6. Аз воззвах, яко (потому что) услышал мя ecu, Боже. Не напрасно взывал, говорит, я к Тебе, Боже; ибо Ты давно уже услышал, что я молюсь Тебе. Приклони ухо твое мне, и услыши глаголы моя. Собственно уши не могут сами по себе наклоняться; но когда кто-нибудь намерен выслушать другого, то обыкновенно выслушивающий наклоняет несколько при этом свою голову к говорящему, и его уши кажутся также как бы наклоненными. Выше было уже сказано, что пророк нередко действиями человеческими старается объяснять действия Божии, приспособляясь и снисходя к некоторой слабости понимания своими слушателями сверх естественного. Итак, когда хотят выслушать кого-нибудь с особенным вниманием, притом такого человека, у которого слаб голос, вследствие общей его слабости, тогда обыкновенно слушающие его наклоняют к нему свою голову, но вместе с тем склоняют к нему также и свое ухо. Итак приклони, говорит пророк, ухо твое, Боже, ко мне; приклони как находящейся на высоте ко мне низшему, склонися ухом твоим надо мною, как врач склоняется над больным. Зрение в Боге означает вообще знание чего-нибудь; слух же, или ухо означает знание более, или менее подробное и основательное известного предмета; так как то, что доступно зрению, по причине своей некоторой вещественности, менее совершенно, нежели то, что может быть воспринято через слух. Как выше (ст. 1), так и ниже, в только что приведенном месте, выражения: услыши, вонми, внуши и том. под. суть выражения молитвенные. Они обозначают, что молящийся проникнут до глубины души желанием, чтобы его мольбы были услышаны и исполнены Богом. 7. Удиви (яви дивно) милости твоя, спасали уповающыя на Тя. Сделай, говорит, чтобы милости твои, по отношении ко мне явились достойными удивления. Под милостями пророк разумеет заступление Божие. Конечно те, которые видели как Бог явно помогал Давиду, были действительно изумлены, что эта помощь Божия явилась так скоро и была столь всесильна и что Бог не только праведникам, но и грешникам являет свою помощь. 8. От противящихся (противоставших ) деснице твоей сохрани мя, Господи, яко зеницу ока.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2343...

XIII. Потрясай и умягчай свое сердце какими-либо грозными и отрезвляющими представлениями, которые могли бы подвигнуть тебя к деятельной заботе о своем спасении. Потрясай и умягчай ими нечувственное сердце свое, как тяжелый молот умягчает жестокий камень. а) Помяни последняя твоя. Говори себе: «увы, скоро смерть». Один, другой умирают около тебя; вот-вот ударит и твой час. Не отдаляя от себя часа смертного, внуши себе, что уже послан ангел смерти, идет, приблизился. Или вообрази себя человеком, над головою которого меч, готовый поразить его. Затем живее представь, что будет с тобою в смерти и после смерти. Суд при дверех. Тайная твоя обличатся пред ангелами и всеми святыми. Там, пред лицем всех, будешь стоять ты один с делами твоими. От них или осудишься, или оправдишься. А что – рай, и что – ад!.. В раю – блаженство, которого описать нельзя; в аде – мука без отрады и конца; на нем печать решительного отвержения Божия. Восприми все это в чувство и понудь себя побыть в нем, пока не исполнит тебя страх и ужас. б) Обратись потом к Богу, и, поставь себя, оскверненного и обремененного многими грехами, пред лицом Его, вездесущего, всеведущего, всещедрого, долготерпеливого!.. Еще ли будешь оскорблять око Божие мерзким видом своим греховным? Еще ли будешь обращать неблагодарно хребет к ущедряющему тебя всесторонне? Еще ли будешь затыкать уши пред отеческим гласом, милостиво призывающим тебя? Еще ли будешь отвращать руку, простираемую к приятию тебя?.. Восприими в чувство эту несообразность и поспеши возбудить и укрепить в себе жалость и печаль в Боге. в) Помяни при том, что ты христианин, искуплен кровию Христовою, омыт водою крещения, приял дар Духа Святого, бываешь на трапезе у Господа и питаешься плотию и кровию Его. И все это попрано тобою греха ради, разрушающего тебя!.. Взойди мысленно на Голгофу, и пойми, чего стоят грехи твои... Ужели и еще будешь уязвлять главу Господа терниями грехов твоих? Еще ли будешь пригвождать Его ко кресту, пробождать ребра Его и издеваться над долготерпением Его? Или ты не ведаешь, что, греша, участвуешь и в мучении Спасителя и разделишь за то участь мучителей, а если бросишь грех и покаешься, то причастишься силы смерти Его? Избирай одно из двух: или распинать и вечно гибнуть, – или сраспинаться и живот с Ним вечный наследовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Пост истинный есть воздержание от зла Истинный бо и прямый пост есть воздержание от всякого зла. Аще убо хощеши, христианине, чтобы тебе пост полезен был: то, постяся телесно, постися и душевно, и постися всегда. Якоже убо налагаешь пост чреву твоему: наложи злым мыслям и прихотям твоим. Да постится УМ твой от суетных ПОМЫШЛЕНИЙ; да постится ПАМЯТЬ от злопомнения; да постится ВОЛЯ твоя от злаго хотения; да постятся ОЧИ твои от худаго видения – «отврати очи твои, еже не видети суеты»; да постятся УШИ твои от скверных песней и шептаний клеветнических; да постится ЯЗЫК твой от клеветы, ОСУЖДЕНИЯ, кощунства, лжи, лести, сквернословия, и всякаго праздного и гнилого слова; да постятся руки твои от убиения и хищения чуждаго добра; да постятся ноги твои от хождения на злое дело. «Уклонися от зла; и сотвори благо» ( Пс. 33, 15 ; 1Пет. 3, 11 ). Се есть христианский пост, каковаго Бог наш от нас требует! Покайся убо, и, воздерживая себе от всякаго злаго слова, дела и помышления, поучайся всякой добродетели: и будеши всегда пред Богом поститься (4:182–183) (также 4:144, см. БРАНЬ , 128). Многие постятся много, да явятся человеком постящимися, и потому Богу угодити не могут (1:72, см. ДЕЛА ДОБРЫЕ , 299). Многие мнятся быть нечто: часто постятся, но без любви нет пользы (2:50, см. ЛЮБОВЬ , 496). Пост без любви христианской ничто же суть (2:43, см. ЛЮБОВЬ, 495). Масленица есть время приготовительное к посту (1:39, см. МАСЛЕНИЦА, 504). Проводя пост беззаконно, христианин отрицается Матери Церкви Слушают ли христиане сладких и любезных матере своея церкве песней? Ах, жалко! ах, стыдно нам! «Сыны родих», простирает она Божий и жалобный глас, «сыны родих и вознесох, тиижде отвергошася мене». Сыны родих купелию пакибытия, напоих млеком Божия слова, воспитах таинства веры, одеях одеждою нетления, утвердих надеждою вечнаго живота. «Слыши небо, и внуши земле: сыны родих и вознесох, тиижде отвергошася мене!» А как отвергошася сыны сии матере своея, слышите. Она приказывает в тии дни более благоговеть, а тии более безчинствуют; она приказывает воздерживаться, а тии более страстям предаются; она определяет пост, а тии более объедаются и пьянствуют; она приказывает очищать телеса и души, а тии более оскверняют; она приказывает страсти отлагать, а тии более прилагают; она предлагает покаяние, а тии более свирепеют (1:40).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Паки тойже. Таже стих: Г лаголы моя внуши, Господи: П режде Честнаго Твоего Креста, воином, ругающимся Тебе, Господи, умная воинства дивляхуся: обложился бо еси венцем поругания, землю живописавый цветы, багряницею поругания одеялся еси, облаки одеваяй твердь. Таковым бо смотрением разумеся Твое благоутробие, Христе, велия Твоя милость, слава Тебе. Стих: В онми гласу моления моего. И паки тойже. Слава, глас 5: В лекомь на Крест, сице вопиял еси, Господи: за кое дело хощете Мя распяти, иудее? Яко разслабленныя ваша стягнух, зане мертвецы аки от сна возставих, кровоточивую исцелих, хананею помиловах. За кое дело хощете Мя убити, иудее? Но узрите, в Негоже ныне прободаете Христа, беззаконнии. И ныне, паки тойже. Прокимен, глас 4: Я ко Аз на раны готов, и болезнь Моя предо Мною есть выну. Стих: Г осподи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене. Пророчества Исаиина чтение [Глава 50]. Господь дает мне язык научения, еже разумети, егда подобает рещи слово: положи мя утро утро, приложи ми ухо, еже слышати, и наказание Господне отверзает уши мои, аз же не противлюся, ни противоглаголю. Плещи мои вдах на раны, и ланите мои на заушения, лица же моего не отвратих от студа заплеваний. И Господь Господь помощник ми бысть: сего ради не усрамихся, но положих лице свое, аки твердый камень, и разумех, яко не постыждуся: зане приближается оправдавый мя. Кто пряйся со мною? Да сопротивостанет мне купно. И кто судяйся со мною? Да приближится ко мне. Се Господь Господь поможет ми. Кто озлобит мя? Се вси вы яко риза обетшаете, и яко молие изъяст вы. Кто в вас бояйся Господа? Да послушает гласа отрока Его. Ходящии во тьме, и несть им света, надейтеся на имя Господне и утвердитеся о Бозе. Се вси вы огнь раждизаете, и укрепляете пламень: ходите светом огня вашего и пламенем, егоже разжегосте. Мене ради быша сия вам, в печали успнете. Таже Апостол, к Римлянам послания, зачало 88 от полу. Б ратие, Христос сущим нам немощным, по времени за нечестивых умре. Едва бо за праведника кто умрет: за благаго бо негли кто дерзнет умрети. Составляет же Свою любовь в нас Бог, яко еще грешником сущим нам, Христос за ны умре. Много же убо паче оправдали бывше ныне Кровию Его, спасемся Им от гнева. Аще бо врази бывше, примирихомся Богу смертию Сына Его, множае паче примирившеся, спасемся в животе Его.

http://pravmir.ru/velikaya-pyatnicachto-...

1) Коль скоро произойдет таким образом хоть легкое движение чувства своей греховности и опасности оставаться в ней, углубись еще больше в себя и еще с большим напряжением мысли поражай себя какими-либо грозными и отрезвляющими представлениями; потрясай и умягчай ими нечувственное сердце свое, как тяжелый молот умягчает жесткий камень. а) Помяни последняя твоя. Говори себе: " Увы, скоро смерть " . Один, другой умирает около тебя; вотвот ударит и твой час. Не отдаляя от себя часа смертного, внуши себе, что уже послан Ангел смерти, идет, приблизился. Или вообрази себя человеком, над головою которого меч, готовый поразить его. Затем живее представь, что будет с тобою в смерти и после смерти. Суд при дверех. Тайная твоя обличатся пред Ангелами и всеми святыми. Там, пред лицом всех, будешь ты один с делами твоими. От них или осудишься, или оправдишься. А что - рай, и что - ад?.. В раю - блаженство, которого описать нельзя; в аде - мука без отрады и конца; на нем печать решительного отвержения Божия. Восприими все это в чувство и понудь себя побыть в нем, пока не исполнит тебя страх и ужас. б) Обратись потом к Богу и поставь себя, оскверненного и обремененного многими грехами, пред лицем Его, вездесущего, всеведущего, всещедрого, долготерпеливого!.. Еще ли будешь оскорблять око Божие мерзким видом своим греховным? Еще ли будешь обращать неблагородно хребет к ущедряющему тебя всесторонне? Еще ли будешь затыкать уши пред отеческим гласом, милостиво призывающим тебя? Еще ли будешь отвращать руку, простираемую к приятию тебя?.. Восприими в чувство эту несообразность и поспеши возбудить и укрепить в себе жалость и печаль по Боге. в) Помни притом, что ты христианин, искуплен Кровию Христовою, омыт водою крещения, приял Духа Святаго, бываешь на Трапезе у Господа и питаешься Плотию и Кровию Его. И все сие попрано тобою греха ради, разрушающего тебя!.. Взойди мысленно на Голгофу и пойми, чего стоят грехи твои... Ужели и еще будешь уязвлять главу Господа терниями грехов твоих? Еще ли будешь пригвождать Его ко кресту, прободать ребра Его и издеваться над долготерпением Его? Или ты не ведаешь, что, греша, участвуешь в мучении Спасителя и разделишь за то участь мучителей, а если бросишь грех и покаешься, то причастишься силы смерти Его? Избирай одно из двух: или распинать и вечно гибнуть, или сраспинаться и живот с Ним вечный наследовать.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/356/...

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Богородичен: Богородице, Ты еси Лоза истинная, возрастившая (нам) Плод Живота, Тебе молимся, молися, Владычице, со святыми апостолы, помиловати душы наша. И поем три тропари от двунадесяти, глас 8: Страха ради иудейскаго, друг Твой и ближний Петр отвержеся Тебе, Господи, и рыдая сице вопияше: слез моих не премолчи, Рех бо сохранити веру, Щедре, и не сохраних: и наше покаяние такожде приими, и помилуй нас. (Дважды). Стих: Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое. Прежде Честнаго Твоего Креста, воином ругающымся Тебе, Господи, умная воинства дивляхуся: обложился бо еси венцем поругания, землю живописавый цветы: багряницею поругания одеялся еси, облаки одеваяй твердь. Таковым бо смотрением разумеся Твое Благоутробие, Христе, велия Твоя милость, слава Тебе. Стих: Вонми гласу моления моего. Прежде Честнаго Твоего Креста: Слава: Глас 5: Влеком на Крест сице вопиял еси, Господи: за кое дело хощете Мя распяти, иудее? яко разслабленыя ваша стягнух, зане мертвецы аки от сна возставих, кровоточивую исцелих, хананею помиловах. За кое дело хощете Мя убити, иудее? но узрите, в негоже ныне прободаете, Христа, беззаконнии. И ныне: Влеком на Крест сице: И кадит диакон Евангелие и иконы, и настоятеля и лики токмо. Таже диакон: Премудрость. Вонмем. Чтец: Прокимен, глас четвертый; Яко аз на раны готов, и болезнь моя предо мною есть выну. Лик: Яко аз на раны готов, и болезнь моя предо мною есть выну. Стих: Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене. Лик: Яко аз на раны готов: Стих: Яко аз на раны готов. Лик: И болезнь моя предо мною есть выну. Диакон: Премудрость. Чтец: Пророчества Исаиина чтение. Диакон: Вонмем. Чтец: Господь дает мне язык научения, еже разумети, егда подобает реши слово: положи мя утро утро, приложи ми ухо, еже слышати. И наказание Господне отверзает уши мои, аз же не противлюся, ни противоглаголю. Плещы моя вдах на раны, и ланите мои на заушения, лица же моего не отвратих от студа заплеваний. И Господь, Господь помощник ми бысть: сего ради не усрамихся, но положих лице свое аки твердый камень, и разумех, яко не постыждуся. Зане приближается оправдавый мя; кто пряйся со мною? Да сопротивостанет мне купно: и кто судяйся со мною? Да приближится ко мне. Се Господь, Господь поможет ми: кто озлобит мя? Се вси вы яко риза обетшаете, и яко молие изъяст вы. Кто в вас бояйся Господа? Да послушает гласа отрока Его: ходящий во тьме, и несть им света, надейтеся на Имя Господне, и утвердитеся о Бозе. Се вси вы огнь раждизаете, и укрепляете пламень: ходите светом огня вашего, и пламенем, егоже разжегосте: мене ради быша сия вам, в печали успнете.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Ис.1:2. Слыши, небо, и внуши, землé, яко Госпóдь воз­глагóла: сыны родихъ и воз­высихъ, тíи же от­вергóшася менé.     «Слыши, небо, и внуши, земле, яко Господь возглагола». Поскольку пророчество было роду лукавому и не находило слушателей между людьми, то Пророк говорит небу и земле. При сих же свидетелях дан и закон, как говорит Моисей: «засвидетелствую вам днесь небесем и землею» (Втор. 4:26), и еще: «Вонми, небо, и возглаголю, и да слышит земля глаголы уст моих» (Втор. 32:1). Да и прилично было — употребленных свидетелями, когда дан был закон, призвать также во свидетели при обличении в нарушении закона. Ибо сказано: «соберите ко мне племеноначалники ваша и старцы ваша, и судии... и книговводители.., да возглаголю во уши их... и засвидетелствую им небом и землею» (Втор. 31:28). Замечательно же, что речь у Исаии в противоположном порядке с песнию Моисеевой. Ибо там сказано: «Вонми, небо», или по другим изданиям: «Внуши, небо, и да слышит земля»; а здесь: «Слыши, небо, и внуши, земле». Когда народ рассуждает возвышенно и не отступает от Бога, тогда Пророк призывает небо, как нечто близкое, и его просит вложить слова себе в уши — таково значение слова «внуши». Когда же народ стал далек от небесного, Пророк говорит небу, как чему-то дальнему: «Слыши, небо». То же должно разуметь и о земле. Посему Моисей, по причине преуспеяния народа как бы близким к себе имея небо, говорит: «Вонми», или, как прочие толкователи, «внуши, небо». Исаия же, поскольку народ пребывал в грехах и мудрствовал земное, повелевает земле, как близ него находящейся, принять в уши себе слово, ибо сие значит слово «внушить». Или, чрез перемену имен, небом названы обитающие на небе, как городом называем живущих в городе и землей — всех пребывающих на ней; в таком случае из слов Пророка не извлечем повода почитать небо и землю одушевленными. Так и престолом Божиим именуется небо, потому что Пренебесные Силы имеют непоколебимо водруженное в них ведение Бога. Так и земля называется подножием, потому что живущие на ней люди едва способны вмещать в себе низшие познания о Боге. Посему и сказано: «Муж разумивый престол чувствия» (Притч. 12:23); престол же бесчестия — жена, ненавидящая правду. Как человек чувствительный и мудрый есть престол чувства, так уразумевший самое высшее в сказании о Боге есть престол Божий.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Молитва в среду по Вечерни 31 . Моля, ныне предстах Апостольский лик, числом дванадесять! Приимите воздыхание мое и милосердно с небеси призрите на мя, спасения просяща; молитвами вашими, блаженнии, из глубины зол возведите мя; яже всего мира от тля восхищающе, от прелести дияволя избавите; вернии столпове приисходньцы (?); заповедьми Христовыми утвердите мя: церковнии светильницы, озарите мя, грехми ослепленна; из Египта страстей изведите мя и на землю спасениа наставите; воздеяние руку моею приимите и воздыхание сердца моего услышите и к Богу о мне мольбу сотворите Апостоли! Да милостив ми будет Бог и уветлив: ожидает бо человеком покаяниа, зане человек бысть. Святии Апостолп славнии, Петре и Павле, Иоанне треблаженный, Матфею, Марко и Лука с Филиппом и с Симоном, разумееми верным заступници, Фома, Варфломею, Андрею и Иакове и вси святии Апостоли, утвержение всех, заступница же и стены недвижимыя: молитеся избавитися мне мучениа; молитвенници сущии, всегда славнии, милости мене сподобите и пленица моих грехов разрешите и в он час варите, егда пред Богом станем: страшно бо там судище, нагим всем стоящим на обличение. Апостоли святии, законоположници славнии! Тогда мя вскоре избавите и ущедрите мя грешнаго, егда Богу предстанем, Емуже поклонение, слава и хваление со Отцем и с безначальным Духом, и ныне и присно и в векы Аминь. Молитва в среду по Вечерни святому Николе. Яко тепла в бедах помощника молю, Тя, треблаженный Николае! Се бо прихожю Ти осуженый, многими грехи уязвен. Полунощи припадаю Ти в молитвах молящися: милостивне приклони уши и глас молениа моего внуши. Се бо страсти моя плотьскиа мучащи: якоже преже избавил еси воеводы пришедша, блаженне, якоже во сне цареви предстал еси и от темница неповинныя избавил еси, тако и мене, связаннаго страстьми, спаси и избави, молю Ти ся, многосплетеных сетей змиин: яко избавляеши к Тебе прибегающаго от враг видимых и невидимых и подаеши божественную помощь, яко пастух милостивый от гордаго мя зверя исхити, яко же трие воеводы. Первие Троицы быв служитель, и молитвы творя к Ней, прииди и возстави мя от глубины согрешений моих. Отче Николае! Заступи мя в день страшный и от муки изми и свободи мя от тьмы несветимыя и от скрежета зубнаго. Святителю! да победит множество щедрот твоих соблазн моих бездну. Егда хощет мя судити Зиждитель, испытая зол моих множество, и тогда да обрящю тя помощника, избавляющаго мя от напасти видимых и невидимых враг моих. Святителю, молитвами си исцели и избави! Покажи, отче Николае, твоими молитвами бодра мя к Богу, от всякаго мя избави кова бесов. Христе Боже, молитвами Пречистыя Твоея Матере муки страшныя избави: свеси бо моя согрешения многая, но сия очисти по благости. Свят, свят, свят еси во векы веком. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Turovsk...

И по сему-то предстательству Ходатая нашего и Господа Иисуса грешное и не образумившееся человечество доселе терпится, щадится, хранится и живет. Слава Твоему, О Христе, предстательству! Аминь. 15. Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое ( Пс. 5:2 ). Как выразуметь и изложить сию молитву, применительно к настоящему положению Господа Иисуса, т.е. к пребыванию Его в пустыне для молитвы и поста? Так можно. Отче Мой Превечный! воззри на Мои думы, мысли, намерения, предположения, относящиеся к исполнению того великого, от века возложенного на Меня дела, к коему уготовляюсь зде четыредесятидневным постом, и благослови Отеческим, Родительским Твоим благоволением. Какие же сии думы Ходатая? Неисчерпаемы они, неприступны и недосязаемы все они для нашего слабого разумения. Но могут быть изображены отчасти так: вот те существа разумные, с которыми Мне надлежит иметь дело, обессмыслили и приложились к скотом: како вразумлю их и соделаю паки тварями умными и разумеющими? Они ослепились, и имея очи не видят: како возвращу им зрение? Они, имея уши слышати, не слышат: как отверзть им слух сердца, да услышат и приимут глаголы Мои – глаголы о Тебе, Отче, о Твоей любви к ним? Разумей звание Мое. И Ты, Отче, разумеешь и ведаешь звание Мое и сан Мой, и Аз разумею его и чувствую. Ибо Ты, по неизреченной Твоей благости, возложил на Меня сие звание Мое, Аз же принял его благоохотно, благопокорливо и с послушанием беспредельным. Но да разумеют звание Мое те, для которых оно Тобою на Меня возложено, а Мною принято, – человеки сии, погибающие в неразумии. Какое сие звание? Звание и сан Искупителя, Спасителя, Ходатая Бога и человеков, Посредника, Жертвы, Священника, Царя, Пророка, Просветителя. Отверзи мне ум, Душе Святый, уразуметь сие и благоговением исполниться. 16. Попекуся о гресе моем ( Пс.37:19 ). Попечение, заботу и труд загладить грехи мои Ты принял на Себя, Господи Иисусе Христе. Для сего Ты воплотился от Пресвятой Девы, для сего приял крещение от Иоанна; для сего, по крещении, водворился в пустыне и пребываешь теперь здесь, постяся, моляся и искушаемый от сатаны. И, о сколь многие, сколь великие и трудные и мучительные предстоят Тебе, Ходатаю наш, дела, приключения, события, чтобы очистить и загладить мои пред Богом преступления!

http://azbyka.ru/otechnik/Ieremiya_Solov...

Телесный пост, когда чрево постится от пищи и пития; душевный, когда душа воздерживается от злых помыслов, слов и дел... Полезен нам пост телесный, потому что служит к умерщвлению страстей; но пост душевный неотменно нужен так, что и телесный пост без него ничто... Да постится ум твой от суетных помышлений! Да постится память от злопомнения! Да постится и воля твоя от злаго хотения! Да отвратятся очи твои от худаго видения, уши – от скверных песней и шептаний! Язык да постится от клеветы, лжи, лести!.. Се есть христианский пост истинный ( Ис. 56:4–10 )! 2) Стыд лице мое покрывает, взывает преподобный Тихон, когда представляю, как христиане проводят ту седьмицу, которая предшествует великому посту – масляницу... Болезнь и жалость сердце мое сокрушает, зря таковое празднование ея, потому что им порочится Вера святая и благочестивая... Матерь наша св. Церковь инде воспевает нам в песнях своих сие: «отверзошася божественнаго покаяния преддверия, приступим усердно... брашен и страстей отложение творяще». Инде так: «светлая предпразднства воздержания, светлая предпутия поста днесь». На ином месте так: се – время покаяния, предпразднственный сей постов ход». А в другой песни так: постов входы и преддверия вси да не оскверним зле невоздержанием». Что же? Слушают – ли христиане сладких и любезных Матере своея песней? Ах! Сыны родих, простирает она свой и Божий жалобный глас, – сыны родих купелию пакибытия, напоих млеком Божия слова, воспитах таинствами веры... тии же отвергошася Мене. Как отвергошася? Слышите! Она внушает во дни сии более благоговеть; а они более безчинствуют; она приказывает более воздерживаться; а они более страстям предаются; она определяет пост, а они более объедаются и пиянствуют; она велит очищать телеса и души, а они более оскверняют... Слыши небо и внуши земле! Христиане Матере своея отвергошася; христиане Православной Церкви Христовой не слушают... Страшное дело! Кто Церкви не слушает, тот – как язычник и мытарь. Кто Церкви не слушает, тот не сын Церкви, тому Христос не пастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010