22; ср.: Лк 1. 62). «Справедливо подвергается тому и другому - глухоте и немоте, ибо как преслушник наказывается глухотой, а как противоречащий - молчанием». В этом состоянии Захария пребывал до дня появления на свет его сына, ставшего в последующем пророком и проповедником покаяния в Израиле и Предтечей Господа Иисуса Христа. По всей видимости, в этом рассказе раскрывается тройной смысл немоты Захарии: как наказания, как знамения того, что предсказанное сбудется (ср.: Быт 15. 9-21; Суд 6. 36-40; 4 Цар 20. 8-11; 1 Цар 10. 2-16; Лк 1. 36; 2. 12), а также как мотива апокалиптического сокрытия, согласно которому немота Захарии должна была стать средством сохранения в тайне от людей божественных замыслов до момента их исполнения (ср.: Дан 8. 26; 12. 4, 9; Откр 10. 4). Кроме того, неверие Захарии противопоставляется вере Марии, о которой повествуется далее в Евангелии(Лк 1. 45). Стоявший вне святилища народ, после того как Захария вышел к ним и «объяснялся... знаками» (Лк 1. 22), понял, что ему было видение. Вскоре Елисавета зачала сына и никому не сообщала о беременности 5 месяцев, радуясь чуду Божию, снявшему с нее «поношение между людьми» (Лк 1. 25), т. е. избавившему от бесплодия (см.: Быт 30. 1; Исх 23. 26; 2 Цар 6. 23 и др.). Неожиданное чудесное разрешение от неплодия престарелой Елисаветы в исполнение слов архангела Гавриила и молитв праведного Захарии имеет параллели в Ветхом Завете, например в истории Сарры (Быт 17. 15-21; 18. 9-15; 21. 1-7), Ревекки (Быт 25. 21), Анны (1 Цар 1. 1-20) и др. Эти примеры дают основания видеть в ребенке Елисаветы Того, Кто сыграет важную роль в жизни Израиля. Когда Елисавете исполнилось время родить сына, соседи и родственники ее сорадовались ее радости и в восьмой день собрались к ней, чтобы совершить установленный еще при Аврааме (Быт. 17:11-14) и требуемый законом Моисея (Лев. 12:3) обряд обрезания. Чрез обрезание новорожденный вступал в общество избранного народа Божия, и потому день обрезания считался радостным семейным праздником.

http://pravoslavie.ru/35999.html

Это, например, мефодиевский перевод Екклисиаста, Иеремии и Даниила, толкования на Иова и Апокалипсис. Применительно к древним переводам такая неполнота рукописной традиции объяснима худшими условиями хранения рукописей у южных славян вследствие византийской и мусульманской экспансий. Для текстов более поздних эпох отсутствие одной из ветвей рукописной традиции может служить указанием на происхождение. Так, неизвестны южнославянские списки Есфири, Песни с толкованиями Филона Карпафийского, толкового Екклисиаста, толкований на Послания апостола Павла, – между тем наиболее вероятным представляется как раз восточнославянское происхождение этих текстов. Напротив, толкования Феодорита Кирского на Песнь, катены Никиты Ираклийского на Иова и краткие катены на Царства известны только в южнославянских списках, – южнославянское происхождение этих текстов не вызывает сомнений. § 2. Различие южнославянской и восточнославянской рукописных традиций Среди рукописей Ветхого Завета выделяется болгарский сборник РНБ, F.I.461, датируемый по бумажным водяным знакам 1350–1370 гг. (Лихачев 1899, с. С40;ИИИ-СХИИ; см. также Евсеев 1897, с. 66–68; Соболевский 1900, с. 14–16). Сборник содержит 1–4 Царства (из-за утраты листа текст начинается с 1Цар. 2:30 ), книгу пророка Иеремии, главы 25–45, 52 с толкованиями, Варух с толкованиями, Плач и Послание Иеремии, пророки Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум (обрывается на 3:16), Аввакум (начинается с 1:15), Иезекииль – все с толкованиями, отрывки из Исаии с толкованиями (примерно в одной трети объема текста), отрывки из Захарии (9:9–12, 11:9b-13, 13:7b-9, 12:7–11, 13:1–6, 14:3–10), две паримьи из Исаии (50:4–51:1, 35–10), отрывок из Малахии (3:1–4:6), в полном объеме книги Притч, Песнь, Сирах., Иова. Эта самая ранняя из подборок ветхозаветных текстов имеет особое значение для славянской библейской текстологии, ее сокращенное обозначение, принятое в настоящей книге, – ЮБ, т. е. южнославянская Библия. В объеме Песни ЮБ в 58 случаях противопоставлена общему чтению всех восточнославянских рукописей, из них только в 8 случаях чтение восточнославянских списков предпочтительнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

Бог неоднократно именуется в Священном Писании: Отец Небесный ( Мф.5:48 ; Мф.6:14 ). Когда утверждается, что Бог — на небесах, этим, конечно, не отрицается такое Его сущностное свойство как  неизмеримость и вездеприсутствие , однако указывается на небо как на место особого Божьего присутствия, и вместе подчеркивается возвышенность Бога над тварным миром ( Ис.66:1 ). По свидетельству святых отцов Церкви, и среди них блаженный Феофилакт Болгарский , слова молитвы Господней, «…сущий на небесах», указывают на небо как на отечество христиан. С таким небом ассоциируется, прежде всего, место обитания светлых ангелов ( Мф.18:10 ), а также почивших о Господе душ святых Божьих угодников ( Ин.14:2 ). Относительно же утверждения, что Бог — Творец неба и земли, можно сказать следующее. С одной стороны, его можно осмыслить в общем ключе: Бог — Творец всего мира вообще ( Исх.31:17 ; 4Цар.19:15 ; Иер.33:25 ; Деян.17:24 ), в том числе видимого для нас неба: «Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое» ( Кол.1:16 ). С другой стороны, слово «небо», в рассматриваемом контексте, нередко осмысливается в значении именно ангельского мира (см., например,  Православный катехизис  епископа Александра (Семенова Тян-Шанского)). Такое понимание связано с известной трактовкой слов «В начале сотворил Бог небо и землю» ( Быт.1:1 ), согласно которой, под небом разумеется ангельский мир. Цитаты о Небе «Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа». Флп.3:20 «Христиане! Подвизайтесь для неба: там ваше блаженство, там глаголы неизреченные, сладостные для души». праведный Иоанн Кронштадтский «Астрономия сказывает нам, что и вещественное небо, хотя оно подлежит даже чувственному взору нашему, устроено, однако же, по другим законам, нежели какие в силе, большею частью, у нас, на земле; кольми паче должно быть многое и многое инаково, нежели у нас, на небе духовном». свт. Иннокентий Херсонский Литература по теме Близкие понятия Входим...

http://azbyka.ru/nebo

Дар языков Стремление к любви не исключает получение и других даров. Например, дар пророчества или говорение на языках: Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали; ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание (1 Кор. 14, 5). О даре говорения на языках нужно рассказать подробнее. Если с пророчеством дело обстоит более или менее ясно (пророчество можно понимать и как назидательное слово о будущих событиях, и как увещевание к покаянию или призыв к подвигу), то с «языками» все гораздо сложнее. Тема правильного понимания дара языков, или глоссолалии (это слово происходит от двух греческих слов: «глосса» — язык, «лалео» — говорить), становится особенно актуальной сегодня — среди многочисленных протестантских сект встречается немало таких, которые заявляют о наличии у них дара глоссолалии. При этом наличие глоссолалии понимается как свидетельство реального действия Духа Святого во время сектантских собраний. Обычно «дар языков» среди таких сектантов проявляется как бессвязное бормотание или крики, нередко сопровождаемые конвульсиями, плачем или безудержным весельем. К сожалению, апостол Павел не оставил подробных описаний того, как проявлялся дар говорения на языках среди коринфских христиан. Но кажется весьма сомнительным то, что коринфяне бились в конвульсиях во время собраний (если бы такое действительно имело место, то, скорее всего, апостол Павел упомянул бы об этом и вряд ли похвалил коринфян за подобные «дары»; кстати, в конце 14й главы апостол пишет: братия, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать, но не запрещайте говорить и языками; только всё должно быть благопристойно и чинно (1 Кор. 14, 39–40)). И действительно ли этот дар должен сохраняться в Церкви и в настоящее время? Как было сказано выше, единственным непреходящим даром является любовь. Все остальные дары — временные. К тому же в Священном Писании под глоссолалией могут пониматься совершенно разные вещи. Сам апостол Павел пишет о человеческих и ангельских языках (см.: 1 Кор. 13, 1), но опять без подробных объяснений (хотя в другом Послании апостол повествует о человеке, который был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать (2 Кор. 12, 4)). Подразумевается ли под глоссолалией способность говорить на иностранных языках без подготовки или способность понимать язык Ангелов? Неясно. Ясно только одно, однако: апостол Павел не считал этот дар необходимым условием спасения (спасительна в первую очередь любовь). Поэтому вряд ли конвульсии современных сторонников глоссолалии можно считать проявлением древнего дара языков, упоминаемого в Священном Писании.

http://pravoslavie.ru/75222.html

1:1–7 Введение Письма обычно начинаются с имени отпра вителя, его титулов (если таковые были обя зательны), имени адресатов и приветствия. Например: «Павел... такой-то церкви... бла годать вам и мир». Наставительные письма и речи часто начинались с утверждения о том, что автор или оратор заслуживает до верия и руководствуется высоким нрав ственным идеалом – тем, что у греков на зывалось ethos . Такое начало не доказывало правоты оратора, но располагало аудиторию слушать его внимательно. 1:1. Раб высокопоставленного человека за нимал более высокое положение, пользо вался большим авторитетом и свободой, чем обычный простолюдин; рабы императора числились среди наиболее высокопостав ленных персон в империи, как об этом хо рошо знали римские христиане. В Ветхом Завете пророков, начиная с Моисея, обыч но называли «слугами» или «рабами» Божьи ими. Павел, который некогда был агентом, или посланником (апостолом), синедриона ( Деян. 9:1,2 ), выступает ныне как представитель Бога. Представления о «призвании» и «избранности» восходят к ветхозаветным определениям, постоянно применявшимся к Израилю и, что здесь более важно, – к израильским пророкам. 1:2,3. Эти слова Павла обращены к еврейским читателям. Выражение «чрез пророков Своих» согласуется с иудейским учением о богодухновенной природе и высшем авторитете Ветхого Завета; «по плоти» означает, что как человек Иисус происходил из рода Давидова. 1:4 . «Дух святыни» – обычное для иудеев именование Святого Духа, Духа Божьего. В постоянной «синагогальной молитве будущее «воскресение мертвых рассматривалось как завершительное проявление Божьей силы Выражение «Сын Божий» было в Древнем мире весьма многозначным, но для римских язычников оно могло означать, что Иисус изображается как соперник императора; в Ветхом Завете этоопределение относилось к Давидовой династии и, следовательно, к ее последнему представителю – обетованному иудейскому царю (см.: 1:3; ср.: 2Цар. 7:14 ; Пс. 2:7; 88:28 ). Павел здесь рассматривает воскресение Иисуса как увенчание Его Святым Духом в качестве Мессии и предвкушение человечеством грядущего воскресения и «царства.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

О Предании . Не только писаное слово Божье, но и устное, переданное апостолами верным людям (предание) является источником Богопознания. Читай: 2Фес.2:15 ; 1Кор.11:2 ; 1Фес.2:13 ; 2Тим.2:2 и мн. др. «Древнейший и первоначальный способ распространения откровения Божьего есть Священное предание. От Адама до Моисея не было священных книг. Сам Господь наш Иисус Христос Божественное учение Своё и установления передал ученикам Своим словом и примером, а не книгой. Тем же способом вначале и апостолы распространяли веру и утверждали Церковь Христову» (Катих. Филар.). На основании предания евангелист Лука написал евангелие: Лк.1:1–3 . Апостолы пользовались преданием: Деян.20:35 ; 1Кор.15:6–7 ; слова Господа: «блаженнее давать, нежели принимать» и явление воскресшего Господа в Евангелиях не записаны. Также из предания взято: Иуд.9,14–15 ; 2Тим.3:8 и др. Предание необходимо нужно, потому что к нему неизбежно приходится обращаться при решении вопросов о способах совершения таинств (о чём подробно в Евангелии не записано), о правильности толкования многочисленных «неудобовразумительных» мест Писания, также о подлинности тех или других священных книг (ср. 2Фес.2:2 ). Поэтому не практике сами баптисты прибегают к преданию, но только не к преданию упостольской церкви, а к новомодному, самоизмышленному. На каком основании, например, они крестят навзничь, а не приседая? Через погружение, а не через обливание? Один раз («на одно мгновение») погружают, а не три? – тем более, что сами они заявляют, что «весьма важно, чтобы сие действие (крещение) было совершено правильно», см. член VIII. Из-за способа совершения крещения баптисты разделились не непримиримые секты: погружателей (которые совершают крещение через троекратное погружение, причём крещаемый становится на колени), не секту кемпбеллитов, секту шести положений и др. Также спрашивается: на каком основании баптисты причащают женщин, ведь на строке Писания нет повеления на это? Употребляют вино цельное, а не смешанное с водой, как это последнее следует делать на основании свидетельства мужей апостольских? Употребляют простую булку («французскую»), а не просфору? вазу стеклянную или чашу оловянную? где они взяли молитвы, благословения(благословляют они, например, простирая вперёд две руки).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/izlozhen...

9 Имею в виду гомилии на Песнь Песней, переведенные на русский дважды. 10 Хотя имя Оригена сохранилось лишь в актах поместного Константинопольского Собора, осуждение было подтверждено последующими Вселенскими Соборами. Подробнее см., например: Сочинения древних христианских апологетов. [М.;] СПб., 1999. С. 478—479, примеч. 193. 11 Там же. С. 476—479. Напомним, что в догматико-философский трактат „О началах“ Оригеном была включена специальная экзегетическая часть, сильно повлиявшая на каппадокийцев. 12 Первый (насколько мне известно) опыт подобной работы см. в статье: «Дунаев А. Г». О границах поэтической аллегории при толковании Священного Писания (на примере образа горы у Оригена и в святоотеческой экзегезе) Христианский Восток. Новая серия. Т. 4. СПб., 2003 (в печати). Электронная версия: http»:www.danuvius.orthodoxy.rugora.htm 13 Все рукописи восходят к одному кодексу, так что значение разночтений не столь велико. 14 Эмендации: «Koetschau P». Beimrдge zur Textkritik von Origenes’ Johannes-Kommentar. Leipzig, 1905 . Эта работа осталась неучтенной в первых томах издания С. Бланк. 15 Nautin .» Notes critiques sur l’ In Iohannem» d’Origène (livres I-II) Revue des Études Grecques. 1972. T. 85. ¹ 404—405. P. 155—216; «Idem». Notes critiques sur l’“In Iohannem“ d’Origène (livre X) Revue de philologie, littérature et histoire anciennes. 1981. T. 55. Fasc. 2. P. 273—284; «Idem». Notes critiques sur l’“In Iohannem“ d’Origène (livres XIII, XIX et XX) Ibidem». 1985. T. 59. Fasc. 1. P. 63—75. 16 TLG 20425, 6, 79. 17 Corsini» (Eugenio»). Commento al Vangelo di Giovanni. Torino, 1968. (Classici della Filosofia.) 950 p., ind. 18 Общей характеристике „Комментариев“ и отраженному в них богословию Оригена посвящена работа: «Vogt H». Beobachtungen zum Johannes-Kommentar des Origenes Theologische Quartalschrift CLXX (1990), 191—208. 19 Pazzini D. «In principio era il Logos: Origene e il prologo del vangelo di Giovanni. Brescia, 1983. 139 p. 20 Петров А. В., Цыб А. В.» Полемика двух комментаторов Евангелия по Иоанну (Гера­клеон и Ориген) Человек, природа, общество. Материалы 8-й международной конференции молодых ученых 22—28 декабря 1997 г. СПб. 1997. С. 36—40; «Пантелеев А. Д., Петров А. В., Цыб А. В». Фрагменты Гераклиона Гностика из трактата Оригена „Толко­ва­ние на Евангелие от Иоанна“ AKADEMEIA. Материалы и исследования по истории платонизма. Межвузовский сборник. Вып. 2 Под ред. д-ра филос. наук Р. В. Светлова и канд. филос. наук А. В. Цыба. СПб., 2000. С. 305—328 .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3775...

Соответствуя своему назначению и призванию от Бога, апостолы учили и благовествовали людям о Пришествии в мир Христа и Сына Божия, через Которого прощаются наши грехи и каждому человеку дается возможность войти в Царствие Небесное. Кроме устного наставления существовали и письменные: «Братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2: 15); «такой пусть знает, что, каковы мы на словах в посланиях заочно, таковы и на деле лично» (2 Кор. 10: 11); «заклинаю вас Господом прочитать сие послание всем святым братьям» (1 Фес. 5: 27). Апостольские послания обладают таким же авторитетом, как и те, кто их написал. Или как говорит священномученик Иларион, «между личностью апостола и его посланием нет различия» . Просто физически невозможно находиться во всех Церквах сразу, поэтому приходилось отправлять послания. И, наверное, апостолы понимали, что они не смогут жить вечно, а глаголы истины, которым они научались от Господа, должны были наставлять последующие поколения христиан. Если кто ослушивался послания, то с такими апостол даже не разрешал сообщаться (см.: 2 Фес. 3: 14). Лжеучители, видя такую важность и серьезность посланий и соответствующее отношение к ним христиан, не раз пытались подменить их. В связи с этим апостол Павел пишет фессалоникийцам не принимать сразу ни слова, ни послания, так как много обольстителей, использовавших апостольский авторитет в своих нуждах (см.: 2 Фес. 2: 2). Предохраняя церковные общины от подобных «посланий», апостол Павел заключительные слова пишет своей рукой, что часто и сообщает получателям послания: «Приветствие моею рукою, Павловою, что служит знаком во всяком послании; пишу я так: благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь» (2 Фес. 3: 17–18), или, например, в Послании к Колоссянам: «Приветствие моею рукою, Павловою…» (Кол. 4: 18). Видимо, с подменами сталкивался не только апостол Павел; святой апостол Иоанн Богослов пишет подобные слова: «… если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей» (Откр. 22: 19). Этот же факт отмечает протоиерей Александр Горский: «Таким значением посланий апостольских некоторые даже злоупотребляли; имя апостола придавали таким писаниям, которые ему не принадлежали. Так, после первого же послания, какое мы имеем от апостола Павла, уже начались появляться писанные под его именем другими, и он нашел нужным во втором из известных его посланий показать ясный признак, по которому можно отличать его подлинные послания от неподлинных. “Во всяком послании я обыкновенно пишу своею рукою приветствие: благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами” (2 Сол. 2: 2 и 3: 17)» .

http://pravoslavie.ru/76159.html

" Покайтесь, ибо приблизилось к вам Царство Небесное! " " Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры! " - это не к пусси райот Господь обращается. Michail 25 апреля 2012, 17:44 Помните слова Христа: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф. 10:16). Vot i pomnite!!! A ne starajtes " sami byt " volkami! Michail 25 апреля 2012, 15:23 LittleGirl: Православная Россия показывает всему Миру пример гуманности! > > > Представим судьбу участниц Pussy Riot в любой мусульманской стране... или, например, в Китае... или во времена средневековой инквизиции... Олег: Церковь отделена от государства и на территории церкви, прости Господи, правослувные могут совершать за подобные поступки свой суд, беря грех на душу. Простите меня, православные, за крик души, но гнев безмерный. Боюсь, прости Господи, что оказавшись свидетелем, я не смог бы уберечься от греха смертного. Vvesti inkviziciju! Perejti vsem v islam! Ujechat " zhit " v Kitaj! V Chram prichodit " , vooruzhivshis " kamnjami! Rossija - vperjod! LittleGirl 4 апреля 2012, 09:18 Православная Россия показывает всему Миру пример гуманности! > > > Представим судьбу участниц Pussy Riot в любой мусульманской стране... или, например, в Китае... или во времена средневековой инквизиции... НО! КУДА СМОТРЕЛИ ИХ МУЖЬЯ?!?! У них вообще есть мужья? Это каким надо быть …, чтобы разрешить жене заниматься подобным непотребством?!?!?! И это имеючи малых детей... Откройте Библию: Добродетельная жена - венец для мужа своего; а позорная - как гниль в костях его. Прит.12:4 Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками. Прит.14:1 Казаки, имхо, правы - «Мы требуем от участниц этой постыдной акции публичных извинений. Считаем, что государство должно применить к ним и к тем, кто стоит за ними, всю силу и строгость закона. Только так мы сможем сохранить мир в обществе, уважение к памяти предков и религиозным чувствам православных граждан нашей страны. » (см. Открытое письмо атаманов ВКО) LittleGirl 3 апреля 2012, 10:28 Православная Россия показывает всему Миру пример гуманности! > > > Представим судьбу участниц Pussy Riot в любой мусульманской стране...

http://pravoslavie.ru/52259.html

Признающий возможность спасения без веры во Христа отрекается от Христа и может быть, невольно впадает в тяжкий грех богохульства» 1 . Это письмо святителя довольно известно, хотя, к сожалению, не так широко как хотелось бы. Мне доводилось в беседах приводить его сторонникам мнения о том, что неправославные могут спастись, их реакция была предсказуемой: собеседники старались объявить это «личным мнением святителя Игнатия, а не учением Церкви», с которым они отождествляли собственные взгляды, прямо противоположные словам святителя. Это надо сказать, вообще характерно для современного модернистского сознания: объявлять «частным мнением» в учении Православной Церкви все, что противоречит частному мнению самого модерниста. Однако, сами слова святителя Игнатия говорят о том, что он в своем письме излагает не личное мнение, а именно, учение Православной Церкви. А кроме того, если мы обратимся к другим святым отцам, то найдем и у них изложение той же самой истины. Вот, например, святитель Тихон Задонский свидетельствует: «Никто не может оправдаться перед Богом и спастись без Христа и помимо Христа, но только верою во Христа… Ибо никто не может от диавола, греха, проклятия законного и от ада избавиться без Христа; и это все в кратком слове Христовом заключается: “Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете” ( Ин.8:36 ) " 2 . За тысячу лет до святителя Игнатия точно такой же вопрос задавали преподобному Анастасию Синаиту : «Если кто-нибудь неверующий во Христа, например, иудей или самаритянин творит много благих дел, то войдет ли он в Царство Небесное?» И святой Анастасий дает тот же ответ: «Поскольку Господь говорит Никодиму: “Истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Небесное” ( Ин.3:5 ), то ясно, что [никто из неверующих во Христа] не войдет в [это] Царство. Однако, [никто] не лишится воздаяния своего: либо [неверующий во Христа] получает свое благоденствие богатством, роскошью и прочей прелестью жизни [сей], подобно [богачу], услышавшему от Авраама: “Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей” ( Лк.16:25 ), либо судьба его в будущем веке сильно отличается от судьбы не творящего [здесь] благое. Ведь как для праведников обителей много (см.: Ин.14:2 ) у Бога, так и для грешников [существует] много различных наказаний» 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010