Костромские святыни – Феодоровская икона Божией Матери в Успенском соборе и Нерукотворенный образ Христа Спасителя в Спасо-Запрудненском храме Источник Религиозно-нравственное чтение от Феодоровско-Сергиевского братства 14 ноября 1910 года в зале городской думы. I Общее мощное заступление и попечение Ходатаицы за верующих Божией Матери, преимущественно же чрез святые иконы Ее. Особенная ценность для города Костромы Феодоровской иконы Богоматери – в ряду чудотворных Ее икон. Чудесное явление этой иконы костромскому князю Василию Ярославичу. Принесение явленной иконы в город Кострому. Признание этой иконы жителями Городца за свою чудотворную икону так называемую Одигитрию. Время явления этой иконы костромскому князю Василию. Построение в честь ее деревянного храма и каменного Успенского соборного храма с приделом во имя великомученика Феодора Стратилата. Первоначальный вид и последовавшие обновления и украшения чудотворной иконы. Празднества в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Призывание этой иконы в частные дома города и крестные ходы с ней. Хождение с этой же иконой в городе Галиче и других городах. Чудеса и исцеления от чудотворной Феодоровской иконы По непреложному верованию Церкви Христовой всех времен, Пресвятая Мария, Матерь Господа нашего Иисуса Христа, по успении Своем удостоена вознесения на небо, и святая Церковь чтит и прославляет Ее превыше херувимов и серафимов и всех святых, угодивших Богу в Ветхом и Новом Завете. Божия Матерь выну предстоит престолу Всевышнего, являясь постоянно Молитвенницей и Ходатаицей за верующих пред Сыном и Богом, и чудно и благотворно обнаруживается на земле мощное заступление Богоматери пред милосердием Сына и Господа Бога. В древних летописях Православной Церкви и в писаниях достоверных мужей позднейших времен, в святых обителях и многочисленных храмах, воздвигнутых в честь и славу Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы, сколько имеется знаков великой Ее благости и могущества, сколько разнообразных чудесных доказательств Матерней любви Ее к роду человеческому! Известны непосредственные явления Божией Матери, например в константинопольском Влахернском храме в 910 году, когда Она осенила Своим покровом весь мир, также явления Ее отдельным лицам, как то – преподобному Роману так называемому Сладкопевцу, преподобным Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому и другим. Но более всего Пресвятая Богородица проявляет Свое невидимое присутствие среди верующих и оказывает заступление и попечение о благосостоянии их и всего христианского царства чрез изображения Ее или святые иконы, и никаких икон других угодников Божиих не прославлено столько чудотворениями, сколько прославлено икон Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ» ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ» ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Нижнетагильской и Невьянской епархии Екатеринбургской митрополии), находится в г. Н. Тагил Свердловской обл. По местному преданию, в 1855 г. настоятель Отенского монастыря близ Новгорода архим. Израиль установил на месте будущей обители крест, положив в его основании камни, привезенные из Иерусалима. В 1864-1883 гг., возможно рядом с крестом, близ р. М. Кушва на средства купца И. И. Сергеева была построена и 20 окт. 1883 г. освящена кирпичная ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Основу храма составляет четверик со срезанными углами, перекрытый пологим куполом. С востока к четверику примыкает прямоугольный в плане алтарь, крытый на 2 ската, а с запада - уступчатый по высоте притвор. Углы объемов отмечены пилястрами. Фасады украшены арочными и прямоугольными окнами, обрамленными наличниками. Основание купола декорировано профилированными кокошниками с килевидным завершением. Церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» (1883) и Вознесения Господня (1913). Фотография. 10-е гг. XXI в. Церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» (1883) и Вознесения Господня (1913). Фотография. 10-е гг. XXI в. В июле 1883 и в марте 1884 г. вдова М. В. Навзорова († до 1904) и др. жительницы пос. Нижнетагильский Завод и окрестных деревень подали на имя еп. Пермского Ефрема (Рязанова) прошение об основании при Скорбященской ц. женской общины. В 1884 г. Навзорова с 14 сестрами писала, что «общество первой части Нижнетагильского завода» готово уступить для обители 2 дес. земли близ Скорбященского храма. Одновременно Навзорова просила возбудить ходатайство перед владельцем местных заводов П. П. Демидовым (1839-1885), кн. Сан-Донато, о разрешении построить на указанном месте обитель, причем добавляла, что никакого пособия для строительства сестры не требуют.

http://pravenc.ru/text/2565228.html

Началом сознательного почитания в Церкви земной Матери Спасителя, Пресвятой Девы Марии, явились, как это теперь научно установлено 2 , те большие христологические споры, которые надолго потрясли христианский мир после того, как им была преодолена арианская ересь. Определенно засвидетельствованное в момент Ефесского собора, который, как известно, заседал в храме, посвященном Божией Матери, почитание Ее начало после этого необычайно быстро распространяться; возникли богородичные праздники, стала развиваться богородичная гимнография, начали говориться на богородичные темы проповеди и очень скоро Божия Матерь заняла в церковном благочестии то совершенно исключительное место, которое нашло свое главное выражение в византийском богослужении, прославляющем Ее как Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим. Но также известно, что ни в свое время византийское богословие, ни в наши дни богословие православной Церкви не выяснили значения этого совершенно исключительного почитания и, главное, не только не дали систематического изложения православного учения о Божией Матери, но и не показали связи этого учения с основными церковными догматами. Правда, ряд современных богословов занялся вопросом о Богоматеринстве в связи с Богочеловечеством 3 и уяснил в этой области очень многое. Но это еще не есть разрешение проблемы в ее целом. Проблема же о богословском значении почитания Божией Матери, о его оправданности с точки зрения Евангелия, о его месте в общем контексте христианского вероучения приобретает в настоящий момент первостепенную важность хотя бы по тому интересу, который вопрос о почитании Божией Матери представляет для экуменического диалога, ибо хорошо известно что он является одним из главных пунктов, в которых между собой расходятся три основных христианских вероисповедания: Православие, римо-католичество и протестантизм. И потому проблема эта рано или поздно должна будет встать перед православным богословским сознанием во всей своей полноте и сложности. Не претендуя никоим образом дать исчерпывающее разрешение этой проблеме, настоящее исследование мариологического вопроса имеет своей целью определить главные догматические предпосылки всего исключительного характера почитания Божией Матери православной Церковью и уяснить значение некоторых его сторон. Предметом его анализа преимущественно будут богословские мотивы и темы, выставляемые в богородичных службах и богородичных песнопениях.

http://pravmir.ru/velikoe-znamenie-tsars...

Оксана Головко «Покрой нас кровом крилу Твоею». Иконография Покрова Взгляд современных иконописцев С ответа Девы Марии: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1, 38) история человечества изменилась полностью, а Богородица Своим решением получила возможность предстоять перед Сыном за все человечество, за каждого из нас. Именно об этом, о Ее заступничестве – иконография Покрова Божией Матери. Иконописание – живой процесс, в котором отражаются тенденции развития искусства в конкретную эпоху. Иконография тесно связана с иконологией и богословием иконы, поскольку именно с ее помощью транслируются богословские идеи и символы. Невозможно понять икону, не касаясь богословских смыслов, с другой стороны, эти смыслы по-разному акцентируются, в зависимости от времени. Это можно проследить в развитии иконографии Покрова Богоматери. О том, что образ Матери Божией в русском церковном искусстве занимает особое место, говорят все, кто прикасается к этой теме. Ведь Богородица всегда считалась заступницей, покровительницей Русской земли. Древняя Русь. Первые изводы Принято считать, что иконография Покрова Пресвятой Богородицы появилась именно на Руси, хотя, естественно, складывалась не на пустом месте, и в иконографических изводах Покрова можно увидеть, в том числе, отзвуки иконографии Божией Матери «Оранта» (Нерушимая Стена). Постепенно складываются два иконографических типа икон Покрова Божьей Матери. Мозаичная икона Божьей Матери «Нерушимая стена» (Софийский собор, XI век) Первый вариант – «новгородский», на котором плат Богоматери держат ангелы. Второй – «суздальский» (или «московский»), на котором Она Сама простирает Свой омофор над верующими. Иконография, вне зависимости от извода, чаще соединяет два пласта: один – «исторический» – иллюстрация события из жития святого Андрея Юродивого, когда Богородица явилась во время службы во Влахернском храме в окружении святых. Событие разворачивается именно в храме, что подчеркивает и изображение храма, и обычно изображающийся велум. Второй пласт – это демонстрация единства Церкви земной и Церкви Небесной, заступничества Божией Матери за весь человеческий род.

http://pravmir.ru/creative/kak-chitat-ik...

Орёл. Кафедральный собор Ахтырской иконы Божией Матери. Никитская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь построена в 1773-1786 годах орловским купцом К.С. Пастуховым на месте деревянной Никитской церкви, существовавшей с XVII века в Пятницкой слободе под Орлом. Первоначально была кладбищенской, а в 1786 году кладбище было перенесено, а церковь стала приходской. В 1819-1823 годах рядом с церковью была построена колокольня, а в 1870 году по проекту архитектора И.П. Лутохина колокольня соединена с храмом трапезной. В 1875 году церковь обнесена оградой. Приход церкви в начале XX века насчитывал 273 двора с количеством прихожан более 1300 человек. Закрыта церковь в 1938 году, использовалась под хозяйственные нужды. Вновь стала действующей с 1942 года во время немецкой оккупации города. 5 августа 1943 года на ее колокольне был водружен один из первых красных флагов в честь освобождения города от немецко-фашистских захватчиков. В настоящее время - кафедральный собор г. Орла. Официальное название: Ахтырская (Никитская) церковь во имя Ахтырской иконы Божией Матери с пределами во имя великомученика Никития и во имя Казанской иконы Божией Матери.  Церкви и монастыри города Орла: библиогр. справочник/сост. О.Н. Попов, Р.И. Реуцкая, В.Г. Сидоров. - Изд. 2-е, доп. - Орел: Фолиант, 2007. Ахтырский собор. Согласно преданию, еще в XVI веке на месте собора стояла Пятницкая церковь. В 1678 году в переписной книге на этом месте уже упоминается Никитский храм. К концу XVIII века церковь значительно обветшала, ее пришлось разобрать и встал вопрос о строительстве нового храма. В 1773 году торговавший лошадьми в г. Ахтырке (Харьковская губерния) орловский купец Константин Семенович Пастухов получил исцеление от многолетней болезни по молитве перед чудотворной Ахтырской иконой Божией Матери, прославившейся в то время многочисленными чудесами и почитаемой по всей России. Для нее был поострен величественный каменный собор в Ахтырке. Вернувшись в Орел, Константин Семенович обратился к епархиальному начальству за благословением на постройку каменного храма в честь Ахтырской иконы Божией Матери на Пятницком погосте. Разрешение было получено, и в том же году приступили к строительству храма. В 1775 году церковь была поострена и освящена.

http://sobory.ru/article/?object=02338

Поги. Церковь Смоленской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты В 1848 году в деревянном усадебном доме Вонлярлярских была устроена устроена домовая церковь Смоленской иконы Божией Матери. Уже 1850 г., по проекту архитектора Б.Б. Гейденрейха на средства помещика К. Вонлярлярского начала строиться новая каменная пятикупольная церковь с пристроенной трехъярусной колокольней возведена. Архитектор стремился возвести храм в популярном в то время русско-византийском стиле. Церковь была освящена в 1851 г., а в 1855 г. в подвальном этаже был устроен придел Рождества Христова. Храм был закрыт в 1935 г. В советское время интерьер церкви был изменен чугунными перекрытиями, которые впоследствии обвалились под своим же весом. Возвращение Русской Православной Церкви произошло в 1990 г. Предполагалось первоначально передать храм в качестве подворья Иоанновскому женскому монастырю. Но, по благословению митрополита Ленинградского Алексия (Ридигера), храм отошёл к Софийскому собору в Пушкине. В 1992 г. начата реставрация. Богослужения совершаются регулярно. Село Новолисино, прежнее поместье супруги тайного советника Наталии Петровны Вонлярлярской, находится на берегу небольшаго озера, в 50 верстах от Петербурга, в 25 вестах от Царского села. Село, построенное в 1843 году г-м Вонлярлярским, имеет общие с соседними местностями имена: Княжье, Лисино - имение князя Юсупова, Старое Лисино - имение вдовы тайного советника Родифиникиной и пр. Сперва была здесь временная церковь, в деревянном доме, который был построен графом Федором Буксгевденом, дедом нынешней помещицы. Нынешний храм заложен в 1850 г. тайным советником Вонлярлярским по следующему событию: жители города Смоленска, разоренные в 1812 году, взяли на обновление своих жилищ деньги из казны в долг, который постепенно возрос до 80 000 руб. сер. По ходатайству г. Вонлярлярского долг этот был прощен государем. Жители Смоленска, из благодарности к Вонлярлярскому, поднесли ему икону Смоленской Божией Матери. Так как соседняя церковь села Тосны была отсюда в 25 верстах и крестьяне затруднялись иметь сообщения с нею, то г. Вонлярлярский, желая с одной стороны послужить пользе крестьян, с другой дать место поднесенной ему иконе, построил у себя церковь во имя Смоленской Божией Матери. Храм стоил до 80 000 руб. сер. и построен на счет помещика и на сборную сумму. 11 июля 1855 года освящен был придел, находящийся в подвальном этаже, во имя Рождества Христова. Антиминс главного алтаря - во имя Смоленской Божией Матери освящен 1851 г. июня 17 дня Макарием, епископом винницким, антиминс придела освящен митрополитом Никанором 1855 г. января 30.

http://sobory.ru/article/?object=02742

Ржев. Церковь Владимирской иконы Божией Матери. Владимирская церковь что при богадельне /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Владимирская, что при богадельне, церковь, построена в 1758 году, в 1834 году упразднена, в 1860 году возобновлена, деревянная, престола три: главный Владимирской Божией Матери, правый преподобного Дионисия, архимандрита Троице-Сергиевой лавры, левый преподобного Арсения, игумена Новгородского. Находилась на Князь-Дмитриевской стороне, при богадельне. Есть сведения, что была построена на месте старой Оковецкой церкви. С 1875 в церковь из села Оковцы приносилась икона Оковецкой Божией Матери. Ныне не существует. В 1901 году служили: Священник Алексий Филаретов 55-ти лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1869 года, священником с 1872 года, состоял законоучителем приходского училища, член Епархиального училищного совета, награжден в 1897 году наперсным крестом, в 1898 году орденом Святой Анны 3-ей степени по статуту. Псаломщик Иван Симаков 32-х лет, в должности с 1885 года. Церковный староста мещанин Василий Степанович Лелянов, в должности с 1896 года. В 1914 году служили: Священник Александр Маслов 46-ти лет, окончил семинарию, на службе 18 лет, во Владимирском храме 5 лет. Псаломщик Иаков Бойков 41-го года, на службе 1 год. Прихожан нет. С западной стороны ограды была устроена каменная часовня во имя Святителя Николая Чудотворца. Историки утверждают, что ниже по Волге от плашкоутного моста на месте расположения первой деревянной церкви Оковецко-Ржевской иконы Божьей Матери в 1758 году здесь из прочного лиственного дерева была построена церковь Владимирской иконы Божьей Матери. Возникает закономерный вопрос: как в одном и том же году, на одном и том же месте могли возводиться два разноименных храма? Время и место строительства обоих церквей совпадают. Кстати, в ранних исторических источниках название Владимирской набережной встречается в конце XVII начале XVIII веков, следовательно, на правом берегу реки был в это время если не храм то часовня с этим названием.

http://sobory.ru/article/?object=52152

Устюжна. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Казанская церковь Карта и ближайшие объекты Хорошо сохранившаяся церковь Устюжны — в честь Казанской иконы Божией Матери — возведена в 1694 году на деньги купца Строганова и является образцом нарышкинского барокко. Расположена на самом красивом и возвышенном месте города Устюжна, на правом берегу реки Ворожи. Как и другие строгановские храмы, Казанская церковь замечательна белокаменными узорами вокруг окон. Основной квадратный обьём храма поднимается над низкими приделами, гранёные главы стоят на двухъярусных барабанах. Рядом с ней — шатровая колокольня, построенная в 1764-1767 годах. Внутри фрески XVIII века. Церковь действующая, рядом с храмом находится городское кладбище. Ансамбль Казанской церкви - памятник культуры и истории федерального значения - находится в восточной части города и замыкает собой главную улицу города Карла Маркса. В него входят: церковь Казанской иконы Божией Матери, часовня, колокольня, сторожка, усыпальница и несколько хозяйственных построек: ворота, ограда. http://www.kaliningradgid.ru/architecture/ История Устюжны, особенно в ту эпоху, когда здесь появилось множество новых церквей, в том числе и храм Казанской иконы Божией Матери, косвенным образом связана с преобразованиями Петра Великого. В первые годы XVIII века Пётр велел построить в Устюжне Ижинский железоделательный завод, который долгое время обеспечивал мушкетами и пушками всю русскую армию. Впрочем, ещё в допетровские времена, в XVII веке, Устюжна была, как бы сейчас сказали, крупным металлургическим центром, - пожалуй, вторым по известности после Тулы, знаменитой своими оружейными заводами. Город даже носил название Устюжна Железнопольская. Большую роль в истории Устюжны и всего Вологодского края сыграло семейство Строгановых, крупных промышленников, землевладельцев и государственных деятелей. Григорий Дмитриевич Строганов - промышленник, финансист и политический деятель - особенно часто наезжал в Устюжну в конце XVII века. Во время своих приездов Строганов останавливался в принадлежавших ему домах на другом берегу реки Мологи, где постоянно жили его приказчик и дворовые люди. На средства Строганова и была возведена в 1694 году церковь Казанской иконы Божией Матери. Храм возник не на случайном месте. Ещё в XVII веке, до появления здесь деревянной церкви, на том самом месте произрастал сосновый лес. Поводом к его возведению послужило явление Казанской иконы Богоматери местному юродивому Афанасию, по прозвищу Железный Посох. Афоня подолгу молился в дремучем лесу на окраине города и однажды увидел на дереве неведомо откуда там появившуюся икону Казанского образа Богородицы. Это был знак свыше. Устюженцы решили возвести на этом месте храм, в честь этого знаменательного события.

http://sobory.ru/article/?object=00239

ЦВ 20 (417) октябрь 2009 /  22 октября 2009 г. Программа VIII выставки-форума « " Православная Русь " – к Дню народного единства» 4 ноября 8.00 – принесение чудотворной Почаевской иконы Божией Матери в ЦВЗ «Манеж». 8.30 – Божественная литургия в храме во имя Казанской иконы Божией Матери на Красной площади. 9.00 – 10.00 – принесение чудотворной Почаевской иконы Божией Матери в ЦВЗ «Манеж». 11.00 – молебен у чудотворной Почаевской иконы Божией Матери. 10.30 – 11.10 – торжественное шествие молодежи во главе со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом от храма во имя Казанской иконы Божией Матери на Красной площади к ЦВЗ «Манеж». 11.10 – 11.30 – церемония торжественного открытия выставки-форума «Православная Русь» – к Дню народного единства. Открытая площадка перед входом в ЦВЗ «Манеж» 11.30 – 12.15 – обход выставки Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. 13.00 – 14.00 – встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с молодежью. Конференц-зал – нижний этаж 15.00 – 17.00 – общецерковная конференция «Единое цивилизационное пространство Святой Руси в современной Европе: вчера, сегодня, завтра», посвященная 450-летию принесения чудотворной Почаевской иконы Божией Матери на Русь. Организатор: Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата Конференц-зал 1 15.00 – 16.30 – специальная программа «Задайте вопрос священнику». Организатор: Синодальный отдел по взаимодействию Церкви и общества Конференц-зал 2 15.30 – 17.30 – программа Издательского Совета Русской Православной Церкви. Конференц-зал 3 16.30 – 18.00 – круглый стол «У Бога все живы!», посвященный возрождению традиций поминовения Русской Православной Церковью воинов, павших при защите Родины на полях Великой Отечественной войны и в других боевых действиях в истории России. Организаторы: Мемориальный общественный центр «Свеча памяти», Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными сила и правоохранительными органами, Российский комитет ветеранов, Центральный музей ВОВ на Поклонной горе, Военно-мемориальный центр Минобороны РФ, Всероссийская общественная организация ветеранов «Боевое братство», Ассоциация поисковых отрядов «Долг»

http://e-vestnik.ru/culture/viii_vystavk...

Чимеево. Казанский Чимеевский мужской монастырь. Карта и ближайшие объекты В последнее время один из храмов Курганской епархии, а именно храм в честь Казанской иконы Божией Матери с. Чимеево, стал одним из духовных центров не только Зауралья, но и целого региона Урала и Западной Сибири. К чудотворной иконе приходят паломники не только из Курганской области, но и из Екатеринбурга, Челябинска, Тюмени, и даже из далекой Австралии. Чимеево. От Кургана 90 верст. Ныне числится в Белозерском районе. Старинное село, раскинувшееся по обоим берегам небольшой речушки Нияп — притока Тобола. Сам храм — уникальное церковное сооружение 1890 г. Он, будучи деревянным, чудом сохранился в первозданной красоте, как жемчужина сияя среди реликтовой природы. Иконо-стас Чимеевской церкви, изготовленный на рубеже XIX-XX вв., украшен оригинальной деревянной резьбой, покрытой левкасом, а затем тончайшими листами сусального золота. Уникальность иконостаса заключается в том, что каждый сантиметр золотой поверхности отполирован волчьим клыком. Полированное золото придает множеству колонн и деталей характер монолитности и богатства. Чимеевская икона Божьей Матери по типу написания относится к Казанским иконам, а те, в свою очередь, к иконографическому типу богородичных икон Одигитрии (греч. - путеводительница) с благословляющим Богомладенцем. Существует множество преданий, связанных с Чимеевской чудотворной иконой. 5 ноября 1770 г. от топящейся печи церковь сгорела. Огонь полностью уничтожил иконостас, церковную утварь. После пожара люди нашли на пепелище абсолютно невредимую икону Божьей Матери. Это было второе чудоявление, как знак особой милости Божьей. Поклонение Божьей Матери и ее чудотворной иконе продолжается в новой церкви. Икону покрывают серебряной ризой, золотыми нимбами и драгоценными камнями. Когда в 1890 г. в Чимееве был построен храм, то он был освящен во имя явления иконы Казанской Божией Матери. Чимеевская чудотворная икона Божьей Матери, по свидетельству очевидцев, приплыла по реке Нияп (приток Тобола) и пристала к берегу, где была построена первая церковь.

http://sobory.ru/article/?object=06062

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010