В Москве установлен поклонный крест в честь небесной покровительницы города Москва 3 декабря 2012 года Два памятных знака, посвященных небесной покровительнице столицы преподобной Ефросинии Московской : мемориальная доска в Кремле и каменный поклонный крест на Рождественском бульваре, были торжественно открыты в субботу в Москве. Утром в субботу Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отслужил молебен в храме храм Рождества Пресвятой Богородицы на Сенях — домовой церкви Большого Кремлевского дворца. Он освятил мемориальную доску, которая будет установлена на стене 14-го корпуса Кремля, построенного в 1932-1934 годах на месте снесенных Чудова и Вознесенского монастырей. В своем Первосвятительском слове Патриарх Кирилл отметил, что, Вознесенская обитель, ставшая усыпальницей многих представительниц великокняжеского и царского рода, была основана княгиней Евдокией Дмитриевной. «Новая власть не остановилась перед тем, чтобы уничтожить и храмы, и обитель; и только героическими усилиями небольшой группы людей были спасены останки великих князей и цариц и наиболее значимые святыни этого монастыря», — отметил Патриарх. «Народ, который разрушает свои памятники, который уничтожает свои святыни, лишается будущего. И только по великой милости Божией мы как народ вышли из того исторического беспамятства, в который были обрушены трагическими событиями первой половины ХХ века», — подчеркнул он Патриарх Кирилл выразил надежду на восстановление храма в том месте, где его закладывала преподобная Евфросиния. «Известно, что здесь сохраняется то пространство, которое было построено во время святой Евфросинии. Там сейчас нет храма, и я выражаю надежду, что там будет восстановлен храм в память о великой княгине Евдокии Дмитриевне, которая вместе со своим благочестивым мужем князем Дмитрием Донским закладывала и укрепляла основы нашей государственности, основы нравственной, духовной жизни нашего общества», — особо отметил Патриарх. Позднее на Рождественском бульваре состоялось торжественная церемония открытия поклонного креста в память о святой, по воле которой в 1395 году в Москву была принесена чудотворная Владимирская икона Божией Матери, спасшая Русь от нашествия Тамерлана.

http://pravoslavie.ru/57840.html

В Пскове прошла панихида по архиепископу Симону Тодорскому Псков, 9 марта 2004 г.   Усыпальница Троицкого собора (фото ПАИ) 7 марта (22 февраля по ст.с.) исполнилось 250 лет со дня кончины архиепископа Псковского и Нарвского Симона (Тодорского), сообщает наш корреспондент Ольга Кирьянова.   Он родился в Малоросии, в благочестивой верующей семье казака Переяславского полка Феодора. Сестра будущего Владыки Иустина стала игуменией Киевского Флоровского монастыря, сын другой сестры – Алексий, также принял монашество, а впоследствии был епископом Милитийским. Симеон Тодорский окончил Киевскую Духовную Академию и Галльский университет под Магдебургом, а затем по приглашению митрополита Киевского Рафаила (Зборовского) четыре года преподавал в Киевской Академии греческий, еврейский и немецкий языки. В 1740 году Симеон принял монашество с именем Симон, а два года спустя митрополит Рафаил рекомендовал его императрице Елизавете Петровне в качестве воспитателя будущего императора Петра III и его невесты Екатерины. Помимо обязанностей преподавателя Закона Божия и русского языка иеромонах Симон исполнял обязанности придворного духовника и проповедника.   В 1743 году Симон Тодорский стал архимандритом Костромского Ипатьевского монастыря и членом Святейшего Синода. В этом качестве он принял участие в издании Елизаветинской Библии, сверив и заново переведя с еврейского языка книгу Бытия.   31 марта 1745 года архимандрит Симон был возведен на Костромскую епископскую кафедру, а вскоре переведен во Псков. Здесь по свидетельству церковного историка митрополита Евгения (Болховитинова) архиепископ Симон много потрудился, искореняя невежество и суеверия, обновляя и украшая древние псковские храмы. На Псковской кафедре он оставался до своей кончины и был погребен в Троицком кафедральном соборе города Пскова. Православные псковичи чтили память архиепископа Симона, как великого подвижника, молитвенно обращаясь к нему за помощью.   В 1853 году причт кафедрального храма представил архиепископу Рижскому Платону книгу с 16-ю свидетельствами чудесных исцелений, произошедших у гробницы псковского архипастыря. Год спустя при повреждении склепа его останки были обнаружены нетленными, о чем засвидетельствовал архиепископ Платон и духовенство Троицкого собора.

http://pravoslavie.ru/9180.html

Делегация монашествующих Коптской Церкви посетила православные святыни Москвы 26.08.2021 18:36:41 МОСКВА 24-26 августа 2021 года делегация игуменов и насельников монастырей Коптской Церкви, находящаяся в эти дни в России по приглашению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, посетила храмы и монастыри Москвы. Программа началась с посещения Новоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы. Делегация была радушно принята наместником обители — управляющим делами Московской Патриархии, первым викарием Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по городу Москве митрополитом Воскресенским Дионисием. Владыка лично провел для гостей из Египта экскурсию по территории монастыря, рассказал о ее исторических достопримечательностях, в том числе усыпальнице бояр Романовых. Паломники поклонились главным святыням обители — чудотворному образу Божией Матери «Всецарица», иконе Спаса Нерукотворного и образу Пресвятой Богородицы «Одигитрия», а также молитвенно почтили память погребенных в обители его бывшего наместника архиепископа Алексия (Фролова), известных насельников и принявших здесь в 1920-1930-х годах мученическую кончину жертв безбожных гонений. В честь прибытия делегации митрополитом Дионисием был дан прием. Архипастырь приветствовал гостей от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода Русской Православной Церкви. «Мы очень рады принимать в России наших братьев-христиан из Египта — благословенной земли, родившей великих основателей монашества. Наследие отцов Египетского патерика имеет особое значение для нашей духовной традиции. Коптская Церковь, как и Церковь Русская — это также Церковь мучеников и исповедников христианской веры, в том числе пострадавших в XX и в XXI веках. Пролитая мучениками кровь — сила нашего евангельского свидетельства сегодня», — сказал, в частности, митрополит Дионисий. Глава египетской делегации епископ Аль-Мухарракский Вукол тепло поблагодарил владыку Дионисия за оказанный прием и просил передать приветствия и благопожелания Предстоятеля Коптской Церкви Святейшего Патриарха Тавадроса II Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. «Его Святейшество Патриарх Тавадрос II уделяет значительное внимание развитию отношений с христианскими Церквами во всем мире. Однако наибольшее значение для нас сегодня имеет диалог с великой Русской Православной Церковью — хранительницей веры и духовности Святой Руси. Русская духовная традиция очень близка нашей, коптской, и эту близость мы чувствуем всегда, она превосходит разделяющие нас границы», — отметил епископ Вукол.

http://radonezh.ru/2021/08/26/delegaciya...

Женский монастырь Бешка Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Бешка (серб. Манастир Бешка) построен в конце XIV века на средства Георгия II Страцимировича Балшича. Относится к Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] Монастырь, расположенный на острове Бешка, внес значительный вклад в духовную жизнь древнеславянского государства Зета, поскольку, подобно монастырю Старчева Горица , в нем велась активная деятельность по переписи церковных книг. Кроме того, храмы этого монастыря сегодня являются ценными памятниками архитектуры позднего Средневековья. Своим появлением монастырь Бешка обязан династии Балшичей, которая оставила после себя большое количество монастырей в районе Скадарского озера. Считается, что монастырь был построен в конце XIV века на средства Георгия II Страцимировича Балшича. В монастыре находятся два храма — церковь Святого Георгия и церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Обе постройки отражают высокое искусство зетских каменотесов и зодчих, сумевших органично и красиво вписать эти здания в островной ландшафт. Главный храм Святого Георгия — это однонефное здание с куполом, просторным притвором и большой колокольней в три звона. Пол храма выложен каменными плитами. Малая церковь, посвященная Богородице, появилась на острове несколько позже усилиями Елены Балшич, дочери святого князя Лазаря и супруги Георгия II, об этом имеется соответствующая надпись над входом в церковь, датированная 1440 годом. Это также однонефный храм, но меньшего размера, украшенный мелкой каменной резьбой. Елена Балшич планировала использовать церковь в качестве своей усыпальницы, и после своей смерти была похоронена в приделе у южной стены. Монастырь Бешка оставил след в духовной истории страны благодаря переписыванию различных церковных книг. Наиболее известные образцы этого творчества — «Шестоднев старца Никона Иерусалимлянина», ныне хранимый в монастыре Савина, и «Горичский сборник», ныне находящийся в библиотеке Сербской Академии наук и искусства, в котором изложена переписка Елены Балшич и ее духовника Никона Иерусалимлянина.

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

Защитить от грабителей храмы и церкви – задача сложная. Зачастую церковные строения не имеют даже охранной сигнализации, и похищают из храмов России втрое больше, чем из музеев, галерей и библиотек. Эти данные широко известны и звучат сегодня особенно остро, потому что вопрос сохранности реликвий один из самых обсуждаемых общественностью. Он актуален, как для музеев, так и для церкви, ведь идет процесс передачи Русской православной церкви ее имущества. В Петербурге в центре внимания – Александро-Невская лавра. Представители церкви надеются, что Лавре – крупнейшему духовному центру – вернут престольный храм, который сейчас находится в ведении Музея городской скульптуры, а вместе с ним и другие святыни. В том числе раку Александра Невского, которая хранится в Эрмитаже. Мнения сторон музейщиков и представителей церкви – в репортаже «Новостей культуры». «Вернуть Лавре Благовещенскую усыпальницу и раку Александра Невского» – с тезисами письма, подписанного участниками прошедшей в Петербурге религиозной конференции, согласился епископ Выборгский Назарий. Тем самым епархия подтвердила свое намерение начать очередной раунд борьбы за бывшее церковное имущество. В сочетании «церковь-усыпальница» применительно к творению Трезини музейщики и служители Лавры выбирают разные акценты. Слова и деяния Петра Первого традиционно критически оценивались русским православием. Довод о том, какой хотел бы видеть Лавру основатель Петербурга, сегодня не работает. Особенно монахам не нравится название Пантеон, ведь изначально это понятие было применимо к языческому храму всех богов. К музею отношение терпимее, но не в церковных стенах. С XVIII века Благовещенская церковь, состоящая из нижнего храма усыпальницы и верхнего, освященного в честь Александра Невского, шла к современному состоянию классического интерьера заполненного шедеврами русской мемориальной скульптуры. Надгробия, входящие в музейный фонд России как памятники федерального значения, располагаются в бывшей алтарной части и в нишах, которые были замурованы в церковный период. Так, монументальное надгробие фельдмаршала Александра Голицына было открыто после музеефикации здания в 1930-х годах. Решение о реставрации усыпальницы принималось еще советом министров СССР в 1980-е годы. Вместе с Благовещенской церковью в петербургский список тогда вошли только два объекта: Сампсониевский собор и большой каскад Петергофа.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Калитниковское кладбище (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Калитниковское кладбище (Москва). Кладбище в Центральном административном округе Москвы. Кладбище расположено по адресу Большой Калитниковский проезд, 11, рядом с историческим «Птичьим (Калитниковским) рынком» (закрыт в 2001 г.). Содержание История [ править править код ] Кладбище основано в 1771 году за пределами города. В 1771 году, после эпидемии чумы, все захоронения в городской черте были запрещены, и за Камер-Коллежским валом были учреждены новые кладбища (в том числе сохранившиеся Рогожское, Введенское, Ваганьковское и Калитниковское). Сегодня площадь кладбища около 19 гектаров. Вначале кладбищенская церковь была деревянной, существующая каменная церковь Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» была возведена по проекту архитектора Н. И. Козловского в 1834—1838 годах и перестроена в 1881 году архитектором В. И. Веригиным. В 1890-е годы отделка интерьера церкви (ризница, иконостас) осуществлена архитектором И. Т. Барютиным. Ограда кладбища сооружена по проекту архитектора Н. П. Маркова. До 1917 года на кладбище хоронили в основном торговых людей — выходцев из крестьян, а также отдельных представителей русской интеллигенции. Название происходит от местности Калитники, которую, по наиболее распространённой версии, по преданию князь Иван Калита пожаловал Крутицкому подворью. Однако в духовных Калиты села с таким названием нет. Более того, оно неизвестно и документам XV—XVII вв. Впервые это название встречается на плане 1688 г.: здесь показана речка Калитенка, она же — Калитниковский ручей. Форма названия позволяет предполагать, что в Калитниках жили калитники — мастера, делавшие кожаные сумки и кошели (калиты). На кладбище находятся почитаемые места погребения христианских подвижников благочестия: Совершить виртуальную экскурсию вокруг храма Храмы [ править править код ] Храм иконы Всех Скорбящих Радость на Калитниковском кладбище (Москва) Каменная церковь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», что на Калитниковском кладбище была построена в 1834 году и полное её название, по некоторым сведениям было следующим: «Празднество Чудотворному образу Пресвятыя Богородицы «Всех Скорбящих Радость». Церковь построена разносторонним крестом, одноэтажная, под церковью подвал со сводами, заключает в себе усыпальницу. В усыпальнице находились захоронения титулярного советника А.П. Карелина и московского купца Г.П. Кувшинова с семейством - главными покровителями и жертвователями на сооружение храма».

http://azbyka.ru/palomnik/Калитниковское...

Монастырский хлеб «Хлеб – всему голова», – гласит народная мудрость. Для наших предков это была неоспоримая истина, а вот мы подчас склонны и сомневаться в ней: мучное, вредно для здоровья… Но все равно без хлеба не обходится ни одна трапеза, будь то обычный обед или праздничное застолье. В Москве немало хлебозаводов и пекарен, но есть и одна особенная, хлеб из которой не похож на испеченный в других местах. Это пекарня Иоанно-Предтеченского женского монастыря . Из истории монастыря Иоанно-Предтеченская обитель свою историю ведет с XV века. Первоначально это был мужской монастырь, который располагался в Замоскворечье, в районе современной Пятницкой улицы. В 1530-е годы, после рождения у Василия III долгожданного наследника – будущего царя Ивана IV Грозного, обитель была перенесена на Кулишки. На новом месте монастырь стал женским. Иоанно-Предтеченский монастырь Монастырь был почитаем царями и царицами. Московские княжеские семьи делали вклады в монастырь и имели в обители родовые усыпальницы. Представительницы многих княжеских семей принимали здесь монашеский постриг. После пожара 1812 года монастырь было решено упразднить, а монастырский собор превратить в приходскую церковь. Возобновлена была обитель во второй половине XIX века стараниями митрополита Московского Филарета. До 1917 года в обители проживало более 300 сестер. А после революции Ивановский монастырь был закрыт одним из первых в Москве. В монастырских зданиях разместили тюрьму. Но монастырские храмы действовали как приходские до 1927 года. После их закрытия последние сестры и священнослужители монастыря были выселены, одни из них были сосланы, а другие расстреляны по обвинению в антисоветской агитации. В советское время на территории и в строениях монастыря располагались службы теплосети, архив Московской области, швейная фабрика. Часть территории и монастырских зданий и сейчас занимает Московский университет МВД. Возобновление жизни общины Иоанно-Предтеченского монастыря относится к началу 1990-х годов. В 1992 году монастырская часовня святого Иоанна Предтечи, а затем и келейный (бывший больничный) корпус с домовым Елисаветинским храмом были переданы Церкви, началась постепенно возрождаться монашеская жизнь.

http://pravoslavie.ru/39131.html

Мониторинг СМИ Кремлевские святыни, утраченные и спасенные Архангельскому собору 510 лет 26.01.2018 13:39 Фото: Википедия В Москве проходят Рождественские образовательные чтения. Один из пунктов обширной программы конференция, которая сегодня состоялась в Московском Кремле «Церковные древности. Кремлевские святыни, утраченные и спасенные». Одна из таких святынь Архангельский собор. Архангельский собор работы итальянского зодчего Алевиза Нового возводили три года, освятили в 1508-м. Но это второе здание, первое строили еще при Иване Калите в XIV веке. Великий князь завещал похоронить в нем себя и своих потомков. «К концу XV века первый Архангельский собор, он был небольшой по площади, уже был весь заполнен гробницами. И было принято решение перестроить Архангельский собор, как пишут в летописи: " из-за тесноты и ветхости ради " », рассказала хранитель музея «Архангельский собор» Ольга Цицинова. У Архангельского собора нет фундамента. Стоит прямо на земле. Поэтому белокаменные саркофаги помещали на глубину около двух метров, над могилой устанавливали гробницу из кирпича. В торце – плиту с именем усопшего. «Все кремлевские соборы пережили “смутные времена”. И были сильно ограблены в это время. И в первой половине XVII века были исполнены все надгробия в одном стиле», пояснила Ольга Цицинова. От Ивана Калиты до внука Петра Первого – здесь 56 Рюриковичей и Романовых. Князья великие и удельные, и даже опальные, что оспаривали существующую власть. Часто они умирали в заточении, но хоронили их все равно в родовой усыпальнице как членов одной династии. Те, кто претендовал на российский трон, позже строили свои усадебные храмы по образу и подобию Архангельского собора. «К формам Архангельского собора обращается не только Борис Годунов, но обращается и царь Симеон Бекбулатович в своем селе Кушалино, когда он стал князем Тверским, будучи убранным с московского престола Иваном Грозным. И именно сюда с XVI века мы знаем по летописям приходят русские князья перед отправлением в поход – проститься и благословиться у своих родителей», добавил заместитель генерального директора по научной работе Музеев Московского Кремля Андрей Баталов.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

«Мы все были для него сыновьями» Памяти митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова) За алтарем нижегородского Спасского Староярмарочного собора – белоснежная часовня. Сюда поистине не зарастает народная тропа. Летом не заметишь, а зимой на снегу следы хорошо видно. Не один, не два человека заглянут за день… На мраморном надгробии всегда живые цветы. А еще иногда конфеты положат, печенье. На Пасху – куличи и яички крашеные. Это старушки обычно приносят – на помин души. В часовне-усыпальнице покоится человек, который оставил глубокий, светлый и добрый след в жизни нижегородской земли и в сердцах многих и многих нижегородцев – митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов). Как многим близко и дорого это имя! Каждый год в Староярмарочном соборе в день сорока мучеников Севастийских – день тезоименитства владыки – служится литургия, а в часовне – лития, собирается множество людей. Жизнь митрополита Николая оборвалась 21 июня 2001 года. Свой земной путь он прошел с честью. Из Тульской глубинки, через бои Великой Отечественной и «сражения» с богоборческой властью – в древний город на стрелке Оки и Волги, который стал ему родным. Каким же остался владыка в воспоминаниях его паствы? Митрополит Николай (Кутепов) «Он был человеком Церкви» Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл : – Митрополит Николай с 1961 по 2001 год нес архиерейское служение в Русской Православной Церкви, 24 года возглавлял Нижегородскую епархию. С юных лет он был истинным сыном Церкви. Он стал архиереем во времена Никиты Хрущева, когда вновь после войны поднялась волна гонений на Церковь В годы Великой Отечественной войны владыка Николай обморозил ноги, ему ампутировали пальцы, трети ступней, и вот на этих изувеченных ногах он выстаивал длительные богослужения, на этих ножках он объехал, будучи архиереем, всю страну. За свою жизнь митрополит Николай был архипастырем в Закарпатье, Омске, Ростове, Владимире, Калуге и, наконец, в городе Горьком, потом – в Нижнем Новгороде. Он стал архиереем во времена Никиты Хрущева, когда вновь после войны поднялась волна гонений на Церковь. Стали закрываться храмы, монастыри и семинарии, открытые в годы Великой Отечественной. Владыка отстаивал каждый из них на вверенной ему территории.

http://pravoslavie.ru/152610.html

Русские церковные хоры и регенты в Белграде (1920–1970). Часть 2 Хоры и регенты в Иверской часовне в Белграде Иверская часовня в Белграде Русские люди на чужбине с горечью принимали все новые и новые известия о том, какие святыни и храмы у них на Родине поруганы, ограблены и даже разрушены. Особенно потрясены они были в 1929 году, узнав что нет больше одной из главных московских святынь – Иверской часовни с чудотворной иконой Богородицы, присланной с Афона. И в центре русского церковного зарубежья, в Сербии, в Белграде, где находился Синод РПЦЗ, возникла идея воссоздать утраченную часовню на чужбине. Деятельное участие в этом приняла графиня Святополк-Мирская, возглавившая строительный комитет. Она знала Карагеоргиевичей еще по России, и ей было легче договориться о постройке. По благословению Блаженнейшего Антония, Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, начались сборы пожертвований и переговоры о месте постройки этого дома молитвы. Принимая во внимание, что на так называемом Новом кладбище росло число «недождавшихся возвращения на Родину», было решено построить часовню на территории кладбища, на что было получено особое разрешение. Начали поступать пожертвования от королевского дома Карагеоргиевичей, от Сербского Патриарха Димитрия и иерархов Сербской Церкви, от мэрии города Белграда и многих других сербов, с благодарностью вспоминавших, как Россия, абсолютно неподготовленная к войне, все же встала на защиту маленькой Сербии в 1914 году. Часовня не являлась точной копией московской, так как решено было строить ее с алтарем, освящать по полному чину, как храм, давая таким образом возможность русским посещать богослужения в еще одном «своем» храме. Патриарх Сербский Варнава (Росич) Торжественное освящение Иверской часовни совершил в 1931 году новоизбранный Патриарх Сербский Варнава, выпускник Петербургской духовной академии, большой друг и покровитель русских беженцев в Сербии. Приходские священники Свято-Троицкого храма на Ташмайдане (кроме настоятеля) попеременно служили в этой часовне, неся однонедельную «череду». В храме был сооружен иконостас работы выдающегося художника-иконописца Гринкевича-Судника, икону Иверской Богоматери прислали иноки русского Пантелеимонова монастыря с Афона, плащаницу – Елеонский монастырь. Вскоре после злодейского убиения короля-витязя Александра в часовне была сооружена икона благоверного князя Александра Невского в память великого друга и защитника русских беженцев в Сербии. Под Иверской часовней был сооружен склеп-усыпальница, где с 1936 года покоится прах Блаженнейшего митрополита Антония (Храповицкого), а с 1957 года – и его верного келейника архимандрита Феодосия (Мельника).

http://pravoslavie.ru/28650.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010