37И фараону, и всем его придворным понравилось предложение Иосифа. 38Обратившись к своим чиновникам, фараон сказал: «Найдем ли мы другого человека, в котором Дух Божий явил бы Себя так, как в нем?» 39«Раз уж Бог открыл всё это тебе, – сказал фараон Иосифу, – то едва ли мы найдем человека более проницательного и мудрого, чем ты! 40Отныне ты будешь управлять всеми делами царства моего. Народ мой будет повиноваться каждому твоему слову. Только я, облеченный своим титулом царским, останусь выше тебя». 41«Знай же, – продолжил фараон, – я даю тебе власть над всем Египтом». 42Он снял со своей руки перстень с царской печатью и надел на руку Иосифу, облачил его в одежды из тончайшего льна и возложил ему на шею золотую цепь. 43А затем фараон велел везти его на колеснице, которая по своему великолепию уступала лишь его собственной а, и когда Иосиф ехал, бежавшие впереди колесницы кричали: «Преклонить колена! б» Так фараон поставил его правителем всего Египта. 44«Я фараон, – сказал он Иосифу, – однако во всей стране никто из моих подданных без твоего позволения и шагу не сделает». 45Фараон стал звать Иосифа новым именем Цафнат–Панеах а и дал ему в жены Асенат, дочь Поти–Феры, жреца города Она б. Так утвердилась и распространилась власть Иосифа над всем Египтом. 46Тридцать лет было Иосифу в то время, когда он стал служить фараону, царю египетскому. Выйдя от фараона, Иосиф начал с того, что объехал всю землю египетскую. 47В течение семи лет изобилия, когда урожаи были большими , 48Иосиф собирал по всей земле египетской принадлежащую фараону часть зерна и все эти семь лет делал его запасы в городах. Хранилища каждого города заполнялись тем, что уродилось в его окрестностях. 49Зерна, что заготовил Иосиф, было так много, как песка морского, – его даже считать перестали: это было уже невозможно. 50Двух сыновей родила Иосифу Асенат, дочь Поти–Феры, жреца города Она, и произошло это еще до наступления голода. 51 Иосиф назвал своего первенца Манассией , сказав при этом: «Вот и помог мне Бог забыть все мои горести и утешил в тоске по дому отца моего». 52А второго сына он назвал Ефрем . «Бог сделал меня плодовитым в земле страдания моего», – сказал он.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Анна была печальна, скорбела и плакала, что у неё не было детей, и оттого сетовала. И сказал ей Елкана: «Что с тобой, отчего ты плачешь? Не лучше ли я для тебя девяти сыновей, которые от Феннаны?» Анна встала и пошла в Силом, где священник Илий же сидел у входа в храм Господень. И начала Анна молиться Господу в тайне своего сердца и троекратным именем явила единство Троицы, сказав: «Адонай! Господи! Элогим Саваоф! 1161 Призри на смирение своей рабы и дай мне, своей рабе, дитя мужеского пола, и я отдам его Тебе в дар до дня его смерти». И так она говорила в своём сердце сокрушённым духом от долгой скорби и любви к Богу, но её язык не говорил, и её голоса не было слышно, только её уста двигались, но голос её сердца поднимался к Богу. Илий, увидев её молящейся в печали у храма Господня, сказал ей: «Бог Израилев исполнит твое прошение, иди с миром в свой дом». (См. 1 Цар. 1:7–13, 17). И посемь зачатъ и роди сынъ и нарече им Самоилъ. И взиде Елкана, отець въ Силомъ, пожре жертву Господеви. Егда же бо Аньна дой отроча, и идоста съ нимь родител въ Силомъ, вземъша жертву Господеви. Аньна же принесе отроча къ Илии, рече (л.185в) «дастъ ми Господь и азъ даю Господеви во вс дьни живота 1162 и на И постави и предъ храмомъ Господнимъ, сама же, сподобльшис пророчственаго дара, начатъ пснь сию въспвати Господеви. После этого она зачала и родила сына и дала ему имя Самуил 1163 . И пошёл Елкана, его отец, в Силом совершить жертвоприношение Господу. Когда Анна отняла младенца от груди, его родители пошли с ним в Силом, взяв [приготовленное] в жертву Господу. Анна привела отрока к Илию [и] сказала ему: «Господь исполнил моё прошение, и я отдаю его на служение Господу на все дни жизни». (См. 1 Цар. 1:20–21, 24–28). И она поставила его перед храмом Господним, сама же, сподобившись пророческого дара, начала воспевать такую песнь Господу. «Оутвердис сердце о Господ, и възнесес рогъ мой о Боз раширишас на врагы ста мо, възвеселихъс о спасении глаголеть бо: оже на Господа, възнесеть Господь; и карющимъ ста загражаютьс, въ бо часъ спасти насъ можеть Господь». И посемь рече: «нсть свта, ко Господь, и нсть праведна, ко Богъ нашь, и нсть свта разв тобе!»

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

Бес же, мнимый брат, сказал: «Утаить сокровища ты не можешь, — непременно узнают о нем и возьмут, прими мой совет, который я тебе даю. Если бы это не угодно было богу, то не даровал бы тебе богатства и меня не известил бы». Тогда пещерник поверил ему, как брату, и стал готовиться выйти из пещеры: приготовил возы и ящики, чтобы, собрав в них сокровище, уйти, куда захочет, повелением бесовским; хотел бес причинить ему какое-нибудь зло своим кознодейством, отлучивши его от бога и святого места, и от дома пречистой и преподобных отцов наших Антония и Феодосия. Но бог, не хотящий погибели ни одного человека из сего святого места, спас и этого молитвами святых своих. В это время возвратился посланный игуменом Василий, который прежде уже спас пещерника от помышления злого. Пришел он в пещеру, желая увидеть живущего в ней брата, и сказал ему: «Феодор, брат, как в боге живешь ныне?» Удивился Феодор вопросу, что говорит так, как будто долгое время не виделись, — и сказал ему: «Вчера и третьего дня ты постоянно был со мною и поучал меня, и вот я иду, куда ты велишь мне». Василий же сказал: «Скажи мне, Феодор, что значат эти слова, которые ты говоришь: «Вчера и третьего дня все время был со мною и поучал меня?» Уж не бесовское ли это мечтание? Не утаи от меня бога ради». Феодор же с гневом сказал ему: «Что искушаешь меня и зачем смущаешь душу мою, то так мне говоришь, то иначе, и какому же слову верить?» И так прогнал его от себя с жестокими словами. Василий же, все это выслушав, пошел в монастырь. Бес же опять пришел к Феодору в образе Василия и сказал ему: «Потерял ты, брат, из-за сомнений свой разум. Но не попомнив обиды твоей, которую принял от тебя сегодня ночью, снова тебе говорю: уходи скорее, в эту ночь, взяв найденное». И, сказав это, бес ушел от него. Когда же настал день, снова пришел Василий к нему, взяв с собой некоторых из старцев, говоря пещернику: «Их привел я в свидетели, что три месяца прошло с тех пор, как я виделся с тобой, и в монастыре я третий день, ты же говоришь: «Вчера и третьего дня». Здесь какое-то бесовское действо. Когда тот придет к тебе, не дай ему беседовать с тобой, прежде чем не сотворит он молитву, и тогда уразумеешь, что это бес». И, сотворив запрещальную молитву, призвав святых в помощь, он ушел в свою келью, утвердив пещерника.

http://sedmitza.ru/lib/text/438119/

Более не спрашивайте меня ни о чем, и молю вас простить меня».    После этого ушел он в пещеру, заложил за собой дверь и пробыл в ней, никогда и ни с кем не говоря, двенадцать лет. Когда же пришло время преставления его, он, призвав всю братию, повторил сказанное прежде о послушании и о покаянии, добавив: «Блажен, кто здесь сподобится положенным быть». И, сказав это, почил с миром о Господе.    Был же между братией некто, уже много лет страдавший болью в ногах; и принесли его к умершему; он же обнял тело блаженного и исцелился с того часа, и до самой смерти никогда уже не болели у него ни ноги, ни что другое. Имя этому исцелившемуся — Вавила. И вот что он рассказал братии: «Лежал я, — рассказывал он, — и стенал от боли, и вдруг вошел этот блаженный и сказал мне: «Приди, я исцелю тебя». Я же хотел его спросить, когда и как он сюда пришел, но он мгновенно сделался невидим». И уразумели все после этого, что угодил он Господу: не выходил он из пещеры и не видел солнца двенадцать лет, плакал беспрестанно день и ночь, ел немного хлеба и чуть-чуть пил воды, и то через день. И это слышал я от самого Вавилы, исцеленного им.    Если кому невероятным покажется то, о чем я пишу, пусть прочтет жития святых отцов наших Антония и Феодосия, зачинателей русских монахов, и тогда уверует. Если же и тогда не переубедится, не его вина: должно сбыться притче, сказанной Господом: «Вышел сеятель сеять семя свое, и иное упало при пути, другое в терние» — в сердца тех, кто лишь заботами житейскими поглощен, о них же пророк сказал: «Окаменело сердце людей сих, и им трудно слышать ушами»; другой же: «Господи, кто поверит слышанному о нас?»     К Поликарпу. Ты же, брат и сын мой, не следуй их примеру; не для них пишу я это, но чтобы тебя приобресть. Совет же даю тебе: благочестием утвердись в святом том монастыре Печерском, не желай власти, ни игуменства, ни епископства: довольно тебе для спасения окончить жизнь свою в нем. Ты сам знаешь, что много подобного могу я рассказать тебе из разных книг; но лучше, и для тебя будет полезнее, если я расскажу даже малое из того многого, что слышал о содеявшемся в том божественном и святом монастыре Печерском.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Итак, ничто не сотворено Тобою, Боже, напрасно. В самом деле, не будь скал и вершин гор, слабейшие из жи­вотных на равнине легко делались бы добычей более сильных и скоро были бы истреблены, в особенности подвергаясь нападениям во время сна. Под скалами псалмопевец разумеет также пещеры и норы, в которых скрываются зайцы и ежи. Что касается оленей, то нужно заметить, что порода их враждебна породе змей. А таковы все ученики Христовы, имеющие власть над мысленными змеями по слову Христову: «се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью» ( Лк.10:19 ). Симмах перевел: «зайцы и ежи» (находят прибежище в скалах). Зайцы и ежи считаются жи­вотными нечистыми и слабыми; именно, Моисей говорит: верблюда и свиньи и зайца с мохнатыми ногами «не ешьте» ( Лев.11:4–8 ). Итак, под этими животными Давид разумеет язычников. Они на­ходят убежище в мысленной скале – Церкви, и в ней укрепляются и очищаются. Олени же, так как по закону они считаются чистыми животными, очевидно, суть души праведных, сохранившие закон. «Он сотворил луну для ( указания ) времен, солнце по знало запад свой» ( Пс.103:19 ). Исчислив все земное, сказав и о сотворении невидимых существ, и о создании небес, псал­мопевец вспоминает о светилах, сотворенных в четвертый день, и говорит, что луна создана для того, чтобы быть наставницей лю­дей в определении времени. В самом деле, ее изменения способ­ствуют измерению времени: она определяет миру месяца, в столько-то дней возрастая и ущербляясь. Луной он называет иудейскую синагогу, которую положил (Господь) во времена закона и пророков, солнцем же – Христа. Так о нем и пророк Малахия сказал: «для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные» ( Мал.4:2 ). Он знал Свой закат. Он знал время, в которое должно было Ему принять страдания, так что, пока оно еще не наступило, Он говорил: «еще не пришел час Мой, прославиться Сыну Человеческому» ( Ин.2:4, 12:23 ). " Солнце по знало запад свой».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Не поступай так (как поступал доселе), иначе умрешь злой смертью. При встретившейся же надобности не говори никому ничего, кроме нужного: ибо тот, кто не устроил и своей келлии, как устроит келлию другого? Или ты не знаешь, что сказал Господь: Сын Человеческий не прииде, да послужат Ему, но послужити (Мф. 20, 28). Не прельщайся и не совращайся чрез то (с пути): зане кровь твоя на главе твоей (Иез. 33, 4). Но скажи со смирением (как то и действительно есть) спрашивающим тебя о чем-либо: «Простите меня, я (сам) заблуждаюсь, ибо спрашивал и услышал, что юный юному не принесет пользы, если и силу всего Писания подаст ему вместо пития». Если потрудишься посильно, то я даю тебе слово пред Богом, что ты не будешь изглажен из моего сердца, но я сделаю по силе моей, моля Бога, да изведет Он тебя из прелести демонской в познание Христово, из вторые смерти греха в жизнь вечную. Если хочешь спастись, не презирай сказанного. О! Да увижу я тебя приносящим плод в вертограде Владыки нашего Иисуса Христа, в тридцать, шестьдесят и во сто (крат), во славу Отца и Сына и Святого Духа, аминь. 231. Прошение того же к тому же Великому Старцу. Господа ради, прости мне, отец мой: я был поруган (врагом), сам не зная того, и помолись, чтобы положить мне начало. Ответ. Брат! Мы видим, что те, которые приходили ко Владыке Христу с истинным покаянием, получали прощение грехов, как сказал Он грешнице: отпущаются тебе греси твои мнози (Лк. 7, 48). И я говорю тебе: если потрудишься, по силе твоей, исполнить то, что говорю тебе, то и помилует тебя Тот, Кто помиловал Давида и простил его и грешницу. А сказав: «Хочу положить начало», сим обрадовал и меня. Начало же есть смирение и страх Божий. А страх Божий начало премудрости (Притч. 1, 7). Что же есть начало премудрости, как не то, чтобы удаляться от всего ненавистного Богу? А как удаляться от сего? Не делать ничего без вопрошения и совета, также и не говорить чего-либо неподобающего, и притом признавать себя неразумным, неосоленным и уничиженным и вовсе ничего не значащим.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Пс.31:7 .  Ты покров мой: Ты охраняешь меня от скорби, окружаешь меня радостями избавления. «Ты еси прибежище мое от скорби обдержащия мя: Радосте моя, избави мя от обышедших мя». Сказав выше о грехе, умоляет об избавлении от нанесенных им бедствий, и удостоивается ответа, потому что говорит ему Господь: Пс.31:8 .  «Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою». «Вразумлю тя, и наставлю тя на путь сей, в оньже пойдеши: утвержу на тя очи Мои». То есть, тебя, совратившагося и познавшаго заблуждение, снова изведу на правый путь и вложу в тебя познание и ведение онаго; возвращу и прежнее к тебе благоволение. А сие выражение: «утвержу на тя очи Мои», – взял Пророк с человека, который расположен к кому-нибудь благоприязненно, и желаеть непрестанно смотреть на него. Ибо, как гневающийся отвращает, по-видимому, лице, так и благосклонность свою изъявляет человек внимательностию. Посему и в другом месте Пророк сказал: «призри на мя, и помилуй мя» ( Пс. 85:16 ); и еще: «не отврати лица Твоего от Мене» ( Пс.26:9 ). И сам Бог говорить чрез пророка Иеремию: «обратитеся ко Мне, и обращуся к вам» ( Зах.1:3 ). После сего пророческое слово предлагает совет, живущим беззаконно не подражать неразумию скотов, а праведным – иметь всегда божественное веселие. Говорит же так: Пс.31:9 .  «Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе». «Не будите яко конь и меск, имже несть разума: броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к Тебе»; то есть, даю вам совет не соревновать в неразумии коню и мску. А если не послушаетесь, то, подобно им, и вы будете иметь на себе брозды и узду. Означает же ими наказание, почему и присовокупил: Пс.31:10 .  Много скорбей нечестивому, а уповающего на Господа окружает милость. «Многи раны грешному». Так, предложив им сие наставление, переходит к другому сонму. «Уповающаго же на Господа милость обыдет», потому что всякий человек, хотя и украшен преспеянием в добродетели, имеет нужду в Божией благодати. Почему и божественный Апостол взывает: «благодатию есте спасени чрез веру: и сие не от вас, Божий дар» ( Еф. 2:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Приятно видеть в летний день разноцветную радугу, внезапно появляющуюся в сумрачном облаке, когда с противоположной ему стороны солнечные лучи озаряют падающие из него дождевые капли. Семь различных цветов, получивших от неё название радужных , непрерывной дугообразной лентой простираются от одного края горизонта до другого, и, не смешиваясь и не сдвигаясь каждый со своего определённого места, незаметным образом соединяются между собой в одно прелестное целое. Иногда, над одной светлой радугой вдруг является другая не столь светлая, но с такими же цветными лучами, только расположенными в обратном порядке, и обе они вместе, в некотором расстоянии одна от другой, то светлеют, то тускнеют, то увеличиваются к одному краю горизонта, то как бы переливаются к другому, сначала являются ниже, а потом поднимаются несколько выше. Всё это составляет приятнейшее зрелище для наших телесных глаз. Но ещё приятнее бывает радуга для нашей души, когда ум наш в то же время представляет, что радуга есть не простое физическое явление, но и особенный знак завета Божия с людьми, указанный им самим Богом в удостоверение того, что более уже не повторится страшное наказание, постигшее преступный род человеческий в первобытные времена, и состоявшее во всемирном потопе . Когда первобытное человечество за грехи свои погибло в водах потопа, и спасшийся в ковчеге праведный Ной принёс Богу благодарственную жертву; то милосердый Творец вселенной, благословляя семейство его на новое размножение на земле, изъявил свою волю о неповторяемости подобного наводнения во веки веков, и в удостоверение истины своего обещания, поставил разноцветную дугу в облацех , или так называемую радугу, сказав: се Азъ поставляю завет Мой вам, и семени вашему по вас: не умрет всяка плоть ктому от воды потопныя, и ктому не будет потоп водный, еже истлити всю землю. Сие знамение завета еже Азъ даю между Мною и вами, в знамение завета между Мною и землею. И будет егда наведу облака на землю, явится дуга Моя во облаце, и помяну завет Мой, и не будет ктому вода в потопе, яко потребити всю землю ( Быт.9:9–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgraf_Lovyagi...

– «Но как мне его переубедить?» Старец ответил: «Скажи ему, чтобы приехал ко мне побеседовать». Мать передала это сыну, но он не захотел: «Ехать куда-то к какому-то старцу, чтобы он мне еще что-то говорил». И молодой человек никуда не поехал. А он был миллионером, у него было очень много денег. Он решил поехать со своей девушкой в Лондон и там сделать ей предложение. Юноша объявил родителям, что обручится с этой девушкой, хотят они того или нет. «Все решено. Я ее возьму с собой, и мы с ней обручимся, а вы делайте что хотите». Мать рассказала об этом старцу, и тот сказал ей: «Ладно, скажи ему, чтобы он хотя бы сейчас, когда поедет в Лондон, позвонил мне, чтобы я благословил его перед помолвкой. Поставь ему условие. Скажи ему: хорошо, сын мой, даю тебе благословение жениться на ней, но только позвони старцу». Мать дала сыну телефон старца, сказав ему (об этом рассказывал мне сам молодой человек): «Ладно, хорошо, бери ее в жены, раз любишь ее, только с одним условием – перед тем как объявишь ей, что женишься на ней, перед вашей помолвкой, позвони старцу и попроси благословения. Если так сделаешь, то с нашей стороны не будет возражений, женись на ней, и мы отдадим тебе все твое наследство». Сын ответил: «Раз в этом вся проблема, так уж и быть, позвоню ему». Он поехал в Лондон, зашел в гостиничный номер со своей девушкой, потом спустился к администратору и попросил разрешения воспользоваться телефоном. Девушке же своей он еще ничего не объявил и не сказал, что будет звонить старцу Порфирию: стеснялся. И что ему было ей говорить? Что он пошел звонить слепому монаху? Она бы, пожалуй, и не поняла. Так вот, он позвонил старцу и говорит: «Геронда, это Димитрий, хочу попросить у вас благословения». Старец ему отвечает: «Подожди минутку, не клади трубку». В телефоне послышалось какое-то шипение, и он подсоединился к телефонной линии своего гостиничного номера. Представляете, все это в гостинице из трехсот номеров! Так вот, телефон подсоединился к телефонной линии его комнаты, где осталась его девушка, и тут он слышит, что она разговаривает со своим другом в Афинах и говорит ему: «Мы приехали в Лондон, сегодня он мне скажет, что на мне женится, и мы помолвимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Nikol...

Клирик смотрел на него удивленными глазами и хотя не знал, что все это значит, но не мог продолжать своего чтения: какая-то невольная сила, возбуждавшая в нем чувство глубокого уважения и почитания, заставляла его молчать. Только когда старец после краткой молитвы встал и, приблизившись к нему, спросил: «И ты тоже видел и слышал его?» — он ему едва мог отвечать дрожащим голосом: «Только вашу с…» «Твой дрожащий голос показывает страх, удали его от себя, а со мной вместе радуйся, что я удостоился такой великой милости Божией…, и то, что Господь иным хорошее только во сне объявляет, я сам наяву, своими глазами видел». Так говорил почтенный старец, а глаза его полны были благодарности и восторга, невыразимым светили блеском, который освещает душу в минуту вдохновения, когда она полна прекрасными мыслями, приближающими ее к Богу, и так преобразилось лицо епископа, что передать этого нельзя; Микульский, невольно пораженный до глубины души его видом, пал на колени и целовал его ноги.    — Встань, встань, милый мой, с этим благословением, которое первому тебе даю, в этих последних минутах своей земной жизни ты первый услышишь, что мне приказано объявить людям.    Послушав его приказа, клирик встал, и вот что услышал от епископа Гурского: «Истину слов моих подтвердит смерть наша, объявленная устами благословенного Леополиты, очи наши его видели и слышали мы следующие слова: «Когда второй раз солнце засветит на небе. Господь позовет вас на хвалу. Чтобы не думали, что эта смерть предсказана мной, недостойный служителем Матери Божией, объяви людям мои слова». Сказав эти слова, он исчез, оставив во мне невероятно радостное чувство».    Тогда клирик Микульский взял его руку и, орошая ее слезами и целуя, воскликнул: «О, неисповеданные судьбы Божии!» — «О, неисповеданные», — повторил за ним епископ и, не дав ему более говорить, удалил его и остался один.    На другой день он объявил о своем видении и, ожидая предсказанной смерти, исповедался и приобщился, чтобы умереть, как жил, добрым христианином. Умер он, как было ему объявлено, при восходе солнца на другой день.    «Труд». 1893 г., 12; сн. «Ребус». 1894 г., 25—27.    «Ребус». 1885г., 36.    «Русск, арх.», сн. «Ребус». 1897 г. 29.    «Public Opinion», 1897 г., 15 окт.; см. «Ребус». 1898 г., 6.    «Annales des sc. Psych». 1891 г., 1, сн. «Ребус», 1892г., 24.    «Нов. Bp.», сн. «Ребус». 1897 г., II.    «Ребус». 1892 г., 45.    «Ребус». 1892 г. 42.    «Annales des Sciences Psychiques». 1894 г. 1.    См. «Теорию науки о духе» Юнга Штиллинга; сн. «Ребус». 1884 г., 12.    Роберт Даль Оуэн: «Спорная область между двумя мирами», Спб. 1881 г., стр. 191—194.    Автобиография и воспоминания Trith " ä Trith Autobiography and Reminiscences, vol. II, p. 309; сн. «Ребус». 31.    «Час», ежемесячное приложение. 1857 г., т. VIII, стр. 473. Иосифа Мончинского; сн. «Ребус». 1898 г., 15. Способность души к созерцанию всей протекшей жизни в краткое... 1. Бессознательная разумная деятельность души.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010