Отвергнув пост в среду, католики совершили один тяжелый грех , а установив пост в субботу, прибавили другой не менее тяжкий. Почему? Да потому что св. апостолы и св. отцы строго запретили верующим поститься в субботу. Вот как заповедали святые апостолы шестьдесят четвертым правилом: «В неделю и в субботу, постящийся, кроме одной, да будет извержен». Толкование: «Если который причетник постится в неделю или в субботу, кроме одной великой субботы – да извержется, если же мирской человек – таковой да отлучится». Но не послушались католики и этого правила св. апостолов и отвергнув его, самовольно установили пост в субботу. На этот обычай латинских христиан поститься в субботу обращал внимание еще 6-й Вселенский Собор, который осудив пост в субботу и заповедал 55-м правилом римским христианам строго держаться 64-го правила святых апостолов, запретивших поститься в субботу. «Узнав Святой Собор, – пишет толковник соборных правил,– что в римском граде преступают 64-е правило святых апостолов, которое повелевает кроме великой субботы в иные субботы не поститься, повелел и в Римской церкви неподвижно таковому апостольскому правилу храниму быти». Но не сохранили этого правила католики и, нарушая заповедь 6-го Вселенского Собора постятся в субботу до настоящего времени. Какой же страшный ответ должны они будут дать за свое упорное противление голосу Бога, святых апостолов и святых отцов! Далее. Как известно, у католиков богослужение совершается на древнем языке латинском. Этого языка в настоящее время не понимает никто из людей простых и неученых. Отсюда получается странное и удивительное явление: стоят католики в костеле за богослужением, слушают его, а сами не понимают подчас ни одного слова из богослужения. Правильно ли поступает Католическая церковь , совершая богослужения на непонятном для народа языке? Нет, неправильно, так как подобное явление осуждается Словом Божиим. В самом деле, присутствуя на богослужении, верующие должны по слову апостола «назидать самих себя псалмами и славословиями и песнями духовными» ( Еф.5:19 ). Спрашивается, как могут назидаться за богослужением католики, если у них псалмы, славословия и песни духовные поются и читаются на непонятном для молящихся языке? Это раз. Второе. По учению того же апостола у христиан на богослужении «все должно быть благопристойно и чинно» ( 1Кор.14:40 ). Но можно ли сказать что у католиков на богослужении все благопристойно, когда они поют и читают на чуждом для себя языке? Конечно нет. Св. апостол Павел пишет: «В Церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке» ( 1Кор.14:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Павел вновь воссылает молитву ( Еф.3:14–21 ), чтобы Бог дал ефесянам силу «крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке» ( Еф.3:16 ), т. е. утвердиться духом в вере и в любви к Богу, «вселиться Христу в сердца их», дабы они могли «постигнуть со всеми святыми... превосходящую разумение любовь Христову» ( Еф.3:19 ). Действительно, любовь Отца Небесного, не пожалевшая Единородного Своего Сына для искупления согрешившего человечества, превосходит всякое человеческое разумение. Но утвердившемуся внутренним человеком, т. е. духом, во Христе становится доступна «широта и долгота, и глубина и высота» ( Еф.3:18 ) этой жертвенной любви Божией (четыре «стороны измерения» любви прообразуют четыре стороны креста Христова. Крест поэтому – символ жертвенной любви Христовой, как бы графически выражающий стих Еф.3 ( Григорий Нисский ). По Экумению, долгота есть познание предопределения спасения; широта – что благодеяние простирается на всех; глубина – что неисследимая сила его снизошла даже до ад для освобождения пленников, высота – что сшедший – Он же есть и восшедший на небеса (см. еп. Феофан, Толк. посл. к Еф.2:43 ). II. НРАВОУЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПОСЛАНИЯ (Еф.4:1–6, 18) 1. Общий строй жизни христианина (Еф.4:1–32) а) Единство веры ( Еф.4:1–16 ) Нравоучительная часть Послания находится в соответствии с вероучительной. В вероучительной части Апостол изложил учение о единстве Церкви и возглавлении всего во Христе, а здесь в нравоучении он поучает верующих быть в единении духа и жизни, в соответствии с христианским званием. Христианское звание побуждает поступать «со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг Другу, стараясь сохранять единство духа в союзе мира» ( Еф.4:2–3 ). Среди добродетелей Апостол поставил на первом месте смиренномудрие, потому что им искореняется гордость, эгоизм, разделяющие общество. Затем указана кротость как первый плод смирения. На третьем месте указано долготерпение как самый надежный якорь среди испытаний. Венчает все любовь. Где любовь, там и все остальные добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Весьма важное связанное с будущим понятие – надежда. При этом в Послании к Ефесянам понятие надежды обладает некоторой особенностью. Надежда не ограничена будущим Церкви, но распространяется далее, в космос как целое. О надежде говорится и на литургическом языке богослужения в молитвенных отрывках ( Еф.1:12,18 ), и в анамнезисе ( Еф.2:12 ) и в начале увещательной части ( Еф.4:4 ). Некогда верующие христиане были язычниками. О них говорится как о тех, кто «были в то время без Христа,... не имели надежды» ( Еф.2:12 ). Напоминание о печальном прошлом призвано побудить читателей еще больше дорожить той надеждой, которая им теперь дана. Надежда определяет весь их путь в вере. В начальном благословении они описаны как те, кто «ранее возложили надежду на Христа» ( Еф.1:12 ; перевод еп. Кассиана). В ходатайственной молитве говорится о возрастании познания той надежды, которую Бог даровал им Своим призванием ( Еф.1:18 ). По смыслу акцент здесь делается не на чувстве, но на предмете надежды, то есть на спасении. Состояние спасения в ( Еф.1:10 ) описано как космическое объединение во Христе «всего небесного и земного». Принципиально эта цель уже достигнута, но еще должна быть полностью реализована. Такое понимание цели, к которой призваны верующие и вообще весь мир, помогает понять, что означает высказывание о призвании к «одной надежде» в ( Еф.4:4–6 ). «Одна надежда» – надежда на единый и примиренный космос. Такое понимание надежды, как упования на конечное космическое единство во Христе должно отражаться в жизни, которая воплощает, являет и всячески поддерживает эсхатологическое, но предвосхищаемое единство всех в Церкви. IV. Этика В чем выражается единство? В начале увещательной части послания, где говорится об одном Теле, одном Духе, одной надежде, одном Господе, одной вере..., указывается и о пути, который наилучшим образом соответствует сохранению этого единства. Читатели должны жить так, чтобы выразить единство Церкви. «Умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны,... стараясь сохранять единство Духа в союзе мира» ( Еф.4:1,3 ). Конкретно это означает развивать в себе самые необходимые для верующего добродетели. Во-первых, это смиренномудрие, которое основано на сознании собственной зависимости от милости и благодати Божией, а также на сознании достоинства своих братьев по вере. Во-вторых, это кротость, которая подразумевает готовность поступиться собственными правами в признании прав и потребностей близких. В-третьих, это долготерпение, которое снисходительно смотрит на недостатки других людей. И все это означает не что иное как научиться любить – «снисходя друг ко другу любовью» ( Еф.4:2 ). Любовь

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

В реальности этого восприятия — опора веры апостольской и их мученического дерзновения. Но Христос был не только человек, но и Бог, «Бог воплотившийся» (Еф. VII. 2). Плоть и Дух, от Марии и от Бога, Страждущий и Бесстрастный, от Крови Давидовой и от Духа Святого, сразу и Сын человека и Сын Божий (Еф. XX. 2). Христос — Бог и Господь, Сын и Слово, Сын Единый, бывший у Отца прежде веков, вне времени, χρονος, от единого Отца происшедший и неотлучающийся, но Сущий едино с Ним (Магн. VII. 2). Святой Игнатий не раскрывает систематически учения о двух природах во Христе и об их единстве, не употребляет строгих богословских терминов — он говорит языком Нового Завета. Но двуединый образ Христа, Бога и человека, ярко светится в его посланиях. Христос — Бог наш, Бог мой, но — Бог, явившийся в образе человека (Еф. XIX: 3). Во Иисусе Христе Бог явился людям. Это — Слово Божие, вышедшее не из молчания (Магн. VIII). И это есть явление Жизни среди смерти (Еф. VII. 2). Господь воплотился ради нас. Невидимый, Он стал видимым. Нетленный пострадал. И это страдание и смерть стало началом истинной жизни. Крест Христов прежде всего пред взором Игнатия. Жизнь есть плод Креста (Смирн. I. 2), христиане — отпрыск Креста (Тралл. XI. 2). Крестом Христос поднимает нас на высоту, как камни Отчего храма (Еф. IX. 1). Соблазн для неверующих, для верующих же Крест — спасение и вечная Жизнь (Еф. XVIII. 1). «Святая и блаженная страсть» Христа (Смирн. I. 2) есть начало нашей надежды. «Мы оживотворены в крови Бога» (Еф. I.1) Для Игнатия Христос прежде всего истинный и единственный целитель (Еф. VII. 2), Начальник жизни, «наша нераздельная жизнь (Еф. III. 2), «наша вечная жизнь» (Магн. I.2). Он наш Первосвященник, которому вверена Святая Святых как единому Сотаиннику Божиих Советов. Он — дверь ко Отцу, чрез которую входят праотцы, пророки, апостолы и Церковь — в единство с Богом (Филад. IX. 1). Он — Учитель, которого ожидали пророки, единый учитель (Магн. IX. 3; Еф. XV. 1). Это совершилось во времени. Святой Игнатий подчеркивает: Евангелие — это Бог Иисус во плоти (Филад.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=706...

Послание написано из Рима под конец пребывания Апостола в узах, т. е. около 63 г. и доставлено Тихиком ( Еф.6:21 ). Это не вторые, а первые узы; мы видим, что Апостол свободно проповедует Евангелие, просит молитв для этого дела ( Еф.6:19–20 ). Этого он не мог бы написать во вторые римские узы, когда он знал, что «время его отшествия настало» ( 2Тим.4:6 ). 3. Разделение и краткое содержание Послания Несмотря на краткость (6 глав), Послание к Ефесянам очень богато содержанием как в догматической, так и в нравоучительной части. Св. Афанасий назвал его «катехизисом христианского учения». Послание условно разделяется на две части: 1) Догматическая (1–3 главы); 2) Нравоучительная (4–6 главы). Главная догматическая тема Послания – единство Церкви, а через нее и всего тварного мира, под единым главою – Христом. Христос – духовный центр всего сотворенного. Он же и глава Церкви, а Церковь – Тело Его. Экклезиология строится на духовных образах Церкви: 1) как храма Божьего с краеугольным камнем Христом ( Еф.2:19–22 ); 2) как Тела Христова ( Еф.1:10, 22–23; 3, 6; 4, 4–7, 11–16 ); 3) как Невесты Агнца Христа ( Еф.5:23–32 ). Церковь представляется как новое творение, созданное во Христе, как полнота и совершенство мирового бытия. Все Послание проникнуто идеей единства. Как един Христос, так едина и Церковь – Тело Христово; через единство Церкви объединяется все человечество и вся тварь ( Еф.2:11–22; 1, 10 ). В нравоучительной части (4–6 гл.) Апостол, научая единству в вере и в жизни, призывает к духовному совершенству. Верующие должны осознать богатство благости Божией, уготованной им через Христа, почувствовать, что они не чужие, а свои Богу ( Еф.2:11, 19 ), почему и жить должны согласно своему призванию, сохраняя «единство духа в союзе мира» ( Еф.4:1–3 ). В семейных отношениях нужно руководствоваться взаимной любовью, подобно тому, как Христос возлюбил Церковь , предав Себя за нее в жертву Богу ( Еф.5:22–23 ). Во всех же отношениях христианин должен выступать как воин Христов, облекшись во все духовное оружие ( Еф.6:11–18 ). I. ДОГМАТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПОСЛАНИЯ (гл. 1–3)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Тайна Церкви Тайна Церкви как Богочеловеческого тела Христова, несомненно, есть тайна тайн, или всетайна Божия, коль скоро в ней содержатся все остальные тайны богооткровенной веры, все Божие домостроительство спасения человека и мира от предвечных времен. Церковь является последней целью или намерением воли Божией, ради чего и мир сотворен, и ради чего и Бог сделался Человеком. Воистину Господь наш Иисус Христос воплотился, дабы основать Церковь Свою " в смотрение исполнения времен, возглавити всяческая о Христе, яже на небесех и яже на земли в Нем " (Еф. 1: 10). Учение о Церкви от начала до конца божественного происхождения, объявлено Иисусом Христом Церкви через Его святых апостолов. До воплощения Спасителя это было " смотрение тайны сокровенныя от веков в Бозе " (Еф. 3: 9), которой мы никогда бы не познали, если б нам Сам Бог через воплощение Сына Своего не показал ее " по благоволению Своему " (Еф. 1: 9). Согласно учению величайшего экклесиолога всех времен апостола Павла, принявшего свое благовествование непосредственно от воскресшего Иисуса Христа, Церковь " есть тело Его " (Еф. 1: 23). Это определение Церкви, без сомнения, наиболее возвышенное, наиболее соответствующее сущности выражение как ее природы, так и ее назначения, ибо, по словам известного православного богослова протоиерея Георгия Флоровского, указывает на Богочеловеческую природу Церкви. К устроению Церкви, то есть осуществлению замысла Божия о Церкви " прежде сложения мира " (Еф. 1: 4) как о домостроительстве человеческого спасения, Господь приступил Своим Воскресением, воплощение завершил Своим Вознесением или схождением Святого Духа на апостолов, что и считается рождением Церкви. Другими словами, Христос Своим Богочеловеческим подвигом искупления рода человеческого создал Церковь Свою и призвал в нее всех людей на вся времена и от всех народов. До Него, хотя все люди и произошли от одного человека, род людской не составлял единого целого, но был поделен: " языцы во плоти, глаголемии необрезание " различались " от рекомаго обрезания во плоти " (Еф.2:11), как говорит святой апостол Павел, то есть делились на язычников и иудеев. И поскольку у иудеев были закон и обетование, постольку язычники были " чужди от завет обетования " (Еф. 2: 12), ибо, хотя и поклонялись идолам, все же, согласно святому Златоусту, были безбожники, ведь идолы ничего не значат. Но и те и другие были " естеством чада гнева " (Еф. 2: 3) и " мертвы прегрешеньми " (Еф. 2: 5), " вси бо согрешиша, и лишени суть славы Божия " (Рим. 3: 23). Однако дело искупления, явившееся основанием и утверждением Церкви, иудеев и язычников собрав во " едино стадо " (Ин. 10: 16), " сооживи Христом и с Ним воскреси и спосади на небесных во Христе Иисусе " (Еф. 2: 5-6).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

38. О посте. 39. О сыне вдовы. Содержание XI тома Толкование на Послание к Ефесянам ПРЕДИСЛОВИЕ БЕСЕДА 2 на Еф. 1:11–14 . Почему проповедь называется благовествованием спасения. – Грех не есть дело необходимости. – Добродетель согласна с природой, а порок противоположен природе. – Клятвы не нужны. – Лихоимство бесполезно. БЕСЕДА 3 на Еф. 1:15–20 . На какую высоту Господь возвел человека. – Лишение Царства Небесного хуже геенны. – Как и в какое время нужно приступать к причащению Тела Христовая. БЕСЕДА 8 на Еф. 4:1 . Быть узником за Христа славнее сидения одесную Его. – Страдание за Христа выше всех благ. – О страже темницы, в которую заключен был Павел. – Почему попустил Бог погибнуть тем, которые стерегли Петра в темнице. – Оковы и страдания послужили к прославлению Павла. – Против одержимых жадностью и любостяжанием. – О трех отроках. БЕСЕДА 9 на Еф. 4:1–4 . Высокое достоинство Павла, выходящего из темницы. – Что значит достойно ходить звания. – О любви. – Таинственность – следствие охлаждения любви. БЕСЕДА 11 на Еф. 4:4–7 . Почему в церкви один получает больше, а другой меньше. – Смирение необходимо для единства тела Церкви. – Епископ поставлен для научения словом. – Производить разделения в церкви не меньшее зло, чем впадать в ереси. БЕСЕДА 12 на Еф. 4:17 . Деньги суетны, когда их расточают на удовольствия. – Против огнепоклонников. – Против веры в судьбу и в переселение душ. БЕСЕДА 13 на Ефес. 4:17–19 . Что следует разуметь под нечистотой. – Кто может считаться праведным. – О монахах и девственницах, посвящающих себя Христу. – Добродетели и пороки женщин. БЕСЕДА 14 на Еф. 4:25–27 . Дурные последствия вражды и способ ее обуздания. – Как нужно подыматься языком. – Вред от злоречия. БЕСЕДА 16 на Еф. 4:31–32 . Нужно насаждать добродетель и искоренять пороки. – Лучшая месть – воздаяние добром за зло. БЕСЕДА 19 на Еф. 5:15–17 . Что такое лукавство дня. – Нужно благодарить Бога и в несчастии. – Причины многих естественных вещей неизвестны. – Относительно предметов божественных пытливость неуместна. – В чем истинное побуждение к повиновению.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   В-третьих, христиане освобождены от предрассудка, согласно которому материя и физическое наслаждение рассматриваются как зло по самой своей природе. Вопреки этому предрассудку, Павел утверждает, что христиане свободны наслаждаться как благими Божьими дарами всеми сотворенными вещами (1 Тим 4:1—5) при условии, что это не будет противоречить нравственному закону, вредить их духовной жизни или духовной жизни других христиан (1 Кор 6:12—13, 1 Кор 8:7—13). Церковь     Церковь (греч.: «экклесиа» «собрание») существует в Иисусе Христе, через Иисуса Христа и благодаря Иисусу Христу и является отличительной особенностью эпохи нового завета. Однако в то же время Церковь является продолжением духовного Израиля семени Авраамова и народа завета Божьего. Новый завет, по которому живет Церковь (1 Кор 11:25, Евр 8:7—13), это новая форма отношений, о которых Бог говорит Своей избранной общине: «Буду им Богом, а они будут Моим народом» (Иер 7:23, Иер 31:33, Исх 6:7).    Отличие нового завета состоит в следующем: во-первых, ветхозаветные священники, жертвоприношения и святилище заменяются посредничеством Христа (Евр 1—10), в Котором верующие ныне становятся семенем Авраамовым и народом Божьим (Гал 3:29, 1 Пет 2:4—10). Во-вторых, национальная исключительность прежнего завета (Втор 7:6, Пс 147:8—9) заменена соединением во Христе на равных правах верующих всех национальностей (Еф 2:3, Откр 5:9—10). В-третьих, Святой Дух излит на каждого христианина и на всю Церковь в целом, поэтому общение со Христом (1 Ин 1:3), попечение Христа (Ин 14:18, Еф 2:17) и предощущение небес (2 Кор 1:22, Еф 1:14) становятся реальностью церковного опыта.    В книгах Нового Завета о Церкви говорится как об исполнении ветхозаветных надежд и прообразов во Христе Иисусе. Церковь рассматривается как Божия семья и Божье стадо (Ин 10:16, Еф 2:18, Еф 3:15, Еф 4:6, 1 Пет 5:2—4), Его Израиль (Гал 6:16), тело и невеста Христа (Еф 1:22—23, Еф 5:23—32, Откр 19:7, Откр 21:2,9—27) и как храм Духа Святого (1 Кор 3:16 ср. Еф 2:19—22).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Мы разве лучше святых отцов первого вселенского собора и всех древних христиан, которые так легко отнеслись к установлению празднования воскресения вместо субботы?! Нам остается и в этом случае только подражать им! 5 Учитель церкви, Евсевий Памфил , живший в начале 4 века, в книге своей о жизни блаж. царя Константина пишет: «Что касается до дня воскресного, иногда называвшегося днем света и солнца, то к ревностному хранению его он располагал и всех своих воинов... чтобы они бодрствовали в Божией Церкви...» ( Евсевий Памфил , Изд. Дух. акад. СПБ. 1849). 6 Для ясности при чтении полезно подчеркнутое: «в покой» пропускать, а читать только поставленное в скобках: (в субботу мою), как и здесь, так и далее. 7 ...Адвентист сказал: Что при апостолах праздновали субботу, это ясно вот из чего. апостол Павел по субботам проповедовал Иисуса Христа. Об этом читаем в «Деяниях апостольских»: Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний ( Деян.17:2 ), Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал иудеев и эллинов ( Деян.18:4 ), При выходе (из синагоги иудейской) язычники просили их говорить о том же в следующую субботу. В следующую субботу почти весь город собрался слушать слово Божие ( Деян.13:42 ). – Удивляюсь и не понимаю, для чего вы прочитали это, – сказал я.– Ведь апостол Павел по субботам ходил проповедовать Христа в синагоги иудейские, убеждать иудеев, что Иисус есть Христос ( Деян.17:1–3 ). Из этого ясно только то, что тогда не христиане, а иудеи, противники христианства, праздновали субботу. Павел же только пользовался случаем для обращения в христианство иудеев и эллинов, или язычников. А христианам апостол Павел проповедовал не в субботу, а в первый день недели: В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи ( Деян.20:7 ), из чего следует, что тогдашние христиане праздновали именно этот день: воскресение, а не субботу.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/pochemu-...

Что касается Откровения, то греческий язык этой книги настолько своеобразен, что можно с высокой уверенностью утверждать, что мы не знакомы ни с каким другим текстом того же автора. Окончательная редакция книги вряд ли завершена ранее, чем при Домициане, однако некоторые ее части могли быть написаны и во времена Нерона. Книга, основная тема которой — катастрофический финал истории, на первый взгляд, резко отличается от четвертого Евангелия с его особым подходом к эсхатологии, о котором см. ниже. Однако наблюдаются и настолько значительные специфические сходства между двумя книгами, что можно уверенно утверждать, что авторы, кто бы они ни были, очень близки друг другу (они могли быть, например, учителем и учеником или учениками одного учителя). В Откровении Иисус назван Словом Божиим (Откр 19:13), говорится о скинии Бога с человеками (Откр 21:3) в точном соответствии с Ин 1:14, где говорится, что Слово обитало ( ™sk»nwsen ‘раскинуло шатер’) с нами; только в этих двух книгах НЗ Христос назван в соответствии с Ис 53:7 Агнцем Божиим, хотя в них используются разные греческие слова со значением ‘ягненок’: в Ин это а в Откровении — Торжественный возглас Совершилось! звучит только в Ин и Откр, хотя также используются разные греческие слова, значения которых близки: ‘завершилось, исполнилось, окончилось’ в Ин 19:30 (и тж. 19:28); ‘совершилось, сделалось, случилось’ (в ед. ч.) в Откр 16:17 и (во мн. числе) в Откр 21:6. В обеих книгах подчеркнут мотив славы, достигаемой через страдания и смерть; ср. еще Жаждущий пусть приходит в Откр 22:17 и кто жаждет, иди ко Мне и пей в Ин 7:37; неоднократный призыв Христа соблюдать ( thre‹n) Его слова и заповеди — ср. Ин 8:51–52; 14:15,21,23–24; 15:10,20 и Откр 3:8,10; 12:17; 14:12; 22:7,9 и еще 1 Ин 2:3–4; 3:22,24; 5:3. Несколько точек соприкосновения обнаруживается между Ин и Еф и пастырскими Посланиями 5 , что, возможно, отражает особую связь их всех с эфесской Церковью. Это родство идей, а не литературное влияние. Тема единства Церкви, одна из важнейших в Еф, например, 1:10; 2:13–22; 3:6; 4:3–6, находит соответствие в Ин 10:16; 11:52; 17:21. Ср. о нисхождении и восхождении Христа в Еф 4:8–10 и Ин 3:13; о служении Отцу в Духе и истине в Еф 2:18 и Ин 4:24; использование слов истина, слава, избрать, плод, тьма и свет в близком или совпадающем значении, см. в особенности Еф 5:8–13; освящение Церкви Христом, о котором говорится в Еф 5:26, соответствует Ин 17:17,19; о Духе Святом, открывающем истину, ср. в Еф 1:17; 3:5 и в Ин 16:13; о крещении ср. Еф 5:26 и Ин 3:5, а также Тит 3:5. В пастырских Посланиях говорится об опасности гностической проповеди среди христиан (1 Тим 1:6–7; 4:1–7; 2 Тим 2:16–18; 4:3–4; Тит 1:10–11 и мн. др.), а Евангелие от Иоанна хотя и не содержит конкретной полемики в целом несомненно направлено против гностических фантазий. Впоследствии гностики отчасти использовали и само Евангелие, в особенности его пролог, в качестве одного из источников своих построений.

http://pravmir.ru/referat-barret-ch-k-ev...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010