Пермь. Успенский женский монастырь. Храмы монастыря: Утраченные храмы монастыря: Карта и ближайшие объекты Монастырь был основан в 1873 году на юго западной, пустынной тогда еще окраине города, возле деревни Данилихи, под именем женской общины на средства братьев-благотворителей Федора и Григоря Каменскимих. В 1882г. указом Святейшего Синода община переименована в общежительный монастырь без всякого содержания казны. Главный Успенский соборный храм, вмещающий в себя до 3 тыс. богомольцев, в 1905-1908 гг. был заново расписан В. М. Васнецовым. Казанский каменный храм-усыпальница в честь Казанской иконы Божией Матери был выполнен на высоком художественном уровне, его внутреннее убранство являлось точным образцом древнерусской церкви, деревянная церковь Жен Мироносиц отличалась изяществом своей архитектуры. С 1923 г. были конфискованы все монастырские помещения, взорван Успенский собор (на его месте сейчас построена МСЧ 5), и деревянная церковь Жен Мироносиц (на ее месте сейчас расположена ср. школа 92). От всего монастырского комплекса в советское время остались два корпуса и каменный храм Казанской иконы Божией Матери. В 1993 г. монастырь был открыт. Успенский монастырь, общежительный, в городе Перми. Основан в 1881 году из существовавшей с 1874 года женской общины. В монастыре находятся две чтимые иконы Божией Матери: Казанская и Черниговская-Ильинская; последняя принесена из Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Ежегодно вокруг монастыря совершаеются крестные ходы: 8 июля и в 10-е воскресение после Пасхи. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» УСПЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (г. Пермь, ул. Плеханова, 39/5) В 1875 г. на пустыре, приобретенном у города братьями Каменскими начато строительство зданий для женской общины. В 1882 г. по решению Синода община переименована в Успенский женский монастырь. Композиционной основой монастыря являлся крупный каменный Успенский собор, в котором располагался иконостас работы М. В. Нестерова. В его оформлении принимал участие и Н.

http://sobory.ru/article/?object=02915

Пророк Илия в пустыне. Фреска монастыря Грачаница в честь Успения Пресвятой Богородицы, Косово, Сербия. Около 1320 г. ЖМП 2 февраль 2024 /  14 марта 2024 г. 15:00 «Небесные пещеры»: духовное значение пещерных монастырей в истории православного монашества Пещерные храмовые комплексы известны c IV века и встречаются почти на всей территории православного мира. Это уникальные памятники природно-культурного ландшафта и неотъемлемая часть литургического наследия Православия. С чем было связано их появление? Каковы корни этого духовного опыта и необходимые условия для создания пещерного монастыря? Об этом уникальном явлении рассказывает Петр Юрьевич Малков, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , член Синодальной библейско-богословской комиссии и  Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви .  PDF-bepcuя .  Начало монашеского пещерного жительства и древнехристианские пещерные монастыри Среди древних монашеских обителей особое место принадлежит пещерным монастырям. Создававшиеся в глубинах земли храмы, иноческие кельи, усыпальницы, хозяйственные помещения — природные или выкопанные людьми, насельниками подземных обителей, зачастую многоуровневые — являлись местом напряженного иноческого подвига, зримым свидетельством полного отречения от мира с его временными благами и изменчивой красотой, совершенного погружения в молитвенную жизнь во Христе. Известно, что в первые столетия бытия Церкви христиане совершали свой духовный и молитвенный подвиг под землей вынужденно: скрывались от преследований язычников в катакомбах, куда спускались для совершения богослужений, ради молитвенных собраний и тайных встреч; здесь же погребали и первых христианских мучеников. Однако со временем христианские подвижники стали избирать пещеры уже свободно и сознательно, сначала устраивая в них подземные отшельнические кельи, а затем — уже ради совместной молитвы — пещерные храмы и даже целые общежительные монастыри. Первые христианские аскеты подвизались именно в пещерах.

http://e-vestnik.ru/analytics/nebesnye_p...

Сегодня ночью в Екатеринбурге в крестном ходе участвовали полсотни тысяч человек 17 июля 2013 г. 13:00 Царские дни - 2013: торжественные богослужения, восстановленные храмы, крестные ходы, фестивали и выставки Церковь, страна и весь народ чтут память царственных страстотерпцев Нынешние царские дни, как последние годы принято называть посвященные памяти царственных страстотерпцев даты церковного календаря, особые. С расстрела семьи последнего российского императора исполняется 95 лет. И посвященные этому события церковной и общественной жизни органично вошли в программу юбилейного года, посвященного 400-летию с момента избрания на Царство Михаила Федоровича Романова. Торжества общероссийского размаха Юбилейно-праздничный центр царских дней — 2013 сместился из столицы в провинцию. Это понятно и естественно: Москва уже уделила памяти о Романовых несколько интересных культурно-исторических проектов (некоторые из них подробно освещал сайт «Церковный Вестник», а Журнал Московской Патриархии писал о них в 5-м номере). Главное столичное событие произошло в Новоспасском мужском монастыре, где находится московская родовая усыпальница Романовых. Здесь по традиции в соединении с Всенощным бдением и Панихидой по почившим представителям древнего боярского и царского рода в ночь с 16 на 17 июля была отслужена Литургия. Предстоятель Русской Православной Церкви отслужил заупокойную Литургию по царствовавшим Романовым в Санкт-Петербурге, в Петропавловском соборе. Случилось это 12 июля, и этим богослужением открылось всецерковное празднование 1025-летия Крещения Руси. «Знаем, как много достижений было сделано, как превращалась Россия на рубеже XIX — XX веков в великое государство, в мировую державу, как прирастала промышленность, экономика, культура, искусство, развивалась духовная жизнь народа», - отметил, обращаясь к пастве с отеческим словом, роль романовской династии в отечественной истории Святейший Патриарх Кирилл. Не отступили от традиции и в Екатеринбурге. Тут церковные торжества, как обычно, начались накануне праздника в Храме-памятнике-на-Крови во имя всех святых Церкви Русской Всенощным бдением с акафистом царственным страстотерпцам.

http://e-vestnik.ru/church/tsarskie_dni_...

III. Богослужение несториан Общественное богослужение немыслимо: 1) без места; 2) без определенного времени; 3) без лиц священнодействующих, и 4) свящ. действий. А потому в исследовании о богослужении несториан мы предложим: А) о месте; В) о времени общественного богослужения у несториан; С) о священнослужителях, и D) о священных действиях. А. Место общественного богослужения у несториан Местом общественного богослужения у несториан служат храмы. Устройство их отличается особенною верностью древним церквам; так, например, в настоящее время у несториан находятся крещальни почти при каждом храме. Церкви всегда устрояются алтарем на восток; внутри имеют следующее расположение 79 : церковь по большей части, состоит из трех частей – 1) из притвора, или паперти 80 ; 2) собственно храма (νας, navis), где стоят миряне, клиросов, отделенных от храма решеткой, и 3) из алтаря. Святилище, или алтарь, отделяется от храма перегородкой, вход чрез которую закрывается завесою. Каменный престол устрояется посредине алтаря, а перед ним находится ступень, на которую священник становится во время богослужения. На клиросах, которые, большею частью, отделяются решеткой от храма, где стоят миряне, ставятся два каменных налоя, один для чтения богослужебных книг, а другой для чтения Нового завета. Крещальня занимает южную сторону алтаря и служит, вместе с тем, ризницею. В других храмах 81 на северной стороне алтаря устрояются усыпальницы для настоятелей церкви. В. Времена общественного богослужения У несториан можно разделить на три разряда: 1) на суточное богослужение, 2) недельное и 3) годичное. а) Суточное богослужение Церковные сутки у несториан, равно как и у всех восточных христиан, начинаются и считаются с солнечного заката. На исходе дня у них отправляется богослужение, называемое вечернею. После нее собрание прежде расходилось по домам и в сумерки возвращалось в церковь на повечерие. Эта последняя служба ныне совсем оставлена и бывает только во время Великого поста, в течение трех дней поста ниневитян и накануне тех праздников, когда она соединяется с вечернею и составляет одну с нею службу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Беседы с собственным сердцем (Размышления и заметки) Митрополит Анастасий (Грибановский). Беседы с собственным сердцем (Размышления и заметки). — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. — 272 с. — (Духовное наследие Русского зарубежья). Книга содержит дневниковые записи митрополита Анастасия, которые представляют большой интерес для людей мыслящих — верующих и неверующих. Приводим отрывок из книги. Предисловие Митрополит Анастасий (в миру Александр Алексеевич Грибановский) родился 6 августа 18 73 года в Тамбовской губернии в семье приходского священника. По окончании Тамбовской духовной семинарии он поступил в Московскую духовную академию. Ректором ее в то время был архимандрит Антоний (Храповицкий), который согревал студентов своею любовью и разжигал в них ревность к монашеской жизни и служению Церкви. Грибановский учился с усердием и окончил академию со степенью кандидата богословия в 1897 году. В 1898 году он принял постриг в академии с именем Анастасий в честь преподобного Анастасия Синаита, там же был рукоположен в иеродиакона, затем в иеромонаха. С 1900 года он — инспектор Вифанской духовной семинарии. С 1901 года — преподаватель, а затем ректор Московской духовной семинарии, архимандрит. Свое педагогическое служение в последние годы отец Анастасий проходил под руководством своего родственника, митрополита Владимира (Богоявленского), будущего священномученика. 29 июня 19 06 года Анастасий был хиротонисан во епископа Серпуховского, викария Московской епархии. В своем слове при наречении во епископа он сказал: «…время гонений для служителей Церкви не миновало: пастыри Христовы всегда были как овцы среди волков, а теперь, быть может, наступают такие дни, когда мы снова увидим обиды, угрозы, разграбление и описание имений, храмы, обагренные кровью и из храмов соделавшиеся кладбищами». Долговременное пребывание в Москве дало владыке Анастасию многосторонний опыт. Его природная любознательность и уважение к науке сблизили его с самыми культурными кругами московского общества. Он был близок к таким философам, как Евгений и Сергей Трубецкие, к потомкам славянофилов: Д.А.Хомякову, Ф.Д. и А.Д.Самариным. Его глубоко уважала мученица великая княгиня Елизавета Феодоровна, которой он позднее устроил усыпальницу в Иерусалиме. Но одновременно почитала владыку Анастасия и православная купеческая Москва, и вообще Москва, жившая церковной жизнью. Он был известен народу как аскет и молитвенник, притом придающий богослужению не только уставность, но и музыкальную красоту. Владыке Анастасию поручалось руководство церковной стороной торжеств в Москве по случаю 100-летия Отечественной войны 1812 года и 300-летия Дома Романовых.

http://pravoslavie.ru/6086.html

Великие Луки. Троице-Сергиев мужской монастырь. /// Объект утрачен Утраченные храмы монастыря: Карта и ближайшие объекты Монастырь был основан в XIV–XV веках. Располагался у слияния рек Коломенки и Ловати. К началу 16-го столетия монастырь находился в полнейшем упадке, но уже к середине века, благодаря стараниям инока Боголепа и помощи местных жителей, началась эра процветания Троице-Сергиева монастыря. Изначально все монастырские здания были деревянными, а в 18-м веке в монастыре появились первые каменные постройки. Первой обновляется главная церковь – Троицкий собор. Новый пятиглавый храм Святой Живоначальной Троицы с приделом во имя Преподобного Сергия Радонежского был освящён в 1712 году. Церковь имела двухъярусную колокольню высотой 35 м (при перестройке 1781 года высота колокольни достигла 45 м). Подробнейшее описание Троицкой церкви монастыря, также именуемой собором, было сделано священником Успенской церкви протоиереем И.М. Пульхеровым в книге «Великолуцкий Троице-Сергиев мужеский третьеклассный монастырь». «Собор заключал в себе алтарь, церковь: трапезу и притвор. Освещался 9-ю окнами. С обеих сторон собора в 1785 году были пристроены два крыльца для богомольцев. Над притвором возвышалась двухэтажная восьмигранная колокольня, с 8-ю окнами, и 9-ю колоколами, надстроенная в 1781 году на сумму, подаренную монастырю Екатериной II во время посещения её Великих Лук. С южной и западной стороны к собору примыкали 3-х этажные кельи, а с северной – 2-х этажная трапезная. Под собором были устроены усыпальницы. Примечательно внутренне убранство собора. В нем был установлен позолоченный иконостас Византийской архитектуры. Собор расписан греческим письмом с позолотою. В центре, на мраморном пьедестале, установлен деревянный ковчег, обшитый черным бархатом – место хранения 20 частиц святых мощей Чудотворца Сергия Радонежского». В 1754 году в монастыре освятили кирпичную однопрестольную надвратную церковь Иоанна Воина, выстроенную в память о пожаре, случившемся в Великих Луках 30 июля 1738 года.

http://sobory.ru/article/?object=39862

Великий Новгород Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 58.522857; 31.269816 Россия, Великий Новгород Великий Новгород, Новгородская область Россия Общее описание [ править править код ] Объективно Областной центр в 550 км к северо-западу от Москвы, 180 км к югу от Санкт-Петербурга, на р. Волхов. В 6 км от Новгорода находится озеро Ильмень . Население около 230 тыс. человек. Субъективно Великий Новгород не похож ни на один другой город. Он и правда великий. Понять причину этого ощущения трудно. Да, древнейшие, своеобразные, подлинно русские храмы. Да, люди светловолосые, настоящие русские… или викинги. Да, нагромождения великой истории на каждом шагу. Это всё? Возможно, особенность города и в независимости его людей. Конечно, он зависим от туристов. Иностранная речь звучит здесь едва ли не чаще русской. Но новгородцы не побираются. Только стоит в кольчугах, с боевыми топорами и мечами пара удалых молодцов: сфотографироваться с ними – за деньги, а порубиться на мечах, вероятно, – бесплатно. Почти весь правый придел Софийского собора – раскрытая усыпальница: обнажены места захоронений, совершавшихся в течение тысячи лет. Здесь хорошо постоять и задуматься. В мире немало мест, где можно видеть древние камни и фрески. Но мало где на такой тесной площади упокоилось столько святых. Причём многие ложились сюда просто «по должности», будучи местными архиереями. Просто жили люди, служили Богу, выполняли свой долг. А восстали святыми. Из новгородских архиереев вышло 19 святых. История возникновения Новгорода описывается в летописи " Повесть временных лет, откуда есть пошла русская земля, кто в Киеве начал первее княжить и откуда началась русская земля " . Для знакомства с Новгородом необходимо не менее двух-трех дней. Православие в Новгороде [ править править код ] Новгородская епархия – одна из старейших русских епархий. Первый Новгородский епископ Иоаким, о котором мы находим сведения в первой новгородской летописи, пришел сюда в 992 году из Корсуни. Придя в Новгород, Иоаким в первую очередь стал заботиться об образовании и открыл школу. Еще одним великим делом этого святителя было строительство первой Новгородской Софии (дубовой, «о тринадцати верхах»; срублена в 989 году; пожар 1035 года уничтожил постройку).

http://azbyka.ru/palomnik/Великий_Новгор...

Воейково. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Там, где сейчас возвышается Казанская церковь, в первой половине 18 века была вотчина А.В. Воейкова. В последней четверти 18 столетия уездный предводитель дворянства, коллежский советник С.В. Муромцев возводит здесь усадьбу и строит вместо прежней деревянной каменный храм. Его сын Н.С. Муромцев пристраивает к церкви новую трапезную с Никольским и Митрофаниевским приделами и с парными колокольнями на западном фасаде. Под храмом был устроен склеп-усыпальница. По легенде, один данковский купец вложил немалую сумму в строительство храма, а строили храм всей округой. Благодаря связям генерал-лейтенанта и кавалера Н.С. Муромцева был заказан проект перестройки храма (возможно, у самого В.И. Баженова или архитекторов его круга). Когда проект был готов, начались строительные работы. Для кладки и штукатурки применялась специальная технология. Добавлялся мелкозернистый речной песок и белки куриных яиц. Это обеспечивало более крепкое сцепление, и во многом благодаря этому штукатурка в некоторых местах сохранилась до наших дней. При этом строители не использовали строительных лесов, а делали земляную насыпь внутри и снаружи церкви. Казанская церковь в с. Воейково сразу заставляет вспомнить двухколокольные храмы В.И. Баженова - в Пехре-Яковлевском, в Троицком-Кайнарджи, а также величественную Свято-Духовскую церковь в селе Шкинь под Коломной. Ближайший к Воейкову, несомненно, баженовский, храм подобного типа находится в селе Красном Михайловского района. Очень похожий храм находится и в другой усадьбе Муромцевых, в Баловнево. Но сходство не означает тождество. Стоит обратить внимание, что Казанская церковь в Воейкове получила свой вид в результате нескольких строительных периодов. В 1781 году был построен основной храм, а трапезная с двумя колокольнями на ее западном конце возникла лишь в 1836 году. Эта разновременность, несомненно, отразилась на всей композиции и на стиле постройки. Композиция Казанской церкви очень растянута и вся пристроенная трапезная явно " перевешивает " .

http://sobory.ru/article/?object=09995

Военные церкви не только занимали значительное место в духовной жизни России Нового Времени, но и представляют собой значимый культурный феномен. Воинские соборы в крупных городах, прежде всего, в Санкт-Петербурге, выполняли мемориальную функцию (являлись храмами-памятниками, усыпальницами), на периферии в местах дислокации воинских частей (обычно на периферии поселений) чаще всего использовались временные церкви, скромные по размеру. Начало XX века характеризуется небывалой интенсификацией строительства полковых храмов: с 1900 до 1917 гг. было возведено более 100 военных церквей. В первую очередь, это было связано с учреждением военным министром А. Н. Куропаткиным специальной комиссии для удовлетворения религиозно-нравственных нужд войск и для выработки типа войсковых церквей. Она должна была добиться того, чтобы каждый полк на месте постоянной дислокации имел свою каменную церковь. Значительную роль в деле храмоздания сыграли энергичный протопресвитер военного и морского духовенства о. Александр Желобовский и генерал от инфантерии граф И. Д. Татищев, который 23 янв. 1901 г. и возглавил комиссию. Разработка образцового проекта церкви для воинских чинов была поручена члену комиссии по построению казарм при Военном совете гражданскому инженеру Ф. М. Вержбицкому . 13 апреля 1901 г. проект был утвержден императором Николаем II. Образцовый храм представлял собой однонефную базилику красного кирпича с высокой шатровой колокольней над притвором, увенчанную одной главой на большом световом барабане и обильно декорированную в духе «узорочья» XVII в. По этому проекту и возводилось на государственные средства большинство храмов (не менее 69). Еще один тип военного храма был представлен тремя трехнефными полковыми базиликами в Западном крае (гражданский инженер М.М. Прозоров). Строительство полковых церквей осуществлялось преимущественно на «национальных окраинах»: в Польше, Балтии, Северо-Западном крае, Средней Азии, Закавказье. Они не только символизировали собой присутствие российской имперской власти и армии, но и становились важными и новыми по стилистике архитектурными акцентами.

http://sobory.ru/lib/6_voennye_hramy.htm...

Герцена им., санаторий. Церковь Александра Невского. Подворье Московского Богородице-Смоленского Новодевичьего женского монастыря Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Кирпичная, оштукатуреная ассиметричная усадебная церковь-усыпальница, построена на средства княгини О.А.Щербатовой в неорусском стиле в 1915-1917г.г. (проект В.А.Покровского), отреставрирована в 1990-х (проект В.В.Овчинниковой), притвор в 1999г. Кубический объем небольшого храма увенчан довольно крупным световым барабаном под луковичной главкой. Со всех сторон к нему примыкают различные пристройки - с востока алтарь, с запада обширный притвор, с северо-востока отдельная пристройка с главкой. Декоративное убранство здания стилизует формы древнерусского зодчества, барабан украшает аркатурный пояс, окна наличники в духе ростово-ярославского зодчества. Главный престол Пантелеимона Целителя, в подклете Александро-Невский придел. В сер. ХХ в. перестроена. Возвращена верующим в 1991, отреставрирована. C сайта " Храмы Подмосковья " http://50rus.hramy.ru/ Храм святого благоверного великого князя Александра Невского в Марьино был построен в имении князей Щербатовых – селе Васильевском в 1915-1916 г.г. Княгиня Ольга Александровна Щербатова (урождённая Строганова) решила устроить храм как фамильную усыпальницу после смерти сына Александра Александровича и последовавшей через 3 месяца смерти мужа Александра Григорьевича Щербатовых. В период с 1915 по 1916 г.г. на Марьиной горе в селе Васильевском рядом с княжеским домом (замком) был возведён уникальный по своей архитектуре храм. Проект храма был заказан архитектору Императорского Двора Покровскому Владимиру Александровичу. Владимир Александрович приехал в имение в середине июля 1915 г. и, в соответствии с проектом, произвёл разметку под будущий фундамент. В конце сентября было получено разрешение на строительство из Московской Духовной Консистории. Каменные работы по кладке стен выполнялись зимой. Для этого над местом строительства устроили «тепляк» - временную конструкцию из рогожи, стекла, рам, сеток и стоек, сохранявшую внутри тепло. Тепляк отапливался дровяной печью и освещался керосиновыми светильниками в виде стеклянных шаров.

http://sobory.ru/article/?object=06655

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010