Тула. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Свято-Казанский храм Карта и ближайшие объекты Храм в честь иконы Казанской Божией Матери, пос. Мясново, г. Тула. По данным старинных документов, первое упоминание о храме в честь иконы Казанской Божией Матери относится к 1587 г. Изначально храм был деревянный. В период с 1830 по 1870 гг. в с. Мясново был поострен новый каменный храм, который был освящен в 1734 г. Храм был построен в бывшем селе Клин, принадлежавшем дворянскому роду Мясново. Позже это место стало называться «Клин-Мясново-тож» и находилось в черте города Тулы. Казанская церковь располагалась в Мясново на углу нынешних улиц Верхней Студёнки и Ликбеза. В храме, помимо основного престола во имя Казанской иконы Божией Матери, было два придельных – во имя св. вмц. Екатерины и св. пророка Даниила. На колокольне было 6 колоколов, в самом большом весу было 157 пудов. Вокруг церкви была ограда на каменном фундаменте с деревянной решеткой. При церкви имелась часовня в честь св. блгв. Князя Александра Невского, устроенная трудами прихожан. Интерьер храма был украшен резьбой и позолотой. По стенам храм был расписан живописью, в нем имелось много старинных икон, украшенных серебряными ризами и венцами, драгоценными камнями и жемчугом. Наиболее почитаемой была чудотворная икона Божией Матери Всех Скорбящих Радость. В церкви имелось много старинных книг, включая Евангелие, напечатанное в 1676 г. В приходе храма имелись две школы: церковно-приходская и земская. При храме действовала богадельня для увечных воинов, которые делали для церкви свечи и пекли просфоры. При церкви располагалось старинное кладбище, возраст которого был около 500 лет, на нем хоронили до 1900г. В 1920-х гг. храм был закрыт, а в 30-е годы 20 века разрушен до основания, чудотворная икона и храмовые ценности исчезли. В настоящий момент в Мясново на пересечении улиц Одоевское шоссе и Рогова по адресу Одоевское шоссе, 52-а по благословлению Архиепископа Тульского и Белевского Алексия строится новый храм. К сожалению, на старом месте строительство оказалось невозможным. Внешний вид бывшего храма до нас не дошел, поэтому новый храм строится по своему проекту. Как и прежний он освящен в честь Казанской иконы Божией Матери. Освящение земли под строительство храма было в сентябре 2007 г.

http://sobory.ru/article/?object=30829

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КУПЯТИЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (Празд. 15 нояб.), древнейший чудотворный образ Богоматери в Полесье - медный (бронзовый) крест-энколпион; святыня Пинской епархии Украинской Православной Церкви (УПЦ). К. и. стала широко известна в 1-й пол. XVII в., почти одновременно с Жировицкой иконой Божией Матери ; сходны и обстоятельства их обнаружения. Легендарной датой явления считается 15 нояб. 1182 г. Согласно преданию, пасшая стадо в лесу близ Купятич (совр. Пинский р-н Брестской обл., Белоруссия) девочка Анна увидела на дереве в необыкновенном сиянии крест с образом распятого Спасителя на одной стороне и Божией Матери с Младенцем Христом на другой. Девочка унесла находку домой, однако крест вернулся на прежнее место. История возвращения креста повторилась трижды. Жители восприняли это как веление Божией Матери построить на месте обретения святыни церковь, куда и поместили явленный крест. Церковь была сожжена в период монголо-татар. нашествия (в 1240 или, что вероятнее, во время одного из многочисленных набегов в течение XV-XVI вв.), село разорено, немногие уцелевшие жители считали образ сгоревшим при пожаре. Купятицкая икона Божией Матери. Кон. XIX — нач. ХХ в. Купятицкая икона Божией Матери. Кон. XIX — нач. ХХ в. В кон. XV или нач. XVI в. крест на месте некогда стоявшей церкви снова явился возвращавшемуся из Иерусалима паломнику мон. Иоакиму. Церковь с освящением в честь Введения во храм Пресв. Богородицы отстроили заново, мон. Иоаким остался при ней служить пономарем. В кон. XVI в. ктитор церкви берестейский каштелян Григорий Война пожертвовал образу серебряную оправу. В инвентаре 1631 г. Введенской ц. в Купятичах записано: «Образ цудовни, оправни з обеих сторон сребром золоченым». В 1629/30 г. попечением вдовы Григория Войны Аполлонии и ее сына Василия Копоца (Копти) при купятицкой церкви был основан правосл. Введенский мон-рь. Насельники пришли туда из Виленского Свято-Духова мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2462269.html

Архив Пн В праздник Казанской иконы Божией Матери Предстоятель Русской Церкви явил обретенный чудотворный образ и совершил Литургию в Успенском соборе Кремля 4 ноября 2023 г. 13:38 4 ноября 2023 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. В этот день в России отмечается государственный праздник День народного единства.  Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Успенский собор Московского Кремля с чудотворной Казанской иконой Божией Матери. У врат Успенского собора секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве протопресвитер Владимир Диваков и благочинный Воскресенского церковного округа Московской (городской) епархии , настоятель храма Воскресения Христова в Сокольниках г. Москвы протоиерей Александр Дасаев приняли великую святыню и перенесли на престол в алтаре Успенского собора.  После входных молитв и облачения Его Святейшества чудотворную Казанскую икону вынесли из алтаря на солею. Поднявшись на солею, Предстоятель Русской Православной Церкви рассказал об обретении чудотворного Казанского образа Божией Матери, перед которым молились князь Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин. Икона была украдена в 1918 году из Казанского собора на Красной площади г. Москвы. Место ее нахождения до последнего времени оставалось неизвестным.  Святейший Патриарх Кирилл благословил чудотворным образом Божией Матери участников богослужения. При пении величания икона была перенесена на аналой в центре Успенского собора.  За Литургией Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Павел , Патриарший наместник Московской митрополии ; митрополит Воскресенский Григорий , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси, управляющий делами Московской Патриархии; архиепископ Егорьевский Матфей ; епископ Истринский Серафим , председатель Синодального отдела по делам молодежи ; епископ Зеленоградский Савва , заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Наро-Фоминский Никандр , председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; протопресвитер Владимир Диваков; протоиерей Александр Дасаев; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протоиерей Дионисий Казанцев, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по Московской области; протоиерей Феодор Рожик, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской Слободе г.

http://patriarchia.ru/db/text/6074511.ht...

В 1155 году благоверный князь Андрей, переселяясь из Вышгорода в Суздальскую землю, взял с собой чудотворный образ Божией Матери, написанный евангелистом Лукою (впоследствии эта икона получила наименование Владимирской). В семи верстах от Владимира лошади, везшие киот с чудотворной иконой, остановились и не могли тронуться с места. Боголюбская икона Божией Матери, одна из древнейших чудотворных икон России, написана в XII веке по просьбе благоверного князя Андрея Боголюбского (память 4 июля) в память о явлении ему Божией Матери. В 1155 году благоверный князь Андрей, переселяясь из Вышгорода в Суздальскую землю, взял с собой чудотворный образ Божией Матери, написанный евангелистом Лукою (впоследствии эта икона получила наименование Владимирской). В семи верстах от Владимира лошади, везшие киот с чудотворной иконой, остановились и не могли тронуться с места. Благоверный князь Андрей просил сопровождавшего его священника Николая совершить молебен перед иконой Божией Матери и долго со слезами молился перед чтимым образом. Затем он перешел в походный шатер, но не прекращал усердной молитвы. В это время ему явилась Пресвятая Богородица со свитком в правой руке и повелела благочестивому князю образ Ее, принесенный из Вышгорода, поставить во Владимире, а на месте Ее чудесного явления построить храм и святую обитель. Потом Она молитвенно подняла руки к небу, принимая благословение Христа Спасителя, Который явился в это время над землей, благословил Ее, и видение исчезло. Исполняя повеление, благоверный князь Андрей заложил на указанном месте каменную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, где образовался и монастырь. Затем святой князь призвал искусных иконописцев и просил изобразить Божию Матерь так, как видел Ее в явлении: во весь рост со свитком в правой руке и ликом, обращенным к Спасителю. Когда строительство церкви было завершено, благоверный князь Андрей перенес в нее написанный образ и установил ежегодное празднование в честь явления Божией Матери 18 июня, которое утвердилось в Русской Церкви. Монастырь и город, образовавшийся вокруг обители, благоверный князь Андрей назвал Боголюбовом, потому что, по его словам, «Божия Матерь возлюбила это место», а сам князь с тех пор стал именоваться Боголюбивым или Боголюбским.

http://pravmir.ru/bogolyubskaya-ikona-bo...

Вахитовский район. Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Варлаамовская). Варлаамовская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Смоленско-Варлаамовская церковь, каменная, построена неизвестно когда, и на какие средства. Однако первое упоминание о ней существует уже в 1726 году. Престолов два, теплые: главный – во имя Смоленской иконы Божией Матери, придел - во имя Варлаама Хутынского. На начало ХХ века приход очень маленький всего - 24 дома, около ста прихожан. Священник Григорий Иванович Львов, 60 лет. Церковь стояла посередине улицы Большой Варламовской (ныне ул. Мартына Межлаука) и прекрасно просматривалась с двух ее сторон. Полностью разрушен храм в 1932 году. По материалам издания Казанской Духовной Консистории «Справочная книга Казанской епархии» Казань-1904 г, Православный Собеседник 1 КДС г. Казань-2008 г. Смоленско-Варлаамская церковь находилась недалеко от церкви московских чудотворцев, на улице Варлаамской и поперечной Ямской. В первое время своего основания, по всей вероятности до XVIII ст., церковь Смоленско-Варлаамская носила другое название и состояла из двух храмов: церковь деревянная Преображения Господня освящена была в 1655 г., при этой церкви был придел Благовещения Богородицы; вторая церковь была каменная во имя Божией Матери чудотворной ее иконы Казанской с приделом Варламия, когда была построена эта каменная церковь – неизвестно. В настоящее время прихожане уже не имеют даже воспоминаний о церквах во имя Преображения Господня и Казанской иконы Божией Матери: признак, что они давно переименованы. Теперь главный храм – во имя иконы Смоленской Божией Матери, так он называется с 1789 г. Деревянная церковь Варлаама чудотворца существовала до пожара 1749 г., а в этом пожаре она погорела и, вероятно, уже после пожара вся устроена была каменною. При главном храме Смоленской Божией Матери в трапезе имеется придел во имя препод. Варлаама, чудотворца хутынского. Церковь в народе известна, главным образом, под именем Варлаамовской. В одной связи с каменною церковью находится каменная колокольня, устроенная одновременно с самою церковью. Только по бокам колокольни сделаны в 1857 г. небольшие пристройки: для жительства церковного сторожа и кладовая.

http://sobory.ru/article/?object=33085

Гдов. Собор Державной иконы Божией Матери в Кремле. Карта и ближайшие объекты Собор Державной Богоматери построен в 1991 г. на основе обмеров древнего собора Димитрия Солунского, разрушенного в годы Великой Отечественной войны. Действует. Собор расположен в юго-восточной части Гдовского Кремля. Он восстановлен в прежних формах, характерных для Псковского зодчества на месте разрушенной фашистами в 1944 году церкви Дмитрия Солунского. Храм одноглавый, четырехстолпный с скругленными снизу столбами, кубической формы, трехапсидный. Купол расположен на барабане с шестью окнами, украшенном традиционным орнаментом. Над окнами - бровки. В западной части храма хоры, с угловыми камерами, поддерживаются сводами. В алтаре низкая скамья, упирающаяся в пилястры. Над входом несимметричная двухпролетная звонница. После восстановления храм освящен во имя иконы Божией Матери " Державная " . Гдов – районный городок с живописными руинами старинной крепости, внутри которой стоит Собор иконы Державной Божией Матери. Это первый храм с 1917 года в области, построенный заново в 1990 году на месте разрушенного. Строили его всем миром, но большую сумму денег пожертвовал на храм архимандрит Лев. История появления храма такова: настоятель будущего Собора отец Михаил поехал к отцу Николаю (Гурьянову) на остров Залит посоветоваться и испросить благословения: строить ли храм, потому что трудности ожидались немалые. И не успев задать старцу вопрос, получил ответ: «А храм в Гдове строить надо». И далее старец сказал, что назвать его нужно в честь иконы Державной Божией Матери. Отец Михаил посетовал: «У нас и иконы такой нет, батюшка». Тогда старец вынес для будущего храма свою икону Державной Божией Матери, она сейчас в Соборе. Собор в крепости назывался в древности св. Дмитрия Солунского. И ныне в храме три престола: в честь св. Дмитрия Солунского, главный храм – иконы Божией Матери Державная, а южный престол освящен в память святого новомученика Православной Церкви Митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина, расстрелянного большевиками.

http://sobory.ru/article/?object=00279

Слово архимандрита Иоанна (Крестьянкина) в праздник Покрова Матери Божией 12 октября, 2004. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) Весь народ от мала до велика собрался во Влахернской церкви. Отчаяние внушило обратиться с великим воплем и слезами в молитве к Матери Божией. Это была последняя и единственная надежда. Представьте, как молились они, заглядывая в завтрашний день свой, откуда уже веяло дыхание смерти. Духовное покровительство, ходатайство и заступление перед Богом, которое получаем по великому милосердию и любви к нам Божией Матери, воспеваем мы ныне. Ибо с тех пор как воля Божественного Страдальца и Спасителя мира усыновила род человеческий Божией Матери в лице любимого ученика Его Иоанна Богослова, — это покровительство не прерывалось ни на один день, и во все времена истории человечества было так: Мать и чадо! Вдумайтесь в эти слова, в смысл глубочайшего и святейшего родства, чище и святее которого нет на земле. «Мати — се сын Твой!» — звучит с Креста из уст Божественного Страдальца. И что значат эти слова?! Отныне, что ни совершится с названным сыном Твоим, пройдет сквозь сердце Твое. Отныне его небольшие радости будут Твоим счастьем, его боль, беда и скорбь — Твоим великим горем и слезами, и, главное, непрестанная дума и забота о чаде, забота, не знающая усталости, не знающая отдохновения. И все это, как завещание, приняла Пресвятая Дева от Своего умирающего на Кресте Единородного Сына. С тех пор мир заполнился многими знамениями покровительства Божией Матери — знаками Ее Материнской любви. Примерам несть числа, начиная из глубины времен и до наших дней… Варварское племя сарацин (народ, родственный теперешним туркам, магометане по вере), движимое ненавистью к христианам, осадило город Константинополь с единственной целью — стереть его с лица земли, разрушить его многочисленные храмы, большая часть которых была посвящена Царице Небесной. Жителей предполагалось предать лютой казни, а некоторых рабству, надругавшись над верой их. Весь народ от мала до велика собрался во Влахернской церкви. Отчаяние внушило обратиться с великим воплем и слезами в молитве к Матери Божией. Это была последняя и единственная надежда.

http://pravmir.ru/slovo-arximandrita-ioa...

Борисоглебск. Церковь иконы Божией Матери " Достойно есть " . Часовенная церковь в честь иконы Божией Матери, именуемой «Достойно есть» или «Милующая» /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Часовня в честь иконы Божией Матери «Достойно Есть» находилась на Хлебной площади рядом со Сретенским храмом. Ее разобрали в 1901 г. после того как был построен Сретенский храм. Часовенная церковь в честь иконы Божией Матери, именуемой «Достойно есть» или «Милующая» Благодарные жители в ознаменование чуда избавления от эпидемии холеры решили воздвигнуть на месте совершения молебна часовню в честь иконы Божией Матери «Достойно Есть». Каменная часовня была построена попечением и стараниями купца Стефана Иванова. 19 ноября 1873 года состоялось торжественное освящение её престола при огромном стечении народа. Здание часовни, относительно небольшое по размеру, имело величественный и законченный в архитектурном плане вид, было достаточно высоким. (О точных размерах часовни в настоящее время судить невозможно, так как план первоначального строительства сгорел при пожаре 17 августа 1876 года. Здание часовни находилось у пересечения нынешних улиц Бланской и Третьяковской, частично на территории Котельно-механического завода). Часовня была приписана к Преображенскому Собору города, клир которого и совершал в ней богослужения. Для поклонения верующих здесь был поставлен чудный афонский образ Богородицы «Достойно Есть». Перед этим образом жители города возносили непрестанные благодарственные молитвы Небесной Владычице. Число людей, прибегающих под кров Божией Матери всё возрастало. К каменному зданию часовни была сделана более обширная деревянная пристройка. Часовня постепенно начала приобретать вид полноценного храма. Тамбовский епископ Виталий (Иосифов), посетивший г. Борисоглебск в середине 80-х годов XIX века, сделал замечание о тесноте помещения часовни и выразил пожелание ещё более расширить здание, так как приток молящихся был достаточно велик. Таким было и пожелание верующих. Необходимо отметить, что к этому времени у часовни уже сложился свой, достаточно многочисленный приход, насчитывающий в среднем до 1500 человек. В 1884 году часовня получила статус церкви и стала именоваться Часовенной, а в официальных документах Часовенной Богородичной церковью. С этого момента в храме велись метрические книги. Усадебной и пахотной земли церковь не имела.

http://sobory.ru/article/?object=41118

Когда икону переносили, — враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Ее истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. Икона Божией Матери «Знамение» — почитаемое Русской Православной Церковью 10 декабря изображение Богородицы с Божественным Младенцем. Подробности в статье! Икона Божией Матери «Знамение» Эта икона изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) — благословляющий Божественный Младенец — Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов. История иконы Божией Матери «Знамение» Иконы Божией Матери, известные под именем «Знамение», появились на Руси в XI — XII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году. В этот год соединенные силы русских удельных князей, возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода. Новгородцы молились, прося Господа не оставлять их. На третью ночь услышал архиепископ Новгородский Илия дивный голос, повелевающий ему взять из Церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену. Читайте также — Владимирская икона Божией Матери Когда икону переносили, — враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Ее истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили. В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной, архиепископ Илия тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь. Многочисленные списки с иконы Знамения известны по всей России. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес. Иконография

http://pravmir.ru/ikona-bozhiej-materi-z...

Москва. Церковь Феодоровской иконы Божией Матери. Федоровская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Феодоровской иконы Божией Матери , Филиппа, митрополита Московского Год постройки:Между 1834 и 1837. Ссылки:   Адрес: г. Москва, деревня Ворсино, д.3 Координаты: 55.342699, 37.242115 Проезд:на автобусе 36 от станции «Подольск», проезд до села Ворсино на автомобиле, двигаясь по Старо-Варшавскому шоссе (40 км от МКАДа, 20 км от города Подольска) до поворота на село Юдановка, далее ориентироваться дорожными указателями Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В селе Ворсине Подольского района Московской области, бывшем родовом имении Колычевых, начиная с XVI в. в каждом столетии воздвигался новый храм. Во времена святителя Филиппа, митрополита Московского, была в нем деревянная церковь во имя святого мученика Андрея Стратилата, построенная прадедом святителя боярином Андреем Колычевым. Через 50 лет в Ворсине был уже новый храм с приделом святителя Филиппа. В 1748 г. помещиком Колычевым построен новый храм, также деревянный, но только с одним престолом в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Во все времена храм и причт села Ворсина содержался на средства бояр Колычевых. В 1834 г. новая владелица села Татьяна Сергеевна Карина испросила разрешение построить новый храм - каменный, также в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Святитель Филарет, митрополит Московский, посоветовал ей устроить в этом храме придел во имя святителя Филиппа. Храм освящен в 1837 г. Местная Феодоровская икона Божией Матери почиталась как чудотворная. На ней находились два креста с частью Ризы Божией Матери. На иконе святителя Филиппа висела архиерейская панагия. Панагия эта была деревянная, в середине ее резное изображение Святой Троицы (посещение Авраама). В пещере, устроенной под приделом святителя Филиппа, погребен его двоюродный дядя Григорий Семенович Колычев. Храмоздательница, Т.С. Карина, рассказывала, что в пещере рядом с боярином Григорием погребены родители святителя Филиппа. Над могилами были надгробные камни, но при постройке церкви, когда недоставало белого камня, их раскололи и положили под амвон.

http://sobory.ru/article/?object=09187

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010