9:11—17). И Аврааму Бог дал заповедь об обрезании, а не закон, ибо одно — закон, а другое — завет.    Пусть же думающий так услышит, что закон и завет суть одно и то же, ибо, как сказано в Писании, Бог сказал Аврааму: «Даю закон Мой в плоти вашей, и сие будет знамением Завета между Мною и тобою» (Ср.: Быт. 17:2, 9—11 и далее.). Возгласил Бог к Иеремии «Слушайте слова завета сего и скажите мужам Иуды и жителям Иерусалима; и скажи им: так говорит Господь, Бог Израилев: проклят человек, который не послушает слов завета сего, который Я заповедал отцам вашим, когда вывел их из земли Египетской» (Иер. 11:2—4). Ты видишь, что закон и завет суть одно.    И если бы Авраам не держался данного ему закона после обрезания, но придерживался бы закона Ноя, не был бы назван другом Божиим. И Моисею, если бы он держался прежнего закона и не восхотел нового, Бог не сказал бы: «Я знаю тебя по имени, и ты обрел благодать от Меня» (Исх. 33:12). Дав Ною закон, Бог не сказал ему, что потом даст другой; но после дарования закона Аврааму возвестил тому, что после этого даст другой закон. Дав же закон Моисею, Бог многими свидетельствами показал, а впоследствии и через пророческие писания точно сказал, что прекратит этот закон и даст другой закон, лучший и намного более справедливый.    Кто может придерживаться сейчас закона Моисея — совершать жертвоприношения и обрезываться, — если Бог восклицает: «Уничтожу этот закон и другой дам вам, упраздню жертвоприношения и обрезание»?    Иеремия говорит «Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях Господних древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим. Но они сказали: «не пойдем». И поставил Я стражей над вами, сказав: «слушайте звука трубы». Но они сказали: «не будем слушать». Итак слушайте, народы, и знай, собрание, что с ними будет. Слушай, земля: вот, Я приведу на народ сей... плод помыслов их; ибо они слов пророков Моих не слушали, и закон Мой, через пророков проповеданный, отвергли» (Ср.: Иер.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Глава пятая. Пятое Богоявление Аврааму. Завет жертвы рассечения Пятое Богоявление Аврааму описано в книге Бытия 15:1 – 21 . После сих происшествий было слово Ягве к Авраму в видении [ночью], и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя [будет] весьма велика. Аврам сказал: Владыка Ягве! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска. И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой. И было слово Ягве к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником. И вывел его вон и сказал [ему]: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков. Аврам поверил Ягве, и Он вменил ему это в праведность. И сказал ему: Я Ягве, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение. Он сказал: Владыка Ягве! по чему мне узнать, что я буду владеть ею? Господь сказал ему: возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя. Он взял всех их, рассек их пополам и положил одну часть против другой; только птиц не рассек. И налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их. При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама, и вот, напал на него ужас и мрак великий. И сказал Ягве Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет, но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут [сюда] с большим имуществом, а ты отойдешь к отцам твоим в мире и будешь погребен в старости доброй; в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась. Когда зашло солнце и наступила тьма, вот, дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными. В этот день заключил Ягве завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата: Кенеев, Кенезеев, Кедмонеев,

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Особый человек; про него не сказано, где он жил, как провел свою жизнь, что с ним стало потом. Однако его выход к Аврааму является не просто встречей, а взаимным благословением. Аврам ему отдает как священнику, как Богу (как и полагается по религиозным традициям) десятую часть, десятину, от того, что имеет. А Мелхиседек, в свою очередь, благословляет Аврама от имени Бога Всевышнего, Владыки неба и земли. Это нас наводит на мысль, что не только Аврам со всем своим племенем поклонялся Единому Богу, а были места на земле, где люди сохраняли верность древней традиции, которая пришла к ним еще от первых людей, живших на земле. И что не все люди поголовно были идолопоклонниками, а были и те, которые веровали в Единого Бога, Владыку неба и земли. Таких моментов в Св. Истории будет несколько: у совершенно не связанных с Израилем людей были проявления веры в Единого Бога. Имя Мелхиседек в переводе означает «царь правды». Прочтите о Мелхиседеке также в Послании ап. Павла к Евреям (гл. 7). 5 . Четвертое явление Бога Авраму описывается в главе 15:1–6 – «После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении [ночью], и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя [будет] весьма велика. Аврам сказал: Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска. И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой. И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником. И вывел его вон и сказал [ему]: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков. Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность». Последнюю фразу можно выучить наизусть: «Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность». Вот основной ключ к пониманию истории Авраама. Аврам приносит жертвоприношение Богу, которое Господь принимает по захождении солнца: «И наступила тьма, вот, дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными. В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата» (15:17–19).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Особый человек; про него не сказано, где он жил, как провел свою жизнь, что с ним стало потом. Однако его выход к Аврааму является не просто встречей, а взаимным благословением. Аврам ему отдает как священнику, как Богу (как и полагается по религиозным традициям) десятую часть, десятину, от того, что имеем. А Мелхиседек, в свою очередь, благословляет Аврама от имени Бога Всевышнего, Владыки неба и земли. Это нас наводит на мысль, что не только Аврам со всем своим племенем поклонялся Единому Богу, а были места на земле, где люди сохраняли верность древней традиции, которая пришла к ним еще от первых людей, живших на земле. И что не все люди поголовно были идолопоклонниками, а были и те, которые веровали в Единого Бога, Владыку неба и земли. Таких моментов в Св. Истории будет несколько: у совершенно не связанных с Израилем людей были проявления веры в Единого Бога. Имя Мелхиседек в переводе означает «царь правды». Прочтите о Мелхиседеке также в Послании ап. Павла к Евреям (гл. 7). 5. Четвертое явление Бога Авраму описывается в главе 15:1-6 — «После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении [ночью], и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя [будет] весьма велика. Аврам сказал: Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска. И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой. И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником. И вывел его вон и сказал [ему]: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков. Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность». Последнюю фразу можно выучить наизусть: «Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность». Вот основной ключ к пониманию истории Авраама. Аврам приносит жертвоприношение Богу, которое Господь принимает по захождении солнца: «И наступила тьма, вот, дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными. В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата» (15:17-19).

http://sedmitza.ru/lib/text/432087/

1. После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении, и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя весьма велика. 2. Аврам сказал: Владыка Господи! что Ты дашь мне? я бездетен, за домом моим смотрит этот Элиезер из Дамаска. 3. И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне детей, и вот домочадец мой будет моим наследником. 4. И вот, слово Господа было к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником. 5. И вывел его на двор и сказал: посмотри на небеса и сочти звезды, можешь литы счесть их? И сказал ему: столько будет у тебя потомков. 6. (Аврам) поверил Богу, и Он вменил ему сие в праведность. 7. И сказал ему: Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию в наследие. 8. Он сказал: Господи! почему мне узнать, что я должен ее наследовать? 9. Господь ответствовал ему: возьми мне трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя, 10. Он взял все оныя, рассек их пополам и положил одну часть против другой, только птиц не рассек. 11. И налетели на трупы хищные птицы, но Аврам отгонял их. 12. При захождении солнца Аврам погрузился в глубокий сон, и вот, нашел на него ужас и мрак великий. 13. Тогда Господь сказал Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле чужой; и будут в порабощении и в угнетении четыреста лет. 14. Но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении, после сего они выйдут с великим богатством. 15. А ты пойдешь к предкам своим в покой и будешь погребен в старости доброй. 16. В четвертом роде возвратятся они сюда: ибо доныне мера беззакония аморрейского еще не наполнилась. 17. Наконец, когда зашло солнце, был мрак; и вот, дым как бы от пещи, и светильник огненный прошел между рассеченными животными. 18. В сей день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки Евфрата, 19. Кенеев, Кенезеев, Кедмонеев, 20. Хеттеев, Ферезеев, Рефаимов, 21. Аморреев, Хананеев, Гергесеев и Иевусеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

21. И как переходило проклятие, также, подобно этому, перешло благословение на род благословенного, по порядку каждого. Первым получил благословение Сим в следующих словах: Благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему (Быт. 9: 26). Сила же благословения в том, что Бог и Господь всего стал для Сима особенным обладанием поклонения, когда благословение возросло и достигло Авраама, который является потомком Сима в десятом поколении. Поэтому Отцу и Богу было угодно называться Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова, ибо благословение Сима имело действие до Авраама. Благословение Иафета было таким: Да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему (Быт. 9: 27); и это должно обозначать, что в конце времен (спасение?) явилось избранным Господа из призвания язычников, когда Бог распространил на них призвание. И далее: По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их (Пс. 18: 5). Под словом распространит следует понимать относительно призвания язычников, т. е. о Церкви, а да вселится он в шатрах Симовых следует понимать, что (он будет обитать) в наследии отцов, во Христе Иисусе, получая право первородства. Так, в каком ряду каждый благословен, в том же порядке он получает по своему происхождению благословение. 22. После потопа Бог установил завет со всем миром, равно как со всеми животными, так и с людьми, в том, что Он не будет наводить потоп на землю, и дал такое знамение: Когда Я наведу облако на землю, то явится радуга [Моя] в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти (Быт. 9: 14–15). И Бог изменил пищу людей, разрешил им есть мясо; ибо от первого человека, Адама, и до потопа люди питались только семенами и плодами деревьев, а мясная пища не была им дозволена. А так как трое сыновей Ноя положили начало человечеству, то Бог благословил их на продолжение рода, сказав: Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и [обладайте ею]; да страшатся и да трепещут вас все звери земные, [и весь скот земной,] и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте; Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его; кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию (Быт. 9: 1–6). Но образ Божий есть Сын, по образу Которого и произошел человек. Поэтому Он также явился и в последнее время, чтобы показать подобие человеческого образа с Самим Собой. На основании этого завета человечество умножалось, взяв свое начало от рода троих. И во вселенной были только одни уста, т. е. один язык.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Так как некоторые готовы были возразить, что (Христос), говоря это, вводит противный прежнему закон, то вот, говорит Он, Я полагаю оба закона рядом: испытай и познай их согласие. Впрочем, делает Он так, не для этого только, но и для того, чтобы показать, что (новый закон) и легок, и благовременно вводится. С этой целью говорит: « вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй »: столько–то времени вы упражнялись в древнем законе! Как учитель, обращаясь к ленивому отроку, который хочет еще заниматься старыми уроками, и, намереваясь повести его к высшим (познаниям), говорит: подумай, сколько времени употребил ты на это ученье, — так и Христос: чтобы напомнить, что (слушатели) много времени упражнялись в древнем законе и (много) посвятили ему, и что пора уже перейти к высшему закону, указал им на бывшее некогда у отцов их законодательство, говоря: « вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй ». То сказано было древним, — « Я же говорю вам ». Если бы Он говорил древним, ты имел бы причину жаловаться, потому что тогда природа наша была менее совершенна; а когда природа (наша) пришла в большую силу и сделалась более совершенной, тогда уже настало время и для учения более совершенного. Поэтому Христос, лишь только еще начинает законодательство, (в предотвращение того), чтобы кто–нибудь, видя большую строгость любомудрия, не предался беспечности и нерадению, говорит: « если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное » (Матф. 5:20). Большего от меня требуешь труда? Почему? Разве я не одинаковой природы с теми (древними)? Разве я не (такой же) человек, как и они? Так, чтобы не сказали этого, зачем т. е. увеличил для нас труды, зачем назначил большие подвиги, Господь наперед отстранил это возражение, сказав о царстве небесном: большие, говорит, предлагаю я и награды. Сказав о трудах, сказав о подвигах, сказав о большей строгости законодательства, Он напомнил о наградах. Не Палестину, говорит, даю вам, не землю, текущую молоком и медом — нет, предлагаю вам самое небо.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

1Кор.7:25 .  Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным. «О девах же повеления Господня не имам». Ибо Господь на вопрос Апостолов, если так говорит закон о жене «лучше есть не женитися», отвечал: «Не вси вмещают словесе сего» ( Мф. 19, 10–11 ); и еще: «Могий вместити да вместит» ( Мф. 19, 12 ). Потому и божественный Апостол сказал следующее: «повеления Господня не имам». Посему если закона не дано тебе, то что же значит слово твое? «Совет же даю». Не ввожу закона, но предлагаю совет. Ибо и Бог, узаконив сообразное с естеством, только как совет предлагает то, что выше естества. Поскольку же некоторые, как вероятно, противоречили совету сему, как нововведению, Апостол присовокупил: «Яко помилован от Господа верен быти». С обычною скромностию указал Павел на апостольское достоинство: «Достойный внимания я советник, – говорит он, – по великой милости Владыки призванный и поставленный проповедником». Что же советуешь ты нам? 1Кор.7:26 .  По настоящей нужде за лучшее признаю?, что хорошо человеку оставаться так. 1Кор.7:27 .  Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. «Мню убо сие добро быти за настоящую нужду, яко добро человеку тако быти. Привязался ли еси жене? Не ищи разрешения. Отрешился ли еси жены? Не ищи жены». Присовокупил: «мню», не потому что сомневается, что девство добро и наилучшее из благ, но, чтобы совет не обратился в закон, выразил сомнение. Ибо закон сопровождается хранением, и преступлением, и наказанием преступающих; потому не узаконяет великого, но предлагает сие в виде совета и, сказав: «не ищи жены», присовокупил: 1Кор.7:28 .  Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль. «Аще ли же и оженишися, не согрешил еси, и аще посягнет дева, не согрешила есть». А почему же советуешь не жениться, если брак свободен от греха? «Скорбь бо плоти имети будут таковии». А тебе какая о том забота?

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

2. И сказав это, говорит им: «Итак, узнайте, дети мои, что я умираю. 3. Итак, творите истину и правду каждый с ближним своим, и суд в утверждение, и закон Господень и заповеди Его храните. 4. Ибо этому вместо всякого наследства я вас научаю; так и вы передайте это детям вашим в достояние вечное; ибо так сделали Авраам, и Исаак, и Иаков. 5 . Ибо все это дали они нам в наследие, говоря: «Храните заповеди Божии, доколе не откроет Господь спасение свое всем народам». 6. И тогда вы узрите Еноха, Ноя, и Сима, и Авраама, и Исаака, и Иакова, восстающих одесную Его в веселии. 7. Тогда и мы восстанем, каждый к скипетру (колену) своему, преклоняясь пред царем небесным, явившимся на земле в образе человека уничижения, и те, которые уверуют в него на земле, будут сорадоваться ему. 8. Тогда и все восстанут, иные в славу, другие в бесчестие, и будет судить Господь, во-первых, Израиля за неправду на Него, что они явившегося Бога во плоти (не приняли и) не уверовали в Него. 9. И тогда Он будет судить все народы, сколько из них не уверовали в Него, явившегося на земле. 10. И Он обличит Израиля в избранниках из народов, как обличил Он Исава в Мадинеях, обманывавших, что они были братьями их, чрез блуд и идолослужение, и они были отчуждены от Бога, будучи [итак] детьми в уделе боящихся Господа. 11. И так вы, дети мои, если будете ходить в святости пред лицом Господа, то опять будете жить во мне с надеждою, и соберется ко Господу весь Израиль. Глава 11 Вот завет Неффалима, сына Иакова. Завет Неффалима; Неффалим, сын Иакова, – брань Господня. Когда Неффалим состарился, и достиг доброй старости, и закончил свои годы крепости, и исполнил обязанность рожденного на земле мужа, тогда он поднялся, чтобы наставить сыновей своих, и сказал им: «Милые сыновья! подойдите, и приблизьтесь, и примите наставления отца вашего». 2. И они отвечали и сказали ему: «Вот, мы слушаем, чтобы исполнить все, что ты повелишь нам». 3. И он сказал им: «Я не даю вам распоряжения ни о своем серебре, ни о своем золоте, ни о всем своем имуществе, которое я оставляю вам под солнцем; не даю вам повеления о трудном деле, которого вам нельзя выполнить, но я говорю вам о легком деле, которое вы можете исполнить».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Пламя, печь и свечи явились для того, чтобы праведник уразумел твердость завета (Божьего с ним) и действие (в этом) силы Божьей. Потом, когда все это кончилось, когда огонь истребил предложенные части (животных), " заключил " , сказано, " Господь завет с Авраамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата: Кенеев, Кенезеев, Кедмонеев, Хеттеев, Ферезеев, Рефаимов, Аморреев, Хананеев, Гергесеев и Иевусеев " (Быт.15:18-21).Смотри, как опять Господь продолжает подтверждать ему Свое обетование. " Заключил " , сказано, " завет, сказав: потомству твоему даю Я землю сию " . Потом, чтобы праведник по пространству земли и по обширности пределов мог заключить, как распространится его семя, говорит: " от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата " , – так велико, говорит, будет семя твое. Заметь, как во всем Он (Бог) хочет показать ему необычайное множество (потомства его). Сказав прежде, что сделает семя его таким бесчисленным, как множество звезд, теперь показывает ему и обширность пределов, чтобы и отсюда он узнал, как далеко распространится будущее его потомство. И не только это (показал), но упоминает раздельно и о тех народах, которых намеревался дать в обладание его семени, чтобы всем этим доставить праведнику полное удостоверение. Но когда уже столь великие обетования даны были, Сара еще оставалась неплодной и старость (обоих) их увеличивалась; а это для того, чтобы, представив величайшее доказательство своей веры, они при этом познали и немощь человеческого естества, и величие силы Божьей. Но чтобы нам опять не слишком распространить свое поучение, остановимся на этой мысли, и окончим слово, призвав вас быть подражателями праотцу. Помысли, в самом деле, возлюбленный, какой он удостоился награды за те слова, которые сказал содомскому царю, или лучше – за все вообще добродетели, какие показывал в продолжение всей своей жизни, и какое снисхождение являл ему Господь, показывая всем нам в событиях жизни этого праотца и великость своей щедрости, и то, что если мы сделаем со своей стороны хотя бы немногое, Он безотлагательно награждает нас великими дарами, только бы мы показывали в себе искреннюю веру, как этот праведник и никогда не колебались в помыслах, но имели дух постоянно твердый.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010