Душа моя, восстань, что спишь? Время ли спать, душа моя,  когда над тобою раскрылось небо, и Бог зовет тебя в Своё царство? Время ли спать, душа моя,  когда под тобою разверзлась адская бездна с духами, отверженными от Бога? Время ли спать, душа моя, когда небо сражается за тебя с преисподней? Душа моя, восстань, что спишь? Ты спишь, душа моя, то сном алчности и зависти, то сном похоти и сладострастия.  Ты спишь, душа моя, то сном честолюбия и самодовольства, то сном уныния и малодушия. Ты спишь, душа моя, день и ночь. Ты спишь от колыбели и до гроба. Ты спишь, а время покаяния уходит безвозвратно. Воспряни! Готово Евангелие Христово, чтобы озарить разумом и смыслом жизнь твою. Готова Кровь Христова, чтобы омыть греховную скверну твою. Готова Благодать Святого Духа, чтобы возродить тебя. Осталось лишь тебе самой пробудиться, душа моя. «Воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог!» (Кондак Великого канона) В Святом Евангелии Он говорит: наполнилась вечеря возлежащими и ещё осталось место (См. Лк. 14. 22.). Это место для тебя, душа моя. Поспеши, пока не наступила полночь, пока не затворились двери чертога. Пока елей не иссяк в светильнике твоей жизни. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 21 марта, 2024 20 марта, 2024 2 марта, 2009 22 июля, 2012 5 августа, 2019 7 апреля, 2024 1 апреля, 2024 24 марта, 2024 22 марта, 2024 21 марта, 2024 20 марта, 2024 2 марта, 2009 22 июля, 2012 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/ogranit-almaz-znachit-...

Если здесь мы сталкиваемся не просто со случайностью, то можно задать вопрос: почему апостол Павел никогда не пользуется термином « церковь » во множественном числе, говорят об одном городе? Приняв во внимание ту конкретность, с которой слово «ekklesia» употребляется в посланиях апостола Павла в качестве принятого обозначения собрания верных (см., например, 1Кор 10–14 ), можно сделать вывод, что существовало только одно собрание такого рода и что оно называлось «ekklesia». Иначе говоря, из этого необходимо заключить, что наиболее древний известный тип поместной церкви есть церковь одного города и что конкретной формой этой «одного города церкви» было собрание, включающее всех христиан этого географического пространства. Христианство , видимо, возникает как церковь города, и если мы верно интерпретируем имеющиеся у нас источники, такой она должна была быть по крайней мере до середины II б) Первая трудность, связанная с принципом « Церковь – (Евхаристия) – город», исторически возникает вместе с понятием kat’oikon ekklesia (домашняя церковь ). Если это выражение действительно обозначало Церковь , построенную на базе единства посемейному признаку, мы оказываемся перед определением поместной церкви, осмысленной вне географического принципа, перед социологическим представлением «места». Я уже предпринимал анализ этой и здесь могу только повторить свои выводы. Термин « kat’oikon ekklesia » в Новом Завете обозначает не семейное собрание, но скорее собрание всех верных города у кого-то на дому, куда они сходились по приглашению (ср. Рим 16:23 и археологические свидетельства о церквах, названных по именам владельцев домов в Риме и т. д.). Можно было бы даже пойти дальше и утверждать, что в то время, по всей видимости, в каждом существовал только этот тип «домашней церкви». Если эти выводы верны, то они позволяют объяснить, почему не видно никакого следа главной трудности, проистекающей из существования «домашних церквей» в то время, когда складывалась первоначальная Церковь. Эти домашние церкви и само название этого института исчезли довольно рано, не оставив никаких свидетельств, позволяющих представить какое-то положение дел как альтернативу отождествлению древней поместной церкви с церковью города. в) Другое событие, последствия и выводы из которого для понятия поместной церкви являются еще более важными, произошло в организации древней церкви. Это – возникновение прихода в его сельских и городских формах. Детали этой исторической ситуации не затрагивают нашей Но, тем не менее, для понимания поместной церкви в православной традиции чрезвычайную значимость имеет ответ на вопрос: можно ли в действительности определить приход как поместную церковь ? Его сложность вытекает из двух основополагающих моментов. 1). Экклезиологический принцип отождествления Церкви с Евхаристией, точнее с евхаристической общиной. Поскольку приход бесспорно является евхаристической общиной, то его почти невозможно не назвать «ekklesia».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Ziziulas...

Здесь у каждого своя дорога. Может, кто-то трудится для Церкви своими руками и чувствует, что ему так хорошо и Бог дает благодать. Кто-то уходит в монахи или становится церковным проповедником, писателем. Главное – почувствовать свой путь и идти по нему. Таланты же естественные суть «разные средства и способы служить Богу и ближнему, кто – способностями и природными дарованиями, умом, наукой, искусством, житейской и духовной опытностью, кто – средствами денежными и др.» Сюда мы отнесем расположенность человека к какому-то ремеслу для добывания хлеба насущного. Выучиться что-то делать хорошо для ближних очень важно. Замечательно, если мирскую профессию верующий также может употребить на благо Церкви. Например, ты программист? Сделай православный сайт во славу Божию. Это будет твоя лепта Господу. Ты плотник? Попробуй вырезать красивый киот для иконы. Получается шить? Научись шить или чинить церковные облачения. А если не выходит своей профессией послужить Церкви? Если я сижу с паяльником на заводе с утра до вечера? Что ж, тогда отдавай Богу из других своих имений. Дари Ему свою любовь! Напоминанием о любви заканчивается наш сегодняшний стих: «готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его». Здесь утверждается важнейшая в христианстве истина: верующий обязан трудиться, но цель христианской жизни – не дела сами по себе, а происходящая от них смиренная любовь к Богу и ближним. Как об этом и говорит преподобный Серафим: «Цель христианской жизни есть стяжание Духа Святого». А любовь ведь и дается Духом Святым. И все настоящие подвиги делаются силой любви. Итак, братья и сестры, даже если нам кажется, что мы совсем ничего не умеем или нам нечего принести Всевышнему, это не так. У нас есть что отдать Богу! Пусть сегодняшний Апостол поможет нам задуматься, чего Бог ждет именно от нас? Примечания: 1 . Святитель Филарет Московский, толкование на притчу о талантах (см. Мф. 25:14–30)//Эл. ресурс:

http://pravoslavie.ru/109856.html

Когда скончался последний из братьев, сказано, что «после сыновей скончалась и мать». То есть, не нужно более мук для матери после всего увиденного и пережитого. Вслед за детьми уходит в иную жизнь и она. Мы можем читать и пространно цитировать эту историю сегодня, поскольку она объясняет нам внутреннее страдание Софии и терпение ее дочерей. Церковь непобедима именно мужеством и терпением подобных избранных сосудов, людей, носящих в смертной плоти переизбыточествующую благодать Божию. И мы укрепляемся в вере, почитая их, и приходим в познание своей немощи, сравнивая их изобильную благодать со своей скудостью. Среди болей рожденные в жизнь временную, и болями мучений вместе с родительницей вошедшие в вечную жизнь, да помянут и нас ныне святые мученицы перед Престолом воскресшего Христа, давшего им не только в Него веровать, но и за Него страдать (см. Фил. 1:29). Читайте также: Вера, Надежда, Любовь и мать их София — когда мучениками становились дети Вера, Надежда, Любовь, София и Христос Вера. Надежда. Любовь. София. Паломничество в Эшо (+ фото)   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 30 сентября, 2021 30 сентября, 2018 29 сентября, 2012 6 мая, 2022 4 апреля, 2022 14 февраля, 2021 30 июля, 2019 18 июля, 2019 26 января, 2019 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/lyubyashhix-xrista-ne-...

Корсунская икона в городе Усмани «простой греческой работы» была написана на доске. По свидетельству сторожа Богоявленского собора Степана Аверьяновича, икона принадлежала жителю Усмани майору Алексею Феодоровичу Вишневскому, который получил ее в благословение от митрополита Платона Левшина; после кончины майора в 1826 г. она оказалась в храме. (Никольский. 1863. С. 8–11; он же. 2007. 8–14). Примечательной чертой иконы является утрата на лике Богоматери в области правого глаза, образовавшаяся по недосмотру еще в доме Вишневского из-за ожога от свечи. Как и в случае, например, с Иверской иконой, рана на лике стала иконографически воспроизводимой чертой в списках Корсунской иконы. Высота иконы равнялась 38,9 см (7 и 1/4 вершка). Тип извода близок к Касперовской иконе. В 1862 г. о Корсунской иконе стало известно духовному начальству, и свт. Феофан (Говоров), епископ Тамбовский, благословил ее прославление. В 1863 г. во время работ по обновлению Трапезной церкви, правый, Тихвинский, придел, освятили в честь Корсунской иконы Божией Матери (5 окт.). Было установлено акафистное пение по четвергам после вечерни. C чудотворной иконы было сделано несколько списков. Первый – написали в Воронеже в 1855 г. перед ее возвращением в Усмань. В 1869 г. для Богоявленского собора на кипарисовой доске была сделана еще одна копия, которую поместили в первый киот чудотворного образа. Этот список в 1878 г. духовенство Богоявленского собора и горожане поднесли в дар 11-му Фанагорийкому Грендерскому полку генералиссимуса князя Суворова, в честь победы в русско-турецкой кампании (на обороте была сделана соответствующая дарственная надпись). В 1874 г. в Богоявленский собор жительницей Москвы А. В. Ворониной была пожертвована копия Корсунской иконы в серебряной с позолотой ризе в благодарность за рождение ребенка после многократных неблагополучных родов (икона отпускалась на молебны к жителям). В 1884 г. вместе с новой ризой в Москве заказали еще один список Корсунской иконы. На него перешло убранство, изготовленное для иконы в 1869 г.: серебряный оклад (был заново вызолочен и украшен камнями) и киот " розового дерева " , список поместили на огражденном решеткой аналое Трапезного храма. Эта икона стала заместительницей чудотворного образа, отпускавшейся в дома на молебны. В 1885 г. жители Демшинска Усманского уезда, заказали в Москве копию иконы на кипарисовой доске, украшенную серебряной, позолоченной ризой, изготовленной на фирме Хлебникова; на ризе была отчеканена благодарственная надпись, упоминающая об избавлении Демшинска от холеры в 1871 г.

http://pravicon.com/info-3854

Крайние формы экстремизма, выражающиеся, в частности, в уничтожении религиозных образов, – например, целенаправленное уничтожение памятников культуры «новыми вандалами» (см. разрушение статуй Будды талибами в 2001 г.) – не имеют никаких теоретических, богословско-философских или других разумных обоснований и представляют собой пример бездумья, доходящего до безумия, круто замешанного на политике. В целом любые иконоборческие позиции в христианстве сводимы либо к абсолютизации библейского запрета в Исх. 20:4 (хотя Ветхий Завет даёт примеры различной оценки Свыше одних и тех же действий в разных ситуациях, и наоборот), либо к спору о терминах, либо к простому незнакомству с вопросом и его историей. В результате богословских споров в православии было выработано учение, согласно которому икона легитимирована уже самим фактом Боговоплощения; икона Спасителя считается зримым выражением евангельских слов: «И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины…» (Ин. 1:14) и догмата о двух природах единого Бога Слова воплощённого. Следует различать простое неприятие и отрицание священных изображений и борьбу с ними – вплоть до физического уничтожения. Отрицание икон, основанное на ветхозаветном запрете, существовало в христианстве в том или ином виде параллельно с иконопочитанием изначально; так, 36-е правило Эльвирского (перв. четв. IV b.) собора запрещает живописные изображения в церкви. Позднее об иконоборческой тенденции сообщает, напр., Римский папа Григорий Двоеслов († 604), предостерегавший Марсельского епископа от уничтожения церковных образов, указывая на их дидактическое значение; на последнее указания есть и у других авторов, напр., св. Нила Синайского , преп. Иоанна Дамаскина , преп. Феодора Студита и др . Иконоборчество под предлогом борьбы с идолопоклонством стало частью реформ византийского имп. Льва III (717-741). Патр. Никифор (806-815) сообщает о природных катаклизмах, которые, по его мнению, были расценены императором как знак Божия гнева и привели, в частности, к этим переменам .

http://bogoslov.ru/article/5997383

Но чудесный лов в Евангелии Иоанна и чудесный лов в Евангелии Луки имеют совершенно разный смысл. Первый говорит о восстановлении апостола Петра в его апостольском служении, а второй – только еще о приготовлении к этому служению: здесь у Петра еще только возникает мысль о той великой деятельности, к которой его Господь призывает. Поэтому несомненно, что это совсем не тот улов, о котором сообщает евангелист Иоанн. Но в таком случае как же примирить между собой двух первых евангелистов и третьего? Почему первые два евангелиста ничего не говорят об улове рыбы? Некоторые толкователи (например, Кейль), сознавая свое бессилие разрешить этот вопрос, утверждают, что евангелист Лука имеет в виду вовсе не то призвание, о котором рассказывают первые два евангелиста (Толков. на Ев. Мф. гл. IV). Но вся обстановка события не позволяет думать, чтобы оно могло повториться и чтобы евангелист Лука говорил не о том моменте евангельской истории, какой имеют в виду евангелисты Матфей и Марк. Поэтому лучше будет сказать, что первые два евангелиста не придавали такого важного значения тому символическому лову рыбы, какой он имел в глазах Луки. В самом деле, евангелисту Луке, описывавшему в книге Деяний проповедническую деятельность апостола Петра и, очевидно, давно уже интересовавшемуся всем, что имело отношение к этому апостолу, весьма важным казалось и в Евангелии отметить то символическое предуказание на успех будущей деятельности апостола Петра, какое содержится в истории о чудесном улове рыбы. Лк.5:12 .  Когда Иисус был в одном городе, пришел человек весь в проказе и, увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: Господи! если хочешь, можешь меня очистить. Лк.5:13 .  Он простер руку, прикоснулся к нему и сказал: хочу, очистись. И тотчас проказа сошла с него. Лк.5:14 .  И Он повелел ему никому не сказывать, а пойти показаться священнику и принести жертву за очищение свое, как повелел Моисей, во свидетельство им. (См. Мф.8:2–4 ; Мк.1:40–44 ). Евангелист Лука более следует здесь Марку. Лк.5:15 .  Но тем более распространялась молва о Нем, и великое множество народа стекалось к Нему слушать и врачеваться у Него от болезней своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Отец Михаил: В свое время мы попросили отца Александра Дягилева устроить выездной семинар «Супружеские встречи» (см. стр. 14) специально для нашего прихода. Нам было важно понять, что обсуждается на встречах, как используются результаты обсуждения. На этот выезд ездили 17 пар нашего прихода, среди них – две пары наших детей. Матушка Татьяна: После «Супружеских встреч» и образовался костяк наших приходских встреч. К нему сейчас присоединяются новые пары. – Какие вопросы вы обсуждаете? Отец Михаил: Самое главное, тема должна быть практически нужная и актуальная. Если собираться просто так, чтобы скоротать досуг, то, скорее всего, семьи не будут отрывать себя от дома. Мы обсуждали, например, семейный кодекс, проблемы сбора в школу (перед 1 сентября), традиции семьи, досуг, пост в семье. Очень живо обсуждались вопросы, которые мы готовили для ЗАГСа. – То есть вы их составляли на вашем приходском «семейном совете»? Отец Михаил: Именно так! Все были очень увлечены, щеки горят, настоящий творческий процесс! А в конце, через три часа обсуждений, одна участница вдруг говорит: «Слушайте! А ведь это никто воспринимать не будет!» И мы, все 30 человек с удивлением: «Почему?!» – «Потому, что никто не любит назиданий „в лоб“. Это сразу же отвратит молодежь!» И мы еще полтора часа сидели, переформулировали все в форму вопросов – чтобы люди с интересом думали, размышляли, отвечали себе или друг другу. Матушка Татьяна: Теперь мы обсуждаем такие же «вопросы перед разводом». Сотрудники ЗАГСа сами нас об этом попросили. Но тут сложнее – все-таки не у каждого есть подобный опыт. Встречи супружеских пар на приходе святых апостолов Петра и Павла в Сестрорецке всегда проходят оживленно. Психологи выделяют в семейной жизни несколько кризисных периодов: Шесть (и гораздо больше) кризисов семьи – Если пройтись по шести кризисам, больше всего меня интересуют три вопроса. Кто важнее, муж или дети? Что делать, если муж не хочет или не может быть главой семьи? И третье – что делать в кризис «стоптанных тапочек»: всё вроде нормально, но огонек давно угас?..

http://azbyka.ru/semya/vmeste-do-nebesno...

С этого дня Церковь, созданная не тщетой человеческих толкований и умствований, но Божией волей, непрерывно росла и утверждалась – прежде всего, благодатью Святого Духа. Вероучение о Христе приобрело прочнейшее основание, которое невозможно было поколебать уже ничем. Святая Церковь возносит общее славословие Пресвятой Троице и внушает верующим, чтобы они воспевали «Безначальнаго Отца, и Собезначальнаго Сына, и Соприсносущнаго и Пресвятаго Духа, Троицу Единосущную, Равносильную и Безначальную». Обратимся к истории праздника Пятидесятницы. Он уходит своими корнями в Ветхий Завет. Согласно книге Исход (см.: Исх. 23: 14–16), в древнем Израиле, помимо многих других, существовали три важнейших праздника: праздник опресноков (в пятнадцатый день первого месяца еврейского календаря), праздник жатвы первых плодов, называемый также праздником седмиц (через пятьдесят дней после Пасхи), и праздник собирания плодов (в конце года). Праздник седмиц, к которому непосредственно восходит святая Пятидесятница, первоначально отмечался через семь недель после начала жатвы: «Начинай считать семь седмиц с того времени, как появится серп на жатве» (Втор. 16: 9). Потом его дату стали отсчитывать от Пасхи. Определение конкретного дня праздника вызывало ожесточенные разногласия среди иудеев. Так, саддукеи начинали отсчет от первой субботы после первого дня Пасхи (при этом праздник всегда приходился на первый день после субботы). Фарисеи же полагали, что под субботой подразумевается первый день Пасхи, и прибавляли семь недель к следующему дню. В I веке по Р.Х. последняя точка зрения возобладала. Столетием позже с праздником седмиц (завершающего собрания Пасхи) в иудаизме стало соединяться воспоминание обновления Завета на Синайской горе – через пятьдесят дней по выходе евреев из Египта. Надо заметить, что термин Пятидесятница – с греческого πεντηх?στη – в раввинистической литературе не встречается, но он известен по памятникам эллинистического иудаизма (так, например, цитаты из 2 Мак. 12: 32; Тов. 2: 1 можно увидеть в «Иудейских древностях» Иосифа Флавия).

http://pravoslavie.ru/30666.html

Сам Господь Иисус Христос объяснил значение первых слов сего стиха, когда опроверг ложное мнение фарисеев о лице Мессии – Христа – и выяснил истинное значение и достоинство Христа, Сына Божия (см. вышесказанное). Еще чрез пророка Давида, в пророческом восхищении созерцавшего своего царственного Потомка по плоти, занявшим уже по вознесении с телом на небо место одесную Бога Отца, Господь Бог изрекает волю Свою о том, что Он покорит Ему всех врагов Его. Это обетование составляет главную мысль всего псалма. Из слов Господа, Бога Отца: седи одесную мене, – открывается Божественное достоинство Лица, Которое Давид называет своим Господом. Сидеть одесную кого-либо значит иметь одинаковое достоинство, одинаковую честь и власть с тем, возле которого сидишь. «Видишь ли равенство чести? – говорит св. Иоанн Златоуст . – Престол – знак царствования; где один престол, там одинаковая честь одного и того же царствования» с. 284]. Таким образом, слова: седи одесную Мене – имеют тот же смысл, что и слова: «царствуй со Мною». Но так как Бог Сын есть Царь вселенной от вечности, то сказанное здесь должно относить к человечеству Его, что и подтверждает св. апостол Петр следующими словами, непосредственно сказанными после вышеприведенных слов сего псалма: «Итак, твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли» ( Деян.2:36 ). Дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих, – говорит пророк. О каких же врагах говорит? На этот вопрос, по словам св. Афанасия Александрийского , дает объяснение апостол Павел, взывая: «егда испразднит всяко началство и всяку власть и силу... последний же враг испразднится смерть» ( 1Кор.15:24–26 ). «Слыша слова пророка, – говорит св. Иоанн Златоуст , – что Отец полагает врагов под ноги Его, не смущайся: это сказано не потому, будто Сын не имеет силы. Ибо Павел говорит, что Он «Сам полагает врагов под ноги Свои: подобает Ему царствовати, Дóндеже положит враги под ногама Своима» ( 1Кор.15:25 ). Но ни там, ни здесь, слово дондеже не означает предела времени. Иначе, как стояло бы пророческое изречение: «власть Его власть вечная, яже не прейдет, и царство Его не разсыплется, и царствию Его не будет конца» ( Дан.7:14 ; Лк.1:33 ) с 284–285]. «Речение: дондеже, – говорит блж. Феодорит, – не время означает, но есть собственный образ выражения, свойственный Свящ. Писанию, как например, в книге Исайи ( Ис.46:4 )» с. 538]. «Слыша слово: подножие, – говорит св. Златоуст, – разумей не что-нибудь чувственное, но – покорность» с. 289]. А слово положу взято с обычая восточных царей и военачальников попирать ногами врагов побежденных и наиболее других знаменитых.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010