Я же со страхом приступив к носившему хартию, спросил его: «что это вы подписываете? если по правде, покажи мне». Он показал, и я увидел, что истинно то, и спросил его: подпишишься ли ты? – Я подписался уже и показал мне написанное о себе. Я посмотрел со вниманием и нашел: истинно написано на двух с пол. строках: «Смиренный Иона Божию милостью Митрополит тако страхом Божием подписую». Я же, прияв дерзновение, пошел к месту и хотел взойти но нашел Святителя стоящего на месте в Архиерейском облачении и ужаснулся. Он же мне сказал: «Ужасайся, брате, яко така воля Божия есть, взыди на стол свой и паси словесные христовы овцы, которыя тебе Господь поручил. И тотчас был невидимый, я уже утвердився изыдох. Стоящий Святитель – мне кажется – был Петр Чудотворец». Никон писал, что причину отхождения своего он исполнил, что помыслял, то сделал, а теперь пришел видеть пресветлое лицо царя и поклониться престолу царства его; пришел он в кротости и смирении и принес с собою мир, который подал Господь ученикам и Апостолам и по них действующим в Св. Церкви Архиереям, сказав: мир Мой оставлю вам, мир Мой даю вам. Им же Господь заповедал: в онь же град или дом входите первее глаголите: мир дому сему, и аще убо будет ту сын мира, почиет мир на нем. Но, если и больше сего, пишет Никон, восхощет твое царское величество слышать и научиться, то не отречемся сказать: хощеши ли Самого Христа принять? Мы твоему благородию покажем, как Господь свидетельствует: принимающий вас Меня принимает и слушающий вас Меня слушает. Что твое благородие изволит, то и сделает, или во имя Господне прими нас и дому отверзи двери да мзда твоя по всему не отменит по писаному. Это я написал твоему царскому величеству не от себя как от Бога перед Богом о Христе говорю. Царь выслушал и приказал Митрополиту Павлу вновь идти к Никону и сказать, что его письмо доложено, и чтобы он шел в монастырь. Когда кончилась утреня, Никон приложился к иконам, взял посох Петра Митрополита и направился к выходу. Бояре требовали оставить посох, но Никон сказал: «отнимите силой», и вышел.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Епископ Григорий прочитал: «Итак да престанут всякие уста произносить несправедливые и оскорбительные отзывы против принятого нами, угодного Богу, мнения и определения. Святые, угодившие Богу и почтенные от Него достоинством святости, всегда живы для Бога, хотя они и преставились отсюда: а потому думающий оживить их посредством мертвого и презренного искусства, никогда не бывшего живым, но изобретенного суетностию врагов – язычников, – оказывается богохульником». Диакон Епифаний прочитал: «Тем, что ими теперь сказано, они показали, что они чужды и непричастны мира Божия, которым Господь наш наградил искренно и без коварства верующих в Него, сказав: „мир Мой даю вам, мир Мой оставляю вам (Иоанн. 14, 27). Каким образом может быть тут мир, когда, вследствие их мнения и определения, кафолическая церковь , утвержденная и укрепленная своими преданиями, приведена в смятение? Люди, движимые ревностию по Боге, всегда согласны с отцами и с преданием церковных законоположений и избегают тех, кто думает противно этому, как врагов. Последние совершенно отсекли себя оттела церкви, и потому истинные поклонники, служащие Богу духом и истиною, а иконные живописи допускающие только для назидания и напоминания, с любовию объемлющие и целующие их, облеклись, вопреки богопротивному их мнению и определению, в броню истины и не перестают поражать их мечем Духа. Святые, от века угодившие Богу, оставили свои жизнеописания в пользу нам и во спасение, и подвиги свои передали кафолической церкви посредством живописного повествования, для напоминания об них нашему уму и для возбуждения нас к подражанию их жизни. Так и Святой Василий в похвальном слове своем на день сорока мучеников говорит: «тем, что упомянул, о них, изведя их на средину, предложу предстоящим здесь общую от них пользу, показав всем, как бы на картине, доблестные подвиги сих мужей; потому что и доблести, оказанные в бранях, нередко изображали и историописатели, и живописцы, одни украшая их словом, а другие начертывая на картинах; а сим те и другие многих возбудили к мужеству. Что повествовательное слово передает чрез слух, то живопись показывает молча чрез подражание 162 ». Перемешивая похвалы с коварством, они говорят далее»;

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Нашу Церковь и наше общество повергла в глубокую печаль трагедия, произошедшая на одной из самых оживленных транспортных артерий. Погибли и пострадали многие люди, среди которых — замечательные сыны и дочери России. И сейчас становится все более очевидным, что причиной катастрофы был злой умысел террористов. Нашему народу брошен вызов. Совершено демонстративное преступление, жертвой которого мог бы стать любой из нас. Всех, кто живет в России, хотят запугать. Чтобы сделать это, преступники нарушили не только человеческие законы, но и вечный Божий закон. Господь заповедал людям жить в мире, сказав: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин. 14, 27). И поэтому любое деяние, направленное против мирной жизни, — это преступление против Бога. И оно получит грозное Его отмщение. Нужно, чтобы и человеческое воздание виновным было неминуемо. Мы предадим память погибших и пострадавших, оставим беззащитными друг друга, если не дадим свершиться справедливости и не остановим злоумышленников. Этот долг лежит не только на государстве, но и на всем народе. Не испугаться, проявить твердую волю к победе над террором, помогать правоохранительным органам, защитить мирных людей — святая обязанность, от исполнения которой зависит наша жизнь и жизнь наших близких. Вся Церковь, вся страна скорбят о жертвах террористического акта. Пострадавших было много. Но многие люди избавлены от смерти и тяжких увечий благодаря усилиям спасателей, врачей, железнодорожников, пассажиров поезда, пришедших на помощь ближним. Пример этих людей — перед нами. Пусть наше единство, наша забота о мире и безопасности друг друга не оставят ни единого шанса тем, кто хочет посеять страх, смерть и разрушение. + КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-o-nevs...

1839 г.). После установления Таинства причащения Господь, не вставая еще со Своего места, беседовал с учениками Своими о любви, заповедуя им любить друг друга, и ясно высказал, что скоро Он должны разлучиться с ними, при чем обещал послать им Духа – Утешителя, а Петру предсказал, что он, прежде нежели дважды пропоет петух, три раза отречется от Него. Потом, когда уже настало время кончить вечерю, Господь и ученики Его встали со своих мест. Господь приветствовал учеников Своих миром, сказав им: «Мир Мой оставляю вам, мир Мой даю вам» и проч., а ученики пропели несколько псалмов ( Пс.114 - Пс.118 ). И затем как Господь, так и одиннадцать учеников Его отправились в Гефсиманский сад. (Тамб. еп. вед. 1883 г.). III. Вот как совершена была Иисусом Христом тайная вечеря, или первая Литургия, от которой и наша Литургия получила свое начало. Тайною, или таинственною, она названа, во-первых, потому, что совершена была Иисусом Христом тайно от иудеев, искавших убить Его, а во-вторых, потому, что на ней установлено Таинство Причащения, которое сопровождалось молитвами, песнопениями, священнодействиями (умовение ног) и беседою Господа с учениками. (Сост. с доп. по указ. источн.). Беседа 2. О том, как совершалась Литургия при апостолах I. По вознесении Иисуса Христа, апостолы свято исполняли данную им заповедь совершать Таинство Причащения, в Его воспоминание. Они со всем усердием и любовью совершали Божественную литургию. Они старались в образе совершения ее как можно вернее подражать своему Учителю, Иисусу Христу. А потом учили этому и преемников своих, пастырей Церкви. II. Как совершалась тогда Божественная литургия, это приблизительно можно изобразить в следующих чертах 4 : христиане собирались в назначенный для богослужения дом (первоначально в Сионскую горницу, а впоследствии и в другие дома, в которых для богослужения преимущественно избирались так называемые столовые комнаты) и приносили с собою хлеб, вино и другие вещества, необходимые для Божественной литургии и для Вечери любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Сдерживай свой гнев, проси у Господа сил и способности не прогневлять Его, вспоминай чаще, какое бесчестие и какие муки претерпел Господь ради нашего спасения, а мы чем отвечаем Ему? Если мы носим Его имя, то где наши дела во имя Его? Не противоречат ли они тому, что должно быть? А раз так, то будем без ропота терпеть хоть находящие скорби, если не налагаем на себя вольных подвигов, если не исполняем заповедей. Друг друга тяготы носите , и тако исполните закон Христов; и не себе угождайте. Прости меня за огорчение. монахине Евпраксии 1950 г. Будь помягче с людьми, не наживай врагов. Терпи недостатки людские: друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов . Если мы будем милостивы к людям, то Господь в “ту же меру” будет к нам милостив. Это и значат слова: В ню же меру мерите, возмерится вам. От службы не отказывайся, в чем ошибаешься или погрешишь — искренне кайся пред Богом и людьми, если кого обидишь. Исторгни из сердца памятозлобие. И вот еще что: старайся и служебные дела, и всё делать ради Господа, по заповеди Божией, а не по влечению сердца. Даже и добрые дела только тогда имеют цену пред Богом, когда делаются ради Бога, потому что такова воля Божия, иначе сказать, такова заповедь Божия. А если добрые дела делаются по другим причинам, то они не угодны Господу Богу. О таких-то добрых делах сказано: “ Вся правда ваша якоже дуб поверженный ”. Надо иметь во всем разум духовный, а если сомневаемся, угодно ли что Господу, то надо помолиться, хоть внутри, и говорить себе: “Господи, делаю это ради Тебя, полагая, что это угодно Тебе. Вразуми меня, Господи, все делать во Славу Твою”, — и тогда будь спокойна. Не осуждай никого, ибо мы все достойны осуждения от Господа, и Он покрывает грехи наши и прощает нас в той мере, в какой мы покрываем недостатки ближних и прощаем их. Будь всегда посмирнее, считай себя невеждой, старайся оставаться сзади других, а не лезь наперед ни в чем, ни в словах, ни в делах. Словом, старайся быть незаметной, неслышной, тихой, мирной. Тогда Господь даст почувствовать, что значит мир Божий, превосходящий всякое разумение , мир, который оставил Господь, сказав ученикам: мир Мой даю вам, не как мир дает, Я даю вам.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Митрополит Павел и бояре говорили, что они без ведома великого государя принять письма не смеют и пошли доложить о том царю. Алексей Михайлович велел письмо у Никона взять, а ему говорить, чтобы он ехал в Воскресенский монастырь обратно. Никон отдал письмо и сказал – «буде великому государю приезд мой к Москве не надобен, то я пойду обратно в монастырь; но до тех пор, пока от великого государя не получу ответа на письмо, из соборной церкви не пойду». – Митрополит и бояре, взяв у Никона письмо, пошли опять к царю и перед ним читали. В письме было описано вышеизложенное видение Никона и при нем приложено особое письмо, в котором Никон писал, что причину отхождения своего он исполнил, что помыслил, то сделал, а теперь пришел видеть пресветлое лицо царя и поклониться престолу царства его; пришел он в кротости и смирении и принес с собою мир, который подал Господь своим ученикам и апостолам и по них действующим во святой церкви архиереям, сказав: мир мой оставляю вам, мир мой даю вам. Им же Господь заповедал: в онь же град или дом входите, первые глаголите: мир дому сему, и аще убо будет ту сын мира, почиет мир ваш на нем. – «Но если и больше сего – пишет Никон – восхощет твое царское величество слышать и научиться, то не отречемся сказать: хощеши ли самого Христа принять? Мы твоему благородию покажем, как Господь свидетельствует: принимающий вас Меня принимает, и слушающий вас Меня слушает. Что твое благородие изволит, то и сделает, или во имя Господне прими нас и дому отверзи двери, да мзда твоя по всему не отменит по писанному. Это я написал твоему царскому величеству не от себя, но как от Бога пред Богом о Христе говорю». Выслушав писанное, царь приказал митрополиту Павлу и боярам идти в третий раз к Никону и сказать ему, что письмо его доложено и чтоб он, патриарх, из соборной церкви ехал к себе в монастырь по прежнему 161 . К этому времени утреня в успенском собора окончилась. Никон, выслушав решение, пошел прикладываться к иконам 162 и, окончив молитву, взял посох Петра митрополита и направился к выходу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

И нашел у него, и списал, и ввел устав в монастыре своем — как петь пения монастырские, и как класть поклоны, и как читать, и как стоять в церкви, и весь распорядок церковный, и на трапезе поведение, и что вкушать в какие дни — все это по уставу. Найдя этот устав, Феодосий дал его в свой монастырь. От того же монастыря переняли все монастыри этот устав, оттого и почитается монастырь Печерский старшим изо всех. Когда же жил Феодосий в монастыре, и вел добродетельную жизнь, и соблюдал монашеские правила, и принимал всякого, приходящего к нему, — пришел к нему и я — худой и недостойный раб, — и принял меня, а лет мне было от роду 17. Написал я это и определил, в какой год начался Печерский монастырь и чего ради зовется Печерским. А о житии Феодосия скажем после.    В год 6560 (1052). Преставился Владимир, старший сын Ярослава, в Новгороде и положен был в святой Софии, которую воздвиг сам.    В год 6561 (1053). У Всеволода родился сын от дочери царской, гречанки, и нарек имя ему Владимир.    В год 6562 (1054). Преставился великий князь русский Ярослав. Еще при жизни дал он наставление сыновьям своим, сказав им: «Вот я покидаю мир этот, сыновья мои; имейте любовь между собой, потому что все вы братья, от одного отца и от одной матери. И если будете жить в любви между собой, Бог будет в вас и покорит вам врагов. И будете мирно жить. Если же будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли ее трудом своим великим; но живите мирно, слушаясь брат брата. Вот я поручаю стол мой в Киеве старшему сыну моему и брату вашему Изяславу; слушайтесь его, как слушались меня, пусть будет он вам вместо меня; а Святославу даю Чернигов, а Всеволоду Переяславль, а Игорю Владимир, а Вячеславу Смоленск». И так разделил между ними города, запретив им переступать пределы других братьев и изгонять их, и сказал Изяславу: «Если кто захочет обидеть брата своего, ты помогай тому, кого обижают». И так наставлял сыновей своих жить в любви. Сам уже он был болен тогда и, приехав в Вышгород, сильно расхворался. Изяслав тогда был... а Святослав во Владимире. Всеволод же был тогда при отце, ибо любил его отец больше всех братьев и держал его всегда при себе. И приспел конец жизни Ярослава, и отдал душу свою Богу в первую субботу поста святого Федора. Всеволод же обрядил тело отца своего, возложив на сани, повез его в Киев, а попы пели положенные песнопения. Плакали по нем люди; и, принеся, положили его в гроб мраморный в церкви святой Софии. И плакали по нем Всеволод и весь народ, Жил же он всех лет 76.    Начало княжения Изяслава в Киеве    Придя, сел Изяслав на столе в Киеве, Святослав же в Чернигове, Всеволод в Переяславле, Игорь во Владимире, Вячеслав в Смоленске. В тот же год зимою пошел Всеволод на торков к Воиню и победил торков. В том же году приходил Болуш с половцами, и заключил мир с ними Всеволод, и возвратились половцы назад, откуда пришли.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3693...

Что же произошло в Новом Завете? Теперь «Христос, — как пишет апостол, — Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» ( Евр. 9:11–12 ). Тем самым Он упразднил все жертвы, сделавшись Сам Жертвой, чтобы очистить «совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!» ( Евр. 9:14 ). Итак, теперь любое истинное и действенное покаяние утверждается перед Богом для кающегося жертвой Христовой и совершается в Церкви. Именно Церкви как преемнице апостольской благодати, приобретенной Господом Своею Пречистой Кровью, дана власть вязать и решить грехи. Церковь усматривает эту власть в словах Спасителя, которые Он обратил к Своим ученикам по Воскресении из мертвых: «В тот же первый день недели вечером, когда двери [дома], где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, [так] и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин. 20:19–23 ). И действительно, опыт многих и многих поколений верующих людей свидетельствует, что после искренней и сокрушенной исповеди перед Богом и священником в Церкви, омытой горькими слезами раскаяния и осознанием своей неправоты перед Богом и ближними, сопровождаемой решительным намерением исправиться, наступает неизмеримый мир в душе, о котором говорил Господь: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» ( Ин. 14:27 ). Такой человек по-настоящему меняется, почувствовав величие жертвенной крестной любви Спасителя, сокрушившись духом, осознав гибельность нераскаянности и испытав на себе неизреченную милость Божию. Таких людей и Сам Господь Иисус Христос поддерживает в Своей знаменитой Нагорной проповеди, говоря: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» ( Мф. 5:4 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

И не мог[!!!] совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил их. И дивился неверию [!] их… (Мк. 6, 5–6). Гнев Христа 1. Мк. 3, 5. И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их… О фарисеях, когда они молчали на вопрос Христа, должно ли делать добро в субботу. 2. Мк. 10, 14. Увидев то, Иисус вознегодовал… Об учениках, не допустивших ко Христу приносящих своих детей, чтобы Он прикоснулся к ним. 3. Ин. 2, 15.И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. Скорбь Христа 1. Ин. 11, 33–35. Воскрешение Лазаря. Иисус, когда увидел ее [Марию] плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри. Иисус прослезился. 2. Еллины захотели видеть Иисуса. Ин. 12, 20–21. Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел [в мир] (Ин. 12, 27). Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю (Ин. 12, 28). 3. После омовения ног. Ин. 13, 20–21. Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня. Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. (Мир, похищая у Бога чин подателя благ, присваивает его горделиво себе и, наделяя нас ими, как бы милостиво присовокупляет и возлагает на нас заботу об их хранении и страх их потери. Когда же дает Бог, то Он и заботится о даре своем, и потеря его не возмущает сердец наших.) Ин. 14, 27. Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается. 1. Мф. 26, 38.Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. 2. Лк. 19, 41. И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем… «…новоначальный инок никак не может применить книги к своему положению, но непременно увлекается направлением книги».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Кому от земных глаголеши, Господи, яко прискорбна есть душа Твоя до смерти? Кий да поднебесный обымет сие? Кое естество человече сие вместит? Но расшири сердца наша, Господи, яко грядем в след печали Твоей ко Кресту Твоему и воскресению. И не мог (!!!) совершить там никакого чуда; только на немногих больных возложив руки, исцелил их. И дивился неверию (!) их. Мк. (6; 5–6) Гнев Христа 1) Мк. (3; 5)… И воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их. О фарисеях, когда они молчали на вопрос Христа, должно ли делать добро в субботу. 2) Мк. (10; 14) Увидев то, Иисус вознегодовал. Об учениках, не допускавших ко Христу приносящих своих детей, чтобы Он прикоснулся к ним. 3) Ин.(2; 15) И сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец, и волов, и деньги у меновщиков рассыпал, и столы их опрокинул. Скорбь Христа 1) Ин. (11; 33–36) — Воскрешение Лазаря Иисус, когда увидел ее (Марию) плачущую и пришедших с нею иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился. И сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри. Иисус прослезился 2) Ин. (12; 27–28) — Греки захотели видеть Иисуса. Душа моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел. Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с небес глас: и прославил и еще прославлю. 3) Ин. (13; 20–21) — После омовения ног. Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимащий Меня принимает Пославшего Меня. Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Мир, похищая у Бога чин подателя благ, присваивает его горделиво себе, и наделяя нас ими как бы милостиво, присовокупляет и возлагает на нас заботу об их хранении и страх их потери. Когда же дает Бог, то Он и заботится о даре своем, и потеря его не возмущает сердец наших. Ин. (14; 27) Мир оставляю вам, мир Мой даю вам: не так как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается.

http://azbyka.ru/fiction/pasxa-krasnaya/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010