Изъяснение псалма 16-го. «Молитва Давиду». Гонимый Саулом, терпя всякаго рода козни, Давид призывает на помощь Бога всяческих. Пс.16:1 .  Услышь, Господи, правду [мою], внемли воплю моему, прими мольбу из уст нелживых. «Услыши, Господи, правду мою, вонми молению моему, внуши молитву мою не во устнах льстивых». И здесь опять называет правдою не совершенную добродетель, но справедливое прошение. Другие переводчики не присовокупили местоимения: «мою»; Симмах же и Феодотион Бога наименовали Господом правды, а Акила сказал так: «услыши, Господи, праведнаго», вместо: «правдиво и не равнодушно». Слова: «не во устнах льстивых» Симмах выразил так: «не устами льстивыми», то есть, устами чистыми приношу моление, не иное держу в мыслях, а иное изрекаю, но язык согласен у меня с сердцем. Пс.16:2 .  От Твоего лица суд мне да изыдет; да воззрят очи Твои на правоту. «От лица Твоего судьба моя изыдет; очи мои да видита правоты». Умоляю Тебя разсудить мои дела, потому что знаю справедливость Твоего приговора. Пс.16:3 .  Ты испытал сердце мое, посетил меня ночью, искусил меня и ничего не нашел; от мыслей моих не отступают уста мои. Пс.16:4 .  В делах человеческих, по слову уст Твоих, я охранял себя от путей притеснителя. «Искусил еси сердце мое, посетил еси нощию: разжег 6 мя еси, и не обретеся во мне неправда. Яко да не возглаголют уста моя дел человеческих». Здесь научает, что, неоднократно имея в руках Саула, не согласился умертвить его, но за обиду воздал благодеянием. Посему упомянул и о ночи, в которую сделал это, спасши спавшаго ночью Саула, и никому не дозволив нанести ему смертный удар. В переносном же смысле и бедствия называет ночами по омрачению малодушия, равно как вслед за сим и искушение именует разжжением. Ибо говорит: «разжег мя еси, и не обретеся во мне неправда». Ибо, как некое золото, подвергнув меня искушению, найдешь, Владыка, безпримесным. В такой мере воздерживался я от того, чтобы сделать вред врагу, что даже и язык сохранил свободным от злословия на него. «За словеса устен Твоих аз сохраних пути жестоки». Нелегкое и трудное дело это совершил я, покорствуя Твоим заповедям.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Изъяснение псалма 39-го. Пс.39:1 .  Начальнику хора. Псалом Давида. «В конец псалом Давиду». Иные толковали псалом сей о блаженном Иеремии, а иные о чудном Давиде, потому что тот и другой ввергаем был в ров, начало же псалма упоминает о рве; и обратив внимание на одно речение, толковники обратились к такому разумению. Иные же утверждали, что псалом сей приличен обитавшим в Вавилоне пленникам. Но я думаю, что псалом написан о случившемся с Давидом, и притом образно; относится же и ко всему человеческому роду, от Бога и Спасителя нашего приявшему надежду воскресения. А к сему разумению приводит нас божественный Павел, упомянув о некоторых словах из сего псалма в послании к Евреям. Пс.39:2 .  Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой. Пс.39:3 .  Извлек меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои. «Терпя потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою». «И возведе мя от рова страстей, и от брения тины». Слова сии приличествуют и блаженному Давиду, потому что согласны с предшествующим псалмом. Там Пророк сказал: «услыши молитву мою, Господи, и моление мое внуши, слез моих не премолчи. Ослаби ми, да почию, прежде даже не отъиду, и ктому не буду» ( Пс.38:13–14 ); а выше говорил: «и ныне кто терпение мое? не Господь ли? И состав мой от Тебе есть» ( Пс.38:8 ). Здесь же, как бы по принятии молитвы и исполнении прошения, говорит: «терпя потерпех Господа, и внят ми». Ибо, отвращаясь от греха, мне явил Бог свое благоволение, и внял прошению моему; и что же соделал, вняв оному? «Возведе мя от рова страстей, и от брения тины». Так божественному Писанию, как сказали уже мы пред сим, обычно называти самыя великия опасности. Но что даровал еще тебе, освободив от опасностей? «И постави на камени нозе мои». Не попустил мне колебаться и влаяться туда и сюда, но твердым соделал стояние мое. Ибо говорит: «на сем камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» ( Мф.16:18 ). «И исправи стопы моя». Устроил так, что невозбранно иду по пути правды, потому что, освободив меня от заблуждения, указал прямой путь истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Изъяснение псалма 53-го. Пс.53:1 .  Начальнику хора. На струнных орудиях. Учение Давида. Пс.53:2 .  Когда пришли Зифеи и сказали Саулу: «не у нас ли скрывается Давид?» «В конец, в песнех разума Давиду». «Внегда приити Зифеем и рещи Саулови: не се ли, Давид скрыся в нас?» Содержание псалма явно, потому что великий Давид песнословит Бога, Который помог ему, и соделал, что избег он вражеских сетей. Зифеи же притворно показывали Давиду дружбу и доносили Саулу, где намеревался он укрыться. И однажды Саул, поверив сим доносчикам, выступил против Давида с многочисленными дружинами. Потом, когда думал уловить его нечаянно, воспрепятствовало Саулу нападение иноплеменников. Ибо, узнав, что ополчились они против страны его, возвратился назад, поспешая на защиту подвергшихся нападению. Тогда великий Давид возгласил песнь сию Богу, Который внял молению его, и положил конец ожидаемому бедствию. Пс.53:3 .  Боже! именем Твоим спаси меня, и силою Твоею суди меня. «Боже, во имя Твое спаси мя». Для безопасности моей, говорит Пророк, достаточно призвать имя Твое. Так и божественные Апостолы совершали великия чудеса. Ибо Апостол говорит: «во имя Иисуса Христа востани и ходи» ( Деян. 3:6 ). «И в силе Твоей суди ми». Ты праведен и источник правды, говорит Пророк, посему суди меня и нападающих на меня несправедливо. Пс.53:4 .  Боже! услышь молитву мою, внемли словам уст моих. «Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих». С благоволением приими прошения мои. Пс.53:5 .  Ибо чужие восстали на меня, и сильные ищут души моей; они не имеют Бога пред собою. «Яко чуждии восташа на мя, и крепцыи взыскаша душу мою». В Твоей помощи, Владыка, имею нужду я, гонимый неприязненными, которые твердо надеются на великую силу и желают предать меня смерти. Отваживаются же на сие против меня, потому что не знают Твоего промысла. Сие и присовокупил Пророк, сказав: «И не предложиша Бога пред собою». Принесши же сию молитву и предуведав, что вскоре подана ему будет помощь, взывает: Пс.53:6 .  Вот, Бог помощник мой; Господь подкрепляет душу мою.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Изъяснение псалма 60-го. Пс.60:1 .  Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида. «В конец, в песнех, Давиду». Начало сего псалма состоит в связи с окончанием предыдущаго. Ибо, сказав: «о Бозе сотворим силу: и Той уничижит стужающия нам», Пророк научает пребывающий в плену народ, какую молитву надлежит принести Богу. Пс.60:2 .  Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей! " Внуши, Боже, моление мое, вонми молитве моей». Приими, говорит, прошение, Владыка, и благоволительно выслушай слова молитвы моей. Потом показывает, кто молящиеся. Пс.60:3 .  От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую. Пс.60:4 .  Ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага. «От конец земли к Тебе воззвах». Поскольку Вавилон отстоял от Палестины на много переходов, то отведенные в плен будучи принуждены жить в вавилонской земле, представляли, что живут на краю вселенной. «Внегда уны сердце мое: на камень вознесл мя еси». Умоляю же Тебя о том, чтобы от Тебя иметь мне утешение; потому что, болезнуя и оплакивая отяготевшия на мне бедствия, пользовался я Твоею помощию и преодолевал врагов. «Наставил мя еси». «Яко был еси упование мое, столп крепости от лица вражия». Понадеявшись иметь часть в Твоем промышлении, не обманулся я в надежде. Ибо Ты соделался моим вождем и крепким столпом. При Твоей о мне попечительности, избегнув вражеских злоумышлений, улучу и возвращение. Пс.60:5 .  Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих. «Вселюся в селении Твоем во веки, покрыюся в крове крил Твоих». Селением Божиим именует Иерусалим, потому что в нем Бог являл Свое присутствие иудеям. Посему Пророк говорит: когда сподоблюсь возвращения, неисходно буду пребывать в храме Твоем и пользоваться Твоим промышлением. Крилами называет попечение Божие; а слово: «во веки» Пророк употребил вместо: «непрестанно». Пс.60:6 .  Ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего. «Яко Ты, Боже, услышал еси молитвы моя: дал еси достояние боящимся имени Твоего». Всегда буду воспевать Тебя; потому что, прияв мои прошения, обетованное предкам нашим достояние даровал Ты нам, потомкам их. Говорят же сие иудеи, как скоро вступили в путь. Но должно знать, что в настоящих словах заключается намек на истинное достояние, а истинное достояние есть вечная жизнь, о которой Владыка Христос стоящим одесную агнцам сказал: «приидите, благословении Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира» ( Мф.25:34 ). Сие-то достояние обетовал Владыка боящимся Его; иудеям же, как бы в прообразование, дал обетованную землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Исх. 17:8–14 Здесь Амаликитяне сделали нападение на Израильтян и побили у них всех, которые, по причине усталости и утомления, отстали на пути 37 . При Моисее был служитель – некто Осия, сын Навина, из колена Ефремова, которого он в празднование спасения, какое Осия доставит Израильтянам от врагов, переименовал Иисусом 38 . Ему теперь Моисей поручил выбрать самых храбрых мужей, и идти сразиться с Амаликитянами. А сам, взявши с собою чудодейственный посох, в сопровождении Аарона, брата своего, и Ора, почитаемого некоторыми супругом Мариями 39 , взошел на один холм. Когда Иисус вступил в сражение, в то время Моисей воздел руки свои на молитву. И случилось так, что когда руки Моисеевы были воздеты, одолевали Израильтяне: а когда от усталости опускались, брали верх Амаликитяне. Заметивши это, Аарон и Ор пододвинули камень, на который Моисей сел; а они, вставши по сторонам его, начали поддерживать ему руки. В этом положении Моисей пробыл до захождения солнечного. И Иисус одержал над Амаликом решительную победу. По замечанию учителей церкви, Моисей распростертыми руками своими изображал крест, силою которого верующие побеждают и собственные искушения, и врагов, воюющих на церковь . По низложении Амалика, Господь сказал Моисею: «запиши на память в книгу, и внуши Иисусу, что Я совершенно изглажу из поднебесной самое воспоминание об Амаликитянах». Исх. 18 Иофор, тесть Моисеев, услышавши, что сделал Бог для Моисея и народа Израильского при исходе их из Египта, взял Сепфору, жену Моисееву, и обоих сыновей его и отправился с ними к горе Хориву, у которой Израильтяне располагались своими шатрами. Моисей, будучи извещен об их прибытии, вышел к ним навстречу, приветствовал их и ввел в шатер свой. Тут он рассказал тестю своему все, что сделал Бог с фараоном и с Египтянами, и как избавил Израиля от рук их. Иофор радовался, слыша о благодеяниях, которые Бог явил Израилю; благословил Бога, Который избавил его из-под власти Египтян; исповедал, что Он выше всех богов; и принес Ему жертвы. На другой день Моисей сел судить народ; и народ стоял перед ним с утра до вечера. Видя это, Иофор заметил Моисею, что он напрасно так мучит себя и народ, что разбирать тяжбы целого народа свыше сил одного человека; и потому дал ему совет, чтобы он выбрал из народа людей способных, богобоязненных, правдивых, бескорыстных, и поставил их тысяченачальниками, стоначальниками, пятьдесятоначальниками и десятоначальниками; так, чтобы всякое дело у народа судили они, а Моисею доносили только о важных и трудных делах. Моисей послушал этого совета, и сделал так, как говорил ему тесть. Вскоре они простились, и Иофор возвратился в свою землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

«К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу» ( «...есмь всесожжений овних и тука агнцев, и крове юнцев и козлов не хощу») ( Ис.1:11 ). Псалом сорок девятый весь сходен с этим местом и составлен хотя из других выражений, но их тех же мыслей. Словам псалма: «Он призывает свыше небо и землю, судить народ Свой» ( Пс. 49:4 ) подобны слова: «Слыши, небо, и внуши, земле, яко Господь возглагола»; и последующее сходно. Как Давид говорит: «Не за жертвы твои Я буду укорять тебя; всесожжения твои всегда предо Мною» ( «Не о жертвах твоих обличу тя, всесожжения же твоя предо Мною суть выну»). ( Пс.49:8 ), так и Исайя говорит: «К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь». И еще Давид говорит: «не приму от дому твоего тельцев, ниже от стад твоих козлов» ( Пс.49:9 ); и Исайя: «всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу» ( «есмь всесожжений овних и тука агнцев, и крове юнцев и козлов не хощу»). Так как они, часто слыша обличения в недостатке прочих добродетелей, ссылались, как на величайшее оправдание, на жертвы, которые они часто приносили, то справедливо тот и другой пророк, или – лучше – все пророки отвергали такое их оправдание. Отсюда видно, что жертвы были установлены не сами для себя, а для того, чтобы они служили им руководством к другой последующей жизни. Но так как иудеи, пренебрегая существенно необходимым, занимались ими, то Бог говорит, что Он не принимает их. «Когда вы приходите являться пред лице Мое» ( «Ниже приходите явитися Ми») ( Ис.1:12 ), – если, говорит, вы придете в храм. «Кто бо изыска сия из рук ваших?» Между тем целая книга, называемая Левит, состоит из постановлений о жертвоприношениях; и во Второзаконии и в других многих местах встречается много законов, касательно их. Как же он говорит: «кто изыска сия из рук ваших?» Говорит для того, чтобы ты знал, что Бог не имел особенного желания устанавливать, но от слабости иудеев получили начало законы о жертвах. Как не хотел Бог , чтобы отпускаема была жена, однажды соединенная с мужем, но для предотвращения больших зол, именно, чтобы при запрещении развода не стали убивать ненавистных жен внутри домов, Он допустил меньшее зло, так точно и здесь, желая удержать от жертвоприношений бесам, Он допускал то, чего не хотел, чтобы достигнуть того, чего хотел. То же самое выразил пророк Амос, сказав: «Приносили ли вы Мне жертвы и хлебные дары… в течение сорока лет?.. 10 говорит Господь» ( Амос. 5:25, 27 ). И Иеремия говорит: «ибо отцам вашим Я… не давал... заповеди» (ср. Иер. 7:22 ) 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Как же может быть гроздь без виноградной лозы? Как может быть подтверждено всякое дело и в мире произойти будущее спасение? Исповедуют вестники – великие Пророки и Закон, а тем более, что Сам Господь говорит, что [ Col. 516 ] «Закон и Пророки до Иоанна» ( Лк.16:16 ), и «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» ( Мф.5:17 ). О муть всякой ереси! Достаточно им их имени для веры их. О них изрек великий Псалмопевец Давид: «Рече безумен в сердцы своем: несть Бог . Растлеша и омерзишася в начинаниих: несть творяй благостыню» ( Пс.13:1 ), и они, не исповедующие Пришествия во плоти, но призрак 14 , несмотря на то, что Господь говорит иудеям: «Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» ( Ин.18:23 ). И опять как говорит Он служителю, ударившему Его: «Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» ( Ин.18:23 ). Разве призрака можно ударить или пригвоздить ко кресту? Итак, разве это не тело? И как тогда он говорит, что призрак? И сии истреблены, считая, что божественное вино не разбавлено и в исступлении погибли. 10 . Скажем и Новату, называющему себя чистым и думающим уничтожить покаяние 16 . О, исполненный грязи и зловония, разве ты не слышал благого и человеколюбивого Бога всяческих, говорящего через великого Пророка: «Не хочу смерти грешника», но покаяния ( Иез.18:32 ). И опять-таки великого Иова: «Никто не чист от скверны, даже если бы он жил лишь один день на земле» ( Иов.14:4 ). И опять же, когда ученики спросили Господа: «Сколько нам прощать согрешающего? До семи раз?» Он ответил им: «Нет, но до седмижды семидесяти раз» ( Мф.18:22 ). При возвращении обетования покаяние становится вечным не для того, чтобы мы, услышав об этом, продолжили грешить, да не будет! Но чтобы показали благость Благого и человеколюбивого Бога всяческих, Который опять-таки возвещает через великого Исаию Иерусалиму, говоря ему так: «Слыши, небо, и внуши, земле, яко Господь возглагола: сыны родих и возвысих, тии же отвергошася Меня» ( Ис.1:2 ) и так далее.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Как милует отец сыновей, так милует Господь боящихся Его. Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы – персть. Человек – как трава, дни его жизни – как цветок полевой: так скоро отцветает он. Пройдет над ним ветер, и не будет его, и он уже не познает места своего. Милость же Господня к боящимся Его продолжается от века и до века, и благодеяния Его простираются на внуков тех, которые хранят завет Его и помнят заповеди Его, чтобы исполнить их. Господь на небесах поставил Престол Свой, и Царство Его всеми обладает. Прославляйте Господа, все Ангелы Его, могущественные силою, исполняющие веления Его, чтобы внимали голосу слов Его. Прославляйте Господа, все Силы Его, служители Его, исполняющие волю Его. Прославляйте Господа, все творения Его, на всяком месте владычества Его. Прославляй, душа моя, Господа.     Псалом 142-й    Господи! услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей, услыши мя в правде Твоей, и не вниди в суд с рабом Твоим! яко не оправдится пред Тобою всяк живый; яко погна враг душу мою, смирил есть в землю живот мой; посадил мя есть в темных, яко мертвыя века. И уны во мне дух мой, во мне смятеся сердце мое. Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих, в творениих руку Твоею поучахся. Воздех к Тебе руце моя, душа моя – яко земля безводная Тебе. Скоро услыши мя, Господи: исчезе дух мой; не отврати лица Твоего от мене, и уподоблюся нисходящим в ров. Слышану сотвори мне заутра милость Твою, яко на Тя уповах. Скажи мне, Господи, путь, воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою. Изми мя от враг моих, Господи; к Тебе прибегох, научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой. Дух Твой благий наставит мя на землю праву! Имене Твоего ради, Господи, живиши мя; правдою Твоею изведеши от печали душу мою; и милостию Твоею потребиши враги моя, и погубиши вся стужающия души моей, яко аз раб Твой есмь.    Услыши мя, Господи, в правде Твоей, и не вниди в суд с рабом Твоим (дважды).    Дух Твой благий наставит мя на землю праву!    Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков, аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Можно объяснять это и иным способом; мы говорим, существуют многие отцы на небе, то есть духовные, а также многие отцы и на земле как телесные, так и духовные. Но всем этим отцам как вышним, так и нижним воздаются почести детьми, находящимися в них под властью. И почитаемые очень радуются этому и нет ни одного из них, который не считал бы слишком тяжким терпеть неблагодарность со стороны детей. И Бог всяческих, испытавший (такую неблагодарность), призывает во свидетели отцов, сущих как на небе, так и на земле, говоря: слыши небо, и внуши земле, яко Господь возглагола. Сыны родих и возвысих, тии же отвергошася Мене. Ибо Израиль, воспринятый чрез благодать и удостоенный сострадания, питаемого к детям, называется рожденным от Бога, пока не совершилось еще в нас истинное и духовное возрождение, именно чрез веру во Христа. Ибо мы возрождены от воды и Духа, древним же дан дух рабства, хотя (Израиль) был первородным и назван народом; а нам Бог даровал имя и Духа усыновления. Понеже есте, говорит, сынове, посла Бог Духа Сына своего в сердца ваша, вопиюща: Авва Отче ( Гал.4:6 ). Посему говорит: я родил сынов, и не только родил, но и возвысил, то есть вырастил. Так объясняют это и другие толкователи: ибо освобожденный Израиль после этого не был оставлен без помощи и не лишен был любви Божией, но подобно сыну был воспитан поистине чадолюбивым и самым нежным отцом: хлеб небесный, говорит Писание, даде им: хлеб ангельский яде человек ( Пс.77:24,25 ). Он был воспитываем и иначе – для духовного укрепления – посредством мудрости закона и пророческих наставлений, искусно приводящих к познанию истины, то есть Христа. Посему Павел пишет, что закон пестун нам бысть во Христа ( Гал.3:24 ). Но Израиль отверг Родившего его. И в чем состоял способ отвержения? Он удобопреклонен стал воздавать божеские почести тем, которые не боги по природе, страдал и иными болезнями, – великою невоздержностью и тем, что постыднее этого – он не подражал привязанности бессловесных животных, которую эти имеют к хозяевам (своим).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Напротив, Иудея была несравненно более бедной и суровой страной. Лишь в западной её части, ближе к морю, было возможно земледелие; восточная часть Иудеи, примыкавшая к Мертвому морю, была дикой пустыней, изборожденной руслами высохших рек (арабы называют их теперь „вади»). Эта пустыня была ареной для деятельности Иоанна Крестителя, а впоследствии туда скрывались первые христианские монахи, уходившие от мира и его страстей. В Иудее население было редкое, а из городов крупным был только Иерусалим, вообще самый большой город в Иудее и в Галилее. Он был главным центром иудейской жизни, можно сказать, поглощал собою всю Иудею. Там жило многочисленное жречество, были главные школы книжников; вокруг храма жило и кормилось многочисленное ремесленное население, было много торговых заведений, гостиниц и постоялых дворов, обслуживавших ученое и духовное население города и постоянно сменявшуюся волну паломников. Эти паломники стекались в Иерусалим обыкновенно на три главных праздника, особенно к Пасхе, из Иудеи, Галилеи и из всех концов римского мира, где только были иудейские общины. С ними вливался в Иерусалим поток золота и серебра, которое богомольцы оставляли огромными количествами в карманах жрецов, левитов, книжников, торговцев, трактирщиков и содержателей гостиниц. Иерусалим жил законом, кормился храмом, дышал курением жертв; он не производил никаких материальных продуктов, но плел бесконечную сеть тонких разъяснений закона, увещаний его соблюдать, обещаний всяческих наград, за исполнение и грозных казней за пренебрежение. «Слушай, Израиль: господь – бог твой, господь – один. И люби господа бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею силою твоею. И пусть будут слова эти, которые я заповедаю тебе сегодня, на сердце твоем; и внуши их сынам твоим, и говори их, когда ты сидишь в доме твоем, и когда ты идешь по дороге, когда ты ложишься спать и когда ты встаешь; и обвяжи их, как знак для памяти, вокруг руки твоей, и пусть подобно повязке, они будут пред очами твоими; напиши их на косяках дверей дома твоего и на воротах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010