Пролог, 9.... и тому снова подпали... унынию ( κηδμ) – Уныние есть одна из восьми страстей. Учение о восьми основных страстях вошло в христианскую аскетику из произведения учителя Палладия Евагрия, известного под названием «О восьми помыслах к Анатолию» (сочинение «О восьми духах зла», известное под именем прп. Нила, часть рукописей также приписывает Евагрию), откуда оно заимствовано прп. Иоанном Кассианом , и затем прочими аскетическими писателями, в том числе и прп. Иоанном Лествичником . Уныние, как часто указывается святыми отцами, – самая опасная страсть, уничтожающая плоды монаха, в особенности борющая пребывающих в уединении (см. в «Лествице» (13.4): «Мужу, пребывающему в безмолвии, оно всегдашний сожитель» [PG 88, 860 А]), что является одной из главных причин тому, что такие церковные писатели, как св. Василий Великий , отдают предпочтение киновии перед пустынножительством. Уныние имеет свойство беспокоить подвижников особенно около шестого часа, «как лихорадка какая, в определенные часы нападающая на больную душу со своими всерасстраивающими действиями ( Иоанн Кассиан . Обозрение духовной брани 109 //Добротолюбие 2004. Т. II. С. 86). Евагрий также пишет: «Бес уныния, который также называется «полуденным бесом», есть самый тяжелый из всех бесов» (Слово о духовном делании 12; PG 40, 1273В; рус. пер.: Евагрий 1994. С. 97). Уныние не следует смешивать с печалью, как это часто делается в связи с бытовым употреблением этого слова, подразумевая под ним некую «депрессию». Проявление этой опасной страсти тонко и многообразно и более близко к рассеянности и лености, но не физической, а духовной: «Итак, главное, что производит в нас дух уныния, есть то, что он разленивает, от дел отбивает и праздности научает» ( Иоанн Кассиан . Там же. С. 89). В сочинении «О восьми духах зла» уныние названо «изнеможением ( ατονα) души» (PG 79,1157D; рус. пер /.Добротолюбие 2004. Т. II. С. 320 – под именем Нила Синайского ). Прп. Иоанн Лествичник описывает в «Лествице» (13.2) действие уныния так: «...в псалмопении оно слабо, в телесном же служении крепко как железо, в рукоделии безленостно... " (PG 88,860А). Прп. Иоанн Кассиан перечисляет следующие его «всерасстраивающие действия»: «Ужасание от места, отвращение к келии и презрение к братьям, с ним живущим [то есть инокам, одержимым унынием]» (Добротолюбие 2004. Т. И. С. 67). Борьба с духом уныния представляет для инока наиболее тяжкую брань. «Каждая из прочих страстей побеждается одною какою-либо противною ей добродетелью; уныние же для инока есть всепобеждающая смерть» (Лествица 13.9; PG 88, 860С). Но ничто не доставляет больше венцов. Оружием же против уныния прп. Иоанн Лествичник называет рукоделие, память о смерти и молитву с упованием (PG 88, 860А). Также уныние побеждается, как было указано выше, общежительным устроением.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

А если будешь низко о себе думать, то напомню тебе, что ты Христова тварь, Христово дыхание, Христова честная часть, а потому вместе небесный и земной, приснопамятное творение – созданный бог, через Христовы страдания шествующий в нетленную славу. Поэтому не угождай плоти, чтобы не полюбить до излишества настоящую жизнь. Но старайся сооружать прекраснейший храм, потому что человек есть храм великого Бога. И тот сооружает собой этот храм, кто отрешается от земли и непрестанно шествует к небу. И этот-то храм советую тебе охранять так, чтобы он благоухал от всех твоих дел и слов, чтобы всегда пребывал в нем Бог, чтобы он всегда был совершен – и притом существенно, а не наружно. Не раскрашенный, разноцветный и блещущий поддельными красотами корабль веди по морскому хребту, но крепко сколоченный гвоздями, удобный для плавания, искусно оснащенный руками художника и быстро движущийся по водам (2). Кто я был? Кто я теперь? И чем буду по прошествии недолгого времени? Куда приведешь и где поставишь, Бессмертный, великую тварь, ежели есть великое между тварями? А по моему мнению, мы ничего не значащие однодневные твари и напрасно поднимаем высоко брови, ежели в нас одно только и есть, что видят люди, и ничего не имеем мы, кроме гибнущей жизни. Телец, едва оставил недра рождающей, уже и скачет, и крепко сжимает сладкие сосцы, а на третьем году носит ярмо, влачит тяжелую колесницу и могучую выю влагает в крепкий навыйник. Пестровидный олень едва из матерней утробы и тотчас твердо становится на ноги подле своей матери, бежит от кровожадных псов и от быстрого коня, скрывается в чащах густого леса. Медведи, порода губительных вепрей, львы, равный в скорости ветру тигр и рыси лишь в первый раз завидят железо, тотчас у них ощетинилась шерсть и с яростью бросаются они на сильных звероловов. Недавно еще покрытый пухом птенец, едва оперился – и высоко над гнездом кружится по просторному воздуху. Золотая пчела только оставила пещеру, и вот строит себе противоположную обитель и дом наполняет сладким плодом – а все это труд одной весны. У всех у них готовая пища, всем пир дает земля. Не рассекают они ярого моря, не пашут земли; нет у них хранилищ, нет виночерпцев. И быстролетную птицу питают однодневная работа. А огромный лев, как слыхал я, растерзав зверя, им умерщвленного, гнушается остатками своего пира. Притом сказывают, что он попеременно в один день вкушает пищу, а в другой одним питием прохлаждает жадную гортань, чтобы приучить к воздержности чрево. Так жизнь их не обременена трудами. Под камнем или ветвями всегда готовый у них дом. Они здоровы, сильны, красивы. Когда же смирит болезнь, беспечально испускают последнее дыхание, не сопровождают друг друга плачевными песнями и друзья не рвут на себе волос. Скажу еще более: они бестрепетно теряют жизнь; и зверь, умирая, не боится никакого зла.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Ст. 10. Но убо се зверие (т. е. бегемот) у тебе, траву аки волове ядят 70 . Иов должен был узнать, что для него невозможно единоборство с Богом; посему Господь обращает его внимание на представителя величайшей мускульной силы – такого зверя, который, по дивно устроенной природе своей, одинаково страшен и неодолим, как для животных, обитающих на суше, так и живущих в воде. По-видимому, это – вол, он ест травы; но по условиям своего существования, это – обитатель рек, озер и болот. Это – страшный бегемот. Ст. 11. Се убо крепость его на чреслах, сила же его на пупе чрева. «Тяжелое, толстое тело бегемота вытянуто в длину, почти равно – круглое (цилиндрическое), только в средине оно несколько утолщено; живот по средине висит так низко, что касается земли, когда бегемот идет по тинистой почве на своих несоразмерно – коротких ногах. На болотистых берегах рек (в Африке) можно часто видеть следы бегемота в виде широких ям (около 2 ф. глуб.) по обеим сторонам широкой борозды: ямы остаются от ног, а борозда – от живота его, волочившегося по мягкой почве. Иногда эти следы можно проследить более, чем на четверть мили» 71 . От. 12. Постави , ошиб (хвост) яко кипарис, жилы (νερα) же его (яко уже, т. е. веревка) сплетены суть. Короткий и тонкий хвоста, бегемота сплюснут с боков и на конце усажен короткими щетинами в роде проволок. Поднятый вверх, он стоит прямо и твердо как ствол кипариса. Если может быть так крепок хвост ( – обыкновенно слабый член тела), то как же крепки нервы в хребте этого животного? они подобны сплетеной веревке, которую перервать невозможно. Ст. 13, Ребра ею, ребра медяна, хребет же его железо слияно. Основание телесного состава (организма) – кости бегемота несокрушимы: ребра не ломаются, а хребет, к которому они прикреплены, не гнется, как будто это труба, вылитая из железа. Ст. 14. Сиесть (это) начало создания Господня: сотворен поруган быти ангелы его (Господа). Тело бегемота так крепко, сила его так велика, а потому и страх пред ним столь силен, что он может быть признан представителем животного царства: его могут одолеть только «Ангелы Божии», которые могут «смирить и угасить всякого нечестивого» (ст. 6); ибо Господь одарил ангелов высшим могуществом, почему им покорно служат даже самые стихии – воздух, огонь, вода (ср. Быт. 19:1. 13. 24 – 25 ). Но Иов отнюдь не может «наругаться» над бегемотом, как над побежденным врагом, повалить его и топтать ногами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

(40) И царство четвертое будет крепко аки железо, якоже железо стончевает и умягчает вся. Это - Александр, победитель всех народов. Как железо преодолевает всякое тело, так он попрал и покорил всех властителей, князей и царей. (41) И персты ножнии, часть убо некая железна, часть же некая глиняна. Это - десять царей, восставшие в царстве греческом, из которых одни крепки и сильны, как железо, а другие малы и бессильны. Хотя они вступят между собой в союзы; но, поелику не будет у них единодушия и любви; то Пророк говорит о них: (43) смешены будут в племени человечи, и не будут прилепляющеся сей к сему, якоже железо не смешается с глиною. (44) Возставит Бог небесный царство, еже во веки не разсыплется. Царство сие не иудейскому народу дано будет. Хотя таинственно и предначертано было оно в Маккавеях, которые уничижили царство Греков; но в самой действительности исполнилось сие пророчество на Господе нашем. (45) Отсечеся камень без рук, т.е. Господь наш, Который родился в уничижении и подобно камню отсечен от горы, т.е. произошел от племени Авраамова. Гора знаменует и святую Деву, от которой отсечен камень без рук, т.е. неискусобрачно. (35) И наполни всю землю. Это говорит Пророк об евангелии, которое распространено во все концы мира. (46) Тогда царь Навуходоносор восстал с престола своего, паде на лице, и поклонися Даниилу. (48) И постави его князя, и сказал: кто видел подобного сему? в нем дух святых богов Так, царь поклонился юноше, и притом пленнику и рабу и воскурил фимиам тому, кто обитал в Данииле, т.е. духу святых, живущему в нем. Глава 3 (1) Навуходоносор царь сотвори тело златое великое: и постави е на поли Деире, во стране Вавилонстей: т.е. поставил на таком месте, которое было бы достаточно для множества народа, собранного на праздник в честь сооруженного тела. (2) И посла собрати воеводы, то есть, собрать все народы, которые готовы были богов своих заменить сим кумиром, и поклоняться ему так же, как и своим идолам. (20) И царь повелел мужем сильным крепостию (21) и окова Седраха, Мисаха и Авденаго. Царю было донесено, что Данииловы товарищи не поклоняются кумиру; и тот, кто сказал Даниилу: Бог ваш, Той есть Бог богов (2:47), теперь угрожает отрокам, что ввергнет их в огонь, и говорит: (15) и кто есть Бог ваш, Иже измет вы из руки моея?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1085...

7. Кто стяжал страх Божий, тот устранился лжи, имея в себе неподкупного судию — свою совесть. Слово 13. Об унынии и лености 2. Уныние есть расслабление души, изнеможение ума, пренебрежение иноческого подвига, ненависть к обету, ублажатель мирских, оболгатель Бога, будто Он немилосерд и нечеловеколюбив. В псалмопении оно слабо, в молитве немощно, в телесном же служении крепко как железо, в рукоделии безленостно, в послушании лицемерно. 7. Ставшим на молитву сей лукавый дух напоминает о нужных делах и употребляет всякое ухищрение, чтобы только отвлечь нас от собеседования с Господом. 12. Ничто столько венцов не доставляет иноку, как уныние. Слово 14. О любезном для всех и лукавом владыке — чреве 3. Чревоугодие есть изобретатель приправ, источник сластей. 5. Насыщение есть мать блуда; а утеснение чрева — виновник чистоты. 7. Монах-чревоугодник веселится о субботе и о воскресном дне, во время поста считает, сколько осталось до Пасхи, и за много дней до нее приготовляет снеди. Раб чрева рассчитывает, какими снедями почтить праздник, а раб Божий помышляет, какими бы дарованиями ему обогатиться. 12. Вникнем и усмотрим, что многие из яств, которые пучат живот, возбуждают и движения похоти. 18. Будем укрощать чрево помышлением о будущем огне. 20. Кто служит своему чреву и между тем хочет победить дух блуда, тот подобен угашающему пожар маслом. 30. Глава страстей есть объедение. 33. Пост есть насилие естества, отвержение всего, что услаждает вкус. Слово 15. О нетленной чистоте и целомудрии, которое тленные приобретают трудами и потами 1. Чистота есть усвоение бестелесного естества. 7. Целомудрен, кто навсегда стяжал совершенную нечувствительность к различию тел. 12. Не тот чист, кто сохранил нерастленным сие бренное тело, но тот, кто члены его совершенно покорил душе. 20. С новоначальными телесные падения случаются обыкновенно от наслаждения снедями; со средними они бывают от высокоумия и от той же причины, как и с новоначальными, но с приближающимися к совершенству они случаются только от осуждения ближних.

http://pravoslavie.ru/92414.html

107. Сон Навуходоносора Навуходоносору снился сон, от которого возмутился дух его. Царь велел созвать тайноведцев и чародеев, чтобы они рассказали ему сновидение, которое он позабыл, и объяснили его. Так как царь позабыл, что видел во сне, то вавилонские мудрецы ничего не могли сказать ему, и он велел истребить их всех. Когда вышло это повеление, искали Даниила и его товарищей, чтобы умертвить и их. Но Даниил пошел, попросил у царя времени и обещал представить ему толкование сна. Тайна эта была открыта Даниилу в ночном видении Богом. После этого Даниил пришел опять к царю и сказал ему, что сон его и видения были следующие. Царь думал о том, что будет, и Бог, открывающий тайны, сказал ему, что будет. Царю приснился какой-то большой истукан, он стоял пред ним в чрезвычайном блеске и вид его был страшен. У этого истукана голова была из чистого золота, грудь и руки из серебра, чрево и бедра – медные, голова железная, а ноги частью железные, частью глиняные. Камень оторвался от горы без содействия человеческих рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. Тогда все раздробилось; железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, ветер унес их и следа не осталось от них, а камень, разбивший истукана, начал расти, сделался великою горою и наполнил землю. Даниил объяснил этот сон так. Ты, говорил он Навуходоносору, царь царей, которому Бог небесный даровал царство, власть, силу и славу, ты золотая голова. После тебя восстанет другое царство, ниже твоего (мидо-персидское) – серебряное, и еще третье царство, медное (здесь разумеется царство, Александра Македонского), которое будет царствовать над землею. А четвертое царство (здесь разумеется царство римское) будет крепко, как железо. Как железо разбивает и раздробляет, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать. Ноги и пальцы частью глиняные, частью железные – это значит, что железное царство будет разделено и в нем останется несколько крепости железа; но так как в нем была и глина, то оно и будет частью крепкое, а частью хрупкое. В дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое во веки не разрушится, оно раздробит и сокрушит все царства, а само будет стоять вечно (здесь разумеется царство Христово). Навуходоносору понравилось это сообщение о сне и толкование его, и он дал Даниилу большие подарки и поставил его начальником над всею областью Вавилонской и над всеми мудрецами вавилонскими. По просьбе Даниила царь поставил и его товарищей, Ананию, Азарию и Мисаила, начальниками в стране Вавилонской; а Даниил остался при царском дворе. Читать далее Источник: Священная история Ветхого и Нового завета: Для детей мл. возраста/Сост. свящ. Михаил Фивейский, законоучитель Моск. муж. гимназии В.Д. Касицына. - Москва: тип. И.Д. Сытина, 1910. - 288 с., 2 л. карт.: ил.; 20. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Fivejsk...

Тело едино, велие… глава его от злата чиста (Дан. 2:31–32). Златая глава есть царство Вавилонское. Это согласно со сказанным: Чаша златая Вавилон в руце Господни (Иер. 51:7). Перси и мышцы его сребряны  — это царство Мидян. Чрево и стегна медяна  — это царство Персидское. Голени железны  — это царство Александра. Нозе, часть убо некая железна и часть некая скудельна (Дан. 2:33), — это суть десять царей, восставших после Александра. Ты еси глава златая . Так Даниил, начиная истолкование сна, говорит Вавилонскому царю: ты еси глава златая (Дан. 2:38). Поскольку Навуходоносор думал, что ни один из самых могущественных царей не может ниспровергнуть царство Вавилонское, то пророк говорит: царство другое меншее , то есть царство Мидян, восстанет и сокрушит ваше царство. Царство же третие… соодолеет всей земли (Дан. 2:39). Всей землей возобладает царство Кира, царя Персидского. И царство четвертое, еже будет крепко аки железо: якоже железо стончевает и умягчает вся (Дан. 2:40). Это — Александр, победитель всех народов. Как железо проникает во всякое тело, так он попрал и покорил всех властителей, князей и царей. И персты ножнии, часть убо некая железна, часть же некая глиняна (Дан. 2:42). Это — десять царей, восставших в царстве Греческом, из которых одни крепкие и сильные, как железо, а другие — малые и бессильные. Хотя они вступят между собой в союзы, но, поскольку не будет у них единодушия и любви, то пророк говорит о них: смешены будут в племени человечи, и не будут прилепляющеся сей к сему, якоже железо не смешается со глиною (Дан. 2:43). Возставит Бог небесный царство, еже во веки не разсыплется (Дан. 2:44). Царство это не народу Иудейскому дано будет. Хотя таинственно и предначертано было оно в Маккавеях, которые уничижили царство Греков, но в действительности исполнилось это пророчество на Господе нашем. Отсечеся… камень без рук (Дан. 2:45), то есть Господь наш, Который родился в уничижении и, подобно камню, отсечен от горы, так как произошел от племени Авраамова. Гора знаменует и Святую Деву, от Которой отсечен камень без рук, то есть неискусобрачно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Это-то мидо-персидское царство, заступившее место вавилонского и объединенное в лице блестящего представителя своего Кира, при котором главным образом достигло мирового значения, и есть второе, «серебряное» царство, возвещенное Навуходоносору в сновидении его. Следующее преемственное за ним царство, представленное под образом медного туловища истукана, по своему внешнему блеску будет уступать обоим первым, но по силе и могуществу значительно превзойдет их: оно «будет владычествовать над всею землею». Это – царство греческое ( Дан. 8:20–21 ; ср. 11, 2–3), вернее, греко-македонское, блестящее царство Александра В., покорившего при Дарии Кодомане мидо-персидское царство, «прошедшего до пределов земли», «собравшего весьма сильное войско и господствовавшие над областями и народами и властителями», заставившего «землю умолкнуть пред ним» ( 1Мак. 1:1–4 ). Как вавилонское царство пророк сосредоточил в личности одного Навуходоносора, так и греко-македонское царство в сущности держалось гениальною личностью одного Александра В., хотя исторически оно существовало, правда в разделенном уже виде, и при преемниках его. Наконец, четвертое царство представлено под образом голеней железных и ног частью железных, частью глиняных истукана. Это царство, по словам пророка, «будет крепко, как железо»; «подобно всесокрушающему железу, и оно будет все раздроблять и сокрушать»; вместе с тем, это – «царство разделенное, частью крепкое (как железо), частью хрупкое (как глина)». Качества эти принадлежат царству римскому, действительно «крепкому, как железо», «раздроблявшему и сокрушавшему» все, встречавшееся ему на пути к достижению всемирного господства, наложившему свою руку на бывшие владения Александра В., которых не могли отстоять слабые его преемники. Поставивши задачею для себя стремление к обладанию, царство это действительно достигло всемирного по тому времени господства. Составленное из множества покоренных стран, областей и наций, оно объединялось под тяжелою рукою Рима; впрочем, само разнообразие этих стран и наций вело только к тому, что отдельные части его чисто-внешним образом сплачивались одна с другой, но не «сливались» друг с другом в один народ, в одно государство.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

Такое объяснение проблематично, т. к. наиболее ранний свидетель этой традиции, Афраат, писал в 330-340 гг., т. е. на неск. десятилетий позже Порфирия. Помимо большого количества цитат и аллюзий, разбросанных по мн. его сочинениям, Книга пророка Даниила занимает особое место в его соч. «О войнах». Афраат использует образный язык Книги пророка Даниила для предсказания поражения царя Персии Шапура II от рим. христ. имп. Константина Великого ( Aphr. Demonstr.//PS. Vol. 1. Pars. 1. Col. 183-238). Первых трех зверей Афраат толкует так же, как в «западной» традиции: Вавилон, Мидо-Персидское царство и Александр Македонский; 4-й зверь - это «сыновья Исава», т. е. Рим, но, продолжает Афраат, «по воцарении Александра Македонского явилось царство греков, так как и сам Александр из греков. Хотя видение третьего зверя исполнилось на нем, однако третий и четвертый един» (Ibid. Col. 220). По-видимому, Афраат пытался совместить 2 интерпретации, в одной из к-рых 4-е царство - Греция, а в другой - Рим. Он считал, что небольшой рог - это Антиох, но при этом отвергал понимание народа святых как иудеев: «Получили ли сыны Израиля Царство Всевышнего? Да не будет! Взошел ли этот народ на облака небесные? [Нет,] они лишились этого» (Ibid. Col. 225). Обозначение Афраатом римлян как «сыновей Исава» имеет параллель в Агаде , где оно получило отрицательную коннотацию ( Pierre M. -J. [Comment.]// Aphraate le Sage Persan. Les exposés. P., 1988. T. 1. P. 336. Note 24. (SC; 349)), в то время как Афраат предсказывал непобедимость Римского царства вплоть до Второго пришествия ( Aphr. Demonstr.//PS. Vol. 1. Pars. 1. Col. 233). При описании Римской державы он использует Дан 2. 40: «А четвертое царство будет крепко, как железо; ибо как железо разбивает и раздробляет все, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать», однако при этом испытывает трудности при попытке объяснения следующих стихов, где говорится о том, что железо будет смешано с глиной, т. е. предсказывается, по-видимому, ослабление или разделение Римского царства. По его мнению, поскольку, «собравшись в столицу, сыновья Исава держат совет и на нем поставляют главу государства», а «правящий царь уничтожал семя предшествующего ему царя, и они не преемствовали друг другу», то рим. царь не причастен семени человеческому, т. е. глине, но «смешивается он с корнем царства, что из железа» (Ibid. Col. 208-209).

http://pravenc.ru/text/171183.html

Толкование Св. Иоанна Златоуста основывается и подтверждается книгой Пророка Даниила ( Дан.2–7 ) и Апокалипсисом ( Откр.17 ). В книге Даниила Сам Святой Дух говорит устами пророка о четырех царствах, имеющих существовать последовательно друг за другом, до скончания мира. Смена царств раскрывается под образом идола, голова которого золотая, грудь и руки серебряные, чрево и бедра медные, голени железные, ноги – частью железные, а частью глиняные. Идол сей означает четыре царства: Ассирийское, Персидское, Греческое и Римское. Как идол имел две голени и из двух различных веществ так Римское царство, изображенное под видом голеней, разделилось на две половины: Восточную и Западную. Восточная часть Римской империи, покоренная Оттоманскими Турками (1453 г.), утратила государственную самостоятельность; западная же останется целой до пришествия антихриста. Даниил так описывает возникновение и падение четырех царств: Тебе, царь, было такое видение: вот, какой-то большой истукан; огромный был этот истукан; в чрезвычайном блеске стоял он пред тобою, и странен был вид его. У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его из серебра, чрево его и бедра его медные, голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные. Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные, частью глиняные ноги его, и разбил их. Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались, как прах на летних туманах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою,и наполнил всю землю». Даниил так толкует этот сон Навуходоносору, царю Ассирийскому: Ты – та золотая голова! Ты, царь, царь царей, которому Бог небесный даровал царство, власть, силу и славу. После тебя восстанет царство ниже твоего,и еще третье царство медное. А четвертое царство будет крепко, как железо… И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое...сокрушит все царства,а само будет стоять вечно ( Дан.2:31–44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/znameni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010