Значение М. было впервые объяснено Г. Тильярдом ( Tillyard. 1923/1924; Idem. 1970). В каждом гласе мог использоваться определенный набор М., отличающихся между собой окружающими букву гласа нотированными знаками и предполагающими соответственно различные интонационные формулы одного гласа. Особое место в системе гласовых М. занимают обозначения 2 «фторальных» гласов - νεναν и ναν; для их маркировки могут использоваться обычные М., 2-го плагального и 4-го плагального гласов соответственно, для которых приспособлена особая последовательность сопровождающих букву гласа знаков; глас ναν, сопровождается особой мартирией (см. таблицу). Знак фторы ναν (без указания на этот термин) присутствует уже в ранневизант. нотации, напр., в списке знаков шартрской нотации (Ath. Laur. Г. 67. Fol. 159, X в.), однако его модуляционное значение здесь не раскрывается, хотя, вероятнее всего, подразумевается (см. в ст. Византийская нотация ). В трактате Мануила Хрисафа действие «сладчайшей фторы» νεναν и фторы ναν, а также других фтор, выполняющих функцию модуляций, к-рые изображаются с помощью особых знаков, объясняется более подробно ( Conomos. 1985. P. 57, 64-65). В рукописной традиции начертание М. может варьироваться; встречаются случаи замены М. невменной записью интонационной формулы гласа в ее полной форме ( Raasted. 1966. P. 29-39). Уже в ранний период в записи песнопений могли использоваться как начальные, так и срединные М. В период распространения средневизант. нотации их простановка носит более регулярный характер, а некоторые, судя по палеографическому анализу, приписывались позднее. Срединные М. могут быть «ретроспективными» и соответствовать финалису (последнему звуку) той строки, в конце которой они указаны, однако нередки случаи употребления срединных М., «предваряющих» начало следующей мелодической строки. Подобного рода М. имеют большое значение в письменной фиксации модуляционных процессов. «Ложная» (не соответствующая финалису строки) срединная мартирия может указывать на звуковысотное смещение формулы того гласа, которому она соответствует.

http://pravenc.ru/text/2562444.html

Что касается тропарей на утрене, то указания совпадают: два тропаря: 1-го гласа, «Слава, и ныне» 4-го. В ЕС сказано в общих чертах о стихословиях, а в Триоди есть уточнение о двух кафизмах. Седальны после 1-й и 2-й кафизм в ЕС без указания гласов и первых слов, поэтому ничего о них сказать нельзя. В Триоди есть только общее указание о назидательном чтении после 2-й кафизмы («кое имаши»), в ЕС назидательные чтения описаны полно и после каждой из кафизм, что говорит о приспособлении указаний ЕС к конкретным условиям. Полиелей. После полиелея седален 4-го гласа, о котором в ЕС говорится, что он находится в начале Триоди. Можно предположить, что здесь идет речь о своеобразной практике использования старой Триоди, по которой не было полиелея. В рассматриваемой Триоди седален находится на ряду, что говорит опять же о приспособлении текста Триоди к ЕС. В Триоди при седальне есть некое плохо читаемое указание «сь херьномиею» (с хирономиею?). В ЕС на «Слава, и ныне» назначается седален 2-го плагального гласа на подобен «Ангельския», а в Триоди повторяется седален 4-го гласа. Степенны, 3 антифона настоящего гласа. Прокимны совпадают («Из уст…»); Евангелие тоже – от Марка. В обоих указания, что не поется «Воскресение Христово видевше», не стихословится «Господеви поем», ирмос дважды, канон на 14. В ЕС есть также более точные указания, что тропари повторяются по шесть раз, если их два, и четыре раза, если их три. Также в ЕС есть указания о катавасии (повтор ирмоса канона один раз), отсутствующие в Триоди. По 3-й песни седален 4-го гласа «с ваиями». Указания о чтениях есть в ЕС, но никак не отражены в Триоди. По 6-й песни кондак и икос 6-го гласа. Интересно, что в Триоди при кондаке есть надпись «о себе», что явно означает «самогласен». О самогласности кондака ЕС умалчивает. Указаний о чтениях по 6-й песни в Триоди нет, а в ЕС есть довольно пространное указание, что если есть время, то бывает чтение. После 8-й песни в Триоди выписана молитва на освящение ваий, не совпадающая с современной «Господи Вседержителю, сказавый ковчегом образ церковный», и указание «потом подавает арьхимандрит ваие всем поред». В ЕС ничего не говорится об освящении молитвой, но только о раздаянии ваий и свечей братии в начале 9-й песни («В начале же 9-й песни или чуть позже дает ветви и свечи братиям екклисиарх, начиная от первых и до последних»). По 9-й песни светилен: по ЕС, «Свят Господь Бог наш», настоящего гласа; по Триоди: «Свят Господь…» «в глас» (то есть настоящего гласа) и «Царь твой Иерусалиме» (этого светильна нет и в современных книгах).

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Serbskij...

А. Н. Крюкова Гимнография В древнем Иерусалимском Лекционарии V-VIII вв., сохранившемся в груз. переводе, память К. отмечается 5 июня; назначается общее последование мученикам ( Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. T. 2. P. 14). В Типиконе Великой церкви , отражающем особенности кафедрального богослужения К-поля IX-XI вв., память К. совершается 6 марта (служба подробно не описана) ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 242). В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., содержащем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, К. не упоминается. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в., представляющем малоазийскую редакцию Студийского устава , память К. отмечается 5 марта; богослужебное последование К. содержит минимальный набор песнопений: канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа авторства Иосифа Песнописца , цикл стихир-подобнов и седален ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 423). Согласно древнейшим сохранившимся редакциям Иерусалимского устава , напр. Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв., память К. совершается 5 марта; назначается служба с пением на утрене « Аллилуия » (см.: Lossky. Typicon. P. 195). Такие же указания содержатся в первопечатном греч. Типиконе 1545 г. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. в день памяти К. 5 марта также назначается служба с «Аллилуия», однако, если этот день придется на субботу, следует совершать службу с пением на утрене « Бог Господь », для чего указывается отпустительный тропарь К. 4-го гласа      также в Типиконе 1610 г. отмечены кондак К. 3-го гласа             канон 6-го гласа, цикл стихир-подобнов и седален. В Типиконе 1633 г. память К. отмечается 4 марта; указаны только отпустительный тропарь и кондак. В пореформенных изданиях Типикона 1682 и 1695 гг. память К. отмечается 5 марта, назначается служба с «Аллилуия», указан кондак. Последование К., содержащееся в совр. греч. и рус. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 4-го гласа      (только в рус.- см.: Минея (МП). Март. Ч. 1. С. 143), кондак 3-го гласа            (Там же.

http://pravenc.ru/text/1841964.html

Д.), цикл стихир-подобнов, седален. Такой состав службы И. Д. подтверждается рукописными слав. Минеями студийской традиции (напр., ГИМ. Син. 162, XII в.; см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 34). В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 330) память И. Д. отмечается 2 дек. вместе с памятью прор. Аввакума. Последование И. Д. включает: отпустительный тропарь плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Ορθοδοξας δηγ (    ), канон 2-го гласа, цикл стихир-подобнов, который заимствуется из службы 4 дек. На стиховне вечерни к стихирам Октоиха прибавляется стихира-подобен И. Д., седален (по 6-й песни канона), на литургии - прокимен Пс 149. 5, аллилуиарий Пс 111. 1, чтения дня. В Мессинском Типиконе 1131 г. И. Д. не упоминается. В Георгия Мтацминдели Типиконе сер. XI в. ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 242) память И. Д. отмечается 29 нояб. и 4 дек. без богослужебного последования. В ранних редакциях Иерусалимского устава , напр., Sinait. gr. 1096, XII-XIII вв. ( Дмитриевский. Там же. Т. 3. С. 34), память И. Д. празднуется 4 дек. вместе с памятью вмц. Варвары. Согласно первопечатному греч. Типикону (Венеция, 1545), 4 дек. соединяются последования вмц. Варвары, И. Д. и Октоиха: на «Господи, воззвах» поются 2 цикла стихир-подобнов святым, на стиховне вечерни поются стихиры Октоиха, но по желанию могут исполняться стихиры И. Д., в качестве славника на стиховне вечерни назначается стихира преподобному; отпустительный тропарь И. Д. тот же, что и в Евергетидском Типиконе; на утрене поется канон Октоиха и общий канон святым 2-го гласа (очевидно, тот же, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе), по 6-й песни назначаются кондаки святым, на хвалитех - стихиры вмц. Варваре, на стиховне утрени - стихиры Октоиха и подобен И. Д. в качестве славника; на литургии назначаются изобразительные антифоны, 3-я и 6-я песни канона святым, причастен Пс 111. 6. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. сохраняется в целом тот же устав службы 4 дек., что и в первопечатном греч.

http://pravenc.ru/text/ИОАНН ...

Пример 1. Образование автентичных (в восходящем направлении) и плагальных (в нисходящем направлении) визант. гласов (по изд.: Strunk. 1977) Пример 1. Образование автентичных (в восходящем направлении) и плагальных (в нисходящем направлении) визант. гласов (по изд.: Strunk. 1977) При общей ладово-звукорядной основе осмогласная система не совсем стабильна по характеристикам, но зависит от того, к каким жанрам она применяется. В основном различие обнаруживается в употреблении разных мелодических формул в различных жанрах одного гласа, однако иногда один и тот же глас может иметь также разные финалисы в ирмологическом и пападическом видах мелоса. «Например, стихира 1-го гласа почти всегда включает главную каденцию гласа βαρς в качестве срединной каденции, тогда как [каденция], похожая на основную каденцию 4-го плагального гласа, появляется как срединная во втором гласе» ( Troelsgård . 2011. P. 61). Кроме того, в гласах нередко используются различные заключительные каденции: в песнопениях Стихираря и Ирмология в автентических гласах заключительные каденции могут быть как на своей теоретической основе, так и квинтой ниже, а в плагальных гласах, за исключением βαρς, часто встречаются каденции на верхней кварте; в Псалтиконе окончания на терцию выше теоретической основы преобладают во 2-м плагальном и в 4-м автентическом гласах (см.: Thodberg. 1966. S. 154-157; Troelsgård . 2011. P. 61). Пример 2. Сравнение одиналисов 1-го гласа в древнерус. и визант. традициях (из курса лекций И. Е. Лозовой) Пример 2. Сравнение одиналисов 1-го гласа в древнерус. и визант. традициях (из курса лекций И. Е. Лозовой) О. Странк писал, что в основе визант. О. лежит древнегреч. совершенная (полная) система с 2 разделенными тетрахордами определенной диатонической ладовой структуры в центре октавы от D до d (звукоряд: DEFG ahcd; Strunk. 1977; см. пример 1). Однако более поздние исследования (см. ссылки в работе: Troelsgård. 2011. P. 61) показали, что эта звукорядная система нестабильна: могут использоваться как разделенные тетрахорды, так и, вероятно, включение хроматики.

http://pravenc.ru/text/2581627.html

В григорианском пении автентическими называли 4 нечетных лада (1, 3, 5, 7-й, в сквозной восьмиладовой номенклатуре). Первоначально восьмиладовая схема выстраивалась вокруг 4 парных ладов с их внутренним подразделением на автентические и плагальные (VIII-X вв.: анонимные тонарии из Меца и Монпелье, тонарии Регинона Прюмского и Бернона из Райхенау, трактаты Аврелиана и Хукбальда ). Этимологию названий ладов каролингские авторы формулировали в русле благочестивых толкований Свящ. Писания: название 1-го лада (лат. protus) ассоциировалось с первомучениками (protomartyr) ВЗ и НЗ - святыми прав. Авелем и архидиак. Стефаном , 2-го (deuterus) - с библ. кн. Второзакония (Deuteronomium), 3-го (tritus) - с троичностью ипостасей Бога (см. Св. Троица ), а 4-го (tetrardus) - получало объяснение через тетраграмму (евр.  ), к-рой было записано Имя Божие (Aurelianus. Cap. 8. P. 79). Справедливость такой этимологии обосновывалась следующим образом: ««Автентический» означает власть или завет» (Authentus dicitur auctoritas sive testamentum - Ркп. ок. X в. Argent. N 5175//Huglo. P. 48). По аналогии с античной ладовой теорией лат. авторы присвоили своим А. л. греч. наименования: дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, однако звукорядные характеристики этих ладов не совпадали с одноименными схемами греков. Амбитус А. л. (теоретически октавный) располагался непосредственно над финалисом и квартой выше амбитуса парного ему плагального, о чем свидетельствует Хукбальд в трактате «De Musica» (ок. 880): «Каждый автентический лад восходит от своего финалиса вплоть до ноны, а нисходит на [целый тон], иногда - на полутон или терцию» (Gerbert. Scriptores. P. 116); впосл. нижней границей амбитуса А. л. стал служить субфиналис, лежащий тоном ниже финалиса в тех ладах, где это возможно (1, 3, 7-й) (Powers. P. 740). Позднее принцип деления на автентическую и плагальную формы лада был воспроизведен в 2 новых ладах - ионийском и эолийском, добавленных к системе григорианских ладов (Глареан. Dodecachordon. 1547) (см. также Modus).

http://pravenc.ru/text/63030.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРТИРИИ [Греч. μαρτυραι], обозначения гласа, употребляемые в греч. певч. традиции. В начертании М. присутствуют номер гласа в виде соответствующей буквы или лигатура неск. букв, обозначающая разновидность гласа, и комплекс знаков нотации, указывающих на определенную интонационную формулу ; в поздний период (после 1814) к ним присоединяется 1-я буква сольмизационного слога той ступени звукоряда, к-рая является основой настоящего гласа, а также может добавляться знак фторы , поясняющий тип интервального рода. Мартирии византийской нотации Мартирии византийской нотации Первоначально в качестве М. могла использоваться только буква - номер того или иного гласа; подобные М. встречаются в ненотированных рукописях VI-VII вв. (напр.: Vindob. gr. 19.934; см.: Troelsg å rd. 2008). В рукописях с ранневизант. нотацией (X-XII вв.; см. ст. Византийская нотация ) М. также представлены зачастую в виде буквенного указания на глас, которое сопровождается дополнительной буквой π или диграммой πλ - в том случае, если подразумевается плагальная разновидность гласа. В рукописях, отражающих поздний этап становления куаленской нотации, к буквенному обозначению гласа добавлялись знаки нотации, но не систематично. Их значение не может быть установлено точно, однако можно выделить группы М. для каждого гласа ( Raasted. 1966. P. 86-89). Г. Вольфрам установила соответствие между М. куаленской нотации Vindob. gr. 136 (1-я пол. XII в.) и М. средневизант. нотации ( Wolfram. 1987. S. 45-120). В период распространения средневизант. нотации начертания М. гласов с дополнительными знаками нотации стали более стабильными и количество разнообразных их вариантов уменьшилось. М. обозначали определенную интонационную формулу, а знаки нотации при М. подразумевали ее окончание (называвшееся, возможно, энихимой). Начальная ступень той или иной интонационной формулы определялась порядковым номером гласа, к-рый изображался в виде буквы. Буквенные обозначения 1-го и 2-го гласов воспроизводили видоизмененные формы букв α и β, подобные их минускульному написанию; гласу βαρς (3-му плагальному) соответствовала не буква, а лигатура букв β, α и ρ. Кроме того, в числе М. 4-го гласа присутствует особая мартирия - гласа λγετος, которая также изображается с помощью лигатур букв λ и γ (в Аколуфии 1336 г. Athen. Bibl. Nat. 2458 выписана мартирия λγετος в качестве срединной в песнопении 4-го гласа (Fol. 206v)).

http://pravenc.ru/text/2562444.html

Тип. 80, 2-я пол. XII в.). Изменяемые песнопения З. р. обычно сохраняли гласовую принадлежность греч. оригиналов. В отличие от визант. системы обозначений, в к-рой было принято разделение на 2 группы - 4 автентических и 4 плагальных гласа (см. также Автентический лад , Плагальный лад ), в древнерус. рукописях, как и в южнославянских, преобладала сквозная гласовая нумерация с 1-го по 8-й, хотя изредка в них встречаются перевод термина πλγιος -     - и сопутствующая ему нумерация по четверкам (Струмицкий Октоих - ГИМ. Хлуд. 136. Л. 36 об., 43, 44; Путятина Минея - РНБ. Соф. 202. Л. 4, 8 об., 29 об., и др.; Стихирарь - БАН. 34.7.6. Л. 50, 50 об., 53 об., 57, 124 об.- 125 об.; см.: Lazarevi . 1964; Шенкер. 1981; Мурьянов. 1981). Соотношения автентического и плагального гласов повторяли визант. систему с парной связью гласов - 1-го гласа с 5-м (1-м плагальным), 2-го - с 6-м (2-м плагальным) и т. п. (см., напр., последовательность гласов для стихов на «Аллилуия» в Типографском уставе, л. 110-117: 1-й - 5-й, 2-й - 6-й, 4-й - 8-й), в отличие от западноевроп. осмогласия, в к-ром автентический глас и его плагальная разновидность обозначались соседними номерами (плагальные получили в этой системе номера 2,4, 6 и 8). На Руси была воспринята самая ранняя форма визант. гласовых сигнатур, или мартирий , включающая лишь буквенное обозначение номера гласа без сопровождающих невм, уточнявших в визант. рукописях более позднего времени каденцию интонационной формулы (ихимы) гласа. Трудно сказать, была ли заимствована сама традиция пропевания гласовых ихим: в древнерус. певч. рукописях начального периода указания на их слоговые подтекстовки изредка встречаются, однако впосл. эта форма настройки на гласовое пение была, видимо, утрачена, т. к. погласицы , известные по рукописям позднего периода, имели иную функцию - были моделями для распевания псалмовых стихов «Господи, воззвах» и одним из приемов обучения певчих осмогласию, а не способом настройки на исполнение песнопений. Нотированные рукописи ранней эпохи свидетельствуют о формульном характере гласового мелоса и графическом сходстве мн.

http://pravenc.ru/text/199937.html

210-211). Мессинский Типикон предписывает петь на πρεσβεα один из 2 молебных канонов, 4-го и 4-го плагального (т. е. 8-го) гласов (при совпадении гласа недели с 4-м или 4-м плагальным предписано петь канон того же гласа, в противном случае каноны еженедельно чередуются); к сожалению, начальные слова канонов не указаны, что не позволяет отождествить их. Общая структура πρεσβεα в Мессинском Типиконе является очевидной комбинацией 2 различных чинопоследований: службы 3 антифонов (от к-рых остались только стихи «Слава, и ныне» с богородичнами) и чина, близкого к чину общего М. Вероятно, 3 антифона являются отражением чина к-польской кафедральной паннихис (там после Пс 90 и входа в храм пелись 3 антифона - из Пс 119, 120, 121). Вторая же часть чина содержит элементы утрени (Пс 142, как на шестопсалмии; «Бог Господь», канон) из монастырского Часослова. Т. о., описанный в Мессинском Типиконе порядок πρεσβεα является комбинацией служб из кафедральной и из монастырской практик. Вероятнее всего, и в самом К-поле πρεσβεα совершалась примерно таким же образом: в начале шествия исполняли кафедральную паннихис, а в конце - монастырскую паннихис. Дрезденский Апостол содержит ряд примеров аналогичных соединений на материале др. служб, когда, напр., до кафедральной вечерни согласно «песненному последованию» совершалась вечерня по чину «агиополита» («Святоградца» - иерусалимскому, т. е. монастырскому). Сосуществование элементов богослужения по чину «экклесиаста» (т. е. Великой ц.- кафедрального) и «агиополита» засвидетельствовано и в певч. книгах. Т. о., возникновение чина М. скорее всего связано с тесным взаимодействием между кафедральной традицией («песненным последованием») и монастырскими уставами. Об этом же свидетельствуют данные древнерусских Служебников XIII-XIV вв.: в нек-рых из них выписаны священнические молитвы кафедральной паннихис, причем они помещены после вечерни (которая описывается в Служебниках без присущих «песненному последованию» особенностей) и могут быть озаглавлены примерно так: «Егда поют канон» (см.: Желтов М., свящ.

http://pravenc.ru/text/2564052.html

1992. Vol. 110. P. 241-259. Д. В. Зайцев Гимнография Память Е. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-X вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 316) без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., древнейшей сохранившейся редакции Студийского устава , память Е. не указывается, но в рукописных слав. Минеях студийской эпохи (напр., ГИМ. Син. 167, XII в.- см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 69) 22 июня приводятся посвященные Е. канон, цикл стихир и седален. Евергетидский Типикон 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 462) содержит краткое перечисление основных элементов последования Е., к-рое включает канон, цикл стихир и седален; предполагается совершение непраздничной службы с пением «Аллилуия» на утрене. Мессинский Типикон 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 159) указывает пение «Аллилуия», не описывая последования Е. подробно. В различных редакциях Иерусалимского устава служба в день памяти Е. описывается очень лаконично: приводится лишь его имя или указание «Аллилуия» (включая московское издание Типикона 1633 г.). В редких случаях в рус. рукописях XV-XVI вв. имеется кондак Е. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. и в издании 1641 г. последование Е. изложено подробно, предписывается петь «Аллилуия» на утрене, последование включает кроме канона, стихир и седальна также кондак Е. и стихиры Божией Матери (для совершения «аллилуйной» службы). В исправленном московском издании Типикона 1682 г. и последующих устав службы 22 июня начинается словами «Аллилуия или тропарь», обозначающими возможность выбора между постовой службой с пением «Аллилуия» на утрене и службой с «Бог Господь» и общим тропарем Е. (      ). В изданиях Минеи тропарь не приводится до наст. времени. Последование Е., помещаемое в совр. богослужебных книгах, включает общий отпустительный тропарь 4-го гласа       (только в слав. Типиконе); кондак 4-го гласа на подобен             (только в слав.; его текст связан с текстом общего кондака священномученику); канон 4-го плагального (т.

http://pravenc.ru/text/187319.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010