директор лаврского музея П. Куринной и археолог В. Ляскоронский провели раскопки у алтаря и западной стены церкви Рождества Пресвятой Богородицы, обнаружив древнерусские строительные материалы, фрагменты фресок, металлического сплава, керамической и стеклянной посуды, лежащие на значительной глубине в положении на спине без гробов (и инвентаря) и ориентированные на запад человеческие скелеты (некоторые принадлежали людям молодого возраста), а также кости животных (последние были выявлены только у западной стены). В сер. ХХ в. храм был разобран.В 1976 г. археолог В. Харламов обнаружил, а в 1980 г. полностью раскрыл и исследовал фундамент древнерусской церкви. Почти квадратный план фундаментов с выступающей на восток апсидой, остатки 4 внутренних опорных столпов, наличие характерной для кон. XII в. малоформатной плинфы в качестве основного строительного материала, отсутствие внутренних ленточных фундаментов, остатки профилированных пилястр, малая ширина боковых нефов говорили о принадлежности здания к типу однокупольных церквей, характерных для русского зодчества рубежа XII-XIII вв. Небольшие размеры храма (10,4 х 9,6 м) подтверждали его скитский статус при Лавре. В нач. XXI в. на консервирующей фундаменты площадке силами монастыря установлен гранитный крест; в храмовый день (21 сент.) к нему совершается крестный ход (с молебном). Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Богослужения [ править править код ] Актуальное расписание богослужений Престольные праздники [ править править код ] Рождество Пресвятой Богородицы - 21 сентября Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель - 22 мая, 19 декабря Память прп. Феодосия Печерского 3 (16) мая, 14 (27) августа Местонахождение [ править править код ] Обитель расположена в урочище «Церковщина» (оно же «Гнилец», или «Гнилеччина», «Гадючий лог» или «Гадючий яр», «Хутор Вольный») на южной окраине Киева, в 12 км от Киево-Печерской Лавры. Урочище представляет собой извилистую впадину, входящую на 500 м по оси юго-восток – северо-запад в массив коренной возвышенности правого берега Днепра, открытую устьем в долину реки и удаленную на 6 км к западу от современного русла.

http://azbyka.ru/palomnik/Монастырь_Рожд...

[lxxiii] См.: Кондаков Н. П. Византийские церкви и памятники Константинополя. С.89. [lxxiv] О том, что «наши паломники» (в том числе, Антоний) были руководимы, «очевидно, греками-гидами» писал еще тот же Н. П. Кондаков (Там же. С. 98). После него о «рассказах греческих проводников» постоянно упоминал Хр. М. Лопарев (см.: ППС. Т. 17. Вып. 51 (3). Спб., 1899. С. XXV, XXXII и др.), который даже подчеркивал, что «Антоний во многих случаях руководился показаниями греческих проводников, заносил в свою книгу не только то, что он видел лично, но и то, о чем он только слышал». О «византийском гиде» Добрыни Ядрейковича, «несколько спрямившим историю» при рассказе о гробнице мучеников Карпа и Папила в константинопольском мартирии (он приписал его строительство Константину Великому, тогда как, «согласно господствовавшей легенде», тот был построен его матерью, императрицей Еленой по образцу храма Гроба Господня), пишет и современный византинист. См.: Иванов С. А. В поисках Константинополя. Путеводитель по византийскому Стамбулу и окрестностям. М., 2011. С. 392. [lxxv] Кондаков Н. П. Византийские церкви ... С. 97. [lxxvi] См.: Савваитов П. И. Путешествие Новгородского архиепископа Антония в Царьград в конце XII столетия. Спб., 1872. [lxxvii] Кондаков Н. П. Византийские церкви ...С. 99. [lxxviii] Там же. С. 122. Замечания и поправки Хр. М. Лопарева к топографии Константинополя у Антония Новгородского и ее интерпретации у Н. П. Кондакова см.: ППС. Т. 17. Вып. 51 (3). С. XXVIII-LXIV. [lxxix] Речь идет о византийском императоре Алексее III Ангеле (ок. 1153-1211). [lxxx] Имеется в виду патриарх Иоанн Каматир (1198-1206). [lxxxi] «В 1200 году Пасха праздновалась 9 апреля, - отмечает Хр. М. Лопарев, - 21 мая действительно приходилось на воскресенье (день недельный), тогда (7-е воскресенье по Пасхе) праздновался и собор 318 отцев Первого Вселенского собора» (см.: ППС. Т. 17. Вып. 51 (3). С. CXXVI). «Полный месяцеслов Востока» архиепископа Сергия (Спасского) (М., 1997. Т. II. С. 151-152; Т. III. С. 190-191) относит память Первого Вселенского (Никейского) собора 325 г., в котором участвовал император Константин и 318 епископов, среди которых были свт. Николай Чудотворец, свт. Спиридон Тримифунтский и др. святые отцы, не к 21, а к 29 мая, когда она и отмечается по сию пору. День памяти св. равноапостольного царя Константина и матери его Елены всегда отмечается 21 мая.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

48 . Макарий Колязинский, основатель Колязинского Троицкого монастыря, который находится в теперешнем уездном городе Тверской губернии Колязине, скончавшийся 17-го марта 1483-го года. В 1521-м году при копании фундамента для церкви были открыты его мощи, от которых начали твориться чудеса. Когда было донесено вел. кн. Василию Ивановичу и митр. Даниилу о совершавшихся от мощей чудесах, митрополит послал в Колязинский монастырь для расследования дела о них, т. е. для производства дознания об их достоверности, Чудовского архимандрита Иону и, получив от архимандрита донесение благоприятное, на созванном соборе установил местное ему (Макарию) празднование 1313 . 49 . Пафнутий Боровский, основатель Рождество-Богородицкого Боровского Пафнутиева монастыря, который находится в 3-х верстах от города Боровска Калужской губернии, скончавшийся 1-го мая 1477-го года. В 1531-м году митр. Даниил с собором епископов «благословил пети канон и житие (Пафнутиево) чести (в его монастыре)» 1314 . —93— 50 и 51 . Савватий и Зосима Соловецкие, из которых первый скончался 27-го сентября 1435-го года, а второй 17-го апреля 1478-го года. Празднование обоим установлено за то или другое время до 1540-го года, ибо в этом последнем году посвящен был их имени придел, устроенный при одной церкви в Новгороде 1315 . В месяцеслове одного церковного Устава, писанного в первой половине XVI века, кроме перечисленных нами святых, находим еще 17-ть святых, одним из которых, вероятно, праздновалось местно, и другие из которых, может быть, только пользовались местным и не местным почитанием 1316 . Эти святые по хронологическому порядку их жизни суть: 52–54. Князь Муромский Константин (Ярослав) Святославич, скончавшийся в 1129-м году, и его сыновья Михаил и Феодор, скончавшиеся неизвестно когда (память 21-го мая), 55 и 56 . Князь Муромский Петр, в монашестве Давид, и супруга его Феврония, в монашестве Евфросиния, скончавшиеся в 1228-м году (память обоих 25-го Июня), 57 и 58. Аврамий Смоленский, первый игумен Смоленского Богородицкого, Аврамиева по его имени, монастыря, живший в конце XII–haчaлe XIII века, и его ученик и жизнеописатель Ефрем Смоленский (память обоих 21-го августа),

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

234 Мелетий Сириг в каноне святым Киевским призывает в помощь иерархов Луку и Германа. Акафисты, К. 1674 г. 236 КалайдовичК.Ф. Памятники русской словесности XII века. М., 1821. «Телнога ради женскаго с Оркадьем молвих, се со игуменом, а творяшеся и епископа прошав и иных, а не подкладоша ни за что же». О другом предмете: «Прашах и сего: аж девица лезет на девицу... И Аркадий молвяше: то есть как содомский грех». 239 Стихирарь Новгород. Софийск. б-ки на л. 99 приписка: «коньцяшася книги эта мес. сентября в 13 день на канон Воздвиженья, от мес. июня при епископе Аркадии и при тиюне Тупочеле». После того одним и тем же почерком написаны стихиры и канон св. кн. Борису и Глебу и канон апостолам Петру и Павлу. Содержание стихи­раря см. в: ИОРЯС. Т. VI. Начальных 8 тетрадей его недостает. Но другой стихирарь того же XII века, принадлежащий ныне академии наук, сохранился во всей полноте (Записки Императорской Академии Наук. Кн. 2). 241 Святцы: «св. Аркадий епископ преставился в л. 6671 мес. сент. в 18 день». В минее Макария память св. Аркадия, епископа Новгород. – под 18 сент. В Отенских святцах 1718 г. прибавлено: «положен бысть в Мартириевой паперти: повествует о нем в письменных четьих минеях, в соборе в той день», т. е. читают в соборе 18 сент. житие его по Четьям-Минеям Макария. Словарь святых: «память его празднуется в соборе февр. 10 и окт. 4 обще с другими угодниками». 245 Собр. л. под 6696 и 6697; Известия императорского Русского археологического общества. В 10 т. СПб., 1859–1884. Т. II (далее – Известия Археологического обще­ства. – Ред.). 246 Собр. л. 3, 17–21. 216. 217. 5, 168.169. Ркп. святцы. «Святой Григорий архиепи­скоп, брат Иоаннов, преставился 6700 месяца в день». Соловьев П. Описание новгород­ского Софийского собора. Здесь в надписи на гробнице день преставления – 24 мая. 248 Собр. л. III, 23. 24. 52. 217. IV, 18. 94. Макарий (Миролюбов) , архим. Археологи­ческое описание церковных древностей в Новгороде Ч. 1. Только напрасно о. Макарий из того, что новгородцы считали свт. Кирилла защитником своим от татар, выводит заключение, будто монастырь после 1239 т. был вновь перестроен. Иначе точно та­кое же заключение надлежало бы составить и о храме св. Софии.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Сей месяцеслов отличается пространными эпитетами святым, напр. 9 сент. свв. и праведных Иоакима и Анны; любит прибавлять слово: великомученика, оно в нем есть у таких святых, у которых не встречается и в позднейших: 15 сент. св. великомуч. Никиты, 27 нояб. св. великомуч. Иакова перского, 13 дек. свв. великомучеников Евстратия и иже с ним, 15 июля свв. великомучеников Кирика и Иулиты и проч., 17 янв. преподобного и Богоносного отца нашего Антония великого , 30 нояб. св. апост. и первозванного Андрея, 20 июля св. и славного прор. Илии и т. под. Позднейшие святые, в нем находящиеся, из патриархов Иоанн милостивый ( 620), из пренодобных Стефан новый ( 767). Так как он имеет многие свободные дни в марте и апреле и святые в нем древни, то его можно отнести к древнейшим, но позднейшая рука сделала прибавления, особенно в отношении к эпитетам святых. Венский Находится сей месяцеслов при евангелии венской библиотеки, относимом к XII веку. Особенного почти не имеет. Показания из него извлечены Мартыновым 135 . Относится к фамилии константинопольских месяцесловов. Синодальный при Евангелии 1199 года Сие евангелие находится в моск. синод. библиотеке, под 278. Памяти в месяцеслове не на все дни, но с января весьма краток. Особенности: 21 сент. имеет одну память Богородицы в патриархии согласно с нан. 2., ноябр. 5 прор. Ионы вместо 22 сент., 27 ноябр. ап. Силы вместо 30 июля; 19 февр. св. муч. Никифора, св. Амфилохия иконийского марта 21 вместо 23 ноябр., пр. Илариона 6 мая, вероятно, вместо 6 июня, 845, ибо святые с одного числа месяца нередко переносились на тот же день другого месяца. Последние по времени памяти относятся к IX веку. Славянские месяцесловы XII века: Мстиславов Сей месяцеслов находится в евангелии, писанном для новгородского князя Мстислава, которое хранится в москов. архангельском соборе. Мстислав был князем новгородским до 1117 года, в котором его место занял сын его Всеволод. Евангелие писано для Благовещенской церкви, что на городище, основанной Мстиславом в 1103 году 136 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Корцире (ныне Корфу) (о пребывании св. Иасона на том острове будет сказано в статье о св. Сосипатре). По преданию Восточной церкви св. Иасон скончался мирно в глубокой старости (Четьи Минеи 28 апреля). Он пережил своего сотрудника св. Сосипатра. Из Летописи церковных событий архим. Арсения сказано: «Около 63 года по Рождестве Христовом св. апостолы из 70 Иасон, Сосипатр полагают начало церкви в Корцире, нынешнем Корфу, и древнейший по преданию храм христианский освящен ими на малом острове Видо (древняя Пития). Сосипатр, под копец своей жизни, возвратился в Иконию, а Иасон остался на месте и был первым епископом острова. Св. Иасон, согласно церк. преданию, причисляется к лику св. 70 апостолов. Память его в православной церкви 1 апреля (У Никодима в Синаксаре 29 апреля и в Месяцеслове Императора Василия – 27 апр.), а также 4 января в Соборе 70 апостолов. У католиков память св. Иасона 12 июня (Wetzer. Dictionnaire de la Bible, t. XII, 122 p.), a 29 апреля положена память 9-и мученикам, из разбойников, св. Иасоном обращенных в христианство. У Рангава ( Ελληνικα ч. 3-я стр. 662) сказано, что, «останки (мощи) св. апостолов Иасона и Сосипатра ежегодно в 10 день мая поставляют для лобзания христиан в их храме». В службе св. Иасона 28 апреля этот апостол более всего прославляется, как чудотворец: «рака, идеже лежит терпеливое и многострадальное тело твое, славне Иасоне, зари испущает всегда и тму болезней разоряет преблаженне.» (3 стих 9-й песни канона). «Исцеления точат священны твоя, мудре, мощи, Духа Святаго действием и благодатию» (3-й стих 3-й песни канона). Хотя 28 апреля положена память вместе Иасона и Сосипатра, но в службе на этот день ап. Сосипатр не упоминается. Святой апостол Сосипатр Касательно этого апостола, равно как и Иасона, возникает недоразумение. Один ли Сосипатр или Сосипатр был в числе спутников и учеников ап. Павла или два? В послании к Римлянам ап. Павел приветствует Римских христиан от лица Сосипатра, называемого как и Иасон сродником (XVI, 21) и в числе спутников ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Почитание святых апостолов Петра и Павла началось сразу же после их казни. Место их погребения было священно для первохристиан. В IV веке святым равноапостольным Константином Великим († 337; память 21 мая) были воздвигауты храмы в честь святых первоверховных апостолов в Риме и Константинополе. Совместное их празднование – 29 июня – было настолько распространено, что известный церковный писатель IV века святитель Амвросий, епископ Медиоланский († 397; память 7 декабря), писал: «...празднование им не может утаиться ни в одной части мира». Святитель Иоанн Златоуст в беседе на день памяти апостолов Петра и Павла говорил: «Что больше Петра! Что равно Павлу делом и словом! Они превзошли всю природу земную и небесную. Связанные телом, они сделались превосходнее ангелов... Петр есть предводитель апостолов, Павел – учитель вселенной и причастник горних сил. Петр – узда беззаконных иудеев, Павел – призыватель язычников; и усматривай высочайшую премудрость Господа, Который Петра избрал из рыбарей, Павла – из скинотворцев. Петр – начало православия, великий священнослужитель Церкви, необходимый советник христиан, сокровищница горних даров, избранный апостол Господа; Павел – великий проповедник истины, слава вселенной, парящий в высоте, духовная лира, орган Господень, бдительный кормчий Христовой Церкви». Празднуя в этот день память первоверховных апостолов, Православная Церковь прославляет духовную твердость святого Петра и разум святого Павла, воспевает в нйх образ обращения согрешающих и исправляющихся: в апостоле Петре – образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле – образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего. В Русской Церкви почитание апостолов Петра и Павла получило начало после Крещения Руси. По церковному преданию, святой равноапостольный князь Владимир († 1015; память 15 июля) привез из Корсуни икону святых апостолов Петра и Павла, которая впоследствии была преподнесена в дар Новгородскому Софийскому собору. В этом же соборе до сйх пор сохранились фрески XI века с изображением апостола Петра. В Киевском Софийском соборе настенные росписи, изображающие апостолов Петра и Павла, относятся к XI–XII векам. Первый монастырь в честь святых апостолов Петра и Павла был воздвйгнут в Новгороде на Синичей горе в 1185 году. Примерно в это же время началось стройтельство Петровского монастыря в Ростове. Петропавловский монастырь существовал в XIII веке в Брянске.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Слава, и ныне, глас 8: Иже на Херувимех ездяй/и певаемый от Серафим,/сшел еси с Небесе пророчески, Блаже,/и вселился еси во утробу Чистыя Богоотроковицы,/Юже Ангели воспеша тайно:/радуйся, радостная Дево,/необъятнаго яко Бога во чреве Твоем приемши паче слова,/от неверия в веру мир преводяща;/слава Тебе, Христе, едине Милостиве и Человеколюбче. Славословие великое. И отпуст. На Литургии служба вся Богородице. Владимирская икона Божией Матери Владимирская икона Божией Матери, по Церковному Преданию и вере наших славных предков, принадлежит к числу икон, написанных святым апостолом и евангелистом Лукой. В XII веке икона эта была принесена из Константинополя в Киев к великому князю Юрию Долгорукому. Вскоре она была перенесена благоверным князем Андреем Боголюбским на север, однако в дороге князь получил свыше откровение оставить святую икону во Владимире-на-Клязьме, отчего она и получила свое название – Владимирская. Промыслом Божиим святой образ, прославившийся многими чудесными исцелениями, а также заступничеством и помощью граду Владимиру и его жителям, был затем перенесен в Москву, которая нуждалась в особом покровительстве Божией Матери. Московские великие князья обрели в чудотворной иконе неусыпную и милосердную Заступницу Русской земли. Много раз этот святой образ спасал православных от поругания и гибели. В память об этих чудесных заступничествах Русская Церковь установила празднества в честь Владимирской иконы: 26 августа (в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году), 23 июня (в память спасения Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 году), 21 маяпамять спасения Москвы от нашествия Крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году). В 1521 году под предводительством казанского хана крымские, ногайские и казанские татары вторглись в русские пределы с такой стремительностью, что великий князь Московский Василий Иоаннович едва успел вывести свои войска на берег Оки, чтобы задержать врага. Победив русских воевод, татары предали огню все селения от Нижнего Новгорода до Москвы, уводили православных в плен, слабых и престарелых морили голодом, оскверняли Божий храмы. Оставляя смерть и ужас на своем пути, подошли они к Москве. Все предвещало недобрую участь городу и его жителям.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

12) Св. равноапостольных Благоверных царей Константина и Елены (21 мая). 13) Ферафонта (25 мая). 14) Преподобного Дионисия Глушицкого (1 июня). 15) Память препод. отца нашего Кирилла, основателя Белозерской обители, этот день особенно торжественно празднуется здесь в обители (9 июня). 16) Святого равноапостольного Благоверного князя Владимира (15 июля). 17) Препод. отца нашего Сергия Радонежского Чудотворца (25 сентября и 5 июля). 18) Усекновение Честной Главы Иоанна Предтечи (29 августа). XII. Крестные ходы По установлению церковному издревле совершаются здесь св. крестные ходы в означенные уставом нарочитые дни: 1) В день Преполовения Пятидесятницы 133 2) В 1-й день августа 134 3) В 6-й день января 135 4) В 9-й день июня в память преподобного и Богоносного отца нашего Кирилла совершается здесь ежегодно крестный ход с св. иконами и хорухвями вокруг всей ограды монастырской – вне монастыря. В нынешнем юбилейном 1897 году 500-летия основания обители в этот день особенно торжественно совершен был крестный ход вокруг монастыря в присутствии Высокопреосвященнейшего Феогноста, Архиепископа Новгородского и Старорусского, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Можайского, отца настоятеля Кирилло-Белозерского монастыря Никодима с братьями, со множеством сослужащего местного духовенства, сопровождаемого массой богомольцев. Молебствие продолжалось на «горе Ивановского» монастыря – на том самом месте, где была келья Преподобного и часовня, выстроенная им для молитвословия. И все это торжественное моление завершилось прочтением молитвы препод. Кириллу, и в главном Успенском храме уже закончилось обычным многолетием Государю Императору и всему Царствующему Дому, Святейшему Синоду, Синклиту и всем православным христианам. Молитва к преподобному Кириллу «О Богоблаженне и Преподобне отче наш Кирилле! добрый, иноком наставниче и общему житию совершителю! и ныне на небеси Святей Троице предстояй: молим убо тя, Преподобне отче наш, помяни свое стадо, еже собрал еси мудре, и соблюди своими молитвами Богодарованную ти паству, яко чадолюбивый отец. He презри и всех с верою приходящих к честному гробу твоему и чтущих пречестную и много радостную твою память; сохрани нас и соблюди от всех видимых и невидимых враг. Прииди посреде нас невидимо и всех нас моления Богови воссылаемые приими, и принеси сия ходатайственне всех Творцу и Избавителю, иже в Троице Святей поклоняемому Богу нашему, яко да согрешениям нашим оставление получим, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Ним же Отцу слава, со Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь» 136 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

255 см. Катанский А. История попыток к соединению Церквей греческой и латинской в первые четыре века по их разделении. Спб., 1868, с. 49. 256 Хрусталев Д. Г. Разыскания о Ефреме Переяславском. Спб., 2002, с. 237. 257 Хрусталев Д. Г. Учреждение на Руси праздника перенесения мощей Николая Мирликийского в Бари//Verbum. Вып. 3. Византийское богословие и традиции религиозно-философской мысли в России. Спб., 2001, с. 135. 258 Хрусталев Д. Г. Разыскания о Ефреме Переяславском. Спб., 2002, с. 254. 259 Красовский А. Установление в русской церкви праздника 9 мая в память перенесения мощей св. Николая в Бар.//Труды Киевской Духовной Академии. 1874, дек. с. 549. 260 Хрусталев Д. Г. Разыскания о Ефреме Переяславском. Спб., 2002, с. 240. 261 Точнее — никакую. «В летописях и памятниках Греко-восточной церкви и в частности Византии доселе не найдено известий о перенесении мощей святителя Николая из Мир Ликийских в город Бар» (Красовский А. Установление в русской церкви праздника 9 мая в память перенесения мощей св. Николая в Бар.//Труды Киевской Духовной Академии. 1874, дек. с. 524). 262 «Последователи Василида празднуют также и день крещения Христа Иисуса, проводя ночь накануне его за чтением. Они говорят, что крещение Господа последовало на 15-м году царствования Тиберия Цезаря в 15-й день месяца Туби. Иные же утверждают, что это случилось в 11-й день указанного месяца. Некоторые из тех, кто тщательно исследует малейшие подробности страданий нашего Господа, утверждают, что это случилось на 16-м году царствования Тиберия Цезаря, в 25-й день месяца Фаменофа; другие же — в 25-й день месяца Фармуфи; третьи утверждают, что это последовало в 19-й день месяца Фармуфи. Иные же из них говорят, что он родился 24-го или 25-го дня месяца Фармуфи» (Климент Александрийский. Строматы 1,21). 263 см. Успенский Н. Анафора//Богословские труды. Сб.13. М., 1975, с. 73. 264 См. Скабалланович М. Толковый Типикон. Вып. 1. Киев, 1910, сс. 299–301. 265 Болотов В. В. «Михайлов день», Эортологический этюд//Христианское чтение. Спб., 1892. Т. XI–XII, с.621. Речь у Болотова о том, что 29 августа, день усекновения главы Иоанна Предтечи соответствует первому тоут александрийского календаря, то есть первому дню нового года в Египте. Позднее эту дату копты все же перенесли на 2 число, чтобы не омрачать первый день Новолетия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=187...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010