Классическими образцами жанра номоканона стали «Номоканон 50 титулов» , возникший на основе «Сборника 50 титулов» Иоанна Схоластика, и «Н. XIV т.». Время составления, авторство и структура «Н. XIV т.» По мнению К. Э. Цахарие фон Лингенталя, разделяемому большинством исследователей, «Н. XIV т.». был составлен после 629 г., при имп. Ираклии (610-641), преимущественно на основе «Синтагмы 14 титулов» патриарха Евтихия и «Трехчастного сборника» (ср.: Idem. 1973. Bd. 1. S. 618-622; Idem. 1973. Bd. 2. S. 145; Бенешевич. 1905. С. 229; Honigmann. 1961. P. 72; Van der Wal, Lokin. 1985. P. 66; Burgmann. 1993; Τρωνος. 1999. Σ. 134-135, 139-141, 144-147). Согласно Цахарие фон Лингенталю и В. Н. Бенешевичу , автором «Н. XIV т.» был некий анонимный юрист, именуемый в византийской ученой традиции Энантиофаном (т. е. разъясняющим противоречия в законах) ( Zachari ä von Lingenthal. 1973. Bd. 1. S. 623; Idem. 1973. Bd. 2. S. 146). Вероятно, он был близок к патриарху К-польскому ( Бенешевич. 1905. С. 228). С этим согласны и совр. ученые (ср.: Honigmann. 1961. P. 72; Van der Wal, Lokin. 1985. P. 66; Simon, Troianos. 1989. S. XIX-XX; Burgmann. 1993). При составлении «Н. XIV т.» Энантиофан дополнил открывающий «Синтагму 14 титулов» систематический указатель церковных канонов ссылками на светские законы из «Трехчастного сборника» и др. текстов Corpus iuris civilis имп. Юстиниана. За «систематической» частью (к-рую иногда именуют «Н. XIV т.» в узком смысле слова, ср.: Burgmann. 1993) обычно помещалась «хронологическая» часть, заимствованная из «Синтагмы 14 титулов», т. е. полный текст церковных канонов в соответствии с хронологией Соборов. Впрочем, существуют списки «Н. XIV т.», в к-рых «хронологическая» часть отсутствует, а текст канонов и светских законов интегрирован в «систематическую» часть ( Schminck. 1991; Burgmann. 1993). Редакции На протяжении VII-XII вв. текст «Н. XIV т.» выдержал не менее 5 крупных (и, вероятно, ряд мелких) редакторских изменений. Первая (хронологическая) редакция

http://pravenc.ru/text/2577925.html

Три Святителя в богослужебных книгах: Минеях, Синаксарях, Типиконах Память Трех Святителей отмечается в греческих богослужебных книгах с 1-й половины XII в. – напр., в Уставе константинопольского монастыря Пантократора (1136 г.), основанного императором Иоанном II Комнином и его супругой Ириной, сообщается о правилах освещения храма на праздник «святых Василия, Богослова и Хризостома». В мире сохранилось несколько десятков греческих рукописных Миней XII–XIV вв., содержащих службу Трем Святителям; в некоторых из них также помещена и «Похвала» Мавропода. Синаксарь встречается лишь в двух, относящихся к XIV в. Изображения Трех Святителей Изображения Трех Святителей известны с XI в. Одна из эпиграмм Мавропода описывает икону Трех святителей, подаренную некому архиерею Григорию. Еще одна икона Трех Святителей упоминается в Уставе константинопольского монастыря Богородицы Кехаритомени, основанного императрицей Ириной Дукеней в XII в. Первое из сохранившихся изображений Трех Святителей находится в Псалтири, изготовленной писцом Студийского монастыря в Константинополе Федором в 1066 г., ныне входящей в состав коллекции Британского Музея. Ко второй половине XI в. относится миниатюра Лекционария (книги библейских чтений) из монастыря Дионисиу на Афоне, на которой Три Святителя предводительствуют сонму святых. В византийской храмовой декорации встречаются изображения Трех Святителей в святительском чине в алтарной апсиде со времен византийского императора Константина Мономаха (1042-1055): напр., в церкви Софии Охридской (1040-1050), в Палатинской капелле в Палермо (1143-1154). С распространением синаксарной легенды в XIV в. связано появление уникального иконографического сюжета «Видение Иоанна Мавропода» - Иоанн Евхаитский перед сидящими на тронах Тремя Иерархами в церкви Одигитрии, или Афендико, в Мистре (Пелопонесс, Греция), роспись которой датируется 1366 г. Три святителя на славянской почве В месяцесловы южнославянских, т.е. болгарских и сербских, Евангелий память Трех Святителей входит с начала XIV в., а в древнерусские — с конца XIV в. «Похвала» Мавропода и служба с синаксарем попадают на южнославянскую почву в XIV в., а на русскую - на рубеже XIV-XV вв. Тогда же появляются первые изображения - псковская икона Три Святителя с св. Параскевой (XVb.). В XIV-XV вв. возникают посвящения храмов Трем Святителям на Руси (напр., первый храм Трех Святителей на Кулишках существовал с 1367 г. с этим посвящением).

http://ruskline.ru/opp/2024/02/12/k_isto...

Книги Священного Писания и толкования на них: 1) Пятокнижие Моисеево в списке XIV–XV и другом XV в.; 2) Книги Иисуса Навина, Судей, Руфи и Есфири в списке XIV в., те же Книги и вместе Книги Царств — все четыре в списке XV в. ; 3) Псалтирь в списках 1296 г. и других XIII, XIV и XV вв. ; 4) шестнадцать пророков в списках XV в., хотя несомненно известно, что «Книги пророческие» у нас употреблялись и во 2-й половине XIII в. (в 1276 г.) ; 5) все книги Нового Завета, т. е. и Четвероевангелие, и Деяния апостольские, и Послания апостолов, и Апокалипсис, переведенные или вновь исправленные по греческому тексту святым Алексием, митрополитом Московским, в 1355 г. и сохраняющиеся доселе в его драгоценном автографе ; 6) Евангелия, расположенные по евангелистам, или Четвероевангелия, в списках 1383 г. и во многих других XIV и XV вв. Не упоминаем о Евангелиях, которые расположены по порядку церковных чтений и находились в употреблении собственно во храмах Божиих, а не в жилищах христиан: таких Евангелий сохранилось весьма много; 7) Апостол, или апостольские Деяния и Послания, в списках XIII–XIV и начала XV в. ; 8) Толкование на Шестоднев, составленное Иоанном, экзархом Болгарским, по руководству святого Василия Великого и Севериана Гавальского, в списке 1263 г. и в списке XV в. ; 9) Толкования на книги пророков, извлеченные из Феодорита и других учителей Церкви, в списках XV в. ; 10) толковая Псалтирь около 1250 г.; 11) Толкование на Песнь песней в списке XIV в. ; 12) Толкование на Евангелия Иоанна и Луки, писанное в 1434 г. в Киево-Печерской лавре; 13) Толкование на Евангелия Иоанна и Марка Феофилакта Болгарского в списке XV в. , кстати заметим, что об употреблении у нас толкового Евангелия в конце XIV и начале XV в. свидетельствует митрополит Киприан ; 14) толковый Апостол — также XV в.; 15) толковый Апокалипсис святого Андрея Кесарийского в трех экземплярах XIII–XIV вв.; 16) два сборника, содержащие в себе толкования святых отцов на разные места Священного Писания, один XIII, другой XV в. Не упоминаем о Толковании на книгу Иова Олимпиодора Александрийского и других учителей Церкви, переведенном в 1412 г. на Афоне в Хиландарской обители иноком Гавриилом, ни о беседах на книгу Бытия святого Иоанна Златоустого, переведенных в 1426 г. на Афоне иноком Иаковом, потому что, скоро ли проникли эти переводы в Россию, не знаем . Впрочем, об употреблении у нас бесед на Шестоднев святого Иоанна Златоустого, конечно в более древнем переводе, и вместе таких же бесед святого Василия Великого свидетельствует митрополит Киприан во своем послании к игумену Афанасию (1390–1405) .

http://sedmitza.ru/lib/text/435933/

TheophNicSerm Theophanes Nicaenus, Sermo in sanctissimam deiparam, ed. M.Jugie. Roma 1935 (Index S.217). [s.XIV] TheophNicThab Ch.G.Soteropulos, Θεοφνους Γ´ πισκπου Νικαας περ Θαβωρου φωτς λγοι πντε. Athen 1990 (Index 211–220). [s.XIV] TheophNonn Theophanis Nonni [=Theoph.Chrysobalantes] epitome de curatione morborum, rec. Io.St.Bernard, I.II. Gotha 1794–1795. [s.X] TheophProt Theophili Protospatharii De corporis humani fabrica, ed. G.A.Greenhill. Oxford 1842. [s.IX] Theophyl Theophylaktos von Ohrid. PG 123 (=I).124 (=II).125 (=III). 126 (=IV). [s.XI/XII] TheophylEp Théophylacte d’Achrida, Lettres, ed. P.Gautier. Thessalonike 1986. [s.XI/XII] TheophylOp Theophylacti Achridensis orationes, tractatus, carmina, ed. P.Gautier. Thessalonike 1980. [s.XI/XII] TheorEp R.-J.Loenertz, L’épitre de Théorien le Philosophe aux prêres d’Oréiné, in: Mémorial Louis Petit. Bukarest 1948, 317–335. [s.XII] Theorian Theorianus. PG 133, 120–298. [s.XII] Theosoph Theosophorum graecorum fragmenta, rec. H.Erbse. Stuttgart 1995. [s.V–VI] TheotMarc E.Follieri, Un theotocarion Marciano del sec. XIV (cod. Marciano Cl. I,6). Roma 1961. TheotokPogon D.A.Zakythenos, νκδοτον βυζαντινν κτιτορικν κ Βορεου περου. ΕΕΒΣ 14 (1938) 277–294. [а. 1091] ThielKal H. van Thiel, Die Rezension λ des Pseudo-Kallisthenes. Bonn 1959 (Glossar S.79). ThMagGes M.Treu, Die Gesandtschaftsreise des Rhetors Theodulos Magistros. Jahrbücher für class. Phil. Suppl.27 (1902) 5–30. [s.XIV] ThMagReg Toma Magistro, La regalità. Testo ... a cura di Paola Volpe Cacciatore. Napoli 1997. [s.XIV] ThMet Theodori Metochitae Miscellanea philosophica et historica, ed. C.Müller – Th.Kiessling. Leipzig 1821 (Index 827–836). [s.XIV] 463–481 ersetzt durch ThMetSem] ThMetBard J.Featherstone, Theodore Metochites’s Poem to his Nephew, the Protasecretis Leo Bardales, in: Philohistôr. Miscellanea in honorem Caroli Laga septuagenarii edita ab A.Schoors et P.van Deun. Leuven 1994, 451–468. [s.XIV] ThMetDem Teodoro Metochites, Saggio critico su Demostene e Aristide, a cura di M.Gigante. Milano 1969 (Index 87–118). [s.XIV]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

Син. 840, 1-я треть XV в.; 838, 1386 г.; РНБ. Соф. 127, кон. XIII - нач. XIV в.; РГБ. Муз. 364, 1343 г.; Вол. 2, кон. XIV - нач. XV в.), «болгарскую» (РНБ. Соф. 125, нач. XV в.; 128, XIV в.; ГИМ. Син. 538, 1-я пол. XV в.) и «древнерусскую», т. е. смешанную (РГАДА. Тип. 73, XV в.; 78, кон. XIV- нач. XV в.; 80, 2-я пол. XII в.; 81, XV в.; 83, кон. XIV - нач. XV в.; ГИМ. Син. 837, 1369 г.) ( Лозовая. 2009. С. 75-82). Два древнейших древнерус. П. сохранились лишь фрагментарно: в Национальном музее во Львове им. митр. Андрея Шептицкого (Q. 404/31333, нач. XII в., 3 листа) и в Российской государственной б-ке (Ф. 178. 11074, 2-я пол. XII в., 1 лист). Особенностью П. (как и Шестодневов) было наличие особых циклов кратких припевов по 9-й песни канона, к-рые назывались похвалами и имели двойное посвящение - Пресв. Богородице и теме седмичной памяти ( Крашенинникова. 2006. С. 366-367). В древнерус. Студийско-Алексиевском уставе упоминания о П. известны только по поздним спискам (ГИМ. Син. 333, 1398 г.; 905, XV в.). Ряд канонов апостолам Петру и Павлу, св. Иоанну Предтече, Пресв. Богородице, помещенных в древнерусских (РНБ. Соф. 125, 128), болгарских (нижний слой палимпсеста Vat. Barber. gr. 388, XIII-XIV вв.) и сербских (РНБ. Q. п. I. 54, кон. XIII - нач. XIV в.; ГИМ. Увар. 521, нач. XIV в.) П., написан свт. Климентом Охридским († 916), имя к-рого содержится в акростихах 8-й и 9-й песней. Нек-рые особенности текстов этих канонов позволяют предположить, что формирование 1-й редакции слав. П. завершилось в Болгарии к 895-896 гг. Вероятно, именно эта редакция П. и др. разновидностей Октоиха распространилась в Др. Руси вскоре после ее Крещения, в Болгарии же - в X - 2-й трети XI в. Впосл. П. испытал влияние греч. студийской практики, и ряд песнопений свт. Климента был вытеснен канонами прп. Иосифа Песнописца ( Крашенинникова. 2006. С. 379-382). Лит.: Husmann H. Hymnus und Troparion: Stud. zur Geschichte der musikalischen Gattungen von Horologion und Tropologion//Jb. d. Staatl. Inst.

http://pravenc.ru/text/2578971.html

библ. XII-XIV в. совпадает числами и в Минеях, исключая прп. Иоанникия 3н.; есть Кирилл и Мефодий 14 ф. и 6 апр., и других 4 моравских св.. (происхождение из Маравии?); из русских – перенесение мощей св. Николая, dvx Герория 26 н., Бориса и Глеба 25 ил., Леонтия и Игнатия ростовских. Иерусалимский месяцеслов Месяцеслов в представителях Иерусалимского устава – Типиконах и Минеях – однообразнее Студийского. Древнейшие греческие Типиконы Моск. Румянц. Муз. Сев. собр. 35/491 XIII в. и Моск. Синод .библ. 456 XIII в. и 381 XIII-XIV в.имеют впервые 8 янв. Георгия Хозевита, 14 окт. (не 12, как ныне) Космы Мают., 3 н. освящение церкви (с. 448) вмч. Георгияв Лидде; лишние против нынешнего устава памяти: 1 сент. великого пожара (в К-поле 468 г.), 4 сент. еще мч. Вавилы Никомидийского и 84 детей (IV в.), Ермионии и Евтихии сестер (в друг. – дочерей) диак. Филиппа, 4 ил. Михаила Хониата , архиеп. Афинского (XIII в.); не достает нынешних: 6 сент. ап. Архиппа, 22 сент. Ионы пр. и Иона пресв.., 15 окт. Евфимия Нового, 29 н. Акакия в Лествице, 13 дек. мч. Лукии, 31 м. ап. Ермия , 12 ин. Петра Афонского; 5 ил. Афанасия Афонского добавлено позднейшею рукою. Славянские Иерусалимский уставы почти во всем повторяют месяцеслов греческих, иногда обнаруживая следы и большей древности; например, уст. Моск. Синод. библ. 328/383 XIV в. имеет 6 сент прп. Евдоксия, 23 дек. прп. Нифонта, 28 ф. патр. Протерия. В разном количестве разные списки устава вносят специально русские и славянские памяти; так в 328/383 XIV в. есть Покров, Николая 9 м., прп. Феодосия, Владимира, Бориса и Глеба 2 раза, Игнатия Ростовского, Кирилла 14 ф.; в 329/384 XIV в. еще отмечены дни преставления Петра и Алексия м. Московских (позднейшею рукой), но в 678/386 XV в. уже меньше русских памятей: прп. Феодосия, св. Владимира, Бориса и Глеба, прп. Сергия, м. Петра и еп. ростов. Игнатия (три последний приписаны позднее); напротив 336/388 XVI в. не только имеет славянских и русских святых более нынешнего Типикона, но и греческих памятей более, чем греч. Тип., например, 3 и 14 н. Григория Паламы , 28 янв. Исаака Сирина . Рукописные славянские Минеи Иерусалимского типа представляют еще более разности: в большинстве мч. Конона 4 мр., а прп. Герасима 5 мр.; в одной Ипатий Гангр. 16 н., а не 31 мр.; в Минеях XVI в. появляются службы Стефану Сурожскому 15 д., прп. Параскеве 14 окт. (из ю-слав. Миней XIV в.), вмч. Параскеве 28 окт., прп. Андрею 2 окт. Впервые появляются из Афонских свв. кроме Афанасия и петра – в Минеях XIV-XV в. Михаил Малеин 12 ил. и Евфимий Новый 15 окт. Славянскими и русскими святыми Минеи беднее Типиконов; службы им обычно писались в конце книги и до XV в. их почти нет; первыми появляются памяти пр Саввы 14 янв. и Арсения Сербских 28 окт., позднее – болгарских: иоанна Рыльского 19 окт. и Илариона Мглимского 21 окт.; Кирилла и Мефодия нет. Из русских в Минеях XIV-XV в.иногда службы Покрову, св. Владимиру, Знамению 27 н. и Варлааму Новг. 6н. Римско-католический церковный год

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Лит.: Макарий. История РЦ. Кн. 3 (по указ.); Экземплярский А. В. Великие и удельные князья Сев. Руси в татарский период с 1238 по 1505 г.: Биогр. очерки. СПб., 1889-1891. Т. 1-2 (по указ.); Голубинский. Канонизация святых. С. 84-85, 191, 420; Соколов П. П. Русский архиерей из Византии и право его назначения до нач. XV в. К., 1913; Пресняков А. Е. Образование Великорус. гос-ва. Пг., 1918; Насонов А. Н. Монголы и Русь: (История татар. политики на Руси). М.; Л., 1940; Черепнин Л. В. Рус. феодальные архивы XIV-XV вв. М.; Л., 1948-1950. 2 ч.; он же. Образование Рус. централизованного гос-ва в XIV-XV вв. М., 1960; Янин В. Л. Редчайший памятник моск. сфрагистики XIV в.: [Печать Дмитрия Донского с изображ. царя Давида]//КСИА. 1954. Вып. 53. С. 148-150; Салмина М. А. «Слово о житии и о преставлении великого князя Димитрия Ивановича, царя Русьскаго»//ТОДРЛ. 1970. Т. 25. С. 80-104; Прохоров Г. М. Повесть о Митяе: Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Л., 1978; Куликовская битва: Сб. ст. М., 1980 [Библиогр.: С. 289-318]; Хорошкевич А. Л. К взаимоотношениям князей моск. дома во 2-й пол. XIV в.//ВИ. 1980. 6. С. 170-174; Кучкин В. А. Победа на Куликовом поле//Там же. 8. С. 3-21; он же. Формирование гос. территории Сев.-Вост. Руси в X-XIV вв. М., 1984 (по указ.); он же. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский в канун Куликовской битвы//Церковь, об-во и гос-во в феод. России: Сб. ст. М., 1990. С. 103-126; он же. Дмитрий Донской//ВИ. 1995. 5/6. С. 62-83; он же. Первая договорная грамота Дмитрия Донского с Владимиром Серпуховским//Звенигород за шесть столетий: Сб. ст. М., 1998. С. 11-64; он же. Договорные грамоты моск. князей XIV в.: Внешнеполит. договоры. М., 2003 (по указ.); Флоря Б. Н. Борьба моск. князей за смоленские и черниговские земли во 2-й пол. XIV в.//Проблемы ист. географии России: Сб. ст. М., 1982. Вып. 1. С. 60-70 ; Прохоров Г. М., Салмина М. А. «Слово о житьи и о преставлении великаго князя Дмитрия Ивановича, царя Рускаго»//СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 403-405 [Библиогр.]; Мейендорф И., прот. Византия и Моск. Русь: Очерк по истории церк. и культурных связей в XIV в. П., 1990; Турилов А. А. «Все ся минеть»: Отголоски легенды о царе Давиде в рус. сфрагистике и книжности//Славяне и их соседи. М., 1994. Вып. 5. С. 107-113; Lenhoff G. Unofficial Veneration of the Danilovichi in Muscovite Rus "http://Culture and Identity in Muscovy, 1359-1584. М., 1997. С. 402-416. (UCLA Slavic Stud. N. S.; Vol. 3); Горский А. А. Москва и Орда. М., 2000; он же. Московские «примыслы» кон. XIII-XV в.//Средневек. Русь. М., 2004. Вып. 5. С. 114-190; Дмитрий Донской и эпоха возрождения Руси: Тр. юбил. науч. конф./Отв. ред.: А. Н. Наумов. Тула, 2001; Поволяева Л. Д. Куликовская битва: Указ. лит-ры, 1980-2005. Тула, 2005.

http://pravenc.ru/text/178205.html

Что касается лиц, имевших право совершать крещение в XIV веке, то должно заметить, что по определению собора Константинопольского 1301 года таинство это, имел право совершать не только священник и диакон, но в случае нужды причетник. 455 Тот же собор на вопрос епископа Сарайского Феогноста: «подобает ли многими попом крестить или одному»? отвечал: «подобает одному попу измолвити молитвы и одному крестить. Если же случится много детей и много иереев: каждый пусть крестит особое дитя; если много будет детей и один иерей, пусть говорит в один раз молитвы над всеми, а погружает каждое дитя особо три раза, произнося: во имя Отца, во второй: и Сына, в третий: и святаго Духа». 456 Таким образом в XIV веке, как и теперь, таинство крещения должен был совершать над одним младенцем только один священник, а не многие. Чернец мог крестить дитя, по наставлению митрополита Киприана, только в случае крайней нужды. 457 Такое определение могло быть вызвано единственно желанием отдалить монахов от мира и его соблазнов. Сроки крещения для больного дитяти, как и в предшествовавшие века, не был определен, его можно было крестить решительно во всякое время. Так дают нам основание думать наставления, находящиеся в служебниках, сохранявшихся до нас от рассматриваемого нами времени. 458 Что же касается здорового дитяти, то временем крещения его был сороковой день. Основанием для такого мнения служит краткое замечание, находящееся в одном из служебников XIV века. В этом служебнике после изложения чина воцерковления, который совершался в сороковой день, сказано: «и тако кум, взем е (т. е. дитя), нисходит к крещению». 459 Таким образом на основании этого замечания мы можем думать, что относительно времени крещения здоровых детей в XIV веке практиковался обычай крестить их в сороковой день по их рождении. Усвоив себе этот обычай в XI веке, как мы видели, от церкви греческой, церковь русская, можно думать, хотя мы не находим на это никаких указаний, продолжала держаться его и в века предшествовавшие веку XIV. Поддержкою этого обычая несомненно служило то, что воцерковление младенца и чтение очистительных молитв матери совершалось в XIV в., как и в настоящее время, в сороковой день. Отдаленность местожительства родителей дитяти от церкви и затруднительность путей сообщения сами собою заставляли их заботиться о том, чтобы крещение и воцерковление младенца их были совершены в один день. В этом случае, как дает нам основание заключать вышеприведенное свидетельство из служебника XIV века о времени крещения здоровых детей, чин воцерковления новорожденного младенца совершался прежде самого крещения, и этим единственно можно объяснить то место, какое занимает этот чин в служебниках как XIV века, так и современных нам: во всех этих служебниках он предшествует таинству крещения. Имея это в виду, мы, переходя к обозрению особенностей порядка совершения таинства крещения, сначала укажем особенности чина воцерковления, а затем уже особенности порядка совершения таинства крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

NGreg Nicephorus Gregoras, ed. J.Schopen – I.Bekker. 3 Bde. Bonn 1829–1855 (Index III 573–586). [s.XIV] NGregAnt Nikephoros Gregoras, Antirrhetika I, ed. H.–V.Beyer. Wien 1976 (Wortregister 435–469). [s.XIV] NGregAut I.Ševenko, Some Autographs of Nicephorus Gregoras. ZRVI 8/2 (1964) 437–450. [s.XIV] NGregEp Nicephori Gregorae Epistolae, ed, P.Leone. 2 Bde. Matino 1982–1983 (Index I 251–294). [s.XIV] NGregFlor Niceforo Gregore, Fiorenzo о intorno alla sapienza, ed. P.Leone. Napoli 1975 (Index 220–230). [s.XIV] NGregOr P.Leone, Nicephori Gregorae oratio in annuntiationem. Δπτυχα 4 (1986–87) 12–341. [s.XIV] NGregSynes Nicephori Gregorae Explicatio in librum Synesii „De insomniis». Scholia cum glossis ... а cura di P.Pietρosaνti. Bari 1999. [s.XIV] NicBry Nicéphore Bryennios, Histoire, ed. P.Gautier. Bruxelles 1975 (Index 379–396). [ca 1100] NicCallPo M.Jugie, Poésies rythmiques de Nicéphore Calliste Xanthopoulos. Byz 5 (1929/30) 357–390. [s.XIV] NicephAnt Nicephori Patr. Antirrhetici III. PG 100, 205–533. [s.IX] NicephAp Nicephori Patr. Apologeticus. PG 100,533–849. [s.IX] NicephCan Nicephori Patr. aliquot Canones, PG 100,852–864. [s.IX] NicephEp Nicephori Patr. Epistola ad Leonem III Papam. PG 100,169–200. [s.IX] NicephH Nikephoros Patriarch of Constantinople, Short History. Text... by C.Mango. Washington. D.C. 1990. [s.IX] NicephOp Nicephori archiepiscopi Constantinopolitani opuscula historica; Ignatii diaconi Vita Nicephori, ed. С. de Boor. Leipzig 1880 (139–217: Ign. Diac.. Vita Nicephori) (Index 263–279). [s.IX] NicephPit Spicilegium Solesmense ... curante J.Pitra. Vol.I. Paris 1852; Vol.IV. Paris 1858 (I 302–503; IV 233–415: Nikephoros Patr.. Antirrhetica). [s.IX] NicephRef Nicephori Patriarchae Cp. Refutatio et eversio definitionis synodalis anni 815, ed. J.M.Featherstone. Turnhout 1907. NicetChartoph Nicetas Chartophylax Nicaenus, De schismate Graecorum. PG 120, 713–720. [s.XII] NicHer Nicetae Heracleensis commentariorum XVI orationum Gregorii Nazianzeni fragmenta ed. Costantinencu. Bukarest 1977. [s.XI]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

Николай Чудотворец и ап. Филипп» из дер. Телятниково близ погоста Кижи в Республике Карелия (ГТГ), «Свт. Николай Чудотворец» из дер. Перёдки Боровичского р-на Новгородской обл. (1-я пол. XIV в., ГЭ), икона Божией Матери «Одигитрия» из погоста Любони Боровичского р-на (кон. XIV в., ГРМ), «Сошествие во ад» из Тихвина (кон. XIV в., ГРМ), «Отечество, с избранными святыми» (из собрания М. П. Боткина, кон. XIV в., ГТГ)). Написанные для Софийского собора большие иконы «Похвала Богоматери» и «Предста Царица» («Христос Великий Архиерей») (обе 80-90-е гг. XIV в., ГММК) имеют прямые аналогии в балканской живописи кон. XIV в. и связываются с работой приезжих мастеров. Однако внушительный масштаб иконных досок наводит на мысль о том, что иконы могли быть созданы в самом Новгороде. К работе балканских художников относят также икону «Покров Пресв. Богородицы» из Зверина мон-ря (ок. 1399, НГОМЗ), близкую по стилю к росписям в ц. Рождества Христова на Красном поле - ранний пример особого варианта этой сцены с иконографической особенностью: покров-плат держат ангелы, а не Пресв. Богородица, как на иконах из др. областей Др. Руси. В иконописи сильнее, чем во фресковой живописи проявлялись местные особенности. В иконах архаизирующего направления сохранилась приверженность к художественному наследию XIII в. В клеймах житийной иконы свт. Николая Чудотворца из погоста Любони (1-я четв. XIV в., ГРМ) фигуры напоминают святителей на вставной миниатюре Уваровской Кормчей (ГИМ. Увар. 124, 2-я пол. XIII в.), а на иконе из дер. Телятниково - миниатюры Соловецкого Служебника (РНБ. Солов. 1017. Л. 20 об., XIII в.). В иллюстрациях Хлудовской Псалтири можно найти параллели из круга архаизирующих икон (ГИМ. Хлуд. 3). Местная традиция проявляла себя в замкнутых, внутренне неподвижных образах, в упрощенном рисунке, декоративно-локальном цвете, плоскостной композиции и обилии надписей: иконы «Чудо Георгия о змие» (нач. XIV в., ГРМ), «Свт. Николай Чудотворец в житии» из с. Озерёва Бокситогорского р-на Ленинградской обл.

http://pravenc.ru/text/2577775.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010