В стране Иудейской, как и вообще на Востоке, ворота или место у городских ворот было обыкновенным местом собрания иудеев для решения общественных дел. Для собраний же и религиозных в Иерусалиме выражение во вратех дщере Сиони означает: в собрании народа в храме Иерусалимском. Таким образом, вратам смертным, о которых говорится в предыдущем стихе, пророк не без основания противопоставляет здесь врата Иерусалимского храма. Врата смертная, то же, что врата адова, находятся в месте преисподнем; врата же дщери Сиона – на горе высокой. Во вратах смертных стекаются люди, осужденные во ад; во вратах же Иерусалима собираются члены избранного народа Божия. От врат смертных происходят мятеж и брани, ведущие к смерти; от врат же Иерусалима исходят мир и благословение (Иерусалим и значит «видение мира»). Поэтому, в связи с предыдущим, настоящий стих может быть выражен такими словами: «Ты, Который возносишь меня от врат смерти, избавляешь от смертных опасностей, чтобы я возвещал судные дела Твои во вратах Иерусалима, в слух всего иерусалимского народа: я буду радоваться (с евр. – «возрадуюся», во мн. ч. – «возрадуемся») о спасении, которое Ты мне даруешь». Пс.9:16 Углебоша языцы в пагубе, юже сотвориша; в сети сей, юже скрыша, увязе нога их. Углебоша (от слова углебити, т.е. «увязнуть, погрузиться, потонуть») значит – увязли, потонули; языцы – вообще иноплеменные народы, в частности, сонмы людей нечестивых, враждовавших против Давида и его царства, а в переносном смысле – против Христа и Его Церкви. Пагубою же пророк именует порочную жизнь, ибо ничто так не погубляет человека, как порок. Человек порочный уловляется и низлагается собственными своими злодеяниями. Как железо съедается от ржавчины или руно овечье – от моли, так нечестивый погибает от порока, так что даже еще прежде наказания Божия он подвергается наказанию от собственного порока, как и апостол Павел говорит: нечестивые получают «в самих себе должное возмездие за свое заблуждение» ( Рим.1:27 ). Смысл этого стиха будет, следовательно, таков: язычники сами крепко увязли в той яме, которую вырыли другим, запутались в собственных сетях, расставленных для погибели других, погибли от тех козней, которые строили на пагубу другим.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

л) « Церковь » за 1909 г. 4, стр. 148 (Ответы редакции г. Колыханову в Бессарабию): «Там у вас на юге все знают, что они (раздорствующие) в Куреневском монастыре во время храмового праздника 9 мая 1907 г. готовы были совершить убийства и, пожалуй, совршили бы, если бы мирная сторона не обратилась к помощи... Они же в селе Борском, Подольской губ., выбили окна в молитвенном доме примирившихся и бросали в него камнями и разными гадостями. м) Христианское чтение за 1911 г. 3, стр. 343 и 345: «Как только запели тропарь. Филипп бросил кадило на пол, и с криком: «пала вера христианская, выбежал из часовни. Едва настигли на улице и затащили в келью. И после того Семен Денисов с другими прочими совет сотворили, пришли к старцу Филиппу. И Семен Денисов стал старца по щекам бить. Тогда старец Филипп глагола ему: «дерзай, чадо, и яко Христа распни» И руки свои распростер. И били того крепко. Затем Семен распорядился заковать Филиппа в железо... «Семен Денисов хорошо понимал все вредные последствия возникшего на Выге раздора, и потому всячески старался прекратить начавшуюся распрю. Однако увещания не подействовали на филипповцев. Тогда выговцы повели воинскую команду на скит Филиппа». н) Раскол, обличаемый своею историею, Муравьева, стр. 81: «Когда, по распоряжению епарх. Начальства, повелено было в сей пустыне (Ниловой) совершат обряды церковные по древнему чину... Иноки сговорились стоять за свои старопечатные служебники и просфоры с осмиконечным крестом, и велели пономарю Корнилию наблюдать в алтаре, чтобы священник не дерзал поступать по новизне... обещаясь за него вступиться, если произойдет смятение. Корнилий сперва запрещал словом служащему иерею совершать проскомидию на пяти просфорах с четыреконечным крестом; потом же, когда священник напомнил ему о его пономарской обязанности. не дозволяющей пререкать иерею, безрассудный ревнитель ударил его по голове кадилом, с горячими углями так сильно, что и кадило разбилось, за что от расколоучителей назван новым Финеесом. Посланные от архиерея, услышав шум, вбежали в алтарь и исторгли оттуда дерзкого пономаря; иноки же собравшись отовсюду в церковь схватили то, что кто мог: подсвечники, ключи и книги, и начали жестокую битву внутри храма, так что церковный помост обагрился кровию: до такого неистовства дошли мнимые ревнители старины!» Возражения по вопросу о гонениях

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Уныние есть расслабление души и изнеможение ума, пренебрежение христианским подвигом, ненависть к обету, ублажитель мирских людей, клеветник на Бога – будто Он немилосерден и нечеловеколюбив; в псалмопении оно слабо, в молитве немощно, в телесном же служении крепко, как железо, в рукоделии не лениво, в послушании – лицемерно. Ставшим на молитву этот лукавый дух напоминает о нужных делах и употребляет всякое ухищрение, чтобы только отвлечь нас от собеседования с Господом, как уздой, каким-либо благовидным предлогом. Каждая из прочих страстей упраздняется одной какою-нибудь противоположной ей добродетелью, уныние же для христианина – всепоражающая смерть. Во время уныния обнаруживаются подвижники, и ничто столько венцов не доставляет христианину, как уныние (при борьбе с ним). Скажи нам, о ты, нерадивый и расслабленный, кто породил тебя и каковы твои исчадия? Кто воюет против тебя? И кто убийца твой? И отвечает уныние: «В истинных послушниках я не имею где главы приклонить... Родительницы у меня многие: иногда бесчувствие души, иногда забвение небесных благ, а иногда и чрезмерность трудов. Исчадия мои, со мною пребывающие: перемены места, пренебрежение повелениями духовного отца, забвение о Последнем Суде, а иногда и оставление христианских обетов. А противники мои, которые связывают меня: псалмопение с рукоделием. Враг мой – помышление о смерти; умерщвляет же меня молитва с твердой надеждой сподобиться вечных благ». Свяжем же теперь и этого мучителя памятью о наших согрешениях; станем бить его рукоделием, повлечем его размышлением о будущих благах и умертвим его мечом молитвы с надеждой на Господа. Святитель Тихон Задонский Уныние посылает враг, чтобы препятствовать молитве. Если будешь поддаваться унынию и скуке, еще большее уныние на тебя восстанет и со стыдом изгонит тебя из монастыря. А если будешь против него стоять и побеждать его предписанным образом, то всегда за победой последуют радость, утешение и большая духовная крепость. И всегда у подвизающихся бывает попеременно то печаль, то радость. Как под небом бывает то мрачно, то бурно, то солнечно, так и в душе нашей бывает то печаль, то искушение, как буря, то утешение и радость, как ясная погода; и как после непогоды бывают приятны солнечные дни, так после искушения и печали бывает сладкое утешение.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/tsvetn...

Так однажды во время жестокой зимы приходит он в класс и от простуды кашляет. По недоброжелательству к нему ректор начал его бранить, говоря, что он зазнался, что он гордец. Выслушав все со смирением, Георгий осмелился наконец наедине спросить: в чем заключается эта гордость, которую он в нем заметил? «Да как же, – отвечает ректор, – приходишь в класс и покашливаешь». Георгий замолчал, оправдываться было не в чем; отдав шинель свою брату и не имея другой теплой одежды, он сильно простудился, и вот была причина кашля. Если бы знал о сем владыка, то конечно не допустил бы Георгия до такой нужды; но скромный юноша всячески скрывал от доброго владыки свои нужды: благородная душа его довольствовалась тем, что посылал ему Отец небесный. Сколь ни обидна была для Георгия несправедливость начальника, укрепляемый однако же Господом, вот что писал он по возвращены с лекции в своем дневнике. «1832 года 17 ноября. Гордость – исчадие ада. Душа моя, посмотри на Господа твоего Иисуса и смиряйся. Вспомни, что внушают тебе бдительные стражи дома Божия –учители семинары и будь покорна их гласу. Знай, что сколько бы железо ни было крепко, но и его переедает ржа или жесткая наковальня делает ковким и уступчивым». Такими-то чувствами было проникнуто сердце незлобивого юноши. И мы нисколько не будем этому удивляться, если заметим, что живя у владыки, Георгий любил питать душу брашном нетленным – словом Божьем и творениями св. отец: Василия Великого , Лествичника, Макария Великого и других. При таком образе жизни естественно дух его сближался все теснее и теснее с Господом, научающим кроткая путям своим. Однажды возымел он непреодолимое желание видеть Господа чувственно: несколько дней сряду желание это как пламень жгло его сердце, и он со смирением и слезами не раз молил Господа или явить ему знак свой незримый, или отнять это желание, привившееся душе его. И вот наконец какими сопровождалась последствиями мольба эта теплая. «Пред утренней в мае 1832 года виделось мне, – пишет он в своем журнале,– что я нахожусь на каком–то поле обширном и слышу гул и шум как бы грозы отдаленной, – шум и гул возрастали с каждою минутой все более и более.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

Св. Симеон Новый Богослов так говорит о том, что бывает, когда умирает душа. Когда умирает тело, то его покидает душа и всякая деятельность тела уничтожается: очи перестают видеть, уши перестают слышать, руки – действовать, ноги – двигаться. То же бывает, когда умирает душа: тогда покидает ее дух, божественная часть нашего существа. В это время очи наши внутренне перестают видеть чистые лики небожителей, слышать и понимать святые песнопения Церкви, обонять и воспринимать благодать Божию; ноги наши перестают двигаться по путям Божиим, руки – действовать на прославление Господа. И наша Церковь хорошо знает об этой смерти души, потому что в своих песнопениях она говорит об этом. В святый Великий пост она поет: «Душе моя, восстани, что спиши!» В каждый понедельник и вторник, которые по уставу полагается посвящать покаянию, она тоже говорит в своих чудных песнях о покаянии. И как страшно для нас мертвое, разлагающееся, зловонное, пожираемое червями тело, и мы спешим сбросить его в землю, закрыть его безобразие землею, так отвратительна для ангелов и нашего ангела-хранителя наша мертвая душа, покрытая червями-страстями. В древнее время у восточных деспотов, особенно в Персии, существовали две страшные отвратительные казни – одна состояла в том, что к казнимому привязывали разлагающийся труп так, что руки трупа обхватывали плотно шею преступника. В его глаза постоянно глядели провалившиеся очи мертвеца, он всегда обонял зловоние разлагающегося тела; шел он, за его плечами была страшная ноша, садился с трупом, спать он не мог ложиться, не чувствуя этих страшных объятий. Другая казнь заключалась в том, что осужденного, обнажив, клали на доску и крепко привязывали по рукам и ногам, потом ему на живот клали мышь, накрывали ее глиняным горшком и на горшок клали раскаленное железо. Горшок нагревался, мышь начинала задыхаться от жажды и, не находя выхода, прогрызала живот казнимого, забиралась в его внутренности и причиняла страшную боль. Други мои, и в наш век культуры и цивилизации, в век открытий великих, сохранилась и та, и другая казнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Zvezdi...

Виссон со испещрением от Египта бысть тебе постеля, еже обложити тебе славу, и облещи тя в синету и в багряницу от островов Елиссе, и бысть одежда твоя. И князи твои живущии в Сидоне, и Арадиане Быша весленицы твои: премудрии твои, Сор, иже Быша в тебе, сии кормчии твои. Старейшины Вивлийстии и премудрии их, иже Быша в тебе, тии укрепляху совет твой: и вси корабли морстии и весленицы их Быша в тебе к западом западов. Персяне, и Лидяне, и Ливиане, беша в силе твоей, мужи доблии твои щиты и шлемы повесиша в тебе, сии даша славу твою. Сынове Арадийстии, и сила твоя на забралех твоих окрест: но и Мидяне в пиргех (на башнях) твоих Быша стражие, тулы (колчаны) своя обесиша на забралех твоих окрест: сии совершиша твою доброту. Кархидоняне купцы твои, от множества силы твоея, сребро и злато, и медь и железо, и чистое олово и свинец даша куплю твою. Эллада вся и ближнии твои продаяху в тебе душы человечи: и сосуды медяны даша куплю твою. От дома Форгамова 196 кони и конники и мщята (лошаков) даша куплю твою. Сынове Родийстии купцы твои, от островов умножиша куплю твою, зубы слоновы, и вводимым воздавал еси мзды твоя. Человеки куплю твою от множества примешенца (промена) твоего, стакти и пестроты и синету от Фарсиса, и Рамоф и Хорхор даша куплю твою. Иуда и сынове Исраилевы, сии купцы твои: продаянием пшеницы, и миров, и касии, и первый мед, и елей, и ритину, даша примешенцу твоему. Дамаск купцы твои от множества всея силы твоея, вино от Хелвона и волну блещашуся от Милита и вино Деданово и Ионаново и Меозелево, в куплю твою даша. От Ассиила железо деланное и колеса в примесницех твоих суть. Дедан 197 купцы твои со скоты избранными в колесницы. Аравия и все князи Кидарстии, сии купцы рукою твоею, велблюды и овны и агнцы в тебе продадят, ими же куплю творят. Купцы Савы и Раммы тии купцы твои с первыми сладостми и с камением драгим, и злато даша куплю тебе. Харран, Ханаа и Дедан сии купцы твои: Сава, Ассур и Харман купцы твои, приносяще куплю синету и червленицу и испещренная и сокровища избранная связана ужами, и кипарисная (в крепко закупоренных сундуках кипарисных).

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Инок Киево-Печерского монастыря по имени Никон был взят половцами в плен и держался в оковах. Три года каждый день с бранью вязали его, бросали на огонь, резали ножами, заковывали руки и ноги, ставили под палящее солнце, томили голодом и жаждой, так что он иногда день, иногда два и три оставался без всякой пищи. Зимой же его выбрасывали на снег и на мороз. И за все это он благодарил Бога и молился Ему. Все это делали окаянные половцы, чтобы он дал за себя хороший выкуп. Он же сказал им: «Христос даром избавит меня от рук ваших, я уже получил извещение об этом: являлся мне брат мой, Евстратий, которого вы продали жидам на распятие. Осудятся они со сказавшими: «распни, распни Его» ( Лк.23:21 ); «...кровь Его на нас и на детях наших» ( Мф.27:25 ). Вы же, окаянные, вечно будете мучиться с Иудой, как предатели, нечестивые беззаконники. И вот что сказал святой Евстратий: «На третий день ты будешь в монастыре, ради молитв святых Антония и Феодосия и других черноризцев, спасшихся с ними». Половчанин подумал, что блаженный хочет бежать, и обрезал ему икры, чтобы он не мог скоро ходить. И крепко стерегли его. В третий же день все с оружием в руках окружили его. Вдруг, в шестом часу, он сделался невидим, и всем был слышен голос: «Хвалите Господа с небес!» Так преподобный перенесен был невидимо в Печерскую церковь Пресвятой Богородицы в то время, когда начали петь причастен. И стеклась к нему вся братия, и все спрашивали его: «Как пришел ты сюда?» Он сперва хотел утаить преславное то чудо, но братия, видя на нем железа тяжкие и раны неисцелимые, видя, что все тело его загноилось от ран, и сам он – в оковах, и кровь еще капает с перерезанных икр, не поверили ему, и он, наконец, поведал им истину. И не давал он снять железо с рук и ног своих. Игумен же сказал: «Брат! Если бы хотел Господь в нужде тебя иметь, не вывел бы Он тебя оттуда. Покажи же теперь послушание нашей воле». И, сняв с него железа, перековали их на вещи, нужные для алтаря. Спустя долгое время половчанин, державший в плену блаженного, пришел в Киев для переговоров о мире. Он вошел в Печерский монастырь и увидел этого старца. И рассказал он о нем игумену и всей братии и после того уже не возвращался в свой дом, но вместе со своим родом принял крещение и сделался иноком. Здесь, в монастыре, окончили они жизнь свою в покаянии, служа своему пленнику, и положены в своем притворе» 130 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Dergale...

Осудятся они со сказавшими: ”…распни, распни Его” ( Лк. 23:21 ); ”…кровь Его на нас и на детях наших” ( Мф. 27:25 ). Вы же, окаянные, вечно будете мучиться с Иудой, как предатели, нечестивые беззаконники. И вот что сказал святой Евстратий: “На третий день ты будешь в монастыре, ради молитв святых Антония и Феодосия и других черноризцев, спасшихся с ними.” Половчанин подумал, что блаженный хочет бежать, и обрезал ему икры, чтобы он не мог скоро ходить. И крепко стерегли его. В третий же день все с оружием в руках окружили его. Вдруг, в шестом часу, он сделался невидим, и всем был слышен голос: “Хвалите Господа с небес!” Так преподобный перенесен был невидимо в Печерскую церковь Пресвятой Богородицы в то время, когда начали петь причастен. И стеклась к нему вся братия, и все спрашивали его: “Как пришел ты сюда?” Он сперва хотел утаить преславное то чудо, но братия, видя на нем железа тяжкие и раны неисцелимые, видя, что все тело его загноилось от ран, и сам он – в оковах, и кровь еще капает с перерезанных икр, не поверили ему, и он, наконец, поведал им истину. И не давал он снять железо с рук и ног своих. Игумен же сказал: “Брат! Если бы хотел Господь в нужде тебя иметь, не вывел бы Он тебя оттуда. Покажи же теперь послушание нашей воле.” И, сняв с него железа, перековали их на вещи, нужные для алтаря. Спустя долгое время половчанин, державший в плену блаженного, пришел в Киев для переговоров о мире. Он вошел в Печерский монастырь и увидел этого старца. И рассказал он о нем игумену и всей братии и после того уже не возвращался в свой дом, но вместе со своим родом принял крещение и сделался иноком. Здесь, в монастыре, окончили они жизнь свою в покаянии, служа своему пленнику, и положены в своем притворе. (М. Викторова. Киево-Печерский патерик. С. 33). Один христолюбец заказал блаженному Алипию написать местную икону. Через несколько дней Алипий разболелся, а икона еще не была написана. Боголюбец стал докучать ему, и блаженный сказал: “Сын мой! Не приходи ко мне, не докучай мне, но положись в своей печали на Господа, и Он сделает, как Ему угодно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010