Мартирий Мартирий (гр. μαρτριον, лат. memoria) — здание или усыпальница, сооруженная над могилой мученика или на месте, связанном с жизнью Христа или святого. Наиболее ранние мартирии были просто гробницами, возведенными над могилами мучеников, как эдикула над предполагаемой могилой апостола Петра на Ватиканском холме в Риме. Монументальный мартирий в виде большого куполообразного сооружения был построен в районе 300 года над могилой апостола Иоанна Богослова в Эфесе. После 312 года монументальные мартирии сооружались в большом количестве по всему христианскому миру. Андре Грабар показал, что форма мартирия произошла от римских погребальных сооружений. Большинство мартириев имело центрическую планировку. Например, круглые — ротонда храма Гроба Господня в Иерусалиме, октогональные — над гротом Рождества Христова в Вифлееме, или формы креста — мартирий св. Вавилы в Антиохии, форма базилики также использовалась для мартириев, например, в церкви св. Петра трансепт (поперечный неф) играл роль мартирия. Также и древнейшая церковь Салоны, посвященная муч. Анастасию, рубеж IV века, представляет собой мартирий. После прекращения гонений строительство таких зданий получает дальнейшее развитие; на Востоке к мавзолею, в котором хранились мощи, часто пристраивалась церковь; на Западе мощи обычно хранились под алтарем самой церкви. Мартирии продолжают строится и позже, как в случае св. Евфимии в Константинополе, когда дворец был превращен в часовню, чтобы дать пристанище останкам святой в VII веке. Различия между мартирием и обычными церквями начали стираться в начале IV века с первым переносом мощей в церкви, которые не строились специально, как усыпальницы. В послеиконоборческое время мартирии больше не строились. Происхождение мартириев тесно связано с традицией переноса мощей. Перенесение мощей приобретает особую значимость в связи с тем, что в церкви утверждается обычай строить храмы на мощах святых. При этом мощи обычно полагались под алтарем (иногда также с одной из сторон алтаря или у входа в храм).

http://patriarchia.ru/db/text/142150.htm...

Мозырь. Кафедральный собор Михаила Архангела. Свято-Михайловский кафедральный собор Карта и ближайшие объекты Кафедральный собор святого Архангела Михаила знавал за годы своей истории разные времена, и сейчас жители Мозыря могут только гордиться таким памятником. Ведь это не только памятник архитектуры, но и памятник веры и мужества. Началась история этого величественного сооружения в 1645 году, когда часть холма – напротив Мозырского замка – была подарена монахам-бернардинцам. Этот щедрый подарок сделал Стефан Лозко, отставной полковник, который к тому же поучаствовал в строительстве небольшого деревянного монастыря. Правда, монастырь простоял всего три года, а потом был уничтожен во время казацко-крестьянской войны. Тогда же и сам Мозырь разрушили практически до основания. Только в 1678 году город начал потихоньку восстанавливаться. В эти тяжелые для Мозыря времена огромную роль в возрождении города сыграл самый могущественный и знатный род на этой территории – Аскерки. Представители этой фамилии были хорошо известны на землях Мозырьского Полесья, занимали высокие должности и были владельцами огромных поместий. Именно благодаря им и был отстроен монастырь бернардинцев, а также возведен величественный каменный собор. Сколько лет ушло на его строительство – не известно, но освящен храм был примерно в 60-х или 70-х годах XVIII века. Весь комплекс демонстрировал черты стиля позднего барокко. Двухбашенная трехнефная базилика стала не только домом для монахов, здесь также были начальная школа и библиотека. А в крипте собора находилась семейная усыпальница Аскерок, где находили последний приют члены этой славной семьи. В XIX веке монастырь бернардинцев в Мозыре закрыли. Присоединение к Российской империи, а также национальные восстания привели к тому, что католические храмы и монастыри повсеместно прекращали свое существование. В корпусах монастыря разместили присутственные места Мозырьского уезда и больницу. Собор несколько раз горел и начал разрушаться. В 1864 году он стал православным храмом – церковью святого Архистратига Божия Михаила. В правом приделе был освящен престол во имя святителя Кирилла Туровского, а в неосвященном левом расположились ризница, библиотека и архив.

http://sobory.ru/article/?object=11309

Нижний Монастер. Тирский Богородицко-Рождественский мужской монастырь. Тирский монастырь, монастырь Тири /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты Тирский Богородице-Рождественский мужской монастырь без преувеличения можно назвать одной из самых значимых святынь Южной Осетии. Эта древняя обитель видела расцвет христианства, образование Аланской митрополии и ее падение. Стены обители видели орды монголо-татар, Тамерлана и прочих завоевателей огнем и мечом насаждавших ислам. Сейчас древняя обитель восстанавливается. 1 сентября (по старому стилю) 2008 года в монастыре поселился монах Серапион. 4-го января, впервые после длительного перерыва в богослужении, была возобновлена литургическая жизнь монастыря. Сейчас в обители каждое воскресение и по большим церковным праздникам служится Божественная Литургия, по субботам проводится крещение. Тирский монастырь - одно из немногих пока мест в Южной Осетии, где проводятся регулярные богослужения. Начало развития монастыря приходится на XII - XIII век, этот период отмечен рассветом Аланской митрополии. В то время возводилось множество Православных храмов и монастырей. Они были сосредоточием духовных и культурных достижений Алании. Именно тогда построен главный храм монастыря. Однако до сих пор на территории монастыря остались древние, высеченные в скале пещерные храмы, которые, вероятно, относятся к VI веку. Тир - библейское наименование в переводе означает скала. И действительно, это впечатляющее произведение архитектуры наполовину вырублено в скале. В то время монастырь был украшен в интерьере живописью и шедеврами прикладного искусства, составляющими церковный инвентарь, обладал рукописными книгами, там звучала церковная музыка. К сожалению, до нас дошли лишь часть фресковой живописи церковно-канонического содержания, по технике исполнения безусловно византийского стиля, отличающиеся прекрасным рисунком и ярким колоритом. К сожалению, эти и другие фрески аланских храмов еще не стали объектом специального исследования. Монастырь ктиторский. Благодетелями монастыря являлись представители царских династий, они содержали монастырь и зачастую находили в обители свой последний приют - так, например, в храме Рождества Богородицы погребен царевич Рустем, сын царя Картли Вахтанга VI Законодателя. Насельники монастыря молились о здравии и упокоении строителей монастыря, а также поддерживали порядок в царских усыпальницах. Для защиты царских гробниц от разграбления была воздвигнута крепостная стена и сторожевые башни, которые к настоящему времени разрушены.

http://sobory.ru/article/?object=56149

Солотча. Рождество-Богородицкий монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы на сегодняшний день остаётся самым старым из сохранившихся сооружений на территории Солотчинской обители. Построил его сам великий князь Олег Рязанский. Но тогда, в конце XIV столетия, храм был деревянным и соединялся с княжеским теремом. В XVI веке на его месте возвели каменную церковь. Рождественская церковь относится к довольно редким в древнерусской архитектуре двустолпным храмам. Это означает, что когда-то её свод поддерживали не четыре, а лишь два столпа. Сейчас от них остались только фасадные лопатки, проходящие посередине северного и южного фасадов. Здесь, интересны, впрочем, не конструктивные детали, а характерная для XVI-XVII веков классическая строгость форм Рождественской церкви. В начале XVII века древний храм был перестроен. В 1618 году Солотчинский монастырь подвергся опустошительному нападению войск польского королевича Владислава и запорожского гетмана Петра Сагайдачного, после чего монастырский храм решено было перестроить. Спустя некоторе время, в 1650-е годы, приключилась с храмом ещё одна напасть - верхняя часть собора обрушилась. Храм после обрушения восстанавливал известный русский архитектор, " каменных дел мастер " из Солигалича Василий Харитонович Зубов. Нижняя часть церковного здания - это всё, что осталось от XVI столетия. В соборе находились древние иконы - высеченные из камня, образ святых благоверных князей Бориса и Глеба, образ святого Алексия, митрополита Московского. Ныне Храм Рождества Пресвятой Богородицы является пятиглавым, с востока к нему примыкает трёхчастная апсида, с запада - двухэтажная пристройка 1691 года. В пристройке вверху находились ризница и библиотека, а внизу - трапезная. Церковь Рождества Богородицы остаётся самой старой постройкой обители, более древние строения не сохранились до наших дней. Под храмом Рождества Пресвятой Богородицы во второй половине XVIII века в склепе была устроена усыпальница основателя монастыря - святого благоверного князя Олега и его супруги княгини Евфросинии. До того времени они покоились в монастырской Покровской церкви, подмытой водой и обрушившейся в 1768 году. Солотчинский монастырь закрыли в 1923 году, а монахов разогнали. Некоторое время храмы пребывали в запустении, но спустя некоторое время в бывшей обители создали колонию для малолетних преступников, затем устроили склады. Впоследствии архитектурный комплекс бывшей Солотчинской обители вошёл в состав Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника.

http://sobory.ru/article/?object=05474

Спор о том, как музеям и церкви поделить художественно-исторические ценности, ведется уже не первый год. Общественная палата РФ предлагает подготовить специальный закон об особом статусе " музейных коллекций религиозного назначения " , либо внести изменения в уже существующий документ " О музейном фонде и музеях Российской Федерации " от 1994 года. Перед тем как обращаться с этими инициативами в Госдуму, члены палаты посоветовались с общественностью Петербурга - " ключевого в этом вопросе города " . Как ни призывали организаторы круглого стола в Доме журналиста " избегать экстремизма " , без радикальных выступлений не обошлось. - Государство в свое время украло у церкви имущество. И теперь обязано его вернуть хозяину, - требовал член Общественной палаты Сергей Вострецов. - Речь не должна идти о том, хотят ли музеи отдавать храмам иконы и утварь. А лишь о том, могут ли церкви принять эти ценности. Его горячо поддержал Сергей Шаров, который отвечает в Александро-Невской лавре за взаимодействие со светскими организациями, заявивший, что " отказ возвращать ценности - позорный пережиток прошлого. Только церковь, как родная мать, способна позаботиться о святынях " . В первую очередь, лавра хотела бы вернуть себе Благовещенскую усыпальницу, находящуюся в ведении Государственного музея городской скульптуры. А также - серебряную раку, изготовленную для хранения мощей Александра Невского. Эта реликвия (правда, без мощей) находится в коллекции Эрмитажа. Участникам круглого стола раздали составленное по этому поводу " открытое обращение " , подписанное в том числе и наместником Александро-Невской лавры Назарием. Светские участники дискуссии такой категоричный подход не одобрили. По мнению директора Государственного музея истории религии Бориса Аракчеева, " по каждому экспонату надо принимать отдельное решение " . У музейщиков есть сомнения, способны ли храмы правильно хранить художественно-исторические ценности - поддерживать необходимые влажность, температуру воздуха. А также - охранять иконы как положено от воров и вандалов. Музей истории религии уже более 200 предметов отдал религиозным учреждениям. Причем сотрудники музея продолжают " мониторить " судьбу бывших экспонатов.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Владикавказ) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Осетинской горке (осет. Сыгъдæг Мады Майрæмы райгуырды аргъуан) — старейший православный храм Владикавказа. Усыпальница выдающихся граждан Северной Осетии. Содержание История [ править править код ] Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (из-за своего расположения на Осетинской горке, кратко именуемая в народе Осетинской церковью) основана и освящена в 1814-1815 гг. Осетинской Духовной Консисторией. Церковь сооружена на высоком холме. Первоначально она была четырехугольной, затем стала крестообразной. В 1860 году ее обновили и расширили, а в 1896 году увеличили новой пристройкой и обнесли каменной оградой. По мере увеличения православной паствы церковь расширялась и переустраивалась и к 1861 г. превратилась в удобную каменную церковь в классическом стиле (имя архитектора неизвестно). Строительство осуществлялось «при живом и деятельном участии» начальника Владикавказского Военного округа барона Вревского, генерала Евдокимова, полковника Сперанского, князя Святополк-Мирского, купцов Шилова, Андреева, Щербинина, а также на пожертвования русского и осетинского офицерства, жителей города и Осетинской слободки. Впоследствии во Владикавказе было построено 17 православных церквей, но лишь это историческое здание сохранилось, хотя в конце 1920-х гг. фрески и иконы были уничтожены. В плане здание решено в виде креста, в западной части устроена колокольня. Размеры в плане — 28,1 м — длина (включая колокольню) и ширина 20 м (включая притворы). В 1930-х гг. с колокольни было снята и уничтожена вся купольная часть и колокола. При церкви Рождества Пресвятой Богородицы протоиереем Алексием (Аксо) Колиевым в начале 1860-х годов было основано 3-классное женское училище. В 1890 году на территории Осетинской церкви была построена одноэтажная церковно-приходская школа. На этом месте ныне расположилась средняя школа 13. После революции с 1920-х годов многие храмы подверглись полному уничтожению, а некоторым в какой-то степени повезло, когда их начали приспосабливать под различные функции. В начале 1930-х годов верхнюю часть основного объема Осетинской церкви (центральную главу на восьмигранном барабане) разобрали: вероятно, в тот же период были разобраны малые главки и шатровое покрытие звонницы.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Рождества...

Исаакиевский собор и Спас на Крови перешли в собственность города Санкт-Петербург, 4 октября 2012 г. Исаакиевский собор и Спас на Крови перешли в собственность города Восемь объектов культурного наследия федерального значения, относящихся к имуществу религиозного назначения, передано в собственность Санкт-Петербурга, сообщил комитет по управлению городским имуществом (КУГИ), передает РИА-Новости. Спас на Крови перешел в собственность Санкт-Петербурга В соответствии с распоряжением правительства РФ от 10.09.2010 в собственность Петербурга переданы Сампсониевский собор с колокольней; церковь Воскресения Словущего с колокольней на Волковском православном кладбище; церковь Благовещения Пресвятой Богородицы с усыпальницей, Лазаревское кладбище, церковь святого праведного Лазаря с усыпальницей в Александро-Невской Лавре; собор Воскресения Словущего и ограда Смольного монастыря; Церковь Святой Марии Магдалины с госпиталем и богадельней; Исаакиевский собор; церковный дом и Петропавловский собор в Петропавловской крепости; Собор Воскресения Христова – Спас на Крови. Сампсониевский собор Эти объекты являются визитной карточкой северной столицы, общепризнанными всероссийскими центрами культуры, осуществляющими свою деятельность как многофункциональные музейные учреждения XXI века, бремя содержания которых несет Петербург. церковь святого праведного Лазаря в Александро-Невской Лавре Санкт-Петербургские учреждения культуры создавались в неразрывной связи с местоположением и назначением вышеупомянутых зданий. Именно музеи представляют храмы как выдающиеся памятники православной культуры, архитектуры и российской истории более чем двум миллионам посетителей в год. Оформление права собственности Санкт-Петербурга на эти объекты недвижимости означает возможность продолжить отлаженную деятельность музейных комплексов и позволит осуществлять научно-исследовательские и ремонтно-восстановительные работы на указанных объектах за счет доходов от деятельности музеев и средств бюджета Петербурга, говорится в сообщении КУГИ.

http://pravoslavie.ru/56498.html

Участники программы «Александр Невский — имя России» призывают возвратить Александро-Невской лавре изъятые в советское время храмы и святыни 14 января 2010 г. 16:12 Участники Международной программы «Александр Невский — имя России» выражают надежду на то, что Александро-Невской лавре будут возвращены отобранные храмы и святыни. По инициативе участников программы в федеральные и региональные органы власти направлены ходатайства о возвращении Лавре храма в честь святого благоверного князя Александра Невского, Благовещенского храма-усыпальницы, храмов на Тихвинском и Лазаревском кладбищах Петербурга, а также раки, изготовленной специально для хранения честных мощей святого Александра Невского, которая до сих пор находится в государственном музее «Эрмитаж». Программа «Александр Невский — имя России» получила благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и была поддержана правительством Ленинградской области. Программа приурочена к 800-летию со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского, которое будет праздноваться в 2020 году. Концепция программы была разработана Александро-Невской лаврой. Основным координатором программы стало Александро-Невское братство, существовавшее при Лавре с 1917 по 1932 год и воссозданное в 2009 году. Председателем этой межрегиональной организации стал епископ Выборгский Назарий , наместник Александро-Невской лавры, викарий Санкт-Петербургской и Ладожской епархии . Деятельность братства осуществляется по нескольким направлениям: общественно-политическому, духовно-просветительскому, социальному; большое внимание уделяется патриотическому воспитанию молодежи. В начале декабря в Санкт-Петербурге в Александро-Невской лавре прошла Межрегиональная научно-общественная конференция «Александр Невский — имя России». По результатам конференции было принято обращение о возвращении Александро-Невской лавре отобранных в советское время храмов и святынь. В обращении, в частности, говорится: «В 2013 году исполняется 300-летие со дня основания крупнейшего духовного центра России — Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Участники конференции обращают внимание на факт отсутствия в Александро-Невской лавре храма в честь святого благоверного князя Александра Невского, по причине того, что этот храм был отобран у Александро-Невской лавры богоборческой властью и здание храма до сих пор занимает музей городской скульптуры. Факт отсутствия в православном монастыре действующего храма во имя святого, в честь которого назван монастырь, не имеет аналогов ни в одном регионе России и нигде в мире Ежедневно Александро-Невскую лавру посещают тысячи паломников со всего мира, у которых вызывает крайнее недоумение отсутствие возможности совершить молитву в престольном храме монастыря. Такое положение дел свидетельствует о том, что в Санкт-Петербурге еще не устранены пережитки богоборческого прошлого 

http://patriarchia.ru/db/text/995933.htm...

Гомельская область (храмы) Материал из Азбука паломники Петропавловский кафедральный собор (Гомель) [ править править код ] Петропавловский кафедральный собор (Гомель) Собор заложен протоиереем Иоанном Григоровичем 18 октября 1809 года во владении Н. П. Румянцева, строился в 1809—1819 гг. в стиле классицизма (архитектор — Дж. Кларк). Размещается на высоком мысу над Сожем и виден издалека. Окончательно строительство завершилось в 1824 году. После революции началось закрытие и разрушение церквей, переоборудование их в учреждения иной категории. В 1935 году Петропавловский собор был закрыт. Богослужения в соборе возобновились в 1940-х гг., в период оккупации. В 1960-е гг. собор закрыли вторично; позже в нём был оборудован планетарий. В конце 1980-х годов собор был восстановлен, после чего в нём стали регулярно проводиться богослужения. Адрес: Белоруссия, 246050, г. Гомель, пл. Ленина, 6 Телефон: (+375 232) 74-14-94 , 74-16-25 Собор Архистратига Михаила (Мозырь) [ править править код ] Собор Архистратига Михаила (Мозырь) Самые первые упоминания о Михайловском храме относятся к XVI веку. Но во второй половине XVIII века недостроенный монастырь был уничтожен. В 1745 году Аскерки начинают строительство нового каменного монастыря бернардинцев, центром которого должен был стать величественный костёл. Сколько лет длилось строительство храма - доподлинно неизвестно. Вероятнее всего храм было освещен в 60-х или 70-х годах XVIII века. Монастырский комплекс был построен в стиле позднего барокко в виде двухбашенной трехнефной базилики. В монастыре так же располагались начальная школа и библиотека. В крипте костёла была устроена семейная усыпальница, где находили упокоение представители рода Аскерок. После национально-освободительных восстаний XIX века бернардинский монастырь был закрыт, в его корпусах расположились присутственные места Мозырского уезда и больница. Костёл неоднократно горел и пришел в упадок. В 1864 году храм был передан православной церкви и освящен в честь святого Архистратига Божия Михаила.

http://azbyka.ru/palomnik/Гомельская_обл...

Севастополь (храмы) Материал из Азбука паломники Богоявленский храм (Севастополь) [ править править код ] Чернореченское водохранилище, снабжающее Севастополь пресной водой, находится в Байдарской долине недалеко от с. Широкое. 10 лет назад, в 2004 году, по инициативе руководства КП «Севгорводоканал», при поддержке Севастопольского благочиния возникла благочестивая традиция в день праздника Святого Богоявления (Крещения Господня) совершать чин великого освящения воды водохранилища, из которого освященная вода поступает в дома севастопольцев. Каждый год 19 января благочинный Севастопольского округа неизменно приезжает сюда для совершения богослужения и освящения воды. В 2014 году руководством «Севгорводоканала» было принято решение рядом с водохранилищем построить деревянный храм в честь Святого Богоявления Господня. Это первый Богоявленский храм в Севастопольском церковном округе. 25 сентября 2014 года правящий архиерей Симферопольской и Крымской епархии митрополит Лазарь совершил чин закладки храма и водружения креста. Закладной камень нового храма вместе с владыкой водружали директор КП «Севгорводоканал» Николай Болеславович Перегуда, главный инженер предприятия Алексей Леонидович Чайников. Адрес: Севастополь, Чернореченское водохранилище Подробнее... Владимирский собор (Севастополь) [ править править код ] Первоначально храм закладывался с целью увековечить Крещение святого князя Владимира, однако в ходе строительства превратился в усыпальницу выдающихся адмиралов флота Российского, в памятник героям, павшим в Крымской войне. На северной и южной сторонах храма размещены диоритовые плиты с именами адмиралов, прах которых покоится в соборе: М.П.Лазарева, В.А.Корнилова, В.И.Истомина, П.С.Нахимова. Всего в соборе похоронено тринадцать адмиралов. В верхнем храме установлены мраморные плиты с именами семидесяти двух морских офицеров, участвовавших в Крымской войне. Возведение Князь-Владимирского собора продолжалось более тридцати лет, с 1854 по 1888 гг. Почти столько же, с 1932 по 1965 гг., длился период разрушения и забвения уникального по архитектуре и внутреннему убранству храма.

http://azbyka.ru/palomnik/Севастополь_(х...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010