Сразу заметим, что Новый Завет нельзя глубоко и правильно прочесть без хотя бы поверхностного знания Ветхого Завета. Как замечательно сказал блаженный Августин, «Ветхий Завет сокрыт в Новом. Новый непонятен без Ветхого». Только на Книгу Второзакония в Новом Завете — 82 ссылки. Немало обращений и к Книге пророка Исаии. Постоянный рефрен Евангелия от Матфея — да сбудется Писание, например при рассказе о Рождестве Христовом: А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил, что значит: с нами Бог (Мф. 1, 22–23). Этот пророк — Исаия, предвидевший рождение Христа от Девы (см.: Ис. 7, 14). Как говорит святой мученик Иустин Философ, «были некогда люди, блаженные и праведные, угодные Богу, которые говорили Духом Святым и предсказывали будущее, которое сбывается ныне. Их называют пророками. Они одни знали и возвестили людям истину… говорили только то, что слышали и видели, когда были исполнены Святого Духа. Писания их существуют и ныне, и кто читает их с верою, получает много вразумления о начале и конце вещей. Сами события, которые уже совершились и которые теперь еще совершаются, вынуждены принимать их свидетельство. Также ради чудес, которые совершили, они заслуживают веры, потому что прославляли Творца всего и возвещали о Посланном от Него Христе Сыне Его; чего не делали лжепророки» ( Иустин Мученик . Разговор с Трифоном Иудеем). Книги Нового Завета исполнены радости оттого, что сбываются древние пророчества, которые предвосхищают все чудеса и деяния Господа нашего Иисуса Христа — от Рождества до Пятидесятницы, которая также является исполнением того, о чем предрек пророк Иоиль: И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего. И покажу знамения на небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма. Солнце превратится во тьму и луна — в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется (Иоил 2, 28–32).

http://pravoslavie.ru/69198.html

Требования религии, этические нормы для него несущественны и необязательны. Он может им следовать до тех пор, пока не задеты его интересы или амбиции. Тогда таящаяся страсть тут же заявит о себе, и вежливого, доброжелательного, обходительного человека через минуту будет не узнать. Человек, который казался таким интересным и просвещенным, окажется, по меткому замечанию писателя Петра Калиновского, «человеком массы». Неслучайно «неотрезвимыми пьяницами» называл преподобный Иустин (Попович) человеческие страсти, ибо они «всегда буянят» — требуют удовлетворения «и никогда не насыщаются и не напиваются досыта». Можно бороться со своей страстью, оставаясь при этом «горьким пьяницей». Например, кто-то объявляет войну собственной лени. Благое ли это дело? Зависит от цели. Если целью является продвижение по служебной лестнице, чтобы иметь больше денег, связей и возможностей для удовлетворения своих возрастающих желаний, то ничего доброго в этом нет. Человек продолжает вертеться среди плотских попечений, как белка в колесе. А со стороны кажется, что он совершенствуется, продвигается вперед, достигает успехов. Верный раб Христов работает над собой, ведет борьбу со страстями ради очищения своей души от греховной грязи. Господь сказал, что только чистые сердцем Бога узрят (см. Мф. 5, 8), и христианин старается очиститься, чтобы лучше распорядиться полученными от Господа дарами, получить от них максимальную духовную прибыль и через это стать ближе к Богу, не лишиться общения с Ним. А злой раб двуличен. Внешне он подобен рабу Христову, но живет, как пьяница. Он прельщается людьми мира сего, завидует их лоску и блеску, стремится иметь то, чем владеют они. Он забывает, что придет час, когда надо будет все полученные залоги, дары и таланты возвратить с прибылью их Подателю. Рейтинг: 9.9 Голосов: 507 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Валерий 14 ноября 2017, 20:53 Круто! И неожиданно, лично для меня, совсем недавно повернувшемуся лицом к Богу! Поставил 10 баллов, но всё это ещё нужно переварить для себя, требует серьезных перемен в жизни! Благодарю Вас Владыко!

http://pravoslavie.ru/107812.html

Этот упрек св. Григорию Фессалоникийскому в мессалианстве направлен против его учения о возможности видеть Божественный свет телесными очами; но мессалианцы утверждали, что путем молитвы можно достигнуть некоторого материального видения Божественной сущности. Св. Иоанн Дамаскин в «Главах» против мессалианцев отмечает (глава 17), что они считали возможным видеть Ипостась Святого Духа со всеми присущими Ей свойствами («Книга о ересях. P.G., т. 94, стлб. 732В). Св. Тимофей также ставит в упрек мессалианцам их утверждение, что можно видеть телесными очами Пресвятую Троицу в Самой Ее сущности («О принятии еретиков», P.G., т. 86, стлб. 48—49). Св. Григорий Палама отмечает в своей «Феофании», что мнение, будто святые могут быть причастны Самой сущности Бога, свойственно мессалианцам (P.G., т. 150, стлб. 933D-936A); к мессалианству же относит он учение о возможности видеть Самую Божественную сущность (P.G., т. 151, стлб. 448С). Византийские авторы часто называли мессалианцами и богомилов, которые разделяли в сущности те же самые заблуждения. Известно, что незадолго до начала варлаамитских споров Паламе пришлось защищать Православие против этих еретиков, которые попытались распространить свое учение даже среди монахов Афонской Горы.Некоторые критики (J.Bois. Los hesychastes avant le XIV [e] siècle – Ж.Буа. «Исихасты до 14 века», в «Echos d " Orient», 5, 1901, стр. 1—11), частично повторяя тезисы Варлаама, пытаются усмотреть в афонской мистике некоторое влияние мессалианцев или богомилов. Это мнение, превращающее Паламу в защитника мессалианских учений, так же несправедливо, как если бы мы, например, стали говорить о доктриналь-ном влиянии аверроизма на св. Фому Аквината.(О мессалианизме см. статьи Euchites («Евхиты») G.Bareille и Messaliens («Мессалиане») А.Атапп «Dict. de theol. cath.», т. 5, стлб. 1434—65 и т. 10, стлб. 792—95, а также G.-L.Marriot. The Messalians and the discovery of their Ascetic (Г.Л.Марриот. Мессалианцы и открытие их «аскетики») в «Harvard theological review», т. 19 (1926), стр. 131—138.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4114...

21 . В Радоницу – тропари: «Запечатану гробу» и святого Минеи; кондаки: святого Минеи и «Любопытною десницею» (см. службу Антипасхи, «зри» 5-е). В храме Божией Матери (или в приделе) В неделю (воскресный день) 1 . Если случится Господский двунадесятый праздник, – тропарь и кондак праздника (см., например, 14 сентября). 2 . Если случится Господский праздник недвунадесятый, – тропари: воскресный, праздника и святого; кондаки: воскресный, святого и праздника (см., например, 1 августа, аще случится в неделю). 3 . Если случится Богородичный праздник двунадесятый, – тропари: воскресный и праздника; кондаки: воскресный и праздника (см., например, 8 сентября, аще случится в неделю). 4 . Если случится Богородичный недвунадесятый праздник, – тропари: воскресный, праздника и святого; кондаки: воскресный, святого и праздника (см., например, 1 октября, аще случится в неделю). 5 . Если случится предпразднстъо или попразднство Господского праздника, – тропари: воскресный, предпразднства или праздника, храма и святого; кондаки: святого, предпразднства или праздника. Если же нет тропаря и кондака святому, то кондаки: воскресный, храма и предпразднства или праздника (см. 14 сентября, аще случится в неделю). 6 . Если случится предпразднство или попразднство Богородичного праздника, – тропари: воскресный, предпразднства или праздника и святого; кондаки: воскресный, святого и предпразднства или праздника (см. 8 сентября, аще случится в неделю). 7 . Если случится отдание Господского или Богородичного праздника, – тропари: воскресный, праздника; кондаки: воскресный и праздника (иногда прибавляются тропарь и кондак празднуемого святого) (см. 25 ноября). 8 . Если случится бдение святому, или полиелей, или славословие, или служба шестеричная или без знака, – тропари: воскресный, храма и святого Минеи (одного или двоих); кондаки: воскресный, святого Минеи (одного или двоих) и храма. В прочие дни седмицы 9 . Если случится Господский или Богородичный двунадесятый праздник, – тропарь и кондак праздника (см., 1 например, 8 и 14 сентября).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

12 . Если случится предпразднство или попразднство Богородичного праздника, – тропари: храма, предпразднства или праздника и святого (если два святых, то и второго); кондаки: храма, святого и предпразднства или праздника (см. Типикон, гл. LII, «зри» 46-е). 13 . Если случится отдание Господского или Богородичного праздника, – тропарь и кондак праздника (иногда прибавляются тропарь и кондак празднуемого святого) (см. 1 25 ноября). 14 . Если случится бдение святому, или полиелей, или славославие, – тропари: храма и святого; кондаки: святого и храма (см., например, 26 сентября, 29 июня, а также Типикон, гл. XV и LII, «зри» 42, 43-е). 15 . Если случится служба святому шестеричная или без знака в понедельник, вторник и четверг, – тропари: храма, дня седмицы (в четверг – два), святого Минеи (одного или двоих), кондаки: дня седмицы (в четверг – два), святого Минеи (одного или двоих), «Слава», «Со святыми упокой», «И ныне», храма (см. Типикон, гл. LII, «зри» 5, 6, 16, 31, 32-е). 16 . Если случится служба святому шестеричная или без знака в среду и пятницу, – тропари: дня («Спаси, Господи, люди Твоя»), святого Минеи (одного или двоих); кондаки: дня седмицы («Вознесыйся на Крест волею»), святого Минеи (одного или двоих), «Слава», «Со святыми упокой», «И ныне», храма (см. Типикон, гл. LII, «зри» 23-е). 17 . Если случится в субботу бдение святому, или полиелей, или славословие, а также предпразднство, или попразднство, или отдание, устав пения тропарей и кондаков тот же, что и в прочие дни седмицы (см. выше пункты 11–14). 18 . Если случится служба святому шестеричная или без знака в субботу, – тропари: храма, дня («Апостоли, мученицы») и святого Минеи (одного или двоих); ковдаки: святого Минеи, «Слава», «Со святыми упокой», «И ныне», «Яко начатки естества» (см. Типикон, гл. XII). 19 . Заупокойная служба в родительские субботы Мясопустную и Троицкую – тропарь «Глубиною мудрости», «Слава»; кондаки «Со святыми упокой», «И ныне», «Тебе и стену» (см. службу в субботу Мясопустную). 20 . Заупокойная служба в субботу Димитриевскую, во 2, 3 и 4-ю субботы Великого поста – тропари дня («Апостоли, мученицы»), «Помяни, Господи», «Слава»; кондак «Со святыми упокой», «И ныне», «Тебе и стену» (см. Типикон, гл. XIII, и службу в субботу 2-й седмицы Великого поста).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

35 От-себя-(бытие); сущее благодаря себе (лат.). Ср. с. 357 наст. издания 36 См., напр., Гете И.В. Избранные философские произведения. С. 141. 37 Ср. «Предмет знания», гл. X. 38 Августин. Исповедь, кн. XI, глава 14. 39 Речь идет о знаменитой апории Зенона о «несуществовании движения» (Аристотель). См.: Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. С. 382. 40 У Франка — «таковой», очевидно, опечатка. (обратно) 41 См., например: Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 3. Философия духа. М., 1977. С. 275. 42 Плотин. Эннеады, III, 7, 11. 43 См.: Платон. Тимей, 37d. 44 Angelus Silesius. Cherubinischer Wandersmann. Kritische Ausgabe. Stuttgart, 1984, S. 34. (I, 47). Ангелус Силезиус (наст. имя Иоган Шефлер, 1624—1677) — немецкий философ-мистик. 45 Платон. Тимей, 28а. 46 Слово «мочь» (имеющее, конечно, другой смысл, чем «мощь») употребляется теперь в русском языке обычно только как глагол и лишь в редких случаях (в таких оборотах, как «не в мочь», «мочи моей нет» и т. п.) — как существительное. Чтобы выразить понятие, для которого на немецком языке употребляется слово «das Konnen», мы должны — вполне в духе русского языка — возродить старинное русское слово «мочь» как существительное. (обратно) 47 См.: например: Аристотель. Метафизика, кн. 3, глава 6 (1003a5); кн. 5, глава 12 (1019a15). 48 См.: Метафизика, кн. 7, глава 8 (1033b; кн. 9, глава 1). 49 Речь идет о книге А.Риля «Введение в современную философию» (СПб., 1904). 50 Гегель Г.В.Ф. Философии права. Сочинения. Т. VII. М. — Л., 1934. С. 18. 51 «В вечном покое пребывает прошлое» (нем.) (обратно) 52 Яков Беме (1575—1624) — немецкий философ-мистик. См.: Бердяев Н. Из этюдов о Якове Беме. Этюд 1. Учение об Ungrund’e и свободе.//Путь. 1930, 20. С. 47—79. 53 Имеется в виду повесть Ф.М.Достоевского «Записки из подполья». 54 Выражение из произведения Ф.Ницше «Так говорил Заратустра». Часть 1, глава «О новом кумире». 55 Неточная цитата. У Тютчева: Как океан объемлет шар земной,Земная жизнь кругом объята снами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3864...

– Дух Божий, открывающий Израилю пути спасения, например: Чис. 11:25 ; Суд. 3:10 ; 1Цар. 10:10 ; Ис. 63:14 . – дух жизни – жизненная сила человека и прочего творения, например: Быт. 6:17,7:15,35:29 ; Суд. 15:19 . – служебный дух, добрый или злой, посылаемый или попускаемый Богом для определенного дела, например: Чис. 5:14 ; 1Цар. 16:14–16,23 ; 1Пар. 12:17 ; Ис. 11:2 ; Ос. 4:12, 5:4 . – дух человеческий, приемлющий от внешних духовных действований, например: Быт. 41:8 ; Втор. 2:30 ; Суд. 8:3 ; 3Цар. 21:5 ; 1Пар. 5:26 ; Пс. 105:33 ; Прит. 20:27 . Рассмотрим развитие этих образов 15 в различные исторические периоды Израиля, придерживаясь следующего порядка: Пятикнижие, исторические книги и пророки. Пророки, в свою очередь, рассматриваются в следующем порядке: до вавилонского пленения и после. Затем рассмотрим традицию учительных книг. 1.1. Пятикнижие 16 Ягвист (J) датируется периодом X – начала IX века до Р. X. 17 . Ключевым для иудейской антропологии является Быт. 2:7 , где «дыхание жизни» (LXX: πνο ζως) выражено не термином ruach, но близким ему по смыслу neshama, означающим жизненную силу божественного происхождения, которая животворит безжизненное материальное тело. Иоанн Брек замечает, что в Быт. 3:8 , где говорится о прохладе (ruach) дня, термин ruach используется для описания чисто природного феномена, сопровождающего движение и жизнь сотворенного мира, и это место является уникальным 18 . Обычно же в ВЗ ruach поддерживает жизнь и сопровождает божественные действия в истории Израиля, в том числе и через явления природы: Быт. 8:1 ; Исх. 10:13, 19 ; Числ. 11:31 ;З Цар. 19:11; Пс. 77:26, 134:7, 148:8 . Другое действие Духа – вдохновляющее, так, например, ruach-Elohim вдохновляет Иосифа на толкование снов фараона (см.: Быт. 41:38 ), Валаама, слышащего слова Божий, – на произнесение притчи (см.: Числ. 24:2 ). Здесь мы уже сталкиваемся с концепцией Духа как посредника Слова. Слово Божие промышляет о Своем творении посредством Духа, Который животворит тварь, а Дух исполняет Свою миссию в мире через Слово в пророчестве и откровении. Эта близость и соучастие, заметные в ветхозаветной традиции, отражаются в более поздней богословской традиции, провозглашающей различие Слова и Духа в ипостасном бытии, но единство их по сущности 19 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/duh...

4 книга Царств, упомянув, согласно со 2 Паралипоменон, об осаде крепостей Сеннахиримом, далее говорит (ст. 14), что Езекия послал послов к Сеннахириму с выражением покорности, что Сеннахирим наложил на Езекию тяжкую дань, которую тот и уплатил ( 4Цар.18:14–16 ), но что Сеннахирим, тем не менее, отправил большое войско против Иерусалима, которое нашло город запертым и укрепленным. 2 Паралипоменон не упоминает о посольстве Езекии и дани его ассирийскому царю, но, восполняя рассказ 4 Царств, сообщает, что Езекия, очевидно, убедившись в бесполезности мирных сношений с Сеннахиримом, решил на случай вероятной атаки с его стороны Иерусалима возможно больше укрепить эту столицу царства Иудейского (ст. 5), а вместе сделать осаду Иерусалима затруднительной для ассириян посредством известного в древности стратегического приема уничтожения питьевой воды на территории расположения осаждающих неприятельских войск (в свою очередь обычно пытавшихся лишить осажденных воды, как сделал, например, Александр Великий при осаде Вавилона). С этой целью были засыпаны все источники вне Иерусалима (каких в древнем Иерусалиме было немало ( Пс.45:5 ); по письму Аристея, вода из них через подземные трубы поступала в храм), в том числе " поток, (евр. нахал) протекавший по стране» (ст. 4), поток Кедрон с близкими к нему источниками: Гионом (ст. 30), Силоамом и др. (О положении Гиона – Силоама см. комментарии к ( 3Цар.1:33 ), «Толковая Библия», т. II, с.365).> Об этой мере Езекии и вообще о работах его по искусственному орошению Иерусалима говорят, кроме ( 2Пар.32:3–4,30 ) и другие библейские свидетельства: ( 4Цар.20:20 ; Ис.22:9–11 ; Сир.48:19 ). С этими работами могло иметь связь также прорытие Силоамского туннеля, которое, на основании библейско-археологических данных, заключающихся в открытой в 1880 году Силоамской надписи, относят обыкновенно ко времени Езекии (см. «Толковую Библию», т. II, с. 558). Другим важным предприятием Езекии – в оборонительных же целях – было (стих 5) восстановление древней или, по терминологии Иосифа Флавия, «первой» стены (ср. 3Цар.3:1,9:15 ) и начало постройки «второй» внешней стены Иерусалима, законченной уже Манассией ( 2Пар.33:14 ), эта «вторая» стена, по И. Флавию (Иуд. Война V, 4, 2), начиналась у ворот Гиннаф, принадлежавших еще первой Сионской стене, обнимала северную часть Иерусалима, так называемую Акру, и доходила на севере до Рыбных ворот и на северо-востоке до башен Анамеила и Меа и Овечьих ворот ( Неем.3:1,12:39 ; Зах.14:10 ; Иер.31:37 ); см. «Богословская Энциклопедия», Спб, 1906, т. VI, с. 450 и д.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

С точки зрения историографии во вселенском масштабе, в постепенном поэтапном историческом формировании церковно-правовых норм (отражающих специфику деятельности военного духовенства) можно выделить несколько периодов, имеющих некоторые особенности. Ветхозаветный период (1500 г. до Р. Х. — 30 г. по Р. Х.) Первые исторические сведения о духовенстве, в той или иной степени связанные с военной деятельностью, можно встретить на страницах Священного Писания. В Ветхом Завете неоднократно упоминается о священнослужителях, которые сопровождали войска в походах и сражениях, возносили молитвы о даровании победы над врагами и духовно поддерживали воинов, вдохновляли их на исполнение воинского долга и ратные подвиги. Например, это можно обнаружить в рассказе о том, как Мелхиседек, священник Бога Всевышнего, благословляет Авраама, вернувшегося с победой над четырьмя царями, захватившими в плен его родственника Лота (см. Быт. 14, 17–20); также в повествовании о сражении амаликитян с израильтянами в Рефидиме, во время которого пророк Моисей, Аарон и Ор на вершине холма призывали помощь Божию с жезлом Божиим в руке Моисея (см. Исх. 17, 8–13); также читаем, как Бог отправил на войну с мадианитянами вместе с войском священника Финееса со священными сосудами и трубами для тревоги (см. Чис. 31, 1–6); эта же мысль содержится в указании Бога о том, чт должен говорить священник воинам, приступающим к сражению (см. Втор. 20, 1–4); об участии служителей Божиих рассказывается в описании взятия Иерихона войсками израильтян во главе с Иисусом Навином: воины обходили город, а священники трубили при этом в трубы (см. Нав. 6, 1–4). Сам факт существования данных исторических свидетельств в Священном Писании указывает на богоугодность подобной деятельности священников в войсках, на необходимость ее осуществления священниками, установление Богом этой деятельности в указанных в Священном Писании формах. Таким образом, постепенно сформировался корпус религиозных норм, которые связаны с действиями священника до начала, в период и после боевых действий, и отражают некоторые особенности этой деятельности, не свойственные другим священнослужителям.

http://bogoslov.ru/article/6192410

14 Керн 1934. Литература об о. Антонине указана в энциклопедических статьях в БТ 28 (1987), 344–345 и особенно Фонкич 2001. 18 О еп. Порфирии существует довольно большая литература на русском языке. См., например, относительно недавно вышедшую книгу: Герцман 1996. Перечень печатных сочинений еп. Порфирия см. у Сырку 1891 (71 21 Порфирий 1856а, 225–238. На с. 225 и 227 указано, что рукопись со­держит послание апостола Варнавы и книгу Ермы, на с. 226 рукопись пра­вильно датирована V веком (в современных трудах встречается датировка столетием раньше), а на с. 238 определено александрийское происхождение манускрипта и дана следующая его характеристика: «Как бы то ни было, но эта древнейшая рукопись, едва ли не единственная во всей церкви православной, драгоценна наипаче потому, что сверена была с таким текстом Библии, какой читается и в наше время» (курсив мой). Если последнее суждение ошибочно (рукопись драгоценна как раз благодаря своим первоначальным чтениям, а не позднейшим исправлениям на полях, о которых автор пишет на с. 235 сл.), то под первым и сегодня подпишется любой спе­циалист. См. также Порфирий 1856b, 183. 23 Так утверждает еп. Порфирий в брошюре 1862 г. Тем не менее при издании отчета о первой поездке на Синай в 1856 г. автор опубликовал пер­воначальное мнение 1845 г., о котором мы уже упоминали выше. 24 Порфирий 1865. В более полном виде переписка издана: Порфирий 1910 (некоторые дополнительные материалы к письмам: Герд 1995). Письма К. Тишендорфу: от 12 января 1863 г. (с. 918–919), 23 февраля 1864 г. (с. 920–923), 7 мая 1864 г. (с. 924–925), 25 декабря 1864 г. (с. 926–927); ср. также письма по поводу издания К. Тишендорфа от 20 мая 1865 г. (с. 927–929) и 17 августа 1865 г. (с. 929–931). См. также письма еп. Порфирия: графу А.П. Толстому от 1 марта 1858 г. (с. 681–684), 10 апреля 1861 г. (с. 879–885); архим. Антонину (Капустину) от 8 декабря 1862 г. (с. 915–917). 26 Не надо забывать при этом, что, если бы еп. Порфирий располагал необходимыми средствами и возможностями, то описание первого путешествия не ждало бы типографского станка целых 10 лет и было бы издано почти одновременно с первым изданием К. Тишендорфа 1846 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010