Марка гробокопателя (29 дек.), пр. Николы Святоши, князя Черниговского (14 окт.), пр. чудотворца (8 янв.), пр. Онисима, почивающего в затворе, XII-XIII в., пр. Матея прозорливого, почивающего в затворе, (5 окт.), пр. чудотворца (15 мая), пр. трудолюбивого (21 авг.), пр. Нифонта, епископа Новгородского (8 апр.), пр. Силвестра (2 янв.), пр. Пимена постника (27 авг.), пр. молчаливого (21 июля), пр. (3 июля), пр. иконописца (17 авг.), пр. Сисоя, почивающего в затворе, ок. XIII в., пр. еофила почивающего в затворе, XII-XIII в., пр. Ареы, почивающего в затворе (24 окт.), пр. Спиридона просфорника (31 окт.), пр. Онисифора исповедника (9 нояб.), пр. Симона, епископа Суздальского (10 мая), пр. Никона, игумена Печерского (23 мар.), пр. еофана постника (11 окт.), пр. (19 янв.), преподобномуч. диакона (22 янв.), свв. дванадесяти мастеров зодчих церкви печерской, почивающих вкупе, пр. почивающего в затворе, XII-XIII в., пр. Ucaakiя, подвизавшегося в затворе (14 февр.), пр. Uлiu Муромца (19 дек.), св. муч. младенца, пр. Никона сухого (11 дек.), пр. Ефрема, епископа Переяславского (28 янв.), пр. Тита иеромонаха (27 февр.). Всех преподобных отцов, в пещере пр. Антония нетленными мощами почивающие числом 73, в том числе 9 в затворе. В сей пещере хранятся также мироточивые главы, числом 30. Тех свв. отцов, которые имеют нарочитую церковную службу числом 27, которым же показана общая служба, тех числом 33. Святой Иулиании деве также есть особая служба, а 12 зодчим Печерской церкви служба не показана. Святые показаны выше по порядку от входа в Ближние пещеры до выхода. Память их общая празднуется еще во вторую неделю Великого поста вместе с преподобными Дальних пещер (см. 28 авг.). Общий канон святым Ближних пещер написан в конце XVII в. Преставление преп. Илоозерского. Ученик преп. Корнилия Комельского (см. 19 мая), он по смерти своего наставника удалился на Илоозеро (в Новгор. губ.) и там на полуострове (в 15 вер. от Белозерска) основал обитель (ныне упраздненную). Скончался он схимником в 1541 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Епимаха (6 июля?). Дечанский Дечанский месяцеслов, южнославянский, находится при евангелии Дечанского монастыря, приобретенном Григоровичем. Евангелие по письму относят в XIII веку. И. И. Срезневским изданы календарные показания сего евангелия в «Древних слав. памятн. юсового письма», стр. 137. Особенностей почти нет, кроме следующих: св. Арсения31 янв. (есть в Еклогадионе 30 янв. пр. Арсения), 4 мая честного Креста, с небесе явльшегося, и 7 повторено (4 мая не хотел ли автор показать обретение вреста Еленою, которое в неап. и римск. календ. показано 3 мая). Память муч. Христофора показана 28 апр. согласно с Рабаном и Флором вместо 9 мая, в чем также можно видеть латин. влияние. Последний по времени святой в сем евангелии есть Савва архиеп. сербский 14 янв. (у нас 13), умерший в 1237 году и вскоре после кончины прославленный. Румянцевский 1270 г. Месяцеслов сей находится в евангелии Румянцевского москов. музея под Особенностей не имеет, кроме того, что 3 марта в нем память муч. Кодрата (неизвестного или того, который 4 марта). Зографский 2 О. архимандрит Антонин в своем сочинении: Заметки поклонника св. горы, говоря о рукописях Зографского афонского монастыря, продолжает: «замечательнее всех других книг мне показалась древняя на коже (in 12°) служебная минея на целый год мелкого письма. Она содержит в себе святцы всего года. Большею частию при святых есть положенные им тропари, а при некоторых и по нескольку стихир. При праздниках Господских и Богородичных и великих святых положена и вся служба (стр. 330)». Автор заметок поместил в них из сего месяцеслова более оригинальные памяти, которые и взошли в первое издание нашей книги. Этот же месяцеслов списал вполне и передал И. И. Срезневскому о. архимандрит Леонид. И. Срезневский издал его в 1876 году в Сведениях и заметках о малоизвестных и неизвестных памятниках Здесь эта рукопись называется трефолоем и относится к XIII веку. Месяцеслов сей книги действительно замечателен: 1) по полноте памятей; 2) по особенностям: есть в нем не мало памятей неизвестных, а известные памяти нередко помещаются под другими днями сравнительно с общепринятыми месяцесловами; 3) по сродству в отношении к некоторым памятям с западными мартирологами, которое менее значительно, чем в Охридском XII века, но несомненно; например, 3 мая обретение честного креста, 31 Петрониллы, дочери Петра апостола, 19 июня Гервасия, 21 июля пророка Даниила.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Типографские В синод. типографии два евангелия относятся к XII веку, 54 и 60 139 . Более замечателен 54 и особенно тем, что 31 июля имеет память Иоанна экзарха; по мнению Невоструева, это известный пресвитер болгарский, переводчик Шестоднева и Богословия Дамаскина, живший при царе Симеоне (892 – 896) и состоявший духовным чиновником (экзархом), вероятно, при самом архиепископе болгарском 140 . Из восточных святых в месяцеслове сего евангелия последняя по времени память Павла нового, патриарха константинопольского, 784. Юрьевский Месяцеслов при юрьевском евангелии, написанном в начале XII в. – до 1128 года, ничего особенного, чтобы не находилось в древнейших его месяцесловах, не представляет. Содержит мало святых, т. е. не на многие дни года. Последняя память – Убруса 16 авг. (944 г.), из славянских есть одна память – убиение Бориса и Глеба 24 мая (1015 г.). Мирославов В Хиландарском монастыре, на Афоне, находится так называемое мирославово евангелие. По приписке к нему видно, что оно украшено заглавными, златыми буквами для великославного князя Мирослава, сына Завидина. Мирослав, сын Завидин, племянник сербского жупана Стефана Неемани, был князем захолмским между 1190–1199 годами. Месяцеслов из сего евангелия издан архим. Антонином 141 . Он имеет памяти не на все дни года, в нем всех дней с памятями святых 138, притом с 7 по 18 января в рукописи пропуск. В нем заметно сходство со славянскими месяцесловами XI века, 23 сент. в нем также новое лето, 30 янв. Обретение мощей св. Климента, 14 февр. Кирилла философа, апр. 6 Мефодия, 15 июня Вита, Модеста и Крискентии. Память этих сицилийских святых, находящихся во многих, древних памятниках славянских, не встречается в греческих восточных рукописях, ни даже в полном, стишном прологе, но они находятся в латинствующих греч. месяцесловах: неаполитанском, синайском 1, капуанском. В сем месяцеслове 14 июня пророков Илии и Елиссея и 20 июля тоже – это есть и в других южно-славянских месяцесловах. Декаб. 21 внесения святые Богородицы, служба 6 сент., тоже показание и указание на 6 сент.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

6) В 438 г., по единодушному желанно Константинопольских христиан и по совету Патриарха Цареградского Прокла, Император Феодосий Младший соизволил на перенесение мощей св. Иоанна Златоуста из Коман – место заточения и кончины святителя – в Константинополь, на его святительский престол. Память 27-го Января. (Минея-Четия). 7) В 845 г. перенесены были мощи преподобного Феодора, игумена Студийского, из Херсониса Акритова в Царьград и положены были в одном месте с мощами св. Платона, дяди его, и св. Иосифа, Епископа Солунского, брата его. Память 26-го Января. (Месяцослов Вершинского). 8) В 846 г., по совету Патриарха Мефодия, благочестивая Царица Феодора повелела перенести мощи св. Никифора, Патриарха Цареградского, из Проконнеса, куда заточен он был Императором Львом Армянином за иконопочитание, в Константинополь. Память 13-го Марта. (Минея-Четия). 9) По изволению Греческого Императора Льва Философа (886–911 г.), перенесены были с острова Кипра в Царьград мощи св. Праведного Лазаря. Память 17-го Октября. (Пролог). 10) По воле Болеслава, князя Чешского, в 932 г. (по другим, в 935 г.) перенесено было нетленное тело убиенного брата его, Князя Вячеслава, из города Болеславля в Прагу и положено в церкви св. Вита. Память 4-го Марта. (Пролог). 11) В 944 г. перенесен был из Едеса в Царьград Нерукотворенный Образ Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Празднование в 16 д. Августа. (Минея-Четия). 12) В 1087 г., по особенному откровению Божию перенесены были мощи Святителя и Чудотворца Николая из Мир-Ликийских в Бар, Апулийский город в. Италии. Память 9-го Мая. (Минея-Четия). 13) В 1206 г., перенесены были из Мглина (в Болгарии) в г. Тернов мощи св. Илариона, Епископа Мглинского; а в недавнее время (около 1860 г.) они тайно перенесены из Тернова в Константинополь. Память первого перенесения совершается церковию в 21-й д. Октября. (Пролог. – Святые Южных Славян, соч. Филарета, Архиеп. Черниговского, Отд. II, стр. 162–3, Чернигов, 1865 г.). II. В Церкви Российской: 14) В конце XII в., перенесены были русскими иноками из Иерусалима в Киев нетленные мощи Преподобной Евфросинии, Княжны Полоцкой.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

6) В 438 г., по единодушному желанно Константинопольских христиан и по совету Патриарха Цареградского Прокла, Император Феодосий Младший соизволил на перенесение мощей св. Иоанна Златоуста из Коман – место заточения и кончины святителя – в Константинополь, на его святительский престол. Память 27-го января. (Минея-Четья). 7) В 845 г. перенесены были мощи преподобного Феодора, игумена Студийского, из Херсониса Акритова в Царьград и положены были в одном месте с мощами св. Платона, дяди его, и св. Иосифа, Епископа Солунского, брата его. Память 26-го января. (Месяцеслов Вершинского). 8) В 846 г., по совету Патриарха Мефодия, благочестивая Царица Феодора повелела перенести мощи св. Никифора, Патриарха Цареградского, из Проконнеса, куда заточен —618— 1872 г. он был Императором Львом Армянином за иконопочитание, в Константинополь. Память 13-го марта. (Минея-Четья). 9) По изволению Греческого Императора Льва Философа (886–911 г.), перенесены были с острова Кипра в Царьград мощи св. Праведного Лазаря. Память 17-го октября. (Пролог). 10) По воле Болеслава, князя Чешского, в 932 г. (по другим, в 935 г.) перенесено было нетленное тело убиенного брата его, Князя Вячеслава, из города Болеславля в Прагу и положено в церкви св. Вита. Память 4-го марта. (Пролог). 11) В 944 г. перенесен был из Едеса в Царьград Нерукотворенный Образ Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Празднование в 16 д. августа. (Минея-Четья). 12) В 1087 г., по особенному откровению Божию перенесены были мощи Святителя и Чудотворца Николая из Мир-Ликийских в Бар, Апулийский город в. Италии. Память 9-го мая. (Минея-Четья). 13) В 1206 г., перенесены были из Мглина (в Болгарии) в г. Тернов мощи св. Илариона, Епископа Мглинского; а в недавнее время (около 1860 г.) они тайно перенесены из Тернова в Константинополь. Память первого перенесения совершается церковью в 21-й д. октября. (Пролог. – Святые Южных Славян, соч. Филарета, Архиеп. Черниговского, Отд. II, стр. 162–3, Чернигов, 1865 г.). II. В Церкви Российской: 14) В конце XII в., перенесены были русскими иноками из Иерусалима в Киев нетленные мощи Преподобной Евфросинии, Княжны Полоцкой.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Б., служба имеет ряд праздничных черт: на вечерне кафизма не стихословится, совершается вход , читаются 3 паремии (1 Ин 3. 21 - 4. 6; 4. 11-16; 4. 20 - 5. 5), отпустительный тропарь тот же, что и в более ранних редакциях; на утрене вместо обычных кафизм поются 3 антифона; Пс 18, 95 и полиелей (Пс 135), степенны , прокимен Пс 88. 8, читается Евангелие Ин 19. 25-27; 21. 24-25, поется канон Богородицы (на 4) и апостола (на 8), великое славословие ; на литургии служба та же, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе; на 27 сент. назначается попразднство памяти И. Б. (Ibid. P. 33) - в этот день соединяются последования И. Б. и мч. Каллистрата; 8 мая (Ibid. P. 150-151) последование И. Б. соединяется со службой Октоиха и прп. Арсения; праздничные особенности те же, что и 26 сент., на литургии чтения те же, что и 8 мая в Студийско-Алексиевском Типиконе. Указания Георгия Мтацминдели Типикона XI в. ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 235-236) 26 сент. совпадают с указаниями Мессинского Типикона; на 27 сент. также назначается попразднство памяти И. Б.; 8 мая (Там же. С. 262) устав службы неск. отличается от содержащегося в Мессинском Типиконе: поется последование только И. Б. (служба прп. Арсения опускается), на вечерне назначается 1-й антифон 1-й кафизмы, на утрене поется величание И. Б., прокимен Пс 44. 2, читается Евангелие Ин 21. 15-25, поется воскресный канон текущего гласа и канон апостола. В различных редакциях Иерусалимского устава память И. Б. также празднуется 26 сент. и 8 мая. Согласно одной из ранних сохранившихся редакций Иерусалимского устава - Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв. ( Lossky. Typicon. P. 172-173), 26 сент. совершается праздничная служба И. Б.: на вечерне назначается вход, читаются паремии, отпустительный тропарь тот же, что и в Типиконах студийской традиции; о стихословии на утрене рядовых кафизм или о пении антифонов, чтении Евангелия не сказано; поются каноны Октоиха и И. Б., упоминается кондак И. Б., в завершение утрени поется великое славословие; на литургии прокимен Пс 18.

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

Заглавие связнописанием: Начаток книгам, глаголемым Стихерареви, сочиненому от года до года, еже есть от сентября месяца до августа, сл. Богом починаем, Кирие евлогисон патерь; творение Феодора Студийскаго. С л. 135 стихиры и светилны евангельские творение Леона цара, (первая под крюками.) Из русских Святых стихиры положены под 2 мая и 24 июля свв. муч. Борису и Глебу, под 3 мая препод. Феодосию киево-печерскому. Спасительное имя Иисус встречается так: л. 81. Устретение Господа нашего Ииис Хса, – л. 143. и образа самого Иисуса. Приписи, – внизу первого листа: Многогрешный раб Божий Епифан недостойный... (еще несколько слов, кои трудно разобрать,); под 6 ноября, на 40 листе: Мес. сентября, в 21 день, в пяток, на память ап. Кондрата, по литургии почата бысть... (след. строк прочесть нельзя); под 20 ноября на л. 48: В лето 6811 (1303), мес. семт. 26, на память Иоана Феолога, в среду по вечерни почата бысть, кажется, писати; под 12 мая, на память св. Епифания кипрского , на л. 98: Господине св. Епифаний кипрский, съимениче мой, елеисон ми. След. писец был Епифаний. 23. (2011). Кондакарь крюковый, устав., исх. XII века, в четверть, 115 листов, заглавная заставка с красками слиняла. По своей древности и особенному начертанию крюков рукопись сия самая достопримечательная; к сожалению, многих листов недостает в ней, именно нескольких после 23 и 31, и по одному после 7, 30, 32, 37, 39, 56. На обор. первого порожнего листа (полустертое) изображение пресв. Богородицы, исцеляющей отсеченную руку Иоанна Дамаскина . Заглавие: Кондакарь с Богом починаем. Содержит: л. 2. Дневные кондаки на весь год, начиная с сентября. Из русских Святых помещен под 24 июля (л. 43) свв. Борису и Глебу, читается так: Всия дъньсь преславная память ваю мученика Христова Романе и Давыде, созывающа нас к похвалению Христа Бога нашего, тем притекающе к раце мощей ваю, исцеления дары приемлем, вы божественая врача еста. В заглавии 1-го августа упомянут праздник (л. 47) Спаса Всемилостиваго, установленный по случаю победы, одержанной 1164 года. (Снимки сих страниц см. в Чтен. Общ. истории и древностей 1846 г. Августа 16 Образа Господня нерукотворенаго вм. кондака написан седален, какой печатается в службе по 3-й песни.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Определили: Ведомости записать в протокол настоящего собрания для напечатания в академическом журнале. IV. Письмо г. Постоянного Члена Муромского уездного отделения Владимирского Епархиального Училищного Совета Владимира Семеновича Счастливцева от 8 декабря: «Коллежский Советник дворянин Владимир Семенов. Счастливцев. В память 52-летней учебно-воспитательной деятельности своей в духовно-учебных заведениях Владимирской епархии, – в том числе в память 21-летняго нелегкого служения его помощником инспектора Духовной Семинарии, и в благодарную память за назначение его, Счастливцева, в конце сентября 1863 года Московским Академическим Окружным Правлением во инспектора —331— Суздальского духовного училища, от себя навсегда всей корпорации Московской Духовной Академии закладной с выигрышами 5% лист государственного Дворянского земельного Банка с купоном на 1-е мая 1907 года при всех 14 купонах на листе (с 35 по 48). Серии 07338 35. Служил он, Счастливцев, с 14 сентября 1849 года в штатных должностях классов XII, X, IX и VIII. Коллежским Советником состоит он при старшинстве с 1870 года, а потомственным дворянином с 27 июня 1900 года. Владимир Счастливцев, из студентов духовной Семинарии, Кавалер первых по порядку пяти Императорских и царских орденов Российской империи при 3-х медалях: одной бронзовой в память войны 1853–1856 годов и двух серебряных в память Государей Императоров Александра III и Николая I. Сверх упомянутого он, Счастливцев, имеет Императорский золотой знак отличия 40-летней беспорочной службы». Определили: 1) Выразить г. Коллежскому Советнику Владимиру Семеновичу Счастливцеву от имени Совета Академии и всей академической корпорации глубокую благодарность за его дар, являющийся выражением добрых чувств и признательности жертвователя к Московской Духовной Академии, некогда по достоинству оценившей его педагогические способности и предоставившей ему более широкое поприще деятельности. – 2) Приложенный к письму закладной с выигрышами 5% лист Государственного Дворянского Земельного Банка за 7338 / 35 во 100 рублей (по номинальной стоимости), с купоном на срок 1 мая 1907 года, передать в Правление Академии для присоединения к неприкосновенному «эмеритальному капиталу для наставников Академии», заключающемуся ныне в девяти 5% билетах 2-го внутреннего с выигрышами займа.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Почитание рус. князей-мучеников (наряду с почитанием прп. Феодосия Печерского , св. кнг. Ольги и рус. праздником перенесения мощей свт. Николая , архиеп. Мирликийского) получило широкое распространение в южнослав. странах (в первую очередь в Сербии) в XIII - 1-й пол. XIV в. Предпосылкой этого явилось оживление русско-южнослав. церковно-культурных связей (в основном через посредство Афона и К-поля) в посл. четв. XII в., после освобождения Болгарского и Сербского гос-в от визант. владычества. Июльская память Б. и Г. представляет довольно обычное явление в месяцесловах серб. Апостолов и Евангелий до сер. XIV в. (старший пример - Евангелие апракос 1-й пол. XIII в.: Vat. Slav. 5), неск. реже ее содержат болг. рукописи (старший пример - Тырновское Евангелие 1273 г.: Загреб. Архив ХАЗУ. IIIa 30); уникальным примером (в болг. Апостоле 2-й пол. XIII в.: София. НБКМ. 882) представлена память перенесения мощей 2 мая. Агиографические тексты, посвященные Б. и Г., отличаются в средневек. южнослав. традиции значительным разнообразием. Южнослав. списки нестишного Пролога XIII-XIV вв. могут содержать одну из 2 редакций сказания об убиении мучеников (краткую (под 24 июня!) - ГИМ (Увар. 70-1о. Л. 331 об.- 332 (серб. рукопись кон. XIII в.) или более пространную (под 24 июля), созданную на основе рус. проложного жития и известную в целом ряде списков), сказание об убиении Г. под 5 сент. и память перенесения мощей (2 мая), без текста либо сопровождаемую разными вариантами краткого сказания ( Павлова Р. Сведения о Борисе и Глебе в южнослав. письменности XIII-XIV вв.//Palaeobulgarica. 1988. 4. С. 26-40; она же. Жития рус. святых в южнослав. рукописях XIII-XIV вв.//Славянска филология. София, 1993. Т. 21. С. 94-95). В серб. Кондакаре нач. XIV в. (в составе пергаменного сборника, переписанного мон. Равулой - ГИМ. Хлуд. 189) помещены кондак и икос на июльскую память Б. и Г. Сокращенная по сравнению с рус. списками служба на июльскую память Б. и Г. (скомбинированная со службой мц. Христине) содержится в ряде серб. служебных Миней кон. XIII - 1-й пол. XIV в. (ГИМ. Хлуд. 156, 160; Сербия. б-ка мон-ря Высокие Дечаны. 32 - «Оливерова Минея»). Довольно часто Б. и Г. именуются в южнослав. рукописях (в памятях и заголовках текстов) «царями русскими» (или «рушькими»). Случаи посвящения им храмов в Болгарии и Сербии в ср. века неизвестны.

http://pravenc.ru/text/БОРИС И ГЛЕБ.html

– частица мощей св. равноапостальной Марии Магдалины (память 22 июля и в Неделю св. Жен-Мироносиц); часть мощей ее есть также в Ватиканском соборе; – часть вериг св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова (память 26 сентября и 8 мая), связанный которыми он был приведен из Ефеса в Рим при Домициане; – чаша, из которой по повелению императора Домициана тот же апостол должен был испить предложенный ему яд, не причинивший ему никакого вреда; – часть одежды того же апостола; – частица мощей преподобной Марии Египетской (память 1 апреля и в Неделю пятую Великого поста); еще частица мощей ее имеется в Ватиканском соборе; – честная рука св. равноапостольной царицы Елены (память 21 мая, вместе с памятью св. царя Константина), мощи которой почивают в церкви Божией Матери «Жертвенник Небесный» (Chiesa di Santa Maria in Ara Coeli, см. 35); – часть одежды св. мученицы Кикилии (Цецилии; память 22 ноября), мощи которой почивают в церкви ее имени за Тибром (Chiesa di Santa Cecilia in Trastevere). Любители искусства могут еще зайти в богато убранный придел Корсини (Capella Corsini), называемый так по фамилии соорудившего его в 1734 г. папы Климента XII и находящийся на левой стороне собора, близ главного входа. Из придела, налево от престола, ведет особая лестница в подземелье, служащее семейной усыпальницей семьи Корсини. Здесь находится весьма художественное мраморное изваяние Пьеты, т.е. группы, изображающей Господа, снятого со креста и простертого на коленях плачущей Богоматери. Содержание этой сцены заимствовано из древнего церковного предания, выраженного, например, во втором тропаре 5-й песни «Канона о распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы»: «Приимши Его с плачем Мати неискусомужная, положи на колену, молящи Его со слезами, и облобызаюши, горце же рыдающи и восклицающи». По обозрении Латеранского собора и его святынь, богомолец может выйти из собора северными боковыми дверями на Латеранскую площадь и зайти в крещальню (Battistero), примыкающую к собору с северо-западного угла, а затем в церковь «Святая Святых» (Capella Sancta Sanctorum), стоящую против северо-восточного угла Латеранского собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010