Д. подробно раскрывается учение о единстве сущности и различии Ипостасей в Пресв. Троице. Так, в каноне на праздник Пятидесятницы (4-го гласа, ирмос:    ) поется:                                      (2-й тропарь 4-й песни). Во 2-м тропаре 9-й песни канона на Преображение Господне И. Д. говорит о «взаимопроникновении» Лиц Св. Троицы:                       Христология поистине центральная тема гимнографических творений И. Д. О божественной природе Иисуса Христа говорится в каноне на Богоявление (2-го гласа, ирмос:     :). 2-й тропарь 1-й песни этого канона содержит слова о равенстве божественной природы Отца и Сына:                         В тот же день на вечерне на «Господи, воззвах» в одной из стихир-самогласнов 2-го гласа подчеркивается восприятие Богом Словом человеческой природы во всей полноте:                                             Учение о единстве Ипостаси Иисуса Христа и о двойстве Его природ четко формулирует И. Д., напр., в каноне на Преображение Господне (плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос:    ):                                                   (3-й тропарь 3-й песни);                                                               (2-й тропарь 5-й песни). О Боговоплощении поется на литии в стихире-самогласне 8-го гласа в составе службы Благовещения:                                                                                                                              В службе на Собор Богородицы (26 дек.) так:                                                     (стихиры-самогласны плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа на стиховне вечерни). О рождении Христа от Девы И. Д. ведет речь в службе на Рождество Христово:                      (славник стихир на стиховне вечерни, 4-го гласа). Критика христологических ересей, касающихся двух воль и двух действий во Христе, находит отражение в каноне на Лазареву субботу (8-го гласа, ирмос:    ):                                       (2-й тропарь 6-й песни);                              ...                              (стихира на хвалитех 1-го гласа).

http://pravenc.ru/text/ИОАНН ...

Правосл. богословие Е. отражено и в гимнографических текстах кон. VII - нач. VIII в. Так, в одном из трипеснцев знаменитого песнотворца этой эпохи, прп. Андрея Критского († 740; последнее десятилетие его жизни совпало с началом 1-го периода иконоборчества, но расцвет творчества прп. Андрея пришелся на более ранние годы), предназначенном для пения в Великую среду (2-го плагального (т. е. 6-го) гласа, ирмос: Ακκοεν προφτης (    ), нач.: Ανγεων στρωμνον (    )), поэтически описывается, как Христос во время Тайной вечери совершил (πετλεσας) ветхозаветную Пасху и тогда установил (εργσω) Е. (τ μυστρια - Таинства (1-й тропарь 4-й песни; ср. с 1-м тропарем 8-й песни)). Прп. Андрей пишет, что тогда Господь научил апостолов совершать Е.- а они передали это основанным им Церквам,- описывая это как совершенное Христом тайноводство (μυσταγωγν) «Премудрости, сокровенной от века»; такой образ не только связывает предание о Е. с традицией тайноводственных поучений, но и напоминает характерное для авторов (особенно александрийских) III-V вв. сопоставление Е. с трапезой Премудрости из Книги Притчей Соломоновых (Притч 9. 1-5). Установление Е. у прп. Андрея связано с откровением тайны Воплощения:                                                   (τς θεοπλερου σφαγς - прободения ребра Бога) (1-й тропарь 9-й песни). Ключевое значение имеет жертвенный аспект таинства Е., в к-ром Христос Сам становится Жертвой и новой Пасхой:                                                           (3-й тропарь 9-й песни; ср. с 1-м тропарем 8-й песни, 8-м тропарем 9-й песни, а также седальном, сопровождающим трипеснец). Св. Дары прп. Андрей называет Телом и Кровью Христовыми (1-й, 3-й, 4-й и 7-й тропари 9-й песни), а также «Хлебом нетления» (7-й тропарь 9-й песни) и «Кровью нетленной жизни» (4-й тропарь 9-й песни), а саму евхаристическую трапезу - «бескровной вечерей», «словесной службой» и «трапезой Таин» (2-й тропарь 9-й песни). Он восхваляет тех, кто благочестиво готовится к Причащению:                             (2-й тропарь 4-й песни), говорит о космологическом измерении таинства:    (εστισατο - «угостил», «напитал»)    (τν κσμον)          (8-й тропарь 9-й песни), и призывает всех верных к достойному участию в нем:                              (ν μν - «среди нас», т. е. в Церкви)  (Там же). О Тайной вечере говорится и в др. трипеснце прп. Андрея Критского (4-го плагального (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Τν σκοτασμν τς ψυχς μου (      ), нач.: Ητρπισται τ δεπνον (    )). Эти трипеснцы доныне сохраняются в богослужении правосл. Церкви (в слав. изданиях Триоди печатаются оба, в греч. изданиях - только 1-й из них) и должны петься на повечериях накануне Великого четверга и в сам этот день.

http://pravenc.ru/text/348067.html

А.-х. не оставляют верных Богу, «и распоряжаются нашими делами, и помогают нам» ( Ioan. Damasc. De fide orth. II 3) не только в течение земной жизни, но и в минуты смерти и после нее. «Всегда содержи в уме своем мысль о смерти,- пишет прп. Феодор Студит ,- размышляй о самом разлучении души от тела,- разлучении, которое будет под начальственным смотрением твоего ангела» (Ep. 482). После разлучения с телом душа, по замечанию свт. Кирилла Александрийского , «будучи принята святыми ангелами и под кровом их протекая воздушное пространство и возносяся на высоту... встретит различные мытарства, кои будут преграждать ей путь в Царствие...» (Hom. div. 14). Лит.: Алексий [Ржаницын], архим. Об ангелах-хранителях//ПрТСО. 1849. 8. См. также лит-ру к ст. «Ангелология». М. С. Иванов Гимнография Наряду с ангельским чином в целом (см. Ангелология , разд. «Гимнография») почитаются ангелы, к-рых Господь «        » (тропарь 3-й песни канона утрени 8 нояб.). Среди гимнографических текстов, посвященных А.-х., известны 2 канона: Иоанна Мавропода , митр. Евхаитского (XI в.), и анонимный. Канон Иоанна 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа, с акростихом : «Τν γγελον μλπω σε τν φλακ μου, δ μοναχο Ιωννου» (греч.- Ангела пою тебя, хранителя моего, песнь монаха Иоанна; начало - «        ») имеет при себе седален 4-го гласа «                      », кондак 2-го гласа «            », группу стихир 2-го гласа и молитву «                    » (Псалтирь следованная. Ч. 1. С. 344-351), входящую в греч. Церквах в состав повечерия, а в РПЦ в состав утреннего келейного правила . Этот более пространный канон помещен в печатных греч. Великих Часословах (Ωρολγιον τ μγα. Αθναι, 1992. Σ. 639-649) и в слав. Следованных Псалтирях, как рукописных, так и печатных (напр., Син. 350. Л. 426 об.- 433, XV в.- Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 1. С. 422). В совр. рус. богослужебных книгах, а также канонниках и молитвословах обычно печатается др. анонимный канон 8-го гласа А.-х. (начало -          ) с тропарем 6-го гласа «          », седальном 2-го гласа «                », кондаком «                » и икосом «          » 4-го гласа, молитвой «              » (Псалтирь следованная. Ч. 1. С. 336-343). Этот канон известен уже по слав. рукописным Следованным Псалтирям (напр., Син. 708. Л. 342-346, XV в.- Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 1. С. 425). В совр. слав. Следованной Псалтири печатаются оба канона. 2-й канон в совр. практике РПЦ входит в состав келейного иноческого правила. Один из канонов обычно прочитывается накануне Причащения.

http://pravenc.ru/text/115106.html

Г. в И.; аналогом отдания можно считать вечерню вечером в сам день праздника, за к-рой, согласно Типиконам 2-й пол. XI в. и позднейшим, повторяются нек-рые песнопения праздничной службы. Согласно визант. монастырским Типиконам, за богослужением праздника В. Г. в И., всегда приходящегося на воскресенье , отменяются все воскресные тексты (при этом нек-рые из них - напр., тропарь «Воскресение Христово видевше» - поются на утрене Лазаревой субботы, т. е. как бы переносятся на предыдущий день), исполняются песнопения только праздника (однако на вечерне поются обычные для вечера субботы кафизма «Блажен муж» и прокимен    ); основу гимнографического формуляра праздника составляют те же тропари 1-го гласа Τν κοινν Ανστασιν (    ) и 4-го гласа Συνταφντες σοι δι το βαπτσματος (      ), что упоминаются в Типиконе Великой ц., а также кондак 2-го плагального (т. е. 6-го) гласа Τ θρν ν οραν (        ) и канон утрени 4-го гласа, написанный прп. Космой Маюмским; все памятники указывают паремии на вечерне - те же, что в Типиконе Великой ц.; на утрене читается Евангелие (различные Типиконы указывают разные зачала), к-рые предваряют прокимен из Пс 8 и «Всякое дыхание» ; после утрени положено совершение крестного хода в память о событии В. Г. в И.; литургия имеет входный стих (Пс 117. 26 или 26-27a; указания о литургийных антифонах различны в разных Типиконах); чтения литургии совпадают с указанными в Типиконе Великой ц. Вход Господень в Иерусалим. Фрагмент Pala XII в. (собор Сан-Марко в Венеции) I. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., близком к несохранившемуся первоначальному студийскому Синаксарю и употреблявшемуся на Руси до кон. XIV в., на праздничной вечерне В. Г. в И. на «Господи, воззвах» указано петь 3 стихиры праздника 6-го гласа на 9 (по трижды; 1-я стихира:    ), на       - снова 1-я стихира (    ); паремии праздника; на вечерней стиховне 3 стихиры праздника 4-го гласа, на       - стихира 6-го гласа        ; отпустительный тропарь в конце вечерни -        .

http://pravenc.ru/text/Вход Господень в ...

Так же и в службе на Собор Богородицы:                                               (стихиры-самогласны плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа на стиховне вечерни). Подробно говорится об Ипостаси Св. Духа, напр., в 3-м тропаре 1-го антифона 2-го гласа в Октоихе И. Д.:                               А в 1-м антифоне 4-го гласа:                         О действии Св. Духа в Октоихе есть и такие строки:                               (3-й тропарь 3-го антифона 2-го гласа). Учение о Св. Троице, о Христе, о Пресв. Деве неотделимо у И. Д. от сотериологии. Напр., в службе на Рождество Христово поется:                                                   (самогласен на литии, 1-го гласа). Свящ. Эндрю Лаут Богословие В зап. патрологии учение и богословский метод И. Д. традиционно рассматриваются с т. зр. влияния, оказанного им на средневек. схоластику. В этой перспективе он предстает прежде всего как автор систематического изложения греч. патристической традиции, представленного в протосхоластической форме. Наиболее ярко такой подход отразился в разделении лат. переводов «Точного изложения православной веры» на 4 книги в соответствии со структурой «Сентенций» Петра Ломбардского. В то же время рукописная традиция трактата свидетельствует, что он был написан как собрание 100 глав, т. е. в жанре сотницы. К тому же жанру относится и трактат «О ересях». Сочинения, написанные в этом жанре, сформировавшемся в монашеской среде, как правило, не отличаются систематичностью изложения и предназначаются для неторопливого созерцательного чтения. В этом жанре писали Евагрий Понтийский (CPG, N 2430, 2432), прп. Диадох Фотикийский (CPG, N 6106), Марк Пустынник (CPG, N 6090), Фалассий Ливийский (CPG, N 7848) и др. В «Диалектике» И. Д. принимает аристотелевское деление наук (или философии как «знания сущего» и «знания о вещах божественных и человеческих» - Ioan. Damasc. Dialect. 3. 2-5) на теоретические, практические и логические. В число теоретических наук входят богословие, физика и математика, в число практических - этика, экономика и политика; логика же рассматривается И.

http://pravenc.ru/text/ИОАНН ...

Н. и события Быт 6. 1 - 9. 29 встречаются и в гимнографии др. дней церковного года. Так, напр., в Великом покаянном каноне прп. Андрея , архиеп. Критского, в 3-й песни используется образ потопа, к-рый истребил развратившихся людей:                       (Триодь Постная. Ч. 1. Л. 101 об.); образ потопа и ковчега присутствует также во 2-й песни: человек своими грехами прогневляет Бога -                , причем эти грехи настолько многочисленны, что человек в них «утопает» -                    , и остается без всякой надежды на спасение -       (см.: Там же. Л. 112 об.). В этом же каноне в 3-й песни упоминается постыдный поступок Хама:                     (Там же. Л. 101 об.). По рукописям известен кондак прп. Романа Сладкопевца , в основе к-рого лежит библейский рассказ о Н. и потопе (Быт 6. 1 - 9. 29): он назначался на 2-е воскресенье Великого поста (вероятно, в доиконоборческом визант. богослужении Н. и события, с ним связанные, вспоминались в этот день); плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа, состоит из 2 проимиев и 20 икосов, имеет акростих Ανος κα οτος Ρωμανο (И этот рассказ - [творение] Романа), нач. 1-го проимия: Επ Νε τν μαρταν κατκλυσας (При Ное грех потопил) (см.: Romanos le M é lode. Hymnes//SC. 99. P. 102-126); также см.: Амфилохий. Кондакарий. С. 56 (доп. паг.)). В совр. богослужении библейское повествование о Н. (Быт 6. 1 - 9. 29) читается в Великий пост на вечернях в будни: с пятницы 2-й седмицы и по среду 4-й седмицы включительно. Е. В. Макаров Иконография Изображения Н. известны с раннехрист. времени в разных видах искусства, наиболее древние из сохранившихся находятся на монетах г. Апамея-Кибот (Фригия), датированных 193-253 гг. ( Contessa, Fontana. 2007. P. 86). На них Н. и его жена представлены дважды: в ковчеге (прямоугольной формы в соответствии с описанием в кн. Бытие), на к-ром сидит ворон (Быт 8. 7) и к к-рому летит голубка с оливковой ветвью (Быт 8. 11); стоящими на суше, вероятно вознося благодарственную молитву (Быт 8. 20). Появление ветхозаветного сюжета на монетах объясняется тем, что город, в к-ром заметную роль играла иудейская община, считался местом, где ковчег остановился после потопа.

http://pravenc.ru/text/Ной.html

п.: «        », др. хор повторяет тот же текст, но слово «  » заменено на «  », а окончание «            » - на «            »; во 2-ю половину В. п.: «                                  » дважды; оба - 4-го плагального (8-го) гласа); канон утрени состоит только из трипеснца Триоди, в конце к-рого поются «обычные ирмосы Богородицы» (вероятно, «Величит душа Моя Господа» ) и обычный светилен Октоиха; вседневное славословие поется, в конце его (перед «Сподоби, Господи») произносится сугубая ектения, а после «Сподоби, Господи» - просительная (необычно употребление сугубой ектении за постовой службой). Все часы однопсалмные, с кафизмами (в Мессинском Типиконе, как и в Евергетидском, отмечено, что кафизмы поются на глас тропаря часа) и ектениями. После повечерия совершается чин 12 псалмов (в среду и четверг 5-й седмицы В. п. из-за Великого канона бывает иначе: на повечерии среды поются только 6 псалмов из 12, а в четверг - др. 6) ( Arranz. Typicon. P. 186-225). Особенности седмичных служб В. п. в Иерусалимском уставе Структура подготовительного периода к В. п. и самого В. п. в Иерусалимском уставе та же, что и в Студийском, с небольшими отличиями: не указана память св. пророков в неделю Торжества Православия (хотя песнопения в честь пророков сохраняются); во 2-ю неделю (воскресенье) В. п. после XIV в. может указываться память свт. Григория Паламы (по аналогии с Торжеством Православия; на Руси утвердилась только со 2-й пол. XVII в.); в 4-ю неделю указывается память прп. Иоанна Лествичника (по аналогии с памятью прп. Марии Египетской в 5-ю неделю; встречаются указания оставлять последования этих святых в дни их памяти по Месяцеслову (30 марта и 1 апр.) и петь их в соответствующие воскресенья поста ( Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 113); кроме того, мн. Типиконы разрешают петь в эти дни при желании последование рядового святого; в рукописных и старопечатных Триодях последования преподобных Иоанна Лествичника и Марии Египетской не приводятся, лишь дается ссылка на Минею). На литургии суббот и воскресений и на 6-м часе и вечерне будних дней В.

http://pravenc.ru/text/150109.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АВДА И АВДИЕС Авда и Авдиéс (IV в.), мученики Персидские (пам. 9 апр., греч. 14, 16 или 17 мая; 28 окт.), епископы. В гонение при шаханшахе Шапуре II (309-379) в Бет-Кашкаре (Вавилония) по доносу собственного племянника был схвачен как рим. соглядатай еп. Авдиес; сатрап Адиабены Ардашир препроводил его в Бет-Лапат на суд брата шаханшаха; вместе с ним были схвачены 38 членов клира: 16 пресвитеров, 9 диаконов, 6 монахов и 7 дев. Все они, оставшись верны вере Христовой, подверглись жестоким мукам, после чего были брошены в темницу, где некая жена кормила их хлебом и водой. Позже к ним присоединились Кашкарский еп. А., свящ. Абдаллах и др. мученики, в т. ч. миряне, среди к-рых были 2 местных христианина, Бархадбешабба и Самуил. Все вместе они подверглись казни через отсечение глав. Краткое житие святого переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В 1-й пол. XIV в. оно вновь переведено на слав. язык (видимо, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях. На Руси получило известность с кон. XIV в. В XVI в. включено под 16 мая в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 170). Гимнография Память этим святым встречается в Типиконе Великой ц. (X–XI в.), Минологии Василия II (Х в.), Петровом синаксаре (XI в.). По рукописным Минеям (Ath. Laur. Δ 45. Fol. 78v - 79v, XI в.) известна греч. служба Авдиесу и А. с каноном (4-го плагального, т. е. 8-го, гласа) Георгия (имя автора вписано в богородичны) с алфавитным акростихом (Ταμεον. Σ. 201). В греч. печатных афинских служебных Минеях осталось лишь упоминание об этих святых под 16 мая после 6-й песни канона утрени. Ист.: Bedjan. Acta. P. 325-347. Лит.: Labourt. Christianisme dans l " empire perse. P. 80; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 62; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 145. М. В. Грацианский, А. Ю. Никифорова Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/82427.html

Как продемонстрировал С. Фрëйсхов, весь этот гимн является центоном – склейкой из целого ряда строф. Вслед за строфой 25 в нем идут: «джварисани» 2-го плагального (в некоторых рукописях: 3-го гласа); цитата Ис 26:13 ; одна или две строфы, не засвидетельствованные в Иадгари, но известные в латинской и армянской традициях (их одновременное наличие в далеких друг от друга традициях может свидетельствовать об их раннем происхождении); строфа на «Господи, воззвах» 2-го плагального гласа [Frøyshov, 2016, 130–131]. Функционально гимн «Воскресение Христово видевше» стоит на том самом месте, где некогда располагалось песнопение- " гардамоткумай». Тот факт, что в этот гимн вошла строфа на Пс 133 и «джварисани», говорит в пользу предположения С. Фрëйсхова о близости этих видов строф к «гардамоткмани». Вероятные причины изменения функционального назначения Песнопений Возвращаясь к корпусу «воскресных» и «анатолиевых» стихир воскресного Октоиха, можно заметить, что из многочисленных строф Тропология, сопровождавших фиксированную псалмодию вечерни и утрени (т. е. «Господи, воззвах» и хвалитные псалмы), в Октоихе оказался лишь небольшой процент. Вероятно, это были наиболее часто используемые из таких строф. Однако из не столь многочисленных песнопений Тропология, следовавших за чтением Евангелия на утрени («гардамоткмани» и примыкающие к ним «джварисани») и на Литургии («келтабанисани»), в Октоих перешел более заметный процент текстов. Это почти половина стихир воскресного Октоиха, имеющих соответствие в Тропологии. Переход таких песнопений в разряд строф при фиксированной псалмодии был обусловлен, вероятно, постепенным отказом от самóй практики исполнения изменяемых песнопений в конце евангельских чтений. Этот отказ действительно имел место: так, в греческих рукописях Литургии апостола Иакова, в отличие от грузинских (которые отражают несколько более раннюю традицию), песнопение «на умовение рук», как правило, не упоминается вовсе 26 . В свою очередь, на утрене на месте изменяемых «гардамоткмани» в позднейшей традиции закрепился неизменный гимн: «Воскресение Христово видевше».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

е. 8-го) гласа («            »); неатрибутированные стихиры 2-го («        », «        »), 2-го плагального («      »), 1-го плагального (т. е. 5-го) («    ») и 1-го ( подобен «Прехвальнии мученицы») гласов (3 стихиры, начало 1-й: «        »); ипакои 2-го плагального гласа («    »), эксапостиларий («    »). Все Типиконы указывают для А. такие же, как в Типиконе Великой ц., чтения на литургии; все студийские, а также ранние иерусалимские Типиконы предписывают петь на литургии вседневные антифоны, поздние иерусалимские - изобразительны антифоны. Тексты службы помещаются в Триоди . И по студийским, и по иерусалимским Типиконам воскресная служба Октоиха в день А. не поется (что является главной отличительной особенностью Господских двунадесятых праздников ; тем не менее А. не причисляется к ним) и совершается служба только А., имеющая характер праздничной; вечером в неделю А. (под понедельник) совершается праздничная вечерня со входом и великим прокимном «тяжелого» (т. е. 7-го) гласа из Пс 76 («      »); А. имеет продолжающееся до субботы попразднство . Отличия студийских Типиконов от иерусалимских в уставе службы А.: 1) перенесение воскресной службы Октоиха 1-го гласа (или ее части) на понедельник (в иерусалимских она отменяется); 2) отмена, начиная с А., пасхальных песнопений (в иерусалимских они поются до отдания Пасхи), за исключением тропаря «      » и катавасии Пасхи; 3) отсутствие всенощного бдения на праздник (в иерусалимских присутствует). В южноитал. версиях Студийского устава - напр., в Мессинском Типиконе 1131 г.- две первые студийские отличительные особенности уже не отмечаются (что сближает их с позднейшими иерусалимскими): воскресная служба отменяется, а тропарь Пасхи «    » читается вместо Трисвятого на службах суточного круга вплоть до Вознесения Господня ( Arranz. P. 256-258). В первоначальной редакции студийской службы А., зафиксированной в «Ипотипосисе прп. Феодора Студита» IX в., составленном одним из его учеников ( Дмитриевский. Т. 1. С. 228-229), «Диатипосисе» прп.

http://pravenc.ru/text/115800.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010