Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Невский: чего не разглядели в нем близорукие историки, а простой народ увидел 2 мин., 06.12.2014 «Века были так себе, средние…» — этот афоризм Эмиля Кроткого прекрасно подходит для описания русского средневековья. XIII век для русской земли был веком предательства — единство Руси ушло в прошлое, и уже стало казаться — управление государством наладить невозможно. Из общих ценностей у русских людей осталась только Православная Церковь… А в это время сильный Рим утверждал свою власть над обломками европейских держав. В 1204 году католики-крестоносцы «на всякий случай» разграбили православный Константинополь, а на севере продолжалась латинская христианизация Прибалтики с явным прицелом на русские княжества. К тому же монголы к середине XIII века подчинили себе многие княжества Руси, так что чужая власть уже как бы вошла в привычку… Но был человек, который никак не мог с этим мириться. Святой благоверный князь Александр Невский, память которого мы празднуем 6 декабря, с семнадцати лет был у власти. Все дела — и ратные, и политические — он привык вести с постоянной оглядкой на Небеса, говоря: «Не в силе Бог, а в правде». При этом политиками-современниками Александр был нелюбим за явное неприятие Запада и поиск поддержки для Руси на Востоке, а у близоруких историков вообще прослыл политиканом, неразборчивым в средствах, склонившим свою голову и отдавшим княжескую честь «поганым». Не обманулся лишь простой народ: для него Александр Невский — «солнце земли Русской». Именно так: «Закатилось солнце» — сказал митрополит Кирилл в 1263 году на погребении святого князя во Владимире, а люди в ответ воскликнули: «Уже погибаем!». Александр Невский явно был человеком шире своего времени. Тогда модно было предавать — а он был верным и Богу, и Руси. Для поддержки Русской земли святой князь четырежды отправлялся в самое сердце Монгольской империи, в степной Каракорум, отстоявший от Владимира на 7500 верст — это как минимум полтора кругосветных путешествия. Понадобилось еще столетие для свержения татаро-монгольского ига, но пример святого Александра все же воспитал новое поколение людей, готовых жертвовать собой ради Руси, а не приносить других в жертву ради собственного благоденствия.

http://foma.ru/proryiv-iz-srednevekovya....

В день светлого Рождества мы собрали лучшие фильмы, беседы и мультфильмы для семейного просмотра Мы составили список фильмов и мультфильмов о Рождестве Христовом, которые можно смотреть всей семьей! Редакция портала «Правмир» составила список фильмов про Рождество  и рождественских мультфильмов, которые можно смотреть всей семьей. Рождество Христово: рождественские фильмы и мультфильмы Список лучших фильмов и мультфильмов про Рождество Христово В день светлого Рождества мы собрали лучшие фильмы, беседы и мультфильмы про Рождество для семейного просмотра. Эти прекрасные фильмы про Рождество вы можете включить в свой список любимых фильмов и пересматривать всей семьей. Фильм 1 канала ТВ о Рождестве Христовом К Рождеству 2011 года 1 канал выпустил новый фильм цикла о православии, который был показан в Сочельник. В съемках принимал участие постоянный автор Правмира протоиерей Алексий Уминский. Мультфильм про Рождество: «Рождество» М. Алдашина Мультфильм «Рождество» режиссера и художника Михаила Алдашина прекрасно передает атмосферу праздника и Рождественского чуда. Мультфильм понравится и детям и их родителям. Фильм «Рождество» Украинской Православной Церкви Премьерный показ фильма «Рождество», выпущенного Синодальным информационно-просветительским отделом Украинской Православной Церкви, состоялся на Первом Национальном канале Украины. Теперь его можно посмотреть и на Правмире. «Рождество» Игоря Калядина и Александра Смирнова Из цикла “Лето Господне”. Режиссер: Игорь Калядин, Александр Смирнов Телекомпания “Неофит ТВ” Московского Данилова монастыря по заказу ГТРК “Культура”. Беседа с епископом Василием (Родзянко) «Слово на Рождество Христово» 22 мая 2015 года исполнилось 100 лет со дня рождения епископа Василия (Родзянко). Одна из прекрасных бесед с Владыкой — о Рождестве. Антология русской поэзии Круг лета Господня — «Рождество» — инсталляция из серии по Златым вратам суздальского Богородице-Рождественского собора, XIII век. Композитор Антон Висков Ангели певают Песня на стихи святителя Николая Сербского, исполнение которой трогает душу. Рождественская Песнь

http://pravmir.ru/videofilmy-o-rozhdestv...

В Третьяковской галерее открылась выставка шедевров из пинакотеки Ватикана 25 ноября, 2016. Новостная служба Никогда ранее Музеи Ватикана не вывозили столь значительное число выдающихся произведений 25 ноября. ПРАВМИР. В Государственной Третьяковской галерее открывается выставка живописных полотен из пинакотеки Ватикана Roma Aeterna, которые впервые приехали в Россию. Музеи Ватикана привезли в Россию лучшую часть своей коллекции — 42 живописных произведения XII-XVIII веков. Это работы Джованни Беллини, Мелоццо да Форли, Перуджино, Рафаэля, Караваджо, Гвидо Рени, Гверчино, Никола Пуссена. «Никогда ранее Музеи Ватикана не вывозили за свои пределы одновременно столь значительное число выдающихся произведений из постоянной экспозиции, так что выставка станет событием не только для России и Европы, но и для всего мира», — говорила ранее гендиректор музея Зельфира Трегулова. Джованни Беллини. Оплакивание Христа с Иосифом Аримафейским, Никодимом и Марией Магдалиной. Около 1471-1474 Дерево, масло. 107×84 см. Музеи Ватикана. Фото: Музеи Ватикана Выставку открывает образ «Христос Благословляющий» XII века, который ранее никогда не экспонировался на временных выставках и не покидал пределы Ватикана. Следующей по хронологии идет работа Маргаритоне д’Ареццо «Святой Франциск Ассизский» XIII века. Затем посетители смогут увидеть «Иисус перед Пилатом» Пьетро Лоренцетти, пределлы, рассказывающие истории из жития Николая Чудотворца. Отдельно экспонируются фрески с изображением ангелов работы Мелоццо да Форли. Росписи этого художника были сняты с купола апсиды во время перестройки церкви Санти Апостоли в Риме. К расцвету Возрождения относятся две картины: «Чудеса святого Винченцо Феррера» Эрколе де Роберти, одна из наиболее интересных работ крупнейшего мастера феррарской школы, и «Оплакивание» венецианца Джованни Беллини. Работы обоих в России отсутствуют. Высокий Ренессанс, то есть XVI век, представлен шедеврами Перуджино, Рафаэля, Корреджо и Паоло Веронезе. Наибольшего могущества папский Рим достиг в XVII веке, в эпоху барокко, и папские собрания представляют живопись именно этого столетия наиболее полно и блестяще. Шедевр этого времени на выставке — «Положение во гроб» Караваджо. Алтарный образ Никола Пуссена «Мученичество святого Эразма», самое большое произведение художника, написан специально для собора Святого Петра. Эта работа была одной из самых знаменитых картин собора и вызывала восхищение многих русских художников, живших в Риме. Гвидо Рени. Святой Матфей и ангел. Около 1620

http://pravmir.ru/v-tretyakovskoy-galere...

Заборовка. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенская церковь Карта и ближайшие объекты Каменная, без колокольни. Построена в 1908 г. кн. Ширинским-Шихматовым вместо старой 1721 года. http://korolev.msk.ru/ В 1782 г. село называлось Слободка и принадлежало Елизавете Фёдоровне Заборовской. В 18 - начале 19 века Заборовка принадлежала калужским дворянам Ширинским-Шихматовым. В начале 20 века в селе находилось две церкви. Первая, деревянная, была построена в 1721 г. во имя Благовещенья Пресвятой Богородицы, а в 1834 г. обновлена. До наших дней не сохранилась. Осталась вторая, каменная церковь, тоже Благовещения Пресвятой Богородицы, построенная в 1911 г. архитектором М.Т. Преображенским в стилизованных формах древнего новгородско-псковского зодчества. Храм одноглавый, без колокольни, с огромным барабаном. Габариты: длина - 16,6 м, ширина - 15 м. Сейчас храм закрыт, никак не используется. Калужская энциклопедия Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в с. Заборовка (Заборовская слобода) была построена в 1911 году архитектором Преображенским. Каменная постройка выдержана в стилизованных формах псовско-новгородского зодчества. Строилась рядом с одноименной деревянной церковью, которая возникла в 1721 году, затем еще через век обновлена, но до наших дней так и не сохранилась. Церковь завершалась световым барабаном с поребриком, массивной луковичной главой. Боковые помещения расположены под дугообразными кровлями. В средине 18 века село Заборовка принадлежало Елизавете Заборовской – отсюда его название. Но в 19 в. его хозяевами стали калужские дворяне – Ширинские-Шихматовы. Церковь была закрыта в средине 20-го века, никак не использовалась. Сегодня ее состояние очень тяжелое. Разрушается. Благовещенская церковь (1911 г.) - один из замечательных образцов ретроспективизма. Храм расположен на северо-западной оконечности села, практически на бровке правого борта долины реки Выссы. Постройка замечательно вписана в ландшафт. Живописные виды на храм открываются как с дороги с противоположного берега реки, так и с близкого расстояния. Крестово-купольная композиция, тяжеловесная глава, мощный барабан, декорированный в верхней части аркатурно-фризовым поясом являются безусловными реминисценциями Новгородской архитектуры XIII-XV вв. «Былинность» коренастого силуэта храма усилена редко встречающимся в архитектуре жестяным чешуйчатым покрытием главы храма, уподобленного богатырской кольчужной бармице. Подобный вариант кровли можно трактовать как элемент национального модерна. Бреши в покрытии главы облюбовали для строительства гнезд аисты. В подклете храма сохранились остатки системы отопления - разветвленные воздуховоды, сложенные из плинфы.

http://sobory.ru/article/?object=01467

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Книговедение «КИРИЛЛОВА КНИГА» («Книга иже во святых отца нашего Кирилла, архиепископа Иеросалимского, на осьмый век». М., Печатный двор, 1644), полемический сборник, изданный по указу царя Михаила Феодоровича ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» выходили с 1 июля 1867 по 1917 г.; с июля 1917 г. издавались под названием «Голос православной Бессарабской Церкви» КРАЙКОВ Яков, болг. первопечатник, книгоиздатель кирилловского шрифта и книготорговец, работавший в Венеции в 60-70-х гг. XVI в. «КРУГ ВЕЛИКИЙ МИРОТВОРНЫЙ» («Великий миротворный круг»), древнерусский календарно-хронологический сб. энциклопедического характера МАКАРИЙ (кон. XV - нач. XVI в.), черногорский печатник, руководитель 1-й южнославянской кириллической типографии МАМОНИЧИ семья книгоиздателей, внесших значительный вклад в развитие кириллического книгопечатания в Литовском великом княжестве МАРИИНСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ Евангелие-тетр служебного типа, написанное глаголицей в нач. XI в. (в болг. и македон. лит-ре его принято датировать рубежом X и XI вв.), памятник старославянского языка «МАТИЦА ЗЛАТАЯ» («Златая матица»), древнерус. сборник неустойчивого состава преимущественно календарной структуры МЕДОВАРЦЕВ Михаил Яковлевич (2-я пол. XV в. - после 1532 г.), рус. книгописец, каллиграф, оформитель рукописных книг МИХАНОВИЧА АПОСТОЛ отрывки глаголического списка краткого апракоса, один из древнейших глаголического списка краткого апракоса, один из древнейших глаголических и южнославянских кодексов (XII в.) МИХАНОВИЧА ГОМИЛИАРИЙ (Арх. Хазу. III.c.19), кириллический пергаменный торжественник триодный и минейный на март-авг. (кон. XIII - нач. XIV в.) МЛКЕ ЕВАНГЕЛИЕ (Евангелие царицы Млке), иллюстрированная арм. рукопись Четвероевангелия; названа по имени жены царя Васпуракана Гагика I Арцруни (904 - между 936/937 и 943/944); создана в 862 г. и является древнейшей точно датированной арм. рукописью; редкий и художественно значимый памятник христ. искусства

http://pravenc.ru/rubrics/1865122_5.html

Нижний Монастер. Тирский Богородицко-Рождественский мужской монастырь. Тирский монастырь, монастырь Тири /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты Тирский Богородице-Рождественский мужской монастырь без преувеличения можно назвать одной из самых значимых святынь Южной Осетии. Эта древняя обитель видела расцвет христианства, образование Аланской митрополии и ее падение. Стены обители видели орды монголо-татар, Тамерлана и прочих завоевателей огнем и мечом насаждавших ислам. Сейчас древняя обитель восстанавливается. 1 сентября (по старому стилю) 2008 года в монастыре поселился монах Серапион. 4-го января, впервые после длительного перерыва в богослужении, была возобновлена литургическая жизнь монастыря. Сейчас в обители каждое воскресение и по большим церковным праздникам служится Божественная Литургия, по субботам проводится крещение. Тирский монастырь - одно из немногих пока мест в Южной Осетии, где проводятся регулярные богослужения. Начало развития монастыря приходится на XII - XIII век, этот период отмечен рассветом Аланской митрополии. В то время возводилось множество Православных храмов и монастырей. Они были сосредоточием духовных и культурных достижений Алании. Именно тогда построен главный храм монастыря. Однако до сих пор на территории монастыря остались древние, высеченные в скале пещерные храмы, которые, вероятно, относятся к VI веку. Тир - библейское наименование в переводе означает скала. И действительно, это впечатляющее произведение архитектуры наполовину вырублено в скале. В то время монастырь был украшен в интерьере живописью и шедеврами прикладного искусства, составляющими церковный инвентарь, обладал рукописными книгами, там звучала церковная музыка. К сожалению, до нас дошли лишь часть фресковой живописи церковно-канонического содержания, по технике исполнения безусловно византийского стиля, отличающиеся прекрасным рисунком и ярким колоритом. К сожалению, эти и другие фрески аланских храмов еще не стали объектом специального исследования. Монастырь ктиторский. Благодетелями монастыря являлись представители царских династий, они содержали монастырь и зачастую находили в обители свой последний приют - так, например, в храме Рождества Богородицы погребен царевич Рустем, сын царя Картли Вахтанга VI Законодателя. Насельники монастыря молились о здравии и упокоении строителей монастыря, а также поддерживали порядок в царских усыпальницах. Для защиты царских гробниц от разграбления была воздвигнута крепостная стена и сторожевые башни, которые к настоящему времени разрушены.

http://sobory.ru/article/?object=56149

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Алексия с президентом музея Лувр и послом Франции в России Код плеера Livejournal Liveinternet 6 марта 2008 г. 20:53 6 марта в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с президентом Лувра Анри Луареттом и Чрезвычайным и Полномочным послом Франции в России Станисласом де Лабуле. В состав французской делегации также вошли главный хранитель Департамента предметов искусства Янник Дюран, советник по культуре посольства Франции Жан-Люк Гоестер, куратор Года России во Франции и Года Франции в России от французской стороны Николя Шибаев, директор культурного развития и ответственная за выставки в музее Лувра Жюльетт Арман. С российской стороны на встрече присутствовали священник Георгий Рябых, и.о. секретаря по взаимоотношениям Церкви и общества Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата ; С.Ч. Гаглоев, сотрудник секретариата по взаимоотношениям Церкви и общества ОВЦС МП. В Лувре планируется проведение выставки «Святая Русь», которая расскажет о духовной истории Руси от принятия христианства до Петра I. Предстоящая выставка стала предметом обсуждения на сегодняшней встрече . Выставка, организуемая в рамках Года России во Франции, предлагает проследить более чем тысячелетний период истории «Святой Руси», начинающийся с упоминания «русов» в романской («Бертинские анналы», 839) и византийской истории (св. Фотий, 860), первых междоусобиц и борьбы за влияние (латиняне, викинги, византийцы, кавказцы) и первых обращений в христианство (св. Ольга, княгиня Киевская, около 950 г.), которые завершаются знаменитым Крещением Руси при св. равноапостольном великом князе Владимире Киевском (988 г.). С этого времени Русь становится христианской. Выставка расскажет о периоде первого расцвета христианского искусства в русских наследственных или соперничающих друг с другом княжествах в XI-XII вв. (Киев, Владимир, Новгород и др.), колеблющихся между византийским путём и соблазном латинского Запада. Выставка познакомит также с периодом, сменившим времена монгольского нашествия и господства в XIII веке, отражающим все великолепие второго расцвета русского христианского искусства в крупнейших центрах в XIV и XV в.в. (Новгород, Псков, Тверь, Москва и др.), которому способствует динамичное развитие монашества, невиданное доселе (прп. Сергий Радонежский и др.). В эту же эпоху творят иконописцы Феофан, Рублев и Дионисий. В XVI в., в эпоху царствования Василия III и Ивана Грозного, окончательный подъем Москвы, ставшей «Третьим Римом» и «Новым Иерусалимом», открывает новый золотой век русского христианского искусства. Наконец, конфликты и перемирия в XVII веке во времена царствования первых Романовых предшествуют радикальным политическим и эстетическим изменениям, введенным Петром Великим.

http://patriarchia.ru/db/text/374940.htm...

Храмы и монастыри Осетии с высоты птичьего полета Северная Осетия – это ущелья, которые завораживают какой-то нереальной красотой, это реки и водопады. И, главное, это потрясающие своей величественностью горы, на которые можно смотреть бесконечно. В любое время суток и в любую погоду. Потому что это – Кавказ! И, конечно, Осетия – это древнейшие храмы России. Часовня Иверской иконы Божией Матери. Куртатинское ущелье В 5 километрах от мужского монастыря, в высокогорье Куртатинского ущелья Северной Осетии, находится часовня, в которой 600 лет хранилась главная святыня Осетии и всего северного Кавказа – Иверская Моздокская икона Божией Матери, подаренная святой благоверной Царицей Грузии Тамарой Великой (XIII век). Она по кончине первого супруга своего, русского князя Георгия Андреевича, сына знаменитого Андрея Боголюбского, вступила в брак с осетинским царевичем, князем Давидом-Сосланом. Храм Тхаба-Ерды. Ингушетия Тхаба-Ерды - древний христианский храм в Ингушетии. Входит в Джейрахско-Ассинский государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник. Среди учёных нет единого мнения о времени постройки храма. Большинство из них выделяют несколько периодов его строительства, самый ранний из которых некоторые учёные относят к VIII веку, из-за чего храм Тхаба-Ерды часто называют древнейшим на территории России. Аланский Успенский монастырь. Хидикус Аланский Свято-Успенский мужской монастырь расположен рядом с поселком Верхний Фиагдон в Куртатинском ущелье (Алагирский район Северной Осетии). Это самая высокогорная православная обитель на территории России. Основан в 2000-м году. Уастырджи Уастырджи является покровителем мужчин, путников и воинов. В нартском эпосе Уастырджи описывается как небожитель и изображается в виде старца на белом коне, одетого в белую бурку. Спускаясь на землю, он проверяет людей, чтобы узнать, помогают ли они друг другу в нужде и горе. Памятник Уастырджи – это конная статуя в Алагирском ущелье.Один из самых больших конных памятников в мире. Его вес составляет 28 тонн.

http://pravoslavie.ru/148765.html

Митрополит Волоколамский Иларион принял участие в презентации каталога «Древнерусская живопись XII-XIII веков» в Третьяковской галерее в Москве 21 мая 2021 г. 15:18 20 мая 2021 года в Государственной Третьяковской галерее в Москве состоялась презентация академического каталога, посвященного домонгольскому искусству XII-XIII веков, наиболее древней и ценной части коллекции Третьяковской галереи. Каталог «Древнерусская живопись XII-XIII веков» включает описания пятнадцати произведений домонгольской живописи, в том числе одиннадцати икон и четырех фрагментов мозаик и фресок, происходящих из разрушенного Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве, а также иконы Богоматери «Свенской-Печерской». В презентации принял участие председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион . В своем выступлении владыка выразил благодарность коллективу Государственной Третьяковской галереи за «многолетний подвижнический труд по сохранению древних икон», особо подчеркнув, что все эти иконы «составляют бесценное достояние и нашей Церкви, и нашего Отечества». Митрополит Иларион также отметил: «В каталоге, который мы сегодня представляем, собраны иконы домонгольского периода, среди которых я хотел бы особо выделить образы Пресвятой Богородицы. Это и икона " Устюжское Благовещение " , это и новгородская икона " Облачное Успение " , и Свенская икона Божией Матери. И, конечно, царица всех богородичных икон — Владимирская икона Пресвятой Богородицы, которая находится в Третьяковской галерее в храме святителя Николая и служит одновременно и музейным экспонатом, и объектом поклонения для многочисленных верующих. Удивительно, что тайна Богородицы раскрывалась в Церкви постепенно, не сразу. Когда мы обращаемся к истории раннехристианской Церкви, в литературных памятниках того времени мы почти не видим упоминания о Деве Марии, хотя Ее изображения уже встречаются в римских катакомбах. Наступает V век, когда еретик Несторий решает, что Деву Марию следует называть не Богородицей, а Христородицей, так как Она родила не Бога, а человека Христа. Но слово " Богородица " уже тогда употреблялось в богослужении, оно полюбилось церковному народу, и когда Несторий начал проповедовать свое учение, церковный народ восстал, богословы сплотились для того, чтобы защитить почитание Пресвятой Девы как Божией Матери. Святые отцы Церкви говорили: да, действительно Она родила Иисуса Христа по человечеству, но Иисус Христос — это Воплотившийся Бог, а потому Она справедливо именуется Богородицей.

http://patriarchia.ru/db/text/5812111.ht...

     Велики део тог корпуса црквених уметничких предмета и нестао у ратним метежима и Данас располажемо само делом тога, што смо успели да отргнемо из разних и Поучени од стране Светога Саве, Срби су у сеобама носили све што претекло, а могло се понети. Тако и ово благо на изложби организованом поводом осам векова ауокефалности Српске Православне Цркве само оквирна слика - тек предукус, онога шта некад кроз било створено у уметности. У простору Српске Православне Цркве, за ову прилику, изложено преко шестстотина експоната су настали под Српске Православне Цркве – од и Високих Дечана, широм су Срби, све до манастира Крка, од XIII до XX века. Ризнице цркава и манастира су богослужбени предмети и као српских владара и чланова породица, и епископа, игумана и монаха, као и из народа, из скривница изнете на видело пред поклонике и публику. Изложена дела су радови врхунских уметника – до радова и са ретким изузецима, настали су из руку српског народа, а у славу Бога и светих. На самом улазу у велики публику Богородице Соколичке (1312-1316) красила портал Милутинове гробне цркве у манастиру Уз и Родопово звоно (1432.) из цркве Светог Николе у Дреници. на степеништу води у главни ходник на почетку поставке изложене су и иконе изложбе, а то су две чудотворне, иконе Богородице и Архангела Гаврила, су настале средином XIV века. На високим зидовима степеништа изложене су фресака из манастира Жиче и (XIV век).      Затим се наилази да две за ову прилику у потпуности преадаптиране у су изложене рукописне и стара штампана збирци манастиру Дечанима и манастиру Крки. Поставку писане речи краси стотину примерака рукописних XIII – XIX век. изложен примерак настао у Црколез у близини Дечана у XIII веку. Писана као и и током наредног на пергаменту. Као тип се затим ту и Апостол, Пролози, Лествица Лествичника, дела Теодора Студита и Паламе. Из XIV века сет су припадале манастиру Дечанима, а то Поменик манастира Дечана, Дечанска и Стефана Дечанског. ликовно експонатима то су из XVI богато осликаним минералним и златом, кроз раскошне заставице, и период обележен и богатог окова, – изведен од сребрног па лима, са додацима у полудрагом камену, красио управо Затим се нижу и друге врсте штива, попут Октоиха, Псалтира, Служебника,Патерика, Типика... У овим могу се видети из XVI, као и певница из XVII века припадала манастиру Дечанима. Овде се може видети како изгледао дивит и метална торбица за путно

http://pravoslavie.ru/124615.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010