Наконец, по указанию Кавгадыя, палачи, как звери, бросились на великого князя, молившегося в шатре; повергли его наземь, били и топтали ногами; затем один из палачей вонзил меч в грудь князя; «и тако предаде душу в руце Господни, ноября 22, в 7 часов дня, – говорит древняя летопись, – и причтеся к лику святых со сродниками своими Борисом и Глебом и Михаилом Черниговским». Летописи называют св. князя тверского Михаила «отечестволюбцем». Таким он был при жизни, таким он, без сомнения, остался и по своей мученической кончине. II. Страдальческая кончина св. благоверного князя Михаила Тверского предлагает нам два урока для нашего подражания. а)  Первый урок состоит в том, что мы должны, подражая св. князю, который был истинный отечестволюбец, любить крепкою любовью свое отечество. Чувство любви к родине, или чувство патриотическое, есть одно из самых высоких и благороднейших явлений в человеческой природе. История украшает свои лучшие страницы высокими подвигами патриотизма. аа) В самом свящ. Писании подвиги патриотизма или пламенной любви к своей родине изображаются рядом с величайшими подвигами веры. Величайшие представители ветхозаветного мира: Моисей, Иисус Навин, Самуил, Давид, Илия, Елисей, Исаия, Иеремия, Даниил, Ездра, Зоровавель, Неемия, братья Маккавеи, великие ветхозаветные жены Мариам, Деввора, Есфирь, Юдифь представляют нам образцы высокого патриотизма. Гораздо было бы хуже для нас, если бы мы никаких скорбей не испытывали в жизни: тогда мы легко могли бы забыть Бога и, таким образом, сойти с пути, ведущего в Царствие Божие. Оттого-то и трудно богатым войти в Царствие Небесное: печалей у них больших не бывает, они всегда живут в довольстве; к Богу прибегнуть нет им случая: так все у них идет хорошо. Нет, не сетовать безутешно, а Бога благодарить ты должен, что Он хоть какие-нибудь попускает испытывать скорби, при которых ты о Нем вспоминаешь: это значит, что Он тебя не забыл, не оставил Своею благодатью и ведет тебя в Царствие Свое Небесное. Рассказал некто из отцов другому, что, бывши в Александрии, он пришел однажды в церковь помолиться и увидел там женщину богобоязненную.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

210 Все что доселе сказано о Сыне Божьем, служит опровержением той мысли, что будто имя Сына Божия по отношению к И. Христу заключает в себе мысль только о Его должности; последнее объяснение основывают на том, что будто иудеи с именем Сына Божия соединяли понятие только о Мессии или славном Царе. (Кинель, comm. ad evang. Вешендер, inst. theol. 6, 175, 197). В опровержение сего объяснения прибавим еще, что аа) исторических доказательств нет на то, что иудеи с именем Сына Божия во всяком случае соединяли не более, как понятие о славном Царе Мессии; напротив видим, что они исповедуя Иисуса Христом, в тоже время называли Его Сыном Божьим, т. е. прилагали к Нему два названия, как различные по смыслу,тогда как в другое время они же именовали Иисуса только Христом Иоан. 4, 42. 7, 47. 66 ) Как бы то ни было, вовсе несправедливо изъяснять учение Иисуса Христа и Его апостолов о Сыне Божием только из мнений народа, а не из слова Божия. 212 В символе Тертуллиана читаем: «веруем во единого Бога, с той особенностью, что у единого Бога есть Сын – Слово Его, из Него изшедшее и без него » ничтоже бысть «. О духе святом сказано: «веруем, что сей Сын по обетованию Своему послал от Отца Духа Святого, утешителя, освятителя веры». О древности сей веры Тертуллиан говорил: «сие правило с самого начала евангелия распространилось прежде всех еретиков». (De virg. 1. с. 36. de præsc с. 36. р. 13). 214 О св. Духе гл. 26, 27 и 7. Замечательна разность, какую допускала церковь в славословии св. Троицы. В самое древнее время говорили: «слава Отцу через ( δα) Сына во ( εν) св. Духе»; говорили и так: «слава Отцу с ( συν) Сыном и св. Духом». В том и другом случае удерживалась мысль о единосущии, но в первом случае имели в виду и учение о спасении людей. Позднее, когда савеллиане хотели толковать в свою пользу выражения: δα и εν, церковь стала употреблять преимущественно вторую форму славословия (Василий в. гл. 25. § 51 Филосторгий Η. Е. 3. 13). Ариане последовали савеллианам. «Оставив, пишет Феодорит (Н. Е. 4, 1), уставы славословия, которые преданы из начала самовидцами и слугами Слова, Арий ввел другой устав, научил прельщенных им славословить Отца через Сына во св. Духе. Тогда св. Флавиан еписк. ант. установил, чтобы пели во время богослужения: «слава Отцу и Сыну и св. Духу» (сл. Филосторгия Η. Е. 3, 13). На возражение евномиан выражение συν не употребляется в писании, св. Василий В. отвечал, что оно употребляется по смыслу и частями (гл. 25. § 59) и оправдывается предание (гл. 27. § 67. 29. § 71. Сл. Евфимия Зигабена Panopl. 2. tit. 12. 29). Отселе получаем мы еще тот спасительный урок, что в употреблении церковных славословий, песней и пр. должны мы следовать церкви, которая изменяет или не изменяет их по точному знанию нужд времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

8й Шаг — это возможность подготовиться к тому, чтобы окончательно оставить прошлое в прошлом, поднять голову, посмотреть миру в глаза и стать свободными. Сегодня в Церкви вспоминается любимый российский святой, преподобный Серафим Саровский, и вся его жизнь есть пламенная любовь к Богу и людям. «Устрой мир душевный, чтобы никого не огорчать и ни на кого не огорчаться. Люби ближнего твоего; ближний твой — плоть твоя», — поучал он. Любовь для меня начинается не с какого-то вселенского чувства единения, а с конкретных решений, с горького и трудного признания, что там-то и там-то я был не прав, с осознания своей неправды и желания возместить причиненный ущерб. В 4м и 5м Шагах я открыл дверь в свое прошлое, осветил его лучом правды и милости, а теперь пришло время развязать, а иногда и разрубить узлы на полотне моей жизни. Мне предстоит одно из самых трудных дел на свете — просить прощения. Господи, молитвами Твоего угодника преподобного Серафима, дай мне желание исправить неправду моей прошлой жизни. 2 августа. Память пророка Илии ( Мф.10:37 -.11:1) «Потерявший душу свою ради Меня сбережет ее». Эти слова Христа, сказанные сегодня на святой Литургии, можно было бы взять девизом 8го Шага. Сказать «прости» бывает поначалу очень и очень трудно, в чем-то это похоже на смерть. Особенно если я действительно совершил что-то подлое, гадкое, жестокое. Ох, как не хочется опять ворошить прошлое, а тем более, открываться перед другим человеком. Я знаю брата из АА, который взял отгул на работе и поехал просить прощения в Ярославль, но на вокзале сел в обратную электричку, так ничего и не сказав. Работа по 8му и 9му Шагу напоминает перетаскивание тяжелой штанги, которую мы поднять не можем, но передвинуть ее должны, причем не один и не два раза. Как часто после очередного запоя я как бы заново начинал жизнь, забыв, вытеснив неблаговидное поведение, коварство, зло. Но прошлое неотвратимо возвращается, если я не освобождаюсь от него. И вот теперь, преодолевая стыд и страх, я опять с болью возвращаюсь в свое алкогольное прошлое, но уже с совершенно иных позиций.

http://azbyka.ru/zdorovie/kniga-stranich...

а) Чувства и расположения из отношения к Церкви как вместилищу благодатных средств ко спасению Церковь есть дом спасения, потому что все существенные наши духовные нужды удовлетворяются только в ней. Так, нам нужно просвещение познанием истины: она есть просветительница; нужны нам силы для укрепления слабых сил наших: она — подательница благодати; нужна нам защита от опасностей и врагов: она нам ходатаица и покров. Сими тремя отношениями Церкви к нам определяется и то, что лежит на нас в отношении к ней. аа) Из отношения к лицам, прилагающим благодатные средства к спасающимся Но во главе всех отношений должно еще поставить одно, не для всех, может быть, очевидное — отношение к лицам, чрез кои спасающая нас Церковь действует на нас средствами спасения. Знаем, что и просвещение, и сила, и защита от Бога подаются нам во Святой Церкви. Спрашивается, как? Не непосредственно. Как мы телесно духовны, то во Святой Церкви есть соответственные тому, существенно необходимые для сообщения нам ее спасительных средств учреждения; такие учреждения, без которых не ниспосылаются с неба и не приемлются на земле небесные дары. Но чтобы сии учреждения благодетельно действовали на нас, надо чтобы они были прилагаемы к нам, или исполняемы над нами. А чтобы сие последнее было совершаемо, надо чтобы в Церкви были лица, особенно на то определенные. 1) Богоучрежденность сих лиц Так естественно приходим к тому заключению, что в Церкви, совмещающей в себе благодатные средства спасения, должны быть известные лица, кои бы, действуя по ее разуму, сими средствами доставляли от ее лица другим нужное ко спасению. Они и есть. Это пастыри, составляющие священноначальное епископство и подначальное священство, которое есть разложение или расширение епископства. Господь сказал святым апостолам: завещаю вам, якоже завеща мне Отец Мой, царство (Лк. 22:29), то есть передаювам строить его (1 Кор. 4:1; 1 Пет. 4:10) и блюсти (Кол. 4:17; 1 Пет. 5:2). Апостолы тогда совмещали в себе все. Потом они, поставляя других на свое место, им завещавали блюсти царство в тех, кои приступили к нему.

http://predanie.ru/book/86160-nachertani...

а) Чувства и расположения из отношения к Церкви как вместилищу благодатных средств ко спасению Церковь есть дом спасения, потому что все существенные наши духовные нужды удовлетворяются только в ней. Так, нам нужно просвещение познанием истины – она есть просветительница; нужны нам силы для укрепления слабых сил наших: она – подательница благодати; нужна нам защита от опасностей и врагов – она нам ходатаица и покров. Сими тремя отношениями Церкви к нам определяется и то, что лежит на нас в отношении к ней. аа) Из отношения к лицам, прилагающим благодатные средства к спасающимся. Но во главе всех отношений должно еще поставить одно, не для всех, может быть, очевидное отношение к лицам, чрез кои спасающая нас Церковь действует на нас средствами спасения. Знаем, что и просвещение, и сила, и защита от Бога подаются нам во Святой Церкви. Спрашивается, как? Не непосредственно. Как мы телесно духовны, то во Святой Церкви есть соответственные тому, существенно необходимые для сообщения нам ее спасительных средств учреждения; такие учреждения, без которых не ниспосылаются с неба и не приемлются на земле небесные дары. Но чтобы сии учреждения благодетельно действовали на нас, надо чтобы они были прилагаемы к нам, или исполняемы над нами. А чтобы сие последнее было совершаемо, надо чтобы в Церкви были лица, особенно на то определенные. 1) Богоучрежденность сих лиц. Так естественно приходим к тому заключению, что в Церкви, совмещающей в себе благодатные средства спасения, должны быть известные лица, кои бы, действуя по ее разуму, сими средствами доставляли от ее лица другим нужное ко спасению. Они и есть. Это пастыри, составляющие священноначальное епископство и подначальное священство, которое есть разложение или расширение епископства. Господь сказал святым апостолам: «завещаю вам, якоже завеща мне Отец Мой, царство» ( Лк.22:29 ), то есть передаю вам строить его ( 1Кор.4:1 ; 1Пет.4:10 ) и блюсти ( Кол.4:17 ; 1Пет.5:2 ). Апостолы тогда совмещали в себе все. Потом они, поставляя других на свое место, им завещавали блюсти царство в тех, кои приступили к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Для первой цели служит и может служить преимущественно школа, для второй всего более может служить храм». 392 Таким образом, на долю учения в храме по сравнению со школой падают еще, так сказать, высшие задачи христианского учения, тогда как школе принадлежит подготовительная сторона учения, в которой христианство является как бы предметом знания, но еще не жизни; там – теория спасения, здесь – совершение спасения: «в школе объясняют нам, что все мы нравственно немощны без помощи благодати Божией: во храме благодать (действительно) изливается на нас чрез таинства церкви»: вот соотношение между школьным учением религии и учением во храме! 393 Отсюда понятно становится, как Макарий должен был смотреть на такие мнения, как то, будто теперь проповедь есть анахронизм или когда-нибудь может быть таковым: при помощи школы христианской, или без помощи оной, но проповедь есть учреждение вечное! Отсюда, конечно, происходит также и то, что Макарий, не будучи пессимистом вообще, жалуется, однако, на малую степень христианского просвещения, или, как он выразился, света, среди большинства народа. 394 —453— в) Но при таких воззрениях иные из защитников необходимости ведения, как это можно часто замечать, не могут избегать некоторых крайностей, явно несовместимых с другими бесспорными положениями христианской этики и даже догматики. Это: аа) прежде всего у иных мысль о важности учреждения проповеди, как следствие положения о необходимости просвещения, принимает такую окраску, как будто бы ведающий и спасаемый, просвещенный и благочестивый это будет одно и то же, потому что самой веры, спасающей решительно не может быть, будто бы, без проповеди и без возгревания ее чрез учение; простота и неведение, вследствие того, должны быть признаваемы решительным препятствием к спасению. В таком случае выходит, например, что твердое познание решений Вселенских Соборов относительно свойств естеств во Христе будет то же, что жизнь во Христе. Затем должно отметить: бб) мысль, делающую из проповеди единственное и исключительное средство просвещения с объявлением ничтожности, если даже не вреда, всех других средств научения хотя бы в качестве вспомогательных и второстепенных, как это случились, например, в истории лютеранства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Кто дерзнет каким бы ни было образом сделать что-нибудь такое: тот должен быть повинен отлучению. Заметь это: ибо в домах некоторых богатых людей не только делаются с полным бесстыдством подобные изображения, притом с золотыми украшениями, но даже вылепливаются из гипса человекообразные изображения. (Вальсамон). (Из кн. «Правила св. ап., вселен. и поместн. собор.»). е) Наставления св. отец и учителей церкви о предохранении себя от силы соблазнов. I. Св. Иоанн Златоуст учит, что должно убегать не только грехов, но и всего того, что ведет ко греху. «Мы должны всеми силами стараться о том, говорит св. Иоанн Златоуст , чтобы удаляться не только действительных грехов, но и таких дел, кои, будучи сами по себе ни хороши, ни худы, вовлекают нас во грехи. Например: аа) смеяться и шутить – не есть еще действительный грех, однакож смех и шутки приводят ко греху, ибо от смеха часто рождаются непристойные слова, а от непристойных слов – дела, еще более непристойнейшие. От шуток часто доходит дело до ругательств и оскорблений, от сего – до ударов и ран, а от них – до убийства и смерти. Итак, если ты желаешь себе добра, то отвращайся не только непристойных слов, непристойных дел, ударов, ран, убийств, но и самого непристойного смеха, самых шуточных речей; потону что смех и шутил служат корнем для упомянутых зол. Посему-то ап. Павел говорит: «буесловие и кощуны да не исходят из уст ваших» (Евес. 5, 4). бб) Также, нельзя назвать роскошную жизнь явным и открытым преступлением; однакож от ней рождаются великие пороки: пиянство, дерзость, корыстолюбие, грабительство, тал как человек, живущий роскошно и пышно, по необходимости, должен приносить чреву своему богатую дань, а потому он часто принужден бывает похищать и грабить чужое, искать приобретений, и причиняет насилие. И потому, если ты будешь удаляться роскоши, то уничтожишь причину корыстолюбия, пиянства и других бесчисленных зол, и истребишь корень греха в самом зародыше. Посему и ап. Павел сказал, что вдовица, питающаяся пространно, жива (за живо) умерла ( 1Тим. 5, 6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

1 .     По явлению Иисуса Христа в мир тайна троичности лиц божественных открыта была при крещении Самого Иисуса: тогда Отец свидетельствовал о Сыне, Дух св. нисходил на видимого Сына, в видимом образе (Мат. 3:16, 17): ясная проповедь о трех лицах. Предтеча называет сего возлюбленного Сына, Сыном Божьим, Который был прежде его и прежде всего ( Ин. 1:34, 15:30 , Мат. 11:10, Ин. 15:18 ). Дух назван Духом Божьим, лицо Отца несомненно известно. Итак, сии лица – лица божества. 2 .     Самим Иисусом Христом открыта сия тайна, когда Он, разлучаясь с учениками, обещал послать им от Отца Духа Святого ( Иоан. 15:26, 16:13, 14 ). При сем божество св. Духа показано для нас в Его исхождении от Отца, а самостоятельность в том, что Ему усвоены действия как лицу и Он занимает для учеников место Иисуса Христа. 3 .     По воскресении своем, посылая апостолов в мир, Спаситель говорил: шедше научите вся языки, крестяще Его во имя Отца и Сына и св. Духа. В этом случае важность времени указывала на важность открываемой тайны и высокая тайна изображена сколько кратко, столько и определенно. аа) Βαπτιζεσθαι εις τινα означает действием погружения в воде дать другому в чем либо обязательство ( 1Кор. 10:2 , Деян. 19:3, 4 . Рим. 6:3 ). Посему Βαπτιζεσθαι ις νμα Πατρς, Yις, Πνεματος γις будет значить – признать себя вместе с погружением в воде исповедником Отца и Сына и св. Духа; такое значение христианского крещения усматривается и из того, что оно заменило собой обрезание ( Кол. 2:11, 12 ), тогда как обрезание составляло обязательство служить и принадлежать истинному Богу ( Быт. 17:1, 2 ). Апостол Петр называет крещение обещанием Богу чистой совести, а потому и преданностью Богу как Спасителю и именно при вере в воскресшего Иисуса ( 1Пет. 3:21 ). Наконец апостол Павел строго обличая осмелившихся назваться Павловыми указал на то, что, они крещением обязались быть исповедниками только Бога истинного ( 1Кор. 1:12–15 ). Следовательно по наставлению Иисуса Христа Отец и Сын и св. Дух предмет благоговейного поклонения, – то, что иначе должны мы назвать Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

– А кто у вас заряжает воду? – Сами целители. – А как они это делают? С помощью иконы, вращая ладонью над сосудом или как-то по-другому? – Конечно, и крест кладут на сосуд, и руками воздействуют. – А учиться целительству может только верующий, православный человек? – Не обязательно. Это не имеет значения. Более того, если к нам придет лечиться мусульманин, то целитель обязан выучить мусульманские молитвы. – А мы можем у вас учиться? – Пока нет. Владыка Рафаил должен провести с вами собеседование. – И в чем оно заключается? – Владыка посмотрит, годитесь ли вы для этих занятий. Он в медитации, под астральную музыку должен посмотреть вашу ауру. – А сейчас предварительно ничего нельзя сказать, годны ли мы? – Ну что ж… Слышали такое слово – хиромантия? – Да, конечно. И также о ее более высокой ступени – пальмистрии. – Да-аа?.. Ну давайте сюда вашу руку! Так. Та-а-ак… Ишь куда эта линия загибается! А у вас, мадам, еще не определились цели и приоритеты в жизни, вы все еще мечетесь… Ну что ж. Если будете приняты, пройдете первую ступень обучения, получите квалификацию биоэнерготерапевта первой ступени, должны будете целить на потоке самостоятельно. – Как, совсем одни, не здесь? А даете ли вы методику защиты? Ведь можно перезаразиться от своих пациентов!.. – Защита дается только на второй ступени обучения. Проявившие себя на потоке самостоятельно, идут учиться на вторую ступень, где даются более тонкие знания. – Что за знания? – Все отсюда. Вот Библия. А вот величайшая книга – «Агни-йога», здесь дается направление, путь для каждого. Почему считается, что только православный священник может, скажем, бесов изгонять? Этому каждый может научиться, каждому дано от Бога. Только раскрыться надо. – У вас здесь продаются книги Александра и Ольги Тарасовых, где сказано, что они приняты от Великих Учителей. Это что – как бы продолжение тех же посланий, что и в «Живой этике» Рерихов? – Да. Тарасовы – это наши целители. Видите, на какую ступень они продвинулись. – Мне тоже приходилось принимать послания Учителей. Вот, взгляните.

http://sueverie.net/pravoslavnye-kolduny...

В 3-х, оскорбляя и нравственно повреждая детей ропотом и досадою против них, родители, недовольные многочадием, являются весьма неблагоразумными в отношении к себе самим. аа) Тот, Который «дает пищу птенцам врановым, призывающнн Его» ( Пс. 146, 9 ), не оставит без Своего благого попечения разумные Свои создания, если мы обратимся к Нему с упованием и молитвою. Господь, давший родителям много детей, даст и средства к пропитанию, содержанию и устроению их благосостояния, если только родители взыщут Его помощи и наступления. бб) Пользуясь любовию детей, о которых заботятся, многочадные родители не могут не утешать себя надеждою, что со временем, под старость, они и сами найдут в своих детях заботливых попечителей и кормильцев себе. вв) Кроме этой вещественной услуги, они справедливо могут ожидать себе от своих детей и духовного блага: чем больше у кого детей, тем больше у того молитвенников за нею пред Богом. гг) В св. Писании сказано: «жена спасется чадородия ради» (то есть жене вменится в заслугу пред Богом ее чадородие). В каком случае? «Если дети пребудут», – как далее говорится, «в вере и любви и святости с целомудрием» ( 1Тим. 2, 15 ). – Итак, матери многочисленного семейства не должны тяготиться, а скорее радоваться и благодарить Господа, что в чадородии открывается им возможность устроять свое спасение; ибо, руководствуя к вечному спасению детей, они чрез то себе самим уготовляют спасение. (Душ. чт. 1860 г. нояб.). и) Не ропщи в Одна каппадокийская вдовица лишилась зрения. Долго она искала помощи у врачей, но не нашла; наконец, решилась идти в Иерусалим и поклониться св. местам, надеясь найти помощь у Бога. Взяла единственного своего сына и отправилась с пим в путь; он ей указывал дорогу и вел. Благополучно достигли они св. мест, но здесь вдовицу ожидало великое горе: сын ее заболел и через короткое время скончался. Неутешно плакала вдовица, горько сетовала и роптала. В одну ночь явился ей в видении св. мученик Лонгин, утешал ее, обещая показать ей сына в славе небесной и даровать зрение очам ее: рассказать ей о себе, что он находился при кресте Иисуса Христа, был свидетелем Его распятия, погребения и воскресения, проповедовал о Нем в Каппадокии и пострадал за Него с своими друзьями, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010