Молим же вас, братие, любезно прилежати, еже безмолствовати и деяти своя и делами своими руками, якоже повелехом вам ( 1Сол. 4, 11 ), Сие завещавахом вам яко, аще кто не хощет делати, ниже да ясть. Слышал бо некия безчинно ходящия у вас, ничто же делающия, но лукаво обходящия, таковым запрещаем и молим о Господе нашем Иисусе Христе, да с безмолвием делающе, свой хлеб ядят ( 2Сол. 3, 10–12 ). По этим наставлениям видим, что аа) апостол требовал безмолвия помыслов, но безмолвия не празднолюбивого, а того, которое отклоняется от мятежа пытливых помышлений о предметах ненужных для спасения, какова пытливость некоторых солунян о времени пришествия Христова 190 ; бб) апостол настоятельно требовал, чтобы христианин занимался трудами и не дозволял думать, что будто под благодатью вовсе не нужна деятельность со стороны человека; вв) предписывал, чтобы христианин облагодатствованным размышлением уразумевал волю Божию и представлял причиною тому именно то, что благодать не поставляет человека в такое положение, что будто для него нет никаких опасностей. Таким образом гг) по учению апостола благодать не уничтожает и не ослабляет собою свободы в человеке. Спаситель (Мат. 23, 57) и апостолы ( Лук. 7, 30 . Деян. 7, 57 ) свидетельствовали о худых иудеях, что они противились Духу св.-Учитель языков поучал: Духа не угашайте ( 1Сол. 5, 19 ). Не оскорбляйте Духа Св. Божия, имже знаменаетеся в день избавления. Всяка горесть (досада) и гнев и ярость и клич (крик) и хула (злоречие) да возмется от вас со всякою злобою ( Еф. 4, 30. 31 ). Паче исполняйтеся Духом ( Еф. 5, 18 ). Истинствующе в любви возрастим в него всяческая ( Еф. 4, 15 ). Здесь видим, что аа) от человека требуется чтобы он не уменьшал благодати, данной ему, а умножал бы се своими трудами; бб) вследствие сего и по силе ясных слов апостола должны мы верить, что от человека зависит повиноваться или противиться внушениям благодати, умножать или уменьшать меру действия ее на душу нашу; вв) по словам апостола уменьшение благодати в человеке зависит именно от злоупотребления облагодатствованной свободой – и напротив умножение благодати зависит от искренней любви ко всему богоугодному: в такой связи поставляет эти две мысли апостол в послании к ефесеям, и следов.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

«Предаст же... отец чадо» (детей) ( Мф.10:21 ). Так, например, бывает, что родители: а) продают детей в неволю, прикрепляя их к работе или в услужение к человеку жестокому; б) отдают своих детей на распутство, помещая их в непотребный дом, к богатому холостому человеку в наложничество; в) принуждают к противному для них браку ( 1Кор.7:28,8:9 ), чтоб посредством этого брака избавиться от платежа своих долгов, сблизиться с богатым и знатным родством, а то и сбыть только – лишь с своих хлебов дочь. Или же аа) не удерживают молодой дочери от замужества с престарелым, чего она сама желает по своей нерассудительности; бб) не выдают в замужество дочерей (Василий Вел.18) по своей скупости, избегая необходимых расходов, и тем располагают последних к ропоту на свою судьбу; вв) по нетерпеливости избивают своих детей, т. е. желают им смерти, например, больным или убогим и, наконец, гг) делают калекой свое дитя, чтоб с искусственным уродом испрашивать себе милостыню. Холодные чувства к внучатам и незаботливость о внучатах «Лобыза (Иаков внуков своих) и объят я... и рече...: Бог да благословит детища сия» Быт.48:10:16 ). Здесь мы видим и нежную любовь, и достойную заботливость в отношении к внукам. Замечательно, – эти чувства в ветхозаветном патриархе не были выработаны – как ныне бывают – особенною наукою или чтением книг о воспитании детей (педагогика), а выразились как чистые чувства природы и как плод страха Божия. Внуки – продолжение рода-фамилии и, большею частью, носят имена своих дедов. Следовательно, деды естественно должны любить их и заботиться о них. С духовной же стороны решая этот вопрос, во внуках своих деды должны видеть благословение Божие на себе: «и узриши сыны сынов твоих» ( Пс.127:7 ). Следовательно, когда деды относятся холодно к своим внукам, то не ценят Божьего благословения. Нет, дедушка и бабушка, не ослабляя власти самих родителей над малолетними внучатами (например, родители хотят взыскать, а они заступаются за любимых своих внучат), должны принимать живое участие в воспитании внучат, особенно в религиозно-нравственном. Это нравственный долг дедов; потому что сами родители или меньше имеют времени, чем они, заняться воспитанием своих детей или же по молодости своей и мирской суетности менее заботливы об истинном счастье собственных детей, или, наконец, по неопытности своей, более допускают ошибок в деле детского воспитания. Таким образом, дед – бабушка обязаны учить малолетних внуков своих молитвам, приводить их с собой в церковь и особенно к тем службам, которые совершаются в церкви от имени их семейства, например, по случаю чьего-либо поминовения, должны занимать внучат своих рассказами из жизни святых, какие сами знают, и т. п. Притеснение своей невестки или зятя

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Popov/...

АЛЕКСИЙ, епископ Орехово-Зуевский: Как правило, к нам, священнослужителям, алкоголики относятся настороженно. Мы холодны с ними, нам неприятно с ними иметь дело, мы не любим их, а ведь это наши братья и сестры. Другой вариант: порой, как только в храм приходит человек с проблемой алкоголизма или наркомании, священник сразу тянет его в алтарь. Не надо сразу воцерковлять этих несчастных. Пусть Церковь выйдет к ним, подойдет к ним в притворе, протянет руку, поговорит с ними. Бог уважает человека, а мы — нет. Бог оставляет свободным человека, который порой отказывается от Него. Но Бог ждет этого человека и продолжает его любить. Мы, священники, должны показать, как Бог любит человека. Мы должны показать это алкоголику. Протоиерей АЛЕКСАНДР Борисов: Я думаю, с точки зрения социального служения Церковь может участвовать в судьбе этих больных людей именно помощью в создании групп АА, АН и Ал-Анон. В группе Ал-Анон люди, которые живут рядом с алкоголиками и имеют общие с ними проблемы, могут делиться своей бедой и получать наработанные рекомендации. Потому что человеку, впервые в жизни столкнувшемуся с этой проблемой, трудно самому найти пути решения. Когда объединяется опыт сотен людей, то он как бы суммируется и помогает многим. Протоиерей ЕВГЕНИЙ Генинг: Это прямая обязанность Церкви — заниматься подобными проблемами. Христос говорит: Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные ( Мф.11:28 ). Церковь — это своего рода духовная больница, а в больницу приходят, как известно, не здоровые, но больные. И если мы говорим об алкоголизме как о болезни, значит и вопросов нет. Кроме того, Церковь, на мой взгляд, должна стремиться высвечивать наиболее значимые проблемы в жизни общества, отвечать именно на реальную нужду конкретного человека. Говорить о том, есть ли нужда работать с алкоголиками в России, просто смешно — ведь практически вся страна пьет. В первую очередь, именно этим и надо заниматься. Это одна из главных задач, так же, как обучение детей в воскресных школах и забота об инвалидах и престарелых. Точно на таком же месте, а может быть, даже и более важном, должны стоять проблемы химически зависимых людей. Иначе они опять будут порождать алкоголиков и наркоманов, которых Церковь, может быть, преобразить уже не сможет, потому что они будут сидеть на героине с пяти лет.

http://azbyka.ru/zdorovie/sladkij-plod-g...

Знаю, что это невозможно без духовного труда над своим сердцем, без работы над душой, над недостатками, порождающими «страх, который сам по себе является видом душевного заболевания» («12 Шагов и 12 Традиций», с. 57). Преодолевать страх помогает общение с выздоравливающими алкоголиками, имеющими доброкачественный духовный опыт. Для нас, алкоголиков, людей, с одной стороны, безответственных, с другой — больших любителей скрывать свои чувства, прятать их в бутылку — быть честными, открытыми, смотреть в глаза страху, прояснять с людьми отношения — это серьезный шаг вперед. В Четвертом Шаге я открываю дверь в новую, реалистичную, правдивую жизнь. А это нелегко. Зато появляется уважение к себе, ощущение близости Бога; иногда я чувствую, что Он совсем близко. Но действия, новые трезвые поступки, когда я не терплю зла и несправедливости ни в себе, ни в жизни, я должен все же совершить сам. Моя сегодняшняя молитва о даровании мужества быть честным с самим собой и другими людьми, о даровании духовного зрения и интуиции. 30 апреля «Если, выполняя Четвертый Шаг, мы, как прожектором, осветили всю нашу жизнь, наглядно выявив то прошлое, которое нам не хотелось бы вспоминать; если мы пришли к пониманию того, как неразумные суждения и действия причинили вред нам и окружающим, то, значит, мы не должны жить дальше с этими терзающими нас призраками нашего прошлого. Мы должны побеседовать с кем-нибудь о них» («12 Шагов и 12 Традиций», с. 64). Для многих из нас Пятый Шаг предшествует генеральной исповеди у священника. Другие, наоборот, имеют опыт участия в Таинстве покаяния до сдачи 5го Шага. Как бы то ни было, принципы честности и открытости, на которых строится 5й Шаг, играют принципиальную роль и для практики церковной исповеди. Многие члены АА, насколько мне известно, именно благодаря работе над 4м и 5м Шагами находят свой путь в Церковь. В 5м Шаге мы рассказываем другому человеку о нашей прошлой жизни: с опорой на работу, проделанную в 4м Шаге, мы раскрываем наши секреты, грехи, обиды и страхи, рассказываем о детстве, о значимых отношениях и.т.д.

http://azbyka.ru/zdorovie/kniga-stranich...

б)  По примеру св. Василия Великого будем, братия, хранить с св. православною Церковью единомыслие в вере, и в том случае, если бы за это нам пришлось и пострадать. Тогда наша внутренняя духовная жизнь будет представлять чудную гармонию чистых понятий и подвигов добра, так как известно, что наши религиозные верования имеют неотразимое влияние на всю нашу деятельность в самых разнообразных ее проявлениях, на все наши отношения к семье, обществу, государству. Как же нам, спросите вы, сберечь себя от разномыслия с св. православною Церковью при могущих встретиться очень неблагоприятных влияниях и обстоятельствах? аа) Прежде всего – повиновением, безусловным подчинением себя руководству св. православной Церкви, которая одна православно хранит Богооткровенное учение, и в которой одной спасение наше. бб) Затем истинной, христианской любовью друг к другу, о чем вы так часто слышите напоминание и на Божественной литургии. Возлюбим друг друга, взывает к нам священнодействующий, да единомыслием исповемы Отца и Сына и Св. Духа. Где любовь, там нет разномыслия и раздора. Сила любви в своих действиях необъятна. Любы, – говорит апостол, – долготерпит, милосердствует: любы не завидит, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своих си, не раздражается, не мыслит зла, не радуется о неправде, радуется же о истине; вся покрывает, всему веру емлет, вся уповает, вся терпит: любы николиже отпадает (1 Кор. 13, 4–8). вв) Наконец, единомыслие в вере достигается молитвою. Молитва привлекает небесную помощь, молитва вносит в душу мир, укрощает страсти – главнейшую причину несогласий и вражды. в)  Наконец, третий урок, который мы получаем из жизни св. Василия Великого, тот, что и мы, по примеру этого великого святителя, должны непременно готовиться к исходу из сей временной жизни и переходу в жизнь загробную. К этому побуждает слово Божие: будите готови: яко, в онь же час не мните, Сын человеческий приидет (Мф. 24, 44). Подобным образом учат и св. отцы Церкви. Так свт. Иоанн Златоуст говорит: «для того Бог оставил нам неизвестным день смерти нашей, дабы мы, ради неизвестности конца нашей жизни, всегда содержали себя в добродетели» (Беседа 4, на посл. к Евр.). «Смерть не есть зло, но худая смерть – зло» (Беседа 35 на Мф.). «Так как жилище наше есть на небеси, то мы всегда должны себя приготовлять к исшествию отсюда, и туда все свои блага предпосылать, дабы не потерять оных» (Беседа 12 на Мф.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

аа) Не тело наше, сотворенное из земли и имеющее возвратиться в землю, а главным образом душа бессмертная, созданная для вечного блаженства, должна быть предме­том наших забот и попечений. Прекрасна была душа человеческая в начале! Созданная по образу Божию, она носила в себе отпечаток совершенств Божеских. Правда, мир и радость обитали в ней. Но, увы! Грех исказил Богопо­добную душу нашу так, что едва сохранились в ней некоторые только черты образа Божия; он лишил нас благодатного общения с Богом. Об этой-то потере высоких совершенств души своей и блаженного единения нашего с Богом, — о грехах своих мы должны пла­кать день и ночь. Эти-то плачущие и убла­жаются Спасителем в словах: «блажени плачу­щии» . «Печаль по Бозе , — говорит святой апостол, — соделывает в нас покаяние во спасение» (2 Кор. 7:10). Действительно, печаль о грехах весьма спа­сительна для нас, ибо, происходя из сознания нашей греховности перед Богом, она располага­ет нас к истинному покаянию; слезы умиления омывают наше сердце от скверн греха; вопль сокрушенного сердцем проникает в небеса и низ­водит на нас благодать Духа Святаго, возвращающую душам нашим ту чистоту и невинность, с которой мы вышли из купели крещения, а с воз­вращением невинности возвращается нам и бла­женство наше: «блажени плачущии» . бб) По заповеди Господа, мы должны лю­бить ближних, как самих себя. А кто истин­но любит ближних, тот, видя, как они, впа­дая в грехи, омрачают свою душу и явно устремляются к вечной погибели, не может не скорбеть о них. Вот другой вид плача, уб­лажаемого Спасителем. Так скорбел Моисей, когда израильтяне в пустыне отступили от Бога своего и поклонились златому тельцу (Исх. 32:31). Так плакал о нечестии и пленении Иерусалима пророк Иеремия (Плач 1:28). Так скорбел о неве­рии иудеев святой апостол Павел (Рим. 9:2—3). Так плакал Сам Иисус Христос во время торже­ственного входа Своего в Иерусалим, провидя раз­рушение этого беззаконного города: «яко приближися (Иисус), видя град, плакася о нем» (Лк. 19:41).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3071...

Как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии. Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите» (1 Пет. 2, 13–17). «Всякая душа да будет покорна высшим властям, – учит другой первоверховный апостол, – ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение». (Рим. 13, 1–3). Без сомнения, святитель Петр строго следовал этим апостольским наставлениям, почему ни на минуту не поколебался в своем повиновении властям, видя в них орудия Божественного мироуправления. бб) Подобным же образом учат и св. отцы Церкви о нашем долге повиноваться властям . Так св. Григорий Богослов учит: «Между нашими законами есть один закон – закон похвальный и прекрасно поставленный Духом, Который дал Свои законы, сличив возможное и наилучшее. По сему закону как рабы должны быть послушны господам (Еф. 6, 5), жены – мужьям, Церковь – Господу, ученики – пастырям и учителям; так и все, обязанные давать дань, – повиноваться всем властям предержащим не токмо за гнев, но и за совесть (Рим. 13, 5, 6), и не делать закона ненавистным, делая зло, не доводить себя до меча, но, очищаясь страхом, заслуживать похвалу от власти. Одно и то же правило; но оно щадит прямое и отсекает лишнее. Одно солнце, но оно светит здоровому зрению, а омрачает слабое». («Творения св. Григория Богослова», изд. 3, ч. 11, с. 77). б)  Во-вторых, поведение святителя Петра Александрийского, добровольно отдавшегося исполнителю царской воли, дабы предотвратить всеобщее кровопролитие, научает всех членов общества жертвовать своей личной безопасностью ради общего блага. аа) На это есть прямая заповедь Божия: любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев (1 Ин. 3, 16), – говорит св. Иоанн Богослов, возлюбленный ученик Господа нашего Иисуса Христа. Только тогда мы будем истинными христианами, и только тогда Господь признает в нас Своих истинных учеников.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

II. Два урока представляет нам жизнь святителя Григория. а)  Поревнуем , братия, во-первых, любви св. Григория к чтению слова Божия , которому он предался со всею ревностью после принятия христианства. Из всех книг, существующих в мире, самая истинная, самая назидательная, есть Библия , или книги св. Писания. аа) Первая причина, по которой мы должны читать слово Божие, та, что в нем сообщаются одни небесные и спасительные истины. Все другие книги наполнены погрешностями, а Библия заключает в себе точное, правильное изложение вещей небесных. Много книг с мнениями соблазнительными, вредными или, по крайней мере, недостаточными к освящению сердца человеческого, а в Библии изложены правила святые, приводящие человека в страх Божий и могущие облагородить и освятить нашу нравственную природу. Вот первая причина, почему мы должны читать свящ. Писание! бб) Вторая причина, побуждающая нас читать свящ. Писание, состоит в происхождении свящ. Писания. Все книги, кроме Библии, суть плод ума человеческого, а Библия есть слово – есть глас Самого Бога. Все Писание, т. е. священное, богодухновенно (2 Тим. 3, 16), говорит ап. Павел. Вся Библия написана по вдохновению Духа Святаго. Бог влагал мысли в пророков и апостолов и заставлял их передать эти мысли в письменах. Как же нам не читать того писания, которое ниспослано нам от Создателя нашего, от Отца нашего небесного? Если грубо, невежественно и почти неестественно оставить без прочтения, без внимания то, что пишут нам наши родители земные, то тем более неблагоразумно, грубо не прочитать или не выслушать того, что пишет нам Отец небесный. вв) Наконец, святое Писание надобно читать еще потому, что Сам Бог велит читать и исследовать его. Испытайте писаний (Ин. 5, 39), – сказал Иисус Христос. Одного же смысла с приведенными словами и следующие слова Божии: внемлите людие Мои закону Моему, приклоните ухо ваше во глаголы уст Моих (Пс. 77, 1). А что Бог повелевает, то надобно исполнять, надобно читать или слушать свящ. Писание охотно, часто, со вниманием. (См. поучения Иакова, архиепископа Нижегородского и Арзамасского).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

б.      ) Свидетельства об употреблении миропомазания, как знамения невидимой укрепляющей благодати, находим и у тех восточных, издревле отделившихся от Церкви еретиков, о которых говорили выше. в.      ) Ветхозаветное помазание Священников и Царей освященным миром представляли принадлежностью всех верующих во Христа – Ориген 40 , Тертуллиан 41 , Кирилле Иерусалимский 42 , Папа Лев 43 , Св. Ефрем Сирский. Последний, сказав, что елеем помазывались Ветхозаветные Священники и Цари, так говорить о древнем помазании: «Образуя наше таинство, оно перешло к нам, так что теперь, вместо немногих, помазуются многие» 44 . Слова Апостола Иоанна о просвещающем помазании объясняли о невидимом и видимом миропомазании Св. Кирилл Иерусалимский 45 , Дионисий Ареопагит 46 , Афанасий 47 и Августин 48 . А в словах Апостола Павла о помазании и печатлении признавали учение о таинственном миропомазании между прочими Св. Златоуст 49 , Амвросий 50 и Феодорит 51 . г.) Самое совершение миропомазания весьма ясно и с силою описал Св. Кирилл Иерусалимский . Сказав ; что видимым миром помазуется тело, он так описывает самое действие помазания: «И во-первых помазаны вы были на челе, что бы избавиться вам от стыда... потом на ушах, дабы получить вам слух для слышания Божественных тайн... после на ноздрях, чтобы облагоухались вы Божественным миром и могли говорить: Христово есмы благоухание. Далее на персях, да облекшеся в броня правды, станете противу кознем диавольским» 52 . Какое же теперь должны мы составить общее заключение о свидетельствах Св. Писания и отцов церкви касательно видимого знамения возращающей и укрепляющей невидимой благодати? – Сображая все доселе сказанное, должны мы в заключение сказать следующее: аа). Миропомазание есть несомненное знамение невидимой благодати, совершенствующей верующих, и знамение определенное чином Апостольским. Так показывают и слова Апостолов: так показывают учет и постановления древней церкви. бб.) Слово Божие, говоря, кроме помазания, п о возложении руке, как знамении совершенствующей благодати, нигде однако не говорит и ничем не показываете, что бы соединение того и другого действия видимого составляло необходимую принадлежность знамения таинственного; напротив тот и другой знак выражает одно и то же: укрепление души просвещающею и животворящею благодатью. Между тем нельзя не видеть, что возложение руки, выражая легкость, с какою служитель Христове раздает дары благодати, составляет, по самому внутреннему своему свойству, знак по преимуществу Апостольский, знамение дарораздаяния Апостольского. Миропомазание же, не имея сего преимущества, вполне прилично смиренным преемникам власти Апостольской; и оно же, с одной стороны, ощутительно выражая невидимую благодать, вполне сообразно и с нуждами общей немощи всех верующих; а с другой, – быв освящено ветхозаветным употреблением, составляет знамение достойное чад Нового Завета, удостоенных преимущества, некогда принадлежавшего только некоторым высоким лицам народа Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ras...

«Ох, какое пытание было! — вспоминала м. Магдалина.— Как терзал нас следователь! По нескольку раз за ночь вызывали на допросы. Лампу в глаза направят и все одно и то же спрашивают. Что-то им надо было знать: — Виктора знаешь? — Знаю. — Расскажи. — Нечего рассказывать. Жил в пустыни да жил. — Пахомия знаешь? — Знаю. — А что про него знаешь? — А что про него знать? Келья у него была. Жил да молился. И всех-всех переберет: — Нагибину знаешь? — Знаю. Всех знаю,— Я ни от кого не отказывалась.— Знаю всех. Или привезут в скит на Медео: — Ну, говори. — Нечего говорить. — Говори, что вы делали? — Ничего не делали. — Вы шпионы? — Мы не шпионы. — Вы шпионы. Что вы делали? — Мы монахи. Мы должны исполнять монашеское дело, и мы исполняли. — Вы против государства шли. — Ни против кого мы не шли. Мы ушли в пустыню ради Господа, а вы забрали нас и мучаете,— я так и говорила следователю, какая-то смелая была, не боялась. Саня тоже крепко стояла, тоже не боялась. Я сидела в одиночке. И Саня моя сидела в одиночке. Виктор тоже в одиночке сидел. Там над ним издевались, шпыняли его — он же был безответный. Я смотрю в окно: Виктор по двору бегает, на прогулку вывели. Там площадка была от барака до барака — бегает по площадке. Увидел меня, заулыбался, пальцем показывает, руками машет — здесь, мол, я еще, здесь. А потом нас с Саней этапом погнали в Котлас. Из Алма-Атинской тюрьмы Виктор был переведен в Караганду, из Караганды в Кзыл-Орду и выброшен с борта самолета по дороге к месту ссылки. До сего дня сопка Мохнатая среди верующих называется Викторовой горкой». Хотелось бы рассказать еще об одной подвижнице веры — духовной дочери иеромонаха Серафима монахине Иверско-Серафимовского монастыря Евсевии (Чурляевой). Была она высокого роста, с круглым лицом, большими и бесцветными, как песок, глазами. Когда сестры спрашивали у Евсевии, что заставило ее уйти в монастырь, она рассказывала, что, будучи двенадцатилетней отроковицей, вышла однажды за ворота своего дома. В это время мимо проходили двое молодых мужчин. Один из них говорит другому: «Посмотри, какая девчонка страшная! А вырастет, что из нее будет? Аа-а! Какое страшилище! Неужели кто-нибудь женится на ней?» Зайдя в дом, она посмотрела на себя в зеркало: «Господи! Какая же я страшная! Нет, замуж не пойду. Я пойду в монастырь». И, уже будучи в монастыре, Евсевия поняла, что это Матерь Божия таким образом ее призывала. Так, видно Богу было угодно, что прошли два парня и сказали: «Уж очень страшная эта девчонка!»

http://azbyka.ru/fiction/krest-na-krasno...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010