, 58 до села Заборье и пешком 2,5 км (не доходя до села Битягово 500 м в бывшем пионерском лагере Спутник) Изменить описание объекта Храмы монастыря: 1. Церковь иконы Божией Матери " Знамение " и Серафима Саровского 2. Колокольня Другие постройки и сооружения: 3. Кельи у западной стены, восстановлены 4. Кельи у северо-западного угла, восстановлены 5. Кельи у северной стены 6. Кельи у северной стены 7. Кельи у северо-восточного угла 8. Кельи у восточной стены, перестроены 9. Кельи у южной стены, восстанавливаются 10. Монастырская постройка (XXI в.) 11. Кельи у южной стены 12. Колодец 13. Ограда Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь во имя Знамения Божией Матери и преподобного Серафима, с усыпальницей и престолом внизу в честь святой равноапостольной Нины. Серафимо-Знаменский скит находится в 30 км к юго-востоку от Москвы. Скит основан схиигуменией Фамарью (Маджанишвили 1868-1936 гг.) при деятельном участии великой княгини преподобномученницы Елизаветы Федоровны (Романовой) в начале ХХ века. Освящал его в 1912 г. митрополит Московский, впоследствии священномученик, Владимир (Богоявленский). После закрытия в 1924 г. на территории скита находилась больница, позже база отдыха. Как действующий монастырь, скит открылся 2 апреля 2000 г. Бочкообразность храма на снимке - не дисторсия объектива (снималось на 50 мм оптику), храм действительно имеет шатровую форму. Серафимо-Знаменский скит основан в 1912 году игуменьей Ювеналией, в миру княжной Тамарой Александровной Марджановой, принявшей впоследствии великую схиму с именем схиигумении Фамарь. Она приняла постриг в Бодбийском монастыре, где в 4 веке скончалась и была погребена Св. Нина, просветильница Грузии. В 1902 году игумения Ювеналия возглавила Бодбийскую обитель, а с декабря 1907 года матушка отправилась в Серафимо-Понетаевский монастырь с намерением поселиться в скиту поблизости от монастыря. Во время молитвы она услышала голос Царицы Небесной, повелевшей ей не оставаться здесь, а устраивать собственный скит. А еще раньше, в 1892 году Иоанн Кронштадтский, предвидя судьбу этой женщины, возложил на ее три креста. Так за свою жизнь она стала настоятельницей трех монастырей: Бодбийского (в Грузии), Покровской общины в Москве и Серафимо-Знаменского на Домодедовской земле.

http://sobory.ru/article/?object=00625

Д.В. Айналов Посвящается первому исследователю Херсонеса графу Алексею Сергеевичу Уварову. Образцы кладки стен: античной и византийской Содержание Предисловие Архитектура § I. Базилика, открытая графом А.С. Уваровом в 1853 году § II. Крещальня, открытая Одесским Обществом в 1876 году. § III. Малая базилика на северном берегу § IV. Базилика на северном берегу у монастырского кладбища § V. Базилика в северо-западном углу Херсонеса § VI. Базилика на восточном берегу § VII. Церкви на площади вокруг нового храма св. Владимира § VIII. Базилика в юго-восточной части городища § IX. Крестообразный храм близ монастырской гостиницы § X. Юго-западная базилика § XI. Базилика на холме вблизи западной городской стены § XII. Храмы у западной и северной монастырских стен § XIII. Загородный крестообразный храм § XIV. Загородный храм на горе § XV. Храмик над усыпальницей на главной улице § XVI. Храм в монастырском саду § XVII. Храм 9. § XVIII. Храм 6. § XIX. Часовни на северном, восточном и южном берегах Херсонесского городища § XX. Развалины на островке в Казачьей бухте     Предисловие I. Издание христианских древностей Херсонеса, предпринятое Графиней П.С. Уваровой и посвященное памяти графа А.С. Уварова, рассчитано на несколько выпускав, выход которых в свет будет зависеть от своевременного изготовления текста участниками издания. Кроме настоящего первого выпуска приготовляются к печати: 1) П.А. Лавровым (проф. Императ. С.-Петербургск. университета) – издание древних текстов, имеющих отношение к истории христианского Херсонеса. 2) С.П. Шестаковым (проф. Императ. Казанского Университета) – история средневекового Херсонеса по литературным источникам. 3) Е.К. Рыдиным (проф. Императорск. Харьковского Университета) и Д.В. Айналовым (проф. Императ. С-Петербургского Университета) издание и описание мраморов, найденных в развалинах Херсонесского городища, мозаических полов и остатков фресок, найденных в Херсонесских храмах. Имеется в виду издать с надлежащим описанием еще и следующие древности:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Матвеево. Храмовый комплекс Георгиевско-Чудинского погоста. Храмовый комплекс. Действует.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Ссылки:   Адрес: Тверская область, Спировский район, с. Матвеево, ул. Школьная, д. 3А Координаты: 57.427426, 35.125179 Проезд:Электричка Тверь - Бологое, до ст. Спирово, далее автобусом до с. Матвеево Изменить описание объекта Храмы комплекса: Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Издревле с. Матвеево было центром Георгиевско - Чудинского погоста. Первая церковь св. вмч. Георгия упоминается в 1545 г. С тех далёких времён на погосте сохранился каменный путевой крест. После явления в селе в 1691 г. двух чудотворных икон Преображения Господня и Богоматери Владимирской, новый храм был освящён в честь Преображения Господня. В 1731 г. построенная местным помещиков Давыдовым взамен обветшавшей деревянная Преображенская церковь была освящена по благословению митрополита Феофана Прокоповича. Каменной Преображенская церковь стала в 1861 г. Храм был построен на деньги местных крестьян и помещиков и имел два придела – Преображения Господня (главный, освящён в 1864 г.) и Рождества Богородицы (освящён в 1861 г.). Георгиевская церковь снова появилась на погосте в 1869 г. Она была построена генерал лейтенантом бароном Василием Богдановичем Энгельгардтом в память почившей супруге Варваре Николаевне, урожденной Карачинской. Сохранилось предание, что храмовый образ великомученицы Варвары был списан с портрета баронессы. Церковь была посвящена двум святых великомученику Георгию и великомученицы Варваре. Под храмом устроена усыпальница баронов Энгельгардтов и отца баронессы Николая Егоровича Карачинского – участника войны 1812 г. Богослужения в храмах были прекращены в 1935 г. За попытку вновь возродить богослужебную жизнь на приходе в 1937 г. была арестована монахиня закрытой Успенской киновии (пос. Спирово) Евдокия Васильевна Ершова. И всё же в 1944 г. приход снова был возрождён. Его первым настоятелем стал будущий епископ Смоленский Сергий, в миру – священник Александр Викторович Смирнов. Вплоть до 1962 г. настоятелем прихода был священник Михаил Иванович Белов, известный многим верующим молитвенник – по его молитве многие исцелялись от душевных болезней. Верующие боролись за приход до 1972 г., в этом году областные власти закрыли приход окончательно. Возрождения храмов началось лишь в 1989 г. Среди святынь действующей Георгиевской церкви есть большая икона преподобного Нила Столобенского с частицей мощей святого. Она была написана в 1911 г. по заказу помещика Василия Ивановича Бажанова в память о явлении ему святого в 1908 г. На месте явления преподобного в парке имения Чёрный Ручей (родовой усадьбы Карачинских и Энгельгардтов) в 1,5 км от Матвеева восстановлен и освящён старинный дворянский колодец с чистой, целебной водой. В 1884 г. в с. Матвеево было построено земское училище.

http://sobory.ru/article/?object=15298

Медуши. Церковь Троицы Живоначальной. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Построена в 1788 г., приделы: свт. Николая и мчч. Романа и Давида. Колокольня 1866 г. Перестроена в 1907 г. Закрыта в 1930-е гг. Сильно разрушена, не используется. В 1760 - 1770-х годах Медуши принадлежали елизаветинскому вельможе Роману Илларионовичу Воронцову. При нем и было назначено строительство каменной церкви, заготовлен материал, но назначение генерал-губернатором заставило его надолго обосноваться во Владимире и приостановить работы в Медушах. В 1774 году он передал усадьбу своему внебрачному сыну Александру Романовичу Ранцову. Судя по документам, заготовленный отцом для церкви материал, сын использовал для постройки скотного двора, но «когда его постигла жестокая болезнь, он приказал выстроить церковь, но уже без второго этажа». Освященная в 1788 году церковь Святой Троицы стала и родовой усыпальницей Ранцовых. В 1853 году усадьбу купил генерал-майор Михаил Федорович Плаутин. На свои средства он в 1866 году отремонтировал церковь и пристроил к ней высокую колокольню по проекту архитектора Н.Д. Федюшкина. Через два года после этого Плаутин продал поместье Леониду Оскаровичу Рауш фон Траубенбергу. При этом владельце церковь была капитально ремонтирована в 1907 году по проекту архитектора Н. Долбинского. По плану церковь представляла собой четырехлистник, оформленный с западной стороны портиком-входом. В углах полукруглых апсид архитектор вписал небольшие помещения на восточной стороне, открытые в алтарную часть. Судя по их размерам, на них не могли поместиться боковые купола, а значит церковь была однокупольной или с колокольней, наподобие Екатерининской церкви в Мурино http://sobory.ru/article/?object=00557, построенной по проекту Н.А. Львова. Нижний ярус церкви в Медушах очень похож на аналогичный в муринской церкви. Возможно Львов имел отношение к церкви в Медушах, т.к. храмы и в Медушах, и в Мурино строились одновременно, а оба Александра Романовича, Воронцов и Ранцов общались.

http://sobory.ru/article/?object=03785

Оптина пустынь      Оптина Пустынь… Старица Сепфора , перешагнувшая столетний рубеж, ходила по развалинам Оптиной в конце 1980-х и приговаривала: «Благодать! Сколько здесь благодати!» Войдите через Святые врата в древнюю обитель, начало которой положено в XV веке. Вдохните аромат цветов, которые цветут и радуют взор здесь, когда в окрестностях уже сохнет пожухлая трава. Оптина Пустынь в конце 1980-х      Полюбуйтесь белоснежным храмом Казанской иконы Божией Матери. Чуть дальше храм-усыпальница в честь Владимирской иконы Божией Матери бережно хранит семь мощей преподобных Оптинских старцев . Зайдите с благоговением в главный храм обители – чудесный, самый старинный Введенский с его жемчужиной – ракой с мощами великого преподобного Амвросия Оптинского , чудотворца. Замрите на короткий миг под перезвон оптинских колоколов. Пусть душа ваша отдохнет от мирской музыки, и пусть захватит дух от пения братского хора. Казанский храм. здесь хранятся мощи старцев      Сотни людей приезжают в Оптину каждый день. Зачем они едут? Тратят на дорогу деньги, устают в пути… Они едут к Оптинским старцам ! Помните пословицу: «К пустому колодцу за водой не ходят»? Сень и под ней гранитные раки со св. мощами оптинских Старцев прп. Льва и прп. Макария (на переднем плане).      Приложитесь к мощам Оптинских старцев. Они всё о нас знают, знают лучше, чем мы сами о себе знаем и понимаем. Проникают своим духовным ведением в глубину души, видят прошлое и будущее, боль и скорбь. Мощи под спудом, тяжелые каменные гробницы… Но вы чувствуете живой ответ! Старцы отвечают вам. Потому что у Бога все живы! Потому что они продолжают душу свою полагать за своих чад! И вы, обратившись к преподобным Оптинским старцам с верой, – теперь тоже под их молитвенным покровом. Оглянитесь вокруг. Прекрасная обитель, не правда ли? А когда в 1988 году, после 65 лет разрухи, первая братия вошла в эти стены, они увидели только мерзость запустения на святом месте. Крапива в рост человека. Разбитые надгробия. Разрушенные храмы. Всё, что можно было осквернить, разрушить, – было осквернено, поругано, разрушено. Но Господь поругаем не бывает! Оптина восстала из пепла еще прекрасней!

http://pravoslavie.ru/74550.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010