В 1446 году великий князь Василий Васильевич, будучи захвачен в Сергиевой Лавре войсками Димитрия Шемяки и князем Иоанном Можайским, заперся в храме Св. Троицы. Услышав, что его ищут, он отпёр южные двери, взял эту икону и встретил князя Иоанна в дверях церковных, говоря: «Брат! Мы целовали Животворящий Крест и сию икону, чтобы нам не мыслить зла друг на друга». Князь Иоанн дал обещание не делать ему зла. Тогда великий князь поставил икону на прежнее место. Царь Алексей Михайлович брал сию икону в польский поход в 1657 году и по возвращении в 1659 году исповедал свою благодарность, приказав написать на самом образе, что по молитвам Пресвятой Богородицы и заступлению святых чудотворцев Сергия и Никона Бог даровал ему победу над королём польским и предал в его руки Вильну и другие города польские, литовские и немецкие. В 1703 году сей образ был послан в стан русский к графу Шереметеву и находился во всех походах войны с Карлом XII, королём шведским. В 1812 году митрополитом Платоном послан был образ сей императору Александру I и вручён был московскому ополчению. По изгнании врагов из России образ возвращён на место. В честь явления Божией Матери преподобному Сергию устроен храм в 1732 г. в Сергиевой Лавре. В память сего чудесного и радостного для обители явления совершается каждую субботу молебное пение пред сею иконою на том самом месте, где оно было. Празднество иконе установлено 24 августа. 26.08. Владимирская Празднество чудотворному Владимирскому образу Пресвятой Богородицы установлено на день 26 августа повелением великого князя Василия Димитриевича по благословению Московского патриарха Киприана в память избавления Москвы от Тамерлана в 1393 году помощью и заступлением Богоматери. В этот день бывает в Москве крестный ход с иконою Владимирскою из Успенского собора в Сретенский монастырь. Икона эта, по верованию наших предков, написана св. евангелистом Лукою на доске того стола, на котором трапезовал Господь Иисус Христос с Пречистою Матерью и Иосифом праведным. Подробные сведения находятся в описании Владимирской иконы 21 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Из его сохранившихся творений известно «Послание о земном рае», написанное в 1347 году и обращенное к епископу Тверскому Феодору Доброму. С именем святого архиепископа Василия связано церковное сказание о белом клобуке, присланном владыке в дар от патриарха Константинопольского. По преданию, этот клобук был возложен святым равноапостольным Константином († 337; память 21 мая/3 июня) на святого Сильвестра, папу Римского († 335; сведения о нем помещены под 2/15 января). Белый клобук святого Василия был для Русской Церкви символом преемственного перехода духовного средоточия Православия из Рима Древнего через Новый Рим, Царьград — в Третий Рим, Москву. Анатолий и другой Анатолий, затворники Печерские Преподобные Анатолий и другой Анатолий, затворники Печерские, подвизались в Киево-Печерской лавре. Преподобный Анатолий скончался в XII веке и был погребен в Ближних пещерах. Другой святой Анатолий, затворник, жил и скончался в XIII веке и погребен в Феодосиевых (Дальних) пещерах. Память преподобного Анатолия (Ближние пещеры) совершалась также 31 октября, вместе с памятью преподобных Никодима и Спиридона, просфорников Печерских. В службе преподобным отцам (28 сентября), погребенным в Ближних пещерах, говорится: «Спиридон, незлобия крин, и Никодим победотезоименитый, оба просфорника святии… Причисляется к сим и Анатолий, ихже вси величают». Никодим Кожеезерский (Хозьюгский) Преподобный Никодим Кожеезерский (Хозьюгский), в миру Никита, родился в селе Ивановка Ростовского уезда в крестьянской семье. Еще в молодости, работая с отцом в поле, он услышал слова: «Никодим! Никодим!» — предвещавшие ему будущее иночество. После смерти родителей он выучился кузнечному мастерству в Ярославле и пришел в Москву. Никита вел самую скромную жизнь, довольствовался малым, отдавая избыток своего заработка нищим. В свободное время он усердно посещал храмы и иноческие обители. Приятель, с которым работал Никита, имел злую жену. Она задумала отравить мужа и насыпала в пищу яд. Муж ее умер, а Никита, обедавший с ним, получил тяжелое заболевание желудка и долго страдал от этой болезни. Однажды ему явился блаженный Василий и дал выпить из сосуда. С тех пор болезнь оставила Никиту.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Когда святую Иулитту перестали пытать, она увидела окровавленное тело сына и со слезами на глазах благодарила Бога за то, что Он удостоил его мученического венца. Святую Иулитту вновь подвергли пыткам: ее подвесили и строгали тело железными крюками, а раны поливали кипящей смолой. Святая мученица мужественно переносила все пытки. Тогда игемон приказал ее обезглавить. Тела святых мучеников Кирика и Иулитты были брошены на съедение псам, но ночью две служанки взяли их и с честью погребли. Одна из служанок дожила до царствования святого равноапостольного императора Константина Великого (324–337; память 21 мая) и показала христианам место погребения святых мучеников. Мощи их были обретены нетленными и благоуханными, больные получали от них исцеление. В честь святых мучеников Кирика и Иулитты близ Константинополя был устроен монастырь, а недалеко от Иерусалима в Иудее (возможно, между Иерусалимом и Иерихоном) – храм. По свидетельству русских паломников XII–XV веков, святые мощи мученика Кирика почивали в Софийском храме в Константинополе. Святые мученики Кирик и Иулитта с древности почитались на Руси. Им посвящали храмы, приделы, часовни, во многих храмах были иконы с изображением святых мучеников. Первый храм во имя святых Кирика и Иулитты был построен, вероятно, в Угодичах, что на берегу озера Неро, близ Ростова Великого. По преданию, этот храм строился один день в память крещения жителей села Угодич при равноапостольном князе Владимире. В XIX веке в Никольском храме в с. Угодич был придел во имя мучеников Кирика и Иулитты. Мученикам Кирику и Иулитте молятся о семейном счастье и о выздоровлении больных детей. В старинных рукописных сборниках встречается более подробное житие мучеников Кирика и Иулитты. В нем излагается спор святого Кирика с игемоном Александром о вере, описаны чудеса, а также приведена предсмертная молитва святого мученика. В ней святой Кирик просил Господа послать прощение грехов, изобилие и радость в дома тех, кто будет помнить день его мучений и в этот день подавать милостыню и кормить бедных. Тем, кто составит его житие, святой мученик просил милости в день судный; того, кто будет молиться ему во время потопа, просил избавить от смерти. Явившийся мученику Кирику Господь Иисус Христос обещал исполнить его молитву в преизбытке.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Помня свой обет, царь прислал в Муром мастеров – строить церковь Благовещенскую, каменную, и когда начали копать рвы под фундамент, обретены были нетленные мощи св. Благоверного Князя Константина и чад его: Михаила и Феодора. По совершении церкви, «гости муромские», – говорится в рукописном житии 106 , – «писали на Москву к Великому Государю о обретении мощей и о церковном строении и о чудесах от св. мощей. И прислал Государь Царь в Муром в храм Благовещения Пресв. Богородицы образы, книги, ризы и колокола, и на св. мощи покровы, и всю утварь церковную; и прислал с Рязани Епископа Гурия, и повелел храм Благовещения Пресв. Богородицы и придел Муромских чудотворцев освятити; святые же их мощи в раки положити и устроити монастырь пречестен, и повелел быти Игумену и братии, еже и бысть в лето 7071» (1563 г.). Мощи св. Благоверного Кн. Константина и чад его Михаила и Феодора почивают в одной раке, за левым клиросом, в соборной монастырской церкви. Память им совершается 21 мая. 12. Святой Благоверный Князь Петр и супруга его Княгиня Феврония В Муромском Богородице-Рождественском соборе, в нижнем этаже устроен храм, посвященный имени св. Князя Петра и супруги его Княгини Февроньи. Здесь почивают их и мощи в одной раке. Св. Князь Петр скончался в 1228 г.; вскоре последовала за ним и супруга его Феврония. Князь и Княгиня пред смертию приняли иноческий чин под имем Давида 107 и Евфросини. Память сих св. угодиков празднуется 25-го июня. Весьма прискорбно для почитателей памяти Благоверного Князя Петра и супруги его, что доселе не отыскано памятников, из которых можно было бы извлечь подробности святой их жизни 108 . В Переславле-Залесском 13. Преподобный Никита Столпник 109 Преп. Никита, уроженец Переславля-Залесского, жил в XII в. Пришедши в возраст, он вступил в брак и с тем вместе предался многим порокам; был, как говорится в рукописном житии, другом мытарей; притеснял бедных, заводил ссоры с богатыми, взимая от них неправедную мзду и сим способом приобрел себе богатое имение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Gaponov...

Пролог. Свв. мучч. Тигрия пресвитера, и Евтропия чтеца. Из клира Иоанна Златоустог о. В самый день изгнания сего святителя сделался пожар в соборной церкви, от которого сгорело сенатское здание. Градоправитель Оптат, язычник, начал следствие, и подверг жестоким пыткам, в числе прочих, свв. Тигрия и Евтропия, как приверженцев изгнанного пастыря. Св. Евтропий скончался от мук, св. Тигрий сослан в Месопотамию. Чет. Минея от Никифора (XIII. 21), Созомена (VIII. 24). Палладиева диалога и Георгия Александрийского. (Act a SS. 12 ian. I. р. 725) Март. 12 янв. 17 Свв . мучч . Мануила, Савела и Исмаила. Персидские христиане. Они присланы были к имп. Иулиану для переговоров о мире, но за несогласие принять участие в жертвоприношениях идолам и пиршествах, получили от него мученическую кончину, в Халкидоне. Чет. Минея. (Surius 17 iunii. Act. SS. iun. III. р. 289). Мес. В. Март. Р. Есть служба. 18 Св. муч. Леонтия, и с ним Ипатия и Феодула. Воины. Трибун Ипатий и друг его Феодул обратились к Иисусу Христу, по случаю полученного первым исцеления от болезни о имени Бога Леонтиева. Пострадали от Адриана в Триполе Финик. в царствование Всспасиана. В Чет. Минее Страдание, писанное очевидцем нотарием Киром. (Act. SS. iun. III. р. 353. Morcelli Kalend. CPlit. II. р. 133). Мес. В. Март. Р. В службе канон Иоанна монаха. Празднество Образу Пресвятой Богородицы Боголюбской. Начавшееся в XII веке. Месяц. всех свв. (Дни Богосл. В. Ц. И.) 19 Св. апостола Иуды, брата Господня по плоти. Иначе – Леввей или Фаддей (отличный от ап. Фаддея из 70, который крестил Авгаря, и которого память 21 авг.), брат св. Иакова, первого Иерусалимского епископа. Проповедовал в Персии и скончался в Армении. Чет. Минея. (Act SS. iun. III. р 802–808). Март. Р. 28 окт. (Он смешивает обоих апп. Фаддеев). Мес. В. 2 мая и 10 июня. В службе канон Феофана. Св. муч. Зосимы воина. После мук – обезглавлен, в царствование Траяново, от Домитиана, игемона Антиохии Писидийской. Чет. Минея от Метафраста. (Act SS. iun. III. р. 812). Мес. В.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

В тревожное время борьбы Болгарии с Византией, при западноболгарском царе Самуиле (976–1014), преподобный Иоанн Рыльский явился ученикам, повелевая перенести его мощи в Средец (Софию), куда скрылся Патриарх Болгарский Дамиан (927–972). Предполагают, что перенесение мощей было в 980 году. Немного позднее правая рука преподобного Иоанна Рыльского была перенесена на Русь (предположителъно в город Рыльск, в котором была построена церковь во имя преподобного Иоанна Рыльского с приделом, посвященным мученикам Флору и Лавру, в день памяти которых – 18 августа, он скончался). Имя преподобного Иоанна с глубокой древности было известно и любимо русскими людьми. Именно в русских источниках (Минея на август, XII в., Мазуринский летописец) сохранилась дата кончины преподобного. В 1183 году венгерский король Белла II (1174–1196) во время похода на греков взял вместе с другими драгоценностями Средца ковчег с мощами преподобного Иоанна и перенес в г. Остергом. В 1187 году, украсив ковчег, он возвратил святые мощи с великой честью. 19 октября 1238 года мощи преподобного Иоанна были торжественно перенесены в новую столицу – Тырново и положены в храме во имя святого. 1 июля 1469 года святые мощи преподобного Иоанна Рыльского были возвращены в Рыльский монастырь, где они почивают до нынешнего дня, подавая благодатную помощь всем верующим. Священномученик Садок Священномученик Садок († первая половина IV века) был епископом персидской области. Когда персидский царь Сапор узнал, что Садок проповедует веру во Христа, приказал арестовать и заключить его в темницу и вместе с ним 128 верующих христиан. Несколько месяцев праведников пытались склонить к отказу от святой веры, но, не добившись этого, казнили. Святой великомученик Артемий Святой великомученик Артемий – выдающийся военачальник, достигший высоких отличий при святом императоре Константине (306–337, память 21 мая) и его сыне Констанции (337–361), был сенатором в Египте. Вместе с Константином Великим довелось святому Артемию видеть на небе чудесное знамение святого Креста. Святой Артемий, утвердившись в христианской вере, стал верным слугой святого Константина Великого . При Констанции святому Артемию было поручено перенести мощи святых апостолов Луки, Андрея и Тимофея из Ахайи в Константинополь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Есть глубокие основания для назначения такой своеобразной пищи в канун Рождества Христова. Если сочиво есть то же, что и коливо, то предложение его в последний день предпразднства Рождества Христова сближает этот день с другими днями, когда полагается вкушение колива. Именно благословение колива для вкушения положено уставом в дни памяти мучеников и других святых, и в дни поминовения усопших. В Рождественский Сочельник сочиво, или коливо, вкушается в честь Того, Которому по рождении волхвы принесли свои дары и в Котором прозрели явившегося Спасителя мира, имеющего по смерти три дня пребыть Своим пречистым телом во гробе и со славою вос­креснуть из мертвых. Спаситель пришел на землю, родился на ней для спасе­ния людей Своими страданиями и Крестной смертью. Поэтому в сочельник полагается на церковных службах петь ирмосы, подобные ирмосам канона Великой Субботы: «Волною морскою » (4, с.126–127). Петров пост С понедельника после Недели (воскресенья) Всех святых начинается Пе­тров пост, установленный в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла, память которых празднуется 29 июня 12 июля. Об этом посте через неделю после Пятидесятницы упоминается в Апостольских Постановлениях. Продолжительность поста бывает различна и зависит от праздника Пасхи. Самый продолжительный период этого поста – шесть недель, а наиболее короткий – неделя и один день. Начало его бывает в про­межутке от 18 мая до 21 июня (с.317). Успенский пост Праздник Успения Пресвятой Богородицы принадлежит к числу двунадесятых праздников. К достойнейшему празднованию его верующие приготов­ляются двухнедельным постом, который называется Успенским, или постом Пресвятой Богородицы, и продолжается с 1/14 по 15/28 августа. Этот пост по строгости занимает первое место после Великого поста (запрещается вкушение рыбы, но разрешается вареная пища без масла, кроме суббот и воскресений, когда разрешается и растительное масло). Он установлен из подражания Божи­ей Матери, Которая всю жизнь и особенно перед Своим Успением проводила в посте и молитве. Пост перед Успением в августе месяце существовал уже в V веке. В XII веке на Константинопольском Соборе (в 1166 г.) постановле­но поститься две недели перед праздником Успения Пресвятой Богородицы (и только в праздник Преображения разрешать мирянам вкушение рыбы) (Там же, с.106–107).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

очерк. Чернигов, 1900; Святыни Чернигова/Ред.: прот. И. Г. Покровский. СПб., 1900; Ефимов А. Н., свящ. Черниговско-Ильинская чудотв. икона Божией Матери//Черниговские ЕИзв., 1906. Ч. неофиц. 11, 13, 14, 16-21. С. 8-9; Васютинский Ф. И., прот. Чернигов, его святые храмы, чудотворные иконы и местночтимые святыни//Там же. 1911. 13. С. 352-400; Картины церк. жизни Черниговской епархии из 9 веков ее истории. К., 1911; Карпинский К. Т., свящ. Сведения об иконе Божией Матери Троицко-Ильинской Черниговской, поднесенной по взятии Азова в 1696 г. имп. Петру Великому//Вера и жизнь. Чернигов, 1913. 13. С. 45-55; Никифоровский Ф. Н., прот. Черниговская Ильинская икона Божией Матери в Смольном Воскресенском соборе в С.-Петербурге. СПб., 1914; Мумриков А., диак., Козлова В., Лоренц М. Руно орошенное - всея вселенныя Мати: К 120-летию прославления Черниговской иконы Божией Матери//ЖМП. 1989. 1. С. 66-72; Круминг А. А. Книга св. Димитрия Ростовского «Руно орошенное» как лит. источник сюжетов «Рус. народных картинок» и иконописи//Филевские чт.: Тез. 4-й междунар. конф. 16-19 мая 1995 г. М., 1995. С. 41-44; Пуцко В. Г. Мазепина cpiбha шата в Чephirobi//Poдobiд. Чephurib, 1996. 2(14). С. 112-116; Вероника (Терехова), мон. Черниговский Елецкий Свято-Успенский жен. мон-рь. К., 1999. С. 59-62; Звездина Ю. Н. Икона «Богоматерь Ильинская Черниговская»: Нек-рые особенности аллегорической программы 1696 г.//Музей, общество, религия: Аспекты взаимодействия: Мат-лы IX С.-Петербургских религиовед. чт. СПб., 2002. С. 28-30; она же. Икона «Богоматерь Ильинская Черниговская» 1696 г.- дар Петру I в память Азовской победы//Филевские чт.: Тез. 9-й науч. конф. 10-13 окт. 2006 г. М., 2006. С. 26-28; она же. Образ Богоматери Ильинской Черниговской в росписи ц. Илии Пророка в Ярославле и аллегорические гравюры киевской печати//XII науч. чт. пам. И. П. Болотцевой. Ярославль, 2008. С. 35-42; Чудотворные и местночтимые иконы Святой Руси, на земле Украинской просиявшие. К., 2004. Ч. 1. С. 198-201; 2005. Ч. 2. С.

http://pravenc.ru/text/389455.html

Там было множество православных храмов. См. Сен-Мартен, том I, гл. 74. (П.р.) 8 Река Чорох орошает своими притоками юго-западные части Грузии, впадает в Черное море в трех верстах юго-западнее г. Батуми. 9 Сванетия - историческая область в Грузии на юго-западных склонах Главного Кавказского хребта, по правую сторону истока р. Кубани, присоединена к России в сер. XIX в. (П.р.) 10 Он говорит, что ап. Матфий проповедовал во Второй Эфиопии, как древние называли Колхиду, а именно восточные ее части, т.е. бассейн реки Алазани. 11 Осетия расположена при истоках р. Терек. 12 Этот народ занимал правый берег среднего течения р. Кубани. 13 Местность в горах Осетии; в 35 верстах от Владикавказа существует аул Суадаг, или Суанджаг. 14 Смотри об этом описание Муравьева. Грузия и Армения, часть III, стр. 295. 15 Об этом свидетельствует и святой Ириней, епископ Лионский. Он описывает заточение св. Климента Римского. Irinei 1 I, с. IX. 16 Предание о построении им семидесяти церквей читается у Иеронима, Церковная история, кн. III, гл. 28. 17 Тертуллиан в начале 1-й книги Против Маркиона, изобразив в мрачных чертах природу Кавказа и грубые нравы его жителей, описывает также Маркиона и его дела. Тертул. том III, стр. 451, пар. 2. 18 В настоящем издании соответствует III части книги. (Прим. ред.) 19 Картлис Цховреба— " Жизнь Картли " (груз.), сборник грузинских летописей XII—XVIII веков. (Прим. ред.) 20 Изначально, с V века первостоятель Грузинской Церкви облекается, как это было в Армении и Сирии, в сан Католикоса (греч. katholikos — всеобщий). С начала XI в. Католикос Грузии титулуется и Патриархом—— " Католикос-Патриарх " . (И. Джавахишвили, История Грузинского права, кн. II, вып. II, Тбилиси, 1929, с. 9—10, на Груз. яз.) (Прим. ред.) 21 Ныне Тбилиси. (Прим. ред.) 22 Царь Кахетинский и Имеретинский Арчил II (1664—1712гг.), умер в Москве. 23 27 января (н.ст.)—Прим. ред. 24 Святая Нина была ближайшей родственницей великомученика Георгия (память 23 апреля/6 мая), а по одной древнейшей рукописи -двоюродной сестрой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

М., 1970. Т. 1. 26-28; 1998. Т. 3 [в соавт. с П. Г. Гайдуковым]. С. 21-22, 115). Это наводит на мысль, что названные наречения состоялись еще до внесения имен Б.-Романа и Г.-Давида в святцы, хотя и были следствием почитания князей-мучеников в рамках княжеского рода. В таком случае установление праздника 24 июля при Ярославе следовало бы расценивать как местную канонизацию внутри Киевской епархии (в к-рую входил Вышгород), а общерус. прославление отнести к 1072 г. Датировка общерус. канонизации 1088 г. (А. Н. Ужанков) выглядит неоправданно поздней и основывается на весьма спорной предпосылке, будто ЧН стало первым житийным произведением о Б. и Г., тогда как СС таковым быть якобы не могло (так думал и С. А. Бугославский); против говорит и упоминание Б. и Г. в перечне святых в берестяной грамоте 906, к-рая стратиграфически приходится на 3-ю четв. XI в. ( Янин В. Л. , Зализняк А. А. Берестяные грамоты из раскопок 1999 г.//ВЯ. 2000. 2. С. 6). Наглядным свидетельством быстрого и повсеместного на Руси распространения церковного почитания Б. и Г. может служить внесение памяти 24 июля в месяцесловы; с кон. XI - нач. XII в. она встречается в них постоянно: в месяцеслове Мстиславова Евангелия (нач. XII в.), Юрьевского Евангелия (1119/28 г.), Добрилова Евангелия (1164 г.) и мн. др. Характерно, однако, что ее проникновение в южнослав. месяцесловы фиксируется не ранее 1-й трети XIII в. (серб. Евангелие - Vat. Slav. 4. Fol. 267: Турилов А. Две забытые даты болгарской церковно-политической истории IX в.//Palaeobulgarica=Старобългаристика. 1999. Т. 23. 1. С. 18. Примеч. 10), что может служить еще одним аргументом в пользу датировки общерус. канонизации Б. и Г. не ранее 1072 г. В древнерус. богослужебных книгах память 24 июля со 2-й пол. XII в. сопровождается знаком креста в круге, отмечавшим главные после двунадесятых церковные праздники. Др. памяти Б. и Г. сильно уступают ей по частотности упоминания. Память перенесения мощей в 1072 г., 20 мая, встречаясь в ряде Прологов XIV-XV вв. (в сохранившихся месяцесловах она отсутствует), затем сливается со значительно более распространенной памятью перенесения в 1115 г., 2 мая, к-рая фиксируется со 2-й пол.

http://pravenc.ru/text/БОРИС И ГЛЕБ.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010