Четвертое царство, так же, как и два предшествовавших, Даниил не называет по имени, а говорит только, что оно «будет крепко, аки железо: якоже железо стончевает и умягчает вся, такожде и то истончит и истнит вся» ( Дан.2:40 ). Изобразив общий характер этого царства под символом железа, как царства жестокого и невыносимо тяжелого по отношению к Царству Божию, пророк открывает далее состав того же преобладающего над Церковью владычества из двух разных элементов: одного более жесткого и твердого, другого – более мягкого, – состав, сообщающий четвертому царству двоякость, но единовременную и совместную, а не предлагающую двух, следующих одно за другим, состояний этого царства ( Дан.2:41–42 ). Наконец, пророк обращает внимание и на образ и способ связи двух составных элементов четвертого царства и видит, что эти два составные элемента царства останутся самостоятельными и между собою несогласными ( Дан.2:43 ). Какое же царство нужно разуметь под этой четвертой и последней частью виденного Навуходоносором тела? Толкования отцов и учителей Церкви, древних и новых ученых различны: одни разумеют под этим царством царство Римское, а другие – владычество Сиро-Египетское 38 . Это последнее толкование нужно считать более правильным, так как оно вполне оправдывается параллельными местами, историей, контекстом речи и явлением Царства Мессии, представленного здесь под образом камня. Параллельные места 7, 8 и, особенно, 11 гл. решительно подтверждают и делают единовременным понимание этого царства в приложении к династии Селевкидов и Птолемеев. Во всех указанных местах вслед за третьей монархией, преемственно следующей и сменяющей ее, но не являющейся ее продолжением, представляется династия Сирийцев и Птолемеев ( Дан.7:7, 8:8, 11:4 ). Далее, состав и взаимное соотношение составных частей четвертого царства, в видении о статуе совершенно тождественно с тем, что говорит Даниил о составе и взаимном соотношении четвертого царства, изображенного у него в 7-ой главе под образом страшного зверя: здесь 10 пальцев или перстов у статуи, а там 10 рогов; как там, так здесь и, особенно, в 11 главе, ясно, что обе стороны, т. е. династия Селевкидов и Птолемеев, будут иметь виды одна на другую, будут соединяться между собою брачными союзами, но всегда останутся враждебными. Из этих параллельных мест видно также, что владычество сириян и египтян будет последним владычеством, враждебным Царству Божию пред его открытием, владычеством, которого удел есть низложение и гибель от вечного Царя, сейчас же за тем грядущего ( Дан.2:44–45, 7:11–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/svjato...

Дан.2:36–37 . Сей есть сон, а сказание его речем пред царем. Ты царю, царь царей. Не из лести сказал это Пророк, но употребил обычное именование; потому что под державою царя были все народоправители, именуемые царями. Ты, царю, царь царей, емуже Бог небесный царство даде крепкое, и державно и честно. Дан.2:38 . Но всяком месте. Не человеческою силою, говорит Пророк, преодолел ты всех, но силою Бога, имеющего небесное царство, давшего тебе сию власть владычествовать над людьми, живущими «во всяком месте», и царствовать. И зверие полстии, и птицы небесныя дал есть в руку твою и поставил тя властелина всем. Зверями называет зверонравно живущих варваров, а птицами – тех, которые украшены благоразумием, выше прочих людей, и парят умом горе. Над всеми ими, говорит Пророк, Бог поставил тебя царем. Посему «ты еси глава златая», то есть, царство твое; потому что Пророк говорит не о лице, но о самом царстве, И по кончине Навуходоносора царствовал у Вавилонян Евилмеродах, а после него Валтасар. А если о лице Навуходоносора сказал Пророк: «ты еси глава златая;» то как разуметь слова: «последи тебе востанет царство другое, меншее тебе?» Ибо сим указывает Пророк не на царствование сыновей его, но на царство Персидское. Посему «глава златая» – не сам Навуходоносор, но все царство Ассириян или Вавилонян. Дан.2:39 . И последи тебе востанет царство другое меншее тебе, царство Персидское. Пророк же называет его меньшим, не как слабейшее, по как второе. И царство третие, еже есть медь, еже соодолеет всей земли. Разумеет царство Македонское; соодолел же всей земли Александр, сын Филиппов, в двенадцать лет царствования покоривший всех людей. Дан.2:40 . И царство четвертое будет крепко аки железо: якоже железо стончевает и умягчает вся, такожде истончит и истнит вся. Разумеет Пророк царство Римское, которое было самое сильное, и можно сказать, преодолело все народы, со всех собирало налоги и дани. Выражая это, Пророк употребил слово: «истончит», а под словом: »истнит " разумел покорность, благочестие и узаконенные гражданские постановления.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Среди чудес пророчества книги Пророков имеют и то диво, что в них, как вещи объясняются словами, так иногда и слова вещами, так что, не только изречения, но и дела должны быть пророчеством. Поэтому теперь говорится: я пришел к пленению, к множеству новых плодов, к тем, которые обитали подле реки Ховар ( Иез.3:15 ) 46 . 1 . Когда надобно было указать, что (Пророк) пришел к пленению, то что была за необходимость обозначать место плодами, в словах: к множеству новых плодов, если не та, что часто и места обозначаются вещами? Так как до времени пророчества Иезекииля протекло уже много лет пленения, и из тех, которые были отведены в плен, многие уже померли, то Пророк приходил с проповедью к детям их. Поэтому и выше ему говорится: сыне человечь, послю тя к дому Израилеву, огорчевающим Мя, иже огорчиша Мя, сами и отцы их отвергошася Мене до днешняго дне. И сынове жестоколичнии, и твердосердечные: Аз послю тя к тем ( Иез.2:3–4 ). Так как многие из них были расположены к вере, и чрез послушание к приношению плодов добродетели, то называются множеством плодов. А что добрые души называются плодами Божиими, об этом свидетельствует другой Пророк, говоря: свят Израиль Господеви, начаток плодов Его ( Иер.2:3 ). Ибо плодами Господними впоследствии соделались и язычники, обратившиеся к вере. Но так как Израиль прежде уверовал в Господа, то Пророк справедливо наименовал его начатком плодов Его. Итак, поскольку Пророк послан был не к прежнему народу, но принес слово детям этого самого народа, то он пришел ко множеству новых плодов. Но что обозначается рекою Ховар, об этом мы уже сказали выше (Бесед. II, ч. 6), чего здесь не повторяем, дабы чрез повторение не произвести отвращения. Далее следует: и я сел там, где они сидели, и пребыл там семь дней, горюя в средине их ( Иез.3:15 ) 47 . 2 . Замечательно, каким сочувствием святой Пророк связует себя с пленным народом, и с горестями его своим спребыванием и горем; потому что корень слова есть сила дела. И от слушающих охотно принимается то слово, которое произносится проповедником с сочувствием душевным. Так, когда железо сваривается с железом, то прежде размягчается, чтобы после одно поддерживало другое. Ибо, если бы оно предварительно не было размягчено, то не могло бы быть крепко связано одно с другим. Так и Пророк сел вместе с плененным народом, и пребыл горюющим в средине его, для того, чтобы, благодатию любви смягчить его до сочувствия к себе, и тотчас поддерживать его силою слова. Но если Израильский народ, который называется домом преогорчевающим, потому что не сознавал виновности своей даже под розгами, никакою скорбию не сокрушал души своей, то Пророк сумел сидеть горюющим среди радующихся, дабы молча показать то, о чем он пришел говорить для вразумления. И прежде нежели начал говорить, он образовал форму слов с того, о чем горюя молчал. Далее следует: и бысть по седмих днех слово Господне ко мне, глаголя.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

Слово 13. Об унынии и лености 1. Уныние часто бывает одною из отраслей, одним из первых исчадий многословия, как мы уже и прежде сказали; потому мы сей порок и поставили здесь, как на месте, приличном ему в лукавой цепи страстей. 2. Уныние есть расслабление души, изнеможение ума, пренебрежение иноческого подвига, ненависть к обету, ублажатель мирских, оболгатель Бога, будто Он немилосерд и нечеловеколюбив; в псалмопении оно слабо, в молитве немощно, в телесном же служении крепко как железо, в рукоделии безленостно, в послушании лицемерно. 3. Муж послушливый не знает уныния, чрез чувственные дела исправляя мысленные и духовные (делания) 4. Общежитие противно унынию, а мужу, пребывающему в безмолвии, оно всегдашний сожитель, прежде смерти оно от него не отступит и до кончины его на всякий день будет бороть его. Увидев келлию отшельника, (уныние) улыбается и, приблизившись к нему, вселяется подле него. 5. Врач посещает больных поутру, а уныние находит на подвижников около полудня. 6. Уныние подущает к странноприимству; увещевает подавать милостыню от рукоделья; усердно побуждает посещать больных; напоминает о Том, Который сказал: «болен... бых, и придосте ко Мне» ( Мф. 25:36 ); увещевает посещать скорбящих и малодушествующих; и будучи само малодушно, внушает утешать малодушных. 7. Ставшим на молитву сей лукавый дух напоминает о нужных делах и употребляет всякое ухищрение, чтобы только отвлечь нас от собеседования с Господом, как обротью, каким-либо благовидным предлогом. 8. Бес уныния производит трехчасовое 48 дрожание, боль в голове, жар, боль в животе; когда же настанет девятый час, дает немного возникнуть; а когда уже и трапеза предложена, понуждает соскочить с одра; но потом, в час молитвы, снова отягощает тело; стоящих на молитве он погружает в сон, и в безвременных зеваниях похищает стихи из уст. 9. Каждая из прочих страстей упраздняется одною, какою-нибудь противною ей добродетелью; уныние же для инока есть всепоражающая смерть. 10. Мужественная душа воскрешает и умерший ум; уныние же и леность расточают все богатство. Но как из всех восьми предводителей злобы дух уныния есть тягчайший, то поступим и с ним по тому же порядку, как с другими; однако прибавим еще следующее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

12. Будучи уязвляемы обличениями, будем воспоминать грехи свои, пока Господь, видя нашу нужду и насилие, какое мы сами себе делаем, благоволит изгладить грехи наши, – и скорби, угрызающие наше сердце, претворит в радость, как говорит о том Псалмопевец: «по множеству болезней моих в сердце моем, утешения Твоя возвеселиша душу мою» ( Пс. 93, 19 ). 13. Блажен, кто, будучи ежедневно укоряем и уничижаем Бога ради, понуждает себя к терпению; он будет ликовать с мучениками, и дерзновенно беседовать с Ангелами. – Кто отвергает от себя праведное или неправедное обличение, тот отвергается своего спасения, а кто принимает оное со скорбью или без скорби, тот скоро получит прощение согрешений. 14. Сын мой! Если ты сначала предашь себя терпению бесчестий, то немного будешь трудиться для приобретения блаженного покоя душевного. 15. Как небольшой огонь смягчает много воска, так и малое бесчестие нередко вдруг смягчает сердце, услаждает его и истребляет всю свирепость его, все бесчувствие и ожесточение. 16. Досады, унижения и все подобные случаи в душе послушника уподобляются полынной горечи, – а похвалы, честь и одобрения – меду. Но полынь очищает всякую внутреннюю нечистоту, а мед обыкновенно умножает желчь. е. Борьба с духом уныния 1. Уныние есть расслабление души, небрежение о подвигах, отвращение от обета; ублажательница мирян, клеветница на Бога, яко бы немилосердого и бесчеловечного; в псалмопении оно нестройно, в молитве немощно, в телесном же служении крепко, как железо, в рукоделии неленостно, на послушания скоро и охоче. 2. Муж, состоящий в послушливом подчинении, не знает уныния; и посредством чувственного преуспевает в духовном. 3. Общежитие – враг уныния, а мужу безмолвнику оно всегдашний сожитель; прежде смерти не отступит оно от него, и до кончины его не перестанет бороть его. Увидев келью отшельника, оно улыбается, и приближась вселяется близ него. 4. Врач посещает больных утром, а уныние – подвижников около полудня. 5. Уныние подущает к странноприимству, и докучает внушениями творить милостыню от рукоделья; усердно тянет посещать больных, приводя на память рекшего: «болен бех и придосте ко Мне» ( Мф. 25, 36 ); неотступно твердит: сходи к скорбящим и малодушествующим, – и, будучи само малодушно, советует утешать малодушных.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

12. Будучи уязвляемы обличениями, будем воспоминать грехи свои, пока Господь, видя нашу нужду и насилие, какое мы сами себе делаем, благоволит изгладить грехи наши и скорби, угрызающие наше сердце, претворить в радость, как говорит о том Псалмопевец: По множеству болезней моих в сердце моем, утешения Твоя возвеселиша душу мою ( Пс. 93, 19 ). 13. Блажен, кто, будучи ежедневно укоряем и уничижаем Бога ради, понуждает себя к терпению: он будет ликовать с мучениками и дерзновенно беседовать с Ангелами. Кто отвергает от себя праведное или неправедное обличение, тот отвергается своего спасения, а кто принимает обличение со скорбью или без скорби, тот скоро получит прощение согрешений. 14. Сын мой! Если ты сначала предашь себя терпению бесчестий, то не много будешь трудиться для приобретения блаженного покоя душевного. 15. Как небольшой огонь смягчает много воска, так и малое бесчестие нередко вдруг смягчает сердце, услаждает его и истребляет всю свирепость его, все бесчувствие и ожесточение. 16. Досады, унижения и все подобные случаи в душе послушника уподобляются полынной горечи, а похвалы, честь и одобрения – меду. Но полынь очищает всякую внутреннюю нечистоту, а мед обыкновенно умножает желчь. Е. Борьба с духом уныния 1. Уныние есть расслабление души, небрежение о подвигах, отвращение от обета ублажитель мирян, клевета на Бога, якобы немилосердного и бесчеловечного, в псалмопении нестройно, в молитве немощно, в телесном же служении крепко, как железо, в рукоделии неленостно, на послушания скоро и охоче. 2. Муж, состоящий в послушливом подчинении, не знает уныния и посредством вещественного преуспевает в духовном. 3. Общежитие – враг уныния, а мужу-безмолвнику оно всегдашний сожитель: прежде смерти не отступит оно от него и до кончины его не перестанет бороть его. Увидев келлию отшельника, оно улыбается и, приближаясь, вселяется близ него. 4. Врач посещает больных утром, а уныние – подвижников около полудня 21 . 5. Уныние подущает к странноприимству 22 и докучает внушениями творить милостыню от рукоделия, усердно тянет посещать больных, приводя на память рекшего: Болен бех и приидосте ко Мне ( Мф. 25, 36 ), неотступно твердит: «Сходи к скорбящим и малодушествующим» – и, будучи само малодушно, советует утешать малодушных.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/azb...

8. «Крупномасштабное исследование духовенства (324 000 респондентов) из 6 900 конгрегаций Австралии, как протестантских, так и католической деноминаций, выявило значительный уровень «выгорания» в этой среде (Kaldor, Bullpitt, 2001). 19% священников, по результатам данного исследования, оказались строго в зоне синдрома «выгорания», 56% признали себя находящимися «на границе» этого состояния. Лишь в пятой доле случаев (21 %) обследуемые показали, что проблема «выгорания» их не затрагивает»//Там же, с. 1. Ср.: Baptist Sunday School Board: ежемесячно около 135 священников в SBC находятся в состоянии профессионального кризиса; в действительности эту цифру следует умножить как минимум в два раза (http://mtmfoundation.org/News/news02.htm). В течение 2006 года 1300 пасторов Южного Баптистского Согласия сложили с себя священнические обязанности (http://www.bpnews.net/bpnews.asp?id=24977). См. также: Charlotte Frank. Priester mit Seelsorgen Burn-out-Syndrom. На этом фоне утверждение С.Мьюза о числе «выгорающих» священников уже не выглядит фантастическим. mit Seelsorgen. Burn-out-Syndrom. Von Charlotte Frank http://www.sueddeutsche.de/jobkarriere/973/464572 Matthias Burisch, p. 39 — 42. Абель, с. 87. Архим. Киприан (Керн). Православное пастырское служение. С. 37 — 38. Un’indagine sul burnout nei presbiteri diocesani. Giorgio Ronzoni. Ardere, non bruciarsi. Studio sul «burnout» tra il clero diocesano. Edizioni Messaggero Padova, 2008. С. Мьюз. Духовенство и кризис: когда человеческих сил недостаточно//Московский психотерапевтический журнал, 2007. 3. с. 12 Абель, с. 31. Добротолюбие. М., 1900. Т. 2, с. 257. «Уныние есть расслабление души, изнеможение ума, пренебрежение иноческого подвига, ненависть к обету, ублажатель мирских, оболгатель Бога, будто он немилосерд и нечеловеколюбив; в псалмопении оно слабо, в молитве немощно, в телесном же служении крепко как железо, в рукоделии безленостно, в послушании лицемерно». Ср.: «Душевная неустойчивость ведет к неутомимой активности, внешне принимающей окраску христианской любви.

http://pravmir.ru/krizis-pastyrskogo-slu...

12. Будучи уязвляемы обличениями, будем воспоминать грехи свои, пока Господь, видя нашу нужду и насилие, какое мы сами себе делаем, благоволит изгладить грехи наши, — и скорби, угрызающия наше сердце, претворит в радость, как говорит о том Псалмопевец: по множеству болезней моих в сердце моем, утешения Твоя возвеселиша душу мою (Пс. 93, 19). 13. Блажен, кто, будучи ежедневно укоряем и уничижаем Бога ради, понуждает себя к терпению; он будет ликовать с мучениками, и дерзновенно беседовать с Ангелами. — Кто отвергает от себя праведное или неправедное обличение, тот отвергается своего спасения, а кто принимает оное со скорбию или без скорби, тот скоро получит прощение согрешений. 14. Сын мой! Если ты сначала предашь себя терпению безчестий, то немного будешь трудиться для приобретения блаженнаго покоя душевнаго. 15. Как небольшой огонь смягчает много воска, так и малое безчестие нередко вдруг смягчает сердце, услаждает его и истребляет всю свирепость его, все безчувствие и ожесточение. 16. Досады, унижения и все подобные случаи в душе послушника уподобляются полынной горечи, — а похвалы, честь и одобрения — меду. Но полынь очищает всякую внутреннюю нечистоту, а мед обыкновенно умножает желчь. е. Борьба с духом уныния. 1. Уныние есть разслабление души, небрежение о подвигах, отвращение от обета; ублажательница мирян, клеветница на Бога, яко бы немилосердаго и безчеловечнаго; в псалмопении оно нестройно, в молитве немощно, в телесном же служении крепко, как железо, в рукоделии неленостно, на послушания скоро и охоче. 2. Муж, состоящий в послушливом подчинении, не знает уныния; и посредством чувственнаго преуспевает в духовном. 3. Общежитие — враг уныния, а мужу безмолвнику оно всегдашний сожитель; прежде смерти не отступит оно от него, и до кончины его не перестанет бороть его. Увидев келлию отшельника, оно улыбается, и приближась вселяется близ него. 4. Врач посещает больных утром, а уныние — подвижников около полудня. 5. Уныние подущает к странноприимству, и докучает внушениями творить милостыню от рукоделья; усердно тянет посещать больных, приводя на память рекшаго: болен бех и приидосте ко Мне (Мф. 25, 36); неотступно твердит: сходи к скорбящим и малодушествующим, — и, будучи само малодушно, советует утешать малодушных.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Аще железо, сей огнь тя чищает, ржы 1184 греховныя 1185 тебе свобождает. Болезни врачевство Врачевство есть болезни и печаль толится, егда кто сболезнуяй кому проявится. Паче, аще есть кому болезнь си сказати, и ту есть нека сила ону утоляти. Брань Брани в мире откуду начало имеют? Яко чюждая люди своити умеют. Два местоимения 1193 : мое се, не твое, кроволитие деют во мире многое. Аще бы речения та в людех не быша, не бы взаим мечами кровей си пролита. 2 Желание богатства 1194 брани возбуждает, увы, главами многих то ся набывает. Тварь 1195 , словесную сущу, меним зле за злато, ничто бо оно, токмо есть желтое блато. 3 Хотяй во благостынях 1196 живот провождати 1197 не может от противных брани не страдати. Егда бо токмо в уме своем предлагает благо жити, абие враг брань начинает. Возбуждает ненависть в своих угодницех, возгнетит 1198 пламень гнева во злых человецех. Наченша правду в суде прилежно хранити правды не хранящий тщатся изгоните. Воздержание вземшу 1199 опилци стужают; кротка мужа гордии люте обхуждают. Правы глаголы мужу тщащуся вещати лживии человеци 1200 тщатся спону дати. Чисто слово из устен аще кто пущает, зла сквернословцев спира тому ся ругает. Имать кто щедру руку милостыню дати, скупец лицемерием начнет клеветати. Тако добродетели от злобы иныя выну страждут наветы и досады злыя. И во правду речеся, что хотящым жити благочестно о Христе, нужда лежит быти Терпящым гонение. Подобне и сие: Житие человека есть искушение, Или паче брань, ибо враг выну ратует, токмо Господь 1201 на него 1202 нам да пособствует. Братство Есть братство крове и братство Христово, лучше же сие есть, нежели ово. В братстве бо крове зла вражда бывает, един другаго часто убивает, Яко же Каин Авеля 1226 убил есть, а Иакова Исав брать 1227 гонил есть; И еже обще прилунится быти, без при и гнева не могут делити. Христово паки братство мирно зело, своя общает друг 1228 другу 1229 весело. Не кровь бо тленна сие сочетает, но любовь вечна крепко содружает. Бремя Хотяй на гору взыти 1230 бремя низлагает

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Скачать epub pdf ОБ УНЫНИИ И ЛЕНОСТИ Уныние есть расслабление души, изнеможение ума, ...ненависть к обету, ...оболгатель Бога, будто Он немилосерден и нечеловеколюбив; в псалмопении оно слабо, в молитве немощно, в телесном же служении крепко, как железо, в рукоделии безленостно, в послушании лицемерно. 2] Мужественная душа воскрешает и умерший ум; уныние же и леность расточают все богатство. Но как из всех восьми предводителей злобы дух уныния есть тягчайший, то поступим и с ним по тому же порядку, как с другими; однако прибавим еще следующее. 10] ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ГРЕХОВНОЙ СТРАСТИ Уныние часто бывает одною из отраслей, одним из первых исчадий многословия, как мы уже и прежде сказали; потому сей порок и поставили здесь, как на месте, приличном ему в лукавой цепи страстей. 1] Уныние происходит иногда от наслаждения; а иногда от того, что страха Божия нет в человеке. 44] Ставшим на молитву сей лукавый дух напоминает о нужных делах, и употребляет всякое ухищрение, чтобы только отвлечь нас от собеседования с Господом, как обротью, каким-либо благовидным предлогом. 7] ПРИЗНАКИ ПОРАЖЕНИЯ ГРЕХОВНОЙ СТРАСТЬЮ Бес уныния производит трехчасовое (т.е, когда поются часы: первый, третий и шестой) дрожание, боль в голове, жар, боли в животе; когда же настанет девятый час, дает немного возникнуть; а когда уже и трапеза предложена, понуждает соскочить с одра; но потом, в час молитвы, снова отягощает в сон и в безвременных зеваниях похищает стихи из уст. 8] Когда нет псалмопения, тогда и уныние не является; и глаза, которые закрывались от дремоты во время правила, открываются, как только оно кончилось. 11] Наблюдай и увидишь, что оно борет тех, которые стоят на ногах, склоняя их к тому, чтобы сели; а сидящих увещевает приклониться к стене; оно заставляет посмотреть в окно келии, побуждает производить стук и топот ногами. Плачущий о себе не знает уныния. 13] КАК БОРОТЬСЯ С ГРЕХОВНОЙ СТРАСТЬЮ Прилежная молитва есть погибель унынию, а память о последнем суде рождает усердие. 194] Муж послушливый не знает уныния, чрез чувственные дела исправляя мысленные и духовные (делания). 3]

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/gre...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010