порядок. Богоявленское В. известно во всех вост. литургических традициях, кроме восточно-сир. ( de Puniet. 1910), и совершается в память об освящении вод р. Иордан при Крещении Господа Иисуса Христа. Раннее упоминание об особом почитании воды, набранной в день Богоявления, и о ее чудесных свойствах (в первую очередь способности не портиться в течение долгого времени) содержится в одной из антиохийских проповедей свт. Иоанна Златоуста (387 г.): «В этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповрежденной и свежей» ( Ioan. Chrys. De bapt. 2). Параллель с этим почитанием исследователи усматривают в сообщении свт. Епифания Кипрского о поклонении р. Нил и др. рекам в день 6 янв., когда вода меняла свои свойства. Свт. Епифаний сопоставлял этот феномен с чудесным превращением воды в вино в Кане Галилейской ( Epiph. Adv. haer. [Panarion]. 51. 30). Феодор Чтец в «Церковной истории» (II 48) пишет, что Антиохийский патриарх-монофизит Петр Гнафевс († 489) «постановил, чтобы [молитвенное] призывание над водами на [праздник] Богоявления совершалось с вечера». Этот факт может указывать как на установление самим Петром Гнафевсом чина богоявленского В., так и лишь на перенесение уже существовавшего чина на вечер накануне праздника. К VI в. чин богоявленского В. был общепринятым на Востоке (за исключением Персии). В частности, Антоний из Пьяченцы (570) в соч. «Паломничество» (Гл. 11) упоминает о совершении в Иерусалиме В. на Иордане утром в день Богоявления, а согласно «Описанию Св. Софии» Павла Силенциария (VI в.), в К-поле вода на Богоявление освящалась в фонтане в атриуме храма Св. Софии, после чего народ уносил воду домой (строки 594-603). Согласно совр. правосл. богослужебным книгам, великое В. должно совершаться после вечерни и Божественной литургии накануне Богоявления; оно имеет следующий порядок: во время тропарей 4-го плагального (8-го) гласа Θων Κυρου (    ) все вслед за свещеносцами и клириками с Крестом, Евангелием и кадилом исходят из храма к чаше с водой; бывают чтения (Ис 35.

http://pravenc.ru/text/155063.html

Сразу после помазания «елеем радования» воды купели и тела крещаемого следует собственно К., т. е. троекратное погружение (соответствующее букв. значению слова «крещение») в воду с призыванием имени Пресв. Троицы. Крещаемый, погружаясь в воду «во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» (Мф 28. 19-20; православные богослужебные книги предписывают начинать троичную формулу со слов: «Крещается раб Божий N…» и прибавлять слово «Аминь» после имени каждой из Ипостасей), погружается в само имя Божие и облекается Божией благодатью, тем самым полностью усвояясь Богу. Погружение в воду, согласно церковному уставу, должно совершаться без одежды, снятие которой уподобляет крещаемого одновременно распятому Христу и Адаму. Вышедшие из купели по древней традиции облачаются в белые рубахи, которые называются «ризами спасения» и «одеждами правды» (Ис 61. 10) и указывают на первозданную чистоту душ тех, кто принял К. (Откр 7. 9, 13-14), а также на то, что крестившиеся таинственным образом облеклись во Христа (Гал 3. 27). Перед облачением поется Пс 31, во время к-рого священник омывает руки от следов крещального елея, а во время облачения произносится формула «Облачается раб Божий N в ризу правды, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа...» с прибавлением «тропаря» (или ирмоса) 4-го плагального (8-го) гласа Χιτν μοι παρσχου φωτεινν (        ). Вместе с крестильной рубашкой на новокрещеного традиционно возлагается и нательный крест. Непосредственным продолжением таинства К. является таинство Миропомазания. Сразу после облачения новокрещеного в белые одежды (в совр. греч. практике - даже еще до облачения) священник читает молитву о новокрещеном (нач.: Ελογητος ε, Κριε, Θες Παντοκρτωρ, πηγ τν γαθν, λιος τς δικαιοσνης -                  ), а затем крестообразно помазывает св. миром его лоб и др. части тела со словами: «Печать дара Духа Святого». Видимая печать в форме креста указывает на невидимое запечатление в крещаемом дара Св. Духа, т. е. присутствия Самого Бога, лично действующего в каждом члене Церкви (подробнее см. в ст. Миропомазание ).

http://pravenc.ru/text/крещение.html

Память А. отмечена в Типиконе Великой ц. (X в.- см. Mateos Typicon. Vol. 1. P. 74), в Стишном Прологе XI в. Христофора Митилинского , в Студийско-Алексиевском уставе (в т. ч., в самой древней рукописи XII в.- ГИМ. Греч. 330. Л. 88, где указано читать «житие преподобного отца нашего Аверкия»). Мессинский Типикон (1131), представляющий собой италийскую редакцию Студийского устава , указывает на совершение вседневной службы «преподобному отцу нашему Аверкию», гимнография к-рой в целом совпадает с текстами в печатных Минеях (Arranz. Typicon. P. 42). В Евергетидском уставе (1-я пол. XII в.) обозначена вторая память 7 отроков Эфесских, впосл. вошедшая в Иерусалимский устав и оттуда перешедшая в совр. Типиконы греч. и рус. Церквей (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 298-299). Службу А. содержат рукописные Минеи студийского типа (XII в.: РНБ. Греч. 551. Л. 99-101об.; Греч. 227. T. 1. Л. 93-94). Гродидье де Матону известны по многочисленным спискам X-XI вв. кондаки А. и 7 отрокам Эфесским на этот день. В греч. Кондакаре нач. XIV в. (ГИМ. Син. Греч. 437. Л. 40) выписаны 2 кондака с икосами (4-го плагального гласа, подобен «Яко начатки»), один из к-рых совпадает с кондаком греч. печатной Минеи, др.- рус. Стихира на вечерне на «Слава» А.- приписывается в греч. и слав. печатных Минеях Иоанну монаху, а канон (2-го гласа) с акростихом «Аверкиеву воспою великую славу», вписанный в тропари и богородичны,-Иосифу. Согласно Мессинскому и Евергетидскому уставам, одному из ранних (XII в. Sinait. gr,1096 ) списков Иерусалимского устава (Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 32), А. полагается вседневная служба. В первопечатном Типиконе (1610) обозначена служба 2 святым А. и 7 отрокам без знака (см. Знаки праздников Месяцеслова ), выписан кондак. В совр. рус. практике простая служба часто соединяется с празднованием иконы Казанской Божией Матери. Свт. Аверкий, еп. Иерапольский А. изображается как святитель в епископском одеянии, с омофором, с кодексом в руках, в виде седовласого старца с бородой. Его изображения известны в рукописях, иконах и монументальных росписях.

http://pravenc.ru/text/62706.html

Сходная практика существовала и в древнем Константинополе. Литургические указания Синаксаря Великой церкви — храма Святой Софии — IX–X веков описывают ее так:  «Пятого [числа] того же месяца [января]… Навечерие [праздника] Светов великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа…  На вечерне после Гос­поди, воззвах бывает вход Патриарха и иереев с Евангелием. И бывает великая ектения с прошениями, и совершается долу седание 12 , и сразу [начинаются] чтения [паремий] по обычаю… По завершении же чтений иереи встают, произносится молитва антифона 13  и поются антифоны Литургии… Затем диакон возглашает [мирную] ектению [перед] Трисвятым, и совершается горе седание 14  [и читаются чтения Литургии]… А на отпусте [Литургии] диакон не отпускает народ, то есть не возглашает  С миром изыдем , но [вместо этого возглашает:]  Премудрость!  — и Пат­риарх входит под сень святого престола вместе с диаконами со свечой и кадилом. И диакон совершает ектению, а после этого Патриарх читает молитву о воде. И по завершении благословения воды, когда Пат­риарх пойдет из [храма] к фиалу омовения 15 , певцы у амвона начинают петь тропарь 4-го плагального гласа:  Глас Господень на водах…  и под это пение все идут к [фиалу] омовения, и бывает там молитва благословения воды. А [в храме в это время] с амвона читают три чтения 16 … И [потом] сразу начинается предваряющее [следующую службу] чтение и бывает паннихис по чину.  Шестого [числа] того же месяца — Праздник святых Богоявлений, который празднуется в Великой церкви и в церквях на всяком месте.  Бывает такое последование. Совершается утреня… И когда закончится, идет Патриарх в баптистерий и [там] крестит [оглашенных]… (далее описаны завершение Крещения и Миропомазания, а затем праздничная Литургия. —  Свящ. М. Ж. )» 17 . Из этого описания можно заключить, что освящение воды на праздник Богоявления в древнем Константинополе совершалось даже не дважды, а трижды: в навечерие праздника — сначала у святого престола, на который ставились сосуды с водой, затем в чаше мраморного фонтана, находившегося перед храмом, а в сам день праздника — в баптистерии.

http://azbyka.ru/velij-esi-gospodi

Гимнографы “гомилетической” школы активно использовали репризы, усиленные с помощью синтаксического, грамматического или лексического параллелизма, ритма, созвучий, однокоренных слов: “Словно светило солнечное из недр земных воссиявшая, Предтече, глава Твоя священная чудес сияния нам посылает” (тропарь 5-й песни канона Иоанна Предтечи). Причём если Андрей всегда многословен, то Герману свойственна лаконичность слога. Для иллюстрации его стиля публикуем вторую песнь канона на обретение главы Иоанна Предтечи (4-го плагального гласа, с ирмосом “Вонми, небо”): “Взошла от сокровищ земли боговещанная труба – глава Предтечева, лучами сияя чудотворений. Господи, честную прославив Крестителеву главу, возвыси рог верою поющих царствие Твое. Возрастили, яко земля плодоносная, недра твою главу, дождем некогда удобренные, пророче, твоих кровей. Богородичен: Чистая, Богородице Дево, Единая Всепетая, Сына Твоего умоли спасти поющих Тя” 41 . Для гимнографов “богословско-поэтической” школы было характерно использование средств восточно-христианской и античной поэтики, унаследованная от жанра кондака диалогичность и драматичность, богословское осмысление материала, употребление акростиха, рефренов. Богородичны и вторую песнь они не писали. Язык Иоанна и Космы изобиловал архаизмами, лексическими заимствованиями из античной литературы. Поэзия Иоанна Дамаскина – “богословие в стихах”: “Мещуще одеяния вся, входяще без трепета в езеро, друг ко другу глаголаху святии мученицы: за рай, егоже погубихом, риз тленных днесь не пощадим: змия ради иногда тлетворнаго облачени бывше, совлецемся ныне за всех воскресение” (из стихиры севастийских сорока мчч. на “Господи, воззвах”), то есть совлекая свои одежды, мученики совлекали с себя ветхого человека и облекались в ризу нетления: “ветхаго убо человека совлекостеся, со привременною одеждею, в одежду же нетления облекостеся” (из тропаря 1-й песни того же канона). Основа творчества Космы – “самоограничения в технике”. Его канон великомученика Георгия, например, написан на собственные ирмосы (за исключением третьего), через ирмосы и тропари проходит акростих, рефрены есть в первой (“поим Богу нашему, яко прославися”), пятой (“лютаго миродержца”), седьмой (“отец наших Боже, благословен еси”), восьмой (“дела Господня, Господа пойте, и превозносите во вся веки”), девятой (“темже тя вси ублажаем”) песнях, богородичен – только в первой. Синтез IX века

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И св. Каллист в «Добротолюбии» (с. 1041) предписывает нам читать такого рода молитвы Христу и Богородице (Callist. et Ign. Xanthopul. Op. ascet. 26//PG 147, 688AB.). 294 Очевидно, прп. Никодим имеет в виду «Предисловие о священных правилах вообще. Что такое правило?» (см. в настоящем издании: т. 1, с. 165–167). 295 Христианство, по определению одного богоносного отца, – это «презрение ко всему человеческому ради исповедания Христа». И еще: «Христианство – это познание благочестия, ведущее в жизнь вечную». А Василий Великий дает и такое определение: «Христианство есть уподобление Богу, насколько это возможно для человеческой природы» (Шестоднев. Беседа 10) (Basil. Magn. De hominis struct. 1. 21//PG 30, 33B.). 297 Поэтому Григорий Синаит и говорит (Добротолюбие. С. 880): «Человек создан нетленным без влаги, каким и воскреснет. Не неизменным, однако и не изменяемым. Он обладал силой (об этой силе см. примеч. к 124-му правилу о свободе воли. – Прп. Н.) способности желать, для того чтобы измениться или нет» (Greg. Sinait. Cap. acrostich. 8//PG 150, 1241A.). Следовательно, неверно говорят полагающие, что человек сотворен в состоянии между смертностью и бессмертием, – утверждающий так, во-первых, показывает, что и смертность и бессмертие равным образом существуют, являются благими и равным образом пребывают в существующем, – что ложно. Бессмертие – оно и существует, и благо, и пребывает в существующем; а смертность не существует, является злом и не пребывает в существующем. Во-вторых, неужели Бог, сотворив человека в таком промежуточном состоянии, желал, чтобы он в равной мере устремлялся к бессмертию и к смертности? Это также неверно. Если же они заявляют, что Григорий Богослов в слове на Рождество Христово говорит, что человек сотворен между величием и смирением (Greg. Nazianz. Or. 38. 11//PG 36, 324A.), то мы отвечаем: Богослов охватывает в своей речи не только состояние Адама до преступления, но и состояние человека после преступления, как толкует Никита. И под величием подразумевается душа, а под смирением – тело, как и апостол сказал: уничиженное тело наше ( Флп.3:21 ). Значит, Бог, по природе бессмертный, и человека сотворил бессмертным по благодати, в состоянии одного бессмертия, а никоим образом не между бессмертием и смертностью. Потому и Соломон сказал: Бог создал человека для нетления ( Прем.2:23 ), и в среду в седальне Октоиха 4-го плагального гласа (В традиции Русской Православной Церкви 4-му плагальному гласу соответствует 8-й глас.) Церковь поет: «...вкусивше первее плода, нетлении суще, тленни быхом». Авва Макарий также говорит, что человек был сотворен нетленным (Macar. Aeg. Нот. 15. 39//PG 34. 601D.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Сходная практика существовала и в древнем Константинополе. Литургические указания Синаксаря Великой церкви — храма Святой Софии — IX-X веков описывают ее так: «Пятого [числа] того же месяца [января]… Навечерие [праздника] Светов великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа… На вечерне после Гос­поди, воззвах бывает вход Патриарха и иереев с Евангелием. И бывает великая ектения с прошениями, и совершается долу седание 12 , и сразу [начинаются] чтения [паремий] по обычаю… По завершении же чтений иереи встают, произносится молитва антифона 13 и поются антифоны Литургии… Затем диакон возглашает [мирную] ектению [перед] Трисвятым, и совершается горе седание 14 [и читаются чтения Литургии]… А на отпусте [Литургии] диакон не отпускает народ, то есть не возглашает С миром изыдем, но [вместо этого возглашает:] Премудрость! — и Пат­риарх входит под сень святого престола вместе с диаконами со свечой и кадилом. И диакон совершает ектению, а после этого Патриарх читает молитву о воде. И по завершении благословения воды, когда Пат­риарх пойдет из [храма] к фиалу омовения 15 , певцы у амвона начинают петь тропарь 4-го плагального гласа: Глас Господень на водах… и под это пение все идут к [фиалу] омовения, и бывает там молитва благословения воды. А [в храме в это время] с амвона читают три чтения 16 … И [потом] сразу начинается предваряющее [следующую службу] чтение и бывает паннихис по чину. Шестого [числа] того же месяца — Праздник святых Богоявлений, который празднуется в Великой церкви и в церквях на всяком месте. Бывает такое последование. Совершается утреня… И когда закончится, идет Патриарх в баптистерий и [там] крестит [оглашенных]… (далее описаны завершение Крещения и Миропомазания, а затем праздничная Литургия. — Свящ. М.Ж.)» 17 . Из этого описания можно заключить, что освящение воды на праздник Богоявления в древнем Константинополе совершалось даже не дважды, а трижды: в навечерие праздника — сначала у святого престола, на который ставились сосуды с водой, затем в чаше мраморного фонтана, находившегося перед храмом, а в сам день праздника — в баптистерии.

http://pravoslavie.ru/143973.html

Сходная практика существовала и в древнем Константинополе. Литургические указания Синаксаря Великой церкви — храма Святой Софии —  IX-X bekob описывают ее так: «Пятого [числа] того же месяца [января]… Навечерие [праздника] Светов великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа… На вечерне после Гос­поди,  воззвах бывает вход Патриарха и иереев с Евангелием. И бывает великая ектения с прошениями, и совершается  долу  седание 12 , и сразу [начинаются] чтения [паремий] по обычаю… По завершении же чтений иереи встают, произносится молитва антифона 13  и поются антифоны Литургии… Затем диакон возглашает [мирную] ектению [перед] Трисвятым, и совершается горе  седание 14  [и читаются чтения Литургии]… А на отпусте [Литургии] диакон не отпускает народ, то есть не возглашает С миром изыдем, но [вместо этого возглашает:] Премудрость! — и Пат­риарх входит под сень святого престола вместе с диаконами со свечой и кадилом. И диакон совершает ектению, а после этого Патриарх читает молитву о воде. И по завершении благословения воды, когда Пат­риарх пойдет из [храма] к фиалу омовения 15 , певцы у амвона начинают петь тропарь 4-го плагального гласа: Глас Господень на водах… и под это пение все идут к [фиалу] омовения, и бывает там молитва благословения воды. А [в храме в это время] с амвона читают три чтения 16 … И [потом] сразу начинается предваряющее [следующую службу] чтение и бывает паннихис по чину.  Шестого [числа] того же месяца — Праздник святых Богоявлений, который празднуется в Великой церкви и в церквях на всяком месте. Бывает такое последование. Совершается утреня… И когда закончится, идет Патриарх в баптистерий и [там] крестит [оглашенных]… (далее описаны завершение Крещения и Миропомазания, а затем праздничная Литургия. —  Свящ. М.Ж.)» 17 . Из этого описания можно заключить, что освящение воды на праздник Богоявления в древнем Константинополе совершалось даже не дважды, а трижды: в навечерие праздника — сначала у святого престола, на который ставились сосуды с водой, затем в чаше мраморного фонтана, находившегося перед храмом, а в сам день праздника — в баптистерии.

http://patriarchia.ru/db/text/5888183.ht...

27 Также следует обратить внимание на строфу 21 (5ВУ4), которая первоначально представляла собой тропарь в начале (, охитай) вечерни в день Пасхи. Именно такова ее функция в Иерусалимском Лекционарии, причем там этой строфе усвоен не 1-й плагальный, а 4-й плагальный глас [Tarchnischvili, 1959, 145. 755]. В рукописи Иадгари Sinait. georg. 18 глас этого песнопения меняется, и оно, сохраняя свою старую позицию в службе вечером в Пасху [ДрИ, 219:3], устанавливается также и на «Господи, воззвах» в составе воскресной службы 1-го плагального гласа и в вечер Антипасхи (с небольшими изменениями в тексте) [ср. ДрИ, 442:15 и 225:26]. 28 Сказанное, впрочем, не отменяет возможности участия прп. Иоанна Дамаскина в формировании корпуса стихир воскресного Октоиха как целого, редактуре и комбинировании уже имевшихся текстов Тропология друг с другом, дополнении их новыми текстами. 30 См. краткую версию жития свт. Анатолия Константинопольского в составе Великого Часослова, составленного Варфоломеем Кутлумушским (ρολγιον, 1850, 301). 31 Поскольку в прижизненной публикации Великого Часослова, в отличие от переизданий, рассуждений об авторстве «анатолиевых» стихир не содержится (ρολγιον, 1832, 352). 35 В древних Октоихах в корпус «анатолиевых» стихир могли также помещаться некоторые покаянные песнопения. 36 Либо отсутствие нотации над «воскресными» стихирами при наличии таковой над «анатолиевыми» (как, напр., в Sinait. gr. 772). 37 Следует отметить, что в частной переписке, состоявшейся в 2017 г. с одним из авторов этой статьи, А. Ю. Никифорова поддержала интерпретацию понятия «восточны» уже в смысле региона возникновения стихир, а не их музыкальных особенностей. В ответ на вопрос иерод. Епифания о том, что больше характеризует термин «анатолиевы» – географию написания или тип распева стихир (на «восточный» манер), – она ответила: «Главным образом (первоначально, по крайней мере) географию». 39 Отметим, что в процитированной фразе перу «Иоанна Монаха», то есть прп. Иоанна Дамаскина , приписываются только алфавитные стихиры, но не какие-либо еще. Та же атрибуция алфавитных стихир встречается и в ряде других памятников средневизантийской эпохи; на нее, судя по всему, указывает и акростих богородичнов при этих стихирах (см. прим. 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Впоследствии Божия Матерь еще раз явилась святому Иоанну и исцелила его от тяжелой болезни ног, вызванной долгим стоянием в храме. Остаток дней святой Иоанн провел в усиленных аскетических подвигах. Предвидя час кончины, он простился с братией, завещая похоронить себя в созданной им Архангельской церкви. Церковные певчие почитают святого Иоанна Кукузеля своим особым покровителем. Искусный певец, преподобный Иоанн Кукузель много потрудился и в науке о церковном пении и заслуженно снискал себе звание магистра и доместика: он сам исправлял и составлял мелодии для церковных стихир, тропарей и кондаков и для всей церковной службы; перекладывал тексты песнопений, писал свои тропари. По рукописям известны такие его сочинения: «Книга, обнимающая, при Божием изволении, все последование церковного чина, составленное магистром господином Иоанном Кукузелем». – «Последования, составленные магистром Иоанном Кукузелем, с начала великой вечерни даже до конца Божественной литургии». – «Наука о пении и певческие знаки со всем законоположением для руки и со всем устройством пения» и др. Прп. Григорий Доместик, Афонский († ок. 1360, память 1 октября) Григорий доместик, Гликис (Глика, греч. Γρηγριος ο Δομστικος, Γλυκς] (1355/ок. 1360 ), иеромонах, византийский церковный композитор, доместик (уставщик и главный певчий), преподобный. По преданию, когда патриарх Каллист I b первый раз занял Константинопольскую кафедру (1350-1353), он направил на Афон постановление петь на литургии свт. Василия Великого вместо «Достойно есть» «О Тебе радуется», но его преемник свт. Филофей Коккин отменил это нововведение, из-за чего на Афоне возникли разногласия. Во время второго пребывания на патриаршем престоле (1355-1363) Каллист возобновил свое постановление. Григорию доместику приписывается сочинение мелоса (мелодии) песнопения «О Тебе радуется» 4-го плагального гласа с обозначением «древний» (ρχαον). Согласно преданию, накануне Богоявления Григорий спел «О Тебе радуется» и позже увидел во сне Пресвятую Богородицу, Которая поблагодарила его за песнопение в Ее честь и подарила золотую монету. С тех пор утвердилось правило петь «О Тебе радуется» вместо «Достойно есть».

http://azbyka.ru/molitvoslov/bolshoj-afo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010