Но Христос Спаситель сказал верным своим: «Мир оставляю вам и мир... даю вам» ! Этот святой мир, о котором Ангелы пели в Рождественскую ночь! И о, если бы, братия, в нашей жизни, в жизни Церкви нашей, в жизни приходов наших, в нашей личной жизни воцарился бы этот благословенный Христов мир! Как много вражды и разделений! Как часто люди друг другу не доверяют! Подозревают друг друга в самых некрасивых побуждениях и действиях! А если бы был мир и доверие взаимное, ничего бы этого не было и спокойно и светло протекала бы жизнь церковная. Вот и нужно нам заботиться о том, когда Церковь поет нам о мире, Ангелами возвещенном, чтобы этим миром наполнить и нашу грешную жизнь. Аминь. Смирение    Св. евангелисты Матфей, Марк и Лука согласно говорят нам о том, что Господь наш Иисус Христос, когда уже приближалось время Его страданий стал ясно говорить Своим апостолам о том, что будет с Ним в ближайшем будущем в Иерусалиме; стал прямо говорить, какая Его там участь ожидает, какие страдания Он будет там переносить, какой позорной смертью Он умрет, а потом в третий день воскреснет.    Но если евангелисты нам об этом говорят, то они указывают нам и на то, что апостолы как должно не могли понять этих предсказаний Спасителя. Один из евангелистов прямо так и говорит, что «этот глагол» (слова Спасителя) были сокрыты от них и они не могли понять, что бы это значило, а спросить Его не решились (Мк. 9:32). И нужно сказать, что хотя апостолы любили своего Учителя всем своим сердцем, всем существом — не даром они оставили все (и родных, и дом, и все, что имели), и последовали за Ним — но несмотря на эту их всецелую любовь к Учителю, они как должно не понимали Его святое дело. И в Евангелии мы постоянно читаем примеры того, как это проявлялось.    Например, Господь когда-то спросил учеников: «за кого вы почитаете Меня?» (Мф. 16:15). Апостол Петр от лица всех сказал: «Ты — Христос, Сын Бога живаго» (Мф. 16:16). Господь ублажил его за это, сказав: «блажен ты, Симон... Ионин, потому что не плоть и кровь тебе это открыли, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я тебе говорю, ты еси Петр (камень) , и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада ее не одолеют» (Мф. 16:17, 18).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

(38) «Приветствуют вас все церкви Христовы» 49 . Хотя в другом месте он говорит, когда пишет Тимофею: «Чтобы ты знал, как должно поступать в доме Божием» 50 . Если же он знает, что церкви – Христовы, и засвидетельствовал это, стало быть, Христос – Бог. (39) «Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре» 51 . Хотя о мире говорится, что он – Божий, Христос негде сказал святым апостолам: «Мир Мой даю вам, мир Мой оставляю вам» 52 . Тогда каким образом не Бог – поистине Податель мира и Тот, Кто дает его достойным как собственное благо? Из Первого послания к Коринфянам (40) «Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат, церкви Божией» 53 . Обрати внимание, что сказав римлянам: «Приветствуют вас все церкви Христовы» 54 , обращаясь с письмом к коринфянам, он говорит, что церковь – Божия. (41) «Я разумею то, что у вас говорят: “я Павлов”; “я Аполлосов”; “я Кифин”, “а я Христов”. Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?» 55 Следовательно, если не разделился Христос, всё принадлежит Ему и все принадлежат Ему. И если Он Сам распялся за нас и во имя Его мы крестились, то очевидно, Ему мы стали должниками, но принадлежим мы не человеку, одному из таких, как мы, а Богу. Стало быть, Христос – Бог для нас. (42) «Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» 56 . Разве не признает всякий, кто бы ни был, что евангельская проповедь призывает живущих по всей земле к истинному богопознанию? Но как и по какой причине в этом можно усомниться? Каким же тогда образом тайноводцы проповедуют Христа распятого? Неужели как одного из таких, как мы, который претерпел смерть на кресте, и вера мира делается верой в человека? Да не будет! Мы поверили Богу живому и истинному. Следовательно, апостол знает, что распятый Христос – это Бог, и это он проповедует миру, будучи твердо уверен, что он не заблуждается. (43) «И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости, ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» 57 . Вот же, ясно говоря, что возвещает миру свидетельство Божие, он прибавил: «Христа Иисуса, и притом распятого». Стало быть, Богом является претерпевший ради нас крест Христос Иисус, и Его свидетельство возвещается миру чрез святых апостолов не в превосходстве слова и мирской мудрости, но в силе Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Ученики возвратились в Иерусалим из Эммауса и сообщили апостолам, что Иисус Христос жив. Но им не хотели верить. Вдруг Иисус Христос явился посреди апостолов и сказал: «Мир вам!». Они молчали, думая, что видят призрак. Иисус, видя их испуг и смущение, сказал им: «Что же вы боитесь? или не узнали Меня? Взгляните на руки и ноги Мои». Они взглянули и увидели на руках и ногах Его раны от гвоздей и поверили, но всё ещё смотрели на Иисуса Христа с ужасом. Тогда Он спросил: «Нет ли у вас какой-нибудь еды?». У них нашлось немного печёной рыбы и меда. Подали их Иисусу Христу, и Он ел перед ними. Только тогда они поняли, что перед ними не призрак, а Сам Иисус Христос. Радости их не было конца. Кончив есть, Иисус сказал: «Ещё когда Я был с вами, Я говорил вам, что всё предсказанное обо Мне пророками должно совершиться. Теперь всё совершилось, и вы сами были свидетелями всего, и поведаете всему миру о том, что видели и слышали. Как Отец Мой послал Меня, так и Я посылаю вас. Даю вам благодать Святого Духа. Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся». Сказав это, Христос стал невидим. Когда пришёл Фома, апостолы рассказали ему, что Христос воскрес, но Фома не поверил им. «Не поверю, – сказал он, – пока не увижу Христа своми глазами, пока не вложу пальца в раны Его». Несколько дней спустя все апостолы опять собрались в той же комнате, и Фома был с ними. Двери были заперты, так как апостолы боялись вторжения ненавистников Христа. Вдруг снова Христос явился посреди них и сказал им: «Мир вам!». Потом Он обратился к Фоме и сказал ему: «Подойди и вложи палец твой в Мои раны». Фома преклонился перед ним, пристыженный. «Верую, что Ты – Господь и Бог мой!» – воскликнул он. «Ты уверовал потому, что увидел раны Мои, – сказал ему Иисус Христос, – счастливы те, которые, не увидев, уверуют». Вознесение Господне Иисус Христос после своего воскресения оставался на земле сорок дней. В эти дни Он, являясь Своим ученикам, приготовлял их к проповеди Евангелия по всей земле. Явившись им на одной из Галилейских гор, Он сказал им: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого духа, уча их соблюдать все, что я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Мы сказали, что «светильник» предназначен для ног, то есть для нижней части тела, а «свет» дан «стезе», которая в другом месте названа «стезей вечной». Ибо согласно мистическому толкованию, этот мир понимается как нижние области творения, поэтому «светильник» закона, упоминаемый здесь, зажжен для тех, кто обретается в этом мире как ноги всего творения. А «свет» вечный будет светить для тех «стезей», по которым каждый согласно своим заслугам войдет в будущий век. Но об этом довольно было сказано в свое время. И так как сейчас – вечер и ночь «до скончания века» (ср. Мф.28:20 ) и пока не наступил новый день грядущего века и не воссиял новый свет, этот «светильник» горит для каждого из нас, и его яркость зависит от того, сколько елея мы влили в него своими делами. Наконец, и Иов, описывая свои добрые дела, добавляет: «Когда светильник Его светил над головою моею» ( Иов.29:3 ). Итак, этот «светильник», питаемый елеем добрых дел, светит каждому из нас. Но если творим зло и дела наши злые, то не только не разжигаем, но, напротив, гасим светильник, для нас горящий, и тогда исполняется в нас сказанное в Писании: «А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и кто творит зло, тот во тьме ходит» ( 1Ин.2:11 ). Ибо он загасил «светильник» любви и поэтому ходит во тьме. Или погасивший «свет» любви не кажется тебе угасившим «светильник»? Но «любящий брата своего» (ср. 1Ин.4:21 ) в свете любви пребывает и с уверенностью может сказать: «А я, как плодовитая 75 маслина в доме Божием» ( Пс.51:10 ), и «сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей» ( Пс.127:3 ). Итак, велено, чтоб «елей» приносил народ, и «елей» не всякий, но «чистый» (ср. Лев.24:2 ) и приготовленный не из различных плодов, по обычаям, принятым в той или иной местности, но выжимаемый «из оливок», что свидетельствует о мире. Ибо Бог не может принять дела твои, если они не в мире совершаются; так и апостол Иаков говорит: «Плод же правды в мире сеется» ( Иак.3:18 ). Поэтому, как я полагаю, Господь передал ученикам Своим верный залог, сказав: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» ( Ин.14:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Будем же смиряться друг пред другом и пред Господом, оплакивать свои неисцельные язвы и по силе своей понуждать себя к любви друг ко другу. Тогда за смирение и терпение других и нас потерпит Господь по закону: в нюже меру мерите, возмерится вам ( Мф. 7:2 ). А если без борьбы будем отдаваться страстям, то что ожидает нас, как не отвержение? Царство Божие есть царство мира, любви, радости, кротости и прочее, а с противоположными качествами в Царство Божие мы не будем допущены. Надо переламывать себя, оплакивать загнивание души своей и умолять, как прокаженный, чтобы Господь исцелил и очистил нас. Просите, и дастся вам: ищите, и обрящете: толцыте, и откроются вам (см.: Мф. 7:7 ) двери покаяния, плача, умиления, от которых и родится мир и спасение. Сие и буди, буди! Смирение обладает силой собирать помыслы в памятование о Боге, а немирствие, тщеславие, гордость рассеивают помыслы. Не осуждай никого, ибо мы все достойны осуждения от Господа, и Он покрывает грехи наши и прощает нас в той мере, в какой мы покрываем недостатки ближних и прощаем их. Будь всегда посмирнее, считай себя невеждой, старайся оставаться сзади других, а не лезь наперед ни в чем, ни в словах, ни в делах. Словом, старайся быть незаметной, неслышной, тихой, мирной. Тогда Господь даст почувствовать, что значит мир Божий, превосходящий всякое разумение (см.: Еф. 3:19 ), мир, который оставил Господь, сказав ученикам: мир Мой даю вам, не как мир дает, Я даю вам (см.: Ин. 14:27 ). Я перестал удивляться самым невозможным вещам. Падение человека и микробы зла [бесы] все могут сделать. Сети непроходимы ни для кого, кроме смиренных, а для приобретения смирения и попускает Господь попадать в самые грубые и отвратительные сети тем, кто иначе не может приобрести его. А без смирения не может быть успеха в духовной жизни, а может быть, и спасения. Поздравляю с Новым годом и с наступающими праздниками. Желаю Вам обновиться духом через смирение, ибо только рукою смирения человек может принять безвредно для себя любые дары от Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Vorobev/...

«Той бо есть мир наш, сотворивый обоя едино, и средостение ограды разоривый» (Еф.2:14). Почему, якоже, егда родился в мир, воспели Ангелы: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение»! (Лк.2:14) Тако, егда и от мира преселялся, «мир» глаголет Он, «оставляю вам» (Ин.14:27). Тако восстав и из мертвых, «мир вам», сказал Он ко ученикам Своим. Ин.20:21. Рече же им Иисус паки, мир вам: якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы.    Почему ж и прежде страдания дважды дал мир, говоря: «мир оставляю вам, мир Мой даю вам»; равно и по воскресении — «мир вам», и паки — «мир вам»? (Ин.14:27) Поелику человек из двух состоит частей, из души и тела: чувствует и душа скорби и смущения, так как и тело. Убо Начальник мира подал мир и духу и телу. Послушайте и другой причины. Мы часто мир с другими людьми имеем, но брань сами с собою, от наших страстей. Усугубил убо Он даяние мира для того, чтобы не только с другими людьми, но и с своим духом, и плотию, и совестию мир имели все в Него верующие. Когда же сильным оружием мира против всякой брани вооружил Своих учеников; тогда послал их на всемирную проповедь, сказав: «якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы». Великое воистину, преславное, Божественное и небесное Апостольское достоинство! Якоже предвечный Отец единородного Своего Сына послал в мир: тако и единородный Его Сын и Бог во вселенную послал Своих учеников. Как же послал Отец Сына? Со всякою властию и силою, так как Сам Сын свидетельствовал, говоря: «вся Мне предана суть Отцем Моим» (Мф.11:27). С силою и властию посланы были и Богоносные Апостолы: посему больных они исцеляли, бесов изгоняли, мертвых воскрешали, вышеестественные чудеса творили, и своим учением весь мир покорили. «Якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы». Велика есть сия благодать, дар неоцененный! Богопосланник есть Сын Божий Господь наш Иисус Христос, Богопосланники и святые Апостолы. Для чего же послал Отец Сына? «Благовестити», говорит Он, «нищим посла Мя, исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати плененным отпущение и слепым прозрение, даровати обращающимся оставление, нарещи лето Господне приятно, и день воздаяния, утешити вся плачущия» (Ис.61:1-2). Также и на другом месте: «не посла бо Бог Сына Своего в мир, да судит мирови, но да спасется Им мир» (Ин.3:17). Ради сего же самого посланы были и знаменоносные Апостолы, то есть, чтобы проповедать благовестие спасения, обратить мир от прелести, и прощать людям грехи. Поелику же едина точию Всесвятого Духа сила решит греховные оковы, того для Евангелист приводит и сии Спасителевы слова:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Когда просишь у Бога прощения грехов и спасения, верь, что это самое обычное дело Его благости и человеколюбия; говори: Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш. (Надежда.) Поминки обращать в средство к утверждению упования, а не в средство к пресыщению и буйному веселию и разгулу страстей человеческих. Горе потворствующим и пирующим на таких пиршествах священникам. Если враг засядет в сердце твоем, уязвляя, стесняя, паля и омрачая тебя, призови с верою Господа и изобрази знамение креста на чреве твоем; говори: Господи, Ты всегда со мною, испытуя мое сердце и внутренности, – прогони убо силою креста Твоего врага моего. Говоря о надежде, мы будем отвечать на заветные, священнейшие потребности и стремления вашего сердца. Сердце ваше ищет всю жизнь покоя и блаженства, но не находит его ни в чем земном. Мы покажем вам, где этого покоя вашего сердца следует искать, где его найти, где это блаженство, к которому оно так жадно стремится. Всеобъемлемость надежды: а) по отношению к людям всех званий и состояний; б) по отношению к всестороннему удовлетворению всех благородных их стремлений души. Чего же мы надеемся? Чего мы не имеем? – Не имеем истинной жизни в себе: живота не имате в себе [ Ин. 6, 53 ], – значит, мы мертвы по душе. Надежда предполагает ожидание благ в будущем. Надежда христианская предполагает, самым названием своим предполагает, что она внушена нам Христом и есть ожидание благ; величайшее благо всякого человека в настоящей жизни, как всякий знает, есть жизнь наша: не эта внешняя жизнь, телесная, преходящая, а та внутренняя жизнь сердца (которая происходит от согласия всех душевных сил, [полна] бывает невозмутимого спокойствия, духовного света, правды, мира и радости о Дусе Святе), в которой мы чувствуем совершенное согласие всех душевных сил своих, – этот небесный мир сердца, который оставил Господь ученикам Своим, сказав: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам [ Ин. 14, 27 ], эту внутреннюю Божественную тишину, в которой чинным строем проходят в нашей душе святые помыслы, чистые и животворные чувства любви к Богу и ближним, – тишину, в которой мы примечаем прикосновение к сердцу всякого нечистого помысла, всякого нечистого движения сердца и, не терпя ни на мгновение их омрачающего и возмущающего душу прикосновения, прогоняем их силою благодати Божией, в нас живущей и действующей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Тако восстав и из мертвых,  «мир вам», сказал Он ко ученикам Своим. Почему ж и прежде страдания дважды дал мир, говоря:  «мир оставляю вам, мир Мой даю вам»; равно и по воскресении –  «мир вам», и паки –  «мир вам»? ( Ин.14:27)  Поелику человек из двух состоит частей, из души и тела: чувствует и душа скорби и смущения, так как и тело. Убо Начальник мира подал мир и духу и телу. Послушайте и другой причины. Мы часто мир с другими людьми имеем, но брань сами с собою, от наших страстей. Усугубил убо Он даяние мира для того, чтобы не только с другими людьми, но и с своим духом, и плотию, и совестию мир имели все в Него верующие. Когда же сильным оружием мира против всякой брани вооружил Своих учеников; тогда послал их на всемирную  проповедь, сказав:  «якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы». Великое воистину, преславное, Божественное и небесное Апостольское достоинство! Якоже предвечный Отец единородного Своего Сына послал в мир: тако и единородный Его Сын и  Бог во вселенную послал Своих учеников. Как же послал Отец Сына? Со всякою властию и силою, так как Сам Сын свидетельствовал, говоря:  «вся Мне предана суть Отцем Моим» ( Мф.11:27). С силою и властию посланы были и Богоносные Апостолы: посему больных они исцеляли, бесов изгоняли, мертвых воскрешали, вышеестественные чудеса творили, и своим учением весь мир покорили.  «Якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы». Велика есть сия благодать, дар неоцененный! Богопосланник есть Сын Божий Господь наш  Иисус Христос, Богопосланники и святые Апостолы. Для чего же послал Отец Сына?  «Благовестити», говорит Он,  «нищим посла Мя, исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати плененным отпущение и слепым прозрение, даровати обращающимся оставление, нарещи лето Господне приятно, и день воздаяния, утешити вся плачущия» ( Ис.61:1–2 ). Также и на другом месте:  «не посла бо  Бог Сына Своего в мир, да судит мирови, но да спасется Им мир» ( Ин.3:17). Ради сего же самого посланы были и знаменоносные Апостолы, то есть, чтобы проповедать благовестие спасения, обратить мир от прелести, и прощать людям грехи.  Поелику же едина точию Всесвятого Духа сила решит греховные оковы, того для Евангелист приводит и сии Спасителевы слова:

http://bible.predanie.ru/pasha-svetloe-h...

(1) Тот же божеств. Дорофей говорит: Сказав о некоторых грехах в частности – об осуждении, о коварстве, Давид заключает словом, объемлющим всякий грех: уклонись от зла. А богоносный Максим объясняет это так: уклонись и сделай добро, то есть, сражайся со врагами, чтоб уменьшить страсти, и опять сражайся, чтобы приобрести добродетели и после сего трезвись, чтобы сохранить оные. И это – то, быть может, значит – делать и хранить (то есть, – то, что заповедал Бог Адаму о рае – делать его и хранить). Взыщи мира и пожени и По Златоусту, мир есть начало благ; и Господь оставил его ученикам своим, как некое наследство: «мир, говорит, оставляю вам, мир Мой даю вам» ( Иоан. 14:27 ). Кто в мире с Богом и людьми, тот выше всякой страсти. Итак, не ищи, говорит, мира просто, но ищи его старательно и с великою ревностию; ибо это означает здесь взыщи – настигни, то есть, когда мир убегает от тебя, ты лови его, тотчас беги за ним, доколе не настигнешь и не уловишь, а, уловив, введи его в свое сердце (1); например, если кто имеет вражду и несогласие с тобою и не хочет перемениться, чтоб иметь мир с тобою, ты пойди к нему и не оставь его, доколе не примиришься и не будешь с ним в мире. (1) Слова Великого Василия: Поищи мира – отрешения от смятений мира, приобрети спокойный ум, устраненное от волн некое и безмятежное состояние души, которое не колебалось бы страстями и не развлекалось ложными учениями, побуждающими своею вероятностью соглашаться на оные. Ищущий мира ищет Христа, ибо Он мир наш. И божественный Кирилл: И иначе также ищи мира. Какого например? Который первообразно был бы в отношении к Богу, а во втором чине – и в отношении к единоверным и единомысленным людям. В отношении к Богу мы будем иметь мир, когда будем стараться мыслить и исполнять благоугодное Ему, в отношении к единоверным, когда не будем с ними в распре. Феодорит также: какое главное из благ? Ищи мира и настигни его. Ибо мирный, любящий мир со всеми, ни тайно не отнимает принадлежащее ближнему, ни на скверноубийство не дерзает, и против брака не злоумышляет, не говорит худо, не делает худо; благодетельствует, промышляет, уделяет, защищает, вместе подвергается опасности, вместе подвизается. Ибо такова искренняя любовь и чистая дружба.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

   Достойно же удивления то, что он, в столь немногих словах впав в противоречия (как бы душевные очи поражены были у него слепотою), не мог увидеть противоположностей в сказанном им; и чрез это оказался столько чуждым мира Божия, который оставил Господь наш искренно и нелестно уверовавшим в Него, сказав: «мир оставляю ваш, мир Мой даю вам» (Ин. 14:27), оказался, говорю, столько чуждым сего мира, что прекословит не только другим, но и самому себе. Ибо, сказав, что Бог и Отец больше Единородного Сына, и обвинив в повреждении ума утверждающих равенство, как будто имеет на то неоспоримые доказательства, поступив не много далее, посмотрите, что пишет.     Евн. Но оставив многие другие доводы на то, что Бог всяческих один нерожден и несравним, для доказательства достаточным почитаю и сказанное.     Вас. Итак спросим его: если Бог несравним, то из чего же постигнуто Его превосходство? Ибо большее усматривается из сравнения с превышаемым. Поэтому, как Он и более, и несравним? Но Евномий, чтобы доказать, что сущность Божия различна от сущности Единородного, слово «более», употребляемое сравнительно, принял за различие сущности; а чтобы опять низвести Единородного в равночестие с тварью, устанавливает положение, что Отец несравним, придумывая какой-то новый и подлинно несравненный путь к хуле, и под предлогом возвышения и превознесения Бога и Отца умаляя славу Единородного Сына и Бога, хотя Господь свидетельствует и говорит: «Кто не чтит Сына, не чтит Отца» (Ин. 5:23.), и: «Меня отвергающий отвергает Пославшего Меня» (Лук. 10:16). Но враг истины, внушающий этим людям говорить и писать подобное, знал, что, если ослепит их в уразумении славы Единородного, то отнимет у них ведение самого Бога и Отца. Поэтому, хотя, по-видимому, приписывают некоторые преимущества Богу и Отцу, однако же никакой из сего пользы нет для них, лишенных ведения того пути, который ведет к Богу. Ибо и Иудеи думают, что прославляют Бога; а услышим также, что некоторые из Еллинов хотят сказать о Боге нечто великое, однако же никто не скажет, что они величат Бога, без веры во Христа, Которым приведение к ведению (Рим. 5:2.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4079...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010