V. Семейная этика. Такое поведение христианина достигается не его исходом из общества, но ответственной жизнью в мире с его обычными общественными структурами. Это выражено в разделе Послания, в котором перечислены обязанности членов христ. дома (Еф 5. 21 - 6. 9). Уникальность этих увещеваний состоит в том, что в рамки традиц. понимания отношений мужа и жены, родителей и детей и господ и рабов (только как подчинения вторых первым) Послание вносит христ. мотивацию отношений: служение и любовь. В христ. доме все члены семейства должны повиноваться друг другу в страхе Божием (Еф 5. 21), что, однако, не отменяет традиц. субординации. В обширном рассуждении об отношениях мужа и жены сравниваются их отношения с отношениями Христа и Церкви (Еф 5. 22-33). Вначале апостол призывает жен повиноваться своим мужьям, как Церковь повинуется Христу, затем в более пространном рассуждении звучит призыв к мужьям любить своих жен с той же заботливостью, с какой они любят самих себя, и даже более того, любить такой любовью, к-рая готова на самопожертвование, «как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф 5. 25). Цитирование Быт 2. 24 подчеркивает как единство Христа и Церкви, так и единство в браке (Еф 5. 31-32). Внешне роли и обязанности супругов в христ. браке не показывают существенных отличий от того, что практикует большинство людей в мире. Но взаимное повиновение супругов (Еф 5. 21) и главенство мужа как проявление жертвенной любви (Еф 5. 25) придают традиц. отношениям особенный, христ. характер. Увещевание господам и рабам (Еф 6. 5-9) открывается прямым обращением к рабам (что было бы немыслимо для языческих авторов). Апостол обращается к ним как к нравственно ответственным лицам, к-рые являются такими же равноправными членами Церкви, как и их господа. В полном согласии с традиц. представлениями им предписывается повиновение господам и служение им «со страхом и трепетом», как и должно относиться к власти, с сердечной простотой, искренне и усердно. Однако такое отношение должно вытекать из их преданности Христу, и они обязаны помнить, что им воздастся на последнем Суде от Господа по мере того добра, к-рое они сделали в жизни. За этим следует призыв к господам поступать по отношению к рабам так же, как рабы должны поступать по отношению к ним (Еф 6. 9). Господа должны помнить, что они сами - рабы Господа, общего Господина для них и их рабов. Это означало гуманное отношение к рабам, отказ от всякого оскорбительного и унижающего человеческое достоинство обращения, столь обычного в рим. обществе того времени. Необходимость такого отношения господ и рабов подчеркивается напоминанием о том, что у их небесного Господина «нет лицеприятия», для Него нет земных социальных разделений. Мотивация социальных отношений, т. о., исходит из сознания новой идентичности верующего как обновленного во Христе человека.

http://pravenc.ru/text/182055.html

Апостол благодарит Бога за славу, какой Он наделил Свой народ, дав ему «богатство славного наследия Его» (Еф 1. 18). Великое преимущество быть среди «святых» подчеркнуто также в напоминании о языческом прошлом ефесских христиан. Ныне они «уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф 2. 19), т. е. народ Божий. «Святыми» христиане называются также в увещевательной части Послания. Их целью является нравственное совершенство, к к-рому их ведут поставленные Христом служители Его Слова: «И Он поставил одних Апостолами, других - пророками, иных - Евангелистами, иных - пастырями и учителями, к совершению святых...» (Еф 4. 11-12). Напоминание о статусе «святых» должно определить и их поведение: «А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым» (Еф 5. 3). Наконец, слово «святые» употребляется там, где необходимо подчеркнуть принадлежность местной христ. общины полноте Церкви. Говорится «о любви ко всем святым» (Еф 1. 15), о постижении «со всеми святыми, чтó широта и долгота, и глубина и высота» (Еф 3. 18), о молитве за всех «святых» (Еф 6. 18). II. Церковь. Слово κκλησα используется в Е. П. достаточно часто. В греч. языке оно означает «собрание», но в LXX им переводится евр.   - народ завета , собрание Израиля перед Господом. Хотя ап. Павел и раньше иногда использовал слово «Церковь» применительно к христианству в целом, в Е. П. в этом отношении сделан решающий шаг: здесь Церковь не местная, но всегда только универсальная. Слово «Церковь» встречается в Послании 9 раз. Уже в конце молитвы благодарения подчеркивается высокое положение читателей Послания, ибо они принадлежат к Церкви, главой к-рой является Христос, поставленный над всем миром: «...все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви» (Еф 1. 22). Далее говорится о роли Церкви в откровении тайны Божественного замысла о мире, «дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия» (Еф 3.

http://pravenc.ru/text/182055.html

Здесь Апостол дает образ Церкви – Небесного града, храма веры. Это здание «утверждено на основании Апостолов и пророков, видевших издали (пророки), а потом вблизи (Апостолы) истину Христа. Но более глубоким основанием является «краеугольный камень» – Христос Господь. Таким образом, Христос есть глава Церкви ( Еф.1:22 ), Он же её основание ( Еф.2:20 ). Само здание растет за счет все новых живых камней – верующих, и целых народов, пока не придет все к совершенству. В этом здании Церкви члены разные, но «слагаются стройно» ( Еф.2:21 ), т. е. все в ней гармонично и организованно. 3. Откровение тайны Церкви (Еф.3:1–23) Апостол открывает ефесским христианам из язычников великую тайну спасения их через Церковь – тайну, которая не была открыта ранее, в прежние времена, а только теперь возвещается через Апостолов и пророков: «чтобы язычникам быть сонаследниками... и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе» ( Еф.3:6 ). Иудеи были причастниками и наследниками обетования спасения, а язычники теперь стали сопричастниками и сонаследниками того же обетования через благовествование Апостолов ( Еф.3:6 ), среди которых св. Павел называет и себя как «наименьшего из всех святых» ( Еф.3:8 ). На дело благовестия Господь Сам избрал св. Павла, послав его возвещать язычникам «неисследимое богатство Христово» ( Еф.3:8 ). Сокровенность тайны всемирного спасения была такова, что ее не знали даже Ангелы, – только через осуществление его в Церкви они получили ведение этой тайны ( Еф.3:9–10 ; 1Пет.1:12 ). Земной Церкви, воинствующей и часто страждущей, проливающей кровь многих мучеников, вверена Богом большая тайна, чем ангелам и прочим небесным силам. К тайне нового восстановленного союза человеческих рас, наций и народов с Богом, т. е. в Церковь , вводятся теперь и Ангелы, созерцающие эту тайну. В Церкви как Богочеловеческом организме, земном и небесном одновременно, достигается сама цель создания мира: единство, мир и соучастие в благости Божией. Для познания этой тайны любви Божией ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

1. Раскрытие общего плана домостроительства спасения (Еф.1:3–23) После обычного приветствия Ефесской Церкви ( Еф.1:1–2 ) ап. Павел выражает благодарение Богу Отцу, пославшему в мир Сына Своего спасти верующих, которых Он избрал и предопределил ко спасению прежде создания мира: «Он избрал нас в Нем (во Христе) прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви» ( Еф.1:4 ). Бог «избрал нас в Нем», т. е. всех христиан всех времен и из всех народов через общение со Христом в таинствах. Ближайшая цель избрания нас состоит в том, «чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви» ( Еф.1:4 ). Святость и непорочность выступают также и как средство к высшей цели – усыновлению ( Еф.1:5 ). Апостол уточняет, что святым и непорочным надо быть «пред Ним», т. е. пред Богом, в очах Божиих, а не во мнении людей, ибо может быть святость показная, внешняя. Высшей целью нашего избрания Богом является усыновление: Бог, предопределил «усыновить нас Себе» ( Еф.1:5 ), сделал нас и наследниками вместе с Сыном Божиим. Побуждением к этому было единственно «благоволение воли» Его, «в похвалу славы благодати Своей» ( Еф.1:6 ). Усыновление, как и избрание к святости, произошло в предвечном акте воли Божией, независимо от желания человека, хотя и в согласии с ним, по вере в Сына Божия. «Никто не придет ко Христу, если Отец не привлечет. Но и Отец влечет подающего Ему руку. Ибо сотворить нас Бог мог без нас, а спасти нас без нас не может» (еп. Феофан) (Толк. посл. св. ап. Павла к Ефесянам, М., 1893, стр. 62). Апостол показывает, какой ценой достигается нам такое обилие «духовных благословений», а именно: «Искупление Кровию Его» ( Еф.1:7 ). Как раньше выкупали пленных за известную плату, так Христос искупил нас из плена князя мира сего за грех прародительский ценою Своей Крови. Уплачена эта цена вечной правде Божией (эта юридическая терминология используется лишь как доступная нашему пониманию аналогия для выражения непостижимой любви Божией к роду человеческому ( Ин.3:16 ). Поэтому вернее по-славянски: «О Нем же имамы избавление Кровию Его ( Еф.1:7 ). Следствие искупления – «прощение грехов» по благодати через веру во Искупителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

В груз. переводе иерусалимского Лекционария по редакции VII-VIII вв. В. п. уже имеет развитую структуру: появился подготовительный период к Великому посту ; указаны чтения для каждого дня В. п.- в частности, для суббот и воскресений. Содержание чтений, отражаясь в гимнографии, представляет В. п. как фиксированную последовательность определенных памятей. Подготовительный период включает одну седмицу, начиная с мясопустной недели (термин «мясопустная» соответствует греч. «τς πκρεω»; после этого воскресенья уже начинается воздержание от вкушения мяса). В субботу сырную (последнюю субботу перед В. п.) - поминовение усопших. В воскресенье сыропустное (последнее перед В. п.) на литургии читается Мф 6. 1-33, из Нагорной проповеди, где говорится, в частности, о тайной милостыне, молитве и нелицемерном посте, для общего нравственного напутствия перед постом. В субботу 1-й седмицы В. п. совершается память вмч. Феодора Тирона . В 1-е воскресенье В. п. за литургией читается Лк 15. 1-10 (притча об одном грешнике и 99 праведниках, напоминающая о покаянии). Во 2-е воскресенье читается притча о блудном сыне (Лк 15. 11-32). В 3-ю субботу память св. апостолов. Евангелие 3-го воскресенья - Лк 18. 1-14 (притчи о судье и вдове и о мытаре и фарисее). В 4-ю субботу память епископов Иерусалимских и 40 мучеников Севастийских. В 4-е воскресенье читается притча о милосердном самарянине (Лк 10. 25-37). В 5-ю субботу - память св. апостолов, по нек-рым рукописям в тот же день память свт. Кирилла Иерусалимского. В 5-е воскресенье читается притча о богатом и Лазаре (Лк 16. 19-31). В пятницу 6-й седмицы по нек-рым рукописям указана память святителей Иоанна и Модеста, ради к-рой служится полная литургия. Число ветхозаветных чтений на вечернях всех будних дней В. п. увеличено до 4 или 5; большинство дней имеет свой тропарь (кроме сред и пятниц). С понедельника 5-й седмицы на 3-м часе вводятся специальные ветхозаветные чтения для оглашаемых (по 2 чтения - одно из ВЗ и одно из Апостола; в целом это те же чтения, что выписаны в арм. Лекционарии) ( Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. N 283-570). В. п. в соборном богослужении Константинополя IX-XII вв.

http://pravenc.ru/text/150109.html

16) Собрание учеников в Троаде ( Деян.20:7 ) было в субботу под первый день недели, так как по еврейскому счислению сутки начинались с вечера одного дня и продолжались до вечера другого дня ( Быт.1:5 ; Лев.23:32 ). Ради субботнего покоя апостол Павел остался с учениками, а на другой день отправился в путь. Отсюда ясно, что апостол и основанные им церкви соблюдали субботу. Кроме указанного счета дней в Священном Писании употребляется и другой счет: от полуночи до полуночи, так что вечер дня принадлежал тому же дню. Так, например, «в тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!» ( Ин.20:19 ). Когда пришел Иисус к ученикам? В субботу Он лежал во гробе; следовательно, явился не в субботу вечером, а в первый день недели. Подобного счисления, нужно полагать, придерживается дееписатель, когда говорит о собрании учеников в Троаде, происходившем в первый день недели вечером, т.е. под понедельник. Если же допустить, что ученики собрались под воскресенье, то все-таки окажется, что они праздновали не субботу, а первый день недели, так как по такому счислению суббота с наступлением вечера уже окончилась. Равным образом и путешествие апостола Павла на рассвете другого дня, будто бы воскресенья, не дает основания заключать, что день этот в то время считался будничным. Благовестнический труд апостола – не будничное дело, а доброе дело, дозволенное в праздник (ср. Мф.12:12 ). 17) Апостол Павел соблюдал субботу, так как во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал иудеев и эллинов ( Деян.18:4, 13:14, 42–44, 17:2 ). Так как иудеи, обыкновенно, по субботам собирались в синагоге, то апостол ввиду большого числа слушателей приходил туда для проповеди о Христе (ср. Деян.17:2–4 ). Посещение апостолом, в субботний день синагоги нисколько не говорит о том, что он праздновал субботу, а не воскресенье и учил тому христиан. Неужели сектантам неизвестно отношение апостола Павла к закону Моисееву и в частности к субботе? Он ясно учил, что по пришествии веры мы уже не под руководством детоводителя ( Гал.3:25 ), что христиане свободны от рабства закону ( Гал.5:13 ), увещевал их стоять и держаться этой свободы, дарованной Иисусом Христом ( Гал.4:1–7; 5:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

г) Особенное указание действий домостроительства Божия в приложении к Ефесеям, как язычникам ( Еф. 2:11–22 ) Так как, на основании данных патриархам обетований, иудеи только себя считали избранным народом Божиим, то их крайне соблазняло беспрепятственное (без обрезания) участие язычников в наследии обетований Божиих. Посему Апостол счел нужным раскрыть нарочито для Ефесеев тайну их признания и соединения их вместе с иудеями в одну Церковь Христову. Еф. 2:11–12 . Сначала Апостол указует Ефесеям, сколь они были далеко: «помните, говорит, что вы, некогда (необрезанные) язычники по плоти … были без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды (на спасение) и были безбожники в мире (ибо Диана и Юпитер не боги)». Еф. 2:13–18 . Затем – каким образом стали близко. «А теперь во Христе Иисусе» язычники «стали близки Кровию Христовою» ( Еф. 2:13 ), т. е. в Церкви Христовой получили одинаковые права с иудеями, ибо Христос «соделал из обоих одно», соединивши тех и других в одну Церковь и отменивши своею смертью закон обрядовый, который служил средостением ограды между иудеями и язычниками. Таким образом, в себе Христос как бы вновь сотворил человечество ( Еф. 2:14–15 ), «примирив обоих (иудея и язычника) с Богом посредством креста, убив вражду на нем (т. е. вражду с Богом, которая отчуждала от Него оба народа вследствие их греховности). И сей мир «благовествовал дальним и близким (т. е. язычникам и иудеям), так что и те и другие имеют доступ к Отцу, в одном Духе» ( Еф. 2:17–18 ). Далее насколько стали близки язычники. Стали сожителями святых, своими домашними Богу, даже больше – стали жилищем Божиим. Какой еще большей желать и ожидать близости? (Еп. Феофан). Три сравнения употребляет Апостол для объяснения, сколь стали близко язычники (он же). Еф. 2:19 . Первое сравнение: стали близко, как близки между собой и с князем своим сограждане. Это сравнение слышится в словах Апостола ( Еф. 2:19 ): «Итак вы уже не чужие (т. е. иудеям) и не пришельцы (не прозелиты, как это было в ветхозаветной церкви), но сограждане святым (т. е. избранным чадам Авраама, Исаака и проч.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

И из Господа Иисуса Христа как из Главы Церкви всё тело Церкви растет, «составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена» ( Еф.4:16 ). В чем «надежда» нашего христианского «призвания?» – В нашем сочетании с Господом Иисусом Христом, а через Него – с теми, которые в Нем, в Его Богочеловеческом теле, в Церкви. А тело Его – «одно тело» ( Еф.4:4 ), тело воплощенного Бога Слова; и дух в этом теле – «один дух» ( Еф.4:4 ), Дух Святой. Это – Богочеловеческое единство, более совершенное и более полное, чем какой-либо иной вид единения. Нет в земном мире более совершенного, более всеобъемлющего, более бессмертного единства, чем единство человека с Богом, и с людьми, и со всеми тварями. Средства же для вхождения в это единство доступны всем и каждому – это Святые Таинства и святые добродетели. Первое Святое Таинство – святое Крещение, а первая святая добродетель – вера. «Одна вера» ( Еф.4:5 ), и нет другой, кроме нее; и «один Господь» (ср.: 1Кор.8:6, 12:5 ; Иуд.3 ), и нет другого, кроме Него (см. Еф.4:5 ); и «одно крещение», и нет другого, кроме него. Лишь в органическом единстве с Богочеловеческим Телом Церкви, лишь как «со-телесник» этого удивительного организма человек приходит к совершенному чувству, сознанию и убеждению, что и в самом деле – только «один Господь»: Пресвятая Троица; только «одна вера» – вера в Пресвятую Троицу ( Еф.3:6, 4:13, 4:5 ; Иуд.3 ); только «одно крещение» – крещение во имя Пресвятой Троицы ( Мф.28:19 ); и только «один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» ( Еф.4:6 ; ср.: 1Кор.8:6, 12:6 ; Рим.11:36 ). «Один над всеми Отец, Который через всех Словом, сущим из Него, и во всех Духом Святым». Ощущать это и этим жить – значит «поступать достойно» христианского «звания» ( Еф.4:1 ; ср.: Рим.12:2 ; Кол.3:8–17 ; 1Фес.2:7 ). Словом, это значит – быть христианином. Лишь в Богочеловеке Христе человек – «одно тело, один дух». Лишь в Нем человек осознал себя «одним телом», ибо оно не растлено грехом, и «одним духом», ибо он не разрушен злом.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Так в воскресшем и вознесенном Богочеловеке осуществлен предвечный план Трисвятого Божества:  дабы все небесное и земное соединить под главою  — nakefalaiusasqai (=возглавить, оглавить)  Христом , — осуществлен в Богочеловеческом теле Церкви. Церковью, Богочеловеческим телом Своим, Господь соединил в один вечно живой организм все ангельские существа, людей и всех богозданных тварей. Таким образом Церковь есть  полнота Наполняющего все во всем , то есть Богочеловека Христа, Который как Бог  наполняет все во всем , а как человек и вечный Архиерей подает нам, людям, возможность жить этой  полнотой  в Церкви с помощью святых Таинств и святых добродетелей. Это есть воистину  плирома  всего Божественного, всего вечного, всего богоподобного, всего богозданного. Ибо Церковь есть  плирома  Божественной Истины, Божественной Правды, Божественной Любви, Божественной Жизни, Божественной Вечности;  плирома  всех Божественных совершенств; и еще  плирома  всех человеческих совершенств, ибо Христос есть Бого-человек: двуединая  плирома  Божественного и человеческого. Это есть богочеловеческое плиромное всеединство, обессмерченное и увековеченное тем, что его  глава  есть Сам Вечный Богочеловек.  Плирома  Богочеловеческого  тела  Церкви живет бессмертными и животворящими логосными силами воплощенного Бога Слова. Это ощущают все истинные члены Церкви, а полнее всех — Святители и Ангелы. Эта  плирома  Богочеловеческих совершенств Христовых и есть  наследие святых  (Еф 1:18) и  надежда  нашего христианского  призвания  (Еф 1:18). Церковь — не только цель и смысл всех существ и тварей от ангела до атома, но их единственная всецель и всесмысл. В ней Бог действительно  благословил  нас  всяким духовным благословением  (Еф 1:3); в ней подал все средства для нашей  святой и непорочной  жизни пред Ним (Еф 1:4); в ней  усыновил  нас через Сына Своего Единородного (Еф 1:5–8); в Ней  открыл  нам вечную  тайну Своей воли  (Еф 1:9); в ней  соединил  время с вечностью (Еф 1:10); в ней сделал возможным вохристовление и охристовление всех существ и тварей, их одухотворение и водухотворение, их отроичивание и вотроичивание (Еф 1:13–18) 17 . И сверх всего это Церковь содержит в себе наивечную и святейшую тайну Божию во всех мирах. В сравнении с другими тайнами Божиими она является Всетайной. В ней любая Божия тайна есть благовестие и блаженство; в ней любая из них есть рай, ибо любая из них полна и переполнена Сладчайшего. А Сладчайший? Им рай есть рай, и блаженство — блаженство; Им Бог есть Бог и человек — человек; Им Истина есть Истина и Правда — Правда; Им Любовь есть Любовь и Добро — Добро; Им Жизнь есть Жизнь и Вечность — Вечность.

http://pravmir.ru/tolkovanie-na-poslanie...

В пятую Неделю (воскресение) поется последование преподобной Марии Египетской. Впрочем, оно бывает в этот день только тогда, если не случится предпразднства, попразднства и праздника Благовещения, равно и 40-ка мучеников (Тип., послед. 9-го и 24-го марта). В сих случаях последование св. Марии Египетской поется тогда, егда екклисиарх рассудит (тамже). На литургии 5-й Недели (воскресения), так же как в предшествующую Неделю воспоминается пророчество Господа об Его страдании, смерти и воскресении ( Мк.10:32–45 ). В песнях же Триоди 5-й Недели (воскресения), равно и следующей за нею седмицы Великого поста, раскрывается притча о богатом и Лазаре. и св. Церковь убеждает верующих «избегать немилосердия и бесчеловечия богача, а ревновать терпению и великодушию Лазаря» 965 . Ибо «Царство Божие есть не пища и питие, а правда и воздержание со святостию. И поэтому внидут в Царствие Божие те, которые свои сокровища влагают в руки нищих». Притча о Богатом и Лазаре приводится на память и в последованиях седмичных дней, следующих за 5-ю Неделею. Но в песнях этой седмицы содержится еще как бы предпразднственное пение праздника ваий и сказание о шествии Господа воскресить Лазаря. Пяток шестой седмицы поста есть окончание Четыредесятницы. В оный поется: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и Святую седмицу страсти Твоея просим видети, Человеколюбче». Прежде шести дней Пасхи, в которую Господь готовился принять крестную смерть, Он совершил в Вифании чудо воскресения Лазаря; оно и воспоминается в субботу пред Неделею ваий и седмицею страстей Христовых. Воскресение Лазаря показало божественную силу Христа, прежде Его страданий и смерти уверило людей в воскресении Христовом и в общем воскресении всех умерших. На утрени в субботу Лазаря по 2-й кафизме поются тропари воскресные: «Ангельский собор удивися»; после сих тропарей полагаются: ектения, седальны, чтение и «Воскресение Христово видевше». В песнопениях субботы Лазаря выражается радостная весть, что все воскреснем, и песни об упокоении души не поются, как пелись в предыдущие субботы. От субботы Лазаря «Честнейшая» не стихословится и в прочие дни до новой Недели (Тип., послед. субботы Лазаря), т. е. до Фоминой. На утрени в субботу сию, подобно как в день воскресный, поется: «Свят Господь Бог» и великое славословие. На литургии, вместо Трисвятого, поется: «Елицы во Христа креститеся». На трапезе, кроме елея и вина, дозволяется икра.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010