Внутренняя борьба, обусловившая падение Древнего царства, вызвала, наконец, анархию 32 , и на время всецело возобладали силы разрушительные. Теперь невозможно с точностью определить, когда и чем было вызвано падение, но великолепные усыпальницы величайших монархов Древнего царства становятся жертвой вакханалии разрушения, причём некоторые из них погибают безвозвратно. Храмы не только были разграблены и осквернены, но лучшие создания искусства в них подверглись систематическому и сознательному разрушению, причём роскошные гранитные и диоритовые статуи царей были разбиты на куски или брошены в колодец в монументальных вратах дороги, ведшей к пирамидам. Так мстили враги старого режима тем, которые его представляли и поддерживали. Страна была полностью дезорганизована. По отрывочным данным Манефона можно заключить, что власть в Мемфисе была захвачена на короткое время олигархией, на которую, быть может, следует смотреть, как на попытку создать коалиционное правительство. Манефон называет это последней VII династией. Затем следует у него VIII династия мемфисских царей, представляющая собой лишь бледную тень древней мемфисской державы. Имена её царей в том виде, как они сохранились в Абидосском списке, указывают на то, что их носители смотрели на царей VI династии как на своих предков, но ни одна из их пирамид ещё не найдена, а также не в состоянии мы датировать ни одной гробницы поместной знати, относящейся к этому тёмному периоду. В копях и каменоломнях на Синайском полуострове и в Хаммамате, где отчёты каждой процветавшей линии царей гласят о её могуществе, нельзя найти и следа этих эфемерных фараонов. То был период такой слабости и дезорганизации, что ни царь, ни вельможа не были в состоянии возводить монументальные постройки, способные сохраниться и поведать нам что-либо о том времени. Как долго продолжалось такое бедственное положение вещей, в настоящее время совершенно невозможно определить. Множество надписей в хатнубских алебастровых каменоломнях свидетельствуют тем не менее о работах, производившихся там «владетелями Заячьего нома»; эти надписи указывают на возрастающее могущество знатных фамилий, не считающихся с царём и отмечающих события годами собственного правления. Один из таких князьков даже заявляет с гордостью о своём презрении к царской власти в следующих словах: «Я спас свой город в дни насилия от ужасов царского дома». Спустя одно поколение после падения VI династии фамилия гераклеопольских номархов отняла корону у слабых мемфисцев VIII династии, которые влачили своё существование, заявляя притязания на царские почести, быть может, ещё приблизительно в течение столетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Д.В. Айналов § X. Юго-западная базилика (Общий план 15) В юго-западной части города, за чертой монастырских стен открыты в 1889 году развалины двух базилик, из которых одна малая возникла из развалин более древней большой базилики и оказалась расположенной на ее внутренних частях. А.Л. Бертье-Делагард упоминает торчавшую в этом месте из земли абсиду, издавна известную, о которой, однако, не сохранилось никаких указаний у более ранних очевидцев 78 . Местность, среди которой находятся описываемый развалины двух базилик, представляет неглубокую ложбину или складку, идущую на север, к морскому берегу, а открытые храмы являются ничтожным раскопанным островком среди пустыря, простирающегося от монастырских стен к северу, западу и югу. Такие же островки развалин представляют и два другие храма, открытые среди того же пустыря в непосредственной близости к монастырским стенам и описанные в следующем параграфе вместе с базиликой, раскопанной еще в 1827 году лейтенантом Крузе и пришедшей в окончательное запустение. В отчете Археологической комиссии за 1889 год не обнародовано важных подробностей раскопок двух интересующих нас базилик, а потому они заимствованы нами частью из рукописного отчета заведующего раскопками К.К. Костюшко-Валюжинича, частью из описания этих развалин, сделанного А.Л. Бертье-Делагардом и частью представляют личные наблюдения, сделанные на месте. Как и все описанный ранее развалины церквей, обе базилики – древняя и новая – входили в состав целого комплекса сооружений, которых связь с лежащими по сторонам развалинами еще не выяснена раскопками во всей полноте. На приложенном плане (рис. 59) раскопанного пространства, находящегося на восток от абсиды большой базилики, можно видеть, что с восточной стороны шла узкая улица или переулок, пересекший более древнюю стену, лежащую под новым наслоением жилых зданий и названную на чертеже «закрытым водопроводным каналом» Среди них оказалась небольшая усыпальница обычного в Херсонесе типа с одной абсидой и сводом, возведенным над нижним помещением 79 . Свод обрушился, но следы его ясно видны (рис. 60). Стены и абсида усыпальницы сложены из бута, иногда в елку, особенно в сводах. С юга, севера и запада связь базилики с близлежащими развалинами, несомненно, может быть выяснена раскопками, но пока этого не сделано, следует указать на то важное обстоятельство, что северная стена всего раскопанного комплекса средней частью своей легла на лучшую из найденных мозаик пола (с изображением павлина) более древнего сооружения, отрезавши левую ее треть. Отсюда само по себе ясно, что древнее сооружение с указанным мозаическим полом еще не обследовано и не может быть поставлено в ясную связь с самой базиликой (рис. 61).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОСПОР Перстень с крестом и двумя рыбами по сторонам. Керченский п-ов. III–IV вв. Перстень с крестом и двумя рыбами по сторонам. Керченский п-ов. III–IV вв. [Боспор Киммерийский; греч. Βσπορος, Βσφορος], историческая область в Сев. Причерноморье, на Таманском и Керченском п-овах. Сформировалась в процессе греч. колонизации сев.-вост. побережья Понта Эвксинского, автохтонным населением к-рого, согласно античным легендам, были киммерийцы. В VI в. до Р. Х. выходцы из Милета основали на Керченском п-ове колонии Пантикапей (Боспор, древнерус. Корчев, совр. Керчь), ставший впосл. важнейшим портом и центром греч. колонизации на Б., Нимфей, Тиритаку, на Таманском п-ове - Кепы. Ионийцами и лесбосцами на Таманском п-ове была основана Гермонасса (хазар. Таматарха; визант. Матраха; древнерус. Тмутаракань), теосцами - Фанагория. В V в. до Р. Х. образовалось Боспорское царство со столицей в Пантикапее, объединившее греч. колонии Б., соседние земли Вост. Крыма, заселенные скифами, а также территории Тамани, Н. Кубани и Вост. Приазовья, заселенные меотами. Возникли новые города: Китей, Киммерик, Феодосия на Керченском п-ове, Горгиппия на Таманском, в устье Дона крупнейшим центром с III в. до Р. Х. стал Танаис. Захватив плодородные земли, Боспорское царство стало крупнейшим экспортером хлеба в Грецию; сохранялись интенсивные экономические связи с метрополией. В эпоху расцвета (с IV-III вв. до Р. Х.) в городах Б. велось интенсивное монументальное строительство, возводились храмы, усыпальницы боспорской знати (гробницы в Царском, Золотом, Б. Близнице и др. курганах) украшались росписями, в Пантикапее существовал театр. Распространены были культы Аполлона (исследован монументальный храм в Пантикапее) и Афродиты, земледельческий культ Деметры, с V в. до Р. Х. известен культ Кибелы, равно как и культы местных богов автохтонного населения Б. В кон. II в. до Р. Х. под угрозой экспансии Скифского гос-ва боспорский царь передал власть понтийскому царю Митридату VI Евпатору; Митридат втянул Б.

http://pravenc.ru/text/153247.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НАДГРОБИЕ Объект, обозначающий место погребения бренных останков человека (или группы людей) с целью ограждения от осквернения и разрушения, но также с целью закрепления и прославления памяти (отсюда - памятник) о покойном. В сообществах людей установка Н. известна с глубокой древности и повсеместно, это важный цивилизационный признак, отмечающий появление религии и культуры, а также один из самых ранних видов зарождающегося искусства. Н. исторически имело самые разные формы - от камней и намогильных насыпей (земляных, деревянных и иных) до чрезвычайно сложных архитектурных сооружений и скульптурных композиций, дополненных живописью выдающихся мастеров, с декоративными элементами (из мрамора, бронзы и др. ценных материалов) и надписями (см. ст. Эпитафия ), к-рым отводилось важнейшее место. Н. может составлять единое целое с вместилищем останков (дольмен, аркосолий , саркофаг ) или с крупным погребальным сооружением (гробница, мавзолей , пирамида и др.); в христ. традиции к ним относятся надгробные часовни и храмы-усыпальницы, внутри к-рых располагаются погребения с индивидуальными или групповыми Н. (с информативными, молитвенными, панегирическими, элегическими или учительными текстами), часто несущие и декоративную нагрузку. Соотношение конструкции Н. с его текстом и декором в ходе истории менялось, но в целом перечисленные особенности характерны для Н. и в наст. время. В новейшее время скульптурно-архитектурные Н. образуют на кладбищах своеобразные «музеи» памятников. Историография и источники История Н.- одна из ключевых тем европ. науки. Искусство погребальной скульптуры изучал Э. Панофски, а возникновение средневек. портретного надгробия - К. Баух, развитие погребальной архитектуры на материале престижных и редких образцов проследил К. Хауард. Массовые формы Н. изучают археологи и эпиграфисты. Однако суммарно история европ. Н. не рассматривалась (если не считать попытку обобщения в работе Ф. Арьеса) в отличие от огромного количества конкретно-исторических исследований по позднеантичным и средневек. Н. Традиция их фиксации восходит к художественным экспедициям XVII-XIX вв., от рисунков Ф. Роже де Ганьере с Н. позднесредневек. Франции (хранятся в Национальной б-ке Франции и Бодлианской б-ке в Оксфорде) до свода Н., собранных Ч. А. Стотхардом во время путешествия во Францию (1817-1832).

http://pravenc.ru/text/2564602.html

— Ваше Высокопреосвященство, поскольку в последнее время о ситуации с Рязанским Кремлем написано и сказано довольно много, но информация в СМИ порой противоречивая, не могли бы Вы еще раз обозначить те цели, которые ставит перед собой епархия, выступая за возвращение кремля Церкви? — В связи с предстоящим возвращением Рязанского Кремля Рязанской епархии, Русской Православной Церкви главные цели, которые мы перед собой поставили — это, в первую очередь, возрождение Духовного центра Рязанской епархии в полном объеме — как это было до революции 1917 года. Затем, в Архиерейском Доме («Дворце Олега») мы намерены воссоздать музей «Древлехранилище», который существовал при Рязанской епархии еще до революции. В этом музее все желающие смогут ознакомиться с сокровищами и святынями Рязанской епархии, а верующие смогут перед ними помолиться, совершая молебны и акафисты в установленные дни. Мы также намерены восстановить два домовых храма в Архиерейском Доме, которые в настоящее время разрушены и осквернены. В этих храмах будут совершаться богослужения в соответствии с существующей в нашей Церкви традицией. Во время богослужений будут молиться все желающие, а после богослужения эти храмы будут доступны для туристов и экскурсий. Они будут входить в музейный комплекс епархии. — Скажите, пожалуйста, какие храмы Рязанского кремля требуют реставрации? В каких церквях Вы планируете возродить богослужение? — Мы планируем отреставрировать Спасо-Преображенский собор и Богоявленский храм в Спасо-Преображенском монастыре, где ныне хранятся архивы; и Духовской храм, в Свято-Духовом монастыре, где ныне расположена музейная библиотека (большая часть книг взята из дореволюционной семинарской библиотеки). Эти храмы до сего дня пребывают оскверненными, и доступ в них по сей день закрыт не только для верующих, но и для туристов. Необходимо также возродить богослужебную жизнь и в Архангельском соборе — усыпальнице рязанских святителей, где ныне располагается музейная экспозиция. Отмечу особо, что эти храмы после их реставрации будут доступны как верующим горожанам и паломникам, так и многочисленным туристам.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204969...

Седнев. Церковь Воскресения Христова. Воскресенская церковь Сортировка: Карта и ближайшие объекты Воскресенский храм - семейная усыпальница казацкого-старшинского рода Лизогубов. Церковь построена в 1690 г. Я. Лизогубом в стиле барокко. По структуре напоминает украинские деревянные срубные церкви. Перестроена в 1796-1814 гг. Тогда же была пристроена двухъярусная надвратная колокольня. В течение столетий здесь хоронили представителей рода Лизогубов. В советские времена подземелья-склепы были разорены. В 1980-х гг. проведена реставрация. В настоящее время церковь действующая. Рядом находится могила местного " неканонизированного святого " Грица Золотюсенького, с которым связано множество легенд о пророчествах и исцелениях. Источник: сайт «Монастыри и храмы Украинской Православной Церкви» Седневская церковь Воскресения Христова - одна из жемчужин украинской архитектуры - строилась на средства Ефима Лизогуба как родовая усыпальница. В 1690 году храм освятили. В подземном помещении-крипте хоронили членов семейства Лизогубов. К сожалению, не сохранилась. В 1924 году, когда по всей территории СССР прокатилась волна грабежей захоронений, в крипте церкви обнаружили 44 естественно мумифицированных останка, которые, благодаря особенностям температурного режима, не истлели, а высохли. Структура храма напоминает украинские деревянные срубные церкви: в основу положен равносторонний крест со встроенными между его лучами небольшими каморками, что образует девятичастное сооружение. Такими же являются шедевры украинской каменной архитектуры: Николаевский собор в Нежине и Ектерининская церковь в Чернигове. Особенностью Воскресенской церкви является то, что центральный объем, увенчанный единственным, но крупным барочным барабаном, в три раза выше боковых объемов. Это создает оригинальную распластанную пространственную структуру с высоким барабаном и грушевидным куполом. Белые архитектурные детали на белых поверхностях стен придают храму торжественно-сдержанный вид. В интерьере впечатляет большой высокораскрытый объем ценральной части, который контрастирует с низкими полутемными боковыми помещениями. Церковь в 1796 и в 1814 году перестраивалась. Тогда-то и появился вместо грушевидного купола полусферический. Возле храма в 1856 году на деньги полковника Ильи Ивановича Лизогуба и частично церковной общины построили шатровую колокольню в " псевдорусском " стиле, которая на фоне церкви кажется игрушечной.

http://sobory.ru/article/?object=01447

17 июля 2013 г. 13:00 Царские дни - 2013: торжественные богослужения, восстановленные храмы, крестные ходы, фестивали и выставки Церковь, страна и весь народ чтут память царственных страстотерпцев Нынешние царские дни, как последние годы принято называть посвященные памяти царственных страстотерпцев даты церковного календаря, особые. С расстрела семьи последнего российского императора исполняется 95 лет. И посвященные этому события церковной и общественной жизни органично вошли в программу юбилейного года, посвященного 400-летию с момента избрания на Царство Михаила Федоровича Романова. Торжества общероссийского размаха Юбилейно-праздничный центр царских дней — 2013 сместился из столицы в провинцию. Это понятно и естественно: Москва уже уделила памяти о Романовых несколько интересных культурно-исторических проектов (некоторые из них подробно освещал сайт «Церковный Вестник», а Журнал Московской Патриархии писал о них в 5-м номере). Главное столичное событие произошло в Новоспасском мужском монастыре, где находится московская родовая усыпальница Романовых. Здесь по традиции в соединении с Всенощным бдением и Панихидой по почившим представителям древнего боярского и царского рода в ночь с 16 на 17 июля была отслужена Литургия. Предстоятель Русской Православной Церкви отслужил заупокойную Литургию по царствовавшим Романовым в Санкт-Петербурге, в Петропавловском соборе. Случилось это 12 июля, и этим богослужением открылось всецерковное празднование 1025-летия Крещения Руси. «Знаем, как много достижений было сделано, как превращалась Россия на рубеже XIX — XX веков в великое государство, в мировую державу, как прирастала промышленность, экономика, культура, искусство, развивалась духовная жизнь народа», - отметил, обращаясь к пастве с отеческим словом, роль романовской династии в отечественной истории Святейший Патриарх Кирилл. Не отступили от традиции и в Екатеринбурге. Тут церковные торжества, как обычно, начались накануне праздника в Храме-памятнике-на-Крови во имя всех святых Церкви Русской Всенощным бдением с акафистом царственным страстотерпцам.

http://e-vestnik.ru/church/tsarskie_dni_...

ЖМП 2 февраль 2024 /  14 марта 2024 г. 15:00 «Небесные пещеры»: духовное значение пещерных монастырей в истории православного монашества Пещерные храмовые комплексы известны c IV века и встречаются почти на всей территории православного мира. Это уникальные памятники природно-культурного ландшафта и неотъемлемая часть литургического наследия Православия. С чем было связано их появление? Каковы корни этого духовного опыта и необходимые условия для создания пещерного монастыря? Об этом уникальном явлении рассказывает Петр Юрьевич Малков, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , член Синодальной библейско-богословской комиссии и  Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви .  PDF-bepcuя .  Начало монашеского пещерного жительства и древнехристианские пещерные монастыри Среди древних монашеских обителей особое место принадлежит пещерным монастырям. Создававшиеся в глубинах земли храмы, иноческие кельи, усыпальницы, хозяйственные помещения — природные или выкопанные людьми, насельниками подземных обителей, зачастую многоуровневые — являлись местом напряженного иноческого подвига, зримым свидетельством полного отречения от мира с его временными благами и изменчивой красотой, совершенного погружения в молитвенную жизнь во Христе. Известно, что в первые столетия бытия Церкви христиане совершали свой духовный и молитвенный подвиг под землей вынужденно: скрывались от преследований язычников в катакомбах, куда спускались для совершения богослужений, ради молитвенных собраний и тайных встреч; здесь же погребали и первых христианских мучеников. Однако со временем христианские подвижники стали избирать пещеры уже свободно и сознательно, сначала устраивая в них подземные отшельнические кельи, а затем — уже ради совместной молитвы — пещерные храмы и даже целые общежительные монастыри. Первые христианские аскеты подвизались именно в пещерах. Так, известно, что преподобный Павел Фивейский, древнейший египетский анахорет 1 , иногда именуемый «монахом до монахов», проживший более ста лет и почивший в 40-е годы IV столетия, в течение многих десятилетий совершал свой духовный подвиг как раз в пещере.

http://e-vestnik.ru/analytics/nebesnye_p...

Их возглавляют протоиерей Александр Балглей, протоиерей Евгений Сизов и иерей Петр Панов. Это замечательные священнослужители, которые достойно и быстро исполняют свое разнообразное служение на немалых территориях. Так что можно уподобить их ангелам, имеющим крылья, — как символ быстроты исполнения воли Божией. — А новые храмы на этих территориях нужны? — Здесь живут около 200 тысяч человек. И пока число приходов в какой-то мере соответствует количеству населения. Но ведь некоторые храмы находятся в достаточно отдаленных селах, хотя теперь это уже Москва. А есть, например, храм вместимостью 300 человек в поселке с пятитысячным населением. То есть некое несоответствие между количеством людей и масштабом храмов наблюдается. Поэтому мы поднимаем вопросы о новом строительстве. В поселке Киевском уже намечено два участка, где будут строиться два новых храма. В поселке Московском, где проживают несколько тысяч человек, тоже планируется строительство. Но все это требует немало времени и затрат. У нас ведь много всяких согласований надо пройти, да при этом еще остаться целым. — Новоспасский монастырь, где Вы являетесь наместником, возводился в те времена, когда никаких особых согласований не требовалось? — Ну почему же? Вот, например, колокольня нашего монастыря — почти самая высокая в Москве, но все-таки не самая высокая. Ей не хватает одного яруса, поскольку строить выше кремлевской колокольни Ивана Великого тогда не разрешалось. Тоже были свои условия и ограничения. Сейчас, кстати, мы готовим уникальный проект — хотим поместить на нашу колокольню 1000-пудовый колокол, который будет посвящен 400-летию дома Романовых. Ведь жизнь монастыря издавна связана с родом Романовых, здесь была их родовая усыпальница. Мы уже заключили договор с колокололитейным заводом Шувалова в Тутаеве Ярославской области. Этот мастер самостоятельно восстановил древний процесс литья и льет очень хорошие колокола. Средства требуются для такой работы немалые. Сейчас продолжается их сбор. Желающие стать участниками этого проекта могут внести свою лепту прямо в монастыре или через счет, который есть на нашем сайте www.novospasskiymon.ru .

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2455726...

Китайская Автономная Православная Церковь Описание: В юрисдикцию Китайской Православной Церкви входят православные общины на территории Китая. Православие появилось в Китае в XVII веке, когда в Пекин вместе с пленными казаками из Албазинского острога прибыл русский священник Максим Леонтьев. С 1713 года в Китае действовала Российская духовная миссия, которая продолжительное время исполняла функции и дипломатического представительства России. 11 июня 1900 года восставшие ихэтуани замучили в Пекине 222 православных китайца, которые и стали первыми китайскими святыми-мучениками. Среди них был иерей Митрофан Цзи Чунь, первый китаец-священник, рукоположенный в Японии равноапостольным Николаем Японским. Празднование китайским новомученикам установлено указом Святейшего Синода в 1902 году. Их мощи были погребены в усыпальнице храма Всех святых мучеников на территории Российской духовной миссии в Китае. Многие из мощей оказались нетленны. В 1902 году начальник XVIII Российской духовной миссии в Китае архимандрит Иннокентий (Фигуровский) был хиротонисан во епископа Переяславского. Епископу Иннокентию повелевалось окормлять православных Китая, Монголии и Тибета. Указом Синода в 1903 г. была учреждена Православная духовная миссия в Маньчжурии, она имела свои храмы на Северо-Востоке Китая. После революции Российская духовная миссия в Китае находилась в ведении Зарубежного Архиерейского Синода. В 1922 году были учреждены Пекинская епархия, включавшая Шанхайское и Тяньцзиньское (позднее — Ханькоусское) викариатства, и Харбинская епархия, в состав которой вошли Хайларское и Цицикарское викариатства. В 1934 году в составе Пекинской епархии были дополнительно учреждены Синьцзянское викариатство (позднее преобразованное в благочиние приходов в городах Кульдже, Чугучаке, Урумчи и Лоуцоугоу) и Гонконгское благочиние, включавшее в себя храмы в Гонконге, Гуанчжоу, Макао и Маниле. Вторая Мировая война прервала контакты Православной Церкви в Китае с Зарубежным Синодом, и в 1945 году работавшее в Харбине епископское совещание решило просить Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I о возвращении в юрисдикцию Московского Патриархата. Воссоединение состоялось 27 декабря 1945 года. В пределах Китая и Кореи был образован митрополичий округ с присвоением митрополиту титула Харбинский и Восточно-Азиатский. В 1946 году округ был преобразован в Восточно-Азиатский экзархат, включающий Пекинскую, Харбинскую, Шанхайскую, Тянцзинскую и Синьцзянскую епархии. Однако в том же году епископ Шанхайский Иоанн (Максимович) восстановил общение с Русской Православной Церковью Заграницей, в результате чего возникли параллельные церковные структуры на территории Китая. Патриарх Московский и всея Руси утвердил в должности начальника Российской духовной миссии в Китае архиепископа Пекинского и Китайского Виктора (Святина). После образования в 1949 году Китайской Народной Республики архиепископ Иоанн вместе со многими русскими эмигрантами выехал из Китая.

http://patriarchia.ru/db/text/1143899.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010