««Слава и честь»» (Рим.2:10). Честь воздаваемая за добрые дела, есть честь истинная. Богача сребролюбивого и скупого ты не почитаешь, а презираешь. Ежели и надеешься чего-нибудь от него, то только льстишь ему, а не почитаешь его. Язык твой соплетает ему похвалы, а сердце изрыгает на него хулы. Начальника, или почтенного чинами гордого, и неприступного, неправедного и жестокого ты не почитаешь, но страшишься и трепещешь лица его. Кланяется ему до земли, но будучи побуждаем не сердечным расположением, а страхом и робостью: тело твое пред ним сгибается и показывает знаки почтения, а душа раздражается, и говорит со Пророком: ««приложи им зла, Господи, приложи зла славным земли»» (Ис.26:15). Вот таким образом мы почитаем славных земли, но недобродетельных! Напротив, добродетельного человека, какого бы он ни был состояния или звания, хвалят не только уста твои, но и сердце, почитает и кланяется ему не токмо твое тело, но и душа: одно сердечное твое расположение заставляет тебя преклонять пред ним главу твою. И так честь, воздаваемая добродетельным, толико есть превосходнее чести воздаваемой славным земли, колико честь истинная превосходит ложную, лицемерную, и колико душа есть превосходнее тела.    ««Слава и честь и мир»» (Рим.2:10). Два суть рода мира: внутренний и внешний. Когда умирают в нас плотские пожелания и обличает нас совесть, тогда мы, по завещанию Павлову, ««мирствуем в себе»» (1Сол.5:13), то есть, наслаждаемся миром или спокойствием внутренним. Когда же любим ближнего как самих себя по заповеди Господней (Мф.19:19), тогда по возможности нашей ««мир имеем со всеми человеки»» (Рим.12:18), как учит тот же Павел: тогда наслаждаемся миром внешним. Сих двух родов мир преподал Богочеловек святым ученикам своим, сказав им сугубо: ««мир оставляю вам, мир мой даю вам»» (Ин.14:27). Посему ежели мы имеем мир и внутренний и внешний, то имеем мир истинный и совершенный.    Мир похищает у нас и внутренний и внешний мир. Он воспламеняет в нас плотские похоти, возрождает страсть к лихоимству, плотоугодию и к тщеславию.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

И так честь, воздаваемая добродетельным, толико есть превосходнее чести воздаваемой славным земли, колико честь истинная превосходит ложную, лицемерную, и колико душа есть превосходнее тела. «Слава и честь и мир»  (Рим 2:10). Два суть рода мира: внутренний и внешний. Когда умирают в нас плотские пожелания и обличает нас совесть, тогда мы, по завещанию Павлову, « мирствуем в себе»  (1 Сол 5:13), то есть, наслаждаемся миром или спокойствием внутренним. Когда же любим ближнего как самих себя по заповеди Господней (Мф 19:19), тогда по возможности нашей « мир имеем со всеми человеки»  (Рим 12:18), как учит тот же Павел: тогда наслаждаемся миром внешним. Сих двух родов мир преподал Богочеловек святым ученикам своим, сказав им сугубо: « Мир оставляю вам, мир мой даю вам»  (Ин 14:27). Посему ежели мы имеем мир и внутренний и внешний, то имеем мир истинный и совершенный. Мир похищает у нас и внутренний и внешний мир. Он воспламеняет в нас плотские похоти, возрождает страсть к лихоимству, плотоугодию и к тщеславию. Но какое спокойствие, какой мир душевный может иметь лихоимец? Он беспрестанно мечется туда и сюда, ищет, где бы обогатится, и хотя до чрезвычайности обогащается, но все еще не доволен: он подобен страждущему водяною болезнью, который чем более пьет, тем более жаждет. Может ли быть спокоен человек распутный, чувствуя, что он истощевает не токмо свое имение, но и телесные силы, здоровье и самое свое тело? Какой мир может иметь человек тщеславный, беспрестанно ища себе похвал и подлого раболепства, споря о преимуществах и первоседании, домогаясь честей и отличий? Сии пагубные страсти не токмо волнуют и беспокоят человека, но и ввергают его в бездну неправд, зависти, обманов, лжи, злых советов, ненависти и других ужасных беззаконий. Здесь совесть делается уже бичом жестоко биющим, и червием неусыпающим, который точит самые кости, и потому не оставляет и следов мира. « Несть мира» , — сказал Порфироносец Давид, — « в костех моих от лица грех моих»  (Пс 37:4). И так миролюбец не может иметь внутреннего мира потому, что беспрестанно возмущают его похоти мира, и мучают сильные упреки совести.

http://bible.predanie.ru/nedelya-2-aya-p...

15. Уклонися от зла и сотвори благо. Замечай, читатель, превосходный порядок, которому следуете царепророк! Поелику слово быстрее и легче к произведению греха, нежели дело, то во первых сказал, что мы должны воздерживаться от злого слова: «удержи, говорит, язык твой от зла», потому что слово есть путь, ведущий человека и к действию, как говорит мудрый и божественный Златоуст. Во-вторых, Давид запрещает злое дело, говоря: «уклонись от зла». В третьих возводит человека к произведению добра, устранив предварительно препятствия (к добру), состоящие во зле. Ибо как невозможно получить здоровье, не освободившись предварительно от немощи, так невозможно кому либо делать добро, если, по изъяснении великого Василия, не удалится предварительно от зла. Заметь и то, что для спасения недостаточно удаление только от зла, но требуется еще и делание добра. Ибо, если кто устранится от зла, а не будет делать вмести и добра, то самое неделание добра есть другое зло, как бездействие в отношении к добру. Или еще иначе: Уклонись от зла и сделай добро—значит — подвизайся в уклонении от зла, чтобы не быть наказану и усовершайся в делании добра, чтобы быть увенчану Тот же божеств. Дорофей говорит: Сказав о некоторых грехах в частности— об осуждении, о коварства, Давид заключает словом, объемлющим всякий грех: уклонись от зла. А богоносный Максим объясняет это так: уклонись и сделай добро, то есть, сражайся со врагами, чтоб уменьшить страсти, и опять сражайся, чтобы приобрести добродетели и после сего трезвись, чтобы сохранить оные. И это—то, быть может, значить—делать и хранить (то есть,— то, что заповедал Бог Адаму о рае—делать его и хранить). Взыщи мира и пожени и. По Златоусту, мир есть начало благ; и Господь оставил его ученикам своим, как некое наследство: «мир, говорит, оставляю вам, мир Мой даю вам» (Иоан. 14, 27). Кто в мире с Богом и людьми, тот выше всякой страсти. Итак, не ищи, говорит, мира просто, но ищи его старательно и с великою ревностию; ибо это означает здесь взыщи—настигни, то есть, когда мир убегает от тебя, ты лови его, тотчас беги за ним, доколе не настигнешь и не уловишь, а, уловив, введи его в свое сердце например, если кто имеет вражду и несогласие с тобою и не хочет перемениться, чтоб иметь мир с тобою, ты пойди к нему и не оставь его, доколе не примиришься и не будешь с ним в мире.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2343...

Кол. 3:15 ), сказав: мир Мой даю вам ( Ин. 14:27 ). Это относится не к апостолам только одним, ибо Жизнеподатель Сам сказал:…не о сих же молю токмо, но и о верующих словесе их ради в Мя, да вси едино будут ( Ин. 17:20–21 ), как мы с Тобою одно. К этому, братия мои честнейшие, уместно присоединить известные апостольские слова: кто ны разлучит от любве Божия: скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч? ( Рим. 8:35 ), или, прибавлю, возбуждение плоти, или пожирающая своим пламенем, но не сожигающая тех, кто ее ежедневно наказывает, похоть, или бесчестие от ругательств, или начальственные лица, любящие первенство, или отягчение трудными делами, или беднота одежды, или скудость в пище и лакомых блюдах, или бдения на всю ночь с псалмопением, или требование быть постоянно внимательным, или вообще всякое, малое или большое, душевное или телесное дело? Ничто, ибо сказано: яко Тебе ради умерщвляеми есмы весь день: вменихомся якоже овцы заколения ( Рим. 8:36 ; Пс. 44:23 ). Радуйтесь же всему этому, братия мои, ликуйте и веселитесь, созерцая Божие милосердие. Пред нашими очами жизнь, пред нашим лицом – радость, пред нашими ногами – блаженство. Жизнь, радость, блаженство Дверь отверста: теците, да постигнете ( 1Кор. 9:24 ). Кто при таких обстоятельствах может залениться? Кто, напротив, не станет стремиться все сильнее и сильнее к этому, обгоняя друг друга, как к предлежащим сокровищам, не к тленным каким-либо и земным, а к вечным и бессмертным? Я, окаянный и блудный, не имея за собой ни одного требуемого блага, кроме любви к вам, уже наговорил вам много пустого и неразумного. Господь Бог, по молитвам моего отца, да подаст вам, чтобы вы все устроились в добре, твердо совершали свой бег, были введены в ристалище, увенчаны венцами победы и получили все блага, коих все да сподобимся улучить благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу и со Святым Духом слава и держава, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Оглашение 7 О том, чтобы твердо переносить все невзгоды жизни по Богу в надежде на бесконечную жизнь Мысленная брань Отцы мои, братия и чада.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Цель, без сомнения, высокая и благородная, достойная великих похвал, но все же не таких, каких заслуживает военное искусство, коего цель и предел стремлений — мир, а мир есть наивысшее из всех земных благ. И оттого первою благою вестью, которую услыхали земля и люди, была весть, принесенная ангелами, певшими в вышине в ту ночь, что для всех нас обратилась в день: «Слава в вышних Богу; и на земле мир, в человеках благоволение». И лучший учитель земли и неба заповедал искренним своим и избранным при входе в чей-либо дом приветствовать его, говоря: «Мир дому сему». И много раз говорил он им; «Мир оставляю вам, мир мой даю вам; мир вам», и воистину это драгоценность и сокровище, данные и оставленные такою рукой, — драгоценность, без которой ни на земле, ни на небе ничего хорошего быть не может. Так вот, мир и есть прямая цель войны, а коли войны, то, значит, и воинов. Признав же за истину, что цель войны есть мир и что поэтому она выше цели наук, перейдем к телесным тяготам ученого человека и ратника и посмотрим, чьи больше. В таком духе и так красноречиво говорил Дон Кихот, и теперь никто из слушателей не принял бы его за сумасшедшего, — напротив того, большинство их составляли кавальеро, то есть люди, на бранном поле выросшие, и они слушали его с превеликою охотою, а он между тем продолжал: — Итак, тяготы студента суть следующие: во-первых, бедность (разумеется, не все они бедны, я нарочно беру худший случай), сказав же, что студент бедствует, я, думается мне, все сказал об его злополучии, ибо жизнь бедйяка беспросветна. Он терпит всякого рода нужду: и голод, и холод, и наготу, а то и все сразу. Впрочем, он все-таки питается, хотя и несколько позже обыкновенного, хотя и крохами со стола богачей, что служит у студентов признаком полного обнищания и называется у них супничатъ, и у кого-нибудь да найдется для них место возле жаровни или же очага, где они если и не согреваются, то, во всяком случае, не мерзнут, и, наконец, спят они под кровом. Я не буду останавливаться на мелочах, как-то: на отсутствии сорочек и недостаче обуви, на изрядной потертости верхнего платья, довольно редко, впрочем, у них появляющегося, и на той жадности, с какою они набрасываются на угощение, которое счастливый случай им иной раз устраивает.

http://azbyka.ru/fiction/hitroumnyj-idal...

Он есть Господь мира, и Им «разорися средостение ограды» ( Еф.2:14 ). Но между тем Он же говорит: «не приидох воврещи мир на землю, но меч» ( Мф.10:34 ). И еще: «огня приидох воврещи на землю, и что хощу, аще уже возгореся» ( Лк.12:49 ). Это есть тот огнь Божества Его, который возгорелся в душах, последовавших Его святому учению. Тогда они обрели меч духовный, и отсекли все вожделения плоти. После сего Он даровал им радость, сказав: «мир оставляю вам, мир мой даю вам» ( Ин.14:27 ). Так-то подвизавшиеся спасти душу свою, отсекали свои хотения, и соделались Его овцами, освященными в жертву. Когда же Иисус Христос явится во славе Божества Своего, то призовет их одесную себя, говоря: «Приидите благословенные Отца моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира» и проч... ( Мф.25:34 ). Вот как погубившие души свои в сей кратковременной жизни, не только обретут их во время нужды, но и получат награды, и притом несравненно большие, нежели как ожидали. Напротив, те, кои, исполняя свои похотения, по-видимому блюдут души свои в сем веке, порабощенном греху, и, надеясь на суетное богатство свое, небрегут о заповедях Божиих, думая вечно жить в мире сем, в день же суда познают стыд и слепоту свою; и как козлища проклятые услышат страшный приговор Судии: Идите от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его», и проч. ( Мф.25:41–42 ). Тогда уста их заградятся, и не найдут, что отвечать, вспоминая о своем немилосердии. Ибо хотя и скажут: «Господи, когда тя видехом алчуща, и не послужихом тебе» ( Мф.25:44 ), но им сказано будет в ответ: «благосотворивший единому из сих уверовавших в Меня, Мне сотворил» ( Мф.25:45 ). 4 . На ком напечатлено сие знамение любви, от того со страхом отступят враги, весь же сонм Ангелов сорадуется ему. Возлюбленнейшие братия! употребим все силы для стяжания любви, чтобы не удержали нас тогда враги наши. «Не может, – говорит Господь, град укрытися верху горы стоя» ( Мф.5:14 ). О какой горе говорит Он, как не о слове Своем, о коем Он сказал: «Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет» ( Ин.14:23 )? Будем усердно прилежать соблюдению слова Его; и труды наши тогда будут для нас как бы градом крепким и огражденным, который будет нас охранять от всех врагов наших дотоле, пока не встретим Его Самого.

http://azbyka.ru/otechnik/Isajja/duhovno...

Один из многих, построенный из камней одноэтажный городской дом в Иерусалиме, с плоской утрамбованной крышей и комнатами, расположенными замкнутым прямоугольником вокруг внутреннего двора с садом, дававшим в летний зной прохладу и тень. Прочная дощатая дверь, ведущая на улицу, крепко заперта засовами и заложена изнутри большим деревянным брусом. Выходящие во внутренний двор маленькие оконца почти не дают света, и внутри одной из комнат с низким потолком непрерывно горит масляный светильник. Несколько циновок на полу, скамейки, жаровни для обогрева в зимнее время. С трех сторон самой большой соломенной циновки, служащей столом, возлежат на левых локтях взволнованные Господни ученики, одетые в доходящие до икр красные, серые, желтые и полосатые туники. Верхняя одежда – гиматии, сложена в стороне, а у порога стоят ряды сандалий. Они собрались вместе, крепко заперев двери из страха перед иудейскими властями, которые приказали искать учеников Распятого в эти пасхальные дни. Внезапно в торжественном одеянии Божественной славы посреди них стал воскресший Христос и показал Свои руки и ребра. «Он явился им в кротком виде и самим голосом успокоил волновавшиеся мысли…, сказав: «Мир вам», то есть «не смущайтесь». Этим Он напоминает… то слово, которое сказал перед страданием: «Мир Мой даю вам»« (Ин. 14, 27). И наступил мир, который превыше всякого ума. «Ученики обрадовались, увидев Господа» (Ин. 20, 20). Апостолы обрели благодать, увидев воскресшего Мессию. Они поняли, что это именно Он, восставший из мертвых, стоит сейчас перед их глазами, и они воочию, лично видят Его. «Об этом Он… предсказывал им перед страданием: увижусь с вами, и возрадуется сердце ваше» (Ин. 16, 22). И так как ученики «были потрясены неожиданностью и невероятностью» увиденного, то лучезарный и сияющий «Он сказал им: «Есть ли у вас здесь какая пища?» Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда; и взяв, ел пред ними» (Лк. 24, 41-43). Он вкушает перед ними… После Воскресения тело Спасителя было нетленным, потому в еде не нуждалось. Воскресший употребил пищу не по естеству смертных, не путем процесса пищеварения. Еда была сожжена Божественной энергией, подобно тому как огонь свечи сжигает воск, а не переработалась согласно естественному человеческому способу. «Он сделал это, чтобы и этим было удостоверено Его Воскресение…» Теперь ученики видят, что перед ними Сам Христос с преображенным и духовным телом.

http://pravoslavie.ru/34735.html

Невоздержность же разумею не ту только, которая относится к чревоугодию и блуду, но - воздержание всякой страсти и всякого помысла, не по Богу, произвольно помышляемого. Целомудрие укрощает все это; оно удерживает неразумные стремления души и тела и направляет их к Богу, Которому слава во веки. Аминь. Примечания 49. Надписание подлинника: " Сигма () семнадцатая из букв; слово же настоящее о целомудрии " . Слово 20. О правде Бога прославляют и ради Его праведности, говорит Великий Дионисий. И поистине так. Ибо при отсутствии правды все неправедно и без нее не может устоять. Она называется рассуждением и во всяком начинании назначает должное, чтобы не было в чем-либо недостатка, по оскудению, и преувеличения, по излишеству. Ибо хотя (эти вещи) и кажутся противоположными одна другой, потому что одна стоит выше, а другая ниже правды, но обе отчасти склоняются к несправедливости. Как и линия, если имеет выпуклость или вогнутость, уклоняется от прямого направления, и весы также на какую сторону наклонятся, та и превышает другую. Тот же, кто может сохранять праведность, не падает вниз чрез неразумие, невоздержность, боязнь и излишество и не ползает на чреве, как змий, ядя землю и служа постыдным страстям, но и не возносится вверх преувеличением, дерзостию, окаменением и недостаточностию, мудрствуя чрезмерно и поступая лукаво, превыше своего достоинства (Рим.12:3), но мудрствует с целомудрием и терпит со смирением, зная, что он по благодати получил то, что имеет, по слову апостола, и не отрицает сего. Ибо несправедливо поступает в отношении себя и ближнего, наиболее же Бога, если приписывает себе благие дела. Но если думает, что имеет от себя что-либо благое, то еже мнит имети, возмется от него, как говорит Господь (Лк.8:18). Ему слава и держава во веки. Аминь. Примечания 51. Надписание подлинника: " Слово двадцатое, в котором буква υ (ипсилон), о правде всех добродетелей. Она подает каждой равное и рождается опять от ума " . Слово 21. О совершенном мире помыслов Господь, сказав апостолам: мир Мой даю вам, присовокупил: не якоже мир дает (Ин.14:27), то есть не просто, как люди, живущие в той стране, когда приветствуют друг друга, говорят: мир вам.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/955/...

Един у нас Господь есть, едина вера, едино и тоежде упование. Хотя главою вы себя всей церкви почитаете, но не может глава сказать ногам: нужды в вас не имею; хотя и в ином порядке церковных членов себя поставляете, то нам в том же теле учрежденным не можете сказать: нужды в вас не имеем. Понеже и руки одна в другой нужду имеют, и нога одна другую подкрепляет, и очи при согласии яснее видят. Да не обладает вами сие помышление 2 : Мы, в приморских местах живучи, не подлежим злоключению многих, и никакой нужды не имеем в помощи других. Чего ради, какая нам надобность сообщаться с другими? Но Господь, хотя острова от суши морем и отделил, но жителей островов и суши совокупил любовию. Сим по большой части и различествует друг от ласкателя, что сей говорит только приятное, а тот и оскорбительного не опущает. Знаешь ли, что обязан ты творить ближнему то, чего ты себе от другого желаешь. И я слыша от Самого Бога, глаголющего к Своим ученикам: О сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою ( Ин.13:35 ), и что в дар последний ученикам своим, имея свое во плоти смотрение, мир Свой оставил Господь, сказав: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам ( Ин.14:27 ), не могу себя уверить, что без взаимной любви и без всевозможного хранения со всеми мира могу я назваться достойным рабом Иисуса Христа. Если ты, о человек, удивляешься пенязям для их драгоценности, то представь, сколь славнее бесчисленных сынов отцем называться, нежели бесчисленные статиры в мешке иметь. Ибо пенязи и, не хотя, здесь оставишь, а от добрых дел любочестие отнесешь ко Владыке: когда весь народ пред будущим Судиею представ, тебя питателем и благодетелем, и всеми человеколюбными именами назовет. На торжище никто не скорбит иждивая имение, и взаимно покупая потребное, но чем меньшею ценою купит дорогия вещи, тем более радуется, что изрядная купля ему случилась; ты же скорбишь, сребро и злато и стяжания подавая, то есть, камень и землю дая, дабы стяжать блаженную жизнь. Но на какую тебе потребу богатство? На ту ли, дабы в ризу многоценную одеятися? Но двух лактий срачицы довлеет для тебя, единые же ризы одеяние, всю потребу одеяний исполнит.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Прочная дощатая дверь, ведущая на улицу, крепко заперта засовами и заложена изнутри большим деревянным брусом. Выходящие во внутренний двор маленькие оконца почти не дают света, и внутри одной из комнат с низким потолком непрерывно горит масляный светильник. Несколько циновок на полу, скамейки, жаровни для обогрева в зимнее время. С трех сторон самой большой соломенной циновки, служащей столом, возлежат на левых локтях взволнованные Господни ученики, одетые в доходящие до икр красные, серые, желтые и полосатые туники. Верхняя одежда - гиматии, сложена в стороне, а у порога стоят ряды сандалий. Они собрались вместе, крепко заперев двери из страха перед иудейскими властями, которые приказали искать учеников Распятого в эти пасхальные дни. Внезапно в торжественном одеянии Божественной славы посреди них стал воскресший Христос и показал Свои руки и ребра. " Он явился им в кротком виде и самим голосом успокоил волновавшиеся мысли..., сказав: " Мир вам " , то есть " не смущайтесь " . Этим Он напоминает... то слово, которое сказал перед страданием: " Мир Мой даю вам " " (Ин. 14, 27). И наступил мир, который превыше всякого ума. " Ученики обрадовались, увидев Господа " (Ин. 20, 20). Апостолы обрели благодать, увидев воскресшего Мессию. Они поняли, что это именно Он, восставший из мертвых, стоит сейчас перед их глазами, и они воочию, лично видят Его. " Об этом Он... предсказывал им перед страданием: увижусь с вами, и возрадуется сердце ваше " (Ин. 16, 22). И так как ученики " были потрясены неожиданностью и невероятностью " увиденного, то лучезарный и сияющий " Он сказал им: " Есть ли у вас здесь какая пища? " Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда; и взяв, ел пред ними " (Лк. 24, 41-43). Он вкушает перед ними... После Воскресения тело Спасителя было нетленным, потому в еде не нуждалось. Воскресший употребил пищу не по естеству смертных, не путем процесса пищеварения. Еда была сожжена Божественной энергией, подобно тому как огонь свечи сжигает воск, а не переработалась согласно естественному человеческому способу.

http://pravoslavie.ru/put/biblio/voskres...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010