После общей усердной молитвы Даниил в ночном видении получил свыше откровение этой тайны. Возблагодаривши Бога, он пошел к Ариоху и сказал ему: «теперь не убивай мудрецов Вавилонских. Представь меня царю: я раскрою ему значение сна». Когда он введен был к царю, Навуходоносор спросил его: «точно ли ты надеешься открыть мне сон, который я видел, и истолковать его?» Даниил отвечал: «тайны, о которой спрашивает царь, не в состоянии раскрыть ему естествоиспытали и гадатели. Но есть на небе Бог, Который открывает тайны. Он возвестил царю Навуходоносору, что будет в последующие дни. Вот сон, который виделся тебе. На ложе твоем, царь, пришло тебе на мысль, что будет впоследствии? И Тот, Кто открывает тайну, сказал тебе, что будет. Мне же эта тайна показана не потому, чтобы я был премудрее всех живущих, но для того, чтобы истолковать царю сон, и чтобы ты знал мысли сердца своего. Ты, царь, видел одно огромное тело, оно стояло пред тобою в чрезвычайном блеске, и смотреть на него было страшно. У этого тела голова была из чистого золота, грудь и руки из серебра, чрево и бедра из меди, голени железные и ноги частию из железа, частию из глины. Ты смотрел на него, как вдруг, без всяких усилий человеческих, оторвался камень и ударил в железные и глиняные ноги и разбил их. Тогда все рассыпалось, железо, глина, медь, серебро и золото стало как плева на гумне летом; все это унес ветер; от тела и следа не осталось; а камень, который разбил это тело, возрос в необъятную гору и занял собою всю землю. Таков был сон: теперь скажу смысл его. Ты, государь, царь царей. Тебе Бог небесный дал царство, власть, и силу, и славу; людей, населяющих землю, зверей полевых и птиц небесных Ои покорил твоему владычеству. Ты– это золотая голова. После тебя настанет другое царство ниже, чем твое. Затем будет еще третье царство медное, которое овладеет всею землею. Четвертое же царство будет крепко, точно железо, и, как железо, все будет раздроблять и сокрушать. А что ты видел ноги и персты частию из глины, частию из железа: это значит, что царство будет разделено, и отчасти в нем будет твердость железная, но будет нечто и рыхлое.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

11.  Ведь Даниил показал Навуходоносору, что в своем видении тот видел истукана, стоящего напротив него; голова истукана из золота, грудь его и руки его — из серебра, чрево его и бедра его из меди, голени его и ноги его из железа и глины . И сказал Даниил Навуходоносору: Ты — это золотая голова . И почему он был назван «золотой головой»? Не потому ли, что исполнилось на нем слово Иеремии, ибо Иеремия сказал: Вавилон был золотой чашей в руке Господа, напоявшего всю землю Своим вином . И также главой всех царств был назван Вавилон, как написано: Главой царства Нимрода быгл Вавилон . 12. А сказав: Грудь и руки истукана из серебра , — указал на царство меньшее [первого], то есть на [царство] Дария Мидянина, потому что тот принял царство отмеренное. Ибо взвешено было царство Нимрода, и оказалось неполным . И поскольку неполным принял его Дарий, [Даниил] назвал царство его меньшим. И поскольку неполным было [царство], то не властвовали сыновья Мадая над всей землей. Чрево и бедра истукана из меди , — и сказал [Даниил]: третье царство будет владычествовать над всей землей , — это царство есть царство сынов Иавана, которые являются потомками Иафета . И вышли сыновья Иавана против царства своих братьев, ибо Мадай и Иаван — сыновья Иафета. Мадай же был глуп и не мог управлять царством, пока не пришел его брат Иаван, который был мудр и искусен в управлении царством: ведь Александр, сын Филиппов, властвовал над всем миром. 13.  Голени и ноги истукана из железа , — это царство потомков Сима, сынов Исава, которое крепко как железо. И сказал [Даниил]: Как железо разбивает и раздробляет все, так и четвертое царство разобьет и растопчет все . И он разъяснил, что ноги и пальцы частично из железа, и частично из глины , ибо сказал: Они смешаются через семя человеческое, но не сольются одно с другим, как железо не смешивается с глиной . Этим он указал на четвертое царство, потому что в царстве сыновей Исава не принято, чтобы царский сын был преемником царской власти, но, собравшись в столицу, сыновья Исава держат совет, и на нем поставляют главу государства: мужа мудрого, который будет править страной. Чтобы когда Владычествующий над их царством взвесит их, не оказались они неполными, и чтобы из-за этого не было отнято от них царство, подобно тому, как было отнято царство у сыновей гордого Нимрода и было отдано сыновьям глупого Мадая . И правящий царь уничтожал семя предшествующего ему царя, и они не преемствовали друг другу. Поэтому действительно глина указывает на семя человеческое, ибо, когда царь избирается на царство, то смешивается он с корнем царства, что из железа .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не будет уже солнце освещать тебя днем, и луна ночью; но Господь Бог твой будет тебе вечным светом 224 . И Давид восклицает: Будет твердь на земле наверху гор, и превознесется выше Ливана плод его, и процветут от града как трава земная 225 . Даниил же рассказывает о камне, вырезанном без содействия рук, который разбил истукана, имеющего в себе четыре [элемента], то есть золото, серебро, медь и железо, и, наконец, глину. И когда этот камень разбил истукана в прах, он сам сделался большой горой, наполняющей всю землю 226 . Даниил сам толкует этот сон царю и говорит: “Ты и твой род – это золотая голова. После тебя восстанет другое царство, ниже твоего, и еще третье царство, которое будет владычествовать над всею землею. А четвертое царство будет крепко и сильно, как железо, которое все укрощает и вырезает всякое дерево. А в последнее время, как глина смешалась с железом, так смешаются люди и не будут единодушны и постоянны. И в те дни Господь Бог воздвигнет другое царство, которое получат святые Всемогущего Бога, и царство это не будет передано другому народу; потому что Бог сокрушит и разрушит все царства земли, а это [царство] будет стоять вечно” 227 . 4 . Об этом царстве упоминает и Павел в послании к Коринфянам: Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои 228 . В этом царстве святые скажут: я возрадовался, о чем мы уже слышали 229 . В этом царстве [Господь] обрящет сохраняющих неповрежденную веру, о которых Он говорит, что они стоят на стеклянном море, держа гусли и чаши 230 , что означает, что, твердо стоя в своем крещении и имея исповедание в своих устах, они возрадуются здесь. 5 . В этом царстве, как обещал [Господь] Своим рабам, всякий, кто оставит отца, или мать, или брата, или сестру, ради имени Моего, и ныне получит вознаграждение во сто крат, и в будущем наследует жизнь вечную 231 . В этом царстве все, кто лишен имущества ради имени Господа, все убитые из-за различных преступлений и заточений, – ведь перед пришествием Господа святые пророки были побиваемы камнями, убиваемы, и рассекаемы 232 , – воспримут свою награду, то есть венцы и небесные богатства.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktorin_Petav...

Во второй год царствования Навуходоносору снился сон, который сильно встревожил его, но который в то же время вышел у него из памяти. Царь созвал тайноведцев, гадателей и чародеев вавилонских и потребовал, чтобы они сказали ему сновидение его и истолковали его, и прибавил: «Если не скажете мне сновидение и значение его, то в куски будете изрублены, и дома ваши обратятся в развалины». Когда тайноведцы не могли исполнить его требования, он приказал истребить всех мудрецов вавилонских 495 . И стали искать Даниила и товарищей его, чтобы и их убить с другими мудрецами. Даниил со своими друзьями помолился Богу, и Господь открыл ему в ночном видении тайну сна Навуходоносора. Тогда Даниил приведен был к царю и сказал ему: «Тайны, о которых спрашивает царь, не могут открыть мудрецы, но есть на небесах Бог, Который открыл царю, что будет в следующие дни. На ложе твоем, царь, ты думал о том, что будет после этого. Открывающий тайны показал тебе то, что будет. Царь! Ты видел огромного истукана. Голова у этого истукана из золота, грудь его и руки из серебра, чрево и его бедра медные, голени железные, ноги его частью железные, а частью глиняные. Наконец, ты видел, как оторвался сам собой от горы камень, ударил в истукана и разбил его в прах, который рассеян был ветром; а камень, разбивший истукана, стал великой горой и наполнил всю землю. Вот сон. Теперь скажем значение его. Царь! Ты – царь царей, ты – эта золотая голова. После тебя будет другое царство 496 , ниже твоего, потом третье царство медное 497 . Царство четвертое будет крепко, как железо, будет раздроблять и сокрушать все. Ноги, частью железные, частью глиняные, означают, что царство это будет разделено и будет частью крепкое, частью слабое 498 . Камень означает царство вечное, которое воздвигнет Бог, и которое разрушит все царства» 499 . Выслушав это, Навуходоносор пал на лицо свое, поклонился Даниилу и сказал: «Истинно Бог ваш есть Бог богов», – сделал Даниила начальником над мудрецами вавилонскими и оставил при дворе своем, а трех товарищей его – правителями страны вавилонской ( Дан. 2 ). Анания, Мисаил и Азария в пещи огненной

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Он может произвести не только те блага, каких мы ожидаем и надеемся (получить), но и гораздо большие и бесконечно ценнейшие. Поэтому и Павел говорит: «а Тому, Кто... может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем» ( Еф. 3:20 ). Разве Он не мог, в самом деле, сначала же не допустить трем отрокам подвергнуться искушению ( Дан. 3 )? Мог, но не пожелал, чтобы доставить им через это большую выгоду. С этой целью Он допустил и то, чтобы они были преданы в руки иноплеменников, и чтобы печь была разожжена до несказанной степени, и чтобы гнев царский пылал сильнее печи, и чтобы крепко связаны были их руки и ноги, и чтобы, наконец, ввергнуты они были в огонь; и когда все, созерцавши их, отчаялись в их спасении, тогда-то нежданно и вопреки всякой надежде проявилось чудное дело превосходнейшего Художника – Бога, и просияло с превосходною силою. Именно – огонь связывался, а узники разрешались; печь сделалась храмом молитвы, источником и росою, и стала почетнее царских дворцов – и над огнем, этой всепожирающей силой, которая преодолевает и железо, и камни, и побеждает всякое вещество, одержала верх природа волос. И здесь стоял согласный хор святых, призывавших всю тварь, и небесную и земную, к дивному песнопению: они пели, воссылая благодарственные гимны за то, что были связаны, за то, что – насколько это зависело от врагов – были сжигаемы, за то, что были изгнаны из отечества, за то, что стали пленниками, за то, что были лишены свободы, за то, что сделались не имеющими городов, бесприютными и переселенцами, за то, что жили в чужой и иноплеменной земле, – таково свойство благодарной души. И вот, когда и злодеяния врагов были кончены (что еще могли бы они предпринять после смерти?), и добродетель борцов проявилась во всей своей полноте, когда сплетен был для них венец, собраны были награды, и ничего уже не осталось больше для их прославления – тогда-то именно бедствия и устраняются, и тот, кто возжег печь и предал отроков столь великой муке, начинает дивно прославлять этих святых борцов и делается вестником необычайного чуда Божия, посылает во все стороны вселенной письма, полные хваления, повествуя в них о случившемся, и делается таким образом достоверным вестником чудес дивнотворца Бога, потому что если он сам (прежде) был врагом и неприятелем, то писанное им не возбуждало уже к себе подозрения и у врагов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Немессианские пророчества . Другие библейские пророчества тоже содержат конкретные предсказания. Рассмотрим такие примеры: Дан. 2:37–42 : последовательность великих мировых империй. Удивительнейшим библейским предсказанием является последовательность мировых империй – Вавилонской империи, Мидийско-Персидской, греческой (эллинистической) и Римской – перечисленных в пророчестве Даниила. Истолковывая сон вавилонского царя Навуходоносора о металлическом истукане, пророк сказал царю: «Ты, царь, царь царей [...] Ты – это золотая голова! После тебя восстанет другое царство, ниже твоего, и ещё третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землёю. А четвёртое царство будет крепко, как железо; ибо как железо разбивает и раздробляет всё, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать» ( Дан. 2:37–40 ). Это пророчество настолько точно и реалистично, что даже негативные критики согласны – Даниил говорил о последовательности: Вавилон, Персия, Греция, Рим. Критики пытаются избежать сверхъестественных объяснений пророчества, заявляя, будто бы данные слова были написаны постфактум, примерно в 165 г. до Р. Х. Но реальных оснований для такого заявления нет. Персидский царь Кир. Одно из самых конкретных ветхозаветных пророчеств указало на персидского царя Кира ещё до его рождения. Это Ис. 44:28; 45:1 : «[Господь] говорит о Кире: пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: «ты будешь построен!» – и храму: «ты будешь основан!» Так говорит Господь помазаннику Своему Киру: Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе пароды, и сниму поясы с чресл царей, чтоб отворялись для тебя двери, и ворота не затворялись». Это предсказание было сделано лет за 150 до того, как Кир вообще родился (см, Книга Пророка Исаии: ещё один Исаия). Поскольку Исаия жил приблизительно в 740–690 гг. до Р. Х. ( 4Цар. 25:1–21 ), а Кир издал свой указ о возвращении Израиля из плена не ранее 536 г. ( Езд. 1 ), никаким доступным для человека способом сам по себе Исаия не мог бы ничего узнать ни об имени Кира, ни о его делах. Попытки критиков разделить Книгу Исаии на две части и отнести пророчество к более поздней дате лишены оснований (см. Книга Пророка Исаии: ещё один Исаия) и представляют собой косвенный комплимент этому предсказанию за его точность и конкретность.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Я сораспялся Христу, и Христос, живой и в распятии, жизнью Своею меня исполнил: стал жить во мне . Теперь уже не я живу, но живет во мне Христос. Это не нравственно только , в том смысле, что я Ему всецело предан и всё Ему посвящаю – и мысли, и чувства, и дела, и слова и внешнее мое всё, как и внутреннее,– ничего для себя не загадываю, всё для Него – так что меня будто нет, а есть только Он во мне, и угождать Ему единственная моя забота; но и самим делом, существенно, Он во мне ». Так у великого Апостола. Но бывает ли это с заурядными христианами, не призванными к великому служению учительскому? …Да даст вам (Отец Господа Иисуса Христа) по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши… ( Еф. 3, 16–17 ),– вот пожелание Апостольское христианам Ефеса. Преосвященный Феофан сопоставляет с этим пожеланием Апостола обетование Самого Господа и приводит слова Господни: »Кто имеет заповеди Мои, и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюся ему Сам. ( Ин. 14, 21 )...Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. (-23). Когда вкоренится в вас любовь, тогда проявится в вас полнота вселения Христова ,– Он исполнит вас , как огонь преисполняет железо. И все узрим живущего в вас Христа .– Этого желаю вам; об этом, преклоняя колена, молюсь к Отцу Небесному».– Так излагает мысль Св. Апостола Павла еп. Феофан. Он же в своем толковании на 1Кор, 1, 20, говоря о слове крестном, замечает: «Спасительности его отвергать нельзя, ибо опыты этого у всех перед глазами : слышат слово крестное, веруют, принимают крещение и являются новой тварью; новыми себя ощущают, новыми видят их другие... " Говоря далее о принявших проповедь о кресте, еп. Феофан поясняет их душевное состояние: « Подлинно они удостоверялись в сей силе и премудрости , когда в крещении спогребались распятому Господу и вкушали спасительность креста».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

Если я будильник не поставлю, просплю до двенадцати. Никакой привычки не вырабатывается. Хотя, я уверен, если бы это касалось дела недуховного, не ради Христа, а ради здоровья, или чтобы бегать с утра, или чтобы успеть больше сделать мирских дел, то вставал бы я в шесть и все было бы нормально. Я бы привык, выработалась бы у меня такая привычка. Здесь и коренится та страсть, на которую бес и опирается. Все духовное для нас тяжко, трудно и безрадостно, то есть в обычном нашем состоянии не доставляет нам удовлетворения. Но, когда мы благодатью Божьей из него вырываемся, тогда и нам, грешным, перепадают крупицы духовной радости. По научению беса мы легко спускаемся вниз по лестнице, с верхних ступенек на нижние. С самых высоких дел: молитвы, духовного чтения, размышления духовного – на более низшие ступени. Переходим с Марии на Марфу. Вспомним евангельскую историю о том, как Христос пришел в дом к сестрам Марфе и Марии. Марфа стала трудиться, чтобы приготовить стол, а Мария сидела при ногах Христа и слушала слово Его. Возмущенная Марфа говорит Христу: «Господи! Или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить?» Праведная Марфа не потому так сказала, что ей оставили много работы, а потому, что она не понимала, как Сама Праведность, пришедшая к ним в дом, не замечает такой явной несправедливости, почему Христос молчит. «Скажи ей, чтобы помогла мне». А Он ей отвечает: «Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее» ( Лк. 10, 38–42 ). С тех пор Марфа и Мария являются в духовной жизни определенными образами 112 . Делание Марии – высшее спасительное дело, а делание Марфы – тоже спасительное, но уровнем ниже. Бес уныния изначально пытается нас свести с высшего уровня на низший. Вот что сказал об унынии преподобный Иоанн Лествичник : «Уныние есть расслабление души, изнеможение ума, пренебрежение иноческого подвига, ненависть к обету, ублажатель мирских, оболгатель Бога, будто Он немилосерд и нечеловеколюбив; в псалмопении оно слабо, в молитве немощно, в телесном же служении крепко, как железо, в рукоделии безленостно, в послушании лицемерно» (Слово 13, гл.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Вольнолюбивые Греки могли возмущаться и против Македонского героя и только в великой личности его было основание силы и связи государства. И царство четвертое, еже будет крепко аки железо и проч. (ст. 40–43). В изъяснении этого места, толкователи между собою разногласят: одни относят пророчество к Сирийско–Египетскому преобладанию над Иудеею, другие к Римскому царству. Но, не останавливаясь на их взаимных пререканиях, исследуем смысл пророчества просто, по правилам здравой герменевтики. Вникая в самое это место, находим, что в нем изображается какое–то враждебное церкви владычество или один из видов мирского преобладания над областию церкви: ибо здесь обозначается одно четвертое царство в ряду и числе преобладающих над церковию или враждебных церкви мирских царств. И следовательно, когда символ этого четвертого преобладания разделяется на две части – одну часть из одного железа – голени железны, и другую часть из железа и глины вместе – ноги и пальцы железно-скудельные: то этим Пророк не разделяет четвертого царства на два преемственных владычества. Он даже не показывает двух, следующих одно за другим, видоизменений четвертого царства, дающих ему совершенно различный характер в двух разных периодах. Пророк сначала указывает только на упругий и жестокий характер этого владычества: «и царство четвертое будет жестко как железо. Как железо разбивает и раздробляет все, и оно, подобно всесокрушающему железу, будет все раздроблять и сокрушать» (ст. 40). Понятие железа указывает на характер этого преобладания над церковию, как выше понятия золота, сребра, меди. Далее, из сновидения открывает Пророк духом состав того же преобладающего над церковию владычества из двух разных элементов – одного более жесткого и твердого, другого более мягкого и рухлого, – состав, сообщающий четвертому царству двоякость, но единовременную и совместную, а не предполагающую двух следующих одно за другим состояний этого царства: «а что ты видел, ноги и персты частию глиняные, частию железные, это значит, что царство будет разделено, и частию в нем будет твердость железная, поскольку ты в смеси видел и железо.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010