Начертанное здесь с целью губить души в жизни Искусственное изображение, как скрытая стрела, Стремлением беззаконным пущенная, совершенно уничтожено. 10 . Что ты говоришь, дерзкий, [называя] губительным для душ в жизни спасительное для мира подобие (μοωμα) Христа? [Называешь] стрелою беззаконного нападения то, что уничтожает заблуждение, так как с того [времени], как начал взирать на него [то есть на подобие Христа] с верою тот, кто подвергается укушению духовных змий, образ, видимый в древности ( Чис.21:9 ), прогоняет смертоносный яд змия. Когда Слово не имело плоти, Оно спасало, а не погубляло. А теперь, когда Оно облеклось плотию в образе, по сравнению с нами неизмененном 25 , то неужели Его изображение не только не спасает, но и губит мир? Слыши, небо, и внуши, земле, яко Господь возглагола: сыны родих и возвысих, тии же отвергошася Мене. Позна вол стяжавшаго u, и осел ясли господина своего ( Ис.1:2–3 ), Сергий же Мене не позна; можно бы прибавить: «И жестоко Меня оскорбил». Человек погибельнейший, беззаконнейший и христоненавистнейший! Ты против Христа, ты – против изображения Христа, которое и Ангелы почитают, которого и демоны трепещут? Ибо чье имя на нем надписывается? Разве Кроноса или Зевса, Ареса 26 или Афродиты 27 , которых призывание – обман и которых изображение (παγωγ) – безбожие? Если же [изображается] Иисус Христос , и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым ( 1Кор.12:3 ), как говорят слова Писания, то смотри, что ты произнес хулу, подобно иудеям, не только на Христа, но и на Святого Духа, назвавши в Духе Святом изображенное и сказанное имя Иисуса Христа губящим души в жизни. О, язык, изрекающий нечестивое! О, уста, говорящие неправду против высоты (ср. Пс.72:8 ) Божией! То ли, что идол есть что-нибудь, говорит апостол, или идоложертвенное значит что-нибудь? Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу ( 1Кор.10:19–20 ). У нас же один Бог , в Отце и Сыне и Святом Духе почитаемый и поклоняемый. Мы знаем, что Сын Божий, истинно сделавшись человеком, поступал во всем подобно нам.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

«Не гнушайся Идумеянином, говорит Моисей евреям, ибо он – брат твой» ( Втор. 23:7 ): «внуши народу, чтобы каждый (еврей) у ближнего своего (египтянина) и каждая женщина (еврейка) у ближней своей (египтянки) выпросили вещей серебряных» ... ( Исх. 11:2 ). Прор. Михей прямо говорит, что «враг» человеку – домашние его ( Мих. 7:6 ). Затем, понимать под врагом исключительно чужеземцев или вообще чужой народъ, нельзя уже потому, что Нагорная беседа Спасителя повсюду имеет в виду отношения только человека к человеку, а не народа к народу. Наконец, проклинать, ненавидеть, обижать, преследовать нас и т. д. разве естественно чужому народу? Последний, наверно, и не подозревает о нашем существовании. К тому же вражда народов выражается не в проклятьях, клевете и т. д., а в войнах, в дипломатических столкновениях и т. п. 735 Очевидно, так. обр., что под врагом в Нагорной беседе разумеется не чужой народ, а всякий враждебно относящийся к вам, человек. Отсюда понятно, что и все рассуждения Толстого о неуместности и недозволительности патриотизма совершенно не основательны. Сам Христос, объемля любовью всех людей и не делая различия между природой Иудея и язычника, обрезанного и необрезанного, проповедывал, однако, царствие Божие, прежде всего, Своему народу и апостолам велел идти сперва к погибшим овцам дома Израилева ( Мф. 10 :б), а во время торжественного входа в Иерусалим, когда все вокруг ликовало и Иерусалим предстал во всей красоте, Он, под влиянием мучительной скорби об участи его, «заплакал и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему» ( Лк. 19:41–42 ). Ап. Павел говорил Тимофею: «кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» ( 1Тим.5:8 ), а Римлянам писал: «истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих родных мне по плоти, т. е. Израильтян»... ( Рим. 9.1–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Не по беззакониям нашим Он соделал нам, и не по грехам нашим воздал нам, ибо, по высоте неба от земли, утвердил Господь милость Свою к боящимся Его; на сколько отстоит восток от запада, удалил Он от нас беззакония наши. Как милует отец сынов, помиловал Господь боящихся Его, ибо Он знает состав наш, помнит, что мы – прах. Человек – как трава дни его, как цвет полевой, так отцветёт, ибо дыхание прекратилось в нем – и не будет его, и не узнает он более места своего. Милость же Господня – от века и до века на боящихся Его, и правда Его – на сынах сынов хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их. Господь на небе уготовал престол Свой, и Царство Его всем владеет. Благословляйте Господа, все Ангелы Его, сильные мощью, исполняющие слово Его, как только услышат глас слов Его. Благословляйте Господа, все воинства Его, служители Его, исполняющие волю Его. Благословляйте Господа, все творения Его, на всяком месте владычества Его. Благословляй, душа моя, Господа! На всяком месте владычества Его. Благословляй, душа моя, Господа! Псалом 142 Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей, услыши мя в правде Твоей и не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый. Яко погна враг душу мою, смирил есть в землю живот мой, посадил мя есть в темных, яко мертвыя века. И уны во мне дух мой, во мне смятеся сердце мое. Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих, в творениих руку Твоею поучахся. Воздех к Тебе руце мои, душа моя, яко земля безводная Тебе. Скоро услыши мя, Господи, исчезе дух мой, не отврати лица Твоего от мене, и уподоблюся низходящым в ров. Слышану сотвори мне заутра милость Твою, яко на Тя уповах. Скажи мне, Господи, путь воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою. Изми мя от враг моих, Господи, к Тебе прибегох. Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой. Дух Твой Благий наставит мя на землю праву. Имене Твоего ради, Господи, живиши мя, правдою Твоею изведеши от печали душу мою. И милостию Твоею потребиши враги моя и погубиши вся стужающыя души моей, яко аз раб Твой есмь.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/vsenoshhn...

Не только этот пророк, а и другие, когда имеют в надписании: видение, которое видел Исаия или Авдий, то не только излагают виденное, например: «я видел Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном и два Серафима вокруг его» ( Ис. 6:1, 2 ), но и сообщают то, что им было сказано, то есть: слыши, небо, и внуши земле ( Ис. 1:2 ), и: «сие говорит Господь Бог к Идумее: слух слышал я от Господа и посла послал Он к народам» ( Авд. 1:1 ). Ибо пророки прежде назывались видящими, так как они могли сказать: «очи наши всегда к Господу» ( Пс. 24:15 ) и: «к Тебе возвел я очи мои, живущему на небесах» ( Пс. 122:1 ). Поэтому и апостолам заповедуется Спасителем: возведите очи ваши и видите нивы, яко плавы суть к жатве уже ( Ин. 4:35 ). Эти очи сердца имела и невеста в Песни Песней, которой жених говорит: «ты ранила сердце мое, сестра моя – невеста, одним из глаз твоих» ( Песн. 4:9 ). И в Евангелии читаем: «светильник тела твоего есть око твое» ( Мф. 6:22 ). В ветхом завете также говорится, что весь народ видел глас Божий ( Исх. 20:18 ). Поэтому пусть смолкнут бредни Монтана полагающего, что пророки предсказывали будущее в экстазе, в умоисступлении; ибо несознаваемого они не могли и видеть. Я знаю, что некоторые объясняют Иудею и Иерусалим как небесные, Исаию как образ Господа Спасителя, потому что он де предвозвещает пленение той страны на нашей земле и затем возвращение и восшествие на гору святую в последние дни. Но мы все это отвергаем, считая противным вере христианской, и, следуя исторической истине, в смысле духовном объясняем таким образом, что все, что они бредят о небесном Иерусалиме, относим к Церкви Христовой и к тем, которые как по причине грехов выходят из нее, так вследствие раскаяния возвращаются на прежнее место, – в Церковь , о которой, думаем, говорится и следующее в том же самом пророке: «светись, светись Иерусалим, ибо пришел свет твой и слава Господня взошла над тобою», и: «в тебе явится Господь и слава Его покажется над тобою, и пойдут цари в свете твоем и народы в блеске твоем, когда приидут все сыновья его издалека и дочери его будут принесены на плечах и покроют его верблюды Мадиама и Ефы, принося золото и ладан, и стада Кедара и овны Наваиофа поспешат и будут умилостивительными жертвами на алтаре Господнем» ( Ис. 60:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

О прекрасная музыка! О пресладкие песни! О дивное согласие Ангелов и людей, подобных Ангелам, поющих Господу, Создателю своему! «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой, и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего» (Лк 1:68—69). «Благослови, душе моя, Господа» (Пс.102:1—2)! «Благословен еси, Господи Боже отец наших, и препетый, и превозносимый во вся веки, и благословенно имя славы Твоея святое, препетое и превозносимое во веки» (Дан 3:52). Поспешим, возлюбленный христианин, поспешим на ту великолепную и дивную вечерю, и услышим там пресладкую небесную музыку, и сами уже не верой, как ныне, а лицом к лицу восхвалим Господа, Создателя и Искупителя нашего. «Господи, Боже Сил! Услыши молитву мою, внуши, Боже Иаковль! Защитниче наш! Виждь, Боже и призри на лице христа Твоего. Яко лучше день един во дворех Твоих, паче тысящ. Изволих приметатися в дому Бого моего, паче неже жити ми в селениих грешничих» (Пс.83:9—11). О том же    В этом мире, пришедшие на вечерю гости, насытившись, более уже не хотят есть и не едят. На той небесной вечери будет иначе. Будут есть и пить, но без сытости, будут вечерять, но всегда с желанием. Некая непрестанная, но пресладкая жажда в них будет. Будут насыщаться небесной пищей, но всегда ее будут хотеть. Будут видеть Бога лицом к лицу и тем сладчайшим лицезрением насыщаться, но никогда не насытятся, а всегда этого всерадостного и пресладкого насыщения будут желать. И чем более будут насыщаться этого лицезрения Божия, тем более и более будут его желать. Божие Лицо видеть — радость больше всякой радости, утешение больше всякого утешения, сладость больше всякой сладости. Это пища и питие святых Ангелов и избранных Божиих! Поэтому как от источника приснотекущего и животворящего будет река — непрестанное желание зреть Лицо Божие, и от того — непрестанная радость, веселье, утешение, наслаждение, восклицание и некое сердечное играние. И как река течет непрерывно и непрестанно, так непрестанно и непрерывно и блаженство небесной вечери потечет.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Один человек, прося исцелить его слугу, сказал: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой» ( Мф. 8:8 ), и тут же все произошло, по его вере. А чтобы исцелить другого, слепого, Господь совершил целых семь действий: 1: Взял его «за руку»; 2: «вывел его вон из селения»; 3: плюнул «ему на глаза»; 4: «возложил на него руки»; 5: «спросил его: видит ли что?» («Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья») 6: «опять возложил руки на глаза ему»; 7: «велел ему взглянуть». И только тут «он исцелел и стал видеть все ясно» ( Мф.8:23–26 ). Вот так, далеко не мгновенно, и с употреблением самых разных слов и действий. В нашу задачу не входит углубляться в историю. Перед нами – уже сложившееся, наше современное чинопоследование, и мы постараемся взять из него все для телесной, душевной и духовной пользы. После обычных начальных молитв читается 142-й псалом Давида. Его читает чтец, от лица всех пришедших, жаждущих исцеления. В Псалтири поясняется, что этот псалом, вернее, этот вопль к Богу, царь и пророк Давид произнес, «когда он преследуем был сыном своим Авессаломом». Не какими – то своими естественными врагами, но – от кого никак не мог ожидать такого вероломства! «Господи, услышь молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей, услышь мя в правде Твоей. И не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый. Яко погна враг душу мою... И уны во мне дух мой... Научи мя творити волю Твою... Правдою Твоею изведеши от печали душу мою. И милостию Твоею потребиши враги моя...», и так далее. Так и во всякой болезни есть элемент неожиданности, и отчаянное ощущение катастрофы. Следует малая ектенья, такой тип молитвы, когда предстоятель предлагает помолиться за то или другое, а мы все вместе повторяем: «Господи, помилуй!» Затем, помогая нам выразить должные чувства при приближении к нам Господа, и при нашем приближении к Нему, хор (если он есть), поет покаянные тропари «Помилуй нас, Господи, помилуй нас...» и читается покаянный же 50-й псалом: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое...»

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

И не только поэтому, но подобно тому, как Моисей, намереваясь ввести иудеев в землю обетования и предвидя будущее, — что они пренебрегут дарованными им благами, — говорит: слыши небо, и да внушит «земля глаголы уст моих» (Втор. XXXII:1), засвидетельствую вам, иудеи, небом и землею, говорит Моисей, что если войдете в обетованную землю и оставите Господа Бога, то рассеяны будете по всем народам; так и Исаия, когда (при нем) угроза готова была исполниться на деле, не мог призвать в свидетели умершего уже Моисея и тех, кто слышал его и давно скончался, почему и призывает свидетелями те самые стихии, которыми свидетельствовал Моисей. Вот вы отпали от обетования; вот вы оставили Бога: как поставлю в свидетели тебя, Моисей? Ты умер и скончался. Как призову Аарона? И он предался смерти. Не можешь поставить меня в свидетели? Призови стихии, потому что и я при своей жизни не свидетельствовал ни самим Аароном, ни кем другим, потому именно, что они должны были скончаться, а пребывающими стихиями засвидетельствовал вам, — небом и землею. Итак, Исаия говорит: «слыши небо, и внуши, земле», Вас повелел призвать сегодня в свидетели Моисей. Но не поэтому только призывает он эти стихии, а и потому еще, что он говорил к иудеям. «Слыши небо», потому что ты одождило манну; «внуши земле», потому что ты дала перепелов. «Слыши небо», слышь, потому что ты одождило манну, ты явило сверхъестественное, — вверху было и гумну уподобилось. «Внуши земле», потому что ты была долу, и устроила трапезу без предуготовлений. Бездействовала природа, но действовала благодать. Не трудились волы, но произрастал колос; не было ни рук поварских, ни приказания, но манна, освященный источник, служило им вместо всего. Природа забыла о своей немощи. Как не изнашивались одежды их? Как не ветшала обувь их? Все готово было к их услугам. «Слыши небо, и внуши, земле». Не смотря на все удостоверения (Бож. покровительства) и явные благодеяния, Владыка терпит оскорбление. К кому обращу слово, как не к вам? Человека не имею, который послушал бы (меня).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Читай конец и найдешь говорящего: „отступите от Меня вси, делающие беззаконие, яко услыша Господь глас плача моего», внял молению моему» 487 . Но это логическое, контекстуальное толкование Писания у Астерия получает свой частнейший индивидуальный характер, свою более твердую и устойчивую почву чрез пояснение грамматическое или, лучше сказать, филологическое. Так, напр., объясняет Астерий стих V псалма: „глаголы моя внуши, Господи». „Глаголы моя внуши, Господи». Почему не сказал „речь мою», но слова мои? Потому что всякая речь состоит из многих слов; так что слова есть часть речи, как бы члены тела, а речь есть сочетание многих слов; таким образом слова суть капли и частицы речи. И как многие капли производят дождь, хотя дождь и не считается за одно с каплями, так, хотя из многих слов составляется речь, разделяющаяся на имена и слова, слова относятся к речи, а не речь к словам. Итак, пророк, так как он просит Бога, чтобы Он согласился к частичному испытанию его слов, всякое выражение точно исследовал, дабы Бог даровал бы просимое согласно с результатом его исследования; не говорит пророк „речь мою внуши, Господи», но «глаголы моя внуши, Господи», т. е. каждое выражение моей молитвы тщательно взвешивай. Обращай внимание не на одну только хартию, ибо не одно прошение содержит моя молитва, но, так как каждое выражение имеет свое прошение (ибо Богат и Всемогущ Тот, Которого я прошу), то „глаголы моя внуши, Господи» 488 . „Здравый рассудок», всегда опирающийся на твердую почву буквы, „сильная память», обнимающая целокупность текста, история, контекст и грамматика – все это делает экзегес Астерия ясным, точным, кратким и глубоко содержательным. Таково, напр., объяснение им Петрова исповедания: „Ты Христос, Сын Бога Живаго». Это изречение, ведущее вместе к познанию и Бога и Спасителя Нашего, имеет в виду и сосредоточивается в двух понятиях, одно понятие искони Рожденного Божества, Которое есть в начале Слово, сущее всегда, и Сущее к Отцу, и Сущее Бог, как предал нам эту тайну великий богослов Иоанн, подобно губке возлежавший на персях Единородного, и отсюда впитавший в себя знание сокровенной премудрости; а другое – понятие домостроительства (воплощения), которое Благий Бог принял на Себя по снисхождению к немощи нашей.

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

О наследствующем – так надписан пятый псалом царя и пророка Давида. На русский язык это перевели в женском роде: о наследствующей. Как же понимать заглавие псалма? По Священному Писанию , наследие Божие – это Церковь , люди, все, кто причастен вере, старается жить благочестиво, исполнять заповеди. В молитве мы так и просим: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое...» Псалом начинается обращением пророка Давида к Богу: Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое (2). Сравним этот стих с русским переводом: «Господи, словам моим внемли, услышь голос моления моего». Иногда говорят, что Псалтирь на церковнославянском языке трудна для открытого, ясного постижения. И переводчики на русский язык стараются сделать текст понятным. Но при этом утрачивается, теряется таинственная глубина, сакраментальность псалмов. «Словам моим внемли» – означает: послушай меня. А глаголы моя внуши – совсем иная просьба: перед тем, как я что-то изреку, Ты Сам внуши мне это, Господи! Отзовись, просвети меня, отверзи мои уста! Что такое внушение? Это действие Божественной силы. Ею исполнено всё, что исходит от Создателя, и она никогда не остаётся без положительного результата. На внушении, мы знаем, построено воспитание детей. Интересно говорили оптинские старцы: до десяти-одиннадцати лет ребёнка можно шлёпнуть, в угол поставить, а дальше наказывать детей не рекомендуется, необходимо только словесное внушение. На нём возрастает весь человек. Вначале жизненно важные вещи нам внушают родители, потом – учителя (толковые учителя, которые не просто дают информацию о предмете, а хотят открыть, показать его внутренние связи с миром). Вот откуда глаголы моя внуши, Господи! «Глагол» и «слово» – очень близкие понятия. В чём же отличие? «Глагол» подчеркивает весомость, важность, значимость сказанного, поэтому у псалмопевца рождаются именно глаголы и по-настоящему, по-псаломскому звучат на церковнославянском языке. Ему я отдаю предпочтение. Затем пророк Давид просит: разумей звание мое. В русском переводе эта просьба совсем потерялась, а она очень важная. Почему – звание? Что это такое? В человеческой иерархии звание есть у каждого из нас, например, учитель, врач, архитектор. В высшей школе – профессор, доцент. Среди военнослужащих – генерал, полковник, старший лейтенант, рядовой. Звание сразу показывает, на каком уровне возможен диалог с тем или иным лицом.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Breev/...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Псалом 5 «Глаголы моя внуши, Господи» 3 мин., 20.04.2015 Содержание Псалом 5 читать: 1  О наследствующем, псалом Давиду. 2  Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое.  3  Вонми гласу моления моего, Царю мой и Боже мой, яко к Тебе помолюся, Господи.  4  Заутра услыши глас мой, заутра предстану Ти, и узриши мя.  5  Яко Бог не хотяй беззакония, Ты еси: не приселится к Тебе лукавнуяй,  6  ниже пребудут беззаконницы пред очима Твоима: возненавидел еси вся делающыя беззаконие.  7  Погубиши вся глаголющыя лжу: мужа кровей и льстива гнушается Господь.  8  Аз же множеством милости Твоея, вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем.  9  Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой.  10  Яко несть во устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их: языки своими льщаху.  11  Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих, по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша Тя, Господи.  12  И да возвеселятся вси уповающии на Тя, во век возрадуются, и вселишися в них, и похвалятся о Тебе любящии имя Твое.  13  Яко Ты благословиши праведника, Господи: яко оружием благоволения венчал еси нас. Псалом 5 на русском: 1  О наследствующей, псалом Давида, 5. 2  Слова мои услышь, Господи, прими зов мой!  3  Внемли молению моему, Царь мой и Бог мой; Тебе помолюсь я, Господи!  4  Поутру услышь голос мой; поутру предстану пред Тобою, и Ты узришь меня.  5  Ибо Тебе, Боже, не угодно беззаконие: не водворится у Тебя муж лукавый,  6  И не устоят беззаконники пред очами Твоими; возненавидел Ты всех, делающих беззакония,  7  Погубишь Ты всех, говорящих ложь; мужа лукавого, проливающего кровь, гнушается Господь.  8  А я, по великой милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь храму святому Твоему в страхе пред Тобою.  9  Господи, наставь меня правдою Твоею, пред лицом врагов моих направь к Тебе путь жизни моей! 

http://foma.ru/psalom-5-glagolyi-moya-vn...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010