Шихобалово. Церковь Святослава и Димитрия Юрьев-Польских. Временная церковь святых благоверных князей Святослава и Димитрия Юрьев-Польских Церковь. Действует.   Год постройки:2010. в приспособленном помещении автобусной остановки. Адрес: Владимирская область, Юрьев-Польский район, с. Шихобалово, 73А Координаты: 56.426632, 40.096553 Проезд:Церковь при въезде от Владимира, слева, на перекрёстке с главной улицей Шихобалово Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Вскрытие усыпальниц Юрьевских князей Святослава и Дмитрия в 1919 году - реализация государственной политики Советской власти по дискредитации Русской Православной Церкви Важными центрами православной духовности, церковных ремёсел, книгопечатания, культуры, искусства, образования в нашей стране всегда были монастыри и храмы. Эти функции они выполняют и сегодня. Но было время, когда церковные учреждения России переживали не лучшие времена. А начались они ровно 100 лет назад, вместе с русской революцией 1917 года и последовавшими за ней далеко неоднозначными событиями. С большой уверенностью можно сказать, что годы Советской власти в истории Русской Православной Церкви для неё стали самыми тяжёлыми и трагичными, так как утвердившийся в стране новый строй полностью отвергал всё церковное и религиозное. Именно на церкви и монастыри обрушился один из первых ударов новых властных структур. В конце 1918 года местные Советы в рамках борьбы со всем религиозным повели линию на запрет всего, что напоминало о церкви, начиная с закрытия храмов и монастырей и заканчивая физическим уничтожением граждан, имевших какое-либо отношение к религии. Одним из направлений борьбы и дискредитации церковных учреждений стали также повсеместные вскрытия мощей православных святых и «разоблачение» их «нетленности», а значит, — и святости – тех или иных мощей. В год 100-летия русской революции данная тема не может не быть неактуальной, так как именно в ходе её и в последующие годы начала меняться не только наша страна, но и весь миропорядок, включая и отношение к религиям со стороны власти и рядовых обывателей. В качестве цели настоящей работы мы видим выяснение причин гонений новой Советской власти на церковь на примере вскрытия гробниц юрьевских князей Святослава и Дмитрия в 1919 году в городе Юрьев-Польском. Отвечая на поставленный вопрос, попытаемся выполнить и несколько задач, среди которых видим устранение пробелов в биографиях указанных князей, выяснение их роли в русской истории, а также на основе выявленных новых документов более подробно рассмотреть вопрос о процессе вскрытия их захоронений.

http://sobory.ru/article/?object=58740

Внутренняя борьба, обусловившая падение Древнего царства, вызвала, наконец, анархию 32 , и на время всецело возобладали силы разрушительные. Теперь невозможно с точностью определить, когда и чем было вызвано падение, но великолепные усыпальницы величайших монархов Древнего царства становятся жертвой вакханалии разрушения, причём некоторые из них погибают безвозвратно. Храмы не только были разграблены и осквернены, но лучшие создания искусства в них подверглись систематическому и сознательному разрушению, причём роскошные гранитные и диоритовые статуи царей были разбиты на куски или брошены в колодец в монументальных вратах дороги, ведшей к пирамидам. Так мстили враги старого режима тем, которые его представляли и поддерживали. Страна была полностью дезорганизована. По отрывочным данным Манефона можно заключить, что власть в Мемфисе была захвачена на короткое время олигархией, на которую, быть может, следует смотреть, как на попытку создать коалиционное правительство. Манефон называет это последней VII династией. Затем следует у него VIII династия мемфисских царей, представляющая собой лишь бледную тень древней мемфисской державы. Имена её царей в том виде, как они сохранились в Абидосском списке, указывают на то, что их носители смотрели на царей VI династии как на своих предков, но ни одна из их пирамид ещё не найдена, а также не в состоянии мы датировать ни одной гробницы поместной знати, относящейся к этому тёмному периоду. В копях и каменоломнях на Синайском полуострове и в Хаммамате, где отчёты каждой процветавшей линии царей гласят о её могуществе, нельзя найти и следа этих эфемерных фараонов. То был период такой слабости и дезорганизации, что ни царь, ни вельможа не были в состоянии возводить монументальные постройки, способные сохраниться и поведать нам что-либо о том времени. Как долго продолжалось такое бедственное положение вещей, в настоящее время совершенно невозможно определить. Множество надписей в хатнубских алебастровых каменоломнях свидетельствуют тем не менее о работах, производившихся там «владетелями Заячьего нома»; эти надписи указывают на возрастающее могущество знатных фамилий, не считающихся с царём и отмечающих события годами собственного правления. Один из таких князьков даже заявляет с гордостью о своём презрении к царской власти в следующих словах: «Я спас свой город в дни насилия от ужасов царского дома». Спустя одно поколение после падения VI династии фамилия гераклеопольских номархов отняла корону у слабых мемфисцев VIII династии, которые влачили своё существование, заявляя притязания на царские почести, быть может, ещё приблизительно в течение столетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Д.В. Айналов § X. Юго-западная базилика (Общий план 15) В юго-западной части города, за чертой монастырских стен открыты в 1889 году развалины двух базилик, из которых одна малая возникла из развалин более древней большой базилики и оказалась расположенной на ее внутренних частях. А.Л. Бертье-Делагард упоминает торчавшую в этом месте из земли абсиду, издавна известную, о которой, однако, не сохранилось никаких указаний у более ранних очевидцев 78 . Местность, среди которой находятся описываемый развалины двух базилик, представляет неглубокую ложбину или складку, идущую на север, к морскому берегу, а открытые храмы являются ничтожным раскопанным островком среди пустыря, простирающегося от монастырских стен к северу, западу и югу. Такие же островки развалин представляют и два другие храма, открытые среди того же пустыря в непосредственной близости к монастырским стенам и описанные в следующем параграфе вместе с базиликой, раскопанной еще в 1827 году лейтенантом Крузе и пришедшей в окончательное запустение. В отчете Археологической комиссии за 1889 год не обнародовано важных подробностей раскопок двух интересующих нас базилик, а потому они заимствованы нами частью из рукописного отчета заведующего раскопками К.К. Костюшко-Валюжинича, частью из описания этих развалин, сделанного А.Л. Бертье-Делагардом и частью представляют личные наблюдения, сделанные на месте. Как и все описанный ранее развалины церквей, обе базилики – древняя и новая – входили в состав целого комплекса сооружений, которых связь с лежащими по сторонам развалинами еще не выяснена раскопками во всей полноте. На приложенном плане (рис. 59) раскопанного пространства, находящегося на восток от абсиды большой базилики, можно видеть, что с восточной стороны шла узкая улица или переулок, пересекший более древнюю стену, лежащую под новым наслоением жилых зданий и названную на чертеже «закрытым водопроводным каналом» Среди них оказалась небольшая усыпальница обычного в Херсонесе типа с одной абсидой и сводом, возведенным над нижним помещением 79 . Свод обрушился, но следы его ясно видны (рис. 60). Стены и абсида усыпальницы сложены из бута, иногда в елку, особенно в сводах. С юга, севера и запада связь базилики с близлежащими развалинами, несомненно, может быть выяснена раскопками, но пока этого не сделано, следует указать на то важное обстоятельство, что северная стена всего раскопанного комплекса средней частью своей легла на лучшую из найденных мозаик пола (с изображением павлина) более древнего сооружения, отрезавши левую ее треть. Отсюда само по себе ясно, что древнее сооружение с указанным мозаическим полом еще не обследовано и не может быть поставлено в ясную связь с самой базиликой (рис. 61).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОСПОР Перстень с крестом и двумя рыбами по сторонам. Керченский п-ов. III–IV вв. Перстень с крестом и двумя рыбами по сторонам. Керченский п-ов. III–IV вв. [Боспор Киммерийский; греч. Βσπορος, Βσφορος], историческая область в Сев. Причерноморье, на Таманском и Керченском п-овах. Сформировалась в процессе греч. колонизации сев.-вост. побережья Понта Эвксинского, автохтонным населением к-рого, согласно античным легендам, были киммерийцы. В VI в. до Р. Х. выходцы из Милета основали на Керченском п-ове колонии Пантикапей (Боспор, древнерус. Корчев, совр. Керчь), ставший впосл. важнейшим портом и центром греч. колонизации на Б., Нимфей, Тиритаку, на Таманском п-ове - Кепы. Ионийцами и лесбосцами на Таманском п-ове была основана Гермонасса (хазар. Таматарха; визант. Матраха; древнерус. Тмутаракань), теосцами - Фанагория. В V в. до Р. Х. образовалось Боспорское царство со столицей в Пантикапее, объединившее греч. колонии Б., соседние земли Вост. Крыма, заселенные скифами, а также территории Тамани, Н. Кубани и Вост. Приазовья, заселенные меотами. Возникли новые города: Китей, Киммерик, Феодосия на Керченском п-ове, Горгиппия на Таманском, в устье Дона крупнейшим центром с III в. до Р. Х. стал Танаис. Захватив плодородные земли, Боспорское царство стало крупнейшим экспортером хлеба в Грецию; сохранялись интенсивные экономические связи с метрополией. В эпоху расцвета (с IV-III вв. до Р. Х.) в городах Б. велось интенсивное монументальное строительство, возводились храмы, усыпальницы боспорской знати (гробницы в Царском, Золотом, Б. Близнице и др. курганах) украшались росписями, в Пантикапее существовал театр. Распространены были культы Аполлона (исследован монументальный храм в Пантикапее) и Афродиты, земледельческий культ Деметры, с V в. до Р. Х. известен культ Кибелы, равно как и культы местных богов автохтонного населения Б. В кон. II в. до Р. Х. под угрозой экспансии Скифского гос-ва боспорский царь передал власть понтийскому царю Митридату VI Евпатору; Митридат втянул Б.

http://pravenc.ru/text/153247.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НАДГРОБИЕ Объект, обозначающий место погребения бренных останков человека (или группы людей) с целью ограждения от осквернения и разрушения, но также с целью закрепления и прославления памяти (отсюда - памятник) о покойном. В сообществах людей установка Н. известна с глубокой древности и повсеместно, это важный цивилизационный признак, отмечающий появление религии и культуры, а также один из самых ранних видов зарождающегося искусства. Н. исторически имело самые разные формы - от камней и намогильных насыпей (земляных, деревянных и иных) до чрезвычайно сложных архитектурных сооружений и скульптурных композиций, дополненных живописью выдающихся мастеров, с декоративными элементами (из мрамора, бронзы и др. ценных материалов) и надписями (см. ст. Эпитафия ), к-рым отводилось важнейшее место. Н. может составлять единое целое с вместилищем останков (дольмен, аркосолий , саркофаг ) или с крупным погребальным сооружением (гробница, мавзолей , пирамида и др.); в христ. традиции к ним относятся надгробные часовни и храмы-усыпальницы, внутри к-рых располагаются погребения с индивидуальными или групповыми Н. (с информативными, молитвенными, панегирическими, элегическими или учительными текстами), часто несущие и декоративную нагрузку. Соотношение конструкции Н. с его текстом и декором в ходе истории менялось, но в целом перечисленные особенности характерны для Н. и в наст. время. В новейшее время скульптурно-архитектурные Н. образуют на кладбищах своеобразные «музеи» памятников. Историография и источники История Н.- одна из ключевых тем европ. науки. Искусство погребальной скульптуры изучал Э. Панофски, а возникновение средневек. портретного надгробия - К. Баух, развитие погребальной архитектуры на материале престижных и редких образцов проследил К. Хауард. Массовые формы Н. изучают археологи и эпиграфисты. Однако суммарно история европ. Н. не рассматривалась (если не считать попытку обобщения в работе Ф. Арьеса) в отличие от огромного количества конкретно-исторических исследований по позднеантичным и средневек. Н. Традиция их фиксации восходит к художественным экспедициям XVII-XIX вв., от рисунков Ф. Роже де Ганьере с Н. позднесредневек. Франции (хранятся в Национальной б-ке Франции и Бодлианской б-ке в Оксфорде) до свода Н., собранных Ч. А. Стотхардом во время путешествия во Францию (1817-1832).

http://pravenc.ru/text/2564602.html

Как спасали соборы Кремля Налёты авиации нанесли Кремлю ущерб. Фугасные бомбы угодили в Арсенал 15 июня, 2015 Налёты авиации нанесли Кремлю ущерб. Фугасные бомбы угодили в Арсенал Во время Великой Отечественной войны на храмы надели «шапку-невидимку» Иконы увезли, а Наполеона оставили Чтобы сохранить разнообразные ценности, сосредоточенные в Московском Кремле, в начале войны было издано специальное постановление Совнаркома об их эвакуации. Однако коллектив Оружейной палаты приступил к демонтажу экспозиции и упаковке экспонатов без всяких отмашек сверху уже 23 июня 1941 года. Работали круглосуточно, спали по очереди, не покидая музейных стен. После падения Минска 28 июня из подвалов Оружейной палаты стали срочно вывозить сокровища Гохрана. 30 июня 163 ящика с наиболее ценными экспонатами и упакованными в мешки крупногабаритными предметами были погружены в три пульмановских вагона. В 22.00 они убыли с Северного вокзала на восток, станция назначения в документах не называлась. О том, что это Свердловск, стало известно значительно позже. 10 июля туда прибыла третья группа экспонатов. За три рейса из Кремля было вывезено около 70 процентов ценностей, за исключением коллекции экипажей, нескольких тронных кресел, скульптуры Наполеона и крупных предметов, упаковка и транспортировка которых была затруднительна. Обстановка тайны и спешки не позволила размонтировать иконостасы кремлёвских соборов, поэтому первоначально в Свердловск вывезли только пять икон. И всё это почти за две недели до первой бомбардировки! За архитектурными памятниками и находящимися в них экспонатами должны были присматривать музейные сотрудники. Но колокольню Ивана Великого в карман не спрячешь. Что можно было сделать для её спасения? Как сохранить кремлёвские башни и великие соборы, в которых венчались на царство русские цари, короновались императоры, поставлялись митрополиты и патриархи? Как уберечь усыпальницы великих предков? Ведь столица уже стала прифронтовым городом на осадном положении. Звёзды гасили и зачехляли

http://pravmir.ru/kak-spasali-soboryi-kr...

Вышний Волочёк. Казанский монастырь. Церковь Ефрема Сирина и Неонилы. Церковь Сирина и Неонилы Карта и ближайшие объекты В 1883-1888 гг. Ефрем и Неонила Сивохины на собственные средства выстроили колокольню с часами и храмом преподобного Ефрема Сирина и мученицы Неонилы. Предполагаемый автор колокольни - А.С. Каминский. Кирпичное оштукатуренное сооружение на гранитном цоколе состоит из двухэтажного нижнего четверика с проездной аркой и скругленными углами, несущего два яруса звона - четверик со скошенными углами и восьмерик, увенчанный золоченым куполом. Ярусы звона обнесены гульбищами с решетками, укрепленными на тумбах. Фасады основания обработаны широкими арками, в которые вписаны на втором этаже узкие трехчастные окна. Углы рустованы. Второй этаж звона обработан филенками и крестами. Арки верхнего яруса чередуются с арочными нишами, а круглые отверстия резонатора - с филенками для циферблатов часов. Углы украшены изящными белокаменными колонками. Под куполом помещены килевидные кокошники. Проездная арка перекрыта крестовым и коробовыми сводами с распалубками. С севера расположена усыпальница Сивохиных, с юга - лестница в церковь, расположенную на втором этаже. Центральное помещение церкви Ефрема Сирина и Неонилы перекрыто крестовым сводом, остальные - коробовыми с распалубками. Два узких прохода ведут в алтарь, совмещавший два престола. Информация с сайта (Православный Храмы Тверской земли) Церковь Ефрема Сирина и Неонилы находится на территории Казанского монастыря в Красном Городке в черте города Вышний Волочек Вышневолоцкого района Тверской области. Колокольня с часами и храм в стиле эклектики в честь преподобного Ефрема Сирина и мученицы Неонилы возведены в 1883-1888 годах на средства Ефрема и Неонилы Сивохиных. Кирпичная колокольня сооружена на гранитном цоколе. Двухэтажный нижний четверик с округленными углами имеет проездную арку и несет два яруса звона, состоящие из четверика со с кошенными углами и восьмерика, увенчанного золоченным куполом и необычной главкой. Гульбища с решетками, укрепленные на тумбах, установлены вокруг ярусов звона. Арки верхнего яруса украшены арочными нишами, филенками для циферблатов часов. Узкие трехчастные окна второго этажа обрамлены широкими арками. Усыпальница Сивохиных находится в северной части колокольни, в южной - лестница, ведущая на второй этаж в храм.

http://sobory.ru/article/?object=07665

Малый Мишкин. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь. Действует.   Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы Архитектурные стили: Эклектика , Русско-византийский стиль Год постройки:Между 1856 и 1865. Архитектор:И.О. Вальпреде Адрес: Россия, Ростовская область, Аксайский район, хут. Малый Мишкин Координаты: 47.377254, 40.072825 Проезд:На личном автотранспорте из Аксая (в сторону Новочеркасска) или из Новочеркасска (в сторону Аксая) до поворота на хутор Малый Мишкин, после поворота в сторону хутора никуда не сворачивайте, храм будет на левой стороне дороги. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Хутор Малый Мишкин наиболее богат памятниками прошлого. Это родовое имение графа Матвея Ивановича Платова – Атамана Всевеликого Войска Донского, героя Отечественной войны 1812 года. Примечательной постройкой здесь является церковь Рождества Пресвятой Богородицы – интересный памятник русского провинциального зодчества постройки 1865 года с усыпальницей всенародного любимца атамана Платова. Здесь М.И.Платов, умерший в 1818 году и похороненный в Новочеркасске, был перезахоронен в 1875 году. В 1911 году останки атамана Платова были вновь перезахоронены в Новочеркасском кафедральном соборе. В настоящее время церковь Рождества Пресвятой Богородицы реконструируется в мемориальный комплекс. Действует и «платовский» природный источник питьевой воды. Еще в 1981 году Аксайский райисполком принял решение о реставрации церкви, ведь все ее главки разрушены, сводчатые покрытия давно провалились, внутреннее пространство и примыкающая площадка захламлены. Предполагалось после завершения реставрационных работ открыть в церкви филиал Музея истории донского казачества " Донские казаки в Отечественной войне 1812 года " . Идея, конечно, прекрасная. Однако не нашлось спонсоров для оплаты проектно-изыскательских работ. В ноябре 1981 года автор в составе группы архитекторов принимал участие в обмерах памятника и определении стоимости проектных работ силами ростовской проектной мастерской института " Спецпроектреставрация " . Несмотря на незначительность суммы, финансировать проектно-изыскательские работы не осмелились ни райисполком Аксая, ни одно предприятие. Многие храмы восстают сейчас из пепла, а этот, с бывшей усыпальницей Платова - в руинах. И, похоже, навсегда. Остались только фотографии да остов стен.

http://sobory.ru/article/?object=15996

Сураж. Неизвестная часовня. Часовня-усыпальница Часовня. Действует.   Год постройки:1908. Адрес: Россия, Брянская область, Суражский район, город Сураж, улица Белорусская. Координаты: 53.01361, 32.39403 Вопрос модератора :Неизвестно в честь какого святого/праздника был освящен храм. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Часовня поставлена помещиком Искрицким над могилой жены в начале XX века. Сведения взяты из статьи " Действующие храмы Брянской епархии " опубликованной в " Брянском Православном Календаре. 2007 год от Рождества Христова " (Издание Брянского Епархиального Управления, 2007г.) Небольшое кирпичное сооружение - характерный пример культовой постройки подобного типа в русском стиле. Кубический объем завершен невысоким шатром с маленькой декоративной главкой на граненой шейке. Каждую сторону куба украшает большая полуциркульная арка на коротких парных колонках, водруженных на общий постамент. Внутри арок размещены арочные окна, а с западной стороны — вход. Проемы обрамлены квадратными ширинками с цветными поливными изразцами, имеющими рельефный рисунок из растений и розеток. Над арками четверик переходит в восьмерик с неравными гранями, являющийся основанием шатрового покрытия. На гранях основания поставлены один или два кокошника, ниши которых также украшены изразцами. Внутри квадратное в плане помещение сильно изменено и не сохранило прежнего убранства. Источник: Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область. - М., Наука, 1997 100 лет в начале лета 2008 года исполнилось красивой истории любви, что имело место быть в старинном брянском Сураже. Ровно век назад в память о скоропостижно скончавшейся супруги и была выстроена часовня-усыпальница, ныне являющаяся украшением центра города. Казалось, счастье суражского дворянина Ивана Исаева было безгранично, когда он встретил молодую красивую девушку Елену. Была сыграна свадьба и всего полгода безоблачной счастливой жизни... Потом Елена Андриановна заболела, спасти её не могли даже московские врачи.

http://sobory.ru/article/?object=07446

Новости Храмы и мечети в условиях эпидемии проводят онлайн службы и прием записок 20.03.2020 20:00 Москва, 20 марта, Благовест-инфо. Мировая эпидемия коронавируса стимулирует храмы искать новые формы участия верующих в общей молитве. В странах, где запрещены богослужения, организуют онлайн-трансляции. Так, русская православная семинария во Франции (Духовно-образовательный Центр имени преподобной Женевьевы Парижской в предместье Парижа в городе Эпине-су-Сенар)  провела прямой эфир на своем сайте Литургии Преждеосвященых даров. Сегодня вечером (в 21.00 по московскому времени) можно будет увидеть онлайн-трансляцию заупокойной утрени перед родительской субботой. На сайте приводится расписание онлайн-служб, за которыми можно следить на сайте и на странице семинарии в ФБ. О планах трансляции на канале YouTube объявил Александро-Невский кафедральный собор в Таллине. Однако, для этого каналу собора необходимо 1000 подписчиков, а их пока около 600. Собор обратился через ФБ с просьбой подписаться на этой платформе на канал таллинского кафедрального  Александро-Невского собора. «Просто нажмите «подписаться», – призывают клирики. В той же Эстонии русский храм в Ласнамяэ – открыл на своем сайте новый раздел . «Здесь мы будем выкладывать богослужебные тексты, адаптированные для самостоятельного совершения богослужения дома мирянским чином», – сообщается на странице храма в ФБ. В Германии церковь великомученицы Варвары в городе Крефельде (Северный Рейн-Вестфалия) начала выкладывать на сайте тексты для молитв во время Великого Поста. Московский Новоспасский монастырь предоставил возможность подавать записки онлайн. Об этом говорится в информации на странице монастыря в соцсети ФБ в связи с популярным в этой обители богослужении о тяжкоболящих. «В субботу, 21 марта, в храме преподобного Романа Сладкопевца (Усыпальница Дома Романовых), будет совершена Божественная литургия для тяжело болящих. Начало Богослужения – в 8.30. Если вы не можете прийти сами, но хотите помолиться о своих близких – вы можете подать записки на молебен Матери Божией «Всецарица» и на Божественную литургию у нас на сайте », – сообщает обитель.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010