18 И сказал Господь Бог: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, подобного ему». 19 И образовал Бог ещё из земли всех полевых зверей, и всех птиц небесных, и привёл их к Адаму, чтобы увидеть, как он назовёт их, и было бы имя всякой живой души таким, как дал ей Адам.  Прокимен (псалом 16), глас 4: Сохрани мя, Господи,/яко зеницу ока.  Стих: Услыши, Господи, правду мою, вонми молению моему, внуши молитву мою не во устнах льстивых. Чтение книги Притч  1–18] 1 Сын мой! Наставлений моих не забывай, и слова мои да хранит сердце твоё; 2 ибо долготы жития, лет жизни и мира они прибавят тебе. 3 Милостыня и вера да не оставляют тебя; надень их на шею твою, напиши их на скрижали сердца твоего, и обретёшь благодать. 4 И заботься о добром перед Господом и людьми. 5 Уповай всем сердцем на Бога, а своей мудростью не превозносись. 6 Во всех путях твоих познавай её, чтобы она направляла стези твои; нога же твоя не споткнётся. 7 Не будь мудрецом в глазах своих, но бойся Бога и уклоняйся от всякого зла. 8 Тогда наступит исцеление для тела твоего и будет лечение для костей твоих. 9 Воздавай почести Господу от праведных твоих трудов и начатки жертвуй Ему от твоих плодов справедливости, 10 чтобы наполнились кладовые твои хлебом до избытка и давильни твои переполнились вином. 11 Сын мой! Не пренебрегай наставлением Господним и не унывай, когда Он обличает тебя, 12 ибо Господь тех, кого любит, наказывает, бьёт же всякого сына, которого принимает. 13 Блажен человек, который нашёл премудрость, и смертный, который познал благоразумие, 14 потому что лучше приобретать её, чем сокровища золота и серебра. 15 Ибо она драгоценнее камней дорогих, не противится ей ничто лукавое; она хорошо известна всем любящим её, и всё ценное не стоит её; 16 ибо долгота жития и годы жизни в правой руке её, а в левой у неё богатство и слава. Из уст её исходит правда; закон и милость она носит на языке. 17 Пути её — пути прекрасные, и все стези её мирны. 18 Она — дерево жизни для всех держащихся её, и для опирающихся на неё, как на Господа, она непоколебима. Пятница первой седмицы На 6 часе Тропарь пророчества, глас 5: Многогреховное наше житие и непокаянный нрав щедротами предвари, Господи: разве Тебе иного не вемы, жизнию и смертию обладающа: спаси, яко Человеколюбец. 

http://azbyka.ru/molitvoslov/perevod-tek...

31 П родолжая разговор с Моисеем, Господь сказал ему: 2«Знай, Я с целью особой избрал Бецалела, сына Урии, внука Гурова из колена Иуды. 3Духом Божиим исполнил Я его и через то даровал ему высокое мастерство , сообразительность и знание всякого рода искусств, 4чтобы мог он замышлять произведения художественные и работать по золоту, серебру и меди, 5гранить драгоценные камни и вставлять их в оправу, выполнять резьбу по дереву, то есть делать всякого рода искусные вещи. 6Более того, Я дал ему в помощники Оголиава, сына Ахисамаха из колена Дана, а также наделил особым умением всех тех, кто уже был умельцем в своем деле, чтобы они смогли выполнить всё, что Я повелел тебе сделать: 7Шатер Откровения, ковчег, где Свидетельство о воле Моей хранится, златой Покров примирения и все прочие принадлежности Шатра; 8также и стол со всеми принадлежностями его, светильник, коего все части из чистого золота должны быть, жертвенник курения благоуханного 9и жертвенник для всесожжений со всеми принадлежностями его, большой сосуд для омовений и подставку к нему; 10а вместе с тем и искусной работы одежды а – для самого Аарона–священника и для сыновей его одеяния, отличающиеся от обычных б, дабы носили они их при священнодействии; 11 наконец, от умельцев тех потребуется приготовить елей помазания и ароматичное курение для Святилища. Пусть всё, что Я повелел тебе сделать, они выполнят». О соблюдении субботы 12 Продолжая говорить о богослужении, Господь повелел Моисею: 13«Внуши сынам Израилевым: субботы Мои пусть соблюдают непреложно, ибо они – знамение союза между Мной и вами из поколения в поколение, дабы вы знали, что Я – Господь, освящающий вас. 14 Посему соблюдайте субботу, она свята для вас. Кто осквернит святыню эту, тот смерти должен быть предан. Работающему в субботу не место среди народа его — да будет он исторгнут. 15Работой можно заниматься шесть дней, а седьмой день – суббота, день священного покоя , он Господу посвящается. Каждый, кто работает в субботний день, должен быть предан смерти. 16Сынам Израилевым надлежит соблюдать субботу, праздновать ее из поколения в поколение как знак их вечного со Мной Союза–Завета . 17На вечные времена суббота должна оставаться знаком Союза между Мной и сынами Израилевыми. Ибо Я, Господь, за шесть дней создал небо и землю, а в день седьмой ничего не делал а и, как сказали бы вы, люди, отдыхал б».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

3-я и последняя часть великого повечерия представляет собою повечерие малое, то самое, которое совершается отдельно в дни не постовые. Только на малом повечерии прибавляется еще из первой части великого повечерия – символ веры , а из второй его части– псалом 50-й покаянный. Если 2-я часть великого повечерия, как видели мы, заключает в себе чтения и песнопения покаянного характера, то третья часть – иного свойства: она состоит главным образом из славословий и хвалений Господу и святым угодникам Божьим. Потому она подобна той части утрени, которая начинается пением канона. Начинается она, как и вторая часть воззванием: ,,Придите, поклонимся”. Затем читаются псалмы – 69-й: Боже , в помощь мою вонми и 142-й: Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей. Эти псалмы содержанием своим представляют как-бы переход от службы покаянной к службе более торжественной. Так, в первом из этих псалмов св. Церковь , словами, псалмопевца Давида, призывает к радости духовной всех верных рабов Божьих, ищущих Господа и творящих святую волю Его: „Да возрадуются и возвеселятся о Тебе все, ищущие Тебя и любящие спасение Твое; да говорят непрестанно: велик Бог!” А во втором псалме, указывая на множество врагов нашего спасения мы просим Господа, чтобы Он, изведший из темницы, ада души праведников, и нас не оставил в напастях наших; „Враг преследует душу мою, втоптал в землю жизнь мою, принудил меня жить во тьме, как давно умерших... Ради имени Твоего, Господи, оживи меня; ради правды Твоей выведи из напасти душу мою. Укрепив молитвою св. Псалмопевца надежду на Господа, мы затем восхваляем его величие и неизреченное к нам милосердие в славословии: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Чтение славословия начинается тою песнью, которую воспели св. ангелы при рождении Спасителя. Мы прославляем здесь Господа, пославшего в Мир, Единородного Сына Своего; прославляем Сына Божия, как Агнца Божия взявшего на Себя грехи мира. Но не можем мы только славословить Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

469. Алфавитный патерик. 470. Слово 8, состоящее из изречений аввы Исаии, собранных учениками его. 471. Слово 8. 472. Слово 8. 473. Слово 8. 474. Слово 8. 475. Слово 8. 476. Слово 8. 477. Слово 8. 478. Слово 8. 479. Слово 8. 480. Слово 8. 481. Слово 8. 482. Слово 8. 483. Слово 8. 484. Слово 8. 485. Слово 8. 486. Слово 8. 487. Слово 8. 488. Слово 8. 489. Слово 8. 490. Слово 8. 491. Слово 8. 492. Слово 8. 493. Слово 8. 494. Слово 8. 495. Слово 8. 496. Слово 8. 497. Слово 8. 498.  И сказал Господь Моисею: еще одну казнь Я наведу на фараона и на египтян; после того он отпустит вас отсюда… Внуши народу, чтобы каждый у ближнего своего и каждая женщина у ближней своей выпросили вещей серебряных и вещей золотых (Исх. 11. 1–2). 499. Исх. 12. 36. 500. Слово 8. 501. Слово 8. 502. Слово 8. 503. Слово 8. 504. Слово 8. 505. Слово 20. 506. Слово 22. 507. 1 Кор. 15. 50. 508. Слово 22. 509. Мф. 7. 7. Слово 22. 510. Слово 27. Это слово состоит из изречений преподобного Исаии, которые слышал от него и записывал авва Петр. 511. Слово 27. 512. Слово 27. 513. Слово 27. 514. Слово 27. 515. Слово 27. 516. Слово 27. 517. Слово 27. 518. Слово 27. 519. Слово 27. 520. Слово 27. 521. Слово 27. 522. Слово 27. 523.  …доколе еще дыхание мое во мне (Иов. 27. 3). 524. Слово 27. 525. Слово 27. 526.  наследовать. 527. 1 Кор. 15. 50. 528.  …если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы, и не по человеческому ли обычаю поступаете? (1 Кор. 3. 3.) 529. Слово 27. 530. Слово 27. 531. Слово 27. 532. Слово 27. 533. Слово 27. 534. Слово 27. 535. Слово 27. 536. Слово 27. 537. Слово 27. 538. Слово 27. 539. Слово 27. 540. Слово 27. 541. Слово 27. 542. Слово 27. 543. Слово 27. 544. Слово 27. 545. Слово 27. 546. Слово 27. 547. Слово 27. 548. Слово 27. 549. Слово 27. 550. Слово 27. 551. Слово 27. 552. Слово 27. 553. Алфавитный патерик. 554. Алфавитный патерик. 555. Алфавитный патерик. 556. Алфавитный патерик. 557. Алфавитный патерик. 558. Алфавитный патерик. 559. Алфавитный патерик. 560. Алфавитный патерик.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

4. – Все уклонились, (все) сплошь одинаково стали непотребными, нет творящего добро, нет – ни единого! II. 5. Ни ли уразумеют вси делающии беззаконие, снедающии люди Моя в снедь хлеба? 5. Неужели не вразумятся все делающие беззаконие, поедающие народ мой, как в ядении хлеба? 6. ГОСПОДА не призваша. Тамо устрашишася страха, идеже не бе страх: яко БОГ разсыпа кости человекоугодников: постыдешася, яко БОГ уничижи их. 6. Господа они (не призвали и) не призывают. Там устрашились страха, где не было страха, ибо Бог рассыпал кости человекоугодников: постыжены были (они), потому что Бог уничижил их. 7. Кто даст от Сиона спасение Израилево? Внегда возвратит ГОСПОДЬ пленение людей Своих, – возрадуется Иаков, и возвеселится Израиль! 7. Кто даст с Сиона спасение Израиля? – Когда прекратит Господь пленение людей Своих, – (тогда) возрадуется Иаков и возвеселится Израиль! Псалом LII оставляется без толкования, потому что он во всем сходен с псалмом XIII-м. LIII Псалом Ст. 1: к исполнению. В песнех. Разума – Давиду. Ст. 2: когда пришли зифеи и сказали Саулу: вот – не у нас ли скрылся Давид?! Также совсем небольшой (лишь семь стихов), псалом 53-й представляет собой – и типичную для Давида молитву о помощи, и такое же исповедание от его благодарного сердца о том, что помощь эта подастся – от Господа, и уже подана (ст. 9-й). И, как всегда в подобных псалмах, все это – в том осиянии нравственно-религиозной правды, где гонимый Давид невинен, и потому, так сказать, вправе надеяться на эту помощь, а гонители, враги его, напротив, – ни во что ставят не только волю Божию, но и Самого Бога („не предложиша Бога пред собою). Потому-то и начинается псалом просьбой Давида – и спасти его, и дать суд ему. Краткий и единый по содержанию, пс. 53-й не делится на части. Ст. 3. БОЖЕ! во имя Твое спаси мя, и в силе Твоей – суди ми. 3. Боже! Во имя Твое спаси меня, и в силе Твоей суди меня. 4. БОЖЕ! услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих! 4. Боже, услышь молитву мою, внимай словам уст моих! 5. Яко чуждии восташа на мя, и крепцыи взыскаша душу мою, и не предложиша БОГА пред собою.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

53 Пс., [ст.] 5. Чуждии восташа на мя, и крепцыи взыскаша душу мою, и не предложиша [рус.: не имеют] Бога пред собою. Кто эти чуждые и крепкие? Это – грехи: грехолюбивая плоть, грешный мир и диавол. Они восстают на нас постоянно и никогда не хотят иметь пред очами своими Бога. 8 ст. Волею пожру Тебе, исповемся имени Твоему, Господи, яко благо. Ты можешь отнести это к себе: ты жрешь Богу жертву бескровную; жри ее всегда волею, а не невольно, с охотою, а не принужденно. Ты, далее, имеешь тысячу причин исповедаться имени Господню, что оно благо. 54 Пс., [ст.1–4]. Услышь, Боже, молитву мою и не скрывайся от моления моего [церк.-слав.: Внуши, Боже, молитву мою и не презри моления моего]; внемли мне и услышь меня; я стенаю в горести моей, и смущаюсь от голоса врага, от притеснения нечестивого. Ах, как часто должен взывать человек подобною молитвою! Сколько причин к постоянной внутренней молитве! Человек каждый день и час падает, грешит, и когда согрешит, в душе происходит беспокойство, смятение, тоска, тяжесть, потребность в помиловании; тогда душа невольно молится Богу, уста произносят как бы машинально: помилуй мя, Боже! Боже, милостив буди мне, грешному. Как хочется нам в этой греховной скорби, чтобы Бог внушил нашу молитву и не презрел моления нашего. Пс. 55 , ст.5. На Бога уповаю, не боюсь; что сделает мне плоть? Человек праведный, богобоязненный не страшится людей, потому что надежда его – Бог всемогущий и праведный. В самом деле, что может сделать мне эта плоть, этот человек, который сам во всем так ограничен, бессилен, что не весть, что утре с ним случится? Пс. 56 , [ст.1–2]. Помилуй меня, Боже, помилуй меня, ибо на Тебя уповает душа моя, и в тени крыл Твоих я укроюсь, доколе не пройдут беды. Да будет в устах твоих чаще это моление Давида. Но с молитвою Давида имей и его упование. 3 ст. Воззову к Богу Всевышнему, Богу, благодетельствующему мне. К кому и взывать, как не к вечному Благодетелю нашему, Который Сам же велит нам призывать Его в день скорби нашей? Призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня [ Пс. 49:15 ]. 5 ст. Я... среди сынов человеческих, у которых зубы – копья и стрелы, и у которых язык – острый меч. Как прекрасно охарактеризовал святой Давид злость людскую: из уст человеческих, точно, будто стрелы сыплются на нас иногда, а языком своим они поражают нас, нашу честь, как острым мечом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

5 Ибо мудрый, послушав их, будет мудрее, а разумный приобретет для себя руководство, 6 и будет он понимать притчу, прикровенное слово, изречения мудрых и загадки. 7 Начало премудрости — страх Господень: доброе разумение у всех, имеющих его; благочестие же пред Богом — начало познания; а нечестивые презирают мудрость и наставление. 8 Слушай, сын, наставление отца твоего и не отвергай заветов матери твоей, 9 потому что через это приобретёшь прекрасный венок для головы твоей и золотое ожерелье для шеи твоей. 10 Сын мой! Да не соблазняют тебя нечестивые люди, и сам не соглашайся,  если будут звать тебя, говоря: 11 «Иди с нами, будь сообщником убийства, беззаконно скроем в землю мужа праведного, 12 поглотим, как ад, его живого и удалим память о нём с земли, 13 овладеем драгоценным его имуществом и наполним дома наши добычей. 14 Жребий свой бросай с нами, мешок у всех будет общий, и кошелёк у всех нас будет один». 15 Сын мой! Не ходи в путь с ними, убери ногу твою от тропы их, 16 потому что ноги их устремляются к злу и спешат проливать кровь. 17 Ибо не напрасно расставляются сети на птиц: 18 те, кто делаются сообщниками в кровопролитии, собирают самим себе несчастья: конец беззаконных людей — бедствен. 19 Таковы пути всех, совершающих беззаконие, ибо нечестием они губят свою душу. 20 Премудрость воспевается на улицах, на площадях ведёт она смелую речь. Вторник первой седмицы На 6 часе Тропарь пророчества, глас 1: Яко пришельцы есмы на земли, якоже вси отцы наши, краткое житие наше без греха сохрани, Спасе наш, и помилуй нас, яко Человеколюбец.  Слава, и ныне: и повторяем тот же. Прокимен (псалом 5), глас 4: Вонми гласу моления моего,/Царю мой и Боже мой.  Стих: Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое. Чтение пророчества Исаии  19–31; 2: 1–3а] Так говорит Господь: 19 если захотите и послушаете Меня, то будете вкушать блага земли. 20 А если не захотите и не послушаете Меня, то станете пищей для меча, ибо уста Господни сказали это. 21 Как сделался блудницей город верный, Сион, исполненный правосудия! Правда обитала в нем, а теперь в нем убийцы.

http://azbyka.ru/molitvoslov/perevod-tek...

6:7-8); еже боятися Господа Бога твоего (Втор. 10:12). Говорит же и Иов: Да приидет моя мольба ко Господу, пред Ним же да каплет око мое (Иов. 16:20). И Анна горевала в Силоаме, плакала и молилась Господу, говоря: аще призриши на смирение рабы Твоея и помянеши мя, и даси рабе Твоей семя мужеско (1 Цар. 1:11). И услышал ее Господь и послал ей пророка Самуила. И другая Анна — [жена] Иоакима плакала в саду своем и просила о чаде и получила Святую Деву Марию — Матерь по плоти Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. И Давид: Услыши молитву мою, Господи, и моление мое внуши, слез моих не премолчи (Пс. 38:13). И будучи услышан, говорит: Милостив Господь и Праведен… смирихся, и спасе мя. Яко изъят душу мою от смерти, очи мои от слез и нозе мои от поползновения (Пс. 114:5, 6, 8), ибо сеющии слезами, радостию пожнут (Пс. 125:5). Итак, благоугожду пред Господем во стране живых (Пс. 114:9). И словами: Ходящии хождаху и плакахуся (Пс. 125:6), как я думаю, он о нашем пленении говорит, ибо описанное прежде [теперь] относится к нам. Так и мы должны о самих себе, как те [о себе], плакать горько. Прежде всего о пожаре в святом граде Иерусалиме, и о перенесении святого креста Христа Бога нашего в Персию, и о погибших в стольких войнах, потому что они нам сотелесники и единоверцы. Как и пророк Иоиль вопиет: плачитеся жерцы, служащии жертвеннику, внидите, яко опустеша земля, поспите во вретищих, служащии Богу… восплачутся жерцы служащии Господу и рекут: пощади, Господи, люди Твоя и не даждь достояния Твоего на укоризну, да не обладают ими языцы, да не рекут во языцех: где есть Бог их?(Иоил. 1:13, 10; 2:17). Потому что в нашей власти — умолять непамятозлобного Господа, как научает пророк Софония, говоря: Он предложил тебе огонь и воду: на что хочешь, прострешь руку твою. Пред человеком жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и дастся ему (Сир. 15:17), но кто будет оправдывать согрешающего против души своей (Сир. 10:32), кроме горячих слез с сокрушением? Ибо всегда жаждет спасения нашего Благой и Милосердный Владыка, как и Апостол свидетельствует, говоря:Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

8:11–14 Виноград бысти Соломону во Вееламоне: даде виноград свой стрегущым: муж принесет в плоде его тысящу сребреник. Виноград мой предо мною: тысяща Соломону и двести стрегущым плод его. Седяй в вертоградех, и друзие внемлющии гласу твоему: глас твой внуши мне. Бежи, брате мой, и уподобися серне или юнцу еленей, на горы ароматов. 8:11–14 Виноградник был у Соломона в Ваал-Гамоне; он отдал этот виноградник сторожам; каждый должен был доставлять за плоды его тысячу сребреников. А мой виноградник у меня при себе. Тысяча пусть тебе, Соломон, а двести – стерегущим плоды его. Жительница садов! Товарищи внимают голосу твоему, дай и мне послушать его. Беги, возлюбленный мой; будь подобен серне или молодому оленю на горах бальзамических! Виноградник был у Соломона в Ваал-Гамоне – древний Израиль был избранным виноградником , народом Божиим, взятым в удел. Ваал-Гамон означает «Господь множества». Ягве – Господь того множества, которое Он обещал в потомство праотцу Аврааму. Во времена царя Соломона «Иуда и Израиль, многочисленные, как песок у моря, ели, пили и веселились» ( 3Цар. 4:20 ). Он , Ягве, отдал этот виноградник (Израиль) сторожам – царям, пророкам и священникам. Каждый из них должен был доставлять Богу за плоды его тысячу сребреников. Плоды Израиля, как земные, в виде десятины от всего, что произрастало, так и духовные – в виде молитв, жертвоприношений, всяких дарований и благодеяний, должны были быть возвращены их Господину и Владетелю – Богу Ягве. Тысяча – полнота возвращаемого Богу, сребро – высокое достоинство. А мой виноградник у меня при себе – вторит Соломону Суламифь. Виноградник принадлежит и Ему, и ей. Богу Ягве виноградник принадлежит по существу: как Владыке и Господину. А ей он принадлежит как охранительнице и жительнице (ст. 13), ибо вверен Господом. Но она должна от плодов виноградника давать Ему как Господину. И она дает, не присваивая себе надлежащего Ему – тысяча пусть тебе, Соломон . Израиль приносит Богу положенные жертвы, десятину и приношения. А двести , то есть меньшая часть, стерегущим плоды его – царям и левитам как служителям, стерегущим плоды виноградника Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

8. Господи, пошли благодать Твою в помощь мне, да прославлю имя Твое святое. 9. Господи, Иисус Христос, напиши меня, раба Твоего, в книге жизни и даруй мне конец благой. 10. Господи, Боже мой, хотя я и не сделал ничего доброго пред Тобою, но дай мне по благодати Твоей положить начало благое. 11. Господи, окропи в сердце моем росу благодати Твоей. 12. Господи неба и земли, помяни меня, грешного раба Твоего, скверного и нечистого, во Царствии Твоем. Аминь. 1. Господи, в покаянии прими меня. 2. Господи, не оставь меня. 3. Господи, не введи меня в напасть. 4. Господи, дай мне мысли благие. 5. Господи, дай мне слезы, и память о смерти, и сокрушение. 6. Господи, дай мне мысль об исповедании грехов моих. 7. Господи, дай мне смирение, целомудрие и послушание. 8. Господи, дай мне терпение, великодушие и кротость. 9. Господи, насади во мне корень блага — страх Твой в сердце моем. 10. Господи, сподоби меня любить Тебя от всей души моей и от всего помышления и творить во всем волю Твою. 11. Господи, защити меня от злых людей, и демонов, и страстей, и от всякого иного зла. 12. Господи, Ты знаешь, что творишь, как Ты изволишь, да будет воля Твоя и во мне грешном, ибо Ты благословен вовеки. Аминь. Молитва 8, ко Господу нашему Иисусу Христу Господь Иисус Христос, Сын Божий, ради честнейшей Матери Твоей, и бесплотных Твоих Ангелов, и Пророка и Предтечи и Крестителя Твоего, и богословесных апостолов, светлых и победоносных мучеников, преподобных и богоносных отцов, и всех святых молитвами, избавь меня от постоянного нападения бесовского. Ей, Господь мой и Творец, не желающий смерти грешника, но чтобы он обратился и был жив, дай и мне обращение, окаянному и недостойному; вырви меня из пасти змея-губителя, жаждущего поглотить меня и свести живым во ад. Ей, Господь мой, утешение мое, ради меня окаянного облекшийся в тленную плоть, избавь меня от убожества и утешение подай душе моей окаянной. Внуши сердцу моему творить Твои повеления, и оставить злые деяния, и получить блаженства Твои; ибо на Тебя я, Господи, уповаю, спаси меня.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2432...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010