1, §145) иеромонахом Сийского мона­стыря Ионою, по просьбе Богословского игумена Даниила. «Пи­шу я, – говорит Иона, – не как самовидец; я постриженник другого монастыря и живу далеко от обители святого (Варлаа­ма). Пишу, что слышал я от иноков обители его, от остав­шихся достоверных свидетелей, но и они – не очевидцы, слы­шали от прежних отцев и мне пересказали». Этим житием пользовался я в двух экземплярах: 1) «Иуния в 19 день па­мять преп. Отца нашего Варлаама, Пенежского чудотворца, иже на Ваге», рукопись XVI в., библ. покойного В. М. Ундольского, 2) Под тем же заглавием и той же редакции житие, писанное в 1647 году в Милютинских четь-минеях, Синод, библ. 806. Сверх того сведения о Важской области, деятельности и роде Своеземцевых и о Богословском монастыре заимство­ваны из следующих источников: 1) Описание Архангельской губернии свящ. Козьмы Молчанова. СПБ. 1813. 2) Статья мещанина Верховажского посада Матвея Мясникова «Историческое описание страны Ваги» в Север. Архиве 1827 г., ч. XXVII; 3)Продолжение той же статьи в Отечественных записках Свиньина 1829 года, ч. XXXVIII; 4) В VIII и IX томах Энциклоп.лексикона Плюшара статьи: «Вага» и «В. С. Своеземцев»; 5)Статья «Вага» в географическом и статистическом словаре Росс. Империи П. Семенова, т. I; 6) Истор. Росс. Иерархии, т. III, с. 393. 26 Границы Важской области того времени: к северу Двин­ская область, к востоку Великоустюжская страна, к югу Воло­годский, а к западу Каргопольский край. Вага причислялась к Заонежской пятине и составляла Важскую десятину. По ны­нешнему разделенно России, Вага занимала южную часть Архан­гельской, северную Вологодской и восточною Олонецкой губернии. 27 Заволочьем (со стороны Новгорода) называли земли «за волоком» – между реками Онегою и Двиною. 29 Эти земли простирались «от Шенкурского погоста до Ростовских меж», почти на 200 в. в длину. В. М. Своеземцев заплатил за них князькам 20 тысяч белок и 10 рублей новгородских. В купчей крепости, по которой проданы «земли, озера, реки, леса, мхи, сокольи гнезда и бобровые гоны», на­значена неустойка за нарушение договора: 20 гривен золота в пользу князя и посадника.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Он, мо­жет быть, основан одновременно с Воскресенским мон.? “Ист. Росс. Иер.”, IV, 38. 2186 . Успенский – Кладбище – Русских, мужской, ныне памятник над могилою воинов, павших при взятии Казани, Казанской губ. и уезда, в 1 вер. от Казани, при рч. Казанке, у по­дошвы горы. Основан в 1552 г. царем Иоанном Грозным, где была его ставка и где погребены павшие воины; оставался на этом месте недолго. Разлив весен­ней воды разрушил монастырские зда­ния в 1559 г., почему монастырь перенесен на Зилантову гору и существует поныне под именем Зилантова-Успенского мон. По перенесении монастыря, на месте его была первоначально поставлена часовня, в которой монастырские слу­жители отправляли панихиды, а при Имп. Александре I воздвигнут памят­ник с церковью Спаса Нерукотворенного внутри. Кроме костей Русских воинов, под памятником покоятся мощи св. Мученик. Иоанна, Петра и Стефана, па­мять которых чтится церковью 24 янв. см. Зилантов-Успенский мон. 2187 . Успенский – Любецкий на Рожку, мужской, ныне село Любец, Владимирской губ., Ковровского у., в 7 вер. к юго-зап. от Коврова, на прав. берегу р. Клязьмы. Упоминается в 1630 г.; в 1749 г. приписан к Козмину м-рю. “Ист. Росс. Иер.”, V, 32; Строев, “Спис. иер. и на­стоят.”, 706, 34; “Владим. сборн.”, 1857 г., 114; “Владим. губ. в.”, 1854 г., 32 (м-ри быв. во Влад. губ.); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1860 г., Отд. 1, 150 (в 1744 г. имел 16 душ крест.). 2188 . Успенский – Марипчевский, Морипчельский или Моринченский, мужской, ныне погост Морипчелки, Псковской губ., Великолуцкого у., в 40 вер. от Великих Лук, при рч. Выдрице. Уже существовал в XVI ст., что видно из грамоты патриарха Иоакима, в которой сказано, что м-рь разорен литовцами в 1611 г., после того нахо­дился в запустении и землями его вла­дели долгое время окрестные помещики. В 1672 г. монастырские земли и самый монастырь приписаны к Торопецким церквам Казанской и Борисоглебской, а в 1676 г. значился за Новгород. архиер. домом. “Ист. Росс. Иер.”, V, 98 (с грамотой 1691 г. патриарха Адриана); Строев, “Спис.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Постыдное же, и отвратитель­ное, и нечистое писание проклятых: и манихеев, и эллинов, и остальных ересей, как содержащее то, что ложно и суетно, и как выдуманное для славы диавола и его демонов и для их радости, отвергаем с презрением и бросаем от себя прочь, хотя бы оно и заключало [в себе] имя Божие. Таким образом, и в деле, касающемся изображе­ний, должно отыскивать как истину, так и цель тех, кто их устраивает. И если она – истинна и права и если изображения делаются для славы Божией и Его святых, и для соревнования добро­детели, и избежания порока, и спасения душ, то должно принимать их с радостью и почитать, как образы, и подражания, и подобия, и книги для неграмотных, и поклоняться, и целовать, и при­ветствовать глазами, и устами, и сердцем, как подобие воплотившегося Бога, или Его Матери, или святых, соучастников страданий и славы Христа, и победителей, и истребителей диавола, и демо­нов, и заблуждения их. XI. Если же кто-либо осмелится сделать изо­бражение Божества – невещественного, и безте­лесного, и невидимого, и не имеющего формы и цвета, то мы отвергаем от себя, как ложное. И ес­ли кто-либо [осмелится сделать изображение] для славы, и поклонения, и чести диавола или демо­нов, то оказываем презрение и истребляем огнем; и если кто-либо обоготворит изображение людей, или птиц, или пресмыкающихся, или иной твари, того предаем анафеме. Ибо как святые Отцы нис­провергли святилища и храмы демонов и на их местах воздвигли храмы в честь имени святых и эти мы почитаем, – так истребили они и изобра­жения демонов и вместо тех устроили изображения Христа, и Богородицы, и святых. И во время Ветхого Завета, конечно, не воздвигали храмов в честь имени людей Израиля, не праздновалась па­мять человека. Ибо природа людей была еще под проклятием и смерть была приговором [то есть наказанием], почему и была оплакиваема; и тело умершего считалось нечистым, также и касавшийся его. Теперь же, с тех пор как Божество, как некоторое животворящее и спасительное лекарст­во, соединилось с нашим естеством, наше естест­во прославлено и превращено в нетленное. Поэтому и смерть святых празднуется, и храмы им воздвигаются, и изображения начертываются. Итак, да знает всякий человек, что пытающийся уничтожать изображение, возникшее вследствие божественной любви и ревности для славы и вос­поминания о Христе, или Матери Его – Святой Богородице, или ком-либо из святых и для по­срамления диавола и поражения его и демонов его, и не поклоняющийся, и не почитающий, и не приветствующий его как драгоценное изображение и как Бога – враг Христа, и Святой Богоро­дицы, и святых и мститель за диавола и его демонов, делом обнаруживая свою печаль из-за того, что Бог и святые Его чествуются и прославляют­ся, диавол же посрамляется. Ибо изображение есть [своего рода] триумф, и опубликование, и над­пись на столбе в воспоминание о победе тех, которые поступили неустрашимо и отличились, и о посрамлении побежденных и низложенных демонов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

90 Спондилёз – деформация позвонков за счет разрастания костной ткани на их поверхности в виде выступов и шипов. 93 Ион Крянгэ (1837– 1889) – классик румынской литературы, знаменитый сказочник. Был родом из Хумулешт, окончил духовную семинарию и служил диаконом, в 1872 г. был лишен сана. 101 Свт. Каллиник, румынский святой (1787– 1868; па­мять 11 апреля н. ст.), проводивший суровую жизнь в монашеских подвигах, подобно древним пустынным подвижникам, и подобно им обладавший даром мудрости духовной. Рано стал духовником митрополита Румынии, 32 года был настоятелем монастыря Черника, 17 лет – епископом Рымникским. За год до кончины свт. Каллиник удалился в свой родной монастырь. 102 Коливары – прпп. Никодим Святогорец , Макарий Коринфский и Афанасий Парийский и их приверженцы, развернувшие в Греции конца XVIII – начала XIX в. религиозно-просветительское движение, называемое коливадским. Они возродили исихастскую традицию и опубликовали множество творений святых отцов, в том числе знаменитый сборник «Добротолюбие». Название «коливары» происходит от слова «коливо», которое ревнители чистоты Православия и незыблемости святых канонов отказывались освящать по воскресеньям и требовали соблюдения древней традиции совершения заупокойных служб по субботам. 104 Иоанн Иаков Хозевит (1913– 1960), исихаст, румынский и иерусалимский святой. Монашеский подвиг начинал в монастыре Нямц в 1930– 1936 гг. Затем подвизался на Святой Земле, в Лавре святого Саввы Освященного, был игуменом румынского скита святого Иоанна Крестителя на Иордане, затем уединился в пещере святой Анны в пустыне Хозева близ Иерихона, где и провел в молитвенном подвиге остаток жизни. Спустя 20 лет нетленные мощи Иоанна Иакова Румына были обретены в этой пещере и перенесены в монастырь святого Георгия Хозевита, где и ныне почивают открыто для поклонения. 105 Иером. Дионисий Игнат(1909– 2004), подвижник благочестия, афонский старец из келии св. вмч. Георгия, скит Колчу, был современником и земляком старца Клеопы, ро­дом из того же уезда Ботошань. Семнадцатилетним юношей он пришел на Святую Гору Афон и здесь в монашеских под­вигах провел всю свою жизнь, 78 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/ve...

124. Сколько чего сработано в неделю, Авва поверил в конце недели. Рогожи слагались на паперти храма: их пересчитывали, равно пересчитывали и приготовленные верви. Количество всего вносилось в записную книгу, которая в Августе в общем собрании, подвергалась ревизии. При поверке Аввою присутствовали смотритель дома, кончившего недельничание, и смотритель дома, принимавшего ее; последний, вероятно, для выслушания замечаний, которые надлежа­ло передать работающим (п. 27). 125. Изделия братий тщательно блюлись; и если кто из смотрящих за ними как нибудь портил, терял или затрачивал какое из них, то подвергался за то ответственности (п. 147). 126. Для всех работ и послушаний по монастырю, в саду, в огороде, в поле, недельный распорядитель, после утренних молитв испрашивает у Аввы распоряжений, и что тот прикажет, приводит то в исполнение (п. 25). 127. Устав подробно определяет тот случай, когда вы­ходили на работу за монастырь всем домом, или даже всем братством монастыря. Отправлялись за монастырь или работать в поле, или нарезывать ветви, или собирать дрова, и еще какую то траву, которую солили и употребляли между прочим и во время этих самых отлучек из монастыря, продолжавшихся иногда неделю и две. Вот как уставе опре­деляет весь ход дела при сем! 128. Когда дан знак выходить на работу, выходят все; смотритель дома идет впереди; никто не должен спра­шивать, куда и для чего идут;-дома остаться могут толь­ко те, кому велит Авва (и. 58). 129. Когда все дома будут собираемы на одно какое де­ло, смотритель первого дома пусть предшествует всем, а прочие идут за ним по порядку домов и братий (п. 59). Вероятно, в это время нередко отправлялся с ними и Авва монастыря, как можно заключить из примера пр. Феодора. 130. Когда идут на работу, никто не может заходить вперед или выходить из порядка (п. 63. 130). Не должны они говорить между собою; но всякой пусть повторяет на па­мять что либо из Писания и размышляет о том (п. 59). 131. Если встретится кто, и имеет нужду сказать что либо какому брату, к нему выходит привратник монастыря и служит посредником в сношениях его с братом. Если привратника не будет тут почему либо, то смотритель до­ма, или другой кто, кому это будет поручено, будет да­вать ответы встречающимся (п. 59).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2920...

Икос: Дух Святый во пророцех глаголавый и апостоли всю вселенную просветивый, мучеником крепость даровавый, и чрез святители веру православную уяснивый, Той же Дух и тя ко Христу приведе, обильно излияся на тя в житии твоем, ревнитель бо апостольских писаний был еси и преподобных отцев, похвало святителей и праведных сослужитель, Ангелов небесных сожителю, душу свою уготовал еси Господеви. Ныне же в небесных чертозех обитаеши, в телесе нетленном на земли почиваеши, не остави и нас грешных, почитающих присно святую па­мять твою, отче праведне наш Иоанне. Песнь 7 Ирмос: В пещи авраамстии отроцы персидстеи, любовию благочестия паче, нежели пламе­нем опаляеми взываху: благословен еси в храме славы Твоея, Господи. Едем отверзеся тебе отче Иоанне, еще сый пребывая на земли телесем, но духом в Цар­ствии Божиим обитал еси, пищи сладкия Царския, и нас не остави молитвами твоими. Солнце праведное возсиял еси, отче, в мире сем, благодать дара прозрения от Господа сподо­бился еще на земле сый, многих от бед отвращая, отврати и мое сердце от злых дел мира сего. Наше спасение Господь устрояя, пастыря добраго нам тебе показа, праведне отче Иоанне, да и мы последуем примеру твоему, обрящемся яко пастыри добрии, а не хищницы. Богородичен: Пресвятая, Слово Святое рождшая, освяти наша души и телеса, блажа­щих Тя, Всенепорочная. Песнь 8 Ирмос: Руце распростер Даниил, львов зи­яние в рове затче: огненную же силу угасиша, добродетелию препоясавшеся, благочестия ра­чители отроцы взывающе: благословите вся дела Господня Господа. Роса благодатная душу твою ороси, отче блаженне, очисти и наша помышления сердечныя, да тобою наставляеми Богу взываем: благо­словите вся дела Господня Господа. Аще и забвена быша память твоя, но Го­сподь дивно прослави тя вновь, мы же Божие помышление о людях зряще, созерцая высшую мудрость Его, присно Ему взываем: благослови­те вся дела Господня Господа. Возшел еси на высоту небесную и нас на земли не оставил, телесем нетленным с нами почиваеши, мы же зряще дивные дела Божия, во умилении сердцем взываем: благословите вся дела Господня Господа.

http://pravicon.com/info-3893

10 Сентября 1835 г. Село Осташево Письмо III Вначале я кратко говорил о древнем обра­зовании литургии; теперь прошу тебя быть внимательным к порядку, в каком ее видим ныне. Я не буду входить во все подробности священнодействия, и особенно в те, кои доступны только участвующему в служении, но коснусь только мо­литв и обрядов, которые более открыты вниманию всякого предстоящего и опишу тебе служение архи­ерейское, чтобы ты имел ясное понятие о полноте литургии. Первое приготовленье Архиерея к священнодействию есть тихая молитва , пред вратами алтаря, затворенными вначале и закрытыми завесою для самого Святителя, в знак того, что таинства веры закрыты для обыкновенного человека, доколе по молитве не отверзет их благодать. Потом является он среди церкви и народа, на возвышенном месте, потому что служение его должно быть видимо всей Церкви для ее назидания, но в одежде простой, обыкновенной, напоминая тем неузнанное вначале явление Христово, в сми­ренной одежде человечества. Как однакоже Святи­тель, в священнодействии, должен представлять не только ближайшего служителя Христова, но час­тью и образ самого Христа: то ему нужно для сего облечься в Христоподражательные свойства и доб­родетели. Сие знаменуется облачением в священ­ные одежды, которые приносят ему Диаконы из алтаря, как Ангелы из невидимых хранилищ благодати, и которыми облачают его как знаменьями; а между тем другие Диаконы возглашают таинственное значение каждой из сих одежд. Употребление священных одеяний относится к первым временам Христианства. Священнодействующие всегда облекались особенною утварью, чтобы предстать чистыми и благолепными на служенье Божие. Некоторые из Епископов надевали, в па­мять Апостолов, Фелонь Павлову и ризу Еванге­листа Иоанна и, по примеру его и Апостола Иакова, венчались митрою Первосвященников Иудейских. Другим устрояли священные одежды благочестивые Цари, и таким образом составилось полное облачение Святителя. Сперва надевают на него стихарь, одежду Левитов и Диаконов, обыкновенно белую, в знаме­нье чистоты и веселия духовного.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Апостол Павел разрешает, своим посланием, таинственное недоумение обоих Пророков; он примиряет между собою славу и бесславие Господа – словом крестным: «ибо слово о кресте, для погибающих есть безумие, а для нас спасаемых – сила Божия; ибо написано: уничтожу му­дрость мудрецов и разум разумных ниспровергну. Где мудрец, где книжник, где искусный в состязаниях века сего? не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? ибо когда мир, своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, тогда благо­угодно было Богу спасти верующих – невежеством проповеди. Иудеи требуют чудес, а Еллины ищут мудрости: но мы проповедуем Христа распятого, – для иудеев соблазн, для Еллинов безумие, для самих же призванных, иудеев ли или Еллинов, – Христа, Божию силу и Божию премудрость; потому что безумное Божие мудрее человеков и немощное Божие крепче человеков». Между тем, во время чтения сих возвышенных писаний и Евангелия, протекли для нас, в благоговейном созерцании, самые часы страдания Господня и наступил девятый час погребения. Тогда, в лице Иосифа Аримафейского, Епископ, окруженный священным Собором, сперва наполняет благовонием кадила святой алтарь, в па­мять тех ароматов, коими обвил погребатель бо­жественное тело; потом подымает его подобие, плащаницу, с престола, на коем, как на Голгофе, совершается всегда таинственная жертва Агнца; он несет на главе плащаницу, из зимней церкви в летнюю, и храм сей обращается в святой гроб, до радостного дня Пасхи: верные же сопутствуют Святителю, как некогда благочестивые жены Иосифу, зревшие где полагали Господа; а, в ожидании сего знаменательного шествия, лики поют погре­бальную песнь: «Тебя, одевающегося светом как ризою, Иосиф, сняв с древа, с Никодимом, и видя мертвым, нагим, непогребенным, милосер­дый плач подъял и рыдая восклицал: увы мне, сладчайший Иисусе, которого еще недавно солнце, узрев на кресте висяща, обложилось мраком и земля поколебалася страхом, и раздиралась церков­ная завеса! – се ныне вижу тебя, ради нас приявшего смерть. Как погребу тебя, Боже мой, или какою плащаницею обовью? какими руками прикоснуся нетленному твоему телу, или какие песни воспою исходу твоему всещедрый? – величаю страдания твои, песнословлю и погребение твое с воскресением, взывая: Господи слава тебе».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

«Исаие ликуй, Дева, име во чреве, и роди Сына Еммануила, Бога же и человека: Восток имя Ему, Его же величающе, Деву ублажаем». Тогда Святитель, восстав с кафедры, стано­вится у правого угла престола, и пред ним преклоняет правое колено новопоставляемый, если ему назначена меньшая степень Диакона, как бы еще не полное иго Христово, и оба колена, если готовится в Пресвитеры; Архиерей же, с крестным знамением возложив на главу его руку и край своего омофора, знамение воплощения Христова, провозглашает имя и степень посвящаемого, и всю Церковь приглашает к соучастию в тайнодей­ственной молитве, сими словами: «божественная бла­годать, всегда немощныя врачующи и оскудевающия восполняющи, проручествует благоговейнейшего Иподиакона или Диакона, в Диакона или Пресви­тера; помолимся убо о нем, да приидет на него благодать Всесвятого Духа». По-Гречески отвечают лики на сие провозглашение: «Кирие елейсон», Господи помилуй, в па­мять неразрывного общения с матерью нашею, Греческою Церковью. Тогда Святитель, еще три­кратно благословив главу посвящаемого, втайне призывает на него благодать Святого Духа, испра­шивая ему дары потребные той степени, на которую он возводится. По исполнении молитвы, препода­вая ему священные одежды и книгу, или орудие служения, каждый раз и опять по-Гречески, воз­глашает во услышание всей Церкви «аксиос», т. е. достоин, а за ним то же повторяют по три раза лики, доколе не облачится ставленник. Тогда но­вому Диакону дают, на все время совершения даров, держать над ними рипиду, знаменуя его служение Церкви; Священник же становится в ряды своих сослужителей к престолу, и Архиерей, по преложении хлеба в божественное тело, полагает ему в руку одну животворящую часть, как залог вверяемый ему от Христа и долженствующий верно быть сохраненным, а посвященный, став позади престола, размышляет над сею страшною святы­нею о своем недостоинстве, доколе не услышит призывного возгласа: «святая святым»! В самый час приобщения, новые служители алтаря, присту­пают к бессмертной трапезе прежде прочих, той же степени, чтобы почувствовали, с какою рев­ностною любовью возжелал Христос сотворить с ними сию пасху. Оба они, последнею эктениею и заамвонною молитвою, заключают литургию, после коей Епископ дает им в алтаре приличное наставление.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Со времени издания эклоги до завоевания экзар­хата лонгобардами прошло более десяти лет, следовательно, времени было довольно для введения эклоги, а потом через какие-нибудь три-четыре года экзархат передан был Пипином римскому епископу 321 , который, если даже раньше не знал о существовании эклоги, должен был узнать о ней, когда пришлось управлять экзархатом, вероятно, по этой же самой эклоге. Но папы, вероятно, и раньше знали о ней и даже могли смотреть на нее, как на закон для римского дуката. Они очень хорошо умели отделять ре­лигиозную оппозицию императорскому вмешательству в дог­маты веры от политической верности империи. Не говоря о Григорие II и Григорие III, сдерживавших население Италии в верности империи при существовании равеннского экзархата, даже через долгое время после поступления эк­зархата в управление пап, почти накануне восстановления западной римской империи, Адриан все еще признавал византийского императора своим верховным господином: он писал к императрице Ирине и ее сыну тоном подданного, выражаясь об ее приглашении на вселенский собор: “ δι τς μετρας κελεσεος”, „ ν τ εσεβε μν κελεσει” 322 . Тем более ко времени папы Николая могло изгладиться воспоминание об авторах эклоги, как “ нечестивых иконоборцах”, и могла цениться лишь сама эклога, как удов­летворявшее потребностям времени законодательство. Па­мять „нечестивых» императоров на западе никогда не была так опозорена и обесславлена, как это сделано было восточными церковными писателями. Проф. Павлов не придал „серьезного” значения высказанному в моем исследовании соображению, что присылка к болгарам эклоги из Византии еще менее вероятна, чем из Рима, и потому не упомянул об этом соображении. Жаль, что почтенный ученый не объяснил, каким образом константинопольское правительство, задумавшее обширную кодификационную ра­боту, могло препроводить к болгарам эклогу, обреченную на отмену, притом же после соборов, на которых окончательно восторжествовало православие с провозглашением проклятия иконоборцам, и каким образом князь болгарский, не удовлетворившись законами, присланными из Византии, попросил папу снова прислать светские законы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010