Городец. Собор Троицы Живоначальной. Троицкий Собор /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Собор Троицы Живоначальной в Городце. Кирпичный храм, построенный в 1673 г. Бесстолпный двусветный четверик, несколько вытянутый вдоль поперечной оси, завершенный декоративным пятиглавием, с полукруглой апсидой и двустолпной трапезной. Декор с поясом закомар под карнизом в духе московского узорочья. После пожара 1778 г. с юга к трапезной был пристроен Успенский придел. Закрыт в 1935 г., сломан в 1930-1940-х гг., на месте собора устроен сквер. Уцелела только каменная башня ограды кон. XVII в. http://svyatayarus.su/church/detail/49490/ С первых лет основания города сохранялись Троицкая и Михайло-Архангельская церкви. Если последний храм в древности служил усыпальницей местных удельных князей, то Троицкая церковь считалась соборной. В 1618 г. территория Городца, очерченного крепостными валами до 15 метров высотой, еще называлась «пустым гродищем». В Верхней слободе, занимавшей береговую бровку над Волгой, было всего б дворов тяглых крестьян и 10 дворов непашенных бобылей. Из слободы, огибая крепостной вал, вниз к берегу спускался пандус съезда, над которым высился Троице-Никольский погост с «деревянной, клетцки» церковью. Опись рисует нам небольшую, обычную для лесного Заволжья, клетскую церквушку, которую от рубленной «стаей» крестьянской избы отличал лишь алтарь да небольшая главка на коньке кровли. Неподалеку располагались 5 дворов причта и б кельей нищих, «питавшихся от церкви божии». Упоминание о еще пока деревянном храме Живоначальной Троицы встречается в Писцовой книге 1627 г. Здесь же писец сообщает, что «церковь и в церкви Божие... образы и книги и ризы и колокольные колокола и всякое церковное строение» было построено и приобретено на средства вотчинника Афанасия Васильевича Лобанова-Ростовского. Примечательно, что в это время он строит своим «коштом» несколько храмов: помимо Городецкой Троицкой церкви, он возвел новый деревянный храм на погосте Николая Чудотворца. Нормализация положения Русского государства к середине XVII в. и официальное учреждение в 1б41 г. знаменитой Макарьевской ярмарки, ставшей тогда крупнейшим торгом страны, дало новый толчок социально-экономическому развитию Городца. Год от года росло число дворов и погостов, развивались всевозможные ремесла, отстраивались многочисленные приходские сначала деревянные, а затем и каменные храмы.

http://sobory.ru/article/?object=34674

Кировский район. Храм-памятник Спаса Нерукотворного Образа. Воинский памятник-храм Церковь. Действует.   Престолы: Спаса Нерукотворного Образа , Илии Муромца Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1813 и 1823. Архитектор:Н.Ф. Алферов Адрес: Республика Татарстан, г. Казань, Кировская дамба, д. 2. Координаты: 55.80097, 49.07746 Проезд:до ост. " Речной техникум " на трамвае 5. Троллейбусы: 4, 10 Автобусы: 2, 5, 10, 45, 48, 49, 53, 57, 64, 72, 79, 82, 96. На автомобиле из центра города по Кировской дамбе. В средней части дамбы справа есть парковчный карман, из которого есть пеший спуск к воде. Храм-памятник находится в акватории реки Казанка напротив этого кармана. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты После взятия Казани Иваном Грозным в 1552 году на единственном в городе «русском» кладбище были захоронены православные воины, погибшие при штурме Казанской крепости. Павшие воины погребены в братской могиле, поверх которой был насыпан курган. В последствии, здесь хоронили всех воинов Казанского военного гарнизона. После победы в Отечественной войне 1812 года в России распространился почин устраивать на братских могилах поминальные воинские храмы. В Казани такой храм был воздвигнут на единственном воинском захоронении, имевшемся в городе. Император Александр I выделил средства на строительство храма, царская семья добавила приличную сумму денег из личных средств, так же пожертвования собирались по всенародной подписке. Проект храма выполнил архитектор Н.Ф. Алферов, автор подобного памятника в Севастополе. В 1831-1832 гг. храм подвергся реконструкции под руководством П.Г. Пятницкого, строителя казанского Университета. В 1958 году произошла последняя реконструкция храма, при которой были утрачены настенные росписи. В 1823 и повторно в 1832 году храм был освящен архиепископом Филаретом в честь иконы Нерукотворного Образа Спасителя, который долгое время изображался на хоругвях православных войск. Административно Храм подчинялся военному ведомству. Храм построен в виде усеченной пирамиды и украшен греческими портиками и колоннами. С северной и южной сторон располагаются входы в подземную Церковь-усыпальницу в честь прп. Илии Муромца, которая располагается непосредственно над мощами погибших воинов и напоминает усыпальницы Киево-Печерской лавры.

http://sobory.ru/article/?object=06599

Коробовка. Церковь Димитрия Солунского. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь возведена в 1879–1884 годах. Построена по проекту известного архитектора академика М.Е. Месмахера на средства князя Леонида Дмитриевича Вяземского, имение которого «Лотарево» находилось в двух верстах от с. Коробовка. Под алтарной частью храма была устроена фамильная усыпальница князей Вяземских. Усложненная объемно-пространственная композиция церкви включает массивную храмовую часть с шатром, прямоугольную апсиду с приделами, трапезную с двускатной кровлей, высокую шатровую колокольню с боковыми притворами паперти. Здание кирпичное оштукатуренное с архитектурными деталями и цоколем из белого камня. Отделка фасадов отличается насыщенностью декоративными элементами. Фасады прясел храмовой части подчеркнуты пилястрами с вертикальными ширинками и закругленными краями с перехватами, на которые опирается массивная профилированная арка. Традиционные входы и окна северного и южного фасада на первом этаже заменены изображениями латинского креста. Тройное окно верхнего света (среднее окно более высокое) имеет архивольты, опирающиеся на невысокие спаренные полуколонки с кубоватыми капителями. Изящность и вычурность придает храму колокольня, где четвертый ярус (ярус звона) с высокими арочными проемами с килевидными архивольтами отмечен полукруглыми колонками с двумя муфтами, переходящими на простенки завершается трехъярусными кокошниками. Использованием лицевого фигурного кирпича различного размера придает пластичность его фасадам. Отличается выразительным силуэтом и необычной пространственно-планировочной композицией. В храме св. Дмитрия Солунского искусно соединены в одно произведение разностилевые элементы. Информация с сайта Храмы России " Первая церковь в Коробовке была деревянная, привезённая сюда из села Княжая Байгора старанием помещика Николая Владимировича Вельяминова. Её заново обустроили и освятили в 1841 году. Простояла она сорок лет, после чего церковь разобрали и перевезли в Ольшанку, где она была снова обустроена для жителей этого села и прилегающего села Никольского.

http://sobory.ru/article/?object=11768

Кусково, Кунцево, Фили и … — острова в море бетонных коробок. Храмам бывших и настоящих окрестностей старой Москвы мы посвящаем наши прогулки, и первую мы совершим в две замечательные церкви — Покрова Божией Матери в Филях и иконы Богородицы «Знамение» в Кунцеве Кусково, Останкино, Коломенское, Царицыно, Кунцево, Фили, Лыково, Узкое — острова прошлого в море бетонных коробок советского стройкомплекса. Таких мест довольно много, чаще всего это храмы, которые становятся центрами культурной и духовной жизни московских окраин. Храмам бывших и настоящих окрестностей старой Москвы мы посвящаем наши прогулки, и первую мы совершим в две замечательные церкви — Покрова Божией Матери в Филях и иконы Богородицы «Знамение» в Кунцеве. Москва растет из века в век, заполняя все новые пространства. Кремль, Китай, Белый город, Скородом, Камер-Коллежский вал — бывшие границы города, столица преодолела эти рубежи. Ныне Москва «разливается» за пределы МКАД — современной городской черты: Бутово, Переделкино, Новокосино, Куркино, поселок Северный. Пригороды стремятся слиться со столицей, уже не отличишь где Реутово, а где Новокосино, где Химки, а где Москва. Ходят непроверенные слухи, что Москва и область в скором времени объединятся. И все же хрущево-брежневские новостройки спальных районов не везде смогли заслонить сельское пространство бывших окрестностей довоенной Москвы. Яхта обязательна Церковь Покрова в Филях. 1694 год. Прообраз филевского храма находится в московском Высокопетровском монастыре, прямо напротив усыпальницы рода Нарышкиных – это церковь Петра митрополита, построенная итальянцами в первой половине XVI века. Начнем с Филей. Покровский храм — символ эпохи, знак начала петровских преобразований. С постройкой этой церкви связывают появление нового стиля в русском искусстве — нарышкинского. Но давайте сначала. Село Фили, известное с 1622 года как владение Мстиславских, отмечено деревянным Покровским храмом с приделом Зачатия праведной Анны. Название села происходит от речки Фильки или, другой вариант, Хвилки.

http://pravmir.ru/navigaciya-betonnyx-mo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАННА БОГОСЛОВА АПОСТОЛА ЦЕРКОВЬ В СМОЛЕНСКЕ один из 3 сохранившихся памятников смоленского зодчества домонг. времени. Располагается на левом берегу Днепра, у бывш. Чуриловской переправы (на Варяжской ул.), вне валов древних смоленских укреплений. И. Б. ц. упоминается в Ипатьевской летописи под 1180 г. в некрологе смоленскому кн. Роману Ростиславичу, где говорится, что князь «созда церковь камену святаго Иоана и украсив ю всяким строеньем церковным, и иконы златом и хиниптом украшены, память здевая роду своему, паче же и души своеи оставление грехов прося» (ПСРЛ. Т. 2. С. 617). Поблизости, под мостовой Богословской ул. (ныне Б. Краснофлотская), в 1892, 1909 и 1951 гг. при земляных работах были зафиксированы остатки плинфяной стены - ограды загородного двора кн. Романа. Церковь являлась, т. о., княжеским дворцовым храмом и усыпальницей. Посвящение храма связывается с памятью брата Романа - Святослава, в крещении Иоанна, умершего в 1170 г. Записи утраченной клировой ведомости датировали храм 1173 г. Очевидно, возведение храма следует датировать в пределах 70-х гг. XII в. Как показали археологические исследования М. Х. Алешковского, храм возводился на необжитом месте. Он выстроен из плинфы на известково-цемяночном растворе. На многих плинфах найдены характерные для смоленской строительной традиции знаки и клейма. В кладке стен использованы блоки и плиты красного песчаника. Обнаружены и фрагменты голосников. Изначально постройка представляла собой крестово-купольный 4-столпный одноглавый 3-апсидный храм размером 20,25×16 м. К вост. части храма с севера и юга симметрично примыкали небольшие придельные бесстолпные одноапсидные храмы. С севера, запада и юга храм опоясывали галереи. Исследования галерей и приделов выявили, что они пристроены к центральному объему без перевязки кладки. Археологическое изучение пола в боковых апсидах показало, что он перекладывался (с повышением на 15-20 см) и что одновременно с этим в апсидах появились престолы (обнаружены небольшие фрагменты их фундаментов.

http://pravenc.ru/text/471599.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОВ (сер. XVII в., слобода Катунки, ныне Нижегородской обл.-3.02.1716, Новгород), митр. Новгородский и Великолуцкий. Из духовного сословия. По преданию, сохранявшемуся в слободе Катунки, «он с малых лет ходил по монастырям и, достигши Сергиевой лавры, там остановился и занялся науками». Принял постриг и был рукоположен во диакона в Троице-Сергиевом мон-ре (впосл. лавра). То, что И. увидел в Троицкой обители во время обширных строительных работ 80-х гг. XVII в., впосл. отразилось в его храмостроительной деятельности. В 1689(1690) г. патриархом Московским и всея Руси Иоакимом И. был назначен настоятелем Высокопетровского во имя святителя Петра, митрополита Московского, монастыря , возведен в сан архимандрита. В период его настоятельства Высокопетровский монастырь - родовая усыпальница Нарышкиных, родственников царя Петра I,- был заново отстроен. 8 мая 1690 г. в присутствии царей Петра I и Иоанна V в обители был освящен обновленный собор во имя свт. Петра, митр. Московского. После богослужения Петр I в покоях И. «жаловал бояр и околничих и думных и ближних людей водкою». В том же году по указу царя в монастыре началось строительство трапезного храма во имя прп. Сергия Радонежского, задуманного по аналогии с одноименным храмом Троице-Сергиева монастыря; одновременно строились корпус братских келий, «новоманерная» надвратная колокольня. В 1691 г. в мон-ре состоялись похороны родственников Петра I - его деда, боярина К. П. Нарышкина, и дяди, кравчего Ф. К. Нарышкина (на обоих погребениях присутствовал патриарх Московский и всея Руси Адриан ). Заботами И. в 1690-1691 гг. к обители были приписаны саратовский в честь Казанской иконы Божией Матери мон-рь с рыбными ловлями и саранский Богородицкий жен. мон-рь. Высокопетровский архимандрит занимал 10-е место по старшинству («степени») среди настоятелей мон-рей России (5-е среди московских), участвовал в погребении патриарха Иоакима, часто сослужил патриарху Адриану, который посылал его совершать богослужения в приходские храмы Москвы. 22 окт. 1690 г. И. возглавлял крестный ход вокруг Белого города.

http://pravenc.ru/text/578172.html

Москва. Новоспасский монастырь. Новоспасский в честь Преображения Господня, ставропигиальный мужской монастырь Автор: Архиповы Маргарита и Владимир Снято: 30 ноября 2014 Добавлено: 30 ноября 2014 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты Основание монастыря приписывается великому князю Юрию Долгорукому. Первоначально монастырь находился на месте современного Данилова монастыря. Около 1300 г. при великом князе Иване Калите монастырь был перенесен на Боровицкий холм в Кремле. В 1490 г. великий князь Иван III перенес монастырь на Крутицкий холм, где он и находится поныне. В 1591 г. монастырь участвовал в отражении набегов крымского хана Казы-Гирея. В Смутное время монастырь был опустошен, но при первом царе Михаиле восстановлен и укреплен, наделен вотчинами и землями. Деревянную крепостную стену заменили на каменную. Крепостная стена представляет собой неправильный пятиугольник с пятью башнями по углам плюс еще две в стенах между башнями. Петр I в 1717 г., в знак особого внимания к монастырю и усыпальнице своих родичей, приказал отлить колокол весом в 1100 пудов. Он был разбит во время разграбления монастыря в 1812 г. французами. Весь монастырь тоже сильно разграблен и опустошен пожаром. К 1820 г. все здания монастыря были отремонтированы, из осколков колокола Петра был отлит новый, вдоль западной части крепостной стены поднялся новый двухэтажный корпус, где разместились келии, кухня и прочие хозпостройки. В 30-40-х гг. 19 века обновили и храмы монастыря. В 17 веке монастырь был царским богомольем, в том же веке он использовался и для заточения: сюдя отсылались в 1690 г. престарелые преступники и мятежные стрельцы после бунта; за еретичество здесь содержался настоятель Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Дионисий. Монастырь закрыт в 1918 г. Позднее здесь разместилась особая тюрьма, филиал Таганской. В одной из церквей расстреливали, трупы хоронили у стен на насыпи со стороны Москвы-реки. Здесь была заточена в 1920 г. дочь Л.Н.Толстого - Александра.

http://sobory.ru/article/?object=02851

Рязань. Собор Михаила Архангела. Архангельский собор Карта и ближайшие объекты Каменный собор построен в 1470-х гг. Он служил великокняжеским храмом и усыпальницей рязанский арихереев. Основной объем представляет собой четырехстолпный крестовокупольный одноглавый четверик. К нему с востока примыкают три полукруглые апсиды. Зданиие было значительно перестроено после разрушительного пожара 1647 г., и позднее, XVIII и XIXbb. В XIX в. к собору пристроили пониженную трапезную с порталом в псевдорусском стиле. Первое упоминание об Архангельском соборе относится к концу 15 века. Это время можно считать основанием храма. За свою долгую жизнь собор неоднократно подвергался разрушительному действию пожаров, несколько раз реставрировался и переделывался. Но, тем не менее, с 1756 года в писцовых книгах отмечалось, что соборный храм настолько пришел в негодность, что служить в нём было уже невозможно. На многие годы в соборе прекратилось богослужение, и он понуро стоял, постепенно разрушаясь. Но стараниями архиепископа Сергия в Архангельском соборе начались  ремонтные работы. Предстояло отремонтировать церковное здание как снаружи, так и внутри. Работа шла медленно, и только в 1819 году храм был полностью готов для того, чтобы вновь принять прихожан.  8 ноября 1819 года состоялось торжественное освящение собора, а после этого прошла первая церковная служба. Архангельский собор традиционно служил местом погребения рязанских архипастырей. В правой стороне храма у южных дверей находилась гробница архимандрита Мисаила, убитого в 1655 году мордовскими разбойниками. Над гробницей в футляре хранилось с 1734 года мантия убитого, на которой были видны следы крови. Эта мантия ранее находилась во владении боярского сына Федора Куабицкого, затем по распоряжении. арх. Алексия она была перенесена в Архангельский собор. По материалам книги Иоанна Добролюбова «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии» В советское время собор, как и многие храмы России, был закрыт. Его имущество реквизировано. Внутреннее убранство портилось и разрушалось. В наши дни в соборе располагается экспозиция музея Рязанского Кремля.

http://sobory.ru/article/?object=01723

Татьяновка. Успенская Святогорская лавра. Всехсвятский скит. /// Объект утрачен Скит.  Утрачен.   Престолы: Всех Святых Год основания:2009. Год утраты:2022 (сгорел 4 июня) Архитектор:митрополит Святогорский Арсений Адрес: Украина, Донецкая область, Славянский район, с. Татьяновка, ул. Всехсвятская, 1 Координаты: 49.023825, 37.573874 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Всехсвятский скит Святогорской Лавры К юго-востоку от Святогорской Лавры располагается удивительный по своей красоте деревянный скит Всех святых, привлекающий внимание паломников, туристов и гостей обители. Пожалуй, это — самое необычное сооружение Святогорья. Скит необыкновенно красив и даже неожидан для этих мест. Храмы его собраны местными плотниками из массивных сосновых брёвен и украшены резьбой в традициях древнерусского деревянного зодчества XVI–XVII веков. А рядом, словно сказочные терема, — деревянные кельи. Скит обнесён деревянным частоколом с тесовыми воротами и угловыми башнями, напоминающими о былинных временах. В дореволюционное время на месте современного святогорского деревянного скита стоял несохранившийся до нашего времени изящной архитектуры каменный храм в честь Всех святых, освящённый в 1912 г. при последнем настоятеле преподобноисповеднике архимандрите Трифоне. После закрытия Святогорского монастыря в 1922 г. возле Всехсвятского храма, называвшегося тогда Банно-Татьяновским приходом, поселились немногие изгнанные из обители братия. Настоятелем храма и духовным руководителем небольшой общины монашествующих стал иеромонах Михаил Галушко. В кладбищенский Всехсвятский храм были перенесены святыни обители: чудотворная Святогорская икона Божией Матери, вериги преподобного Иоанна Затворника и более 120 частиц мощей угодников Божиих. Маленькая Всехсвятская церковь стала небольшим монастырем, местом паломничества большого числа верующих, приходивших из окрестных городов и сёл. До 1928 г. в помещении под церковью, где архимандрит Трифон планировал устроить усыпальницу, размещались на ночлег прибывшие паломники. За духовной поддержкой к отцу Михаилу приходили и изгнанные властями иноки Святогорской обители, разошедшиеся по разным городам и сёлам.

http://sobory.ru/article/?object=05588

Устюжна. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Казанская церковь Карта и ближайшие объекты Хорошо сохранившаяся церковь Устюжны — в честь Казанской иконы Божией Матери — возведена в 1694 году на деньги купца Строганова и является образцом нарышкинского барокко. Расположена на самом красивом и возвышенном месте города Устюжна, на правом берегу реки Ворожи. Как и другие строгановские храмы, Казанская церковь замечательна белокаменными узорами вокруг окон. Основной квадратный обьём храма поднимается над низкими приделами, гранёные главы стоят на двухъярусных барабанах. Рядом с ней — шатровая колокольня, построенная в 1764-1767 годах. Внутри фрески XVIII века. Церковь действующая, рядом с храмом находится городское кладбище. Ансамбль Казанской церкви - памятник культуры и истории федерального значения - находится в восточной части города и замыкает собой главную улицу города Карла Маркса. В него входят: церковь Казанской иконы Божией Матери, часовня, колокольня, сторожка, усыпальница и несколько хозяйственных построек: ворота, ограда. http://www.kaliningradgid.ru/architecture/ История Устюжны, особенно в ту эпоху, когда здесь появилось множество новых церквей, в том числе и храм Казанской иконы Божией Матери, косвенным образом связана с преобразованиями Петра Великого. В первые годы XVIII века Пётр велел построить в Устюжне Ижинский железоделательный завод, который долгое время обеспечивал мушкетами и пушками всю русскую армию. Впрочем, ещё в допетровские времена, в XVII веке, Устюжна была, как бы сейчас сказали, крупным металлургическим центром, - пожалуй, вторым по известности после Тулы, знаменитой своими оружейными заводами. Город даже носил название Устюжна Железнопольская. Большую роль в истории Устюжны и всего Вологодского края сыграло семейство Строгановых, крупных промышленников, землевладельцев и государственных деятелей. Григорий Дмитриевич Строганов - промышленник, финансист и политический деятель - особенно часто наезжал в Устюжну в конце XVII века. Во время своих приездов Строганов останавливался в принадлежавших ему домах на другом берегу реки Мологи, где постоянно жили его приказчик и дворовые люди. На средства Строганова и была возведена в 1694 году церковь Казанской иконы Божией Матери. Храм возник не на случайном месте. Ещё в XVII веке, до появления здесь деревянной церкви, на том самом месте произрастал сосновый лес. Поводом к его возведению послужило явление Казанской иконы Богоматери местному юродивому Афанасию, по прозвищу Железный Посох. Афоня подолгу молился в дремучем лесу на окраине города и однажды увидел на дереве неведомо откуда там появившуюся икону Казанского образа Богородицы. Это был знак свыше. Устюженцы решили возвести на этом месте храм, в честь этого знаменательного события.

http://sobory.ru/article/?object=00239

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010